Я мыслю, следовательно, хожу в музей

«Я мыслю, следовательно, существую. Я мыслю! Следовательно, существую!»,  – кто бы мог предположить, что эти знаменитые слова Декарта можно еще и петь. 3 февраля 2010 г. в театральном центре им. Вс. Мейерхольда состоялась церемония награждения лауреатов конкурса «Научный музей в XXI веке» за 2009 г.

Данный конкурс проводился Фондом «Династия» уже в третий раз, организаторы стараются сделать каждую церемонию яркой и незабываемой, чтобы рассказ о каждом музее или экспозиции органично вплетался в канву общего сценария представления, а не был простым перечислением названий и фамилий. В самом начале, Анна Пиотровская (исполнительный директор) и Роза Хацкелевич (директор новых проектов) отметили, что с 2006 по 2010 гг. поддержку «Династии» получили 38 проектов из разных регионов страны. Они призвали научные музеи России активнее подавать заявки на конкурс (http://www.dynastyfdn.com/grants/museums).

Если в прошлом году церемония проводилась при участии актеров театра «АХЕ» из Санкт-Петербурга в слиянии двух жанров: пантомимы и инженерной импровизации, то в этом году зрители увидели целую научно-популярную оперу.

Ее идея, либретто и декорации были придуманы лауреатами российских и международных премий в области современного искусства и кинематографа Натальей Першиной-Якиманской и Ольгой Егоровой. Но на сцене они превратились в ведущих Глюклю и Цаплю (под такими именами они известны в артистическом мире), выйдя в забавных костюмах, вобравших в себя как классику 18-го века, так и постмодерн 21-го. 

Хор из города-наукограда Троицка, пожалуй, был главным украшением всей церемонии. В честь каждого из научных музеев – лауреатов конкурса они исполняли короткие оды во славу просвещения и науки.

Камерный хор г. Троицка. Фото В. Решетова

Короткие здравицы в адрес победителей исполнялись под музыку французского композитора Жана-Филиппа Рамо (Rameau, 1683-1764), творившего в эпоху барокко. Возможно, его имя известно астрофизикам – один из кратеров на Меркурии носит имя Рамо. Питерский композитор Михаил Крутик произвел современную обработку его музыки. Сами участники хора (см. интервью с его дирижером А. Малым) потом определили жанр всего представления словами «высокий стёб» – серьезность, высокопарные слова о науке в сочетании с юмором и атмосферой детского карнавала.

«Возрадуемся! Возрадуемся!
В России есть люди, несущие идею просвещения!
В города и села, детям и взрослым
 всем, всем, всем!

 Да здравствует свет знания!
Да здравствует свет!»
, – запел хор под музыку 18-го века, задавая лейтмотив всей церемонии.

Сердца зрителей не могли не порадовать дети, которые выходили на сцену в костюмах то робота, то мобильного телефона, то звездочета, то снежинки и космонавта. Именно они дарили лауреатам конкурса призы от Фонда «Династия», а в конце представления устроили хоровод.

В церемонии важную роль играли декорации и одежда Алены Petite. Больше всех говорило Большое красное платье в горошек, по замыслу авторов сценария, являвшееся воплощением людей, мало знающих о науке и думающих только о покупках, турпоездках и прочих земных делах. Голосу красного платья вторили Халатики досужих сплетниц, питающие свой мозг газетными утками и телевизионными околонаучными сенсациями.

Лишь несколько реплик мы услышали от Черного мужского костюма, олицетворявшего собой тех официальных лиц, которые требуют подать им научный результат уже завтра. Положительным героем представления должно было стать Белое платье, по идее авторов либретто, голос «коллективного сознательного всех ученых», но оно появилось на сцене лишь пару раз. А Черный костюм только и делал что мешал, хотя бы мне лично, загораживая часть сцены и мешая сделать хорошие фотографии. Возможно, и в этом заключался некий замысел организаторов: мол, в области науки и образования никуда не денешься от таких Черных костюмов, они всегда с нами и вокруг нас, они мешают и раздражают, не понимают сущности науки, то и дело ставят бюрократические рогатки перед творческими людьми и их нельзя сбрасывать со счетов.

