Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
13 декабря 2018, четверг, 04:31
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

08 февраля 2010, 22:11

Отзыв официального оппонента Эльны Орловой на диссертацию Дмитрия Куракина

ОТЗЫВ

официального оппонента на диссертационную работу Куракина Дмитрия Юрьевича «Сакральное как понятие и проблема социологической теории: на примере американской «сильной программы» культурсоциологии», представленную на соискание ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22.00.01 – «Теория, методология и история социологии»

В настоящее время внимание к концепции культуры в рамках мировой социологии усиливается. Она усложняется, перестает сводиться только к ценностям и все более приобретает культурноантропологический смысл. Иными словами, из «объекта» социологического исследования она привращается в конституирующий принцип – равноправный с социальностью – жизненного мира людей. Показательным примером такой позиции можно считать «сильную программу» культурной социологии (культурсоциологии), предлагаемую Дж. Александером и его коллегами. В ее пределах концепция при построении общей социологической теории гарантирует полноту отображения совместного существования людей.

Традиционно в социологических и антропологических рассуждениях о его упорядочении занимает концепция сакрального. Это характерно и для культурсоциологии, где классические представления Дюркгейма переосмысливается в свете новых культурных форм его проявления. Соответственно актуальность темы диссертационного исследования представляется обоснованной.

Чтобы определить эвристический потенциал концепции сакрального в рамках «сильной программы» культурной социологии, автор выделяет ряд ключевых теоретических проблем, ответом на которые стало формирование направления:

- накопление расхождений между фактами и теоретическим допущением Дюркгейма, сформулированным как «принцип единства природы», или имманентное соответствие идей «объективной реальности»;

- неправомерность универсализации утверждения о гомеостатической природе социальной реальности;

- недостаточная чувствительность классической позиции Дюркгейма сакрального к явлениям, характерным для сложных современных обществ.

В контексте культурной социологии автор выделяет пути теоретического представления этих проблем по следующим направлениям. Во-первых, деконструкция «принципа единства природы», благодаря которой выявляется:

- каким образом в рамках социологизма Дюркгейма устанавливается компромисс между эмпиризмом и априоризмом через дихотомию «коллективное – индивидуальное сознание (представления)» и ее символическую репрезентацию в категориях «сакральное – профанное»;

- каковы следствия «принципа единства природы» для объяснения связей между коллективным сознанием и социальной структурой через концепцию сакрального как ключевого символического механизма их реализации: имманентное соответствие, изоморфность познания и реальности;

- роль ритуала как связующего звена между социальной структурой и коллективным сознанием и сакрального как «атома» социальности, в котором отображена дуальность человеческой природы;

- в конечном итоге представление о сакральном как далее нередуцируемой оппозии профанному, оправдывающей и обосновывающей онтологический статус социального и культурного порядка.

Во-вторых, определение в результате такой деконструкции возможности корректировки исходных допущений, позволяющей логически связать понятия социального и культурного в рамках новой «общей теории», подразумеваемой «сильной программой» культурной социологии. В этом отношении речь идет о преодолении представлений:

- об аналогии между морфологией общества и символическими классификациями;

- о линейном характере социальной интеграции;

- о культуре и ее генеративном начале – сакральном – как всего лишь о совокупности ценностей.

Переосмысление с этой точки зрения концепций свободы воли, морального императива, рационального действия позволяет сторонникам культурной социологии принять допущение об автономности культуры, символических процессов по отношению к социальным структурам.

В третьих, критический анализ самой «сильной программы» культурной социологии, обусловленной затруднениями при выявлении сакрального начала в феноменах современной социокультурной жизни. Это позволило выявить усовершенствования теоретического инструментария программы в нескольких отношениях:

- переход от субстанционального понимания сакрального к атрибутивному, что означает трактовку сакализации как процесса, а сакральных объектов как относительных в диахронном измерении;

- использование понятия «осквернение», превращающего бинарную оппозицию «сакральное-профанное» в пространство соотношений обоих качеств, порождающих многообразие культурных феноменов;

- теоретическое разведение оппозиций «сакральное-профанное» и «чистое-скверное»; вторая оппозиция как раз и позволяет раскрыть механизм появления и изменения различных соотношений сакрального и профанного;

- обращение к логике этнонауки, которая позволяет установить концептуальную связь между дотеоретическими и социальнонаучными представлениями о сакральном;

- отказ от допущения об имманентном соответствии познания и реальности, ознаменовавший замену имманентной трактовки символических процессов на контингентную, или, по определению автора, «морфогенетический поворот» в этой области.

