Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
17 декабря 2017, воскресенье, 22:58
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

24 ноября 2009, 09:00

Свобода для школы

Мы публикуем стенограмму передачи «Наука 2.0» – совместного проекта информационно-аналитического портала «Полит.ру» и радиостанции «Вести FM». Гость передачи – один самых известных школьных директоров России, руководитель московского Центра образования №548 «Царицыно», член Общественной палаты РФ, народный учитель России Ефим Рачевский. Услышать нас можно каждую субботу после 23:00 на волне 97,6 FM.

Анатолий Кузичев: Я приветствую в студии радиостанции «Вести FM» Ефима Лазаревича Рачевского. Это известный педагог, это самый молодой (я ничего не путаю?) народный учитель России, директор школы №548, Центра Образования «Царицыно». Я корректно назвал?

Ефим Рачевский: Да, это школа и есть. Я могу объяснить, в чем отличие: центр образования, в отличие от школы, интегрирует общее и дополнительное образование. Дополнительное – это кружки, клубы, секции, их у нас около двухсот.

Борис Долгин: А в обычных школах это не предусматривается?

Е.Р.: Там ресурсы другие, деньги другие. Центр образования как форма есть только в Москве.

Дмитрий Ицкович: Двести кружков?

Е.Р.: Да, и это очень хорошо.

Д.И.: А как это возможно? Это ведь очень много. Я организовывал разные клубы, и мне говорили, что 40 мероприятий в месяц – это очень много. Но двести!

Е.Р.: Да, и они очень разные.

А.К.: Это делают приглашенные люди?

Е.Р.: И приглашенные, и свои.

Д.И.: А можно хотя бы мазками очертить диапазон?

Е.Р.: Чем занимаются? От судо- и авиамоделирования до большого тенниса; есть три театра, балет.

А.К.: А сколько человек учится в школе?

Е.Р.: Много. 1804 без детского сада, и 200 в детском саду.

А.К.: То есть, две тысячи человек?

Е.Р.: Да, а в систему дополнительного образования ходят дети не только из этой школы. Ею пользуется около трех тысяч детей, это очень важно.

Борис Долгин: То есть это получается очень крупный социальный институт.

Е.Р.: Я впервые слышу, чтобы школу называли крупным институтом. Тогда я потребую дополнительного финансирования.

А.К..: От кого потребуете дополнительного финансирования?

Е.Р.: От учредителей.

А.К.: А кто это?

Е.Р.: Департамент образования, поскольку это государственная школа.

Б.Д.: Школа вообще - важнейший социальный институт, но тут получается институт, интегрирующий самые разные функции для очень большого количества людей.

Д.И.: Можно я спрошу? Мы в прошлый раз подробно говорили про ЕГЭ, про реформу школы, и очень много интересного, конечно, осталось за границами разговора. Но есть одна вещь, про которую мы не говорили, это – зачем вообще нужна школа. Потому что в те времена, когда учились все здесь сидящие, а это были советские времена, мы скептически к этому относились, мы иронизировали, но, в общем, мы знали, что из нас воспитывают советских людей.

А.К.: «Книжки умные читать…».

Д.И.: А после 1991 года перестали воспитывать советских людей и стали делать что-то другое.

Е.Р.: Ну кто вам сказал, что перестали?

Д.И.: В этом мой вопрос.

Е.Р.: Я коротко отвечу на ваш вопрос, и я бы хотел отнестись к тому, что Борис сейчас сказал про дополнительное образование: зачем и как. В соответствии с той же советской ментальностью мы же привыкли, что хороший человек в школе – это отличник.

Б.Д.: И активист!

Е.Р.: И активист. Но сегодня социальная успешность совсем не обязательно измеряется количеством пятерок в аттестате: пятерок может быть ноль, четверок тоже, одни тройки. У меня такой мальчик есть, Сережа Климов, он сегодня играет в одном из престижных футбольных клубов Европы. Он социально успешен, это совершенно точно - маме квартиру купил.

А.К.: В каком он играет клубе?

Е.Р.: Не помню, где-то в Греции он играет. И так далее. То есть социальная успешность сегодня не обязательно предполагает академическую успешность. У меня даже тезис такой есть: пусть будет успешным троечник, главное, чтобы был здоровым.

