Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 01:52
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

25 февраля 2010, 09:02

«Когда они ставят ногу как розу в вазу….»

То ли я отстала от жизни, то ли балет как искусство в России и вправду стал менее популярен, чем, скажем, тридцать лет назад, но о балете у нас, прежде всего, читают. Притом читают даже те, кто редко посещает балетные спектакли.

Не случайно «Книга ликований» Акима Волынского (1925), переизданная в 1992 году с комментариями В.М. Гаевского, была немедленно раскуплена, так что в 2008-м ее еще раз переиздали А две недавние книги Гаевского — «Хореографические портреты» и «Книга расставаний» - покупали, читали, дарили друзьям даже те, для кого прогремевшая в свое время история с запретом его знаменитой книги «Дивертисмент» пребывает в уже далеком, а главное — чужом и поэтому невнятном прошлом.

Вадим Моисеевич Гаевский любим не только как балетный критик, потому что его тема — это не только свобода балетного «дыхания» и балетного полета, но свобода искусства и свобода вообще. Об этом и книга Вадима Гаевского и Павла Гершензона «Разговоры о русском балете. Комментарии к новейшей истории» (М.: Новое издательство, 2010). «Наш спор — о свободе», о котором писал Шаламов, — несомненно, вечный спор...

В отличие от Гаевского, некогда окончившего ГИТИС по факультету театроведения, Павел Гершензон по образованию — архитектор. По его словам, он стал «человеком балета» именно под влиянием текстов Гаевского. Как театральный критик Гершензон стал известен в 90-х; 1996-97 годами и помечена первая часть диалогов.

Вторая часть бесед относится к 2005–2007 годам. Во введении к книге эти хронологические рамки не только тщательно очерчены, но и объяснены содержательно как отражающие определенные этапы жизни русского балета. Это важно, поскольку при всей специфичности балета как искусства, где привязка к эпохе «устроена» совсем иначе, чем, например, в театре драматическом, а время как бы течет медленнее, полтора десятилетия — все же немалый срок.

В диалогах глагол времен представлен преимущественно четырьмя эпохами, или четырьмя парадигмами классического балета: это парадигмы Петипа, Дягилева, Баланчина и Форсайта (Бежар, разумеется, тоже упомянут и не раз, но в контексте более общих проблем).

До недавнего времени Гершензон работал, как сказано в предуведомлении к книге, в штабе Мариинского театра. Тем самым, в отличие от Гаевского, критически оценивавшего результат, Гершензон, как можно понять из его диалогов с Гаевским, мог непосредственно влиять на процесс — во всяком случае, в Мариинском балете. Взгляд Гершензона — по преимуществу взгляд изнутри; позиции Гаевского — более общие: это и оценки критика, и впечатления страстного и рафинированного зрителя, но прежде всего — размышления умудренного опытом знатока не только истории театра, но и истории культуры в целом.

Хотя в предуведомлении подчеркивается, что Гаевский старше Гершензона на четверть века и более академичен, а Гершензон чуть ли не памфлетен (читай — задирист), в тексте книги эта разница, как мне видится, оказалась существенно сглаженной. От этого книга только выиграла: не потеряв искры, высекаемой столкновениями мнений, обсуждение обрело естественную напряженность, сопровождающую те разговоры, которые для собеседников имеют экзистенциальную значимость.

Среди тех, кто всерьез любит искусство балета, я склонна проводить различие между балетоманами, поклонниками и пристрастными зрителями. Подлинные балетоманы просто не в силах пропустить очередные гастроли или премьеру — это бы их унизило. За билеты будут заплачены любые деньги, в ход идут особые способы проникновения на спектакль или репетицию и т.д. Но попробуйте задать простой вопрос — например, что именно он/она открыли в данной постановке балета «Агон» — при том, что этот балет они уже видели в двух разных вариантах. Ответом вам будет, скорее всего, вежливое презрение…

Поклонники/поклонницы — это не те, кто в любом спектакле предпочитают, допустим, Нину Ананиашвили всем другим примам. Нет, подлинные поклонники — это те, кто соприсутствует своим кумирам, даже не видя их на сцене. Лет двадцать назад один мой друг признался, что всякий раз, когда в Большом танцевал Васильев, он должен был отвезти туда корзину цветов от имени своей сестры-биохимика.

Себя я отношу к зрителям, притом в свое время я была зрителем страстным. Думаю, что сюжет моего «открытия балета» как искусства типичен для тех, кто в юности успел, например, попасть на премьеру «Ромео и Джульетты» с Улановой. Бег Улановой, о котором не раз писал Гаевский, я видела своими глазами.

