Отечественные архивы

С начала 1920-х годов Русская православная церковь перешла на нелегальное положение и на протяжении десяти лет находилась, наряду с другими религиозными практиками, под запретом. Принято считать, что именно эти годы репрессий серьезно ослабили РПЦ, обладавшую до революции внушительной силой. Однако до сих пор было довольно мало известно о реальном положении..." />

Top.Mail.Ru
29 марта 2024, пятница, 09:19
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники
13 ноября 2009, 20:54

«Непримиримо враждуют тихоновцы и обновленцы»

Отечественные архивы

С начала 1920-х годов Русская православная церковь перешла на нелегальное положение и на протяжении десяти лет находилась, наряду с другими религиозными практиками, под запретом. Принято считать, что именно эти годы репрессий серьезно ослабили РПЦ, обладавшую до революции внушительной силой. Однако до сих пор было довольно мало известно о реальном положении церкви в начале ХХ века, которая, если верить документальным свидетельствам, переживала нелегкие времена и находилась на грани раскола и полной потери авторитета у прихожан. «Полит.ру» публикует документы из архивов Чувашской Республики, которые проливают свет на истинное положение дел внутри РПЦ накануне начала гонений на церковь. Материал впервые опубликован в журнале «Отечественные архивы» (2009. № 4).

См. также: «Жатвы много, а делателей мало…»:Архивные источники агиографических исследований биографии архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)

Накануне революционных потрясений 1917 г. Русская православная церковь (РПЦ) представлялась внешне внушительной силой: 115–125 млн православных верующих (примерно 70 % населения страны), 78 тыс. храмов и часовен, около 120 тыс. священников, диаконов и псаломщиков, 1253 монастыря и скита с 95 тыс. монашествующих и послушников, 35 тыс. начальных школ, 57 духовных семинарий и четыре духовные академии[1]. Однако влияние РПЦ оказалось в некоторой степени подорванным. Отмена в начале XVIII в. патриаршества, введение синодальной системы с подчинением Церкви бюрократическому аппарату лишили ее самостоятельного голоса в обществе, уподобили приходского священника полицейскому чиновнику. Сложность положения Церкви была и в том, что формально она являлась государственной, а потому ее противники могли возлагать на этот институт долю ответственности за репрессивную политику самодержавия и социальные несправедливости. В результате с конца XIX в. в российском обществе, прежде всего в интеллигентской среде, наступает некоторое охлаждение к ценностям православной веры[2].

«Революционная ситуация» созрела в начале ХХ в. и в самой РПЦ. С 1905 г. часть духовенства открыто проявляла недовольство политикой Святейшего синода и системой в целом. Раздававшиеся в церковной среде требования демократизации породили движение обновленцев[3], которые в мае 1922 г. в Москве провели учредительное собрание и создали Высшее церковное управление (ВЦУ)[4]. Обновленчество было сложным явлением, состоявшим из нескольких течений с разными идеологическими установками. За проведение радикальных реформ (введение белого епископата, разрешение второбрачия клирикам) выступала «Живая церковь»; «возвращение к первохристианскому демократическому укладу церковной жизни и коммунизацию ее по принципам равенства, братства и свободы» ставил целью «Союз церковного возрождения»; принципом организации прихода как «трудовой религиозно-нравственной коммуны» руководствовался «Союз общин древлеапостольской церкви». Объединиться обновленцев заставила необходимость противостояния патриарху Тихону[5]; внешней предпосылкой послужило изъятие церковных ценностей в связи с голодом 1921–1922 гг.

По собственному признанию, они больше всего заботились «о восстановлении жизненной силы церкви» и «спасении ее в новых условиях русской государственности»[6]. Именно обновленческое движение было использовано большевиками. Столкнувшись с массовым сопротивлением населения введению гражданской метрикации, прекращению преподавания Закона Божия в образовательных учреждениях и кампании по вскрытию мощей и осознав, что без сохранения в общественной практике церковно-религиозного института обойтись невозможно, партийные лидеры избрали проверенный принцип «разделяй и властвуй» и сделали ставку на поддержку обновленческого движения.

Для захвата церковного управления на местах ВЦУ направило по епархиям 56 уполномоченных. На территории Чувашской автономии церковники-обновленцы появились летом 1922 г. В ноябре того же года отдельные группы «прогрессивно-верующих» сторонников «Живой церкви» организационно оформились в г. Алатыре[7]. В первой половине 1923 г. почти во всех уездах Чувашской автономной области (АО) состоялись съезды духовенства и мирян. В ряде случаев, например в г. Ядрине, они не поддержали обновленческое движение. Однако в других местах обновленчество имело успех. Так, «попы в районе Богородской волости[8] с жадностью ухватились за идею "Живой церкви"»[9]. К лету 1923 г. под их контроль попала почти половина приходов Чувашской АО. Обновленцы добились создания Областного церковного управления во главе со священником В.С. Зайковым[10] из с. Кошелеи Батыревского уезда, посвященного в связи с этим в сан епископа и нареченного Тимофеем[11].