Д.И.: То есть социальная успешность – даже не обязательно играть в футбол в греческом клубе, достаточно быть человеком, довольным своей жизнью. Так?

Е.Р.: Довольным человеком, да. Поэтому, кстати, в нашей школе мы ежегодно весной подводим некоторые итоги учебных достижений. Этот праздник называется «Элита». Так вот, в «Элиту» входят не обязательно победители олимпиад, это и ребенок, успешно забивший гол, или команда регби, которая что-то сделала, или кто-то хорошо танцующий и пр. Не зря дополнительное образование называют ближайшей зоной развития общего образования. Там мотивация другая, там нет оценок, нет домашних заданий.

Д.И.: Это как культура и субкультура, есть другие каналы реализации.

Е.Р.: Конечно, конечно. Хочу вернуться к вашему вопросу про советскую и несоветскую школу. Школа – это гигантская гуманитарная система, и это неправильно, что за последние 10-15 лет здесь произошли колоссальные изменения. Сегодня мы сталкиваемся с парадоксальной вещью: несоветские дети уже несоветских родителей продолжают водить ребенка в советскую школу.

Д.И.: Это конфликтно?

Е.Р.: Это продуктивно, конфликтно-продуктивно. Конфликты, они же бывают продуктивными.

Б.Д.: В чем его продуктивность?

Е.Р.: Продуктивность в следующем: государство в большой стране – чем страна больше, тем государство менее оперативно принимает решения, это закономерно, - не поспевает за сообщениями социума, это совершенно точно. Поэтому если школа хочет быть успешной, она должна в первую очередь отвлекаться на живые реальные потребности социального окружения, потребности тех самых родителей, которых я назвал «первым непоротым поколением». Интересный пример привести?

Б.Д.: Конечно.

Е.Р.: Российская школа – это, наверное, последняя школа в Европе, где в старших классах изучается от 14 до 19 предметов. Во всех других странах - шесть, восемь, десять. Мы провели социологическое исследование среди тех, кто окончил школу за последние пять лет, и получили примерно следующий расклад: треть наших выпускников осознанно и интересно изучали треть предметов, еще треть ими изучалась время от времени, а еще треть - они имитировали изучение. Потому что к 10 классу они примерно знали, чем будут заниматься. Так вот, если сложить деньги, которые тратятся на те пять-шесть предметов, которые в школах не изучаются, при условии, что мы говорим про индивидуализацию образования, - получается гигантский, колоссальный ресурс. Социум, то есть семьи сегодня… Давайте сразу договоримся, я веду речь о непьющих семьях. Я никогда не делю семьи: средний класс, маргиналы... Важно - пьющие и непьющие, я говорю про непьющие семьи. Это не означает, конечно, что мы не принимаем детей из пьющих семей.

Д.И.: Не о нас, значит. Я имею в виду степень питья.

А.К.: Я понимаю, что вы имеете в виду. Это, конечно, колоссально радикальное высказывание, потому что вы обозначаете границу, селекцию на входе.

Е.Р.: Совершенно точно. Я об этом говорю.

А.К.: То есть, эксклюзия и нормальные социализированные люди.

Е.Р.: Так вот, в начале 1990-х (мы неделю назад об этом говорили) семьи требовали чего-то экзотического, нетрадиционного, типа латыни. Сегодня они просят: «А дайте нам чего-нибудь стабильного, не инновационного и предсказуемого». Почему? Потому что многие из них нуждаются в дополнительном ресурсе времени для образования своего же ребенка. Вы знаете, какой девиз висит у нас с 1992 года? Не знаете, вы же у нас не были. У нас висит простая цитата из Марка Твена: «Хождение в школу не должно мешать моему образованию». Сегодня школа перестала быть монополистом знания и монополистом информации. Поэтому в нынешней ситуации, к сожалению, медленно, но все-таки происходят изменения.

А.К.: Ефим Лазаревич, знаете, какое слово чаще всего звучит в нашей программе сегодня? Слово «успешный», «успех» и однокоренные с ним. Мне вот что подумалось: есть такие два медийных клише. Первое – это такой мифический образ – «британские ученые»: «Британские ученые определили, что …», и никаких ссылок нет, никаких подробностей. Только вот есть некий мифический конструкт - британские ученые. Есть директора школ, которых любой уважающий себя журналист в средствах массовой информации спрашивает про выпускников, которыми они гордятся. Если я правильно понял, вы организовали у себя конвейер по выпеканию успешных людей, поэтому вам это будет несложно сделать.

