Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
11 декабря 2017, понедельник, 16:35
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

28 октября 2009, 08:45

Битва за грузинские СМИ

В годовщину войны с Россией грузинский президент Михаил Саакашвили перешел в «наступление очарованием» в западных СМИ, заявляя о том, что Грузия укрепляет свои демократические институты. Президент употребил правильные слова: ключевым пунктом в его реформаторском проекте было обещание создать государственную телекомпанию, в которой бы работали как представители провластных взглядов, так и члены оппозиционных партий. Но пока что его действия противоречат этим словам. Различные гражданские организации в столице Грузии то и дело жалуются на одно и то же: нынешнее правительство жестко контролирует телевизионное вещание.

Международные активисты также открыто осуждают президента за манипулирование СМИ. В июне Комитет защиты журналистов провел в Грузии расследование и установил, что «государственные компании «Рустави-2», «Мзе» и «Имеди ТВ» фактически не критикуют правительство Саакашвили», а Бая Ромелашвили, аналитик аппарата Народного защитника Грузии, сообщила мне, что оппозиции сейчас еще труднее добраться до эфира, чем в черные времена Эдуарда Шеварднадзе

Что касается недавнего обещания Саакашвили воспрепятствовать «преследованию журналистов и нанесению им физических увечий», оно отсылало к издевательствам над многими тбилисскими журналистами, которых избивали и увольняли во время его президентства.

Каждое последующее правительство так или иначе притесняло телекомпании страны, а Саакашвили преследовал независимые компании не менее энергично, чем проводил свои экономические и институциональные реформы.

Когда Шеварднадзе наконец устранили от власти в ноябре 2003 г., наибольшим доверием пользовался частный канал «Рустави-2», потому что он открыто говорил о коррупции, которая пронизывала весь режим. В октябре 2001 г. агенты Шеварднадзе атаковали телекомпанию, но журналисты «Рустави» заперлись в здании и транслировали происходящее в прямом эфире, взывая к общественной поддержке и вынуждая правительство к отступлению.

Саакашвили, пришедший к власти в январе 2004 г., быстро ограничил деятельность независимых СМИ. Владелец «Рустави-2» Эроси Кицмаришвили поспешно продал канал бизнесмену со связями в министерстве обороны; позднее он утверждал, что эта сделка служила лишь прикрытием, а на самом деле канал захватили власти.

Постепенно направленность канала изменилась, а знамя протеста перешло к компании «Имеди («надежда») ТВ». Ее финансировал Бадри Патаркацишвили, магнат, близкий к Борису Березовскому. Канал «Имеди ТВ» первым стал расследовать убийство Сандро Гиргвлиани, в котором были замешаны лица из саакашвилиевского министерства внутренних дел.

25 сентября 2007 г. «Имеди ТВ» передал заявление бывшего министра внутренних дел Ираклия Окруашвили о том, что президент Саакашвили отдавал распоряжения убивать своих оппонентов, в том числе владельца «Имеди ТВ», магната Бадри Патаркацишвили. Окруашвили арестовали и вынудили опровергнуть эти утверждения в ходе допросов, но уже после того, как на улицах начались антиправительственные демонстрации.

Демонстрации продолжались, и 7 ноября Саакашвили объявил чрезвычайное положение. В тот же вечер в офис «Имеди ТВ» вторглась вооруженная полиция: обыскивали оборудование, арестовывали, угрожая оружием, журналистов; говорят, что эти действия они сопровождали словами: «Вы, собаки Бадри, делаете работу за русских!».

Всё время, пока полиция бушевала в здании, в прямом эфире выступал ведущий канала Георгий Таргамадзе, а операторы снимали происходящее на камеры.

Под конец Таргамадзе обратился напрямую к международной общественности: «Вместе с нами в здании находится глава «Имеди» Луис Робертсон, которого схватила полиция. На третьем этаже идет обыск, на первом этаже все сотрудники лежат лицом вниз. Я не знаю, что происходит снаружи, не знаю, что делается в аппаратной; кто-нибудь меня слышит? Мы сейчас в очень трудном положении, нас не предупредили, что в помещение ворвется полиция. Закрывая канал, правительство нарушает конституцию. Это означает, что режим – диктаторский. Я обращаюсь ко всем организациям и посольствам с просьбой заступиться за граждан. Вот они, входят в студию. Я хочу вас поблагодарить. Я слышу крики из аппаратной; надеюсь, наши сотрудники не пострадают. Вот они, наши “гости”».

