Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
24 мая 2018, четверг, 13:27
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

09 декабря 2009, 10:03

Состояние и перспективы исторического образования

В Киеве 26-27 ноября на базе Института политических и этнонациональных исследований им.И.Ф.Кураса НАН Украины прошла конференция «Национальные истории и историческая память. Взгляды из России, Украины и Франции». Организаторами выступили Посольство Франции и Французский культурный центр в Украине, Французско-российский научный центр социальных наук в Москве, Институт политических и этнонациональных исследований НАН Украины, журнал «Україна Модерна».

Двухдневная конференция состояла из 4 сессий, во время которых известные ученые Украины, России и Франции обсудили   вопросы формирования национальных историй на постсоветском пространстве – политические, социальные, экономические, культурологические. 

Вопросы о качестве и перспективах современного исторического образования Арсению Рогинскому, Михаилу Дмитриеву, Даниэлю Бовуа, Юрию Шаповалу, Виктору Кондрашину, Николя Верту, Галине Зверевой, Евгению Головахе и Леониду Финбергу задали сотрудники "Полiт.UA": Наталья Макарова, Владимир Каденко и Юлия Веретенникова. Аналогичный вопрос задала не участвовавшему в конференции украинскому историку Георгию Касьянову  Галина Любчич. Полный текст интервью с Георгием Касьяновым будет опубликован позже. 

Чего недостает учебникам истории в школах?

Арсений Рогинский (историк, правозащитник, общественный деятель, общество «Мемориал», Москва): Наши школьные учебники истории все время представляют историю государств. Нам в этих учебниках не хватает человека. Если мы хотим уйти от того очень сомнительного тезиса, что национальная история может быть написана только изнутри и только человеком определенной ментальности, если мы хотим уйти от разного рода диких конфликтов – и конфликтов памяти, и конфликтов исторических политик – выход у нас один: писать историю и создавать историю культурно-антропологическую, через историю людей, через историю семей, делая историю государств производной от них, как-то пересекая и переплетая их между собой. И тогда у нас действительно получится гораздо больше разнообразия, чем мы видим, когда рассматриваем историю государств. Тогда история станет не просто черной-белой и скучноватой: вот палачи, вот жертвы, оккупанты оккупируют, или еще что-нибудь. На самом деле люди-то были разные. Они взрослели, смелели, набирались мудрости, меняли свой характер. Узнавать историю нужно через человеческую неоднородность, через ценности, ментальность, через повседневность и т.д. И если бы все было именно так, то это было бы и плодотворно, и более-менее сопоставимо хоть с какой-то нравственностью. Уж если мы воспитываем учеников, то ведь нужно же что-то с чем-то сопоставлять. 

О какой истории мы должны говорить сегодня со школьниками и студентами?

 Михаил Дмитриев (МГУ, Москва): Самое главное, мы должны говорить ученикам о сравнительной истории. Это у нас нигде не присутствует. Можно, конечно, сравнивать историю Франции с историей Америки, историю России с историей Центральной Азии, но все-таки нужно находить такие сравнения, которые были бы релевантными, для того, чтобы избежать тех нелепостей сравнительного подхода, которые встречаются сегодня. Наши украинские коллеги мало знают о том, что делается в этом отношении у нас, мы не знаем, что делается здесь: как развивается историческое мышление на Украине, какие общественные настроения преобладают, какие ценности важны. 

Чего недостает нынешним студентам?

М.Д.: К сожалению, уровень подготовки сегодняшних студентов упал. Советский диктат окончился. С одной стороны, этот диктат способствовал падению уровня подготовки. Но упала требовательность к нашим бывшим школьникам. Учителя довольствуются минимальным количеством знаний, которые будущие студенты выносят из стен школы. Молодые люди, как известно, готовятся к поступлению в университет при помощи репетиторов. А поскольку знаний нет, то при отсутствии репетиторов знаний будет еще меньше. Репетиторы занимаются только той историей, которую у них потребуют на первых порах, то есть историей России, а знания по вопросам общей истории, вынесенные из школы, остаются на потом. Картина, как видите, не очень веселая. Единственное, что может в этой ситуации утешать, что в других странах положение ничуть не лучше. Мои зарубежные коллеги говорят, что их студенты первых курсов совершенно невежественны. Поэтому, может быть, все не так уж плохо.

Какую историю сегодня нужно преподавать французским, украинским, русским школьникам?