Е.Р.: Назвать имена выпускников, которых знает мир, страна? Я их не назову, и не по той причине, что я их не знаю. Ну, наш выпускник – зам. генерального директора НПО «Энергия». Но он не мелькает на телеэкране, поэтому мало кто его знает. И еще сотни таких. Поскольку школа расположена в маргинальной части Москвы, у МКАДа, до недавнего времени там не учились те, кто стал преемником своих родителей где-нибудь на Мосфильме и так далее.

Б.Д.: Дети элиты.

Е.Р.: Да, у нас элита несколько иная. У нас интеллектуальная элита, которая медийно не очень засвечена. Хотя есть много успешных людей. А вы знаете, что это расположение у МКАДа сегодня становится конкурентным преимуществом? Окраина, я имею в виду, кольцевая дорога.

Б.Д.: То есть, маргинальная в прямом смысле слова.

Е.Р.: В прямом смысле слова, в том, как понимали это римляне в географическом смысле.

А.К.: А в чем конкурентное преимущество?

Е.Р.: Значительная часть среднего класса уехала жить за МКАД и образовывает ту самую группу непьющих семей, о которых мы говорили. Для этих людей приоритетом являются дети, здоровый образ жизни, хорошие путешествия и домашняя библиотека, в которой не меньше 500 книг, примерно так.

Б.Д.: Интересный портрет. Для того, чтобы школа была достаточно мобильна, могла реагировать на те вызовы времени, о которых вы говорили, что школе нужно? Какие ресурсы?

Е.Р.: Лет 20 назад я сказал бы: «Денег дайте». Сегодня я этого не говорю по той причине, что начавшееся как эксперимент и ставшее уже системой нормативно-подушевое финансирование детей дает какой-то ресурс свободы. Это принцип, по которому деньги следуют за ребенком, деньги персонализированы, это не некий абстрактный бюджет: чем в школе больше детей, тем школа успешней. Поэтому сегодня волей-неволей на рынке образования, - я намеренно подчеркиваю слово «рынок», хотя за эту услугу платит бюджет города, - есть реальная конкурентная среда.

Д.И.: За ребенка?

Е.Р.: Да, за ребенка. Допустим, в Москве ежегодно около десятка, а может быть, и больше, около двадцати школ закрываются, потому что родители перестают водить туда своих детей: плохо, небезопасно и так далее.

Б.Д.: Это очень понятный стимул.

Д.И.: Откуда взялась тенденция не водить детей в школу?

Е.Р.: Вы знаете, это растущая тенденция. И если года три назад в нашей школе не было ни одного ребенка в форме семейного образования, то в этом году их 14. Какая-то часть детей уходит в экстернат. Ну, это отдельная тема. Я хочу вернуться к вопросу Бориса о ресурсе свободы.  Сначала был закон об образовании, принятый в 1992 году. Потом, в 2004 году был принят другой закон – 122-ой, в соответствии с которым школ лишили права держать свои средства в банках (только в казначействе), лишили права собственности, ну и многое другое – это экономический аспект. А кроме экономического есть ряд других аспектов. Например, все школы обязали заставлять детей каждое утро делать физическую зарядку, это обязательно. Это как один из способов укрепления их здоровья. Физзарядка – это хорошо. Я честно признаюсь, сам ее делаю каждое утро 20 минут. Только я это делаю это в комфортных условиях, когда рядышком нет других людей, которые потенциально могут быть бациллоносителями свиного, птичьего или еще какого-нибудь гриппа.

А.К.: Меня удивляют ваши слова. И Дмитрий, и Ефим служили в армии. Неужели какие-то люди вокруг вас смущают при зарядке? Вы что, ребята?

Е.Р.: Мы больше знаем о человеческом организме. Поэтому - о какой свободе я говорю? Я не считаю американское образование лучшим или даже просто хорошим, но они провели такой проект: 1300 школ были объявлены независимыми, у них контролировался не процесс, а результат.

Д.И.: Извините, а чем измерялся результат?

Е.Р.: Успешностью выпускников, количеством изгнанных из школы детей, так называемый «отсев».

