Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
12 декабря 2017, вторник, 07:53
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

09 ноября 2009, 11:04

Особенности общественно-политического развития «албанского мира» Косово

На протяжении последних лет при обсуждении вопроса отделения Косово от Сербии принято было говорить о Косово как единой общественно-политической и этнической общности, ведущей борьбу за независимость от чуждого ему государства. Решение о суверенитете стало серьезным международным прецедентом, последствия которого еще долго будут актуальной угрозой для мирового сообщества, а обретшее независимость Косово в реальности неожиданно оказалось лишенным того единства, о котором говорилось ранее. «Полит.ру» публикует статью Артема Улуняна, в которой речь пойдет о реальной общественно-политической ситуации в Косово в исторической перспективе и актуальном времени. Статья вошла в сборник «Конфликт в Косово и международная безопасность» (М., 2009), подготовленный экспертами Российской академии наук.

См. также:

На протяжении 2007 г. проблема статуса Косово (по-албански Косóва) стала доминирующей темой большинства публиковавшихся в мировых СМИ материалов по балканской теме. Особое внимание их авторы уделяли действиям албанской и сербской сторон в контексте нараставших ожиданий провозглашения косовскими албанцами независимости края и вероятной реакции Белграда на подобное развитие событий. Анализ расстановки сил в сербском руководстве и перспективы вовлечения в косовский конфликт на заключительном этапе его разрешения сторонников и противников косовской независимости из числа ведущих мировых держав доминировал в большинстве политологических публикаций как в США, так и Европе. В то же время практически вне поля зрения экспертов и политологов (за исключением ряда политических комментаторов из числа албанцев-косоваров) продолжала оставаться общественно-политическая ситуация, складывавшаяся в албанской общине Косово. Во многом это было обусловлено несопоставимыми по масштабности проблемами решения вопроса об окончательном статусе и внутриполитическими особенностями развития партийно-политической системы косоваров-албанцев, в которой все политические силы выступали за независимость и суверенитет продолжавшего оставаться формально в составе Сербии края. Одинаковое отношение политических партий албанцев к статусу Косóвы создало представление о них у внешних наблюдателей как близких и не заслуживающих отдельного внимания, что, в свою очередь, породило «единый образ» албанцев-косоваров.

Прежде всего, несмотря на то, что, как отмечали исследователи, «сами албанцы резко отвергают идею о том, что между ними (албанцами собственно Албании, Косóвы и Македонии — Ар.У.) существуют различия» [3], определенная региональная дифференциация, а также особенности социальной организации не позволяют оценивать ситуацию столь однозначно [4]. Это относится к малообсуждаемой по многим причинам, но имеющей определенное значение для понимания происходящих в албанской общине Косóвы процессах, проблеме этно-кланового состава албанского общества в целом и этого региона в частности. Большинство албанского населения здесь является представителями северной этнической группы — гегов (южные албанцы называются тосками) и принадлежат к нескольким кланам — Мальсия-е-Маде, Мальсия-Пея, Подрима, которые, в свою очередь, делятся на так называемые политико-социальные объединения — байраки и семейно-родовые (в широком смысле этого слова) — фисы, т. е. племена  [5]. Во многом формирование политических организаций в Косóве оказалось под определенным влиянием этой сложной и не видимой для многих внешних наблюдателей системы региональных и родственно-земляческих структур, которые являются более крепкими, чем конфессиональная принадлежность косоваров [6]. В то же время высокая степень взаимопроникновения сербского и албанского этносов в средние века способствовала взаимной ассимиляции, что выразилось в этноисторическом феномене племенных объединений [7]. Система межродовых и межплеменных взаимосвязей сохранилась у албанцев с более ранних времен, а сама картина этого достаточно сложна: «Ныне одна часть Хотов (имелся в виду фис — Ар.У.) живет в Албании, другая — в Югославии. Почти все члены фиса Красничи (или Красниче, Красовичи, в написании Ровинского — Крастеничи) обитают в Албании, а в Югославии — лишь небольшие их группы. Все они — потомки большого древнего фиса (наименование его не сохранилось), разделившегося с течением времени на пять частей. В конце ХIХ в. Хоти и Триепши были католиками, Красниче — мусульманами. В народе рассказывают об особой близости членов этих пяти фисов (племен), об их традиционной взаимопомощи и взаимозащите. По другим рассказам, люди фиса Красничи считаются «братьями» членов католического фиса Никай (Никовичи)» [8].

В современной косовской реальности фисы как явление общественной жизни косоваров продолжают сохранять свое значение. Так, в частности, бессменный руководитель Демократической Лиги Косóвы (ДЛК) Ибрагим (Ибрахим) Ругова принадлежал к фису Клементи, основная часть которого проживает в Северной Албании и исповедует католицизм. Однако представители его косовской ветви — мусульмане. Но это обстоятельство никогда не мешало их взаимообщению. Примечательно, что в начале января 2003 г. в ряде европейских изданий сообщалось о переходе И. Руговы в католичество, однако сам президент Косово и глава ДЛК не подчеркивал этого факта. Более того, состоявшиеся в январе 2006 г. похороны Руговы были организованы в соответствии с его завещанием по гражданскому неконфессиональному обряду.

Одновременно само формирование фисов проходило в сложных условиях. Существует историческая традиция, в соответствии с которой сами сербы признают факт формирования Клементи как из албанцев, так и сербов. В период острой фазы косовского кризиса, когда отряды Армии освобождения Косóвы (АОК, по акронимам албанского названия — УЧК — UÇК — Ushtria Çlirimtare e Kosovёs) действовали против сербских сил, они одновременно осуществляли насильственные акции и против тех, кто, по их мнению, был готов пойти на компромисс с Белградом из числа самих албанцев. Среди погибших в результате подобных действий были представители нескольких албанских фисов, принадлежавших к так называемым смешанным группам.

Складывавшаяся на протяжении 90-х годов ХХ в. общественно-политическая ситуация в «албанском мире» Косовы, была достаточно взрывоопасной и исключительно противоречивой [9]. Созданная в декабре 1989 г. в полулегальных условиях Демократическая Лига Косóвы, руководящая группа которой состояла из представителей албанской гуманитарной интеллигенции во главе с И. Руговой, являлась единственной серьезной политической силой албанцев-косоваров, объединившей их в масштабах всего края. Образовавшиеся в начале 90-х годов несколько других партий — Албанская демохристианская, Партия демократического действия, Демократическая мусульманская партия реформ, Крестьянская партия Косовы Парламентская партия Косовы, Социал-демократическая партия Косовы, не смогли — выступить серьезными конкурентами ДЛК. В то же время сам факт их появления свидетельствовал о начавшемся процессе политического размежевания в албанской общине края. На этом этапе общественно-политического развития албанцев-косоваров идеология создания собственного национально-административного образования, равного по статусу другим союзным республикам Югославии, была доминирующей.

Эволюция программных установок ДЛК, проходившая на протяжении первой половины 90-х годов ХХ в. вплоть до начала вооруженных действий в 1998 г., свидетельствовала о постепенном смещении идейно-политических взглядов как в самой организации, так и албанской общине Косово в сторону окончательного разрыва с Сербией. Начало этому процессу было положено 2 июля 1990 г., когда местный парламент, состоявший из албанцев-косоваров, тайно собрался в местечке Качаник (юго-западная часть Косовы) и провозгласил создание так называемой Республики Косóва в составе Югославии, что было сделано во многом как реакция на ликвидацию автономного статуса края набиравшим силу режимом Слободана Милошевича. И. Ругова был выбран президентом непризнанного государства. Однако уже через год — 22 сентября 1991 г. косовский парламент принял решение о суверенном характере Республики Косóва, объявлявшемся независимым государством, что было подтверждено во время проведённого албанцами-косоварами неофициального референдума.