4–5 марта 1924 г. в с. Шихазаны[12] Цивильского уезда прошел областной церковный съезд, поддержавший деятелей обновленческого движения и признавший образование епископата в Чувашской АО. Съезд выразил благодарность советским органам «за отзывчивое отношение» к просьбам чувашского духовенства. Председатель съезда протоиерей В.Краснов[13] заявил, что «если прежние гражданские и церковные высшие власти нам отказывали, то именуемая безбожной советская власть по своей милостливой беспристрастности для успокоения мятущихся верующих чувашей не воспрепятствовала иметь своего епископа»[14]. По этой причине к обновленцам примкнул и известный миссионер, общественный деятель и переводчик о. Даниил (Филимонов)[15]. Указом Святейшего синода (обновленческого) он был назначен епископом Чебоксарским, викарием Чувашской епархии[16].

После победы на областном церковном съезде обновленцы стали быстро множить число сторонников. К лету 1924 г. приверженцы патриарха Тихона сохранили контроль только над 37 приходами. В эти трудные для православной церкви дни летом 1924 г. патриарх Тихон назначил отца Германа (Григория Кокеля)[17] епископом Ибресинским и «викарным епископом Симбирской (Ульяновской) епархии для всех православных церквей с чувашским населением Ульяновской губернии»[18], а осенью того же года – «управляющим всеми православными церквами Чувашской автономной области» (Док. № 2). Чувашский отдел ОГПУ сообщал, что с появлением в пределах Чувашии епископа Германа ситуация характеризуется «повсеместным подъемом работы духовенства тихоновского толка», «в деятельности духовенства замечается крутой перелом в сторону поднятия активных действий тихоновского течения»[19].

Информсводки местного ОГПУ за 1925 г. отмечали, что «борьба среди духовенства выступает все более в резких формах и принимает более открытый характер»[20]. Областное церковное управление боролось уже не столько конфессиональными дебатами, сколько апеллируя к властям. В 1925 г. обновленцам удалось добиться ареста епископа Германа по обвинению в незаконном вмешательстве в дела церковных общин (назначение и смещение служителей культа) и антисоветской агитации[21] (Док. № 9). По решению Особого совещания при коллегии ОГПУ от 4 июня 1926 г. он был выслан из Чувашской автономной области. Следственные органы приняли во внимание то обстоятельство, что дальнейшее пребывание епископа Германа на территории области «может вредно отразиться на политнастроении и спокойствии населения», а также «вызвать среди населения недоверие к власти»[22]. В дальнейшем Чувашским епархиальным управлением (ЧЕУ) была предпринята попытка поставить административный барьер на пути официального оформления «тихоновских» религиозных обществ: в октябре 1926 г. ЧЕУ обратилось в Чувашский отдел ОГПУ с просьбой «не принимать на регистрацию те религиозные общества и группы, которые возглавляются чуждыми Чувашскому епархиальному управлению епископами», однако в ОГПУ посчитали такой метод борьбы «нецелесообразным и политически вредным»[23].

Ситуация середины и второй половины 1920-х гг. в Чувашии отражала положение в стране в целом и складывалась не в пользу обновленцев. Позиция власти изменилась. Так, на Всероссийском съезде начальников губернских и областных административных отделов и начальников губернских и областных подотделов уголовного розыска в начале 1925 г. рассматривался вопрос об изменении тактики в отношении верующих «тихоновских группировок» на более гибкую и осторожную[24]. Лишенное поддержки обновленчество утрачивало позиции. Приводимые исследователями количественные данные разнятся между собой, но в целом отражают одну и ту же динамику – сокращение численности обновленческих приходов[25]. В отчетах укомов и горкомов ВКП(б) за 1926 г. фиксировалось, что в Чувашии «борьбы церковных течений, которая наблюдалась в первое время между живоцерковниками и другими течениями, не наблюдается»[26].

Однако противостояние тихоновцев и обновленцев имело далеко идущие последствия. Результатом раскола православной церкви стало падение интереса верующих к ней, отказ от посещения храмов и совершения богослужений. В сводках ОГПУ середины 1920-х гг. фиксировалось, что верующие начинают приходить в недоумение, кто же из борющихся групп является действительно «истинно православным» и за кем идти, отмечался отход «религиозной массы» от церкви[27]. Случалось, что священники изгонялись из прихода, потеряв авторитет в результате междоусобиц. «Чем больше ссоримся, тем больше страдаем и теряем почву под собой. Теперь у самого простого мужика и то взгляд переменился: браки не совершаются, детей не все крестят и многие не исполняют обряда отпевания. Я сам не прочь отказаться от сана», – констатировал ситуацию конца 1920-х гг. священник церкви с. Шемурша Батыревского уезда[28].

Предлагаемые вниманию читателей документы хранятся в Государственном историческом архиве Чувашской Республики (ГИА ЧР, фонды наркоматов внутренних дел (Р-784) и государственной безопасности (Р-2669) Чувашской АССР) и Государственном архиве современной истории Чувашской Республики (ГАСИ ЧР, фонд Чувашского республиканского комитета Коммунистической партии РСФСР (П-1)).

