Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
17 декабря 2017, воскресенье, 01:58
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

24 декабря 2009, 09:03

Интеграционный баланс

21 декабря 1991 года началась история постсоветской интеграции. В этот день была подписана Алма-Атинская декларация, давшая старт проекту СНГ (Содружество независимых государств). Данный документ был подписан в ходе встречи президентов 11 республик бывшего Советского Союза в тогдашней столице Казахстана Алма-Ате. Сама встреча была инициирована президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Данная инициатива стала непосредственной реакцией на подписание Беловежских соглашений 8 декабря 1991 года. И хотя само создание СНГ было провозглашено в статьях упомянутого документа, изначально договоренности между тремя республиками (Россией, Украиной и Белоруссией) не были согласованы с лидерами Средней Азии и Казахстана. Поэтому 13 декабря 1991 года в столице Туркмении Ашхабаде прошла встреча лидеров четырех республик Средней Азии (Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана) и Казахстана. По итогам этой встречи было принято Заявление, в котором участники ашхабадской встречи выразили готовность «стать равноправными соучредителями Содружества Независимых Государств, учитывающего интересы всех его субъектов». При этом лидеры пяти республик констатировали, что «исторические и социально-экономические реалии республик Средней Азии и Казахстана» «при подготовке Соглашения о Содружестве, к сожалению, не принимались во внимание». Основным требованием лидеров пяти республик было обеспечение «равноправного участия субъектов бывшего Союза в процессе выработки решений и документов о Содружестве Независимых Государств», «все государства, образующие Содружество, должны быть признаны в качестве учредителей и указаны в тексте Соглашения как высокие договаривающиеся стороны». Таков был общий контекст появления Алма-Атинской декларации.

В самом тексте Декларации были изложены цели и основные принципы Содружества. В ней, в частности был зафиксирован принцип равноправия участников Содружества. Само же СНГ определялось не «как государство» и не как «надгосударственное образование».

Азербайджан задержал ратификацию Алма-Атинской декларации до 24 сентября 1993 г. (причины - приход к власти в 1992-1993 гг. радикального этнонационалистического лидера Абульфаза Эльчибея, эскалация военного конфликта в Нагорном Карабахе), Молдова - до 8 апреля 1994 г. (из-за конфликта в Приднестровье). Позже всех к СНГ присоединилась Грузия. Политическое решение по этому поводу было принято 8 октября 1993 года (парламент этой страны проголосовал за присоединение к Содружеству 1 марта 1994 года). Грузия же стала первой страной, которая полностью вышла из состава СНГ (решение по этому поводу было принято 12 августа 2008 г., а формально процесс выхода был завершен 18 августа 2009 года).

Между тем, и сегодня не у всех стран-членов СНГ одинаковый статус. После Казанского саммита СНГ (26 августа 2005 г.) Туркменистан заявил, что будет участвовать в Содружестве как «ассоциированный член». Украина, являясь одним из главных учредителей СНГ, до сих пор не ратифицировала Устав этой организации. Таким образом, политико-правовой статус Украины в СНГ крайне противоречив (не принимая Устав организации, невозможно считаться ее членом, однако в то же самое время Украина продолжает работу в различных форматах Содружества, противодействуя доминированию России).

Можем ли мы сегодня, спустя 18 лет после создания, оценить эффективность данной структуры? Можно ли говорить о провале СНГ на том основании, что разные страны, входящие в него, все чаще смотрят в разные стороны политической географии? Ведь во время сложных кризисных историй на постсоветском пространстве (будь то российско-украинский спор из-за косы Тузла, или азербайджано-туркменские споры по поводу нефтяных месторождений, конфликт между РФ и Тбилиси в 2008 году) СНГ практически никак не проявлял себя. СНГ не показал своей эффективности и в урегулировании межэтнических конфликтов. Однако прежде чем сбрасывать Содружество с корабля современности, следует понять те цели и задачи, которые эта организация перед собой изначально ставила (формально и неформально).

