Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
19 декабря 2017, вторник, 01:42
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

25 января 2010, 09:52

«Человек на Западе идет слушать музыку. Мы идем на исполнителя»

Стартовавшие в октябре 2009 года «Публичные лекции “Полiт.ua”» только часть большого проекта «Полiт.ua» (совместного проекта «Полит.ру» и издательства ОГИ). Мы представляем очередной материал еще одной части этого проекта – видеоинтервью с выдающимися деятелями украинской науки и культуры – об их опыте, о среде, в которой они формировались и работают, о проблемах, которые, на их взгляд, стоят перед Украиной, Россией, миром.

О судьбе художника на Западе и на постсоветском пространстве, сходствах и отличиях украинской и европейской публики, о творчестве и книгах мы побеседовали с известным дирижёром Романом Исааковичем Кофманом (род. 15 июня 1936, Киев) «Человеком года» в области искусства в Украине (1999), обладателем премии «Эхо-классик» за лучшую запись года (2007), кавалером Большого креста первого класса «За заслуги перед Федеративной республикой Германия».

Роман Кофман учился в Новосибирске у Иосифа Ароновича Гутмана, затем - в Горьковской консерватории у Витольда Португалова. Окончил Киевскую консерваторию как скрипач (1961), с 1963 г. концертмейстер Киевского камерного оркестра. Затем получил второе, дирижёрское образование (1971) под руководством Михаила Канерштейна. С 1978 г. профессор Национальной музыкальной академии Украины, руководитель студенческого оркестра. В 1991 г. возглавил Киевский камерный оркестр, с которым продолжает работать и по сей день. Роман Кофман первым в Украине смог организовать авторский концерт Альфреда Шнитке, первый полный авторский концерт Гии Канчели, был первым исполнителем Сильвестрова. В 2003-2008 гг. работал в Германии, возглавляя Боннский симфонический Бетховенский оркестр и Боннскую оперу. С этим оркестром осуществил запись оратории Франца Листа «Христос» (премия «Эхо-Классик») и всех симфоний Дмитрия Шостаковича, лично поставил 10 опер, включая редкую в Европе «Сорочинскую ярмарку» Модеста Мусоргского. Продолжая работать в Украине с разными оркестрами, представил в Киеве концертные программы «Все симфонии Бетховена» (сезон 2006-2007) и «Все симфонии Франца Шуберта» (сезон 2008-2009). Автор книг «Обучение дирижёра. Психологические элементы», «Книга Небытия», «Дирижер и оркестр, или 100 ненужных советов молодым дирижерам» и нескольких поэтических сборников. Интервью взяла Юлия Веретенникова.

Ю.В.: Здравствуйте. Сегодня мы беседуем с Романом Кофманом, народным артистом Украины, человеком года Украины в области искусства в 1999 году, профессором Национальной музыкальной академии, художественным руководителем Киевского камерного оркестра, изумительным дирижером. Роман Исаакович первым открыл, можно сказать, Гию Канчели для киевской и советской публики…

Роман Кофман: Не так. Гия Канчели открыл сам себя, во-первых, во-вторых, просто я впервые в Киеве организовал и исполнил его авторский концерт.

Ю.В.: Я знаю, что у вас были проблемы после некоторых вот таких вот авторских концертов в советские времена.

Р.К.: После авторского концерта Канчели у меня проблем не было. Была проблема только одна - концерт был перед Новым годом - что подарить Гие Александровичу к Новому году…

Ю.В.: Серьезная проблема.

Р.К.: И он получил замечательную киевскую елку, которую отвез к себе в Тбилиси. Проблемы были после авторских концертов таких композиторов, которых мне посчастливилось исполнить в Киеве, организовать авторские концерты их, и, в частности, Альфреда Шнитке. Там были проблемы после концерта.

Ю.В.: Это было в советские времена?

Р.К.: Это было во второй половине семидесятых.

Ю.В.: И вас вызывали в ЦК партии.

Р.К.: Это другая история. Меня вызывали, но я не пошел, потому что я не член партии, и я им сказал, что меня вызывать они не могут. Они могут меня пригласить. Или я мог пригласить к себе на разговор, пожалуйста. И мог бы с ними встретиться.

Ю.В.: В частном порядке.

Р.К.: В частном порядке. Но эти люди в частном порядке не умеют, им нужно говорить только сидя за официальным столом, с прямым телефоном наверх, поэтому так встреча и не состоялась, и как-то это было спущено на тормозах.