Из сказанного следует, что теоретическая значимость работы заключается не только в выявлении эвристических функций концепции сакрального в рамках «сильной программы» культурной социологии. Речь идет также о способах маркирования аналитического пространства, объединяющего социальные и культурные переменные, связанных с обращением:

- к проблемно-ситуативной логике: разметка смыслового пространства соотносится с противоречиями, конфликтами, нарушениями, возникающими в связи с осквернением сакрального;

- «интеракционистской теории метафоры» в качестве оператора при интерпретации социокультурного опыта, что позволяет, во-первых, высветить динамическую природу сакрализации как механизма культурогенеза, а во-вторых, выйти за рамки прямого соотнесения социальной структуры и культурных (символических) классификаций;

- к несистемным характеристикам совместного существования людей, что оказывается возможным путем деконструкции исходных допущений об имманентном соответствии познания и реальности, с одной стороны, и субстанциональности сакрального – с другой.

Таким образом, в работе представлен один из убедительных вариантов формирования некоторых вариантов новой социальнонаучной парадигмы на базе решения важной для постмодерна проблемы логического совмещения структурной и процессуальной трактовок социокультурной реальности. В рамках социологии ее решение видится в установлении теоретической связи между «структурой» и «культурой», социальными формами и символическим содержанием совместного существования людей.

 Научная новизна и значимость работы может быть представлена в нескольких аспектах. Так, существенно новым следует считать сам выбор темы и ракурс ее рассмотрения. Обычно в отечественной социологии принято уделять внимание банальному теоретическому мейнстриму. Инновации фундаментального характера, как правило, не подвергаются серьезному анализу. Автор обращается к новым тенденциям в западной социологии и антропологии – логическому объяснению представлений о формах (социальная структура) и содержании (культура) совместного существования людей. И хотя они еще не образуют целостной познавательной парадигмы, автор продемонстрировал эвристический потенциал такого объяснения.

Далее, работа способствует заполнению важного пробела в российских социальных науках, где фактически не было вековой полемики между социологами и антропологами о природе и формах существования социокультурной реальности. Поэтому необходимость сближения теоретических рамок обеих наук остается для большинства отечественных социологов неким отвлеченным соображением. Автор не только убедительно показывает познавательную значимость такого сближения на примере одной из центральных для социологии и антропологии тем – дихотомии «сакральное – профанное». Он демонстрирует также ограниченность классических социологических построений при трактовке современных проявлений сакрального и возможности антропологического знания для их обоснованной интерпретации и достоверного объяснения.

Наконец, автор выявляет те проблемы в социологическом познании ответом на которые стала «сильная программа» культурной социологии с ее базовыми объяснительными схемами. В работе представлен набор новых понятий и методологических принципов, отличных от используемых в рамках социологического мейнстрима и помогающих ответить на неразрешимые в этих пределах вопросы. Эвристичность представляемой теоретической позиции, ее интерпретативные возможности демонстрируются на примерах исследований, в том числе собственных.

При неоспоримых достоинствах работы хотелось бы, однако, уточнить и прояснить ряд значимых для нее положений. Прежде всего, автору следовало бы более четко обозначить собственную методологическую позицию на шкале между полюсами реализма и конструктивизма. Отсутствие такой рефлексии обусловливает использование ключевого для работы понятия «сакральное», то в субстанциональном, то в инструментальном значении, причем, без всяких оговорок.

Далее, можно было бы более четко определить само понятие сакрального. При условии, что автор свободно владеет техникой интерпретации (обоснование выделения «поздней программы» Дюркгейма, реконструкция конфликта метафор, связанных с авторством), ему не составило бы труда герменевтическим путем уточнить то общее значение, которое присутствует при любом употреблении понятия сакрального.

Наконец, неопределенность сохраняется и в отношении понятия «культура». Почему в рамках культурной социологии оно ограничивается только символической областью, какой познавательный смысл это имеет для социологии? В каком смысле культура автономна по отношению к социальной структуре и какова эвристичность их разведения? Что дает основания авторам «сильной программы» культурной социологии претендовать на построение общей социологической теории? Обобщенное для программы определение понятие «культура» позволило бы ответить на значимые для ее обоснования вопросы.

Высказанные замечания ни в коей мере не снижают высокой оценки работы в целом. Диссертационное исследование выполнено на высоком профессиональном уровне и не только отвечает всем требованиям ВАК к кандидатским диссертациям, но и превосходит их. Автореферат и публикации автора точно отражают содержание заявленной темы. Соответственно, Д.Ю. Куракин безусловно заслуживает присуждения ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22.00.01 – «Теория, методология и история социологии».