Однако подлинное потрясение от балета я испытала много позже, в самом конце 50-х. Тогда одна западная труппа давала балет на сцене недавно открывшегося Дворца спорта в Лужниках — увы, я не помню ни названия труппы, ни содержания балета, поскольку попала туда случайно: мама, известный в городе врач, получила по столь торжественному случаю официальное приглашение и взяла меня с собой.

Контраст между привычными оперно-балетными ассоциациями и увиденным на сцене в тот вечер я передам, воспользовавшись строками Гершензона, написавшего по другому поводу: «В спектакле, обставленном не то чтобы «лаконично» (кто не верует сейчас в лаконизм?), но так, как будто театр ограбили перед поднятием занавеса…» В отличие от привычной пышности нашего «большого балета», декорации здесь свелись к заднику в виде огромного черно-белого фото-панно. Навсегда запомнилось, как героиня управляла воображаемой колесницей, натягивая воображаемые вожжи руками в кроваво-красных перчатках до плеч…

Стоит заметить, что к тому моменту видела я не так уж и мало: еще в школьном возрасте я успела пересмотреть по нескольку раз все балеты Мариинки, эвакуированной во время войны в город Пермь (тогда - Молотов), так что, например, застала такое чудо, как Вечеслова - Эсмеральда. И все же то, что мне открылось, было решительно не похоже ни на что, ранее виденное. И тогда я бросилась читать о «Русских сезонах», о Нижинском, Дягилеве, Баксте и т.д., тем более что начало Оттепели сопровождалось, как известно, острым интересом к Серебряному веку.

А потом Баланчин привез «Серенаду»… — и постепенно я увидела почти все, что он, а позже Джером Роббинс показывали в Москве. Форсайта, правда, я посмотрела только в записи, зато видела многое у Бежара, так что когда Гаевский говорит, что балет Бежара — это балет гениального Хорхе Донна, — я понимаю, что он имеет в виду…

«Разговоры о русском балете» замечательны тем, что они вовсе не об одном лишь искусстве балета. Удивительным образом избежав крайностей — стилизации эссеистики под диалог, равно как и презентации диалога в его изысканно-сценической, «оскар-уайльдовской» форме, авторы подарили нам книгу непринужденных бесед, содержание которых куда шире, чем сообщается в заглавии.

Этот внутренний воздух книги поддержан ее скупым, но выразительным оформлением: там нет ни одной фотографии, а изысканность набора дополнена лаконичным дизайном обложки: на ней изображен — намеком — «пух Эола».

Из «разговоров» Гаевского и Гершензона становится яснее понятие имперского стиля — будь то театр или архитектура. Слова «модерн» и «постмодерн» перестают звучат как ярлыки, которые с некоторых пор наклеиваются на что попало. Многие, казалось бы, известные имена и ситуации наполняются смыслами — нередко неожиданными. Разумеется, я знала, что Любовь Дмитриевна Блок была историком балета, но для меня это обстоятельство не увязывалось ни с какой актуальностью. И напрасно: она сидела на уроках Вагановой, то есть в известном здании на улице Росси. А в кругу ее влияния учились те, кого я еще успела застать на сцене!

Вообще пространственные искусства — будь то архитектура, живопись, инсталляция или вызов, брошенный миру «Черным квадратом» Малевича, — это такие же органичные составляющие книги, как обсуждение пластики балета, и они более важны для авторов, чем технические характеристики классического танца — выворотность, исполнение первого и второго арабеска и т.д.

Особой удачей мне представляется то, что диалоги двух знатоков и профессионалов не превращаются в беседу авгуров, доступную одним лишь посвященным. На это удивительное свойство текстов Гаевского я обратила внимание еще при чтении «Дивертисмента»; в разговорах с Гершензоном подобная внятность еще более поражает, поскольку с читателем на равных говорят об архитектуре и о русском драматическом театре, о Мравинском и Шостаковиче, а также о весьма, казалось бы, специальных сюжетах из повседневной жизни Мариинки и Большого.

Нередко эти сюжеты далеко не парадны — например, горькие замечания о сверхценном отношении к зарубежным гастролям, когда повседневная жизнь своего театра переживается как досадное пребывание в зале ожидания. Это и критика в адрес балетмейстеров, танцовщиков и танцовщиц, режиссерских решений и поведения руководства разных уровней. Авторы при этом всегда конкретны: сколь бы резка ни была их критика, она построена на анализе и учитывает факты — была ли у балетмейстера, художника или исполнителя возможность выбора той или иной стратегии.

В самом начале книги авторы нас предупредили, что подлинная жизнь театра протекает отнюдь не у нас на глазах. Тем труднее положение тех, кто стремился ввести нас именно в закулисье — но не ради досужих разговоров, а ради понимания сути дела. Ведь именно здесь так велик риск любого штампа — демонизировать одних, изобразить жертвами других, неудачниками — третьих.