Д.И.: Успешность учеников – это продолжение образования или что-то другое?

Е.Р.: Нет, то, что они попали не в тюрьму. Потому что там были школы разные: элитные, не элитные, всякие - там критериев очень много.

А.К.: При этом селекция лежала на них? Они сами набирали себе учеников?

Е.Р.: Да.

А.К.: Поэтому результат 100-процентный: мы сами взяли этих детей и сами их куда-то направили.

Е.Р.: Конечно. В описании нашей школы есть одна строка: «Мы победили в конкурсе “Лучшая школа России в 2007 году”». Если бы у меня была дилемма: участвовать в конкурсе «Лучшая школа России» - и после этого нам не дали бы ни наград, ни денег, а дали статус независимой школы, я предпочел бы этот статус. Чтобы нас избавили от повседневной мелочной опеки, за исключением тех организаций, которые контролируют безопасность и здоровье. Я имею в виду МЧС – обязательный контроль нужен, и то, что связано со здоровьем – это Роспотребнадзор или СЭС, по-старому.

Д.И.: Чтобы тараканов не было.

Б.Д.: А сейчас кто мешает?

Е.Р.: Многочисленные срезы и мониторинги, порой очень бессмысленные.

Б.Д.: Кто субъект и кто инициатор этих срезов?

Е.Р.: Разные, начиная от федеральных, городских властей – их очень много. Множество отчетов, множество всяких циркуляров, связанных с проживанием опавших листьев и с не проживанием опавших листьев, и так далее. Директора школ невольно оказались в очень интересной ситуации. Я спрашиваю: «Какая твоя самая большая мечта?» Он отвечает: «Сходить на хороший урок к хорошему учителю и вместе с ним потом поговорить про этот урок». Потому что сколько же у нас в школу спускается иного! Так вот, про результат американского эксперимента. Когорта так называемых независимых школ, о деятельности которых судили по результату, из отстававших, слабых школ стала потихонечку сильными школами.

А.К.: Но это же нечестно. Они, как и вы, не берут детей из пьющих семей, отсекают их сразу, не дают им возможности в школу прийти, а потом, естественно, все у них хорошо.

Е.Р.: Вы знаете, там есть жесткое условие: детей, проживающих в районе школы, школа обязана принять.

Б.Д.: Но Ефим Лазаревич сказал, что в его школу принимают и детей из пьющий семей, но для анализа нормального отношения к детям берутся непьющие семьи.

Д.И.: Я так понимаю, что надо вводить элементы коррекции. Потому что есть, например, неблагополучный район, черный район Америки, где все ученики - дети бандитов и наркоманов. И в то же время мы видим, что какое-то количество детей, которые в этой школе учились, – растущие, успешные люди. Это успешная школа или нет?

Е.Р.: А потом вы знаете, что происходит? Школа становится все лучше, лучше, лучше, район все бледнеет, бледнеет и бледнеет. Это действительно так.

А.К.: Вот! Приезжают жить туда, где школа хорошая.

Е.Р.: Мы знаем, что в Москву сегодня приезжают люди из разных регионов, от Чукотки, Урала и так далее, они начинают заниматься поисками квартиры с поиска школы. Сначала ищут хорошую школу, а потом стараются неподалеку снять квартиру. Это характерно для всей Европы, это нормально.

А.К.: Только, конечно, очень много времени занимает. Или для них важна безопасность?

Е.Р.: Нет, не поэтому. Потому что семьи сегодня связывают успешность своих детей исключительно с тем образованием, которое эти дети получают. Я не устаю цитировать Майкла Барбра (есть такой сэр в Англии): «По тому, как ребенок читает в 10 лет, я могу определить, каковым будет его годовой доход в 35 лет». Я понимаю, что это метафора, но примерно так и есть. И люди это понимают.

А.К.: Я лучше всех читал в классе, но годовой доход у меня не самый большой из одноклассников.

Е.Р.: Мы же не спрашиваем здесь какой.

А.К.: Но я-то сравниваю!

Д.И: Мы не уточняем, как читают в 10 лет.

Б.Д.: Как добиться того, чтобы школы были более свободными? Что для этого нужно?