Думается, что наиболее удачно роль СНГ определил второй российский президент и действующий премьер-министр РФ Владимир Путин. На своей пресс-конференции в Ереване 25 марта 2005 года он недвусмысленно объяснил, в чем принципиальные отличия между европейской интеграцией и СНГ: «Если в Европе страны в рамках ЕС работали совместно для объединения, то СНГ создавалось для цивилизованного развода. Вот в чем разница». Тогда же он метафорично определил цели и задачи Содружества: «Цель одна - СНГ создавался, чтобы процесс распада СССР проходил наиболее цивилизованным способом. С этой задачей СНГ справилось». В то же самое время, по словам В.В.Путина, у СНГ «никаких сверхзадач в интеграционной или экономической сферах не было». Были бравурные заявления, клятвы в дружбе и братстве, а также дипломатия тостов. Не было только стратегии и даже внятной тактики.

Именно поэтому СНГ с течение времени получил такую характеристику, как «клуб первых секретарей» (учитывая тот факт, что многие бывшие первые секретари республиканских ЦК после 1991 года стали президентами новых независимых государств) или «политический клуб». Однако, как бы мы ни критиковали СНГ, эта структура помогла решить такие проблемы, как раздел общего советского военного наследия и создание собственных вооруженных сил, признание границ между новыми независимыми государствами, согласованная миграционная политика (обеспечение безвизового перемещения), скоординированная ценовая политика по энергоносителям, относительно близкие подходы в гуманитарной сфере (признание дипломов советского образца).

Между тем, начиная с 2000-х гг. происходила ревизия некоторых интеграционных сфер внутри Содружества. В декабре 2000 года две страны СНГ - РФ и Грузия - начали визовое общение друг с другом. В 2005 году Россия перешла на рыночные цены на газ, поставляемый партнерам по СНГ, что лишило страны Содружества такого объединяющего фактора, как низкие цена на энергоносители. В 2008 году с признанием независимости Абхазии и Южной Осетии был нарушен такой основополагающий «беловежский принцип», как признание «нерушимости» тех границ, которые определились как межгосударственные к моменту распада Советского Союза. Скептицизм в отношении СНГ имеет основания и в «торгово-экономических войнах» между странами-членами этой структуры (РФ и Молдовой, РФ и Грузией до 2008 года, РФ и Украиной, РФ и Белоруссией). Интеграционные механизмы внутри Содружества также блокируются системой двусторонних отношений между новыми независимыми государствами, которые для них стали более приоритетны. После выхода Грузии из СНГ создан прецедент изменения конфигурации этой структуры.

СНГ стал далеко не единственной интеграционной структурой постсоветского пространства. Лидером по части институциональной интеграции новых независимых стран стала Россия. Как правопреемник Советского Союза, РФ рассматривает территорию постсоветского пространства в качестве сферы особых интересов. Между тем, никогда российская политика в СНГ не формулировалась в виде четких доктрин. Как следствие - частые колебания России между поддержанием геополитического статус-кво и ревизионизмом (явным или скрытым пересмотром Беловежских соглашений), жестким отстаиванием своих интересов и столь же жестким отстаиванием международно-правовых процедур.

После распада Советского Союза Россия инициировала создание таких проектов, как Организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ), организация Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Шанхайская организации сотрудничества (ШОС). Во многом декларируемые функции всех упомянутых выше проектов совпадают. Но в то же время они предназначены для разных целей и сфер. Определенное дублирование функций объясняется тем, что все эти интеграционные проекты создавались в разное время и при различных обстоятельствах.

Подписание ДКБ (Договора коллективной безопасности) 15 мая 1992 года и создание на его базе Организации Договора коллективной безопасности - ОДКБ (решение об этом вступило в силу 18 сентября 2003 года) - было вызвано конкретными причинами – разрастанием кризиса в Афганистане и этнополитической дестабилизацией в Центральной Азии. Особую тревогу вызывала гражданская война в Таджикистане, в которую были активно вовлечены РФ и Узбекистан. Именно поэтому среди подписантов (и создателей) ДКБ были по преимуществу бывшие среднеазиатские республики Советского Союза. Впоследствии цели и задачи ДКБ трансформировались, он стал рассматриваться как правовое поле для обеспечения безопасности (прежде всего, в военной сфере) на территории всего СНГ. После того, как летом 1999 и 2000 гг. в горах Киргизии произошли серьезные боевые столкновения с исламскими радикалами, страны-подписанты ДКБ фактически впервые объединили свои усилия для военных операций. Этот опыт привел к трансформации Договора в ОДКБ. В августе 2006 году к ОДКБ вторично присоединился Узбекистан. Сегодня ОДКБ называют «евразийским НАТО». Однако ни по количественным показателям, ни по эффективности такое сравнение не представляется корректным. Это показала такая инициатива, как создание Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) (запущена в феврале нынешнего года). Документ о создании КСОР на Саммите ОДКБ 14 июня 2009 года не был подписан Узбекистаном и Белоруссией (впоследствии Белоруссия скорректировала свою позицию, нельзя исключать и того, что это может произойти и с Узбекистаном). Что же касается конфигурации самих КСОР, то основным донором проекта выступает Россия (и в вопросах финансирования, и в комплектовании будущих сил).