В фонде НКВД ЧАССР находятся материалы по регистрации религиозных обществ (протоколы собраний граждан, прошения о регистрации, уставы и описи имущества), переписка Чувашского областного епархиального управления (обновленческого) с административными учреждениями Чувашской автономии, отчеты уполномоченных Чувашского отдела ОГПУ (УНКВД) о религиозной ситуации в уездах автономии, протоколы собраний прихожан по вопросам организации церковной жизни. Для публикации отобраны источники, характеризующие противостояние староцерковнического (тихоновского) и обновленческого духовенства, а также показывающие отношение местного населения к конфликту внутри Церкви.

Следственные дела репрессированных граждан, в том числе и представителей духовенства, сосредоточены в фонде Наркомата госбезопасности. Публикуются документы из следственного дела епископа Германа (Кокеля).

Материалы об организации антирелигиозной работы в автономии отложились в фонде Чувашского рескома Коммунистической партии РСФСР. Это распорядительные документы центральных и местных органов управления, планы работы и протоколы заседаний антирелигиозной комиссии, Чувашского совета Союза воинствующих безбожников, отчеты уездных и волостных партячеек о проведении антирелигиозных мероприятий, информсводки Чувашского отдела ОГПУ о настроениях населения и позиции духовенства и т.п. Отобраны документы отчетного характера, позволившие отразить религиозную ситуацию в автономии, в том числе отношение силовых структур к конфликтам в православной церкви.

Вступительная статья, подготовка текста к публикации и комментарии Ф.Н. КОЗЛОВА.


1

Из информационной сводки № 6 Чувашского отдела ОГПУ о политическом и экономическом состоянии Чувашской автономной области за первую половину апреля 1924 г.

18 апреля 1924 г.[29]

<…>[30] В начале апреля организовано было Чувашское епархиальное управление, которое непосредственно подчинено Священному синоду[31]. Большинство священников отказывается от Тихона и присоединяется к Синоду. В связи с организацией Чувашского областного епархиального управления возникла резкая борьба между русским и чувашским духовенством на национальной почве.

Тихоновщина имеет только некоторые гнезда (1-й благочинный округ в Ядрин[ском] и Цивил[ьском] у[ездах]). Но влияния на остальное духовенство не имеет. В Ядрине в начале апреля прошел съезд обновленческого духовенства, где на почве национальной вражды между духовенством произошла распря и чуть было не дошло до кулачного боя.

Госинфтройка:

от облотдела ОГПУ              Скворцов

от обкома РКП(б)              Ложников

от облисполкома              Михайлов

ГАСИ ЧР. Ф. П-1. Оп. 5. Д. 25. Л. 14. Копия.

 

№ 2

Прошение епископа Ибресинского Германа патриарху Тихону о назначении временным управляющим православными приходами Чувашской автономной области

28 ноября 1924 г.

В пределах Чувашской области нет православного епископа для чувашских приходов, которые были в составе Казанской митрополии. Я же, как викарий Симбирской епархии, не имею права делать распоряжения для этих приходов. Между тем и тут налицо непорядки в приходах.

Посему почтительнейше испрашиваю соизволения вашего святейшества на временное управление мною всеми православными приходами Чувашской области впредь до прибытия митрополита Кирилла[32].

Вашего святейшества нижайший послушник

епископ Ибресинский              Герман

Резолюция: «Разрешается до приезда высокопр[еосвященного] м[итрополита] Кирилла. П[атриарх] Тихон. 11 декабря 1924 г.».

С подлинным верно: епископ Ибресинский              Герман

ГИА ЧР. Ф. Р-2669. Оп. 2. Д. 2262. Л. 28. Заверенная копия.

   

№ 3

Сообщение Священного синода Русской православной церкви Чувашскому областному церковному управлению о самозванстве священника Григория Кокеля и сложении ответственности за его действия

8 января 1925 г.

По заслушании рапорта Ч[увашского] о[бластного] ц[ерковного] управления 24 декабря [19]24 г. за № 1057 о появлении в епархии самочинного епископа Германа, бывш[его] священника села Старо-Челлы-Сюрбеево Григория Кокеля, который выдает себя за епископа, назначенного Священным синодом вместо архиепископа Тимофея, е[пархиальное] у[правление] просит сообщить, насколько достоверны эти сведения и кем и когда он хиротонисан. Священный синод Р[усской] п[равославной] ц[еркви] согласно постановлению своему от сего января настоящим сообщает Чувашскому областному совету, что Священный синод бывшего священника Григория Кокеля во епископа не назначал и не хиротонисал и слагает с себя всякую ответственность за его действия. За самозванство – лишить б[ывшего] священника Григория Кокеля чина.

Председатель Синода[33]

Зав. адм. отделом митрополит              Серафим

С подлинным верно: архиепископ              Тимофей

ГИА ЧР. Ф. Р-2669. Оп. 2. Д. 2262. Л. 12 об. Заверенная копия. Рукопись.

   

№ 4

Записка Чувашского отдела ОГПУ в административный отдел исполкома Чувашской автономной области о необходимости наблюдения за епископом Германом (Кокелем)

21 мая 1925 г.

Согласно Вашего № 510/с от 29 апреля с.г. епископ Герман числится зарегистрированным в административном отделе как служитель культа религиозного общества церкви с. Ибреси[34].

