Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
12 декабря 2017, вторник, 05:57
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

08 декабря 2009, 23:02

Германский синдром

 

Закончился Восьмой фестиваль немецкого кино в Москве. Фильмы, представленные производителями московской публике лично, укладываются в три категории. В первом случае – картина стоит того, чтобы потратить на ее разбор больше времени, чем время, ушедшее на ее создание. 2-й и 3-й случаи – когда рефлексия над фильмом может занять времени не меньше его хронометража. На последнем – минус первом месте – фильм, который можно не смотреть, хотя смотреть его все равно будут.

СЛУЧАЙ ПЕРВЫЙ – «Архитектор» («Der Architekt», 2008), первый полнометражный фильм, снятый актрисой Иной Вайссе (Ina Weisse), – самый фестивальный из привезенного на фестиваль. С символикой, подтекстами в разговорах, драматургией в паузах между разговорами, с метасюжетом и серией продуманных мизансцен, разыгрывающих этот метасюжет. Cценаристы Дафне Чаризани (Daphne Charizani) и Ина Вайссе.

 

Архитектор Георг Винтер (Йозеф Бирбихлер) пытается скрыть от семьи смерть матери, с которой давно не общается, – с тех пор как женился на Еве (Хильда ван Мигхем / Hilde Van Mieghem), – и вообще держит жену с двумя детьми подальше от своих проектов. До некоторых пор тому было полуобъяснение (мать Винтера порвала с сыном, недовольная его браком), которое ничего не объясняло, но всех устраивало. Из завещания выясняется, что семья архитектора,  приехавшая с ним на похороны, – практически ничего о нем не знает. 

Метасюжет складывается из вытеснений, не(до)сказанного, обрывков фраз (ритуально-ностальгическая история о матери, рассказанная Винтером на поминках, разговоры в деревне, и проч.). Это – семейная традиция хоронить в себе тайны или, в лучшем случае, скрывать их; привычка жить так, как будто все в своей жизни понимаешь, или не задумываться над тем, что мешает впечатлению о мнимой понятности жизни, или все же думать об этом, но сразу отбрасывать (простор создают недомолвки из диалогов). Золаистская генетика – на фоне ожиданий – заложена в метафору жизнестроительства (из выступления Винтера на вручении премии, в самом начале фильма), подкрепленной снизу внешней доверительностью семьи в мелочах («– Не хочешь трусы надеть? –  Нет, у меня там грибок, пусть побудет на воздухе») – и тотальной друг к другу недоверчивостью в существенном. Умолчания распространяются с мелочей до того необходимого знания, что не обнаружится, если не случай (смерть, снежная буря в горах, еще что-нибудь). 

В «Архитекторе» никто не лучше – всюду сплошные результаты наследственной дискоммуникации: архитектор, скрывавший от семьи внебрачного сына, или его «официальный» сын, которого отец насильно сделал архитектором, потому что тот молчком, безынициативно спивался (или просто не рассказывал об инициативах?) В этой никем  не подозреваемой недосказанности возникает драматургия. Семейное правило не нарушается вплоть до финала: все не знают о чем-то важном, предпочитают отмалчиваться и никто не уверен, правильно ли понят – поэтому последнюю тайну архитектора семья узнает слишком поздно. (Следующим фильмом Вайссе, если она не придумала ничего получше семейной саги, могла бы быть предыстория семьи архитектора, в предыдущем поколении.)

 

С точки зрения Вайссе, – неправы все, потому что ответа она сама не знает, полагаясь на синтез натурализма с импрессионизмом. За него Вайссе расплатилась в фойе кинотеатра «35 мм». Зрители бросились на нее (и на актера Йозефа Бирбихлера) и больше получаса терзали вопросами: а что она хотела сказать этой сценой? а вот этой? а что означает эта? Одна старушка, получившая под дых культурный шок от сцены семейного нудизма, на выходе из кинозала поинтересовалась: у вас что там, все такие? Йозеф Бирбихлер (1948 г.р.) как умел острил, а Инa Вaйcce (1968 г.р.) не выдержала натиска и, – вместо того чтобы послать, – воленс-ноленс стала объяснять поэтику: и про дискоммуникацию, и о том, что хотела показать, как «падает сильный человек» (объяснила символическую сцену падения Георга Винтера в финале). Какая-то девушка спросила: что означают нудистские отношения? и нет ли инцеста в сцене, где отец целует дочь (на её вкус слишком плотоядно и долго)? Инa Вaйcce ответила, что инцеста в проекте не было, а нудизм выражал физиологию, которая только и осталась в семье, где никто не может друг с другом изъясниться. Йозеф Бирбихлер в ответ сострил, что у зрительницы – «немецкий на грани инцеста», и та ушла переживать свои детские травмы. 