Существование параллельной власти в лице албанских нелегальных и полуподпольных институтов и сербских, являвшихся инструментами белградского режима, существенно повлияло на развитие общественно-политических движений и организаций среди албанцев-косоваров. Это было обусловлено двумя главными причинами. Во-первых, ДЛК, постепенно прекращая свою функцию общенационального политического объединения и трансформируясь в политическую партию, фактически подготовила условия для размежевания албанской общины Косóвы на сторонников различных политических течений в национальном движении косоваров. Во-вторых, внутри самой албанской общины более активную роль начинают играть региональные, клановые, социальные и идейно-политические факторы, которые используются местными общественными деятелями, постепенно превращавшимися в политиков.

Первой серьезной демонстрацией политического размежевания внутри албанского косовского национального движения стало противостояние возглавлявшейся И. Руговой Демократической Лигой Косóвы и организационно оформившимся в 1998 г. военно-политическим движением Армией освобождения Косóвы, которая выступила как вооруженная сила, боровшаяся за независимость Косóвы [10]. Идейно-политическая платформа ДЛК, сформулированная И. Руговой и его сподвижниками, не предусматривала вооруженной борьбы и была рассчитана на постепенное достижение независимости Косово мирными средствами. Появление УЧК и её действия поставили президента непризнанной Республики Косóва в достаточно сложное положение. С одной стороны, он являлся противником начала боевых действий в крае, стремился избежать повторения боснийского пути развития ситуации. Однако, с другой стороны, И. Ругова не желал терять влияние на всё албанское общество Косóвы, так как понимал, что его пацифистская позиция может способствовать усилению радикалов из числа полевых командиров УЧК, постепенно превращавшихся в политические фигуры. Этому способствовала усиливающаяся партизанская деятельность УЧК, использовавшей радикализацию общественных настроений в целях усиления боевой деятельности и вербовки новых бойцов. Если И. Ругова, выступая за независимость края от Сербии, был готов вести переговоры с Белградом, то сторонники жёсткой линии выступали за немедленное решение этого вопроса всеми имеющимися, включая вооруженную борьбу, средствами. Уход из ДЛК второго человека организации — Хидаета Хисени, создавшего собственную организацию — Новую демократическую лигу Косóвы, мог стать началом раскола уже в рядах самой большой и влиятельной политической силы косовских албанцев во главе с признанным как в крае, так и на международной арене лидером — И. Руговой. На фоне усиления позиций Адема Демачи, создавшего в 1996 г. Парламентскую партию Косовы, которая стала также центром притяжения части членов и функционеров Демократической Лиги Косовы (ДЛК), ситуация грозила перерасти в полномасштабный кризис ДЛК и способствовать появлению многочисленных мелких партий, не способных объединить достаточного количества албанцев-косоваров. В то же время действия УЧК также вызывали серьезные опасения у многих албанцев, считавших невозможным участвовать в вооруженной борьбе, использующей откровенно террористические методы, что повлекло расправу над ними со стороны боевиков.

Одним из серьезных соперников президента И. Руговы на этом этапе стал Буяр Букоши, являвшийся на протяжении 1991–2000 гг. премьер-министром непризнанной Республики Косóва и объявивший себя главой «косовского правительства в изгнании». Он выступал за бескомпромиссную борьбу против Сербии и независимость края.

Другим конкурентом И. Руговы стали представители военно-политического руководства УЧК. Уже на первой стадии подготовки к встрече в Рамбуйе, назначенной на февраль 1999 г., выявилась политическая неоднородность албанской стороны. Часть её лидеров из числа полевых командиров АОК стояло на непримиримых и воинственных позициях, не предусматривающих каких-либо компромиссов. Представитель политического крыла УЧК А. Демачи, будучи фигурой крайне противоречивой, хотя и жёстким сторонником независимости, тем не менее был способен пойти на обсуждение вопросов, связанных с минимизацией конфликта. В то же время он жёстко критиковал тех из руководителей УЧК, кто готов был пойти на уступки. Президент непризнанной Республики Косóва И. Ругова, в свою очередь, считаясь признанным вождём албанцев в крае, не мог рассчитывать на беспрекословное подчинение ему УЧК. К началу 1999 г. структура Армии освобождения Косóвы представляла собой одну из форм партизанской армии: главное командование состояло из двух членов — Хашима Тачи (военно-политического руководителя) и начальника «генерального штаба» Сулеймана Селими [11]. В середине января 1999 г. сторонником УЧК был убит ближайший сподвижник Руговы Энвер Малоку. Одновременно, в отличие от Руговы, имевшего тесные отношения с правым политиком — президентом Албании Сали Бериши, УЧК поддерживала контакты с социалистами и лично премьер-министром страны Пандели Maйко. В условиях жесткого противостояния Демократической и Социалистической партий в Албании внутрикосовское размеживание могло превратиться в серьезную проблему для албанской общины края. В определенной степени это влияло на позиции отдельных политиков из числа албанцев-косоваров и албанские политические партии в Косово в наиболее сложный момент, когда требовалось достигать политические цели в ходе переговорного процесса

Любой из албанских участников переговоров в случае, если бы он попытался пойти на компромисс, мог быть объявлен своими же партнерами в предательстве. К 1998 г. у А. Демачи уже существовали достаточно прочные отношения с отдельными деятелями Армии, которая ещё не имела ни единого командования, ни плана действий в масштабах края. Он стал ее политическим представителем. Именно в таком качестве он находился и в Рамбуйе в марте 1999 г., где через посредников шли переговоры между делегацией албанцев-косоваров и югославскими представителями. Однако, как это часто бывает, ситуация начала меняться вновь. Услуги А. Демачи оказались излишними вскоре после того, как о себе заявил Х. Тачи. Поводом для отставки первого из них послужило решение членов делегации косовских албанцев на конференции в Рамбуйе сформировать переходное временное правительство, в задачу которого должна входить подготовка проведения парламентских выборов. В его состав были включены представители ДЛК и Объединенного демократического движения под руководством ученого и радикально настроенного политика Реджепа Чосьи. Руководящие позиции в нём были присвоены УЧК: премьер-министром стал Х. Тачи. Реальная власть находилась в руках начальника «генерального штаба» УЧК С. Селими. Разумеется, что А. Демачи выступил против подобного плана и осудил его как «не имеющего почвы», в связи с тем, что не были проведены переговоры со всеми существовавшими силами в Косово. УЧК нанес удар и по И. Ругове, фактически сместив его с поста президента. Уже вскоре, после начала бомбардировок НАТО Югославии и переговоров И. Руговы с С. Милошевичем, лидер ДЛК был приговорен УЧК-овцами к смерти «за измену». Борьба за власть и влияние в Косóве между силами, представляющими разные политические течения албанцев-косоваров, продолжилась.

Косовский кризис серьезно влиял на расстановку политических сил и внутри самой Албании. После массовых волнений и фактически гражданской войны зимы-весны 1997 г., когда в результате крушения финансовых пирамид в Албании страна была охвачена конфликтом, у премьера-социалиста П. Майко появилась возможность объединить общество на общенациональной основе. Одновременно национальная повестка дня могла смикшировать последствия экономического кризиса и даже частично оправдать его наличием беженцев из соседней Югославии. Ещё накануне операции НАТО, в феврале 1999 г. на пресс-конференции в США П. Майко открыто заявил, что все албанцы, где бы они не находились — в Албании, Косóве, Македонии или Черногории, имеют право организовать собственную коллективную самозащиту, если сербы продолжат их преследования. После начала действия Контактной группы, направленной на разрешение косовской проблемы и подготовки встречи в Рамбуйе, Тирана постаралась выступить в роли спонсора всех политических сил косовских албанцев. По приглашению премьера в Албанию прибыл тогдашний представитель УЧК А. Демачи, практически удостоенный приема на официальном государственном уровне. Это дало повод политическому представителю УЧК Албин Курти сделать заявление, в соответствии с которым Албании откровенно отводилась роль «подлинного объединителя всех албанцев», поддерживающего исключительно радикально настроенных косоваров, а не умеренного И. Ругову. Министр иностранных дел Албании Паскаль Мило, в свою очередь, усилил надежды УЧК-овцев, сообщив о курсе Тираны на тесную и постоянную координацию действий с албанскими политическими кругами Косово. Однако складывавшаяся ситуация была неоднозначна. Премьер и его правительство в действительности теперь, с одной стороны, становились заложниками национальной идеи, а с другой — были вынуждены считаться с точкой зрения Запада, который был не склонен заниматься объединением всех албанцев под эгидой Тираны. В то же время в самом албанском обществе не было однозначного отношения к некоему плану регионального усиления Албании. В 90-е годы ХХ в. группа балканских этнологов проводила полевые исследования в Албании и её члены были удивлены тем, что во время социологических опросов респонденты не демонстрировали какие-либо особые «геополитические взгляды» на роль Албании в системе международных отношений. Более того, они проявляли заинтересованность в том, чтобы «албанцы находились под защитой какой-либо сильной и богатой страны или союза или, помимо всего прочего, покинуть Албанию и эмигрировать на Запад» [12].