Е.Р.: Выполнять законы, принятые в Российской Федерации. Например, в Российской Федерации был принят закон о придании школе статуса новой организационно-правовой формы – автономное образовательное учреждение. Целый ряд регионов пошел по этому пути – Татария, Тюменская область, еще кто-то. А другие регионы не пошли. Что это дает школе? Во-первых, иной способ ресурсного существования, переход от сметного финансирования к нормальному финансированию. По сметному финансированию, если деньги, допустим, остаются (я не буду здесь пугать людей, называть 225-ую статью бюджетной классификации), неважно почему, сэкономили на краске - можно купить компьютер. При сметном финансировании этого делать нельзя, потому что мы являемся бюджетным учреждением и должны все выполнять в рамках сметы. Чтобы на 6000 рублей, сэкономленных на краске, приобрести карты Дальнего Востока, надо писать письмо учредителю, и он должен сделать передвижку. Обычно эта процедура тянется не меньше месяца. Наконец, действует замечательный 94-ый закон, который замыслился в нашей стране как антикоррупционный: бюджетные учреждения не вправе приобретать ничего дороже 100 000 рублей без проведения конкурса, тендера и так далее. В итоге этот закон, увы, стал коррупционно… как правильно сказать?

Д.И.: Емким

Е.Р.: Емким, да. Ведущим звонят: «Можно, вот эти будут?» Но самое печальное не это. Если образовываются, допустим, в октябре, ноябре деньги за счет экономии, условно, тепла, то уже поздно объявлять тендер на ремонт кровли. Я знаю школы в одном из сибирских регионов, где директора поплатились за это. Они объявили конкурс, потому что кровля весной обязательно потечет, конкурс провели, заранее. Поэтому нельзя рассматривать школы как пространство каких-то коррупционных действий, там нет для этого никаких предпосылок. Я назвал только один из признаков той самой свободы, о которой мы сейчас говорили.

Д.И.: И это экономическая свобода?

Е.Р.: Это экономическая свобода.

А.К.: А все остальное? Скажем, победа во Всероссийском конкурсе «Лучшие школы России». Что вам за нее дали - звание, деньги?

Е.Р.: Нет, дали звание «Лучшая школа России».

А.К.: А вы бы предпочли стать независимой школой России?

Е.Р.: Да, и я полагаю, что не только я, таких школ наберется несколько тысяч.

А.К.: А никакого прецедента нет в России?

Е.Р.: Есть, я назвал регионы, где шаг к этому сделан: не только школы, но и детские сады, и профтехучилища, которые называются профессиональными.

А.К.: Как давно они пошли по этому пути?

Е.Р.: Года два уже прошло.

А.К.: То есть результатов нет пока?

Е.Р.: Уже есть.

Д.И.: Вообще на тему результатов. Как долго продолжался этот американский эксперимент?

Е.Р.: Около 12 лет, по-моему.

Д.И.: За 12 лет можно уже померить? Это уже полный цикл.

Е.Р.: Можно, да. Вы знаете, есть некие каноны. Если вы хотите сделать изменения в начальной школе, то это три года. В полной средней школе результаты этих изменений чувствуются уже через восемь лет. Допустим, в Пензенской области уходит 10-12 лет, чтобы были какие-нибудь результаты. Поэтому я не склонен паниковать, я очень оптимистично отношусь к ситуации в области образования. Я объяснял почему: я вижу опору исключительно в социуме. Все будет весело.

Д.И.: Про свободу школы и молодых учителей, для которых это дело азартное. Вы упомянули про свой такой азарт – это привлечение молодых педагогов.

Е.Р.: Понимаете, в последние два-три года рефреном проходит мысль о старении педагогического персонала. Это действительно так. И здесь есть одна очень интересная деталь про педагогическое образование, про педвузы. Сегодня существует очень конкретная ситуация, когда происходит сокращение работников в разных структурах. Многие из них когда-то получали педагогическое образование. Я этих людей называю репатриантами, потому что школа, в любом случае, - это остров стабильности. На школу кризисные явления влияют только в той степени, в какой секвестируются региональные бюджеты, а так в школе стабильная заработная плата.

А.К.: Но она же очень маленькая?

Е.Р.: Я бы не сказал, что она маленькая.

Б.Д.: Сейчас уже нет.