Юрий Шаповал (Институт политических и этнонациональных исследований НАНУ, Киев): Проблема состоит в том, чтобы не преподавать эгоцентричную историю. Это самое главное. Нужно, чтобы это была история всех тех, кто жил в Украине. И чтобы мы любили всех на этой исторической карте. И если мы это сделаем, то мы коснемся самого важного аспекта.  

Виктор Кондрашин (Пензенский педагогический университет, Пенза): Правдивую историю, конечно. А что значит «правдивая история»? Это значит откровенно говорить о том, что было хорошего, а что плохого. То есть говорить правду. Говорить правду трудно, но необходимо. Говорить, не замалчивая неудобные периоды или события национальной истории. У каждого народа было и хорошее, и плохое. Поэтому каждому народу есть, чем гордиться, и есть чего стыдиться. И в этом смысле я считаю, что молодежи нужно говорить все, как было. Потому что это жизнь. И не всегда жизнь была счастливой и хорошей. Поэтому я за сбалансированное и в то же время за правдивое изображение истории. С другой стороны, меня критиковали за то, что я позволил себе сказать «великая история» в своем выступлении о голоде 30-х годов. Но я имею в виду национальную историю в целом. Национальная история любого народа является великой. Решили, что я говорил о советской истории. Ничего подобного. Я говорил о том, что если мы воспитываем молодежь, то нужно воспитывать ее в чувстве исторического оптимизма. Чтобы присутствовало чувство какой-то гордости за свою страну. Я сам работал учителем в школе, и сейчас работаю в институте усовершенствования учителей, читаю лекции, поэтому знаю настроения на местах, и настроение молодежи. Поэтому в нынешних условиях молодежь надо воспитывать в духе патриотизма, в духе любви к Родине. Это вовсе не означает, что ей нужно «впаривать» всякие страсти, всякие мифы о прекрасной и счастливой стране, самой лучшей и самой крутой. Нет, конечно. Я за великую историю, но такую, в которой отражены все ее страницы, в том числе и черные, как, например, голодомор. 

Галина Зверева (РГГУ, Москва): Какую преподавать или какую писать? Это очень разные вещи, потому что, когда мы говорим о преподавании, то, прежде всего, обращаемся к опыту школьных учителей. Арсений Борисович (Рогинский) мог бы об этом рассказать гораздо больше. Он проводит важную работу, организовывая всероссийские конкурсы, в которых принимает участие огромное количество учителей и детей, учеников. Они пишут историю. Да, это удивительный проект. Называется он «Человек в истории. Россия — XX век». Я была приглашена на последний тур этого конкурса, и мне дали итоговые работы школьников. Это поразительно. Они настолько хороши. В них нет никакого официоза. Они зачастую связаны с семейной историей, с памятью, которая сохраняется в семье, в деревне, в городке, в этом сообществе. И эти подростки как бы сами включаются в историю. Они ее переживают. Вот что главное в преподавании. Ребенок, подросток должен включиться в неангажированную историю. Мы никогда не знаем, какова «реальная» история. Вся история либо кем-то рассказана, либо кем-то написана. И те источники, с которыми работают профессиональные историки или ангажированные ученые, это совокупность текстов, которые кем-то написаны, и обработаны, поскольку написаны какими-то словами. В зависимости от того, какие слова, вы, так или иначе, оцениваете то, что происходило с вами. Если современник называет что-то террором, то он уже дал этому оценку. Ибо история бывает такой. Но есть другая история. Возьмем хотя бы советскую историю. Человек говорит: «Это было, но не со мной. Кого-то расстреливали». И это обыватель, самый обычный человек. Он не попал в плен, и, по его мнению, хороших людей не расстреливали. И его история будет совсем другой. Вопрос состоит в том, какая история ближе к тому, что было на самом деле. Все зависит от взгляда того, кто создал тот или иной текст. Никто не может сразу все увидеть и оценить. А мы всегда имеем дело вот с такими односторонними текстами. Даже государственные документы тоже пишутся словами, которые создаются в системе власти, в системе управления. Я говорю это не для того, чтобы кого-то обидеть, а потому что это реальность, с которой надо считаться. Поэтому учитель это должен детям рассказывать. Первая работа – это работа ума, работа критического мышления ребенка. Не для того, чтобы он все критиковал, а для того, чтобы он понимал, что нельзя судить сгоряча.  Можно же испытать полное разочарование. Что ж это такое? Вчера историю писали так, а сегодня по-другому. А нужно говорить: я не доверяю ни тому, ни другому, ни третьему. Я доверяю только себе. Школьный учитель в преподавании истории должен быть занят только этим. Он должен все объяснять детям, используя доступный материал. Я это все понимаю. Когда ребенок работает с документами своей семьи, рассматривает семейные фотографии, поднимает семейный архив, у него возникает вопрос: а что же там было кроме семьи? Когда эта семья была? Что с ней произошло? Как только просыпается это любопытство, появляется интерес к истории, он отодвигает ангажированную книжку и начинает думать, читать, сопоставлять. Пусть несовершенно. Но задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку в этом. Не думать вместо ребенка, не предлагать ему готовые слова. Хотя направлять его в понятиях, конечно, надо. Это ведь, как на скрипке играть. Это очень тонкая работа, индивидуальная. Вопрос в том, все ли наши учителя умеют это делать. Хотя бы это. Часто нет. Проще взять учебник, на уроке этот учебник пересказать и потребовать от ребенка, чтобы он воспроизвел это. И ребенок воспроизводит. Подросток. А маленький ребенок, ну, первого или второго класса, просто пересказывает. И потом он вырастает с этим неприличным мышлением. Вдруг из уст хорошего студента при разговоре об истории может выскочить: «Это было в период феодальной раздробленности». Это ведь из учебника, созданного в сороковые годы. Чтобы такого не выскакивало, а чтобы взгляд всегда был свежим, и воплощается тот принцип, о котором я говорила. Но на каком материале это подавать? Вопрос. Всего ведь знать невозможно. И если берется фрагмент истории, если он медленно и бережно раскручивается, развязывается, то это уже хорошо. А потом, если ребенок захочет, то он будет больше читать, захочет больше знать. Сегодня Интернет дает такие возможности.   