Тем временем П. Майко попытался использовать атмосферу культивируемого «общеалбанского единения» для нескольких встреч с фактически свергнутым социалистами в 1997 г. президентом С. Беришей — лидером антикоммунистической Демократической партии. Для премьера было важно предстать в глазах общественного мнения страны политиком, выступающим с общенациональных, а не узкопартийных позиций. В свою очередь, Бериша добивался главного — возвращения на политическую арену. В сентябре 1998 г. бывший президент и его партия, по распространившимся в общественно-политических кругах Албании сведениям, активно способствовали неудавшемуся перевороту, целью которого было отстранение социалистов от власти. В тюрьме госбезопасности в Тиране находились свыше 20 участников этих событий, а в отношении самого Бериши были выдвинуты соответствующие обвинения. Большинство из задержанных оказались выходцами из Косово. Именно при финансовой и организационной поддержке со стороны Демократической партии, после запрета её издания в Приштине, в Албании стала выходить газета «Релиндья» — орган Демократической Лиги Косóвы (ДЛК), руководимой И. Руговой. Имея в виду, что для албанской общественности не были секретом тесные отношения между С. Беришей и И. Руговой, к фигуре последнего социалистическое руководство страны отнеслось с подозрением. Заключение в июне 1999 г. пакта стабильности Юго-Восточной Европы было, как полагали местные аналитики, одним из важных последствий косовского кризиса. Тем временем, в декабре 1999 г. премьер Албании Фатос Нано озвучил план «общего политического календаря» для Тираны, Приштины и Тетово в целях координации действий, но не для, как было им сказано, создания Великой Албании, а для «великих европейцев-албанцев». Накануне Ф. Нано в специальном интервью греческой прессе признал, что Тирана не выступает за объединение Албании с Косóвой, а поддерживает идею, в случае признания независимости края, двух албанских государств [13]. Данная позиция была обусловлена многими внутриполитическим факторами в Албании, а также сложившимися международными условиями.

В условиях, когда в общественном мнении Албании существовала уже подготовленная почва для восприятия ситуации в Косово под соответствующим углом зрения, политические силы внутри страны могли постараться их использовать для усиления собственных позиций. Так, Демократическая партия резко критиковала официальные власти, т. е. правящую Соцпартию, за отсутствие активности в Рамбуйе. Со стороны Демпартии стали выдвигаться требования о предоставлении независимости Косóвы, а её лидер С. Бериша критиковал Запад за отказ от поддержки этого требования. Даже сравнительно умеренная Партия Демократического союза, представительница политического центра, во главе с её лидером Неритан Чека поддержала идею предоставления Косóве независимости, не уточнив, однако, вероятность ее объединения с Албанией. Прекрасно понимая, что официальные власти и, прежде всего, премьер-министр П. Майко, не может по многим внешнеполитическим причинам выступать со столь радикальных позиций, как возглавляемые ими оппозиционные партии, отдельные албанские политики пытались использовать ситуацию в собственных целях. Этот момент стал учитываться правящей Соцпартией и способствовал эволюции официального курса Тираны. Вскоре П. Майко, в отличие от своего предшественника на посту премьера социалиста Ф. Нано, перестал делать заявления о невозможности предоставления Косóве независимости.

Существовавшие во внутриполитической жизни страны два полюса в лице Социалистической и Демократической партий влияли на восприятие событий в Косóве в общественном сознании Албании. Правые, доминирующей силой среди которых продолжала оставаться Демократическая партия, использовала тезис «идеологического родства» албанской и сербской социалистических партий. Это делалось для того, что бы использовать «умеренность» П. Майко и его партии как, одновременно, и объяснение, и обвинение. Однако оценки югославского руководства, даваемые демократами и социалистами в Тиране, во многом были схожи. Очередная попытка достичь примирения между албанской и сербской сторонами, предпринятая при посредничестве Контактной группы в марте-феврале 1999 г. в Рамбуйе, не принесла результатов.

Введение временного управления ООН и официальное расформирование УЧК, а также Республики Косóва в 2000 г., с последующей трансформацией структур Армии освобождения Косовы в Корпус защиты Косовы, а административно-управленческих структур «параллельного» государства — непризнанной Республики Косовы в органы «Совместной переходной структуры», созданной ООН, стало новым этапом в развитии общественно-политических сил албанцев-косоваров. Организация партийно-политической жизни в Косово была определена в новых условиях документом, разработанным Миссией ООН в Косóве (UNMIK) и подписанным Специальным представителем Генерального Секретаря ООН Бернаром Кушнером 21 марта 2000 г. Среди его основных положений было два важных пункта, призванных обеспечить формирование партийной структуры в крае и вывести ситуацию в нём из межэтнического противостояния в рамки конвенциональной политической жизни. В соответствии с первым из них «политическая программа политической партии, будучи одобрена её высшим исполнительным органом и отражая политические задачи, а также деятельность политической партии, должна особенно включать приверженность демократическим принципам, защите и продвижению прав человека, а также подчеркивать уважение, терпимость и взаимопонимание для всех, независимо от их этнической принадлежности» [14]. Второе фундаментальное положение, содержащееся в принятом UNMIK документе, определяло минимальное количество членов партии (4 тыс. человек), но при этом, в особых случаях, когда подобная организация создавалась национальным меньшинством с недостаточным количеством членов, разрешалось по согласованию со Специальным представителем Генерального Секретаря иметь меньшее количество членов партии [15].

В мирных условиях так называемого переходного периода выявилось несколько особенностей политического процесса в албанской общине Косово.

Во-первых, Демократическая лига Косóвы ДЛК во главе с И. Руговой оказалась уже не единственной общекосовской силой, способной объединить широкие слои албанской общины края. Ей противостояла новая политическая партия — Демократическая партия Косово, созданная активистами УЧК и выступающая с жёстких позиций по вопросам статуса Косово, стратегии и тактики достижения независимости и взаимоотношений с внешним миром. Восстановление позиций И. Руговы как общенационального лидера происходило достаточно сложно, и решающую роль сыграли несколько факторов: изначальная известность первого президента признанной Республики Косóва; поддержка оказанная ему европейскими и американскими политическими кругами как ответственному гражданскому политику и, наконец, заинтересованность большинства албанцев-косоваров в переходе от войны к миру, способному обеспечить социально-экономическое развитие Косово [16].

Во-вторых, окончание военной фазы косовского кризиса не привело к решению проблемы статуса Косово, что становилось важнейшим вопросом повестки дня политических сил албанцев-косоваров. В этих условиях существовала реальная возможность усиления радикальных политических сил, которые могли серьезно повлиять через определенное время на общественное мнение внутри албанской общины края, воспользовавшись несбывшимися надеждами на скорейшее решение не только проблемы статуса, но и социально-экономических проблем Косово. Отсутствие среднего класса и массовая пауперизация большинства жителей Косово оказались серьезными факторами меняющегося политического ландшафта после того, как край перешёл под контроль международной администрации [17]. Происходившее с достаточной степенью откровенности было описано в интервью А. Демачи, которое он дал сербскому изданию «Блиц», заявив: «Албанское большинство чувствует, что никого не заботят его интересы. В Косово господствует безработица, преступность и всевозможные трудности и несчастья, а все говорят о децентрализации и интересах 6-7% сербов. Массы народа ослеплены, думают, что во всем виноваты сербы, а не Белград и Международная миссия ООН в Косóве. Их недовольство может быть направлено и против «коррумпированных албанских лидеров», у которых не хватает силы воли противостоять сербским требованиям» [18].