А.К.: Может быть, это такой общественный стереотип, и последние полтора десятка лет об этом говорят: «Конечно, кто же пойдет в учителя на такую-то зарплату».

Е.Р.: В Москве средняя заработная плата учителя свыше 30 000 рублей в месяц. А если учесть, что учителя еще получают какие-то доплаты, то больше. Но это среднее, а диапазон велик - от 12 000 где-то до 60 000 рублей, может быть. К тому же, работа азартная. За последние годы участились случаи, когда молодежь решила пойти в школы.

Б.Д.: Только из педвузов?

Е.Р.: После педвузов, да. Но для них нет вакансий. Очень интересное явление произошло: в крупных мегаполисах стала появляться учительская безработица, исчез дефицит учительских кадров.

Д.И.: Это связано с демографией?

Е.Р.: Правильно, это связано с демографией. Потому что если в этом году было выпущено 1 000 300 школьников, то в 2010 году их будет почти в два раза меньше - 800 с чем-то тысяч.

Д.И.: На треть.

Е.Р.: Да, на треть, это будет точнее. Даже в нашей школе, где выпускных классов традиционно было от 9 до 12, в следующем году будет только четыре. Это дети того самого 1992-93 года рождения, которых очень мало.

Я хочу вернуться к теме молодого учителя. Я констатирую, что значительная часть хорошей молодежи пошла в школы, но в школах нет свободных мест по причине, которую я сейчас обозначу. Так вот, в школах нет свободных мест, и тяжело трудоустроить выпускников, хороших выпускников хороших педвузов, а в Российской Федерации сегодня существует свыше ста педвузов регионального и федерального подчинения (101, по-моему). Теперь смотрите на очень веселую ситуацию: не самые лучшие выпускники школы идут в педвузы, все присутствующие здесь согласны с этим?

А.К.: Да.

Е.Р.: И не самые лучшие выпускники педвузов идут в школы.

Б.Д.: То есть, идет двойной негативный отбор.

Е.Р.: Конечно же, и круг замыкается. Поэтому проблема педагогического образования сегодня является одной из самых острых.

Д.И.: Но при наличии конкуренции на учительское место возникает давление, и, может быть, появляется какая-то селекция? То есть можно выбирать какого получше? Или не из кого?

Е.Р.: Да нет, сегодня, когда возникает учительская безработица, есть из кого.

Б.Д.: Но это вопрос только последних лет, если я правильно понимаю.

Е.Р.: Да. Но потом опять пойдет демографический подъем и ситуация поменяется. Речь идет о качестве педагогического образования. Увы, в целом по стране уже сегодня оно сильно отстает от качества школьного образования. Если делаются какие-то серьезные шаги в непедагогическом высшем образовании, то они меня умиляют. Например, последние указы и какие-то другие нормативные акты о создании федеральных университетов: МГУ, СПбГУ, о создании группы исследовательских университетов. Меня, правда, умиляет это. Знаете почему?

Д.И.: Почему умиляет? Что ж тут милого?

Е.Р.: Да не может университет не быть исследовательским.

Д.И.: Это правда. Умиляет лукавство!

Е.Р.: Это то же самое, как если бы в строительном деле было принято решение о том, чтобы в ванных комнатах была вода, понимаете?

Д.И.: Причем это специальное решение! Выделенные, а не все ванные комнаты, а какие-то исключительные!

А.К.: Специальные такие, федеральные ванные комнаты!

Е.Р.: Все равно это здорово, потому что я знаком с этими университетами, и федеральными (такими как, допустим, Сибирский и Южный), и с тем, что начали сейчас делать на Дальнем Востоке – они консолидируют очень хорошие интеллектуальные ресурсы у себя. Но педобразование по-прежнему остается аутсайдером в этой ситуации.

А.К.: У вас, кстати, педагогическое образование?

Е.Р.: Нет.

А.К.: Что вы закончили?

Е.Р.: Казанский университет.

Б.Д.: Собственно, ваш вуз преобразуют в один из федеральных университетов.

Е.Р.: Да, в один из федеральных университетов. Казанский государственный университет, императорский.

А.К.: Alma mater Владимира Ильича Ленина.

Е.Р.: Владимира Ильича Ленина, Льва Николаевича Толстого, Николая Ивановича Лобачевского.