Ю.В.: Удивительно.

Р.К.: Да.

Ю.В: Я хотела спросить, Роман Исаакович, поскольку вы киевлянин по рождению, как ваша семья пережила войну? Я знаю, что у вас есть автобиографическая книга, вы, кстати, автор нескольких книг, книга с замечательным названием «Книга небытия», и там об этом рассказывается, но для наших читателей и зрителей...

Р.К.: Одна поправка, если можно?

Ю.В.: Да.

Р.К.: Это книга не автобиографическая. В ней есть главы, которые основаны на каких-то фактах биографии, но только отдельные, только три из девяти. Остальные главы как раз посвящены другим событиям, другим людям и прямого отношения ко мне не имеют. Что касается того, как моя семья пережила войну - она не пережила войну, к сожалению. Она сократилась во время войны, сократилась на моего брата родного, на бабушку и дедушку. Родители моей матери лежат здесь в Бабьем Яре, недалеко, а восемнадцатилетний брат погиб, будучи на фронте, и как раз при взятии Киева. Он попал на этот фронт… Последнее его письмо было отсюда, в котором он писал: «Завтра, по-видимому, завтра-послезавтра буду дома». Нельзя было называть…

Ю.В.: …место.

Р.К.: Указывать географические названия. «Я буду дома, повидаю бабушку и дедушку, - он не знал, что происходило здесь, - и обязательно пришлю какую-нибудь вещицу из дому». Последнее письмо.

Ю.К.: А вы с родителями были в эвакуации?

Р.К.: Да, был совсем еще…

Ю.К.: Совсем небольшим.

Р.К.: Несмышленышем, да. Был в эвакуации в Узбекистане, в славном городе Коканд, в центре некогда знаменитого Кокандского ханства. Ну что, кое-какие кадры из этого времени я помню. Именно кадры.

Ю.К.: Вы были маленьким совсем…

Р.К.: Там я пошел в школу. Семи лет. Это было забавно, я очень обиделся, когда мне сказали, что я зачислен в 1-ый «А», потому что мне казалось, что «а» это низшая ступень в системе образования. Я попросился в 1-ый «Б» или 1-ый «В».

Ю.К.: Хотя бы.

Р.К.: Да. Но это не состоялось, зато меня через две недели перевели во второй класс. Это потому, что к семи годам я читал, писал, издавал свой общественно-политический журнал.

Ю.В.: Потрясающе.

Р.К.: В этом журнале я описывал последние сводки из театра военных действий.

Ю.В.: То есть из газет и радио?

Р.К.: Да, ну, газета одна тогда была «Правда Востока», и еще радио. Я помню хорошо, что я в своем этом журнале даже нарисовал карту военных действий в Северной Африке, где сражались английские войска с генералом Роммелем. Поэтому меня перевели во второй класс. И, оказавшись во втором классе в семилетнем возрасте, я, скажем, растерялся: с одной стороны, мой рейтинг, говоря языком современным, повысился, а с другой я стал гадким утенком.

Ю.В.: Было тяжело?

Р.К.: Совершенно взрослые господа вокруг меня и дамы.

Ю.В.: Но это здорово, это же формирует характер. Закаляет.

Р.К.: Не сформировало, нет, не сформировало. Характер биологически, по происхождению, по воспитанию, у меня слабый.

Ю.В.: Для дирижера удивительное свойство.

Р.К.: Я мягкий человек, только не говорите, пожалуйста, моим оркестрантам.

Ю.В.: Ни в коем случае! Это мы оставим в тайне. Как вы вернулись в Киев? Я знаю, что вы учились в Новосибирске, потом и в Горьком.

Р.К.: Я вернулся в Киев.

Ю.В.: Доучивались в школе здесь?

Р.К.: Нет, не доучивался, я в Узбекистане только один год проучился. Потом я приехал в Киев, потом случайно занялся музыкой. Потом, когда я был в восьмом классе, мой педагог по скрипке - потому что изначально я скрипач - переехал в Новосибирск жить, и я уехал за ним. Я так прикипел к нему душой, что уехал за ним, окончил училище, консерватории тогда не было еще в Новосибирске. Только училище, собирались строить консерваторию.

Ю.В.: Это был Гутман?

Р.К.: Это был Гутман, Иосиф Аронович.

Ю.В.: И оттуда в консерваторию в Нижний Новгород, в Горький тогда.