Не менее важным для развития политической ситуации в Косóве становилось влияние местных средств массовой информации. Печатные и электронные албаноязычные СМИ в Косóве большей частью являются частными, за исключением лишь тех из них, которые представляют собой органы информации ооновской администрации. Наиболее известными в крае и влиятельными продолжают оставаться СМИ, подконтрольные Koha Media Group, возглавляемой Ветоном Сурройем. Второй по значимости является Zëri Media Group, возглавляемая известным издателем, а также координатором переговорщической группы косоваров по статусу Косово Блеримом Шалой. Общественный телеканал RTK пользуется наибольшим доверием албанской аудитории, точно также как и частный канал RTV 21, принадлежащий семье Кельменди. Наряду с этими медиа-группами существует ещё несколько, владельцы которых прямо или косвенно участвуют в политической жизни Косóвы [19].

Выборы в местный законодательный орган Косово — парламент (по-албански Kuvendi, по-сербски Скупштина), прошедшие осенью 2001 г., выявили ряд особенностей политического развития албанской общины края. На первом месте оказалась Демократическая Лига Косóвы, получившая 47 мандатов, на втором — Демократическая партия Косóвы (26 мест в парламенте) [20]. Другие албанские партии — Альянс за будущее Косóвы, Новая демократическая инициатива Косóвы, Албанская демократическая партия Косóвы, национальное движение за освобождение Косóвы, Партия права и УНИКОМБ смогли получить по 1-2 мандата [21]. Таким образом, главными политическими оппонентами в албанском политическом мире Косóвы оказались гражданская политическая партия — ДЛК и использовавшая военно-политический престиж и образ «сражавшихся партизан» её основателей Демократическая партия Косóвы (ДПК). Более того, произошел раскол в рядах тех, кто из полевых командиров УЧК становился политиком. Так, в частности, ДПК под руководством Х. Тачи и Альянс за будущее Косóвы, во главе которого стал Рамуш Харадинай, выступали как самостоятельные политические

силы. В то же время попытки противодействовать восстановлению позиций И. Руговы как президента косовского административно-территориального образования, предпринятые ДПК, не привели к планировавшимся её руководством, прежде всего Х. Тачи, результатам, и лидер ДЛК был вновь выбран 4 марта 2002 г. после продолжительных консультаций в парламенте Косóвы президентом. Однако это противостояние, развивавшееся на протяжении 2001–2004 гг., было отмечено всеми политически и общественно активными наблюдателями, а также начавшими появляться местными албанскими политиками, которые рассматривали происходящее как сигнал к необходимым изменениям на политической арене. Для общественно-политической жизни косоваров было важно достичь стабильности получившей развитие двухпартийной системы [22]. В то же время ситуация внутри главной оппозиционной силы — Демократической партии Косóвы, свидетельствовала об усилении левоцентристского политического течения. На формулирование идейно-политических установок ДПК в своё время серьезное влияние оказали лево-социальные и этноцентричные настроения, существовавшие в средних и нижних слоях албанского общества Косóвы. Сам Х. Тачи активно разделял левые идеологические постулаты ещё в годы своей эмиграции в начале 90-х годов ХХ в., когда с группой единомышленников он создал в Швейцарии промарксистское Народное движение Косовы (Lëvizja Popullore e Kosovës), участвовавшее в последствии в парламентских выборах в Косово в 2004 г. и получившее 1 депутатское место.

Проходившие 24 октября 2004 г. новые парламентские выборы в Косóве стали свидетельством наступающих изменений, главным из которых стала низкая явка албанских избирателей (45%), что продемонстрировало усиливавшуюся политическую апатию косоваров. Они начинали разочаровываться как в отдельных политических деятелях, так и в партиях. Это нашло своё подтверждение в следующем. Во-первых, ДЛК начала терять свои доминирующие в обществе позиции, в то время как Демпартия их усилила (41 место в парламенте получила Демократическая Лига и 30 — Демократическая партия). Во-вторых, укрепили свои позиции те политические партии, которые активно сочетали национальные и социальные идейно-политические принципы. Так, в частности, достаточно серьезно на выборах выступил Альянс за будущее Косóвы (ААК), сформированный Парламентской партией Косóвы, Гражданским Союзом Косóвы, Национальным движением за освобождение Косóвы, Партией албанского национального единства и Албанским союзом христианских демократов. Он получил 9 мест в парламенте. Примечательным было усиление позиций главы Альянса — Р. Харадиная, который являлся одним из руководителей УЧК. Как Демократическая партия, так и Альянс за будущее Косовы были в определенной степени близки по своим идейно-политическим установкам и размежевание между ними носило персонифицированный характер, что являлось усилившейся борьбой за влияние между Х. Тачи и Р. Харадинаем, а также стоявшими за ними бизнес-структурами.

Третьей по значимости парламентской партией албанской общины Косово (7 мест) стала Партия Ора во главе с Ветоном Сурройем — известным косовским публицистом и издателем влиятельной косовской газеты «Коха диторе» («Koha Ditore» [23]. Для политической жизни края этот факт был симптоматичным, так как свидетельствовал о появлении политиков нового поколения — не связанных с военными действиями, уделяющими особое внимание социально-экономическому развитию общества, в котором большая часть не имела легальной работы, а уровень занятости трудоспособного населения ввиду отсутствия рабочих мест был одним из самых низких не только в Европе, но и на Балканах. В то же время В. Суррой являлся практически единственным из косоваров, кто открыто выступал за достижение компромисса с Сербией на основе консесуса.

Политическая борьба в албанской общине Косово на протяжении 2005–2006 гг. свидетельствовала о процессах размежевания внутри уже существовавших партий, а также об усилении персонифицированного противостояния различных группировок албанского общества [24]. Первым серьезным признаком этого стало избрание на пост премьер-министра Р. Харадиная — лидера Альянса за будущее Косóвы, который, вопреки ожиданиям тех, кто ранее сражался в рядах УЧК и активно поддерживал Демократическую партию Косовы, решил более не использовать своё боевое прошлое в политических целях, покинул пост заместителя командира Корпуса по защите Косовы, которым командовал Агим Чеку, и стать полностью гражданским политиком, готовым идти на компромисс даже с бывшим оппонентом — И. Руговой и его Демократической Лигой Косовы. Более того, он участвовал в переговорах относительно создания политической коалиции с ДЛК. Во многом благодаря одновременной поддержке партий И. Руговы и Х. Тачи он смог обеспечить себе 72 голоса депутатов косовского парламента из 120. Однако пребывание его на этому посту было относительно недолгим и длилось всего 100 дней, так как предъявленные ему Гаагским трибуналом по бывшей Югославии обвинения в совершении военных преступлений заставили Р. Харадиная подать в отставку и отбыть в Гаагу для того, чтобы предстать перед судом, где впоследствии был оправдан [25]. Не менее драматично складывалась ситуация в самом Косово, когда 15 марта 2005 г. президент И. Ругова совершенно случайно избежал покушения, организованного на него «неизвестными лицами», которые так и не взяли на себя публично ответственность за теракт. Мартовские события свидетельствовали о начале нового этапа борьбы внутри «политического мира» албанцев-косоваров.

Смерть 21 января 2006 г. И. Руговы серьезно повлияла на расстановку политических сил в албанской общине Косóвы. Во-первых, уход с политической сцены признанного общенационального лидера, обладавшего авторитетом как среди албанцев-косоваров, так и на международном уровне, не мог не повлиять на обострение борьбы за наследие бессменного президента Косóвы внутри Демократической Лиги Косóвы, а также среди его оппонентов из Демократической партии Косóвы. Во-вторых, для косоваров отсутствие фигуры, равной И. Ругове, могло сказаться неожиданным образом на судьбе статуса Косóвы, так как для международных организаций и мирового сообщества, от которых зависело решение этого вопроса, возникала проблема поиска авторитетного представителя албанской общины, способного выступить как ответственный политик регионального уровня. Более того, смерть Руговы, случившаяся буквально за несколько дней до начала переговоров в Вене о статусе Косово, откладывала сроки возобновления консультаций по данному вопросу на неопределенное время, так как существовала необходимость определить новый состав албанской делегации Косово и выбрать новое руководство края.

