Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
12 декабря 2017, вторник, 13:34
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

29 ноября 2009, 22:03

Мексика и уроки НАФТА

 

Россия в глобальной политике

В 1970-х годах Мексика попала в типичную для стран-экспортеров ловушку, когда от колебания мировых цен на нефть всецело зависит экономический спад или подъем страны. После их сокрушительного падения в 1981 году Мексика осталась с гигантским внешним долгом и впала в длительную рецессию. Выход был найден в заключении Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) с США, который уже 15 лет является ориентиром для развития национальной экономики, способствует либерализации политического режима и создает стабильные условия для инвестиционной деятельности. «Полит.ру» публикует статью сотрудника Центра исследований и развития, специалиста по проблемам экономического развития Латинской Америки Марии Кристины Капело и директора Центра исследований и развития Луиса Рубио, в которой речь пойдет об экономическом развитии Мексики последних лет и путях преодоления типичного для страны-экспортера кризиса — опыте, который может быть полезен и для России. Статья опубликована в журнале «Россия в глобальной политике» (2009. № 4).

В этом году Североамериканскому соглашению о свободной торговле (НАФТА), которое стало важнейшим источником экономического роста Мексики, исполнилось 15 лет. Участие в соглашении определяет ориентир для национальной экономики, препятствует слишком резким сдвигам на политической сцене, создает предсказуемые условия для инвестиционной и предпринимательской деятельности, а также для потребителей.

Конечно, этот документ не стал панацеей от всех недугов Мексики. Решение проблем страны подразумевает наличие более широкой стратегии развития, которая, к сожалению, отсутствует. Но НАФТА создает благоприятные рамочные условия для трансформации. В разгар же мирового кризиса, чреватого повсеместным ростом протекционизма, соглашение помогает сдерживать атаки сторонников защитных мер как в Мексике, так и в Соединенных Штатах.

НАФТА КАК ЗАЛОГ РЕФОРМ

Предлагая в 1989 году США, а затем и Канаде переговоры о торговом соглашении, Мексика руководствовалась прежде всего политическими соображениями.

Во второй половине 1980-х власти решились на глубокие экономические преобразования, которые предусматривали отказ от традиционной автаркической промышленной и торговой политики. Экономика росла очень высокими темпами с 40-х по 60-е годы прошлого столетия, но затем дело застопорилось. На протяжении 1970-х наблюдался подъем, вызванный, однако, исключительно ожиданием высоких цен на нефть и иностранными заимствованиями, которые делались на волне этих ожиданий. Как только в 1981 году нефтяные цены рухнули, Мексика осталась с гигантским внешним долгом и впала в длительную рецессию. В целом от десятилетий замкнутости выгадывала лишь узкая группа политиков и бизнесменов, к тому же страну постоянно сотрясали кризисы.

В результате сформировалась общественная коалиция в поддержку перемен, объединившая бoльшую часть среднего класса, рабочих, предпринимателей и экспортеров. Правительство взяло курс на постепенный отказ от централизованного управления в пользу создания условий для стимулирования экономического роста. После многих лет застоя и галопирующей инфляции такой подход воспринимался как глоток свежего воздуха.

Однако власти понимали, что сама по себе либерализация торговли не гарантирует доверия бизнеса и инвесторов, особенно с учетом метаний и перегибов 1980-х. Требовались долгосрочные гарантии того, что реформы не будут свернуты в одночасье. Администрация Рауля Салинаса (1988–1994) пришла к выводу, что Мехико необходимо юридически обязывающее (в плане либерализации и децентрализации) соглашение с мировым экономическим гигантом. Иными словами, гарантом необратимости преобразований в стране могли стать только Соединенные Штаты, ее давний недруг.

История некомфортных отношений с могущественным соседом породила глубокую подозрительность относительно намерений Вашингтона, а правительства, сменявшие друг друга после победы Мексиканской революции в 1917 году, поддерживали и эксплуатировали эти подозрения для укрепления собственной власти. Политическая риторика побуждала стремиться к диверсификации торговых связей Мексики и ослаблению ее зависимости от Соединенных Штатов. Но экономическая логика брала свое: коммерческие связи с США только укреплялись, а пограничные штаты и без одобрения Мехико активно втягивались в процесс «негласной интеграции».