Р.К.: Тогда Горький, теперь Нижний Новгород. Ну а потом у меня в Киеве случилось несчастье, у меня умерла сестричка старшая, родители остались одни, и я вынужден был вернуться в Киев, где и пребываю.

Ю.В.: И закончили еще, по-моему, Киевскую консерваторию.

Р.К.: Киевскую консерваторию окончил как скрипач, потом как дирижер, затем стал в ней преподавать. Я преподаю, веду дирижерский класс уже, сейчас я скажу, уже 31 год.

Ю.В.: С ума сойти. И руководите студенческим оркестром?

Р.К.: Руководил - и оставил это несколько лет назад, поскольку решил подумать немножко о себе и моем хобби, о моем втором занятии – литературе. И не в последнюю очередь, благодаря тому, что я оставил часть своей творческой работы в Музыкальной академии - она теперь называется так - я смог за последние пять лет написать и издать две книги, а сейчас работаю над следующей.

Ю.В.: Потрясающе. Удачи вам в этом занятии. А педагогическую деятельность вы не оставляли?

Р.К.: Нет, у меня есть студенты, молодые дирижеры, которые наивно полагают, что можно научиться дирижировать, вернее, что можно научить дирижировать. Научить дирижировать нельзя.

Ю.В.: Можно отучить, я думаю.

Р.К.: Нет, научиться можно, научить нельзя. Так что я занимаюсь такой мифической профессией, и на месте ректора академии я бы потребовал зарплату за 30 лет обратно. Потому что научить дирижировать нельзя.

Ю.В.: Я думаю, ректору мы тоже не будем об этом говорить.

Р.К.: Да, пожалуйста, не подавайте ему эту идею.

Ю.В.: Оставим эту тему. А в Киевской филармонии вы давно работаете?

Р.К.: В Киевской филармонии я работаю с 1990 года, то есть последние 19 лет, с того дня как я возглавил Киевский камерный оркестр, в котором я когда-то начинал работать как скрипач с первого дня его основания в 1963 году. Но я работал недолго, первые три года. Потом жизнь пошла в другую сторону.

Ю.В.: Какие-то истории, связанный с этими стенами есть у вас, любимые?

Р.К.: Ой, это любимый вопрос журналистов и самый мой нелюбимый вопрос, не обижайтесь только.

Ю.В.: Хорошо.

Р.К.: Не обижайтесь, потому что всегда звучит просьба рассказать интересный случай, или рассказать любимую историю, или назвать любимого композитора.

Ю.В.: Но это невозможно. Любимого композитора не может быть по определению. Одного.

Р.К.: Нет, почему, некоторые отвечают мгновенно: «Мой любимый композитор Вагнер» или «Мой любимый композитор Чайковский».

Ю.В.: Я обычно не верю в такие ответы.

Р.К.: Почему? Если человек говорит правду, надо верить.

Ю.В.: Человек не может не заниматься больше ничем и не слушать больше ничего, кроме какого-то одного композитора.

Р.К.: Заниматься и слушать он должен согласно своему обязательству по профессии, но может быть любимый, надо верить. Я не знаю, кто мой любимый композитор, у меня много любимых композиторов, я знаю, кто самый великий.

Ю.В.: Кто же?

Р.К.: Это Иоганн Себастьян Бах. Это самый великий.

Ю.В.: А почему самый великий?

Р.К.: Но это не значит, что он самый любимый. Я признаю, что, без сомнений, если выстроить пирамиду, то на вершине будет Бах. Объяснить, почему это, эта тема очень большая. Вы же не спрашивали бы, если бы я сказал, что люблю больше всего Баха, вы бы не спросили - почему. Не спросили бы. Так что нельзя объяснить в двух словах почему.

Ю.В.: Вы обладатель премии "Эхо классик" (Echo Klassіk), по-моему, за запись Листа, да?

Р.К.: Да.

Ю.В.: Это очень серьезная премия.

Р.К.: Это серьезная премия, хотя бы потому, что в тот же год, когда я получил премию за лучшую запись года, по разным номинациям ее получили такие дирижеры, как Даниель Баренбойм, Саймон Реттл, Марис Янсонс. Вот такое общество приятное. В области вокала премию получила Анна Нетребко, и так далее.

Ю.В.: Вы какое-то время работали в Германии, по контракту, руководили Боннским симфоническим оркестром.

Р.К.: И Боннской оперой.

Ю.В.: И Боннской оперой. Здесь, насколько я знаю, вы оперой не занимались.