Демократическая Лига Косóвы оказалась после смерти ее бессменного лидера в достаточно сложном положении. С одной стороны, было необходимо выбрать новое руководство и сохранить единство, не допустив раскола в её руководстве из-за возможной персональной конкуренции между его представителями, а с другой — сохранить позиции ДЛК, контролирующей президентский пост Косóвы. Ситуация, складывавшаяся в короткий период между смертью И. Руговы и избранием нового руководителя ДЛК, а также президента Косово, подтвердила правильность предположений как местных наблюдателей, так и зарубежных экспертов о возможности раскола внутри ДЛК. Основная борьба за наследие Руговы развернулась между спикером косовского парламента, сподвижником покойного президента и его ровесником Неджатом Дачи, который исполнял по конституции обязанности президента, и Фатмиром Сейдиу, также являвшимся сподвижником Руговы, но принадлежащим к другому возрастному поколению. Появившиеся другие претенденты на пост руководителя ДЛК оказались менее значимыми. Победа, одержанная Ф. Сейдиу, была во многом предопределена рядом обстоятельств, связанных с распространившимися и не беспочвенными сведениями о том, что Н. Дачи в период своего пребывания на посту спикера парламента достаточно вольно обращается с казенными финансами, что навлекло на него серьезные подозрения в коррупции. Кризис, начавшийся в руководстве ДЛК и способствовавший размежеванию в её высших кругах, дал о себе знать в марте 2006 г., когда спикер парламента и представитель ДЛК Н. Дачи был отозван Советом Лиги со своего поста из-за опасений того, что он будет стараться использовать своё место для раскола ДЛК и пытаться создать в парламенте собственную фракцию. Замена Н. Дачи на Коле Беришу, ставленника условно называемого «католического крыла», рассматривалась частью местных наблюдателей как не совсем правильный с точки зрения интересов ДЛК маневр, так как новый спикер не имел достаточного влияния в партии. В то же время другие комментаторы склонялись к мысли о том, что приход к власти К. Бериши был призван не допустить усиления позиций лидера Партии ОРА Ветона Сурройя и других представителей оппозиции из числа интеллектуалов и связанных с ними бизнес-структур, а также положительно повлиять в международном плане, так как новый премьер считался представителем интеллектуальных кругов. Проиграв в борьбе за власть в ДЛК и за пост президента Косово, Н. Дачи создал в конечном счёте в январе 2007 г. Демократическую Лигу Дардания. Примечательным фактом стало усиление политических и финансово-экономических структур в «албанском мире» Косово, которые во многом базировались на традиционной организации албанского сообщества и соответствующих формальных и неформальных связях в нём.

Внутри другой политической силы — Альянса за будущее Косóвы — третьей по численности албанской партии в парламенте, также создалась кризисная ситуация, связанная с тем, что внутри этого коалиционного движения, фактически включавшего несколько организаций, началась борьба за доминирование. Наиболее серьезным проявлением этого стала отставка с поста премьер-министра Барама Косуми, являвшегося с 1993 г. председателем Парламентской партии Косовы с 1993 г. В политических кругах Косово зимой-весной 2006 г. циркулировала информация о том, что в Альянсе за будущее Косово многие были недовольны слабостью Косуми в решении социально-экономических вопросов. Более того, осенью 2005 г. в местных и зарубежных СМИ в его отношении звучали обвинения в коррупции. Место премьера занял Агим Чеку — один из бывших руководителей Армии освобождения Косóвы [26]. Череда политических миникризисов, произошедших в период 2004–2006 гг. свидетельствовала о наличии серьезного конфликтного потенциала в албанском политическом мире Косово. В момент, когда основное внимание большинства наблюдателей было привлечено к проблемам урегулирования статуса края, происходившие в политических кругах албанцев-косоваров процессы оказывались на втором плане в информационных сообщениях и аналитических прогнозах.

Вопрос об урегулировании статуса Косово и проблема его социально-экономического развития становились доминирующими в политической повестке дня албанских партий края. В этих условиях начинало происходить всё большее объединение экономических и политических проблем, так как в общественном мнении албанцев-косоваров существовала прямая связь между нерешенностью статуса и отсутствием возможностей для развития экономики, а также социальной сферы. Ожидания перемен в данном контексте становились важным инструментом в политике местных политических партий, готовившихся к парламентским выборам, назначенным на 17 ноября 2007 г. Усиление недовольства большинства местных жителей складывающейся социально-экономической ситуацией увеличивало шансы оппозиционных партий на победу, так как доминирование Демократической Лиги Косóвы уже после смерти И. Руговы не рассматривалось в общественном мнении косоваров как безальтернативное.

Подготовка и проведение выборов в местный парламент проходили в атмосфере ожидания того, что проблема статуса Косóвы найдёт своё скорейшее решение. Более того, партии, вступившие в предвыборную борьбу, использовали лозунг скорейшего объявления независимости как один из важных инструментов мобилизации поддержки в свою пользу. Одновременно они подчеркивали взаимосвязь между независимостью и экономическим процветанием, так как ставка на скорейшее привлечение инвестиций в Косóву и интеграцию в Единую Европу становились главными пунктами практически всех партийных программ.

В то же время общественно-политическая ситуация в Косóве свидетельствовала о всё большей опасности создания мелких партий (что уже начало происходить во второй половине 90-х годов ХХ в.), которые организовывались отдельными общественными деятелями и представителями бизнес-структур в их собственных интересах. С целью не допустить подобного развития событий и способствовать созданию работоспособной партийно-политической системы в преддверии ожидаемого провозглашения независимости Косóвы, парламент, в котором доминировали Демократическая Лига Косóвы и Демократическая партия Косóвы, принял решение о процентном пороге. В этой связи местная албаноязычная печать отмечала в своих материалах о начале политической борьбы, выражающейся в стремлении больших партий исключить маленькие партии из числа участников электорального процесса путем создания предвыборных блоков из них [27]. Подобные организационные конструкты могли потерять доверие избирателей изначально, так как не выражали всей палитры политических взглядов и надежд на улучшение социально-экономического климата [28].

Выборы 17 ноября 2007 г. подтвердили оформление в Косóве двухпартийной системы, в которой Демократическая лига и Демократическая партия выступали главными политическими силами, в то время как более мелкие партии заняли особое место «решающего меньшинства», от позиции которого зависела вся партийная конструкция будущих формируемых правительств.

Ещё накануне выборов, проводившиеся в Косóве опросы общественного мнения свидетельствовали как об усилении ряда политических деятелей, ранее находившихся на втором плане, так и партий, которые в прежние годы не могли конкурировать с признанной «традиционной политической силой» Косóвы — Демократической Лигой. Оглашенные 3 декабря 2007 г. данные подтвердили делавшиеся ранее прогнозы. Ранее оппозиционная Демократическая партия во главе с Х. Тачи получила 34,3% голосов избирателей и 37 мест, увеличив своё присутствие в парламенте по сравнению с результатами 2004 г. на 7 мандатов. В то же время Демократическая Лига Косóвы смогла заручиться поддержкой 22,6% и потеряла 16 мест, сохранив за собой 25 мандатов. Совершено неожиданным стал дебют Альянса за новое Косóвы, созданного 17 марта 2007 г. известным бизнесменом — владельцем фирмы «Мабетекс» Беджетом Паколли, получившим 12,3% и стал обладать 13 мандатами. Не менее важным признаком меняющегося политического ландшафта Косóвы была поддержка, оказанная избирателями Демократической Лиге Дардании, возглавлявшейся академиком Неджадом Дачи, близким в своё время к И. Ругове. Она получила 10% голосов избирателей и 11 мандатов в парламенте [29]. Альянс за будущее Косóвы смог добиться 9,6% голосов и 10 депутатских мест, прибавив по сравнению с предыдущими выборами в 2004 г. ещё 3 места. Появление этой организации было во многом обусловлено как личными амбициями её лидера, так и определёнными идейно-политическими мотивами, главными из которых были чётко артикулированная программная установка определения партии как право-центристской и попытка обращения к историческому фактору этногосударственного наследия. В соответствии с выдвигавшимся в партийной трактовке обоснованием государственности Косово она имела отношение к некогда существовавшей иллиро-тракийской цивилизации [30]. В этой связи предлагалось назвать новое государство Дарданией [31]. Обращение к теме поиска исторических корней названия нового государства затрагивало проблему самоидентификации ряда соседних албанцам народов. Спор между Грецией и государством, образованным из бывшей югославской союзной республики Македонии, совершенно неожиданно для ряда албанских политиков-косоваров — сторонников переименования Косово в Дарданию, был способен обострить и без того негативную реакцию Афин на происходящее в крае. Дискуссия между греческой и македонской стороной о названии независимого государства Македонии привела к тому, что со стороны Греции было предложено называть новую республику Республикой Скопье, Вардарией (имея в виду, что она включает лишь вардарскую часть Македонии), Республикой Дардания, Фэония и Македония, Центральной Балканской Республикой Македонии — Дардании [32].