Пожалуй, сложные взаимоотношения между Черным костюмом и Белым платьем (наука vs. власть, наука vs. государство, фундаментальная наука vs. бизнес-проекты) можно было бы обыграть более интересно, эта сюжетная линия явно провисала, но в целом задумка сделать одежду полноправным героем представлением была нестандартной и по-настоящему театральной. Без сомнения, коллективное сознательное научного и образовательного сообщества было представлено  хором из Троицка, в составе которого немало ученых, а также выходившими на сцену музейными работниками-лауреатами конкурса, которых приходилось отвечать на каверзные вопросы ведущих.

«Музей «Самара космическая» г. Самары и его проект «Ожидание космоса» был представлен первым. В коротком видеоролике были показаны макеты, тренажеры и стенды, объединенные в единую композицию. Авторы проекта – Евгений Стрелков, Елена Кузина, Александр и Ольга Филимоновы. Под смех и аплодисменты зала ребенок в костюме космонавта вручил победителям приз от Фонда «Династия», а Троицкий хром спел им оду о мечте о космосе:

«Живые борются…
А живы только те,
чье сердце предано
возвышенной мечте»
.  

Вручение премии музею г. Глазова. Фото Н. Деминой

Глазовский краеведческий музей г. Глазова представил на конкурс мобильный астрономический комплекс «Вселенная и человек» и стал одним из двух победителей в номинации «Создание интерактивных экспонатов, популяризирующих наук». Авторы проекта – Надежда Кислова и Ольга Якимова. На шутливый вопрос ведущих: «Сколько космонавтов выйдет из Глазова?» Павел Вершинин, представитель музея, заявил: «Сколько надо – столько и сделаем!». Мальчик-звездочет вручил ему премию, а хор спел оду о доступности знания:

«Маленький человек,
у тебя тысяча вопросов.
В одном чемодане целый мир.
Этого хватит для начала»
.

«Сибирские скифы как тема точных наук» – таково название проекта Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН г. Новосибирска, также ставшего победителем 3-го конкурса научных музеев. Особое место в экспозиции музея занимает сенcационная находка с высокогорного плато Укок на Алтае: мумии «алтайской принцессы» женщины и воина с татуировками, возраст которых более 2,5 тыс. лет. На вопрос ведущих: «Кто же сохранил эту красоту?» директор музея Ирина Сальникова ответила, что ее нашла в 1993 г. новосибирский археолог Наталья Полосьмак, потом над ней работали те же специалисты, которые поддерживают в порядке мумию В.И. Ленина, а теперь ее хранят сотрудники Института. «Вечная мерзлота поучаствовала в этом процессе?». «Она не только поучаствовала, но и нам это все это сохранила и дала возможность сейчас это увидеть», – ответила И. Сальникова. В честь музея была исполнена ода пытливому уму на слова Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую. Я мыслю! Следовательно, существую!», а девочка-снежинка, олицетворяющая вечную мерзлоту пазырыкских курганов, передала директору музея премию «Династии».

Презентация видеоролика музея г. Новосибирска. Фото Н. Деминой

Лауреат конкурса 2009 г. – «Парк занимательной науки» г. Барнаула – был представлен видеороликом – коротким путешествием по миру автоматов, роботов-манипуляторов и других занимательных механизмов. На вопрос ведущих: «Почему так завораживает работа механизмов?» автор проекта, директор музея Павел Нейштадт ответил коротко и ясно: «Потому что это – интересно!». Троицкий хор исполнил в честь лауреата оду о механизмах:

«Механизмы – наши слуги,
но, стирая наше белье,
вы не даете нам забыть,
что мир, по законам которого вы работаете,
прекрасен и разумен!»
,

а премию вручила девочка в костюме Часов.

Еще один лауреат – Иркутский музей занимательной науки в комплексе с планетарием был удостоен оды «Видя, как преодолевается хаос в природе, преодолей хаос в себе!» и премии «Династии», врученной ребенком в костюме светляка. На вопрос ведущих «Какой же у Вас самый любимый экспонат?» директор музея Константин Кравченко дал не короткий, а развернутый ответ. В начале он рассказал о сотрудниках и посетителях своего музея, а потом отметил, что «Самый любимый экспонат – это тот, который еще не создан. У нас существует много нереализованных идей, но рано или поздно мы их реализуем». 