Р.К.: Да, дело в том, что не только я. У нас, в Советском Союзе, а мы во многом еще живем с Советском Союзе…

Ю.В.: Да, по тем меркам.

Р.К.: Под тем шатром, так сказать. Так вот, у нас каждый дирижер вспахивает свое поле. Здесь не принято, чтобы симфонический дирижер одновременно дирижировал оперными спектаклями. Иногда бывают случаи какие-то, когда оперные дирижеры ставят симфонические программы и наоборот, но это именно случаи, от раза к разу. Так что здесь этого нет. Я не работал здесь.

Ю.В.: Это просто советская традиция такая?

Р.К.: Это традиция нашей страны, да.

Ю.В.: Но это не ревность какая-то между творческими людьми?

Р.К.: Нет, ну, ревность обязательно. Ну как же без ревности? Любовь и без ревности? Не бывает. Поскольку дирижеры обожают друг друга, то они и ревнуют.

Ю.В.: Хотя бы.

Р.К.: Но я не могу сказать, что я совсем не занимался оперой. Во-первых, я руковожу оперой в своем классе, во-вторых, я попытался попробовать себя в роли, громко говоря, оперного режиссера.

Ю.В.: Здесь, у нас?

Р.К.: Здесь, в Киеве, в оперной студии нашей Музыкальной академии я несколько лет назад поставил две оперы как режиссер. «Кармен» и «Паяцы». Мне это очень понравилось, публике тоже понравилось. Коллегам, видимо, не понравилась сама идея этого всего мероприятия, потому что больше не зовут.

Ю.В.: Понятно, понятно. По тем же причинам, о которых вы говорили.

Р.К.: По любви.

Ю.В.: По любви. Из Германии вы вернулись, потому что вам там чего-то не хватало? Потому что в Германии хорошо жить и работать, я это знаю.

Р.К.: Из Германии я не вернулся, потому что я не уезжал. Просто у меня был постоянный контракт, я выполнял свои функции по этому контракту,  достаточно много этих функций было, но я не бросал работу здесь, я не бросил оркестр, я не бросил свой класс, я меньше могу уделять им времени, к сожалению, по уважительным причинам. Но я просто, скажем так, вернулся к тому образу жизни, который я вел, только здесь.

Ю.В.: А там вы работали на две страны?

Р.К.: Я работал не только на две, у меня были гастроли в другие страны, с другими оркестрами, просто гастроли в других странах сократились из-за занятости в Бонне. Потому что главный дирижер оркестра симфонического еще терпимо, но, учитывая, что, кроме того, нужно руководить оперным театром – это очень хлопотно. Интересно, но хлопотно. Вот так. Так что я вернулся к прежнему роду занятий, к прежней нагрузке. И можно даже увеличивать нагрузки, по сравнению с тем, как это было до этого.

Ю.В.: Украине в этом отношении повезло, я считаю. Ну а орден вот этот, поправьте меня, пожалуйста, как он правильно называется, «Крест за заслуги перед Федеративной республикой Германия»…

Р.К.: Это награда прошлого года, по окончанию этого контракта, да, он так называется. Я был удивлен этим, потому что в Германии работал всего пять лет. Я был удивлен - вы знаете чем? Не тем, что я был переоценен или недооценен, орден первого класса, а хотелось второго или третьего, нет. Я был удивлен тем, что в Германии среди слоев, скажем, того общества, которое облечено правом раздавать награды, есть люди, которые знают, что существует такой жанр, как симфоническое дирижирование, которые интересуются этим, которые знают, кто этим занимается, и в состоянии на свой вкус оценить. Хотя ничего нового для меня в этом теоретически нет, но практически, когда мне позвонили из посольства Германии и сказали, что я представлен к такому-то ордену, и президент должен подписать – естественно, президент Германии, не Украины, - это было приятным доказательством того, какое место занимают в системе европейских ценностей классическая музыка и ее слуги.

Ю.В.: Это, конечно, приятно. А по сравнению, скажем, с Германией, ситуация в Украине несколько иная?

Р.К.: Нет, у нас тоже раздают награды. Например, один из моих лучших учеников, Николай Дядюра, главный дирижер филармонического оркестра, вот совсем недавно был удостоен звания Народного артиста Украины. Этим же указом это звание было присуждено Михаилу Поплавскому и Верке Сердючке.

Ю.В.: Впечатляет.

Р.К.: Так что награды находят своих героев, рано или поздно.