Близкой к ОДКБ структурой является Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС). Ее происхождение в 1996-2001 гг. непосредственно связано с успешным сотрудничеством по демилитаризации границ пяти стран Центральной Азии и КНР. Изначально ШОС рассматривался как структура по вопросам безопасности. В статусном отношении - это не военный блок, но и не открытое регулярное совещание по безопасности. Круг вопросов ШОС чрезвычайно широк и разнообразен (от противодействия терроризму и экстремизму до проблем гуманитарного характера). Однако, в отличие от СНГ, ЕврАзЭС или ОДКБ, ШОС не является структурой, где обеспечено российское доминирование. Здесь сильны позиции КНР (имеющей иную позицию по вопросу признания Абхазии и Южной Осетии, стремящейся обеспечить свою лидирующую роль в Центральной Азии). Кроме этого в отличие от других интеграционных структур на территории бывшего СССР в нем участвуют не только бывшие союзные республики (членство КНР, наблюдатели - Индия, Иран, Монголия и Пакистан, а в статусе «партнера по диалогу» выступает Шри-Ланка). И если для РФ ШОС важен в первую очередь как инструмент поддержания безопасности в Центральной Азии, то для Китая не менее важно экономическое освоение этого региона.

В ЕврАзЭС в отличие от ОДКБ или ШОС приоритетом является экономическая интеграция бывших союзных республик. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) было образовано на основе Таможенного союза Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России, созданного в 1995 года. 10 октября 2000 года в Астане президенты Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. В декабре 2003 г. ЕврАзЭС получил статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. В качестве наблюдателей в ЕврАзЭС вошли также Молдова и Украина (2002), Армения (2003). В 2006-2008 гг. в работе ЕврАзЭС принимал участие также Узбекистан (в ноябре 2008 г. он приостановил свое участие).

На саммите Сообщества в Душанбе (6 октября 2007 г.) была принята Концепция Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, рассчитанная на 3 года, а также состоялось формирование Комиссии Союза (в которой Россия получила 57 % голосов, а Казахстан и Белоруссия - по 21,5 %). На заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС 11 декабря 2009 г. главы правительств трех стран Таможенного союза подписали завершающий пакет документов, а с 1 января 2010 г. союз должен начать полноценное функционирование. Начиная с 1 июля 2010 года, будет введен в действие режим единой таможенной территории.

Попыткой развить экономическую интеграцию, дополнив ее в перспективе политической, был проект ЕЭП (Единое экономическое пространство), которое поспешили охарактеризовать как «постсоветский ЕС». В рамках этого проекта объединились в сентябре 2003 года Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина. Однако уже с первых дней практически все интеграционные начинания Украина стала тормозить. Во многом ее присоединение к ЕЭП было вызвано сложным комплексом взаимоотношений администрации второго украинского Президента Леонида Кучмы с Россией, США и странами ЕС в 2003-2004 гг. После «оранжевой революции» в этой стране ЕЭП ушел из числа приоритетов украинской внешней политики и внешнеэкономической деятельности.