Даниэль Бовуа (университет Пантеон-Сорбонна, Париж): Как мне кажется, везде нужно учить историю, которая заставляет думать, формирует разум, позволяет воспитать настоящих граждан, учит жизни,  приобщает к великой традиции. И это не пустые слова. Пример наших предков, наше прошлое должны кому-то и чему-то служить. И поэтому это очень полезная наука. 

Что вы можете сказать о том понятии национальной истории, которое обсуждается здесь?

Д.Б. Это, конечно, в некоторой степени необходимо, но без преувеличений. Это ведь только один или два аспекта всех вопросов, которые могут занимать историка. Мне кажется, что история это очень широкая отрасль знаний, требующая большого времени, кропотливой и большой работы, терпения и труда. Но все-таки это стоит того, чтобы посвятить себя такой науке. 

О какой истории сейчас необходимо говорить школьникам и студентам Франции, Украины, России?

 Николя Верт (Институт истории современности, Париж): Если мы говорим об истории ХХ века, то это история двойная, или двусторонняя. ХХ век – время жесточайших ужасов, время насилия, войн, геноцидов и т.д. Я думаю, что это надо понимать. Но в то же время, для некоторых стран он стал веком великого технологического прогресса. В ХХІ веке нам, конечно, важнее история ХХ века и ее осознание. 

Каковы проблемы в преподавании истории сегодня во Франции?

Н.В.:  Во Франции главная проблема состоит в том, что все меньше и меньше людей, особенно молодых, интересуется историей. И это понятно, потому что нет никаких таких важных, глобальных проблем в сегодняшнем дне, то есть того, что было раньше – мировые войны, проблемы в России. И практически никто из молодых людей не интересуется советской историей. Я преподавал, и еще сейчас преподаю в МГУ. Я и мои коллеги замечаем, что уровень интереса к изучению этого предмета, который был в 80-е годы, снизился. Мы видим эту огромную разницу. 

О какой именно странице истории сейчас нужно рассказывать школьникам русским, украинским, французским? 

Евгений Головаха (Институт социологии НАНУ, Киев): С моей точки зрения это страница истории Индии, где удалось путем ненасилия обрести свободу. Потому что, обычно, к сожалению, свобода достигается путем насилия. 

Леонид Финберг (главный редактор издательства «Дух і літера»): Все ответы на этот вопрос субъективные. С моей точки зрения, нужно говорить об истории тоталитаризмов XX века. О механизме, благодаря которому многие цивилизованные страны пришли к безумию. Мне кажется, что для того, чтобы утвердились гуманистические принципы, надо знать, как может утвердиться полностью противоположное.     


Георгий Касьянов (Национальная Академия Наук Украины, заведующий отделом новейшей истории и политики института истории): Очень трудный вопрос. Таких страниц должно быть много. Одной страницы явно недостаточно. Но я могу идти методом исключений:

а) это не должна быть война;

б) это не должна быть какая-то трагедия, какая-то травма.