И «Имеди» пропал из эфира. И так и не появился до внеочередных президентских выборов, состоявшихся в следующем году, когда Саакашвили, в отсутствии независимого общенационального телевидения, которое бы давало эфир кандидатам от оппозиции, снова одержал победу. В столице, где еще сохранились местные независимые телеканалы, оппозиция пользовалась большим успехом. Но президент удержал власть за счет голосов со всей страны.

В то время «Имеди ТВ» управлялся холдингом Руперта Мердока News Corporation. Мердок пришел в ярость. Он рассказал Associated Press, что, согласно его инструкции, «Имеди» строго соблюдал нейтралитет: «Мы специально отслеживали каждый выпуск новостей, чтобы убедиться в его объективности, честности и непредвзятости… но, очевидно, власти не обратили на это внимания. Мы приглашали их в эфир, чтобы они выражали свою позицию. Вместо этого явились две сотни головорезов, крушили офис и нападали на людей».

Правительство потребовало, чтобы News Corporation подтвердила свои права на владение каналом, и Бадри Патаркацишвили бежал в Великобританию, где в феврале прошлого года умер в своем доме в графстве Суррей. Дальний родственник Бадри, Иосиф Какиашвили (он же Джозеф Кей) заявил, что владение «Имеди ТВ» перешло к нему. Жена Бадри успешно опровергла его притязания в Нью-Йоркском суде, но Какиашвили (близкий друг Андрея Лугового из ФСБ/КГБ, которого подозревают в политических убийствах) одержал победу в ходе параллельно проходившего судебного разбирательства в Тбилиси.

Какиашвили быстро уволил выпускающего редактора радио «Имеди» Нонну Кандиашвили под тем предлогом, что она слишком «негативно» относится к правительству, а затем продал медиахолдинг «Имеди» арабской компании-застройщику Rakeen. В переводе с арабского “rakeen” означает «надежная поддержка», а главой отдела общественно-политического вещания «Имеди» назначили пресс-секретаря из грузинского министерства обороны.

Георгий Таргамадзе, телеведущий, остававшийся на своем посту, когда в здание ворвалась полиция, после того случая организовал политическую партию «Христианско-демократическое движение», которая сейчас представлена в парламенте в рядах оппозиции Саакашвили. Члены партии опубликовали состоящий из семи пунктов план по установлению диалога между правительством и оппозицией. Четыре из этих семи положений имеют отношение к СМИ; в частности, это требование вернуть «Имеди» его «законным владельцам», а также рекомендации по повышению плюрализма и непредвзятости в общегосударственных СМИ.

Георгий Ахвледиани, один из бывших соведущих Таргамадзе, ныне возглавляющий парламентскую фракцию партии, пояснил: «Проблема грузинского телерадиовещания состоит в том, что у нас сейчас есть плюрализм взглядов, но он либо очень проправительственный, либо очень антиправительственный; а в середине ничего нет». Оппозицию тоже обвиняют в запугивании журналистов: протестующие устраивали «стену позора» с фотографиями журналистов из государственной телекомпании, которые не захотели оттуда уволиться.

Христианские демократы воспользовались своим положением в парламенте и поддержали зарождающийся прооппозиционный канал «Маэстро ТВ», но, по мнению Ахвледиани, здесь важнее работа государственной вещательной компании, которая, как он утверждает, могла бы задать грузинским СМИ планку профессионализма и объективности. Государственная вещательная компания уже получала смешанное руководство, в состав которого вошли члены противоборствующих партий, но это не привело к приемлемому уровню непредвзятости. Ахвледиани утверждает, что политическая объективность – это не вопрос консенсуса между различными партиями, а дело нового руководства, состоящего не из политиков, а из журналистов.

Такую систему ввели на канале «Маэстро ТВ», который недавно получил лицензию на спутниковое вещание. В компании недавно назначили совет доверенных лиц, состоящий из опытных журналистов; компания также отказалась от финансирования со стороны политических групп. Канал работает под сильнейшим давлением: в здание бросают гранаты; в офис ежедневно поступают звонки с угрозами. Но основатель канала Мамука Глонти убежден, что «Маэстро» жизненно важен для Грузии. По его словам, канал предназначен для того, чтобы «противостоять потоку дезинформации, льющемуся из государственных каналов. 25% населения Тбилиси верят «Рустави-2» и «Имеди ТВ», утверждающим, что мы выиграли войну».