В складывавшейся общественно-политической ситуации, размежевание политических сил в албанской общине Косово вело к усилению противостояния между основными оппонентами — Демпартией и Демократической Лигой, лишая более малочисленные партии надежд на серьезное присутствие в органах законодательной власти. Потеря на этом фоне партией Ора семи депутатских мест в парламенте и её фактическое поражение (она так и не получила ни одного места) стало свидетельством нового расклада сил.

Проведённые 9 января 2008 г. выборы главы Косóвы ознаменовали очередную трансформацию развивающейся партийно-политической системы. Несмотря на то, что полномочия Фатмира Сейдиу истекали лишь в 2009 г., для него было важно добиться своей легитимности в условиях подготовки Косово к провозглашению независимости после ноябрьских выборов 2007 г., на которых его партия — Демократическая Лига Косóвы потеряла прежние доминирующие позиции. Создание коалиционного правительства вместе с оппонентом ДЛК — Демократической партией Косóвы под руководством Х. Тачи позволяло сохранять за Демократической Лигой пост президента, в то время как премьер-министром становился представитель ДПК. В новых условиях Ф. Сейдиу пришлось конкурировать с представителем Альянса за будущее Косóвы — Наимом Малоку — одним из известных командиров УЧК. В ходе трёх раундов голосования в парламенте Косóвы Сейдиу получил большинство и фактически гарантировал себе пребывание у власти при поддержке не только собственной партии, но и оппонентов, а ныне союзников — Демократической партии — на новый срок. Выборы косовским парламентом 10 января 2008 г. премьером лидера ДП Х. Тачи (85 голосов было подано «за» и 22 «против») являлось продолжением «пакетного соглашения» между двумя ведущими политическими силами албанцев-косоваров.

Результаты социологических опросов косоваров по проблемам общественно-политического и социально-экономического положения в Косово
  Янв.-
мар. 2005 (а)
Апр.-
июн. 2005 (а)
Июл.-
сен. 2005 (а)
Окт.-
дек. 2005 (а)
Янв.-
июн. 2006 (b)
Июл.-
сен. 2006 (с)
Окт.-
дек. 2006 (d)
Тен-
ден-
ция
Политический пессимизм % («очень не удовлетворены» или «удовлетворены» нынешними политическими тенденциями) 38,6 35,8 41,0 40,2 43,4 38,7 48,92
Экономический пессимизм % («очень не удовлетворены» или «удовлетворены» нынешним экономическими тенденциями) 71,1 69,9 68,8 73,3 76,0 70,0 76,2
Готовность протестовать по экономическим причинам % 62,9 63,5 57,4 69,3 62,8 44,0 42,8
Готовность протестовать по политическим причинам % 48,9 48,4 45,4 56,2 45,5 30,6 30,93
Удовлетворенность действиями Миссии ООН в Косово % 29,7 41,4 34,5 35,9 30,5 29,9 28
Удовлетворенность действиями Специального представителя Генсека ООН 81,2 81,7 69,8 72,0 70,5 34.5 43,56
Удовлетворенность действиями Временной администрацией самоуправления 81,2 67,7 48,7 51,0 43,3 27,2 27,16
Удовлетворенность деятельностью местного Парламента 73,7 63,0 59,0 56,2 45,4 43,0 25,64
Удовлетворенность деятельностью силами по поддержанию мира (КФОР) 81,0 87,3 84,3 86,3 81,0 83,6 77,52
Удовлетворенность деятельностью Сил корпуса по охране (полиции) Косово 86,9 84,4 84,5 84,2 81,8 81,5 77,52
Чувство отсутствия безопасности («что-то небезопасно» или «очень небезопасно» вне пределов жилища) 38,1 36,6 36,7 42,9 35,5 42,7 38,64
a) UNDP (2006), Early Warning Report No. 12: October — December 2005, UNDP, Prishtinё/Priština, op. cit.
b) UNDP (2006), Opinion Poll: January — June 2006.
c) UNDP (2006), Opinion Poll: July — September 2006.
d) UNDP (2006), Opinion Poll: October — December 2006.
Источник: Early Warning Report. Kosovo. Report # 15.Political and institutional stability Economic and social stability Inter-ethnic relations Public and personal security. October — December 2006. Р. 4. // www.kosovo.undp.org/repository/docs/EWR15FinalENG.pdf

Парадокс складывавшейся в конце 2007 — начале 2008 гг. ситуации заключался в стремлении как ДЛК, так и ДПК сознательно обеспечить основы двухпартийной политической системы и не допустить неподконтрольного усиления более мелких партий, от поведения которых в парламенте могла зависеть судьба двух основных сил. Более того, обусловив необходимость создания коалиционного правительства приближающимся моментом провозглашения независимости Косóвы, руководители Демократической Лиги и Демократической партии преследовали и собственные цели: для ДЛК было важно сохранить свои позиции в косовском обществе, а для ДПК — подчеркнуть приверженность демократическим нормам политической жизни, готовность идти на компромисс и усилить зависимость Демлиги от себя, используя «пакетное соглашение». Демпартия одновременно усилила свои позиции в парламенте, спикером которого стал Якуп Красничи, являвшийся на протяжении 1991–1999 гг. членом Президиума Демократической Лиги Косóвы, а в 1998–99 гг. — членом руководства УЧК, официальным представителем штаба этой организации, являвшийся в 1998-2003 г. генеральным секретарем Демократической партии процветания Косовы, переименованной впоследствии в Демократическую партии Косóвы [33]. Избрание Я. Красничи на пост председателя парламента являлось знаковым и символичным, так как было призвано подчеркнуть идейно-политическую эволюцию косоварского общества с 70-х годов ХХ в. до начала ХХI в.: он был бывшим членом руководства ДЛК и одним из нынешних руководителей ДП, участником подполья в годы «мирного сопротивления» и членом руководства партизанской УЧК.

Провозглашение 17 февраля 2008 г. независимости Косóвы, при всей противоречивости сложившейся в международной системе отношений ситуации, мало изменило внутриполитическое положение в новом государстве на данном этапе. В определенной степени тактика обеих партий — ДЛК и ДПК — принесла им определенные положительные результаты. В то же время сохранение подобного равновесия будет требовать от них соблюдения достигнутых договоренностей, которые, в силу объективных условий могут прекратить своё существование по двум причинам: во-первых, из-за растущих амбиций нынешнего руководства ДПК и лично Х. Тачи, стремящегося выступать как внутри Косóво, так и за его пределами в роли общенационального лидера, и, во-вторых, из-за несогласия ДЛК оказываться в зависимости от набирающей силы Демпартии. Существует реальная возможность расширения влияния более мелких партий, прежде всего Альянса за новое Косóвы и Альянса за будущее Косóвы, каждое из которых постарается усилить в своих программных установках социально-экономический аспект, являющийся на данный момент важнейшим в жизни косоваров. Таким образом, политический ландшафт «албанского мира» Косóвы продолжает оставаться ещё неполным, и созданная двухпартийная система, основы которой были заложены в конце 90-х годов ХХ в., будет требовать определенных модификаций с учётом всё большей диверсификации социально-политических интересов социальных слоев, региональных групп, бизнес-структур и традиционных основ албанского общества.