В наибольшей степени по пути интеграции продвинулись две бывшие республики СССР - РФ и Белоруссия. 2 апреля 1996 года с подписания Договора о Сообществе России и Белоруссии стартовал процесс объединения двух республик, не завершенный и по настоящее время. Дальнейшими этапами этого пути стали Декларация 25 декабря 1998 года и Договор о создании Союзного государства 8 декабря 1999 года (в нынешнем году отмечался десятилетний юбилей этого проекта). Однако, по справедливому замечанию Андрея Суздальцева, и сегодня Союзное государство - это «странное образование», «которое до сих пор не имеет герба, флага, президента и правительства, территории, гражданства, силовых и фискальных ведомств, границ и т.д. Союзное государство не является субъектом международного права, членом ООН, не присутствует в числе участников международных отношений». Медленное продвижение процесса интеграции объясняется многими причинами, среди которых наиболее важная - это разная мотивация сторон для участия в проекте. Для России Союзное государство стало своего рода компенсаторным механизмом после распада СССР, демонстрацией возможных возвратных движений. Для Белоруссии сближение с РФ было хорошей возможностью использовать российские ресурсы по льготным ценам для развития национальной модели экономики и политики. Во второй половине 2008 - начале 2009 гг. у Москвы и Минска возникли расхождения во взглядах на признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Эти расхождения отразились и на других проблемах (участие в создании Коллективных сил оперативного реагирования, импорт белорусской продукции в Россию).

Недовольство отдельных новых независимых государств российским геополитическим доминированием на территории бывшего Советского Союза привело к попыткам выстраивания систем интеграции без участия России. Они рассматривались в качестве своеобразных альтернатив тем проектам, которые после 1991 года инициировала РФ. Первым таким объединением стал ГУАМ (аббревиатура, состоящая из первых букв в названии государств-создателей этой структуры: Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова). Учредительный форум ГУАМ прошел 10 октября 1997 года. Его инициаторы действовали вне рамок СНГ и рассматривали новое объединение как интеграцию, позволяющую ослабить энергетическую и политическую зависимость от России. В состав ГУАМ входили три страны, потерявшие контроль над сепаратистскими территориями в результате межэтнических конфликтов. В 1999-2005 гг. организация называлась ГУУАМ, поскольку в нее входил также Узбекистан. До 2005 года организация не проявляла значительной активности. Ее «возрождение» началось после прихода к власти третьего президента Украины Виктора Ющенко. Многие инициативы ГУАМ носят скорее пропагандистский, чем реалистический характер. К таковым, в частности, относится идея о создании «коллективных миротворческих сил ГУАМ» (особенно, если учесть, что три из четырех членов организации являются вовлеченными в конфликты сторонами) или о «демократизации Белоруссии».

Последние годы существования СССР подтвердили метафору известного политического философа Алексиса де Токвиля о том, что «худшие времена для дурного режима наступают тогда, когда он делает попытки исправиться». «Перестройка», которая многим в СССР и за его пределами в свое время казалась давно назревшей и желанной, дала не те плоды, на которые рассчитывали ее сторонники и активисты. Новые государства, возникшие на обломках «дурного режима», не пережившего собственного «исправления», находятся в непростых отношениях друг с другом и прежде всего с центром концентрации былой военной, экономической и политической мощи, который теперь олицетворяет Российская Федерация как правопреемник СССР. Из пятнадцати бывших республик СССР четыре не имеют дипломатических отношений с одной из оставшихся (Армения и Азербайджан, Россия и Грузия). И это лишь одно из оснований для того, чтобы согласиться: говорить о том, что политический «транзит» от авторитаризма к демократии, свободе и рынку завершен, не представляется возможным. На практике этот процесс оказался не таким легким и быстрым, как это виделось многим в начале 1990-х гг. Внутри новых независимых государств сохраняется хрупкий баланс между реформаторскими начинаниями и консервацией политических режимов. Во внешней политике стран СНГ, Грузии и государств Балтии также идет балансирование между сохранением статус-кво и попытками его пересмотра. С одной стороны, новые национальные государства уже состоялись в таковом качестве (даже если они и переживают внутренние конфликты), но с другой стороны, их связывает много общих проблем (от экономики до безопасности), что обрекает их на колебания между интеграцией и защитой своей «самости». И поиск идеального баланса между ними еще не завершен.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