ДИЛЕММА ТОРГОВЛИ И РАЗВИТИЯ

Североамериканское соглашение о свободной торговле оказало огромное влияние на внешнеторговый баланс Мексики. С 1993 по 2008 год ее торговый оборот с Соединенными Штатами более чем удвоился. На момент подписания документа дефицит Мексики в торговле с США приближался к 5 млрд долларов, но уже через год он превратился в профицит размером 12 млрд долларов.

Курс, проводившийся до либерализации импорта, привел к антиэкспортному перекосу в мексиканской экономике. В результате экономический рост всегда сопровождался увеличением торгового дефицита. После либерализации больше ресурсов стало направляться на производство экспортных товаров, доля промышленной продукции в объеме экспорта достигла 80 %. Исследование, проведенное Даниэлом Ледерманом, Уильямом Мэлони и Луисом Сервеном в 2005-м, выявило, что без НАФТА мексиканский экспорт составил бы лишь половину уровня, которого он достиг благодаря этому соглашению. Прямые зарубежные инвестиции составили бы 40 % от их нынешнего значения. Кроме того, время, которое потребовалось мексиканским фирмам для приобретения новых технологий, сократилось более чем вдвое – с 1,6 до 0,7 лет, а время, которое понадобилось для того, чтобы эти технологические новинки привели к росту производительности труда, уменьшилось с 2,5 до 1,7 лет. Во всех трех североамериканских странах постепенно выравниваются основные экономические показатели: процентные ставки, обменный курс и уровень инфляции, а также цифры экономического роста.

Конечно же, НАФТА – не волшебная палочка. Политики получили действенный инструмент, но для его эффективного использования требовалась кропотливая работа, дабы заручиться широкой общественной поддержкой механизмов модернизации, дать каждому предприятию и каждому гражданину шанс ощутить преимущества открытой экономической системы. Но этого сделано не было, а без просветительской работы о возможностях, открываемых свободным рынком, и без четкой стратегии развития НАФТА само по себе не может удовлетворить предъявляемые к нему запросы.

Исследование воздействия Североамериканского соглашения о свободной торговле на основе таких индикаторов, как бедность, миграция населения и распределение богатства, дает неутешительную картину. Другие же оценки, анализирующие его влияние на экспорт и инвестиции (что и является целью этого документа), свидетельствуют об успехе. Такое несоответствие отчасти вызвано объективными факторами, связанными со сложностями адаптации к новому режиму в условиях острой глобальной конкуренции. Но большинство причин носят внутренний характер.

Благодаря либерализации торговли в рамках НАФТА объем мексиканского экспорта вырос более чем вчетверо, страна вошла в число крупнейших мировых экспортеров, приток зарубежных инвестиций более чем удвоился. Но впечатляющий рост приходится на долю всего 10 % компаний. Пользу извлекли промышленные предприятия, которые сумели выстроить торгово-распределительные сети для распространения своей продукции в США и Канаде или подписать долгосрочные контракты с производителями и дистрибьюторами в этих странах. Уровень их производительности не уступает зарубежным конкурентам.

Отстающие компании (а их подавляющее большинство) находятся в ином положении. Они привыкли к протекционистским условиям замкнутой экономики, основанной на внутренних субсидиях и тарифных барьерах для импорта, и, как правило, им не хватает современного руководства. Неповоротливая бюрократическая система не стимулирует реинвестирования полученной прибыли, ограничивая возможности роста.

Например, на этапе подготовки НАФТА деловое сообщество задавало правительству больше вопросов о препонах, воздвигаемых собственной бюрократией, чем о проблемах, которые необходимо было обсудить с американскими партнерами. Иными словами, предприниматели в первую очередь настаивали на том, чтобы мексиканские чиновники не мешали им успешно конкурировать на мировых рынках. Прежде всего речь идет об административных стандартах, навязываемых бизнесу такими учреждениями, как Министерство финансов, Мексиканский институт социальной безопасности, Министерство экономики, а также муниципальными и местными властями. К тому же накладные расходы предпринимателей растут в геометрической прогрессии из-за того, что правительство не способно обеспечить людям элементарную безопасность и неприкосновенность имущества, оказывать необходимые услуги (например, энергоснабжение) на регулярной основе и по конкурентоспособным ценам. Кроме того, предпринимателям не гарантируется компенсация в случае ущерба, который им могут нанести чиновничьи инстанции. В результате бизнес вынужден конкурировать в условиях выкручивания рук, и подавляющее большинство предприятий не имеют возможности пользоваться преимуществами и потенциальными выгодами НАФТА.