Приложение № 1. Премьер-министры правительств Косóвы
Имя Год рождения Дата вступления в долж-
ность
Дата окончания полномочий Принадлежность к политической партии
Неджет Дачи 1944 10.122001 4.03.2002 Демократическая Лига Косово
Байрам Реджепи 1954 4.03.2002 3.12.2004 Демократическая партия Косово
Рамуш Харадинай 1968 3.12.2004 8.03.2005 Гражданский альянс Косово (Альянс за будущее Косово)
Адем Салихай 1950 8.03.2005 25.03.2005 Демократическая Лига Косово
Байрам Косуми 1960 25.03.2005 10.03.2006 Парламентская партия Косово (Альянс за будущее Косово)
Агим Чеку 1960 10.03.2006 9.01.2008 Независимый
Хашим Тачи 1968 9.01.2008 17.02.2008 Демократическая партия Косово
Хашим Тачи 1968 17.02.2008 По настоящее время Демократическая партия Косово
Президенты Косóвы
Имя Год рождения (смерти) Начало срока полномочий Окончание срока полномочий Принадлежность к политической партии
Ибрахим Ругова 1944-2006 4.03.2002 21.01.2006 (окончание срока полномочий в связи со смертью) Демократическая Лига Косово
Неджат Дачи 1944 21.01.2006 11.02.2006 Демократическая Лига Косово
Фатмир Сейдиу 1951 10.02.2006 17.02.2008 Демократическая Лига Косово
Фатмир Сейдиу 1951 17.02.2008 По настоящее время Демократическая Лига Косово
Приложение № 2. Коалиционное правительство (январь 2008 г.)
Должность Партийная принадлежность Имя и фамилия
Премьер-министр ДПК Хашим Тачи
Заместитель премьер-министра ДПК Хайредин Кучи
Заместитель премьер-министра ДЛК Раме Манай
Министр энергетики и рерсов ДПК Юстина Пула-Широка
Зам. министра энергетики и ресурсов ДПК Блерим Раджай
Министр юстиции ДЛК Неклиди Кельменди
Зам. министра юстиции ДЛК Арсим Янова
Министр образования, науки и технологий ДПК Энвер Ходжай
Зам. министра образования, науки и технологий ДПК Агим Хюсени
Министр здравоохранения ДЛК Алуш Гаши
Зам. министра здравоохранения ДЛК Мубера Мустафа
Министр внутренних дел ДПК Зенун Пйлазити
Зам. министра внутренних дел ДПК Фатмир Джельильи
Министр культуры, по делам молодежи и спорта ДЛК Скендер Хюсени
Зам. министра культуры, по делам молодежи и спорта ДЛК Лири Кайтази
 

Примечания

Ар.А. Улунян — д.и.н., вед.науч.сотр. Отдела сравнительно-исторических исследований постсоветского пространства Института всеобщей истории РАН.

Одновременно используются два географических названия как Косово, так и Косóва, имеющие равные права на существование.

[3] Zhelyazkova A. The Three Albanian Communities and Their Prospects Six Month Later. — www.omda.bg/imir/studies/alb_comm4.html

[4] Подробнее см.: Иванова Ю.В. Албанцы и славяне: закономерно ли противостояние? // Материалы XXVIII Межвузовской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. Санкт-Петербургский ун-т. Балканские исследования. СПб., 1999; она же. Косовский кризис. Этнические аспекты проблемы. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 128. М., 1999; она же. Родственные объединения на западе Балканского полуострова // Доклады Советской делегации на I Конгрессе балканских исследований. М., 1966.

[5] Между двумя видами этих объединений существуют определенные связи, при том, что они взаимоопределяют положение конкретного члена этнического сообщества в нём. Подробнее о родоплеменной и традиционной социальной организации албанцев см.: Иванова Ю. В. Косовский кризис.

[6] Подробнее см.: Gёrxhani K., Schram A. Albanian Political-Economics: Consequences of a Clan Culture // Journal for Institutional Innovation, Development and Transition. 2000. Vol. 4.

[7] См., например: Bajraktarovic M. Povodom tradicija o zajednickom porijeklu nekih arbanaških i crnogorskih plemena // Gjurmime albanologjike. Prishtinё. 1962. № 1.

[8] Иванова Ю.В. Косовский кризис. Этнические аспекты проблемы. С. 8

[9] Подробнее о событиях тех дней см.: Смирнова Н.Д. Албанский вопрос: в чем его суть? // Этнополитические конфликты в посткоммунистическом мире. Ч. 1. М., 1996; она же. Косовары: беженцы или изгнанники? // Новое время. 1999. № 16; Hoti U. Historia politike e ςёshtjes shqiptare. Prishtinё, 1996.

[10] Процесс создания Армии освобождения Косóвы (Ushtria ςlirimtare e Kosovёs) был многоэтапным. Первая группа была создана эмигрантами-косоварами в Швейцарии в 1982 г. как заговорщическая организация, ставившая своей целью образование Республики Косóвы в составе СФРЮ, но вскоре она уже стала выступать за отделение Косóвы от Югославии. В 1995-1996 гг. в крае были созданы партизанские отряды, которые вскоре объявили себя подразделениями УЧК, а вся территория Косóвы была разбита на семь «оперативных зон», в которых действовали партизанские бригады.

[11] В мае 1999 г. С. Селими был заменён на А. Чеку, так как последний обладал военно-командным опытом.

[12] Zhelyazkova A. The Three Albanian Communities.

[13] Νάνο Φ. Θέλουμε δύο αλβανικά κράτη // Ελευθεροτυπία. 2000. 16.11.

[14] Section 2. Registration. Пункт е. См.: On the registration and Operation of Political Parties in Kosovo. Regulation NO. 2000/16. 21 March 2000. UNMIK/REG/2000/16. — www.unmikonline.org/press/unmik/dpi/press/html/regs/regy2k16.html

[15] Ibid. Section 2. Registration. Пункт 2.4

[16] Подробнее об экономической ситуации в Косово в конце 2007 — начале 2008 гг.: Лагунина И. Что нового в определение геноцида внес международный суд юстиции в Гааге? Экономика Косово. На чем может строиться независимое государство? Аналитический репортаж из спорной провинции; Может ли Россия пожертвовать интересами Южной Осетии и Абхазии ради членства во Всемирной Торговой Организации; Школьные домашние задания для родителей // Время и Мир. 2008. 27 февр. — www.svobodanews.ru/content/transcript/380360.html

[17] Ibrahimi M., Marleku A., Gashi A. Disappearance of the Middle Class. // Kijac.org.05.10.07. — www.kijac.org/page.php?mtid=6&elid=25

[18] Demaći najavio nove napade na Srbe // Blic. 2005. 14 julu.

[19] Подробнее в: Gashi A., Muharremi A. Media landscape in Kosova // Kijac.org.05.10.07. — www.kijac.org/page.php?mtid=6&elid=29

[20] Третье место в косовском парламенте (22 депутата) занимала сербская партия Коалиция возвращение.

[21] См.: www.assembly-kosova.org/?krye=arkiv〈=al&legid=1

[22] Подробнее об этом см.: Cocozzelli F. Political Parties in Kosovo, 2003. — www.newschool.edu/gf/polsci/seminar/cocozzelli10-09-03.pdf

[23] Коалиция «Сербский список по Косово и Метохии» была по численности четвертой партией в косовском парламенте и обладала 8 депутатскими мандатами. В самих выборах приняли из 40 тыс. сербских избирателей только 5 тыс.

[24] Достаточно подробный анализ происходившего в политических кругах косоваров по вопросу проведения переговоров о статусе Косово и роли отдельных политических деятелей Косóвы даётся в: Pettifer J. Kosova Negotiations — Background And Perspectives. Conflict Studies Research Centre. UK Defence Academy.(06/08).February 2006.