Между тем таковой официально именует себя управляющим всеми православными церквами Чувашской епархии и делает целый ряд правонарушений, как, например: смещение и перевод без согласия общин верующих их церковнослужителей, сборы с церквей в свою пользу и т.д. Об отсутствии у него подобных прав соответствующей подпиской таковой предупрежден и помимо того будет привлечен к ответственности, о чем сообщается Вам для сведения. Впредь все вопросы, возникаемые о нем, а также возбуждаемые им, просьба разрешать только по согласованию с отделом ОГПУ.

Нач. Чувашского отдела ОГПУ              Марсельский[35]

Зам. уполномоченного по разр[аботке]              Муштаков

ГИА ЧР. Ф. Р-784. Оп. 1. Д. 119. Л. 15. Подлинник.

   

№ 5

Выписка из протокола общего собрания прихожан церкви с. Большие Арабузи Торхановской волости Батыревского уезда об отказе выполнять распоряжение епископа Германа (Кокеля)

22 мая 1925 г.

Слушали: 2. Отношение Ибресинского епископа Германа от 28 апреля 1925 г., коим он предлагает церковному совету с. Б[ольших] Арабузей удалить приходского священника Павла Егорова[36], запрещенного им, Германом, [к] священнослужению и отрешенного от места как неправославного, и выбрать православного священника.

Постановили: Сообщить Ибресинскому епископу Герману, что приход с. Б[ольших] Арабузей вместе со своим священником, который служит здесь с 1899 г., был и остается православным, а потому в выборе другого священника никакой нужды нет.

Председатель общего собрания[37]             

Секретарь              Воскресенский

ГИА ЧР. Ф. Р-784. Оп. 1. Д. 119. Л. 27. Заверенная копия.

  

№ 6

Из протокола допроса епископа Германа уполномоченным Чувашского отдела ОГПУ Ильиным о смещении священников без согласия религиозных общин

22 августа 1925 г.

<…>[38]

Вопрос: Вы указываете, что без согласия, хотя бы устного, представителей религ[иозных] общин Вы служит[елей] культа не смещали. Чем же тогда объяснить издание Вами циркулярных распоряжений об отрешении от места обнов[ленческих] священников, ведь это уже не согласовывалось решениями религиозных общин?

Ответ: Циркулярное распоряжение об отстранении с мест обновленческих священников я давал и это считал вполне законным, но исполнение зависело уже от воли самих прихожан.

Вопрос: Много ли было случаев отстранения Вами служит[елей] культа от места?

Ответ: Точно сказать не могу, но помню, например, в с. Ново-Тинчурино Батыревского уезда, в с. Туваны Ядринского уезда, с. Ст[арые] Шигали Цивильского уезда и еще в др[угих] местах. <…>[39]

Епископ Герман

ГИА ЧР. Ф.Р-2669. Оп. 2. Д. 2262. Л. 59–59 об. Подлинник. Рукопись.

   

№ 7

Из информсводки Чувашского отдела ОГПУ

секретарю Чувашского обкома РКП(б) М.Т. Томасову

о политическом состоянии республики за октябрь 1925 г.

[Не ранее 1 ноября 1925 г.][40]

№ 21141

<…>[41] Непримиримо враждуют тихоновцы и обновленцы. Какая сторона сильнее в данное время, сказать трудно. С момента появления в Чувашобласти тихоновского епископа Германа последние оживились и перетянули на свою сторону большинство приходов Чувашобласти, но в настоящее время активность тихоновцев опять пошла на убыль и заметно оживление обновленцев, которые, достав документы о признании Св[ященного] синода Вселенским патриархом, оперируют им для привлечения на свою сторону отколовшихся в тихоновщину приходов.

В борьбе обновленцев с тихоновцами нужно отметить один характерный момент, который свойствен только Чувашобласти. Вражда обновленцев и тихоновцев в Чувашобласти связана с национальной враждой между чувашским и русским духовенством, каковая велась еще в прежние царские времена и продолжается и по сие время. Причем чувашское духовенство более придерживается обновленчества, русское же – более тихоновщины. Даже обновленцы из русского духовенства частенько идут вразрез руководителям обновленчества – епископам Тимофею и Даниилу, т.к. последние происходят из чуваш. Этим же в большей степени объясняется и то, что городское духовенство, происходящее из русских, поголовно тихоновцы. <…>[42]

Нач. Чувашского отдела ОГПУ              Марсельский

Зам. уполномоченного по разр[аботке]              Ильин

ГАСИ ЧР. Ф. П-1. Оп. 6. Д. 35. Л. 3–4. Копия.


№ 8

Отношение Чувашского епархиального управления в административный отдел исполкома Чувашской АССР с просьбой о регистрации из-за невозможности созыва епархиального съезда

1 марта 1926 г.

Так как в марте месяце сего года предполагался епархиальный съезд духовенства и мирян, то Чувашское епархиальное управление не представило в нужное время к регистрации своего состава. Вследствие переживаемых в церковной жизни смуты и раздора, производимых Германом Кокелем, в минувшем марте месяце не было никакой возможности созвать епархиальный съезд и последний соберется не раньше, чем в будущем мае месяце.

