Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
24 мая 2018, четверг, 07:15
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

13 ноября 2009, 09:13

Царь Иван Грозный, прозванный за свою жестокость Васильевичем

Сознаюсь сразу в корыстном мотиве: без редакционного задания ноги бы моей не было на этом сеансе. Ибо ничего из того, что мне интересно в киноискусстве, я в работах режиссера Лунгина заведомо обнаружить не в состоянии. Ввиду кромешного отсутствия там таковых вещей.

Лунгин всегда и во всем создает такой как бы экспортный ширпотреб – продукт для приснопамятной "Березки" – ровно то, что недалеким иностранцам кажется русской экзотикой: всяческие варианты "водки-матрешки-балалайки". Продуктивность подобного подхода смышленые люди осознали еще в середине восьмидесятых – с тех пор появилась целая поросль таких лунгиных во всех, по сути, видах искусства: и в живописи, и в поэзии с прозой, и в кино. Когда было надо, Лунгин снимал кино с "русской чернухой", когда надо – с "еврейским вопросом", когда настал иной спрос – с "православной духовной мистикой". Теперь, вот, с царем Иваном Зэ Тэррибл. Всякий раз показываемое не имеет никакого отношение к реальности, что бы под реальностью ни понималось, – но это и не важно: интуристы все схавают, и тем энергичнее, чем менее видимое на экране поддается рациональному анализу: экзотика должна быть экзотична! В таковом маркетинговом подходе, кстати сказать, нет как раз никакой российской специфики – достаточно вспомнить какой-нибудь фильм Ким-Ки-Дука, например "Весна, Лето, Осень, Зима и снова Весна", явным образом надоумивший Лунгина снять "Остров": та же самая развесистая клюква для иностранцев, млеющих от "корейской буддийской духовности".

В сущности, это не является формулировкой недостатка ленты – а лишь попыткой классификации. Есть разное кино для разного зрителя, и если зритель платит деньги, предпочитая какой-то жанр зрелища, то, наверное, этот жанр в большинстве случаев имеет право на существование (за исключением маргинальных вещей, понятно: начни кто показывать сейчас в цирке взаправдашние гладиаторские бои – сто процентов соберется платежеспособная публика).

Стало быть, попробуем оценить "Царя" по законам того жанра, который он сам заявляет.

Что касается исторической достоверности – то тут говорить просто не о чем. Происходящее на экране соотносится с историей царствования Ивана IV примерно так же, как повесть о Мальчише-Кибальчише – с историей Гражданской войны в России. Ничто тут не достоверно – ни событийно, ни образно, сиречь, картиночно. Скажем, никакой такой тяжелой ситуации на польском фронте в 1565-1566 г.г. не было – вообще в то время боевые действия практически не велись, зато велись разные переговоры о мире и заключались перемирия. Полоцк же был потерян не тогда, а в 1579 г., когда не было уже ни Филиппа–митрополита, ни Басмановых, ни Малюты, ни даже короля Жигмонта. Напротив, этот самый Полоцк был захвачен русскими только в 1563 г., после чего ситуация на фронте стала и в самом деле предельно тяжелой… для литовцев с поляками. Или возьмем наугад еще пример: брошенная митрополиту фраза его племянником Иваном о том, что только они-де вдвоем остались из Колычевых, не могла прозвучать, ибо не соответствовала действительности. Многочисленный род Колычевых действительно понес серьезные потери в опричный период (при том, что его представители служили как в земщине, так и в самой опричнине), однако несколько представителей этой родственной Романовым семьи входили, скажем, даже и полтора века спустя в окружение Петра Первого!

Собственно, продолжать можно долго и потому не стоит вовсе – без риска ошибиться, скажу, что ВСЕ события фильма не соответствуют исторической реальности. Как не соответствует ей и все остальное – прототипы героев фильма так не ходят, так не сидят, не одеваются, не молятся, так не поступают и так не говорят (с учетом даже перевода на современный язык). Достаточно сказать, что Ивану в 1565 г. шел тридцать пятый год – герою же Мамонова глубоко за пятьдесят. Или, допустим, полное отсутствие в фильме естественного инстинкта с детства православного человека испросить благословения у встреченного священника, особенно если таковой – сам митрополит… Все это, в общем, даже смешно: чего стоит хотя бы сцена, когда царь Иван просыпается рядом с женой в супружеской двуспальной кровати в помещении, расписанном полуосыпавшимися храмовыми фресками XVII века, а вокруг спят вповалку какие-то бабы… Но, впрочем, дурни-иностранцы должны на такое клюнуть: русский царь, фрески иконописи, храмы византийского типа – это ведь где-то там; у них, у русских, все рядом!..