[25] О перипетиях этого дела в: The Prosecutor of the Tribunal against Ramush Haradinaj, Idriz Balaj, Lahi Brahimaj. Revised second amended indictment. International Criminal Tribunal for the former Yugoslavia (2006-10-11). www.un.org/icty/indictment/english/har-rsi070111e.pdf; Greicevci B. War crimes indictee Haradinaj urges stability in Kosovo // Southeast European Times, Pristina, February 26. 2007. О связях Р. Харадиная с военной разведкой США в годы гражданской войны в Косово см: Wood N. US “Covered Up” For Kosovo Ally UN claims that American officials withheld evidence linking a leading politician to a gunfight, drugs and war crimes // Observer, 10 September. 2000.

[26] Abazi B. Kosovë: Kryeministri Bajram Kosumi mohon akuzat për korrupsion. 09-09-2005. — www.voanews.com/albanian/archive/2005-09/2005-09-09-voa7.cfm. Несмотря на то, что данный материал был озаглавлен «Косово: Премьер-министр Байрам Косуми отрицает обвинения в коррупции», в нём содержался пересказ происходивших событий.

[27] Примером такой оценки ситуации может служить материал, опубликованный под названием «Началась 77-дневная борьба за власть». — Koha Ditore, 2007.30.09.

[28] О социально-эконoмическом положении населения Косово см.: Early Warning Report. Kosovo. Report # 15.Political and institutional stability Economic and social stability Inter-ethnic relations Public and personal security. October — December 2006. — www.kosovo.undp.org/repository/docs/EWR15FinalENG.pdf

[29] Примечательным фактом стало обнародование подновленной программы этой партии в мае 2007 г. В самом начале этого документа заявлялось о том, что «Демократическая лига Дардании является правоцентристской партией, действующей на основе и в соответствии с принципами политической философии президента Руговы». — Platforma politike e Lidhjes Demokratike tл Dardanisл. — www.ldd-kosova.org/

[30] Подробнее о современных концепциях и особенностях происхождения народов региона в: Kipfer B. Encyclopedic Dictionary of Archaeology. New York, 2000.

[31] Вопрос о названии государства имел принципиальное политическое значение с точки зрения легитимации его как на международном, так и региональном уровне. Обращение к истории, произошедшее в 2000 г. после муниципальных октябрьских выборов, свидетельствовало о начавшемся процессе поиска государственной самоидентификации. И. Ругова представил флаг Государства Дардания. В соответствии с исторической традицией считается, что дарданцы являлись иллирийским племенем, обитавшим между истоками рек Вадар и Белая Дрина и расселившихся вплоть до Верхней Моесии. Они были современниками древних греков и римлян, а также Византийской империи.

[32] Dimitras P. Image of Balkan peoples in the Greek press // Balkan Neighbours. Newsletter. 1994, № 1. (April-September). P. 6. Борьба за «македонское историческое наследие» велась в историографии Греции, Болгарии и бывшей Югославии практически непрерывно. В виде примера достаточно привести точку зрения трёх сторон, изложенную в соответствующих официальных изданиях: Νεότερη και σύγχρονη Μακεδονία. Ιστορία-οικονομία-κοινωνία-πολιτισμός. Επιμέλεια: Κολιόπουλος Ι., Χασιώτης Ι. Θεσσαλονίκη, 1994. Т. А’, B’. Македония: Сб. док. и мат-лов. София, 1980; Историjа на македонскиот народ. Скопjе, 1969. Кн. 1-3.

[33] Я. Красничи является автором нескольких книг, особое место среди которых занимают «Великий перелом — Освободительная армия Косово» и «Косова в историческом контексте»: Krasniqi J. Kthesa e Madhe — Ushtria ςlirimtare e Kosovлs. Prishtinё, 2006; po ai. Kosova in a historical context. Prishtina, 2007.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

07:41 СМИ рассказали о согласии США оставить Асада президентом Сирии
07:23 Роскомнадзор заблокировал сайт «Открытой России»
06:58 Суд в Киеве освободил Саакашвили
11.12 21:13 Тысячи пользователей скачали поддельный криптокошелек для iOS
11.12 20:45 Подрывник из Нью-Йорка рассказал о мотивах своего поступка
11.12 20:23 Участники беспорядков на Хованском кладбище получили по три года колонии
11.12 20:06 Роспотребнадзор нашел причину вони в Москве
11.12 19:48 Родченкова заочно обвинили в незаконном обороте сильнодействующих веществ
11.12 19:27 Комиссия Роскосмоса нашла причины аварии запущенной с Восточного ракеты
11.12 19:02 Власти Нью-Йорка признали взрыв в переходе попыткой теракта
11.12 18:41 Минтранс России допустил возможность полетов в Каир с февраля
11.12 18:23 «Нелюбовь» Звягинцева поборется за «Золотой глобус»
11.12 18:06 Взрыв в Нью-Йорке мог совершить сторонник ИГ
11.12 17:45 «Дочка» сколковского резидента привлекла $ 6 млн на лекарство от лейкоза
11.12 17:40 Путин не поддержал решение Трампа по Иерусалиму
11.12 17:20 Путин заявил о готовности возобновить полеты в Египет
11.12 17:14 Растения в первую очередь защищают от вредителей свои цветки
11.12 17:05 Полиция задержала подозреваемого во взрыве бомбы на Манхеттене
11.12 16:56 Собчак рассказала на Первом канале о фабрикации дел Навального для его отстранения от выборов
11.12 16:38 Запуск военного спутника с Плесецка перенесли на 2018 год
11.12 16:21 Михалков переизбран главой Союза кинематографистов России
11.12 16:07 Михаил Саакашвили назвал себя военнопленным
11.12 15:58 В Манхэттене прогремел взрыв
11.12 15:53 60 млн рублей выделены на развитие технологии трекинга для виртуальной реальности
11.12 15:46 ЦБ стал единоличным владельцем «Открытия»
11.12 15:30 Хакер из Екатеринбурга заявил о взломе Демпартии США по заказу ФСБ
11.12 15:14 МГУ попал в топ российского рейтинга мировых вузов
11.12 15:04 Лавров не увидел признаков достижения Трампом «сделки века» по Палестине
11.12 14:53 Изучен «бактериальный экипаж» Международной космической станции
11.12 14:37 Эстонский бизнесмен получил в России 12 лет за шпионаж
11.12 14:11 Экологи объяснили неприятный запах в Москве выбросом воды
11.12 13:51 Саудовская Аравия снимет 30-летний запрет на кинотеатры
11.12 13:20 Большинство российских спортсменов заявили о желании участвовать в зимних Играх
11.12 13:06 Путин прибыл в Сирию и приказал начать вывод войск
11.12 13:03 В Совфеде предложат наказание за привлечение детей к несогласованным акциям
11.12 12:38 Родителям двойняшек выплатят пособие сверх маткапитала только на одного ребенка
11.12 12:18 В Египте нашли две гробницы времен XVIII династии
11.12 12:14 «Дочка» «Ростеха» оспорила санкции из-за турбин Siemens в суде ЕС
11.12 12:01 Лидер SERB потребовал наказать организаторов показа фильма о Донбассе
11.12 11:51 В «Ленкоме» началось прощание с Леонидом Броневым
11.12 11:39 Матвиенко предложила оставлять больше денег в регионах
11.12 11:38 СК завел дело после смерти избитой в Красноярске школьницы
11.12 11:20 Мадуро отстранил главные оппозиционные партии от участия в президентских выборах
11.12 11:16 Биржа CBOE приостанавливала торги из-за спроса на биткоин
11.12 10:59 Путин наградил госпремией Людмилу Алексееву
11.12 10:50 Зарплату чиновников повысили впервые за 4 года
11.12 10:46 Вернувшийся с Маврикия президент ДС-Банка арестован по делу о растрате
11.12 10:43 Петроглифы Венесуэлы впервые нанесены на карты
11.12 10:24 Потраченные на санацию «Открытия» миллиарды вернутся в бюджет из ЦБ
11.12 10:23 Роспотребнадзор предложил маркировать вредные продукты
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.