Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
13 декабря 2017, среда, 22:01
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

12 января 2010, 14:56

Внутри и снаружи

Художник, высказывающийся на территории актуального искусства, неизбежно выступает в социальном контексте. Одна из общественных ролей современного искусства, как своеобразной подушки безопасности, заключается в репрезентации маргиналий, остающихся за пределами действия закона демократического большинства.

Демонстрируя обществу его собственный портрет, искусство выбирает весьма неприглядные ракурсы, и в каком-то смысле восстанавливает справедливость, предоставляя автономию искусства для высказывания тем, кто лишен голоса. Казалось бы, в этой парадигме разворачивается сюжет выставки "Страх фотооператора перед самим собой" Давида Тер-Оганяна и Сергея Сапожникова, открывшийся в школе фотографии им. Родченко.

Уже в коридоре, ведущем к холлу, где расположилась экспозиция, на белых стерильных стенах проступают некие язвы-прыщи, едва заметные, не больше трех сантиметров в диаметре овалы. Под покрывающей их пленкой, возможно происходит молекулярно- цветовой процесс разложения и гниения. Сюжет выставки - подростковый суицид вписывается в студенческую атмосферу как вполне стандартный и банальный (как представляется, весьма распространенный среди романтически настроенных молодых художников начинающих свой творческий путь). Как правило, он, молодой художник, не выдерживает дистанции с темой и нередко склонен к идентификации с героем-изгнанником, что и становится причиной влипания в банальности отработанных иконографий нигилизма, маргинального изгойства, неопределенного протеста и в целом непонятости миром. Но в данном случае именно иконография явилась предметом иронии. И что становится очевидным из самого названия выставки, сюжет здесь не самое главное. Он ускользает, оставляя зрителя в пустоте, обнажая репрезентационные схемы.

Самоубийство не интересно, оно лишь повод для художников создать сложную виртуозно выстроенную инсталляцию, с тонкой иронией продемонстрировать абсурдность укоренившихся в нашем сознании единств формы и содержания, которые, превращаясь в стереотипы, становятся основой политических и коммерческих спекуляций не только в жизни, но и в актуальном искусстве.

Осуществленный художниками жест простейшей деконструкции кажется особенно интересным, поскольку совершенно не характерен для современной московской арт сцены. Репрезентация не то чтобы не подвергается критике в смысле ситуционистов, эта критика, вполне освоенная, как раз и становится основой репрезентативных спекуляций, радикальных спектакулярных жестов, шокирующих публику. Правда и эпоха этого надменного противостояния художника толпе позади. Сегодня представители радикального акционизма 90х целомудренно выступают на территории автономии искусства как признанные гуру, под сенью авторитета институций и покровительством арт рынка. Поколение художников-активистов, пришедшее им на смену, используют прямолинейные методы политических лозунгов и площадного театра. Официоз же выставочных практик достиг абсолютной стерильности, стремясь к респектабельности и качественности, достойной спонсоров и внимания почтенной публики. Подобные репрезантационные практики, в которых не остается места неоднозначности, погружают художественное сообщество в повседневную рутину официозных мероприятий и меланхолию, переходящую у особо чувствительных в депрессию. Авангардный потенциал выставки, как формы искусства остался, казалось где-то в прошлом, уступив место политическому активизму, экспериментам в глобальной сети и издательской деятельности.

Однако в небольшой выставке в школе им. Родченко все сошлось и выставка как форма высказывания состоялось: понятны и оправданы место и время (то есть актуальность) заявленной в пресс-релизе позиции "делать выставки сегодня ― не столько вызов общественности, сколько личная ответственность самого художника". Несмотря на манифестационный характер этого заявления выставка представляет смешение смыслов в букете стереотипных банальностей и изощренную манипуляцию ими.

История подростка, решившегося покончить жизнь самоубийством, представлена в виде последовательности изображений, хотя, на мой взгляд, художники не до конца ее продумали. Мысль о том, что речь идет о подростке, возникает уже в самом начале: первая фотография демонстрирует прыщ на плече. Некие подробности о герое появляются также на фотографиях, расположенных в центре зала, где мы видим босые ноги на стопке альбомов по искусству и интеллектуальной литературы (наш герой явно примеряет здесь "смерть через повешенье"). Но если по порядку, то за первой фотографией с прыщом на обнаженном плече следуют две другие, на которых взгляд стороннего наблюдателя сменяется псевдо-субъективностью. Профессиональный фотограф сразу подметит здесь смену фотоаппарата с зеркалки на обычную мыльницу. В ракурсе взгляда самоубийцы перед зрителем разворачивается перспектива в бездну, измеряемую высотой хрущевской многоэтажки от карниза подоконника до асфальта, проступающего сквозь узоры зеленых насаждений. Над краем окна в воздухе зависают мысы туфель и тапочек.

Здесь ирония становиться вполне очевидной, поскольку художники, совершая подмену реального взгляда самоубийцы на наше представление о нем, лукаво вносят одну небольшую деталь: обувь на парапете пуста. В открытых босоножках и домашних шлепанцах нет ног, самоубийца отсутствует как таковой. Сюжет развивается в механике действия, когда рядом демонстрируется десятисекундное видео падения из окна и разбитая в результате этого падения камера. Видео можно было бы рассматривать как полет, если бы объективность этой инсталляции не подменяла реальность (насколько естественно говорить о романтическом реализме, настолько же невозможно о романтическом объективизме).