После окончания церемонии журналисты попросили организаторов церемонии сфотографироваться вместе. Ведущие церемонии Наталья Першина-Якиманская, Ольга Егорова и директор новых проектов Фонда "Династия" Роза Хацкелевич. Фото Н. Деминой

Ода о хаосе на музыку Рамо была исполнена на бис еще раз, а затем гостям церемонии был представлен проект «Самоорганизация систем – факты природы», созданный в Петрозаводском государственном университете. Его автор Алексей Штыков на вопрос ведущих «Как же преодолевать хаос в себе самом?» дал такой совет: «Книги читать. Информация снижает энтропию и хаос снижается». Шуточная самоорганизующаяся система «кракозября» вручила лауреату конкурса премию от «Династии». Затем еще раз прозвучала ода о преодолении хаоса. 

В видеоролике проекта «Неизвестная земля» Центрального музея почвоведения им. Докучаева РАСХН (Санкт-Петербург) мы увидели, как в сопровождении экскурсоводов, его посетители погружаются в подземный мир природы, видят удивительную жизнь почвы.

«Под ногами земля. Что важнее тебя?
Пища, вода, что важнее тебя?
Только отрываясь от тебя,
может взлететь наша мечта!
Спасибо вам, жуки, червяки и кроты,
что вы рыхлите почву для нашей мечты!»
, – такую оду спел Троицкий хор музею на Стрелке Васильевского острова и его директору Борису Апарину (см. его комментарий ниже). Ребенок в костюме Крота передал ему приз от «Династии».

Выступление директора музея почвоведения г. Санкт-Петербурга Б. Апарина. Фото В. Решетова

Передвижная мультимедийная экспозиция «Наука-Технология-Искусство» центра «МедиаАртЛаб» (Москва) привлекла внимание тем, что она может стать естественной частью многих научно-технических музеев, ее легко наращивать, дополнять и изменять. Автор проекта Ольга Шишко рассказала, что часть этого проекта уже экспонируется на Чукотке, очень приглянулась зрителям и в скором будущем будет расширена новыми элементами. Энциклопедический телеробот вручил ей премию «Династии», а затем прозвучала ода об энциклопедии:

«Размыть границы,
преодолеть барьеры,
представить мир связным,
единым, прекрасным!»
.

Девочка в костюме мобильного телефона вручила приз музею г. Омска. Фото В. Решетова

В заключение церемонии нам был представлен проект «Связь времен» Омского государственного историко-краеведческого музея, рассказывающий своим посетителям о системах связи прошлого и настоящего. Путешествие по его экспозиции организовано увлекательно, в виде командой игры. Зам. директора по науке Юрий Трофимов отметил, что не важно, какие формы принимает общение между людьми, главное – само общение. Он шутливо предположил, что современный нам мобильный телефон можно будет увидеть только в экспозиции музеев через 17,5 лет, и вручил Фонду «Династия» книгу «История связи в Омске» в знак того, что «Омск всегда на связи». Логично, что премию Ю. Трофимову вручал мальчик в костюме мобильного телефона, а Троицкий хор исполнил Оду общению:

«Каждый из нас часть человечества, часть большого мира.
Протяни руку. Другой человек рядом... »
.

Окончание праздника. Фото В. Решетова

Церемония завершилась внесением на сцену лозунга «Вернем мозги в Россию!». И тут же в зал спустились «мозги», все представление висевшие над сценой. Представление закончилось, но музейные работники, научные журналисты и ученые не спешили расходиться, легко находя темы для общения.

Завершение праздника прошло под лозунгом "Вернем мозги в Россию!". Фото Н. Деминой

В атмосфере праздника хотя бы на время показалось, что с нашими научными музеями всё хорошо. В разных концах России есть подвижники, энтузиасты, думающие о том, как сделать экспозиции музей более наукоемкими, интересными и современными. Есть заинтересованные зрители, по большей части школьники и студенты, которые с удовольствием эти музеи посещают. Есть благотворительные организации, главным образом, Семейный фонд "Династия" Дм. Зимина (и в его рамках программа "Научный музей в XXI веке") и фонд В. Потанина (программа "Меняющийся музей в меняющемся мире"), поддерживающие музейные проекты на всей территории страны.