Б.Д.: Сейчас будет, соответственно, Приволжский федеральный университет.

Е.Р.: Да, да, с кампусом и со всей необходимой атрибутикой. Поэтому есть некие предложения, связанные с педагогическим образованием.

Д.И.: А вообще нужно специальное, отдельное педагогическое образование?

Е.Р.: Нужно, только не отдельное. Лучше всего на базе классических университетов иметь кафедры педагогической направленности: психология, педагогика и так далее, которые через гибкую систему спецкурсов давали бы выпускнику физфака, который хочет пойти в школу, эту возможность.

Сейчас ведь что происходит. Вы, наверное, слышали о президентском призыве? Нет? В послании президента прошлого года, где была новая инициатива по реформированию школы, президент абсолютно правильно сказал: «В школу должны и могут приходить те, кто был или есть специалист внешкольных систем». Например, в моей школе самые лучшие математики – не выпускники педвузов – это МАИ, это мехмат и т.д. И здорово, и народ стал идти. Но для того, чтобы он получал достойную заработную плату в школе, он должен, бедолага, два года еще учиться, чтобы получить корочку о педагогическом образовании.

Б.Д.: А без этого нельзя в школу?

Д.И.: Тарификация будет другая.

Е.Р.: А без этого в школу можно, только тарификация будет другая, совершенно точно. Хотя на самом деле для умного человека достаточно двух-трех месяцев и множественной практики.

А.К.: Да, еще ведь такая засада, что в педагогических вузах учили ведь специальным наукам в основном.

Е.Р.: Что с педвузами произошло: в 1970-е годы, в брежневский период, было принято решение, что в каждом регионе, в каждой области должен быть классический университет, их делали на базе действовавших раньше хороших педвузов. Естественно, в классическом университете зарплата, ставки другие, и элита из педвузов перешла в классические университеты. А педвузы остались.

Б.Д.: И университеты все равно нормальные не появились.

А.К.: Ефим Лазаревич, вопрос, который мучит меня с прошлой программы: вы работаете именно в этой школе с 1980-го года.

Е.Р.: Да.

А.К.: А директором – с 1984-го года.

Е.Р.: Да.

А.К.: Правильно я понимаю, что за это время произошли три главных этапа, три главных, радикальных  изменения. Произошли внутри вас и внутри школы, наверное, тоже?

Е.Р.: Школа была когда-то с населением в 210 человек.

А.К.: Именно концептуальные, а не какие-то.

Е.Р.: И концептуальные, да.

Б.Д..: Это ведь качественный рывок от - 210 детей к 2 000.

Е.Р.: Да, школа была у нас в одном здании, теперь у нас пять зданий. Самое главное – мы сделали ту модель, которую считаем самой перспективной, школу ступеней: у нас отдельно учатся дети дошкольного возраста, в отдельном здании дети младшего школьного возраста, отдельно учатся подростки и отдельно учатся старшие. В среднем между каждыми двумя из них 3 км, и поэтому курсируют автобусы.

Д.И.: Специальные школьные автобусы, которые кого возят?

Е.Р.: Возят детей.

А.К.: С урока на урок?

Е.Р.: Нет, с урока на урок не надо, у каждого ребенка же своя среда. Когда, кстати, меня спрашивают, зачем это надо, тем, кто не очень понимает, я говорю: «Нельзя, чтобы первоклассник и девятиклассник писали в один унитаз», - тогда они начинают понимать. А на самом деле среды должны быть другими. У старших, например, главный элемент среды – это шикарная библиотека, у подростков – это множество мастерских, для младших – игровые пространства и так далее.

А.К.: Теперь я прочитаю все, что хотел, про Ефима Рачевского: известный педагог, директор Центра Образования №548 Царицынской, заслуженный учитель России…

Б.Д.: Уже народный учитель.

А.К.: Уже народный, самый молодой народный учитель страны, лауреат Премии президента России в области образования, член Российского общественного… о, нет, все не буду читать.

Е.Р.: Давайте, не надо все это. Вы знаете, чем я дорожу больше всего?

Д.И.: Я бы очень хотел, чтобы вы про это рассказали.

Е.Р.: Я дорожу двумя вещами: одно – характеристика того, что я директор школы, которую я очень люблю. Второе – это общественное и государственное признание, то, что мне присвоили звание народного учителя.