22:07 Курс биткоина превысил 19 тысяч долларов и вернулся обратно
21:03 СМИ узнали о «мирном» письме Саакашвили к Порошенко
19:56 Собчак заявила о готовности не участвовать в выборах
19:45 ПАРНАС отказался от выдвижения своего кандидата в президенты
19:28 Галерея-банкрот потребовала 27 млн рублей из Фонда храма Христа Спасителя
19:14 Российский биатлонист принес сборной первую медаль Кубка мира
17:07 Володин призвал власти РФ и Белоруссии уравнять граждан в правах
16:18 Фигуранта дела о контрабанде алкоголя нашли убитым в Ленобласти
15:13 Экс-сотрудник ФСБ отверг обвинения в хакерских атаках против США
15:11 Украина составила план покорения Крыма телевидением
14:07 Ученые из США выложили в сеть видео с ядерным испытанием
13:55 Овечкина признали одним из величайших игроков в истории НХЛ
13:12 Борис Джонсон снялся в «рекламе» сока с Фукусимы
12:53 Глава Минтруда анонсировал выделение 49 млрд рублей на ясли
11:40 В Москве мошенники забрали 20 млн рублей у покупателя биткоинов
11:29 Норвегия первой в мире «похоронила» FM-радио
10:51 Российские военные обвинили США в подготовке «Новой сирийской армии» боевиков
10:00 Россия вложила в госдолг США 1,1 млрд долларов за месяц
09:51 Собянин позвал москвичей оценить новогоднюю подсветку
09:21 Трамп включит «агрессию» КНР в стратегию нацбезопасности
15.12 21:08 Отца предполагаемых организаторов теракта в метро Петербурга выслали в Киргизию
15.12 20:57 Майкл Джордан назван самым высокооплачиваемым спортсменом всех времен
15.12 20:36 Вероника Скворцова обсудила с Элтоном Джоном борьбу с ВИЧ
15.12 20:23 Полиция открыла огонь по мужчине с ножом в аэропорту Амстердама
15.12 20:07 Falcon 9 отправила груз на МКС и вернулась на космодром в США
15.12 19:47 В Пентагоне рассказали о новом сближении с российской авиацией в Сирии
15.12 19:44 ЦБ оценил объем докапитализации Промсвязьбанка в 100-200 млрд рублей
15.12 19:27 Пожизненно отстраненная от Игр скелетонистка Елена Никитина выиграла ЧЕ
15.12 19:18 Косово объявило о создании собственной армии к марту 2018 года
15.12 19:03 В Назарете отменили Рождество
15.12 18:51 В Испании не поверили в угрозу отстранения от ЧМ-2018
15.12 18:35 Программу безопасности на дорогах увеличили на 2 млрд рублей
15.12 18:25 ФАС проверит частичную отмену роуминга сотовыми операторами
15.12 18:25 РФ и Египет подписали соглашение о возобновлении авиасообщения
15.12 18:19 Трамп попросил у России помощи с КНДР
15.12 18:03 Курс биткоина приблизился к 18 тысячам долларов
15.12 17:54 Промсвязьбанк сообщил о проблемах в работе интернет-банка
15.12 17:48 ФИФА пригрозила отстранить сборную Испании от ЧМ-2018 из-за действий властей
15.12 17:28 Задержанный в Петербурге планировал взорвать Казанский собор
15.12 17:25 Промпроизводство в РФ в ноябре упало максимальными темпами за 8 лет
15.12 17:01 Турция потребует в ООН отменить решение США по Иерусалиму
15.12 16:43 В посольстве США назвали ложью обвинение во вмешательстве в российскую политику
15.12 16:33 Букингемский дворец назвал дату свадьбы принца Гарри
15.12 16:29 Журналист сообщил о готовности Захарченко внедрить на Украину 3 тысячи партизан
15.12 16:14 МИД Украины опроверг ведение переговоров об экстрадиции Саакашвили
15.12 16:08 Страны ЕС согласились начать вторую фазу переговоров по выходу Великобритании
15.12 15:49 Дипломатов из США не пустят наблюдать за российскими выборами
15.12 15:47 Глава ЦИК назвала стоимость информирования избирателей о выборах
15.12 15:36 Гафт перенес операцию из-за проблем с рукой
15.12 15:21 В Кремле посчитали недоказанными обвинения в адрес Керимова во Франции
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.