В то же время, по мнению экспертов, проблема научных музеев далека от разрешения. Так, по словам старшего научного сотрудника Лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии Александра Артамонова, речь идет о кризисной ситуации: «Либо инвестиции в научные музеи и эксплориумы становятся частью системы национальных приоритетов, либо в музейном деле мы отстанет от ведущих стран мира навсегда».

В комментарии «Полит.ру» он также отметил, что «отставание в этой области от ведущих зарубежных музеев составляет 40-50 лет и, к сожалению, продолжает расти».

Он посетовал на то, что «в России проектируется и вводится в строй ничтожно мало новых музеев вообще и научных – в частности. Музейных проектировщиков в России не готовят нигде. Профессиональная мобильность самих музейщиков – как в обычных, так и в научных музеях – непозволительно, чрезвычайно низка. Специалистов, способных сделать качественную экспозицию, в России можно пересчитать по пальцам, а тех из них, кто умеет работать с научным и техническим наследием – по пальцам одной руки».

А. Артамонов подчеркнул, что в стране нет системы выращивания и воспроизводства таких специалистов, а на дорогостоящее обучение студента в зарубежном университете у музеев нет денег. «Да и кто сочтет нормальным директора музея, отправившего своего сотрудника на годы учиться за рубеж?», – заметил он. Возможно, нашим фондам стоит задуматься не только о программах поддержки научных музеев и экспозиций, но и о системах грантов для обучения музейному проектированию. Мозги нужно возвращать не только в науку, но и в музеи.

* * *

Комментарий участников церемонии и лауреатов премии

Борис Федорович Апарин, директор Центрального музея почвоведения им. В. В. Докучаева, зав. кафедрой почвоведения и экологии почв СПбГУ, профессор, доктор сельскохозяйственных наук.

В своем выступлении на церемонии вручения премии «Династии» вы говорили о том, что для успешной реализации проекта необходимо сочетание трех вещей. Не могли бы повторить каких?

У каждого человека должна быть мечта, и нужно стремиться к тому, чтобы она реализовалась. Моя мечта как директора музея реализовалась. Получилось так, что совпали некоторые условия. И таких условий, на мой взгляд, три.

Во-первых, нужно, чтобы рядом оказались коллеги, которые бы эту мечту поддержали, вдохновились бы и прониклись, стали бы такими же дурными мечтателями, как и сам носитель этой мечты.

Второе. Нужно было, чтобы рядом оказались люди авантюристического склада, которые бы вдруг поняли, что на эту мечту можно поставить, можно ее осуществить. Риск всегда есть. Я за тех людей, которые рискуют.

И, наконец, нужны люди, которые могли бы материально поддержать проект. Чтобы осуществить мечту музейного работника, нужны средства. Я считаю, что в этой ситуации нужен человек, который бы не только имел деньги, но и был бы романтиком. Каким человеком должен быть тот, кто может поддержать авантюрные проекты? Назвать его авантюристом нельзя, потому что за свои деньги он ничем не рискует. Назвать его философом нельзя, потому что довольно четко видна его связь с реальностью. И поэтому я называю таких людей романтиками.

Такое сочетание трех условий оказалось у нас в музее, и мы сделали такую экспозицию.

Какова была главная идея проекта?

Мы проводим людей через подземный мир, чтобы посетители увидели сообщество живых организмов, невидимых для нас, с которыми связана наша жизнь. Хотелось показать почву изнутри. Была мысль показать пещеру, но это не совсем то. Когда человек вмешивается в почвенные процессы, он их разрушает, видоизменяет, это смотрится не натурально. А если предположить, что это, образно говоря, «ход червя» или «ход крота», тогда природная система представлена естественно, потому что крот в своей среде. Мы пытались эту идею реализовать с нашим художником Владимиром Григом, он такой же мечтатель, как и мы, и это удалось.

Кто к вам больше приходит студенты или школьники?

Поразительно, но приходят люди всех возрастов. Приходят взрослые и говорят: «Господи, мы не знали, что такое рядом с нами!».

Можно ли прийти в музей в одиночку и самому полазить по «ходу червя»?