Соглашение – это своеобразный остров в бюрократическом море. Только достигнув его берега, компании могут повысить производительность труда и собственную конкурентоспособность, максимально использовать сравнительные преимущества страны, вступать в стратегические союзы с ключевыми зарубежными игроками. Факты говорят сами за себя: те сектора, которые испытали на себе благотворное влияние либерализации и открылись для честной конкуренции, процветают, тогда как те, что не освободились от ига чиновников, безнадежно отстали. Сектора, которые приспособились к логике глобализации, преобразились, остальные же чахнут в ожидании чудодейственного решения, которое, очевидно, никогда не будет им предложено.

Североамериканское соглашение о свободной торговле было призвано освободить сферу инвестиций и торговли от излишнего администрирования, гарантировать последовательный характер экономических реформ. Но требуются другие механизмы для начала модернизации всей экономики. За 15 лет, прошедших с момента подписания НАФТА, в стране сменилось четыре правительства, но всех их объединяло отсутствие стратегии развития, способной помочь всему населению Мексики, а не только крупным компаниям воспользоваться преимуществами соглашения о свободной торговле. Одна администрация за другой ожидали, что это соглашение автоматически обеспечит положительные результаты.

Реформы, осуществленные в конце 1980-х, и присоединение страны к НАФТА дали стимул росту, но этого было недостаточно, и когда разразился финансовый кризис 1994–1995 годов, экономика затрещала по швам. По сути, Мексика страдает не столько от недостаточного спроса, сколько от недостаточного предложения: отсутствуют производственные мощности. Причем внутренняя политика не обеспечивает достаточной мотивации для решения этой фундаментальной проблемы.

Например, ряд исследований, анализирующих показатели промышленности после подписания НАФТА, свидетельствуют о том, что, несмотря на огромную численность населения, мексиканские компании с трудом находили квалифицированный персонал. К тому же многие считают, что проще и дешевле импортировать необходимые товары, нежели иметь дело с местной бюрократией и преодолевать многочисленные препятствия для функционирования бизнеса.

Политики, особенно в период спада, винят во всем НАФТА и США. Конечно, тесная экономическая интеграция с американской экономикой в производственной сфере чревата негативными последствиями в случае рецессии, как в начале нынешнего десятилетия и сейчас. Но никаких альтернатив не предлагается. Хотя нынешний кризис привнесен извне, он ставит Мексику лицом к лицу с внутренними реалиями: старая экономика, не адаптированная к соглашению, не способна поддерживать развитие страны. Делать ставку на протекционизм – значит поощрять бедность. И напротив, концепция, лежащая в основе НАФТА, дает Мексике возможность преобразовать и модернизировать экономику. В какой-то мере кризис создает шанс для того, чтобы покончить со всеми предрассудками прошлого, от которых мексиканцы не избавились до сих пор.

НЕДОВОЛЬСТВО И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

Мексиканцы все больше привыкают к логике и духу этого соглашения, а вот правительство и Конгресс остаются парализованными, представляя собой наиболее тяжелое бремя для экономического развития страны. Неспособность воспользоваться возможностями, которые предоставляет НАФТА, стало причиной недовольства некоторых групп населения, и это обстоятельство умело используется различными политиками и политическими партиями.

Критики утверждают, что правительству следует заняться укреплением внутреннего рынка путем стимулирования более высоких общественных расходов и нового издания протекционизма. Эта идея привлекательна для тех, кому не удалось приспособиться к новой экономике, но рост государственных расходов не позволяет разрешить экономические проблемы Мексики – прежде всего потому, что они проистекают из чрезвычайно низкого уровня производительности труда, свойственного отсталой промышленной инфраструктуре. Увеличение государственных расходов приведет к росту цен и потому ничего не даст тем предприятиям и рабочим, которые оказались позади в процессе промышленной модернизации. Протекционизм же будет означать дальнейший рост себестоимости. Это, конечно, поможет тем компаниям, которые сталкиваются с трудностями при сбыте своей продукции, но за счет остальной экономики, которая уже успешно конкурирует на мировых рынках.