Обычно на пресс-конференциях режиссеры либо рассказывают об атмосфере съемок (случай № 2, см. ниже), либо самоочевидные банальности о замысле, либо о намерениях, которые не сбылись. В любом случае – неинтересно. У Ины Вайссе – германский синдром (она взялась объяснять поэтику фильма тем, кто его не понял: немецкому режиссеру мало снять фильм – нужно его разжевать) плюс непривычка (дебютный полный метр), и не дай бог остаться недопонятой. Плюс, тут же, российские зрители наперебой стараются показать, как хорошо они знают немецкий, восьмой год востребованный в Москве только с 3 по 6 декабря, во время фестиваля немецкого кино.

СЛУЧАЙ ВТОРОЙ – «Перемирие» Ланцелота фон Насо (Waffenstillstand, 2009; Lancelot von Naso; полнометражный дебют) представлялся как один из первых фильмов о войне в Ираке, показанной не глазами американских солдат, а изнутри страны. Было видно, что Ланцелот фон Насо привык на фестивалях к вопросам о политике и отвечал, в основном, на них, хотя у него в иракско-марокканском антураже получилось разыграть нетривиальный сюжет.

 

2004 год. В Фалудже не хватает лекарств, на 24 часа объявлено перемирие, и молодая медсестра с пожилым врачом решают добраться до Багдадской больницы. Войска США не могут обеспечить безопасность, и медсестра, не получив разрешения, на небронированном автомобиле, с сомнительным арабом, напролом едет в Багдад – прихватив с собой врача и двух журналистов с немецкого ТВ, и никого не предупредив, что сохранность их не гарантирована.

У каждого свои мотивы: подвиг медсестры списан со статьи из американской газеты за 2006 год (у нее есть реальный прототип, поэтому ее характер и все благородство помыслов перешли из агитпропа). С немецкими телевизионщиками, досочиненными постфактум, сложнее. Репортер вытягивает всю операцию на своем либидо (его бросила подруга, он подорвался в Ирак, где подвернулась медсестра – порнофетиш из эротических фантазий, – а заодно – репортаж, где цель не столько его снять, сколько вдуть медсестре). Он, прикрываясь профессионализмом (нужно сделать лайфы), втягивает в приключение приятеля – оператора. Решительность у каждого подпитывается из своего источника: репортер работает на феромонах, медсестра – на шизоидной идейности, а харизматичный доктор, самоуверенность которого была гарантией успеха, вообще устал от жизни в Ираке и в один из безнадежных моментов готов пропасть пропадом.

  

Никто не говорил всей правды, но никто никого не заставлял: у всех была возможность выбора. Сюжетное напряжение рождается в промежутке между риском и незнанием правды. Главным героем стал – не опытный доктор и не фригидная медсестра, готовая рискнуть ради своих идей чужими жизнями, а оператор-параноик. 

Самый наблюдательный («от арабов никогда не знаешь, чего ждать» – наблюдение, подозреваю, сделано под впечатлением от марокканских арабов, которых в «Перемирии» собрали в массовку) и самый профессиональный (он самостоятельно снял синхрон, заменяя репортера, кинувшегося помогать подруге заталкивать из госпиталя в машину иракских детей), он во всем видел подвохи и больше всех боялся. Когда все ломанулись в Багдад, он один сомневался – потому что, в отличие от остальных, ему было чем рисковать (женой и дочерью в Германии). Единственной его ошибкой был проигрыш в поддавки на всеобщую уверенность в себе: он купился, поскольку блефовали все, и оказался единственным безусловным героем. 

Когда Ланцелот фон Насо (режиссер и соавтор сценария «Перемирия») сказал, что фильм снимался в Марокко, т.к. «в Ираке слишком опасно» (и посоветовал съездить в Марокко), почему-то подумалось, что оператор-параноик списан с него. 

СЛУЧАЙ ТРЕТИЙ – проходной фильм Андреаса Дрезена «Виски с водкой» (Whisky mit Wodka, 2009). Сюжет его вкратце. Престарелый актер Отто Кульберг срывается в запои. На время съемок фильма о 20-х годах «Танго на троих» – чтобы подстраховать фильм – ему подыскивают дублера помоложе. Нервозный режиссер, который любит повторять «я не отхожее место для чужих испражнений!» (и чувствует себя в такие моменты крутым и афористичным), вынужден снимать параллельно две версии: одну с Отто, вторую с Арно.

 

Дальше начинается классическое противостояние «подлинника» и «двойника», но Дрезен разыгрывает в этом сюжете свои геронтографические идефиксы: сюжет фильма «Танго на троих», в котором снимается Отто, варьирует размышления из предыдущего фильма самого Дрезена «На девятом небе» (о старости, которая не зависит возраста и т.п.), и они проецируются на съемочную площадку.