Директор Института социальной

и культурной антропологии Государственной

академии славянской культуры,

д. филос. н., профессор                                                          Э.А. Орлова

29 декабря 2009 г.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

12.12 19:52 США призвали Совбез ООН восстановить санкции против Ирана
12.12 19:26 Разрабатывается первая в мире вакцина для пчел
12.12 19:25 Путин назвал Конституцию развивающимся организмом
12.12 18:49 Мединский предложил Хабенскому снять фильм о Нюрнбергском процессе
12.12 18:26 В Германии на улице разлили тонну жидкого шоколада
12.12 17:53 В Домодедово сотрудников аэропорта будут проверять на алкорамках
12.12 17:30 Российский Forbes превратят в коммуникационную платформу
12.12 17:01 В СПЧ назвали законопроект о штрафах за неуважение к власти нелепым
12.12 16:55 Резиденты «Сколково» стали победителями в двух номинациях конкурса «Цифровые вершины 2018»
12.12 16:32 Германия поддержала продление санкций против РФ
12.12 16:12 Госдума приняла закон о свободной рыбалке
12.12 15:28 В ГД внесен законопроект о запрете недостоверных новостей
12.12 14:51 10 000 лет назад людей и дрозофил объединила любовь к фруктам
12.12 14:47 Эрдоган предупредил о наступлении турков в Сирии
12.12 14:19 РКН пригрозил заблокировать Google при нарушении закона
12.12 13:55 Палата представителей США признала Голодомор геноцидом
12.12 13:30 Путин попросил установить причины отмены концертов рэперов
12.12 13:16 Кремль отреагировал на сбор подписей против онкобольных детей в Москве
12.12 12:50 Петр Порошенко расценил инцидент в Керченском проливе как войну
12.12 12:42 Чиновник Ространснадзора лишился работы из-за покупки его женой 66 машин
12.12 12:12 Новый вид тропических бабочек назван в честь художницы XVII века
12.12 12:10 В Конгрессе США потребовали ввести санкции против газопровода «Северный поток-2»
12.12 11:33 Губернаторы пойдут на выборы без помощи «Единой России»
12.12 11:14 В России введут контроль за платежными агрегаторами в интернете
12.12 10:47 Сбербанк предсказал ослабление рубля
12.12 10:42 Хищные растения и пауки делятся добычей друг с другом
12.12 10:32 Трамп отверг свой импичмент из-за опасности восстания
12.12 10:26 Медведев назвал Конституцию вечной
12.12 10:06 СК заявил о задержании еще одного участника банды Басаева
12.12 09:43 СМИ сообщили о краже данных 500 млн клиентов отелей Marriott китайской разведкой
12.12 09:34 Ольга Глацких вернулась к обязанностям чиновника
12.12 09:13 В Страсбурге при стрельбе на рождественской ярмарке погибли три человека
11.12 19:54 Путин прокомментировал арест Бутиной
11.12 19:37 Генпрокуратура перепроверит арест Льва Пономарева
11.12 19:24 ВС РФ отказал «Победе» по жалобе на решение о ручной клади
11.12 19:06 Путин допустил изменение закона о митингах
11.12 18:43 Прах Людмилы Алексеевой захоронят в Вашингтоне
11.12 18:36 Древние обитатели Скандинавии жевали деготь и оставили в нем свою ДНК
11.12 18:31 Сбербанк подключил в системе переводов другие банки
11.12 18:19 Производители и Росстат сравнили цены на оливье
11.12 17:47 Путин рассказал о работе по сохранения наследия Солженицына
11.12 17:03 СМИ сообщили об отставке главы Центра «Э»
11.12 16:30 «Человеком года» Time стали журналисты
11.12 16:27 Для синтеза привлекающего кошек вещества растению требуется два фермента
11.12 15:51 Глава КС РФ сравнил российскую Конституцию с новейшим Мерседесом
11.12 15:19 Российский военный задержан по делу об убийстве в Армении
11.12 15:04 Отец Бутиной подтвердил планы по сделке со следствием
11.12 14:45 Правительство обсудит введение электронных виз для Москвы и Петербурга
11.12 14:16 Госдума приняла закон о повышении МРОТ
11.12 14:04 Совет Федерации одобрил запрет на уличные табло с курсами валют
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром авторское право администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВПК ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция информационные технологии ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Кабардино-Балкария Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание компьютерная безопасность Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия морской транспорт Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж патриарх Кирилл ПДД педофилия пенсионная реформа пенсия Пентагон Первый канал Петр Порошенко пиратство пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Приморье Продовольствие происшествия публичные лекции ракета Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саратовская область Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Элла Памфилова Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.