Эта экспозиция особенная, в ней нужен обязательно сопровождающий, все-таки, это подземный мир, для осмотра нужны фонарики. В основном у нас – экскурсионное обслуживание, 7-10 человек группа. Музей не такой большой, но такой насыщенный, что кажется очень большим. (Подробнее о музее см. в фоторепортаже в газете «Вечерний Петербург»).

* * *

Руководитель Троицкого камерного хора Алексей Малый, доцент кафедры хорового дирижирования Гнесинской академии.

Кто входит в состав хора? Ученые?

На церемонии произошла удивительная вещь – наш хор назвали хором физиков. Я был счастлив, когда это услышал, хотя наше официальное название – Троицкий камерный хор Центра творчества и культуры и Дома ученых г. Троицка. Конечно, он связан и с физиками, и учеными вообще. 

Принять участие в этой церемонии было огромным удовольствием и высокой честью. Нередко самодеятельные коллективы, к которым относится и Троицкий камерный хор, грешат тем, что репертуарную политику придумывает дирижер. Есть проблемы не только с репертуаром, но и голосами. Неполный состав, кризис и пр. Этот проект был заказан нам и еще раз продемонстрировал, что самодеятельный коллектив может петь музыку на заказ. Мы 11 января получили последнюю оду и с большим удовольствием сегодня все это спели. Мы счастливы!

Очень здорово получилось, я удивилась, что можно петь оды на слова Декарта. А кто написал слова для других од?

Для меня это остается тайной. За либретто отвечали ведущие Глюкля и Цапля.

Вы долго репетировали?

Нет, мы просто приехали сегодня пораньше и сразу поняли, что хотят организаторы, почувствовали друг друга.

Каков состав хора?

С точки зрения мужчин-солистов, это хор физиков. А с точки зрения женской половины нашего коллектива, это хор женщин-лириков. Среди наших солисток педагоги, программисты, учителя музыкальных школ, домработницы, работницы финансового сектора, банковские служащие, студентки.

Как новые люди попадают в хор?

Хор – живой организм. Что случилось с Маугли, когда он попал в семью к волкам? Его приняли в волчью стаю. Каждый, кто приходит в хор, полгода адаптируется, пытаемся петь и чувствует, его это люди рядом или нет. Если все устраивает, то одним человеком в нашей дружной семье становится больше, если нет, то одним меньше.

Как же люди, не профессионалы в музыке, учатся петь правильно и хорошо? Не у всех же природная постановка голоса, знание нотной грамоты…

Скажу вам честно, что я, как дирижер, эксплуатирую человеческие ресурсы. Они не учатся петь, потому что они заняты выживанием в своих семьях, проектах, жизненных путях, коллизиях, судьбах, а моя задача – самое лучшее, ценное, эстетичное из них вынуть. На этом всё и строится.

А у вас музыкальное образование?

Я – доцент кафедры хорового дирижирования Гнесинской академии музыки в Москве.  Я дирижирую Троицким хором уже 8 лет, руковожу этим замечательным, прославленным коллективом, который каждые полгода выезжает за границу.

Вы живете в Троицке?

Да, город посчитал мои заслуги высокими и предоставил служебную квартиру.

Всем очень понравился ваш хор, в кулуарах только о нем и говорят, что удалось спеть эти оды так торжественно и серьезно.

Вы знаете, очень сложно делать смешные вещи с серьезным лицом. Это все равно, что заставить фигуриста, который 15 лет учился, чтобы не падать, вдруг неожиданно искусственно взять и упасть. Это высший пилотаж. Поэтому, когда мы первый раз прочитали стихи, то не могли не засмеяться. Первой реакцией был хохот. Но потом в стиле того, как это начало развиваться, мы поняли, что это либо высочайшего уровня стёб, либо что-то другое, нам непонятное. Когда мы приехали сюда, и нам никто ничего не разъяснял, мы поняли, что это, на самом деле, 100-процентный стёб.

Будете ли вы использовать эти оды в своем репертуаре?

Как бывает в такого рода экшненах, эта музыка «одноразовая». Это опера больше исполняться не будет, вы были ее единственными слушателями. К тому же, мы не специализируемся на «наукоемких» вещах.

Что вы обычно поете?