Как заметил актер, исполнявший роль Отто, дублеру на съемках приходится труднее, чем звезде, с которой все сдувают пыль. Арно играет роль стимула Отто (если Отто сорвется, – малоизвестный театральный актер займет причитающееся ему место), и пожилой кумир публики с мегаломанией, поощряемой всем его окружением, доказывает состоятельность, устраняя неопытного конкурента.

 

Вокруг сюжета о двойнике и смешения водки с вискарем можно было бы ждать эффектных сюжетных завихрений (например, что в финале окажется, будто успех Отто был алкогольной галлюцинацией), но геронтофил Дрезен несправедлив к молодому герою, и все работает на его старые идеи.

СЛУЧАЙ МИНУС ПЕРВЫЙ«Мои слова, моя ложь, моя любовь» – экранизация книги Мартина Сутера «Лила, Лила» (2004; рус. перевод: «Иностранка», 2007). В оригинале фильм так и называется, но на фестивале сделали кальку с американского прокатного названия.

Давид Керн, неприметный лузер-официант, находит во впаренной ему на барахолке тумбочке машинопись романа, сочиненного в 1950-е годы неизвестным автором – Альфредом Дустером. Давид в жизни не читал ничего, кроме детективов про комиссара Мегрэ, но ему надо быстро понравиться интеллектуально подкованной Мари, помешанной на серьезной литературе и убежденной, что все должны ее развлекать («Прежде чем заговорить с девушкой, придумай тему»). Давид – разновидность настойчивого дурака. Либидо пересиливает муки совести: он сканнит машинопись, распознает, распечатывает и подсовывает Мари в качестве своего скромного сочинения. По прихоти впечатлительной девушки роман выходит книжкой, публика в восторге от винтажа 50-х, объявляет его хитом сезона и долгожданным гвоздем в гроб постмодерна. Давиду обеспечен секс (иначе было бы непонятно: зачем этому кретину интеллектуалка, а этой интеллектуалке – кретин), эстеты носят его на руках, пока не заявляется Джеки, называющий себя Альфредом Дустером. Энергичный Джеки-Дустер оказывается нетщеславным дельцом, намеренным вытрясти из проекта все, что можно.

Фабула примерно соответствует книге Мартина Сутера, но немецкому сценаристу Александру Бурешу (Alex Buresch)  и режиссеру Алену Гспонеру, сложением усилий удалось отжать всю поэтику Сутера до примитивной «комедийной мелодрамы» (случай, когда этот товароведческий штамп исчерпывающе характеризует содержание).

 

У Мари есть проблема: она влюбилась в роман, а не в официанта, у Давида – проблема: он неплохой парень, но полный ноль, у сценариста – тоже проблема: он так увлекся налаживанием половой жизни героя, что позабыл разоблачить плагиатора. Когда выясняется, что Альфред Дустер точно мертв – этические проблемы отпали сами собой, Керну достаточно, что он объяснился с Мари: перед публикой он демонстративно не признается.

Оба героя – проходимцы и подлецы, добивающиеся того, что им всю жизнь не хватало: один (Давид Керн) – секса, другой (Джеки, псевдо-Дустер), подвизающийся в роли его агента, – денег. Имени настоящего автора бестселлера фанаты Давида Керна так и не узнают. Мораль (красть чужое – плохо, наживаться на краденном – аморально) трансформируется в серию приколов (как полуграмотного парнишку принимают за гения) и грошовый постмодернизм (а сами как думаете? и плагиат после смерти автора автоматически становится оригиналом).

Сюжет и набор идей напомнил американский инди-фильм 1996 года «Лифт» (The Elevator; автор сценария – Габриэль Болонья). Знаменитый голливудский продюсер Рой Тилден (Мартин Ландау) спешит на вручение себе очередной премии, но застревает в лифте с молодым сценаристом Дэвидом Брохманом (Габриэль Болонья). Все время вынужденного заточения в лифте Дэвид доводит продюсера до белого каления, зачитывая истории для короткометражек (трешовых, забавных, наивно-философских), повторяя перед каждой: "автор – Дэвид Брохман-младший". Под конец Рою начинает даже нравиться, он предлагает экранизировать историю, но здесь наступает момент истины (спойлер): продюсер Рой Тилден украл у отца этого молодого человека сценарий; Рой прославился и сделал карьеру, а отец Брохмана покончил с собой. Тут выясняется, что вся жизнь продюсера – пожирание чужих сливок: женщина, на которой он женился, полюбила его за краденый фильм, премии принадлежат покойнику, жить страшно и т.д. В истории Габриэля Болоньи 1996 года уже было все: игра метанарративами, плагиат и самоубийство, комиксы и трагедия. У Гспонера – микс из развлекалова, любви и скользкого от соплей happy end. Хавчик подан, можно хавать.