Ю.В.: Оставим политику раздачи наград. Что касается слушателей, публики, есть разница между европейцами и нами?

Р.К.: Есть разница, вы знаете, мне кажется, что я открыл некую закономерность, может быть, не я открыл ее, но я об этом нигде не читал. Я читал, и вы, наверняка, читали, рассуждения о том, что рознится публика, скажем, западная и советская, и наша, отечественная, публика. Там публика более квалифицированная, здесь менее квалифицированная, но более радушная и теплая. Есть такие рассуждения о том, что рознится также публика северных стран, якобы она холодна и величественна, и публика теплеет, сообразно климату, к югу Европы и так дальше. Это все неправда. И то неправда, и то неправда. В чем я нашел отличие? В самом подходе публики к своему бытованию в музыкальной среде, бытованию в музыке. Человек на Западе идет на концерт слушать музыку, произведение. Мы идем на концерт слушать исполнителя.

Ю.В.: Вот так вот?

Р.К.: Мы идем на исполнителя. Большого или маленького, неважно. В принципе, некий господин или госпожа, где-нибудь в Австрии или Швеции, в Германии, во Франции знает что (у него есть абонемент или билет) через четыре месяца, такого-то апреля он пойдет слушать вторую симфонию Малера, допустим, или третий концерт Бетховена, или еще что-то. Кто исполняет, тоже интересно, но это второй вопрос. А мы, во–первых, что будет 4 апреля, даже предположить не можем,

Ю.В.: В общем, да.

Р.К.: Предположить не можем. Мы строим свои планы на две недели вперед. Мы, я подразумеваю, - средний слушатель. За редким исключением меломанов, которые все знают. И филармония, которая планирует, и слава Богу, мы уже начали планировать на 20 дней - большое продвижение. Но мы знаем, что нужно пойти послушать такого-то дирижера, а что он исполняет, это вопрос уже второй.

Ю.В.: То есть завтра зрители пойдут слушать не Моцарта, а Романа Кофмана.

Р.К.: Публика разделится. Потому что это цикл. Потому что объявлен цикл, все симфонии Моцарта в течение одного сезона. Это немножко другое, но, вообще-то, на афише кто? Кофман? А, это неинтересно или интересно, а что он играет там, мелким шрифтом, придем в зал, сядем, возьмем программку и узнаем, или узнаем, когда начнется музыка, что начинается сороковая симфония Моцарта.

Ю.В.: Замечательно. Очень интересно, по-моему, вы подметили.

Р.К.: Я хочу получить лицензию на это открытие.

Ю.В.: Да, нужно срочно запатентовать это. Спасибо вам огромное, я бы хотела еще коротенький, на прощание, вопрос. Я знаю, что у вас была странная немножко ситуация с концертом, посвященным Ходорковскому. Вы поняли, почему именно вас пригласили, или это был спонтанный выбор?

Р.К.: Почему меня пригласили? Я знаю, во-первых, что это не потому, что я осведомлен в юридических тонкостях этого процесса. Второе - не потому, что я состою в организации правовой защиты, и не потому, что я являюсь другом семьи Ходорковского, хотя в ходе подготовки концерта и на самом концерте я познакомился с его матушкой Марией Филипповной, чему был очень рад. И не потому, что я совершал какую-то политическую акцию. Более того, если кто-нибудь поинтересуется, зачем, скажем, кто-то из российских - то я даже боялся, что меня не пустят в Россию.

Ю.В.: Это было вполне возможно.

Р.К.: Этого, кстати, не произошло, я был после этого с концертом в России и за собой «хвоста» не заметил. Дело в том, что российские власти утверждают авторитетно, что это процесс чисто экономический, и мы свято в это верим, правда?

Ю.В.: Да.

Р.К.: Вы верите, и я верю. Значит, коль скоро этот процесс экономический, организаторы этого концерта просто решили его провести. Вернее, не организаторы концерта решили - поводом послужило то, что Арво Пярт, знаменитый композитор мирового масштаба, эстонский композитор, написал четвертую симфонию и посвятил ее Ходорковскому. И предпослал этой симфонии, в самой партитуре, маленькое посвящение, что просто он передает привет узнику, которого он считает несправедливо осужденным

Ю.В.: Совершенно романтический жест.

Р.К.: Такой гуманный жест святого человека. Арво Пярт человек святой. О том, почему предложили мне дирижировать, надо спросить у организаторов. Я думаю, они полагали, что я не откажусь.

Ю.В.: И были правы.

Р.К.: Получилось так.