Ввиду сказанного Чувашское управление просит административный отдел управления исполкома Чувашской АССР зарегистрировать его в составе: председателя архиепископа Тимофея, членов: епископа Даниила, протоиерея Павла Егорова, священника Иоанна Васильева[43] и мирянина Михаила Ширшова[44], каковые члены избраны епархиальным съездом сроком до марта месяца 1927 г.

Председатель ЧЕУ              архиепископ Тимофей

Члены:              протоиерей Павел Егоров

Секретарь протодиакон[45]             

Верно: зав. отделом ин[остранцев] и общин              В. Васильев

ГИА ЧР. Ф. Р-784. Оп. 1. Д. 92. Л. 48 об. Заверенная копия. Рукопись.

   

№ 9

Выписка из протокола Особого совещания при коллегии ОГПУ о высылке Г.А. Кокеля из Чувашской автономной области

4 июня 1926 г.

Слушали: 219. Дело № 35897 по обвинению гражданина КОКЕЛЬ Григория Афанасьевича по 73 и 123 статьям УК.

Постановили: КОКЕЛЬ Григория Афанасьевича выслать из Чувашской области сроком на три года с прикреплением к определенному месту жительства. Дело сдать в архив.

Секретарь коллегии ОГПУ[46]

ГИА ЧР. Ф. Р-2669. Оп. 2. Д. 2262. Л. 273. Заверенная копия.

 

№ 10

Из отчета о деятельности административного отдела НКВД Чувашской АССР Чувашскому обкому ВКП(б) за период с 1 октября 1925 г. по 1 октября 1926 г.

[Не ранее 1 октября 1926 г.][47]

<…>[48]

Между обновленцами и тихоновцами идет острая борьба, и Чувашское епархиальное управление не раз обращалось в Наркомвнутдел с просьбой о неприеме на регистрацию староцерковных религиозных организаций. Спор духовенства доходит до того, как, например, в с. Хормалах Батыревского уезда население изгнало из своего села имеющихся там трех попов, одного обновленца и двух староцерковников, спорящих между собой, и пригласило нового служителя культа.

Вообще-то население, видя вражду духовенства обновленческого и тихоновского, безразлично смотрит на совершающиеся в церковной жизни процессы распада, а потому ни ломка церквей, [ни] обращение их под учреждения не вызывают никакого удивления населения, и религиозные устои держатся только среди населения преклонного возраста, храмы посещают только старики и старухи, молодежь же к религиозному вопросу относится пассивно и от церкви отстает. <…>[49]

Нарком внутренних дел              А. Лбов[50]

Зав. секретариатом НКВД              Варфоломеев

Верно: секретарь              И. Анфилов

ГАСИ ЧР. Ф. П-1. Оп. 7. Д. 68. Л. 170. Заверенная копия.

   

№ 11

Обращение Чувашского епархиального управления в НКВД Чувашской АССР об ограничении регистрации религиозных общин тихоновской ориентации

4 января 1927 г.

Чувашское епархиальное управление во исполнение постановления епархиального съезда от 30 сентября 1926 г. просит Наркомвнутдел не принимать на регистрацию те религиозные общины, в которых значатся и будут значиться чуждые Чувашской епархии епископы тихоновской ориентации: Афанасий Спасский[51], Авраамий Сызранский[52], Иоаким Алатырский[53] и Виссарион Ульяновский[54], сделав о том надлежащее распоряжение по уездам республики в целях умиротворения чувашского народа в церковной жизни и отвлечения его от тихоновщины.

Председатель ЧЕУ              архиепископ Тимофей

Член              протоиерей Павел Егоров

Резолюция[55]: «Ввиду неоплаты гербового сбора и незаконности требований от ответа воздержаться. 8 января [19]27 г. Подпись[56]».

ГИА ЧР. Ф. Р-784. Оп. 2. Д. 141. Л. 66. Подлинник. Рукопись.

   

№ 12

Обращение архиепископа Чувашского Тимофея в НКВД Чувашской АССР с просьбой о недопущении съезда последователей патриарха Тихона

5 сентября 1927 г.

Староцерковнический вождь митрополит Сергий Нижегородский[57] посланием своим от 29 июля сего 1927 г.[58] к архипастырям, пастырям и верующим, призывая быть верными гражданами Советского Союза, лояльными к советской власти, организовал временный Священный синод, чем окрылил духовных лиц тихоновской контрреволюционной ориентации и верующую массу фанатиков. Теперь они с большею силою поведут ту же темную агитацию против существующего строя и в особенности в пределах Чувашской Республики, где быстро развивается сектантство, и так небезвредное в политическом отношении.

Чебоксарское духовенство, как контрреволюционно настроенное, с нетерпением ждет уже съезда представителей тихоновской ориентации, имеющегося быть в Казани осенью[59]. Тогда они намерены открыть в Чебоксарах Викарное управление Казанской епархии со своим русским епископом во главе.