 

Впрочем, в фильме «Лила, Лила» остались две идеи, объясняющие успех его в Германии. Обе идеи проходимец-старший (Джеки) внушает проходимцу-младшему (Давиду). Идея первая – посттоварность. Книга, написанная неизвестным автором в 50-е годы, – на хер никому не уперлась; продается не роман, а молодой официант, убивающий своей стилизацией постмодернизм. Идея вторая – кредит доверия раскрученному автору, позволяющий втюхивать любую туфту. Поэтому следующий роман, написанный малограмотным официантом уже самостоятельно, – в финале фильма встречается аплодисментами. На российском фестивале фильму Алена Гспонера тоже аплодировали.

Михаил Осокин

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:13 Тысячи пользователей скачали поддельный криптокошелек для iOS
20:45 Подрывник из Нью-Йорка рассказал о мотивах своего поступка
20:23 Участники беспорядков на Хованском кладбище получили по три года колонии
20:06 Роспотребнадзор нашел причину вони в Москве
19:48 Родченкова заочно обвинили в незаконном обороте сильнодействующих веществ
19:27 Комиссия Роскосмоса нашла причины аварии запущенной с Восточного ракеты
19:02 Власти Нью-Йорка признали взрыв в переходе попыткой теракта
18:41 Минтранс России допустил возможность полетов в Каир с февраля
18:23 «Нелюбовь» Звягинцева поборется за «Золотой глобус»
18:06 Взрыв в Нью-Йорке мог совершить сторонник ИГ
17:45 «Дочка» сколковского резидента привлекла $ 6 млн на лекарство от лейкоза
17:40 Путин не поддержал решение Трампа по Иерусалиму
17:20 Путин заявил о готовности возобновить полеты в Египет
17:14 Растения в первую очередь защищают от вредителей свои цветки
17:05 Полиция задержала подозреваемого во взрыве бомбы на Манхеттене
16:56 Собчак рассказала на Первом канале о фабрикации дел Навального для его отстранения от выборов
16:38 Запуск военного спутника с Плесецка перенесли на 2018 год
16:21 Михалков переизбран главой Союза кинематографистов России
16:07 Михаил Саакашвили назвал себя военнопленным
15:58 В Манхэттене прогремел взрыв
15:53 60 млн рублей выделены на развитие технологии трекинга для виртуальной реальности
15:46 ЦБ стал единоличным владельцем «Открытия»
15:30 Хакер из Екатеринбурга заявил о взломе Демпартии США по заказу ФСБ
15:14 МГУ попал в топ российского рейтинга мировых вузов
15:04 Лавров не увидел признаков достижения Трампом «сделки века» по Палестине
14:53 Изучен «бактериальный экипаж» Международной космической станции
14:37 Эстонский бизнесмен получил в России 12 лет за шпионаж
14:11 Экологи объяснили неприятный запах в Москве выбросом воды
13:51 Саудовская Аравия снимет 30-летний запрет на кинотеатры
13:20 Большинство российских спортсменов заявили о желании участвовать в зимних Играх
13:06 Путин прибыл в Сирию и приказал начать вывод войск
13:03 В Совфеде предложат наказание за привлечение детей к несогласованным акциям
12:38 Родителям двойняшек выплатят пособие сверх маткапитала только на одного ребенка
12:18 В Египте нашли две гробницы времен XVIII династии
12:14 «Дочка» «Ростеха» оспорила санкции из-за турбин Siemens в суде ЕС
12:01 Лидер SERB потребовал наказать организаторов показа фильма о Донбассе
11:51 В «Ленкоме» началось прощание с Леонидом Броневым
11:39 Матвиенко предложила оставлять больше денег в регионах
11:38 СК завел дело после смерти избитой в Красноярске школьницы
11:20 Мадуро отстранил главные оппозиционные партии от участия в президентских выборах
11:16 Биржа CBOE приостанавливала торги из-за спроса на биткоин
10:59 Путин наградил госпремией Людмилу Алексееву
10:50 Зарплату чиновников повысили впервые за 4 года
10:46 Вернувшийся с Маврикия президент ДС-Банка арестован по делу о растрате
10:43 Петроглифы Венесуэлы впервые нанесены на карты
10:24 Потраченные на санацию «Открытия» миллиарды вернутся в бюджет из ЦБ
10:23 Роспотребнадзор предложил маркировать вредные продукты
10:04 Осужденным за взрывы домов в Москве и Волгодонске предъявили новые обвинения
09:59 Выборы президента для повышения явки сделают праздником
09:44 Danske Bank предсказал укрепление рубля в 2018 году
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.