Сотрудники «Маэстро» - это в основном студенты и добровольцы; Глонти заявил, что канал будет «обращаться за помощью к населению, а также к местным бизнесменам и грузинским бизнесменам за рубежом» и таким образом собирать средства на спутниковую трансляцию. Это может потребовать порядка 18 000 долларов в месяц. При таком враждебном правительстве и слабо развитом рекламном рынке «Маэстро» будет нелегко выжить в качестве общенациональной вещательной компании. В настоящее время канал все еще работает только как кабельный, и его потенциальная аудитория ограничена.

Однако организаторы уверены, что «Маэстро» не пойдет по пути «Рустави-2» и «Имеди ТВ», а останется независимым. Степень свободы, предоставленной журналистам «Маэстро», и их безопасность послужат главным критерием достоверности обещаний укрепить демократию, которые дает Саакашвили, пытаясь обеспечить своему правительству дальнейшую поддержку со стороны Запада.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

16:21 Михалков переизбран главой Союза кинематографистов России
16:07 Михаил Саакашвили назвал себя военнопленным
15:58 В Манхэттене прогремел взрыв
15:53 60 млн рублей выделены на развитие технологии трекинга для виртуальной реальности
15:46 ЦБ стал единоличным владельцем «Открытия»
15:30 Хакер из Екатеринбурга заявил о взломе Демпартии США по заказу ФСБ
15:14 МГУ попал в топ российского рейтинга мировых вузов
15:04 Лавров не увидел признаков достижения Трампом «сделки века» по Палестине
14:53 Изучен «бактериальный экипаж» Международной космической станции
14:37 Эстонский бизнесмен получил в России 12 лет за шпионаж
14:11 Экологи объяснили неприятный запах в Москве выбросом воды
13:51 Саудовская Аравия снимет 30-летний запрет на кинотеатры
13:20 Большинство российских спортсменов заявили о желании участвовать в зимних Играх
13:06 Путин прибыл в Сирию и приказал начать вывод войск
13:03 В Совфеде предложат наказание за привлечение детей к несогласованным акциям
12:38 Родителям двойняшек выплатят пособие сверх маткапитала только на одного ребенка
12:18 В Египте нашли две гробницы времен XVIII династии
12:14 «Дочка» «Ростеха» оспорила санкции из-за турбин Siemens в суде ЕС
12:01 Лидер SERB потребовал наказать организаторов показа фильма о Донбассе
11:51 В «Ленкоме» началось прощание с Леонидом Броневым
11:39 Матвиенко предложила оставлять больше денег в регионах
11:38 СК завел дело после смерти избитой в Красноярске школьницы
11:20 Мадуро отстранил главные оппозиционные партии от участия в президентских выборах
11:16 Биржа CBOE приостанавливала торги из-за спроса на биткоин
10:59 Путин наградил госпремией Людмилу Алексееву
10:50 Зарплату чиновников повысили впервые за 4 года
10:46 Вернувшийся с Маврикия президент ДС-Банка арестован по делу о растрате
10:43 Петроглифы Венесуэлы впервые нанесены на карты
10:24 Потраченные на санацию «Открытия» миллиарды вернутся в бюджет из ЦБ
10:23 Роспотребнадзор предложил маркировать вредные продукты
10:04 Осужденным за взрывы домов в Москве и Волгодонске предъявили новые обвинения
09:59 Выборы президента для повышения явки сделают праздником
09:44 Danske Bank предсказал укрепление рубля в 2018 году
09:25 Правительству РФ предложили удвоить сбор за утилизацию машин
09:17 РЖД перевели все поезда южного направления в обход Украины
08:58 Роструд вывел из «теневой экономики» 6 млн россиян
08:34 Дипмиссии США возобновили выдачу виз в трех городах России
08:01 Глава МВД Германии осудил сожжение флагов Израиля в Берлине
07:43 Трамп назвал лживые СМИ позором Америки
10.12 20:50 Сборная РФ по прыжкам на лыжах с трамплина поедет на ОИ-2018
10.12 20:24 Лариса Гузеева попала в базу данных «Миротворца»
10.12 20:03 Нетаньяху попросил Эрдогана не читать лекции о морали
10.12 19:45 США пообещали «взяться» за Северную Корею
10.12 19:27 Исполком IBU ограничил в правах Союз биатлонистов России
10.12 19:04 «Спартак» разгромил ЦСКА в 20-м туре чемпионата России
10.12 18:47 Участники марша в Киеве выдвинули требования к Раде
10.12 18:31 В Осло вручили Нобелевскую премию мира
10.12 18:07 Саакашвили подал в суд на генпрокурора Украины
10.12 17:49 Россия упустила бронзу в женской эстафете на этапе КМ по биатлону
10.12 17:32 Кандидаты в сборную РФ по тяжелой атлетике сдадут экзамен о допинге
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.