Чувашская епархия, как самостоятельная и с национальным епископатом, открыта не без содействия местной гражданской власти на основании церковных канонов Вселенских соборов, по которым границы епархии должны совпадать с гражданским делением таковых. А потому Чувашское епархиальное управление смело надеется на свою национальную гражданскую власть, что замыслы чебоксарского русского духовенства и сельских приходов тихоновской ориентации не будут проведены в исполнение. И чтобы сохранить самостоятельность Чувашской епархии и национальный епископат, Чувашское епархиальное управление усердно просит Народный комиссариат внутренних дел Чувашской С[оветской] С[оциалистической] Республики[60] сделать распоряжение по уездам, чтобы не давалось разрешения на созыв благочиннических съездов без согласия Чувашского епархиального управления и, если можно, наложено было запрещение функционировать лжеблагочинным тихоновской ориентации, подведомственным узурпаторам церковной власти в Чувашской епархии Афанасию Спасскому и Иоакиму Алатырскому, принимающим все меры к аннулированию самостоятельности Чувашской епархии.

Председатель Чувашского епархиального управления

архиепископ Тимофей

ГИА ЧР. Ф. Р-784. Оп. 3. Д. 48. Л. 145–145 об. Автограф. 


[1] Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в ХХ в. М., 1995. С. 35.

[2] Шкаровский М.В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах). М., 2005. С. 67–68.

[3] Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М., 2004. С. 226.

[4] Трифонов И.Я. Раскол в русской православной церкви (1922–1925 гг.) // Вопросы истории. 1972. № 5. С. 70–72.

[5] Тихон (Белавин Василий Иванович, 1865–1925) – патриарх Московский и всея России. В 1888 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. В декабре 1891 г. пострижен в монашество. 19 октября 1897 г. хиротонисан в епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии. С 14 сентября 1898 г. рукоположен в епископа Алеутского и Аляскинского. 5 мая 1905 г. возведен в сан архиепископа. 25 января 1907 г. назначен архиепископом Ярославским и Ростовским, а 22 декабря 1913 г. – Литовским и Виленским. С 13 августа 1917 г. митрополит Московский и Коломенский. 5(18) ноября 1917 г. избран патриархом Московским и всея России, интронизирован 21 ноября (4 декабря). Канонизирован Русской православной церковью в лике святителей в 1989 г.

[6] Программа церковных обновленцев. М., 1924. С. 2.

[7] А.М. Среди духовенства // Трудовая газета. 1922. 17 ноября. № 85. С. 3.

[8] Богородская волость – до 1 октября 1927 г. одна из волостей Чебоксарского уезда.

[9] ГАСИ ЧР. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 55. Л. 143 об.

[10] Тимофей (Зайков Виктор Сергеевич, 1858–1937) – священник церкви с. Кошелеи Цивильского уезда (ныне с. Большие Кошелеи Батыревского района Чувашской Республики), в 1924–1937 гг. архиепископ Чувашский (обновленческий). Репрессирован, расстрелян в ночь на 17 сентября 1937 г. в тюрьме г. Алатырь. Реабилитирован (1989 г.).

[11] ГИА ЧР. Ф. 350. Оп. 1. Д. 12. Л. 122.

[12] Шихазаны – село в Канашском районе Чувашской Республики. До 1 октября 1927 г. в составе Цивильского уезда Казанской губернии.

[13] Краснов Василий Тимофеевич – священник церкви с. Хормалы Батыревского уезда, уполномоченный ВЦУ обновленческой церкви по Чувашской епархии (1923 г.), инициатор создания православной автокефальной Чувашской национальной церкви (1924 г.).

[14] Золотов Н. О миссионерствующем профессоре и «апостольствующем» начальнике милиции // Красная Чувашия. 1930. 18 января. № 15. С. 3.

[15] Филимонов Даниил Филимонович (1855–1938) – христианский просветитель, переводчик, педагог, общественный деятель. По окончании инородческой учительской семинарии в Казани (1875 г.) преподавал в Симбирской чувашской школе. С 1882 г. священник. Служил в чувашских селах Казанской и Самарской губерний. С 1924 г. обновленческий епископ.

[16] Национальный музей Чувашской Республики. Рукописный отдел. Ф. 79. Оп. 27. Инв. № 16889/12.

[17] Герман (Кокель Григорий Афанасьевич, 1883–1937) – епископ Ибресинский. По окончании Казанской гимназии назначен учителем в церковно-приходскую школу с. Батырево. В 1898 г. поступил в число послушников Симбирского архиерейского дома. В 1904 г. на миссионерских курсах при Казанской духовной академии. Рукоположен в сан диакона, в 1907 г. в иерея. В 1921 г. поступил в Петроградский богословский институт, по окончании пострижен в монашество. 31 декабря 1924 г. патриархом Тихоном рукоположен в епископа Ибресинского, викария Ульяновской епархии. Арестован в 1925 г., расстрелян в 1937 г. Канонизирован в 2001 г.

[18] ГИА ЧР. Ф. Р-784. Оп. 1. Д. 119. Л. 22.

[19] ГАСИ ЧР. Ф. П-1. Оп. 5. Д. 25. Л. 105, 110.

[20] Там же. Л. 120.

[21] ГИА ЧР. Ф. Р-2669. Оп. 2. Д. 2262. Л. 270, 279.

[22] Там же. Л. 279.

