Адрес: https://polit.ru/article/2009/10/09/mgd/


09 октября 2009, 17:40

Четыре с плюсом

В ознаменование окончания предвыборной кампании по выборам в Мосгордуму произошло два важных для понимания их сущности события. Первое: депутат Государственной Думы Олег Смолин в пятницу днем, предъявив удостоверение депутата, прошел в здание префектуры САО, и в приемной Митволя на глазах у секретаря положил траурный венок у двери кабинета. Второй: Верховный суд восстановил кандидата-эсера Галину Хованскую, которую Мосгорсуд ранее из списка эсеров исключил.

История «Митволь против Смолина» обросла значительным количеством занимательных подробностей. В конце июля новоназначенный префект Северного округа столицы Олег Митволь внезапно узнал, что на вверенной его персоне территории развлекаются гомосексуалисты. Причем, делают это в здании клуба, который вообще-то числится за обществом слепых. И в этом им якобы всячески способствует депутат-бизнесмен-коммунист Олег Смолин. Коммунисты, вступившись за коллегу поведали, что геев в глаза не видали, а виноват во всем как раз Митволь, который решил задешево пропиариться, игнорируя партийную принадлежность лавного лидера слепых. Тут же подоспели вездесущие и хорошо организованные геи под управлением Николая Алексеева. Шум создался немаленький.

По случайному стечению обстоятельств, депутат Олег Смолин и префект САО Олег Митволь оказались конкурентами на выборах в Мосгордуму по соответствующему округу столицы. «Выборы», вздыхали наблюдатели, «пошумят и успокоятся». В самом деле, это такая распространенная политтехнология – обвинить конкурентов по избирательной кампании в гомосексуализме, затем выпустить в его поддержку неких геев, «защищающих» конкурента. Избиратель оказывается в ситуации выбора – за геев или за "нормальных пацанов". Даже если наблюдатели правы – все равно история  «Митволь против геев и коммунистов» была самой яркой за всю предвыборную кампанию в Москве.

Остальное было почти привычно: сняли кандидатов от «маргинальной оппозиции» в лице движения «Солидарность». Сняли кандидатов и от «системной оппозиции» в лице «Правого дела». Само «Правое дело», окончательно запутавшись – против Лужкова или не очень против, с «Яблоком» или само по себе, с Гозманом или с Титовым, с выборов соскочило. Это, впрочем, история более федеральная. Наконец, уже и вовсе странным образом с выборов сняли Галину Хованскую, причем, из списка эсеров, оставив ее баллотироваться по одномандатному округу. Верховный суд Хованскую вернул, но только 9 октября. Это тоже своего рода классика - снимать кандидата, без особого расчета, что его не восстановят. Прсто на восстановление необходимо время, которое кандидат теряет. 

Правда, за две недели до выборов даже началась какая-никакая кампания и проявилась некоторая активность партий-конкурентов: замелькали билборды, появились даже агитаторы (до этого времени лишь собиравшие подписи «яблочники», да немногочисленные эсеры присутствовали на улицах столицы). Телеканал «ТВ-Центр» педалировал тему выборов аккуратно, но настойчиво на протяжении всей кампании: регистрация кандидата от ЕР Андрея Метельского (его комментарий, и упоминание "о других кандидатах"), встреча глухонемых олимпийцев (на картинке - флаги "Единой России").

Т.е. кампания была деполитизированной, технологичной и очень невыразительной. Подогревать интерес москвичей к выборам явно не стремились. "Карту Лужкова" допущенные кандидаты разыгрывать не спешили, милиционер Евсюков в речах не всплывал, будто не в Москве была стрельба. На этом фоне утаптывания конкурентов и как бы несуществующих выборов (оговоримся – в 2007 году в Подмосковье было еще тоскливее), «Митволь против геев» выглядел и вправду ярко.

Актуальных цифр публиковать нельзя по закону, но рискнем предположить, что демократия «по-лужковски» не допускает сбоев – куда там Администрации Президента. Договоренности на «четырехпартийную» МГД несомненно были достигнуты. Сохраняется интрига будет ли пятая партия (здесь в качестве кандидатов на отсев называют то ЛДПР, то «Справедливую Россию»). Ритуальное присутствие в МГД представителей иных, кроме «Единой России» «по версии Лужкова», партий (опять-таки «по версии московской мэрии») мало что поменяет в стилистике работы Мосгордумы. Но при, скажем, 55 процентах у единороссов по партспискам, распределить оставшиеся 45 (в уме, разумеется, - голосует-то избиратель) среди четырех оставшихся партий очень даже можно таким образом, чтобы все четыре в МГД оказались (условно говоря – коммунистам 15-17, остальным – в районе и меньше 10 процентов). При барьере в 7 процентов (на выборах 2005 года были запретительные 10) это бы устроило все партии

Вторым интригующим моментом будет поствыборное распределение должностей в самой МГД – останется ли спикером нынешний спикер Платонов или он уступит место, скажем, Андрею Метельскому, который давно метит на этот пост, какие комитеты отдадут (и отдадут ли) единороссы.

Вообще, главная региональная выборная кампания страны показала, что условный «режим Лужкова» неплохо себя чувствует, по крайней мере, в политической плоскости. Система неформальных договоренностей существует, более того, выражаясь словами главного политменеджера России Владислава Суркова, it’s working. Чужие здесь не ходят, и пока мэр в силе зайти им и не удастся. Воистину, без Митволя и Смолина предсказуемость ходов оппонентов была бы совсем полной. Поэтому логична кольцевая схема предвыборной кампании в Москве (в Москве так любят кольца) – Митволем со Смолиным кампания началась, ими же и закончилась.