Однако же, кто сказал, что режиссер должен стремиться к исторической достоверности? И правда ведь – не обязан: "Иван Грозный" Эйзенштейна тоже не шибко историчен – даже в рамках современных ему випперовских трактовок "иваниады". И все-таки, интуиция подсказывает, что какое-то соответствие правдивости реалий заданной системе координат должно соблюдаться – чего в работе Лунгина не происходит. Замечательный документалист Владимир Непевный как-то сказал, что в советском (российском) кино за последние 60 лет был только один фильм "про Средневековье", не оставлявший зрителю ощущения "костюмированности" и "нарисованности" – это "Андрей Рублев" Тарковского. Я бы добавил еще "Легенду о Тиле" Алова и Наумова – но даже не это важно. В обеих лентах (особенно у Тарковского) тьма тьмущая анахронизмов – что, однако, никому из зрителей не мешает: режиссеры, создав определенную гармонию изображения и звука, художественными средствами доказывают, что говоримое им – правда. И мы верим. Не можем не верить.

Лунгину же поверить невозможно – ибо гармонии в его ленте не больше, чем на уличной барахолке: кто попало притащил что попало, лишь бы продалось!

Прежде всего, поражает, разумеется, предельно слабая игра актеров. И если Петр Мамонов, не будучи актером профессиональным, в принципе способен выдать что-то путное лишь в случае четкой постановки режиссером задачи и, затем, детальной опеки постановщика, то великий Янковский, казалось бы, в любом случае должен был сыграть своего персонажа – митрополита Филиппа. Ан, не играет напрочь, ничуть не выбиваясь из общего уровня провинциального драмкружка: он механически, с одной и той же интонацией, одним и тем же выражением лица – а точнее, вовсе без интонации и выражения лица – произносит свои нелепые фразы. Вообще, всех занятых в фильме актеров, за исключением разве что игравшего шута Вассиана Ивана Охлобыстина, неутомимо излучавшего свою копеечную истеричную надрывность (как же без истеричности-то! иностранцы такую Россию не признают Россией, чего доброго!) роднит одна и та же постоянная печать скуки на лицах: словно бы все они с нетерпением дожидаются, когда, наконец, кончится эта чешуевая байда, и можно будет пройти в раздевалку проверить непринятые звонки на мобильных телефонах.

Отчего так? Да просто оттого, что играть им… нечего. Ибо фильм начисто лишен какого-либо идейного стержня – раз. И какого-либо сюжета – два.

В самом деле, каково отношение режиссера к происходящему на экране? Вооружившись своего рода увеличительным стеклом и отметив в титрах среди консультантов фильма А. Л. Дворкина, мы можем предположить, что лента будет соответствовать известному тезису, многократно высказанному в работах этого публициста. Состоит этот тезис в признании царя Ивана сектантом, т.е. врагом Православия. Да, на протяжении фильма можно насобирать моменты, соответствующие таковому взгляду на вещи – но Боже мой, как же это незначительно для идеологической основы ленты, претендующей на массовую популярность!

Что же до сюжета – то здесь просто беда. Грозный царь казнит и мучает невинных жертв. Митрополит Филипп заступается за них, за это его арестовывают и убивают. Вот, собственно, и все. Любому ВГИКовскому первокурснику понятно, что это не годится в качестве сценария – ибо не несет в себе никакой драматургии: поворотов сюжета, переходов от надежды к отчаянью и обратно, перемен в мировоззрении или намерениях героев, точек экзистенциального выбора, моментов разрешения противоречий и т.д. И если крайне слабенький сценарий фильма "Остров" в нормальной ситуации не прошел бы входное сито любой профессиональной продюсерской компании, то сценария фильма "Царь" в кинематографическом смысле как бы и вовсе не существует. Говоря иначе, в качестве массового развлекательного зрелища новый фильм Лунгина столь же несостоятелен, сколь и в качестве произведения высокого киноискусства.

Вообще говоря, это давно известная западня – часто кажется, что некая историческая фабула является "самоиграющейся", и фильму достаточно лишь следовать ей, ничего не добавляя. И практически всякий раз при таком подходе ничего не получается – ибо герои исторического нарратива сами по себе не годятся в герои фильма, – если только этот фильм не является просто мультимедийным плакатом.

В общем, фильм "Царь" не стоил бы большого внимания, если б не одно грустное обстоятельство. Жизнь устроена так, что теперь довольно продолжительное время едва ли будет запущен в производство какой-либо новый фильм об Иване Грозном – если только сам Лунгин не развернется на какого-нибудь "Царя-2-3-4-5". А это как раз и обидно – ведь тема-то, говоря начистоту, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРЕДЕЛЬНО КИНЕМАТОГРАФИЧНА! И фигура царя Ивана – этого книжника и лицедея, человека с перемежающимся сознанием и огромным диапазоном эмоциональных проявлений. И отношения его с владыкой Филиппом – крайне сложные, пережившие несколько принципиальных изломов. И весьма активная роль в этих отношениях целого ряда лиц тогдашней российской верхушки. Умный сценарист сделал бы на базе этого дюжину сценариев разного жанра, от "артхаусных" до "блокбастерных". А талантливый режиссер снял бы фильмы, заставив актеров (хоть бы того же Мамонова даже) "купаться" в своих ролях… но теперь это если и произойдет, то уж всяк не скоро!