А.К.: Спасибо вам большое, что пришли на нашу программу. 

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

21:00 Президент Финляндии ответил на информацию о слежке за военными РФ
20:27 Компания Ковальчука стала претендовать крымский завод шампанского «Новый свет»
20:04 Сборная РФ по хоккею выиграла Кубок Первого канала
19:44 ЦРУ передало Москве данные о подготовке теракта в Петербурге
19:16 При столкновениях со сторонниками Саакашвили пострадали десятки полицейских
18:35 СМИ назвали место содержания главаря ИГ
18:08 Опубликовано видео ликвидации боевиков в Дагестане
17:25 Между сторонниками Саакашвили и полицией произошли столкновения
16:47 Прокуратура впервые запросила пожизненный срок для торговца наркотиками
16:24 Курс биткоина превысил 20 тысяч долларов
16:16 Спортсменам РФ разрешили использовать два цвета флага на Олимпиаде
15:13 В Госдуме назвали неожиданностью слежку Финляндии за Россией
14:54 Скончался Георгий Натансон
14:15 В Крыму работы на трассе «Таврида» привели к перебоям с интернетом
13:44 В Москве снова побит температурный рекорд
13:15 СМИ сообщили об убийстве плененного ИГ казака
12:39 Губернатор Подмосковья пообещал избавить жителей региона от вони в начале года
12:07 Правительство Австрии поддержало смягчение санкций против РФ
11:35 Глава МИД Великобритании не увидел фактов влияния РФ на Brexit
11:15 СМИ рассказали о затрате Пентагоном 20 млн долларов на изучение НЛО
10:52 В Финляндии возбуждено дело после публикации данных о контроле разведки над интернетом
10:20 Представители Трампа обвинили спецпрокурора по РФ в незаконном получении документов
09:53 Завершилось голосование по названию моста в Крым
09:34 В Москве побит абсолютный температурный рекорд с 1879 года
09:24 Источник рассказал о переносе с Байконура пилотируемых пусков
09:12 В Дагестане силовики вступили в бой с боевиками
16.12 22:07 Курс биткоина превысил 19 тысяч долларов и вернулся обратно
16.12 21:03 СМИ узнали о «мирном» письме Саакашвили к Порошенко
16.12 19:56 Собчак заявила о готовности не участвовать в выборах
16.12 19:45 ПАРНАС отказался от выдвижения своего кандидата в президенты
16.12 19:28 Галерея-банкрот потребовала 27 млн рублей из Фонда храма Христа Спасителя
16.12 19:14 Российский биатлонист принес сборной первую медаль Кубка мира
16.12 17:07 Володин призвал власти РФ и Белоруссии уравнять граждан в правах
16.12 16:18 Фигуранта дела о контрабанде алкоголя нашли убитым в Ленобласти
16.12 15:13 Экс-сотрудник ФСБ отверг обвинения в хакерских атаках против США
16.12 15:11 Украина составила план покорения Крыма телевидением
16.12 14:07 Ученые из США выложили в сеть видео с ядерным испытанием
16.12 13:55 Овечкина признали одним из величайших игроков в истории НХЛ
16.12 13:12 Борис Джонсон снялся в «рекламе» сока с Фукусимы
16.12 12:53 Глава Минтруда анонсировал выделение 49 млрд рублей на ясли
16.12 11:40 В Москве мошенники забрали 20 млн рублей у покупателя биткоинов
16.12 11:29 Норвегия первой в мире «похоронила» FM-радио
16.12 10:51 Российские военные обвинили США в подготовке «Новой сирийской армии» боевиков
16.12 10:00 Россия вложила в госдолг США 1,1 млрд долларов за месяц
16.12 09:51 Собянин позвал москвичей оценить новогоднюю подсветку
16.12 09:21 Трамп включит «агрессию» КНР в стратегию нацбезопасности
15.12 21:08 Отца предполагаемых организаторов теракта в метро Петербурга выслали в Киргизию
15.12 20:57 Майкл Джордан назван самым высокооплачиваемым спортсменом всех времен
15.12 20:36 Вероника Скворцова обсудила с Элтоном Джоном борьбу с ВИЧ
15.12 20:23 Полиция открыла огонь по мужчине с ножом в аэропорту Амстердама
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.