Таким образом, создание протекционистских барьеров для поддержки слабеющих компаний означает поощрение тех, кто не сумел либо не захотел модернизироваться, и принесение в жертву конкурентоспособных экспортеров, высокопроизводительных производств, обеспечивающих своих работников высокими зарплатами, а также всех тех, кто приложил усилия для преобразований и преуспел.

Соглашение о свободной торговле – это механизм, ограничивающий сговор между бюрократией и теми промышленниками, которые, благодаря устаревшим законодательным нормам и протекционизму, готовы презреть интересы потребителя в стремлении приобрести как можно больше льгот.

Соглашение обеспечило доверие к Мексике как производственной базе для американских и канадских корпораций. Многочисленные подтверждения тому можно найти в таких штатах, как Агуаскальентес, Гуанахуато, Керетаро,  Нуэво-Леон, Халиско, Чиуауа, и некоторых других, которые в течение последнего времени отличались высокими показателями занятости. Другими штатами, которые стали крупнейшими полюсами притяжения для новых промышленных предприятий в стране, являются Оахака, Пуэбла, Тласкала и Юкатан.

Тем временем ряд регионов Мексики, в которых деловые и политические круги не сумели освободиться из прокрустова ложа старомодных экономических клише, страдают от высокого уровня безработицы и не готовы привлекать инвестиции для изменения сложившейся ситуации. Успешные компании обеспечивают 80 % общего промышленного производства, хотя в абсолютном выражении остаются в меньшинстве. Они сосредоточены также  в северных и западных регионах Мексики. Большинство же компаний, которые не добились успеха в новых экономических условиях, сконцентрированы в политическом центре страны – обширной области вокруг Мехико. На этих предприятиях занята бЧльшая часть всей рабочей силы. Хотя их экономическая значимость уменьшилась, они по-прежнему обладают колоссальным политическим весом, особенно в последнее время, когда оппозиционные партии готовы сыграть на неудачах правительственной экономической политики.

Региональное неравенство, являющееся прямым следствием неспособности правительства создавать благоприятную деловую среду, лежит в основе трудностей, с которыми сталкивается страна в своем развитии. Именно диспропорции и неудачи, а вовсе не НАФТА стали благодатной почвой для политической полемики и раскольничества.

В течение последних пятнадцати лет потенциал НАФТА раскрылся полностью. Некоторые острые вопросы, такие, например, как экспорт помидоров и авокадо, были улажены. В ответ Мехико с опережением согласованного графика осуществил либерализацию импорта в таких областях, как подержанные автомобили. Единственная нерешенная проблема – грузовые перевозки (ограничение доступа мексиканских грузовиков в США за пределы 40-километровой зоны) – недавно толкнула мексиканцев на ответные меры.

Несмотря на критику, мексиканцы, которым посчастливилось извлечь выгоду из соглашения о свободной торговле, считают нелепой саму идею пересмотра НАФТА. Мексиканские потребители пользуются весьма низкими ценами на большую часть товаров повседневного спроса, включая продукты питания, одежду и обувь. Кроме того, благодаря НАФТА многие люди имеют возможность приобретать потребительские товары гораздо более высокого качества. Вот почему (хотя темпы экономического роста последних лет явно недостаточны, чтобы решить проблему бедности) прогресс, который все же имел место, основан на связи Мексики с остальным миром посредством НАФТА. Среднестатистический мексиканец спит и видит, как бы получить место в компании, так или иначе связанной с Северной Америкой, потому что речь идет о более привлекательной и постоянной работе. Соглашение пользуется намного большей популярностью, чем думают его критики.

Практически нет политической партии, которая всерьез, а не только на словах оспаривала бы необходимость проводить политику экономической интеграции с остальным миром. Споры вокруг НАФТА порождены конкретными историческими обстоятельствами отношений, сложившихся между Мексикой и Соединенными Штатами, а также идеологической предвзятостью отдельных критиков. Однако во многих случаях эти дискуссии объясняются особой заинтересованностью некоторых кругов в отсутствии конкуренции. Вот почему, несмотря на то что политическая демагогия способна поляризовать общество, выгоды, получаемые людьми в повседневной жизни, фактически выхолащивают эту риторику, превращая ее в досужие разговоры.