По диагонали от работ с экзистенционально сфокусированным взглядом, в противоположном углу зала расположена часть инсталляции, разворачивающая сюжет в социальном ракурсе. Здесь выставлены фотографии самих художников, обливающихся слезами, и сложно поддающееся на первый взгляд пониманию видео. Абстрактные разводы и расфокусированные лопающиеся пузыри ритмично перемещаются, образуя разные конфигурации и имитируя образец некоего эстетского видеоарта. Но на минуту все это серо-розовое месиво застывает. Становится очевидным, что звук сирены скорой помощи связан именно с этим видео, и что в реальности мы имеем дело с изображением, зафиксированным камерой, установленной за колесом реанимобиля. На красном свете невидимого светофора мчащаяся по вызову карета скорой помощи на минуту останавливается. Серые разводы и пузыри превращаются в лужи и асфальт (мое воображение дорисовывает здесь автостраду в районе Савеловской).

Это завершающая точка в перекрестной игре художников с видимым и представляемым в воображении, реальным и репрезентируемым. Само высказывание, запутанное как восточные арабески, тем не менее, вполне определенно поднимает важнейшие вопросы современного искусства, для которого репрезентация является ключевым моментом. И самоубийство здесь не кажется случайным сюжетом, поскольку определение самого слова "репрезентация" в текстах ведущих арт теоретиков (возьмем к примеру Розалинду Краусс) связывается с отсутствием: "знак, существует и действует в отрыве от предмета к которому он отсылает". Современный художник, избавленный от обязанности создавать образ и форму (с этим успешно справляются реклама и дизайн) деконструирует механизмы массовых образов. В этом смысле фоторепортер, испытывающий страх перед самим собой застывает на границе между реальностью и искусством, перед выбором, который и станет его ответственным решением: стать художником или остаться фоторепортером, создавать образы или демонстрировать возможности манипуляции видимым и его отражениями в сознании.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:02 Герман Стерлигов начал продавать розги
20:44 Порошенко призвал к примирению с Польшей
20:13 ФСИН начала проверку после публикации о VIP-камерах в «Матросской тишине»
19:50 Канада разрешила поставку летального оружия Украине
19:30 У полковника Захарченко обнаружили замок в Лондоне
19:10 Совфед назначит президентские выборы на заседании 15 декабря
18:53 Лидеры исламских стран объявили Восточный Иерусалим столицей Палестины
18:35 Роскомнадзор пригрозил блокировкой за публикацию материалов нежелательных организаций
18:19 Bon Jovi и Dire Straits войдут в Зал славы рок-н-ролла
18:06 МВД предложило выплачивать деньги сообщившим о преступлении
17:40 Верховный суд Греции решил отправить российского совладельца криптобиржи в США
17:23 Навальный представил предвыборную программу
17:17 «Победа» отказалась от взимания платы за ручную кладь
17:05 «Титаник» и «Крепкий орешек» стали национальным достоянием США
16:59 Переселение по программе реновации начнется в первом квартале 2018 года
16:57 МИД рассказал о предложении РФ обменяться с США письмами о невмешательстве
16:41 В Красноярске отыскали прах Хворостовского
16:31 Ямальский депутат объяснила появление в ее запросе «города Бундестага»
16:17 Эрдоган призвал признать Иерусалим «оккупированной» столицей Палестины
16:05 Лидер Палестины призвал отменить признание Израиля
15:46 Google назвал самые массовые запросы россиян в 2017 году
15:22 Дума ввела штрафы до 1 млн рублей за анонимность в мессенджерах
15:14 Матвиенко подтвердила личное руководство Путиным операцией в Сирии
14:54 Усманов решил избавиться от доли в «Муз ТВ» и СТС
14:38 Дума ужесточила наказание для живодеров
14:31 ГП проверит снятый с «Артдокфеста» фильм
14:21 СМИ сообщили об утерянном в Красноярске прахе Хворостовского
14:07 Московский суд отказался принять иск Кашина к ФСБ по поводу Telegram
13:42 Роскомнадзор пригрозил «Открытой России» закрытием доступа к Twitter
13:40 В янтаре найден клещ и перо динозавра
13:16 Кремль ответил на заявление Трампа о победе над ИГ
13:01 Путин внес в Думу соглашение о расширении российской базы ВМФ в Сирии
12:47 Дума приняла закон об использовании герба России в быту
12:27 Дума одобрила закон о выплатах семьям за первого ребенка
12:09 «Яндекс» и Сбербанк подписали соглашение по новому «Яндекс.Маркету»
11:51 Полпреду Николаю Цуканову предложили стать помощником президента
11:34 ФСБ не нашла никаких призывов в речи Собчак о статусе Крыма
11:31 В России установят обязательные квоты для российских вин
11:07 Два участника теракта в Буденновске получили 13 и 15 лет колонии
10:45 В московской ячейке ЕР призвали не дать оппозиции участвовать в выборах мэра
10:35 50 миллионов лет назад в Новой Зеландии водились стокилограммовые пингвины
10:31 Социологи предсказали рекордно низкую явку на выборах президента
10:23 На развитие госпоисковика «Спутник» выделили еще четверть миллиарда рублей
09:57 Источники рассказали об отказе Сбербанка и Alibaba от создания СП
09:40 Транзит российского газа восстановлен после взрыва на австрийском хабе
09:39 США пообещали вернуться к вопросу Крыма
09:21 Украина задумалась об остановке поездов в РФ
09:17 Объявлены лауреаты премии «Большая книга»
09:08 На Олимпиаду поедут более 200 спортсменов из РФ
12.12 21:22 Саакашвили вызвали на допрос в качестве подозреваемого
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.