Это должно быть нечто позитивное и способствующее взаимопониманию, то, что позволит ребенку впитать в себя идею о том, что мир очень разнообразен и в этом разнообразии, собственно, и есть преимущество.

К сожалению, эта идея противоречит тенденции школьного исторического образования, общей для наших постсоветских территорий. Это герметизации собственных национальных историй и нажим на какие-то тяжелые, депрессивные моменты.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

13:22 Следователи из Нидерландов «нашли» место принадлежности сбившего MH17 «Бука»
13:12 Греф предсказал уход иностранных инвесторов из-за наказания за соблюдение санкций
13:08 Киев заблокирует сайты МИА «Россия сегодня» и РИА Новости Украина
12:49 Любимыми занятиями опрошенных россиян остались телевизор и деньги
12:44 Глава Минздрава анонсировала отмену разделения медицины на государственную и частную
12:29 Два десятилетия во Франции гигантские плоские черви избегали внимания ученых
12:15 Поисковики Mail.ru и «Спутник» исключили Telegram из выдачи
12:14 Для российских школ разработали курс о семейном укладе
11:49 СМИ сообщили о переезде Романа Абрамовича в Израиль
11:41 Минобороны РФ запретило проносить гаджеты на режимные объекты
11:38 Александр Овечкин впервые попал в финал Кубка Стэнли
11:19 В Кремле прокомментировали возможную отмену саммита США и КНДР
11:10 ВТБ продал почти половину своих акций «Магнита»
10:53 ПФР сообщил о пяти работающих 100-летних пенсионерах
10:37 Илон Маск решил бороться с фейками с помощью Pravda‍
10:35 В России представили единую национальную систему маркировки товаров
10:25 Силуанов пообещал не повышать налоги в ближайшие шесть лет
10:18 В Кремле потребовали проверить видеообращение Юлии Скрипаль
10:10 Forbes составил рейтинг наследников российских миллиардеров
10:05 СМИ анонсировали указ о назначении Рогозина главой «Роскосмоса»
09:42 Дипломаты РФ обвинили США в навязывании «неконкурентоспособного» газа Европе
09:34 Песков пообещал «прямую линию» с Путиным до ЧМ-2018
09:14 СМИ узнали о новом ударе коалиции США по позициям армии Асада
08:52 Трамп повысит до 25% пошлину на импорт автомобилей
08:41 Четырехдоменные ионные каналы впервые обнаружены у одноклеточных
08:40 Иран предъявил Европе ультиматум из шести пунктов
08:23 В больницах Перми остались трое пострадавших от взрыва
08:07 Топ-менеджеры «Русала» подали в отставку
23.05 20:59 Мария Захарова прокомментировала заявление Юлии Скрипаль
23.05 20:57 Правительство отчиталось о выполнении майских указов на 94%
23.05 20:37 Украину предупредили о масштабной атаке «русских хакеров»
23.05 20:06 В Новосибирске создали управляемую силой мысли инвалидную коляску-вездеход
23.05 20:01 Юлия Скрипаль дала первое интервью после выписки
23.05 19:49 КС РФ дал студентам колледжей право на третью отсрочку от армии
23.05 19:48 Путина позвали сыграть в хоккей с Ди Каприо на Северном полюсе
23.05 19:38 Новые санкции не сказались на прогнозе МВФ по российской экономике
23.05 19:20 В МИДе рассказали о подготовке визита Лаврова в КНДР
23.05 19:08 НКО призвали Госдуму наказывать депутатов за сексуальные домогательства
23.05 19:00 Индия может обложить криптовалюты налогом
23.05 18:53 Пхеньян определился с датой демонтажа ядерного полигона
23.05 18:45 Главный аналитик Sberbank CIB уволен после критики «Газпрома»
23.05 18:27 Уилл Смит исполнит официальную песню чемпионата по футболу
23.05 18:02 Росгвардия оснастит весь общественный транспорт «тревожными кнопками»
23.05 17:59 Сквер у посольства России в Вильнюсе назвали в честь Немцова
23.05 17:36 Порошенко сменил название ВДВ и цвет беретов морпехам
23.05 17:30 ЕСПЧ присудил россиянам 2 млрд евро компенсаций за 20 лет
23.05 16:58 Житель Кургана предстанет перед судом за призывы к массовым беспорядкам через Telegram
23.05 16:48 Генсек ФИФА выступила в защиту Оюба Титиева
23.05 16:42 Родственники пассажиров сбитого «Боинга» написали открытое письмо перед ЧМ-2018
23.05 16:25 Вместо одной вымирающей гигантской саламандры теперь будет пять
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.