Немалое число людей и фирм, которые получают все больше выгод от Североамериканского соглашения о свободной торговле и прямых зарубежных инвестиций, пополняют ряды решительных сторонников курса на экономическую преемственность. Они куда сплоченнее, чем противники соглашения, даже если наблюдается привычная для разных стран мира картина, когда потенциальные бенефициары международной торговли склонны защищать свои интересы менее рьяно, чем те, кто боится пострадать от либерализации.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

13:26 Минспорта финансово поддержит решивших не ехать на ОИ-2018
13:25 Помощник Путина раскритиковал «Роскосмос» за неумение делать деньги
13:11 Украинское Минобрнауки разработало отдельную модель для русскоязычных школьников
13:06 CardsMobile и Bitfury Group объединяют рынок программ лояльности
13:00 ОКР попросит МОК пересмотреть решение о российском флаге
12:41 ОКР одобрил участие российских спортсменов в ОИ-2018 под нейтральным флагом
12:39 По делу о хищении денег из разорившихся банков арестованы топ-менеджеры
12:35 ГП потребовала заблокировать сайты «нежелательных» организаций
12:18 При взрыве на газопроводе в Австрии пострадали десятки человек
12:03 Разоблаченная в Москве группа террористов оказалась ячейкой ИГ
11:55 Трамп «узаконил» удары коалиции по сирийской армии
11:42 Сотрудники российской военной полиции вернулись из Сирии
11:25 Счетная палата решила взяться за хозяев «старой» недвижимости
11:18 В Москве арестован подозреваемый в шпионаже в пользу ЦРУ
11:11 Ведущие мировые политологи и руководители банков – среди участников Гайдаровского форума в РАНХиГС
10:54 ФСБ объявила о срыве готовившихся на Новый год терактов в Москве
10:47 Союз биатлонистов России поблагодарил понизивший его статус IBU
10:40 Дуров заработал на биткоинах больше 30 млн долларов
10:34 Киты и дельфины регулируют чувствительность своего слуха
10:30 Экс-поставщику формы олимпийской сборной РФ поручили одевать МОК
10:23 В России появятся новые дорожные знаки‍
10:17 В Совбезе предложили наказывать за неповиновение дружинникам
10:05 СКР завел на владельца «Вим-Авиа» новое уголовное дело
10:01 Словарь Merriam-Webster выбрал слово года
09:47 СМИ узнали о решении кабмина отказаться от налоговой реформы
09:44 СМИ рассказали о выводе из Сирии лишь двух третей группировки РФ
09:29 Медведев выделил 40 регионам 20 млрд рублей за быстрое развитие
09:27 ЦБ попросил банки наладить сбор монет у населения
09:19 Яценюк рассказал о приказе Турчинова применять оружие «для защиты Крыма»
09:12 «Роскосмос» назвал причину провального пуска с Восточного
08:54 Трамп дал старт новой американской лунной программе
08:35 Цена нефти Brent превысила 65 долларов впервые за 2,5 года
08:24 Трамп вновь призвал ввести смертную казнь за терроризм
08:03 КНДР провозгласила победу в противостоянии с США
07:41 СМИ рассказали о согласии США оставить Асада президентом Сирии
07:23 Роскомнадзор заблокировал сайт «Открытой России»
06:58 Суд в Киеве освободил Саакашвили
11.12 21:13 Тысячи пользователей скачали поддельный криптокошелек для iOS
11.12 20:45 Подрывник из Нью-Йорка рассказал о мотивах своего поступка
11.12 20:23 Участники беспорядков на Хованском кладбище получили по три года колонии
11.12 20:06 Роспотребнадзор нашел причину вони в Москве
11.12 19:48 Родченкова заочно обвинили в незаконном обороте сильнодействующих веществ
11.12 19:27 Комиссия Роскосмоса нашла причины аварии запущенной с Восточного ракеты
11.12 19:02 Власти Нью-Йорка признали взрыв в переходе попыткой теракта
11.12 18:41 Минтранс России допустил возможность полетов в Каир с февраля
11.12 18:23 «Нелюбовь» Звягинцева поборется за «Золотой глобус»
11.12 18:06 Взрыв в Нью-Йорке мог совершить сторонник ИГ
11.12 17:45 «Дочка» сколковского резидента привлекла $ 6 млн на лекарство от лейкоза
11.12 17:40 Путин не поддержал решение Трампа по Иерусалиму
11.12 17:20 Путин заявил о готовности возобновить полеты в Египет
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.