[23] Там же. Ф. Р-784. Оп. 2. Д. 141. Л. 64–65.

[24] Там же. Ф. Р-122. Оп. 4 с. Д. 3. Л. 62.

[25] Гордиенко Н.С. Современное православие. М., 1963. С. 44; Шишкин А.А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола Русской православной церкви. Казань, 1970. С. 286.

[26] ГАСИ ЧР. Ф. П-1. Оп. 7. Д. 191. Л. 7.

[27] Там же. Оп. 5. Д. 25. Л. 44 об.; Оп. 6. Д. 35. Л. 5.

[28] Там же. Оп. 8. Д. 51. Л. 176.

[29] Датируется по сопроводительному письму.

[30] Опущены сведения об экономическом положении и политическом настроении рабочих и крестьян, состоянии промышленности, здравоохранения, народного образования, преступности, работе милиции и уголовного розыска.

[31] Здесь и далее имеются в виду обновленческие Чувашское епархиальное управление и Священный синод.

[32] Кирилл (Смирнов Константин Илларионович, 1863–1937) – митрополит Казанский и Свияжский. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1887 г.), назначен законоучителем Елизаветпольской гимназии. 21 ноября 1887 г. рукоположен в священника. С 1900 г. настоятель кронштадтской Троицкой церкви. 10 мая 1902 г. пострижен в монашество. 6 августа 1904 г. хиротонисан в епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 30 декабря 1909 г. епископ Тамбовский и Шацкий, с 19 марта 1918 г. митрополит Тифлисский и Бакинский, экзарх Кавказский, с апреля 1920 г. митрополит Казанский и Свияжский. В завещании патриарха Тихона стоял первым кандидатом на местоблюстительство, но принять эти обязанности не имел возможности. Постановлением Президиума ВЧК в августе 1920 г. заключен в Соловецкий монастырь; в январе 1922 г. амнистирован, но в августе арестован и выслан в Коми область на два года; в декабре 1926 г. арестован в Вятке, в марте 1927 г. выслан в Сибирь на три года, в 1930 г. ссылка продлена на три года; после освобождения жил в Гжатске, в 1934 г. арестован и сослан на три года в Казахстан. По постановлению тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области расстрелян 20 ноября 1937 г. Реабилитирован в 1989 г. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских на юбилейном Архиерейском соборе РПЦ в августе 2000 г. (См.: Политические деятели России 1917: Биограф. словарь. М., 1993; Журавский А.В. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского. М., 2004.)

[33] Подпись отсутствует.

[34] См.: ГИА ЧР. Ф. Р-2669. Оп. 2. Д. 2262. Л. 14. Подлинник.

[35] Марсельский Георгий Семенович (1897–1972) – в органах ВЧК–ОГПУ– НКВД–МГБ с 1921 по апрель 1948 г.; с 6 апреля 1923 г. по 9 марта 1929 г. нач. Чувашского облотдела ГПУ; генерал-майор (1943 г.).

[36] Егоров Павел – протоиерей, священник с. Большие Арабузи Батыревского уезда, член Чувашского епархиального управления.

[37] Подпись отсутствует.

[38] Опущены анкетные данные и показания епископа Германа по обвинению в распространении слухов об издевательстве представителей советской власти над мощами Иоасафа Белгородского и трех виленских мучеников, обнаруженными в Москве.

[39] Опущены показания епископа Германа о взимании платы за совершение религиозных обрядов и распространении слухов о скорой войне и «возврате царизма».

[40] Датируется по сопроводительному письму.

[41] Опущены сведения о распространении бандитизма и деятельности антисоветских партий.

[42] Опущены сведения о настроении рабочих и крестьян, расслоении деревни, влиянии на массы национальной интеллигенции.

[43] Васильев Иван (Иоанн) Васильевич – священник с. Чурачики Батыревского уезда (ныне Комсомольский район Чувашской Республики).

[44] Ширшов Михаил Степанович – крестьянин с. Малые Кошелеи Батыревского уезда (ныне Комсомольский район Чувашской Республики).

[45] Подпись отсутствует.

[46] Подпись неразборчива.

[47] Датируется по сопроводительному письму.

[48] Опущены сведения о состоянии и деятельности милиции и уголовного розыска, а также административного отдела НКВД по регистрации уставов обществ, не преследующих целей извлечения прибыли (научных обществ и добровольных пожарных дружин).

[49] Опущены сведения о деятельности административного отдела НКВД по учету иностранцев и о деятельности бюро ЗАГС.

[50] Лбов Александр Петрович – председатель Чувашской секции при Казанском губкоме РКП(б), один из редакторов газеты «Канаш». В 1926–1927 гг. нарком внутренних дел Чувашской АССР. В 1937 г. осужден на 10 лет. Освобожден в 1947 г. В 1949 г. сослан на бессрочное поселение в Сибирь. Освобожден в 1956 г. Реабилитирован.