Мы поем с бардами, с С. Никитиным, А. Козловским, мы исполняем акапельные произведения. Уже несколько лет мы участвует в болгарском хоровом фестивале православной музыки в г. Поморие, стали его лауреатами, поем музыку и религиозную, и светскую. В г. Москве и Московской области мы очень известный коллектив. У нас есть свой международный фестиваль «Подмосковные вечера», его мы проводим в г. Троицке каждые два года в октябре. К нам приезжают различные коллективы. Так что у нас много проектов. Недавно мы вернулись из Германии. А на прошлой неделе мы пели духовную музыку в Храме Христа Спасителя, и про науку там не было ни слова.

Хорошо, что вам удается органично сочетать и светскую, и религиозную музыку.

Музыка объединяет, только она.

* * *

Комментарий Алексей Штыкова (ПетрГУ), автора проекта «Самоорганизация систем – факты природы»:

Вы очень хорошо ответили на вопрос ведущих про хаос и чтение. Расскажите немного о себе.  

Меня зовут Алексей Штыков, я являюсь директором Центра коллективного пользования научным оборудованием Петрозаводского государственного университета и в виду того, что и в Петрозаводске, и в Карелии наш вуз – ведущий, у нас проводится много разных конкурсов. В 2008 г. проводился конкурс молодежных инновационных идей. Я посидел, думая, какой бы проект написать. А до этого я был в Осло, в музее Политехнического университета в Норвегии, и после осмотра экспозиции этого научного музей подумал, что надо создать что-то такое и в России, но с креном в российскую направленность. Потому что российские школьники и взрослые не только захотят покрутить ручки, но и что-то обломать и себе оставить, так я и написал проект.

Проект занял одно из призовых мест, и я понял, что это знак, что его надо воплощать в  жизнь. Однажды я встретил одного из  коллег, он сказал, что «Династия» объявила конкурс и стоит попробовать отправить туда заявку. Написали заявку – стали лауреатами. Естественно, то, что мы думали создать и что получилось – это две разные вещи. Потому что рассказать обычному человеку, что такое самоорганизация – это далеко не просто. Мы очень сильно боялись, что придут ученые, серьезные дядьки, и начнут нас «рвать» на куски, потому что с точки зрения науки объяснение явлений, представленных в нашем музее немножко детские.

Иногда наши объяснения немного несогласованны с 1 и 2 законам термодинамики, но с точки зрения теории Пригожина, который разработал концепцию самоорганизации, мы корректны. С другой стороны, мы показываем реальные эффекты, которые придумала природа. Главная цель показать, что не мы смоделировали эти процессы, а они реально существуют в природе, и большинство из них до сих пор не может объяснить наука.

И лейтмотивом, затравкой для всего этого стали семь видеорядов, для каждого из пяти экспонатов, плюс открывающая часть и закрывающая части. В открывающей части мы говорим, что человечество проникло в геном, изучило законы микромира, исследует глубины Вселенной, но понять, откуда произошла жизнь, оно до сих пор не может. И это одна из задач науки. Существует множество теорий, материалистические, начиная с той, что жизнь возникла путем взаимодействия различных неорганических элементов и, заканчивая идеей, что жизнь привнесена метеоритом из космоса. Так что мы и показываем то, что может без особых видимых причин в рамках различных объектов самоорганизоваться.

Кто посещает ваш музей?

Мы открылись 24 января 2010 г., ведь даже при условии того, что фонд «Династия» принял нашу работу в начале декабря, все равно существуют некоторые технические моменты, которые надо организовать. Одно дело создать экспозицию, чтобы показать ее 1-2 раза, и совсем другое, когда это будет практически постоянная экспозиция. А посещают – школьники, дети, студенты, учителя – всем рады.

На кого рассчитан ваш музей: на старших школьников или студентов?

Мы хотели привлечь всех: и обывателей, и студентов начальных курсов, и школьников.

У вас уже есть помещение?

Его предоставил университет.

Не могли бы Вы перечислить экспонаты вашего музея?

Во-первых, это плазменные кристаллы, т.е. пылевые сгустки, висящие в плазме. Так как большинство космических материальных объектов висят в некотором подобии плазмы, то, по сути, упорядоченность структур существует и в космосе.