Я думаю, Гаевскому нелегко было писать о Васильеве — блистательном танцовщике, но неудачном хореографе и совсем уж неудачном руководителе балета Большого театра. Едва ли и Гершензону так уж приятно писать о том, что наш современный балетный театр и близко не стоит к той атмосфере высокого интеллектуального напряжения, которая была создана Баланчиным совместно с его окружением — элитой американских интеллектуалов, включая Сьюзен Зонтаг и главного редактора журнала New Yorker.

А при этом книга излучает свет:

Это только для звука пространство всегда помеха:
Глаз не посетует на недостаток эха.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

13.12 21:02 Герман Стерлигов начал продавать розги
13.12 20:44 Порошенко призвал к примирению с Польшей
13.12 20:13 ФСИН начала проверку после публикации о VIP-камерах в «Матросской тишине»
13.12 19:50 Канада разрешила поставку летального оружия Украине
13.12 19:30 У полковника Захарченко обнаружили замок в Лондоне
13.12 19:10 Совфед назначит президентские выборы на заседании 15 декабря
13.12 18:53 Лидеры исламских стран объявили Восточный Иерусалим столицей Палестины
13.12 18:35 Роскомнадзор пригрозил блокировкой за публикацию материалов нежелательных организаций
13.12 18:19 Bon Jovi и Dire Straits войдут в Зал славы рок-н-ролла
13.12 18:06 МВД предложило выплачивать деньги сообщившим о преступлении
13.12 17:40 Верховный суд Греции решил отправить российского совладельца криптобиржи в США
13.12 17:23 Навальный представил предвыборную программу
13.12 17:17 «Победа» отказалась от взимания платы за ручную кладь
13.12 17:05 «Титаник» и «Крепкий орешек» стали национальным достоянием США
13.12 16:59 Переселение по программе реновации начнется в первом квартале 2018 года
13.12 16:57 МИД рассказал о предложении РФ обменяться с США письмами о невмешательстве
13.12 16:41 В Красноярске отыскали прах Хворостовского
13.12 16:31 Ямальский депутат объяснила появление в ее запросе «города Бундестага»
13.12 16:17 Эрдоган призвал признать Иерусалим «оккупированной» столицей Палестины
13.12 16:05 Лидер Палестины призвал отменить признание Израиля
13.12 15:46 Google назвал самые массовые запросы россиян в 2017 году
13.12 15:22 Дума ввела штрафы до 1 млн рублей за анонимность в мессенджерах
13.12 15:14 Матвиенко подтвердила личное руководство Путиным операцией в Сирии
13.12 14:54 Усманов решил избавиться от доли в «Муз ТВ» и СТС
13.12 14:38 Дума ужесточила наказание для живодеров
13.12 14:31 ГП проверит снятый с «Артдокфеста» фильм
13.12 14:21 СМИ сообщили об утерянном в Красноярске прахе Хворостовского
13.12 14:07 Московский суд отказался принять иск Кашина к ФСБ по поводу Telegram
13.12 13:42 Роскомнадзор пригрозил «Открытой России» закрытием доступа к Twitter
13.12 13:40 В янтаре найден клещ и перо динозавра
13.12 13:16 Кремль ответил на заявление Трампа о победе над ИГ
13.12 13:01 Путин внес в Думу соглашение о расширении российской базы ВМФ в Сирии
13.12 12:47 Дума приняла закон об использовании герба России в быту
13.12 12:27 Дума одобрила закон о выплатах семьям за первого ребенка
13.12 12:09 «Яндекс» и Сбербанк подписали соглашение по новому «Яндекс.Маркету»
13.12 11:51 Полпреду Николаю Цуканову предложили стать помощником президента
13.12 11:34 ФСБ не нашла никаких призывов в речи Собчак о статусе Крыма
13.12 11:31 В России установят обязательные квоты для российских вин
13.12 11:07 Два участника теракта в Буденновске получили 13 и 15 лет колонии
13.12 10:45 В московской ячейке ЕР призвали не дать оппозиции участвовать в выборах мэра
13.12 10:35 50 миллионов лет назад в Новой Зеландии водились стокилограммовые пингвины
13.12 10:31 Социологи предсказали рекордно низкую явку на выборах президента
13.12 10:23 На развитие госпоисковика «Спутник» выделили еще четверть миллиарда рублей
13.12 09:57 Источники рассказали об отказе Сбербанка и Alibaba от создания СП
13.12 09:40 Транзит российского газа восстановлен после взрыва на австрийском хабе
13.12 09:39 США пообещали вернуться к вопросу Крыма
13.12 09:21 Украина задумалась об остановке поездов в РФ
13.12 09:17 Объявлены лауреаты премии «Большая книга»
13.12 09:08 На Олимпиаду поедут более 200 спортсменов из РФ
12.12 21:22 Саакашвили вызвали на допрос в качестве подозреваемого
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.