Ю.В.: Спасибо большое, что уделили нам время, очень надеюсь, что мы еще встретимся с вами в концертном зале и просто за беседой.

Р.К.: На здоровье

Ю.В.: Спасибо большое.

Р.К.: Спасибо.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

18.12 21:48 В упавшем с моста поезде в США погибли как минимум шесть человек
18.12 21:29 Путин допустил возможность обдумать большую амнистию к выборам
18.12 21:12 Появились данные о жертвах при крушении поезда в США
18.12 21:04 США заблокировали в СБ ООН резолюцию Египта по Иерусалиму
18.12 20:31 В США пассажирский поезд рухнул с моста
18.12 19:55 Арбитраж Москвы отклонил иск «Югры» к ЦБ РФ
18.12 19:32 Билетный сервис сообщил о дефиците плацкарта на Новый год
18.12 19:25 ПФР не нашел пенсионеров за чертой бедности
18.12 18:53 У «Тинькофф банка» возникли проблемы с зачислением денег на карты
18.12 18:25 Чиновники нашли недорогой способ убрать герб РФ с олимпийской формы
18.12 18:11 Дед Мороз приедет в Чечню в канун Нового года
18.12 17:45 МЧС предупредило москвичей о надвигающейся непогоде
18.12 17:27 Посол Молдавии отозван из России в Кишинев
18.12 17:02 В Белом доме признали прогресс в отношениях с Россией
18.12 16:54 Лидеру SERB не дали засудить Навального за испорченный День России
18.12 16:47 Рогозин встретился в Сирии с Асадом
18.12 16:37 Горячий чай связан с понижением риска глаукомы
18.12 16:24 Умер глава международного «Мемориала» Арсений Рогинский
18.12 16:09 Обаму обвинили в развале дела о причастности «Хизбаллы» к торговле наркотиками
18.12 15:35 Россию и Китай в США назвали странами-ревизионистами
18.12 14:54 Москва обвинила Киев в своем уходе из центра по контролю минских соглашений
18.12 14:37 Поджигателя кинотеатра перед показом «Матильды» отправили на принудительное лечение
18.12 14:23 У озера Лох-Несс найдена могила бронзового века
18.12 14:04 Илья Яшин подаст в суд на мэра Москвы Сергея Собянина
18.12 14:03 Песков отказался обсуждать наказание Улюкаева
18.12 14:00 Навальный подаст документы на регистрацию в ЦИК
18.12 13:55 Песков призвал к сотрудничеству ЦРУ и ФСБ
18.12 13:07 Генпрокуратура затребовала на Украине предполагаемого убийцу Пола Хлебникова
18.12 13:05 ЦИК запустил обратный отсчет до выборов президента РФ
18.12 12:50 На островном «дальневосточном гектаре» устроят площадку для квестов
18.12 12:41 Apple закроет музыкальный магазин iTunes
18.12 12:39 Число гимназистов «Сколково» удвоится к 2021 году
18.12 12:34 «Сколково» представил целевые показатели на 2020 год
18.12 12:25 Спустя 130 лет редкая бабочка вновь встретилась энтомологам
18.12 12:13 Каддафи-младший решил возглавить Ливию и призвать на помощь ООН
18.12 12:02 Россельхознадзор разрешил поставки шпрот из Латвии и Эстонии
18.12 11:41 Минфин простит долги предпринимателям
18.12 11:21 Саакашвили отказался отвечать на вопросы украинских прокуроров
18.12 11:20 Новым «Звездным войнам» не хватило шага до кассового рекорда
18.12 10:54 СМИ узнали о возможном выделении 19 трлн рублей на перевооружение армии
18.12 10:31 Саакашвили изложил свою версию истории письма к Порошенко
18.12 10:29 Власти Рима отменили указ об изгнании Овидия
18.12 10:28 США потратят 200 млн долларов на сдерживание России
18.12 10:06 Три НПФ продали акции Промсвязьбанка до объявления о его санации
18.12 10:02 В Израиле умерла любимая учительница Путина
18.12 09:45 Полиция обыскала дом написавшей о слежке за Россией журналистки
18.12 09:41 Правозащитники рассказали о просьбах Улюкаева в СИЗО
18.12 09:26 Еще одна биржа в США начала торговать фьючерсами на биткоины
18.12 09:15 На Дальнем Востоке появится новая армия
18.12 09:05 Депутаты ГД предложили штрафовать стритрейсеров на миллион рублей
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.