P. S. И все-таки хочется порекомендовать одну книжку – достаточно подробно и нескучно раскрывающую перипетии отношений Грозного и Филиппа Колычева. Это труд В. А. Колобкова "Митрополит Филипп и становление московского самодержавия. Опричнина Ивана Грозного" (СПб. : Алетейя, 2004). Собственно, прочесть ее стоит даже не ради очистки системных регистров мозга от лунгинского мусора, а по другой причине. Это единственное известное мне сочинение, детально описывающее механизм раскрутки массовых репрессий – со всеми стадиями этого процесса, от первичной постановки задачи изначальными их организаторами до выхода их из-под контроля первого лица и т.д. Крайне поучительное чтение.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

20:59 Мария Захарова прокомментировала заявление Юлии Скрипаль
20:57 Правительство отчиталось о выполнении майских указов на 94%
20:37 Украину предупредили о масштабной атаке «русских хакеров»
20:06 В Новосибирске создали управляемую силой мысли инвалидную коляску-вездеход
20:01 Юлия Скрипаль дала первое интервью после выписки
19:49 КС РФ дал студентам колледжей право на третью отсрочку от армии
19:48 Путина позвали сыграть в хоккей с Ди Каприо на Северном полюсе
19:38 Новые санкции не сказались на прогнозе МВФ по российской экономике
19:20 В МИДе рассказали о подготовке визита Лаврова в КНДР
19:08 НКО призвали Госдуму наказывать депутатов за сексуальные домогательства
19:00 Индия может обложить криптовалюты налогом
18:53 Пхеньян определился с датой демонтажа ядерного полигона
18:45 Главный аналитик Sberbank CIB уволен после критики «Газпрома»
18:27 Уилл Смит исполнит официальную песню чемпионата по футболу
18:02 Росгвардия оснастит весь общественный транспорт «тревожными кнопками»
17:59 Сквер у посольства России в Вильнюсе назвали в честь Немцова
17:36 Порошенко сменил название ВДВ и цвет беретов морпехам
17:30 ЕСПЧ присудил россиянам 2 млрд евро компенсаций за 20 лет
16:58 Житель Кургана предстанет перед судом за призывы к массовым беспорядкам через Telegram
16:48 Генсек ФИФА выступила в защиту Оюба Титиева
16:42 Родственники пассажиров сбитого «Боинга» написали открытое письмо перед ЧМ-2018
16:25 Вместо одной вымирающей гигантской саламандры теперь будет пять
16:21 Россияне смогут жить на Кубе без виз до трех месяцев
16:12 Пресс-секретаря Навального арестовали за твит о митинге
15:55 Медведев поручил снизить акцизы на бензин и дизтопливо
15:50 В Госдуме не согласились с запретом на отдых в санкционных странах
15:32 В Москве арестовали бывшего мэра Ялты
15:15 Из УК РФ решили убрать «предпринимательские» статьи
15:14 Помощник Бастрыкина приедет в кубанский поселок после зверского убийства женщины
15:09 Более 80 процентов углерода в живых организмах приходится на растения
15:06 «КиноПоиск» превратился в платный онлайн-кинотеатр
14:40 Мосгорсуд оставил в силе приговор Навальному
14:38 Instagram позволит «отключить» посты выбранных пользователей
14:04 Дипломат США заявил об «акустической атаке» в Китае
14:03 Центр имени Хруничева привез на выставку новые «Протоны»
13:34 МИД России назвал сроки выхода Украины из СНГ
13:32 Изменение кислотности среды послужит тормозом для молекулярных машин
13:30 Роскачество нашло нарушения в 25% образцов сливочного масла
13:25 Бывший тренер «Спартака» и ПСЖ возглавил лондонский «Арсенал»
13:00 Просившую Путина о помощи онкобольную похоронят 24 мая
12:59 Девять сотрудников Мариинского театра госпитализированы с отравлением
12:40 Минкульт России открестился от планов запрета Booking.com
12:20 МИД РФ рассказал о мизерных зарплатах боевиков ИГ
12:19 Сбербанк в четвертый раз попытается продать украинскую «дочку»
11:51 Бизнес предложил отменить посадки за исполнение санкций
11:38 Хазанов готов озвучить попугая Кешу в полнометражке «Союзмультфильма»
11:32 В ДНР рассказали о попытке украинских военных захватить Горловку
11:21 Глава Сбербанка рассказал о переговорах с «Русалом» по долгам
11:13 В аварии школьного автобуса под Псковом пострадал 21 человек
10:51 В Совфеде ответили на заявление депутата Верховной Рады по Крымскому мосту
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.