Адрес: https://polit.ru/article/2009/09/29/privat/


29 сентября 2009, 18:22

С приватизационным призывом

Правительство России в 2010 году может продать пакеты акций в некоторых компаниях с целью привлечения в бюджет средств. Приватизация продолжится и в долгосрочной перспективе, заявил во вторник министр финансов Алексей Кудрин на форуме «Россия зовет!».

По словам министра Кудрина, рабочая группа во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым уже подыскивает активы, «которые с учетом рынка могут быть проданы сейчас и недешево». В перспективе три и более лет правительство будет продавать активы, приобретенные в ходе кризиса в результате докапитализации банковской системы и господдержки реального сектора.

По словам Кудрина, речь идет в том числе и нефтяных компаниях, и о банке ВТБ, и о телекоммуникационной отрасли, и об авиационной промышленности (ОАК).

Главной задачей госкорпораций и крупных государственных холдингов сейчас является реструктуризация проблемных активов, а после того, как они выполнят эту миссию, правительство будет продавать крупные пакеты этих компаний. «Наша стратегическая цель — на горизонте трех и более лет продавать большие пакеты в крупных компаниях и холдингах», — заявил министр финансов Кудрин.

Это заявление последовало вскоре после того, как на минувшей неделе первый вице-премьер Игорь Шувалов в интервью Bloomberg заявил о возможности приватизации ряда государственных активов. У государства есть около 5500 предприятий, которые уже в этом году могут быть преобразованы в акционерные общества и проданы на рынке, сказал Шувалов. По его словам, государство может продать свои доли в таких компаниях, как «Роснефть».

Кудрин поддержал идею Шувалова. Он утверждал, что правительство начало подготовку программы повышения эффективности экономики страны, предполагающей уменьшение присутствия в ней государства. Деньги, вырученные от продажи государственных активов, пойдут на покрытие бюджетного дефицита, который на следующий год, как планируется, порядка 2,9 трлн. рублей.

Во время кризиса участие государства в экономике (как опосредованное, так и прямое) выросло. В июле заместитель министра экономического развития Андрей Клепач говорил, что доля участия государства в экономике России составляет 45-50%. Он отметил, что речь идет о всех видах госучастия, включая госкорпорации, а также доли государства в крупнейших компаниях – «Газпроме», «Роснефти», Сбербанке и ВТБ. Долю участия федерального правительства в экономике России Клепач оценил в 25%.

Расширение присутствия государства в экономике страны наметилось в начале 2000-х годов, после активной приватизации 1990-х. Однако в октябре прошлого года премьер-министр Владимир Путин заявил, что национализации экономики страны не произойдет. Расширение присутствия государства в экономике он назвал вынужденной и временной мерой.

До сих пор избавиться от собственности у государства получалось не очень хорошо. Из планов по избавлению от «лишней» собственности за последние несколько лет было реализовано лишь допразмещение акций Сбербанка, остальные госкомпании скорее расширяли сферу влияния с 2005 года «Рособоронэкспорт» и близкие ему структуры приобрели контроль в «АвтоВАЗе» и «ВСМПО-Ависма», госкомпании получили контроль над большинством активов обанкротившегося ЮКОСа.

В той же телекоммуникационной отрасли государство во время кризиса лишь усиливало присутствие. Так, была достигнута договоренность с АФК «Система» о выкупе блок-пакета акций «Связьинвеста», а саму компанию ждет реструктуризация. Кроме того, «Связьинвест» - крупнейший оператор фиксированной связи заявлял о желании расширить присутствие на рынке сотовой связи.

О планах по «дальнейшей приватизации» «Роснефти» Шувалов заявлял вскоре после IPO компании в 2006 году. Глава Росимущества Валерий Назаров в начале 2007 года в интервью «Мы считаем, что РФ достаточно сохранить контрольный пакет акций "Роснефти". Основным вариантом распоряжения акциями "Роснефти" является осуществление второго этапа публичного размещения на рынке". Про потенциальный выход на биржу Объединенной авиастроительной корпорации также много говорилось. Размещать планировали и акции дочек РЖД (не случилось), и продать госпакет «КамАЗа» правительство тоже планировало (отошел ГК «Ростехнологии»).

А в результате кризиса госбанки могут стать владельцами крупных пакетов частных компаний, которые были заложены владельцами под обеспечение кредитов отечественным либо международным кредитным организациям. Сбербанк в последнее время активно просит за компании-должники, только бы не приобрести новое беспокойное хозяйство. ВЭБ выкупил значительную часть долгов «Русала», сильно перекредитованы девелоперы, автостроители, некоторые металлурги. Возникает и вопрос: если даже экономика России возобновит рост в 2010 году, кто именно сможет принять участие в приватизации стратегических предприятий, какие пакеты будут реализованы и в какой форме – в форме допразмещения или путем продажи на аукционе. По поводу любого из этих вопросов, как представляется, развернется очень острая борьба. Наконец, немаловажно – сможет ли государство получить «настоящие деньги» за компании и согласится ли продать что-то за, с точки зрения госменеджеров, «ненастоящую цену».

Даже согласие части истеблишмента с затыканием бюджетных дыр путем избавления от небольших пакетов акций госкомпаний (сложно представить, кстати,  что государство где-либо откажется от контроля) может стать недостаточным условием для новой волны приватизации. А уж к 2010 году согласовать все позиции и вовсе будет крайне сложно. Так что заявления «либералов из правительства» стоит воспринимать как важную, но все-таки декларацию. Герман Греф в середине 2000-х тоже регулярно заявлял, что вопрос о приватизации «Связьинвеста» практически решен.