[51] Афанасий (Малинин Александр Антонович, 1884–1939) – окончил духовную семинарию и Казанскую духовную академию (1908 г.). В 1916 г. архимандрит и настоятель Иоанн-Предтеченского монастыря г. Казани, 8 ноября 1920 г. хиротонисан в епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, с 3 сентября 1923 г. по апрель 1926 г. епископ Спасский, викарий Казанской епархии, с апреля 1926 г. епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии (вторично). С 1930 г. архиепископ Казанский и Свияжский, с 23 марта 1933 г. архиепископ Ташкентский, с 11 августа 1933 г. архиепископ Саратовский. 30 сентября 1935 г. уволен на покой: http:// www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4915

[52] Авраамий (Чурилин Адриан Алексеевич, 1867–1938) – окончил учительскую семинарию и консерваторию, 27 февраля 1900 г. возведен в сан диакона. В феврале 1905 г. поступил в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, в мае 1907 г. перемещен в Почаевскую лавру, где пострижен в монашество. 25 февраля 1917 г. возведен в сан иеромонаха и 26 февраля – в сан архимандрита. 22 февраля 1926 г. хиротонисан в епископа Сызранского, викария Ульяновской епархии. 27 апреля 1928 г. по прошению уволен на покой. Летом 1928 г. арестован, выслан на три года в г. Камышин. С 19 сентября 1928 г. епископ Нолинский, викарий Вятской епархии, но освобожден от управления епархией по прошению. С 20 октября 1928 г. епископ Скопинский, викарий Рязанской епархии. В 1930 г. арестован, выслан на три года в Марийскую АО. С 16 сентября 1931 г. епископ Марийский, викарий Нижегородской епархии. С 8 мая 1935 г. епископ Пензенский, 8 июня 1936 г. уволен на покой. В 1937 г. арестован, 4 января 1938 г. приговорен к расстрелу тройкой УНКВД по Архангельской области: http:// www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4278

[53] Иоаким (Благовидов Яков Алексеевич; ?–1929) – окончил Московскую духовную академию. Около тридцати лет был законоучителем Симбирской классической гимназии и настоятелем Симбирского собора. В 1921 г. хиротонисан в епископа Алатырского, викария Ульяновской епархии.

[54] Виссарион (Зорин, Зорнин Василий Павлович, 1878–1937) – епископ Ульяновский. Окончил Нижегородскую духовную семинарию, Казанскую духовную академию (1902 г.). В 1899 г. пострижен в монашество. 17 августа 1902 г. назначен преподавателем в Калужскую духовную семинарию. В ноябре 1902 г. переведен в Александровскую миссионерскую семинарию. С января 1903 г. преподаватель, инспектор, ректор в сане архимандрита Волынской духовной семинарии. С 1909 г. ректор Самарской духовной семинарии. В сентябре 1923 г. хиротонисан в епископа Симбирского (Ульяновского). Вошел в состав григорианского ВВЦ Совета. 26 января 1926 г. запрещен митрополитом Сергием в священнослужении. В конце июня 1926 г. принес покаяние, зимой вернулся в григорианство. После отхода от дел архиепископа Григория сделался председателем ВВЦС. В 1933 г. удален от дел ВВЦС и управления епархией. Репрессирован (1937 г.). Реабилитирован (1989 г.): http:// www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2286

[55] Располагается в левом верхнем углу документа

[56] Подпись неразборчива.

[57] Сергий (Страгородский Иоанн Николаевич, 1867–1944) – патриарх Московский и всея Руси. Окончил Петербургскую духовную академию. Был членом православной духовной миссии в Японии (1890 г., 1897–1899 гг.), судовым священником на корабле «Память Азова» (1891–1893 гг.), инспектором Московской духовной академии (1893–1894 гг.), настоятелем Русской посольской церкви в Афинах (1894–1897 гг.), ректором Санкт-Петербургской духовной академии (1899–1901 гг.). 25 февраля 1901 г. хиротонисан в епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии, с 6 октября архиепископ Финляндский и Выборгский, с 6 мая 1911 г. член Святейшего синода, с 10 августа 1917 г. архиепископ Владимирский и Шуйский. 28 ноября того же года возведен в сан митрополита. В январе 1921 г. арестован, приговорен к ссылке в Нижний Новгород. С 18 марта 1924 г. митрополит Нижегородский. С 10 декабря 1925 г. заместитель патриаршего местоблюстителя. В 1943 г. избран патриархом Московским и всея Руси: http:// www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1696

[58] Имеется в виду декларация 1927 г., в которой митрополит Сергий признал, что «людям, не желающим понять “знамений времени”... придется или переломить себя и оставить свои политические симпатии дома, приносить в церковь только веру и работать с нами только во имя веры, или, если переломить себя они сразу не смогут, по крайней мере не мешать нам, устранившись временно от дела. Мы уверены, что они опять, и очень скоро, возвратятся работать с нами, убедившись, что изменилось лишь отношение к власти, а вера и православная жизнь остаются незыблемы». (См.: Акты Святейшего Патриарха Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943. М., 1994. С. 509–513.)

[59] Факт проведения съезда «представителей тихоновской ориентации» в Казани установить не удалось. Точные данные или упоминания о его проведении не встречаются в других архивных документах, не располагают ими и сотрудники Чувашского института гуманитарных наук, и представители местного духовенства.

[60] Так в документе, официальное название: Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.