Еще один экспонат – это ячейки Бенара. Взаимодействие жидкости и пылинок (кинетическая термодинамика) при конвективном движении приводит к упорядоченным шестигранникам на поверхности этой жидкости.

Третий экспонат из области химической кинетики. Был такой замечательный советский ученый Белоусов, который 10 лет занимался тем, чтобы найти возможность представления самоорганизации химических систем. Предположим, происходит химическая реакция. У вас есть реагент A, он превращается в реагент B, обычная реакция течет при добавлении катализатора или чего-то другого. А он нашел реакцию, при которой из A действительно получается B, но промежуточные реагенты, самоорганизуясь в пространстве, изменяются определенным образом. Сначала становится больше C, промежуточного реагента, потом D, потом наоборот. Ярким примером, индикатором этих преобразований, является цвет жидкости.

Экспонаты музея г. Петрозаводска

Еще один пример, над которым мы очень долго думали, как это представить – это фракталы. Фракталы – это  фигуры, обладающие свойством самоподобия. Более мелкая часть полностью повторяет более крупную, существует множество экономических, популяционных моделей на основе теории фракталов, т.е. они представлены достаточно широко не только в мире физико-математических, но также и в мире социально-гуманитарном. Фракталы – это те же молнии, та же снежинка, но как их представить? Не будешь же делать молнию в лабораторных условиях.

А мы придумали, вколотили в фанеру два гвоздя, подвели к ним 10 Киловольт электричества, это достаточно опасно, однако мы сделали так, чтобы установка была безопасна для окружающих. Применили еще одну идею, которую не буду раскрывать, т.к. это наше ноу-хау, и благодаря этому искровому заряду, образующемуся между двумя гвоздями, ток начал протекать не прямо, а, образуя фрактальные фигуры, молниеобразные завитушечки, благодаря которым посетители видят, что и это является примером самоорганизации.

Нужно отметить, что наш музей был создан благодаря поддержке людей, инженеров Физтеха ПетрГУ, студентов, которым стало интересно. И когда приходят учителя, хлопают меня по спине и говорят: «А ты не собираешься в Америку?», потому что то, что мы создали, они еще не видели.

Так у вас, наверное, скоро идеи начнут копировать?

Пусть берут. Для того чтобы создать этот музей, нам понадобился год каждодневной работы, просто так скопировать идею не получится. Я тоже думал, видя ролики в Интернете, как это просто сделать, но когда ты сталкиваешься с реальным экспериментом, когда постоянно что-то не работает, то понимаешь, что эта простота только кажущаяся.

Для поддержки экспозиции нужны сотрудники, мы пока не разговаривали с руководством университета об объединении ставок, но я думаю, что та награда, которую мне вручили сегодня, будет хорошим аргументом для руководства университета, чтобы этот проект был поддержан хотя бы в минимальном масштабе.

Когда фонд «Династия» вас перестанет финансировать, то музей будет существовать за счет средств университета?

Я рассчитываю на коммерциализацию нашего проекта. Например, вчера к нам в музей приехало порядка 40 учителей физики школ города, и насколько я знаю, коллеги сказали, что сегодня на столе уже лежит порядка 10-и заявок и в каждой 30-40 человек школьников. Почему школьники платят, идя на фильм «Аватар», по 100-200 руб., который, по сути, не несет никакого позитивного знания, кроме отражения существующих тенденций в мире анимации, и не могут заплатить за посещение музея? Тут они получают реальные знания, и это врезается в их ум за счет реальных визуальных эффектов.

Посетители музея в Петрозаводске

У нас же не просто так, что человек пришел, посмотрел на плазменный кристалл и ему что-то «втюхали». Нет, существует видеоряд, мы нашли специального человека, взяли его на работу, Ивана Букчина, который закончил Школу-студию МХАТ, играл у Табакова, в силу ряда причин вернулся в Карелию. Мы его пригласили, чтобы он, благодаря своим театральным навыкам, попытался передать ту сложную простоту, с который, был создан тот или иной экспонат. Т.е. на видео он соединяет всякие элементы и у него получается то же самое, что видят посетители. Таким образом, они понимают, что все показанное, это реальная вещь, что это не что-то что придумали сумасшедшие физики, а то, что может сделать обычный человек.

Спасибо и удачи!

См. также: