Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
15 декабря 2018, суббота, 21:05
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

19 марта 2010, 07:57

Наш несчастный Лютер

"…Отказ от себя есть от истины отпаденье, ибо истина сущее есть, а коли истина сущее есть, от истины отпаденье есть от сущего отказ; а Бог от сущего отпасть не может, и что не есть сущее, того и нет."

Человек, написавший это, был, в сущности, счастливцем. Он не только воспринимал приведенные слова как нравственный ориентир, но и с полным правом мог сказать в свой смертный час, в объятом пламенем Пустозерском срубе, что от этого ориентира не отступил ни разу. В собственном представлении, он прожил исполненную страданий, однако, счастливую жизнь – ибо всегда находился в гармонии с Богом и как бы даже постоянно получал от него мистические знаки ободрения. Что может быть проще, прямее, легче такой судьбы (да ведь он и сам называл себя: "простец-человек"!). Что может быть проще и понятнее отстаивания традиции, старины, неприятия нововведений, сопротивления людям, возомнившим себя реформаторами! И как бы, должно быть, удивился он, узнав, что века спустя, рассуждая о нем, его самого, протопопа Аввакума, станут числить среди радикальных реформаторов русского православия, да и не только православия, а его идейную позицию и мотивации находить весьма сложными и противоречивыми – как и позиции и мотивации его оппонентов - в том крайне запутанном клубке противоречий, что разразился в середине ХVII века большой русской бедой, названной Расколом.

Родился Аввакум Петров в 1620 г. в селе Григорове тогдашнего Нижегородского уезда в семье местного священника церкви св. Бориса и Глеба. Принято считать, что от отца Аввакум унаследовал свой недюжинный темперамент, который тот, впрочем, проявлял большей частью в форме необузданного пьянства. Мать же, Мария, по словам Аввакума была "постницей и молитвенницей" – по смерти мужа она вообще постриглась в монахини под именем Марфы. Согласно тогдашним порядкам, Аввакум, повзрослев, должен был пойти по стопам отца, причем с высокой вероятностью унаследовав отцовский приход. Никакого специального образования получать для этого не требовалось – да и не было тогда на Руси для этого, в общем, никаких институций. Как бы то ни было, Аввакум был по русским меркам начала ХVII века вполне образованным человеком: он превосходно знал доступную богословскую и светскую литературу, однако – лишь на русском (церковнославянском) языке. Греческого, тем паче – латыни он не знал. Тем более не знаком он был с главным, пожалуй, продуктом правильной образовательной системы – культурой равноправного диалога, содержательного диспута.

Вскоре по смерти отца семнадцатилетний Аввакум женился – на сироте из того же села Анастасии, ставшей верной спутницей и единомышленницей протопопа во все годы его драматичной жизни. В 1641 г. Аввакум был рукоположен в дьяконы (а двумя годами позже – в священники) и определен на приход – однако, не в родном селе, а в другом – Лопатицах, недалеко от городка Макарьева, где как раз в тот год открылась знаменитая Макарьевская ярмарка. Это, вроде бы, косвенно свидетельствует о каком-то конфликте семьи Аввакума с односельчанами. С другой же стороны, Лопатицы были патриаршим селом – то есть тамошний приход управлялся не местной Нижегородсой епархией, а напрямую патриархом, к которому местный священник получал чуть ли не право доступа по должности. Что было весьма немало. Заметим также, что ранее в селе Лыскове – прямо через реку от Макарьева – служил священником Никита Минич – будущий главный оппонент Аввакума, патриарх Никон. Оттуда же, из окрестностей Нижнего, происходила значительная часть как вождей Раскола так и лидеров тех, кто им противостоял.

В Лопатицах Аввакум начинает духовные подвиги, о которых потом расскажет в своем знаменитом житии:

Егда еще был в попех, прииде ко мне исповедатися девица, многими грехми обремененна, блудному делу и малакии всякой повинна; нача мне, плакавшеся, подробну возвещати во церкви, пред Евангелием стоя. Аз же, треокаянный врач, сам разболелся, внутрь жгом огнем блудным, и горько мне бысть в той час: зажег три свещи и прилепил к налою, и возложил руку правую на пламя, и держал, дондеже во мне угасло злое разжение, и, отпустя девицу, сложа ризы, помоляся, пошел в дом свой зело скорбен. Время же, яко полнощи, и пришед во свою избу, плакався пред образом господним, яко и очи опухли, и моляся прилежно, да же отлучит мя бог от детей духовных…

Важно, однако, что среди паствы Аввакума тех, кто был доволен самоотверженным священником, было меньшинство. Основной же массе вовсе не нравилась его жесткость, его отказ сокращать с помощью разного рода стандартных ухищрений продолжительность службы, его попытки регулировать нравственный облик прихожан за пределами храма:

У вдовы начальник отнял дочерь, и аз молих его, да же сиротину возвратит к матери, и он, презрев моление наше, и воздвиг на мя бурю, и у церкви, пришед сонмом, до смерти меня задавили. И аз лежа мертв полчаса и больши, и паки оживе божиим мановением. И он, устрашася, отступился мне девицы. Потом научил ево дьявол: пришед во церковь, бил и волочил меня за ноги по земле в ризах, а я молитву говорю в то время.

Таже ин начальник, во ино время, на мя рассвирепел, - прибежал ко мне в дом, бив меня, и у руки отгрыз персты, яко пес, зубами. И егда наполнилась гортань ево крови, тогда руку мою испустил из зубов своих и, покиня меня, пошел в дом свой. Аз же, поблагодаря бога, завертев руку платом, пошел к вечерне. И егда шел путем, наскочил на меня он же паки со двемя малыми пищальми и, близ меня быв, запалил из пистоли, и божиею волею иа полке порох пыхнул, а пищаль не стрелила. Он же бросил ея на землю и из другия паки запалил так же, - и та пищаль не стрелила. Аз же прилежно, идучи, молюсь богу, единою рукою осенил ево и поклонился ему. Он меня лает, а ему рекл: "благодать во устнех твоих, Иван Родионович, да будет!" Посем двор у меня отнял, а меня выбил, всего ограбя, и на дорогу хлеба не дал.

Тогда, в первый раз изгнанный со своего прихода, Аввакум отправился в Москву искать защиты – и это ему удалось в полной мере. В столице молодой священник свел знакомство с царским духовником, Благовещенским протопопом Стефаном Вонифатьевым и протопопом Казанского собора Иваном Нероновым. Эти двое, принявшие живое участие в судьбе провинциального попа и даже познакомившие его с царем Алексеем, представляли собой уже тогда ядро некоторого кружка церковных деятелей, близких по духу Аввакуму, – именно эта группировка станет позднее, после начала реформ патриарха Никона, настоящим центром старообрядческой оппозиции.

Как бы то ни было, изгнанного лопатицкого попа они снабдили царской грамотой, подтверждавшей его право возглавлять приход. Вооруженный ею, Аввакум вернулся к месту службы – но не тут-то было:

Придоша в село мое плясовые медведи с бубнами и с домрами, и я, грешник, по Христе ревнуя, изгнал их, и ухари и бубны изломал на поле един у многих и медведей двух великих отнял, - одново ушиб, и паки ожил, а другова отпустил в поле. И за сие меня Василей Петровичь Шереметев, пловучи Волгою в Казань на воеводство, взяв на судно и браня много, велел благословить сына своего Матфея бритобрадца. Аз же не благословил, но от писания ево и порицал, видя блудолюбный образ. Боярин же, гораздо осердясь, велел меня бросить в Волгу и, много томя, протолкали. А опосле учинились добры до меня: у царя на сенях со мною прощались; а брату моему меньшому бояроня Васильева и дочь духовная была. Так-то бог строит своя люди.

На первое возвратимся. Таже ин начальник на мя рассвирепел: приехав с людьми ко двору моему, стрелял из луков и из пищалей с приступом. А аз в то время, запершися, молился с воплем ко владыке: "господи, укроти ево и примири, ими же веси судьбами!" И побежал от двора, гоним святым духом. Таже в нощь ту прибежали от него и зовут меня со многими слезами: "батюшко-государь! Евфимей Стефановичь при кончине и кричит неудобно, бьет себя и охает, а сам говорит: дайте мне батька Аввакума! за него бог меня наказует!" И я чаял, меня обманывают; ужасеся дух мой во мне. А се помолил бога сице: "ты, господи, изведый мя из чрева матере моея, и от небытия в бытие мя устроил! Аще меня задушат, и ты причти мя с Филиппом, митрополитом московским; аще зарежут, и ты причти мя с Захариею пророком; а буде в воду посадят, и ты, яко Стефана пермскаго, освободишь мя!" И моляся, поехал в дом к нему, Евфимию. Егда ж привезоша мя на двор, выбежала жена ево Неонила и ухватала меня под руку, а сама говорит: "поди-тко, государь наш батюшко, поди-тко, свет наш кормилец!" И я сопротив того: "чюдно! давеча был блядин сын, а топерва - батюшко! Большо у Христа тово остра шелепуга та: скоро повинился муж твой!" Ввела меня в горницу. Вскочил с перины Евфимей, пал пред ногама моима, вопит неизреченно: "прости, государь, согрешил пред богом и пред тобою!" А сам дрожит весь. И я ему сопротиво: "хощеши ли впредь цел быти?" Он же, лежа, отвеща: "ей, честный отче!" И я рек: "востани! бог простит тя!" Он же, наказан гораздо, не мог сам востати. И я поднял и положил его на постелю, и исповедал, и маслом священным помазал, и бысть здрав. Так Христос изволил. И наутро отпустил меня честно в дом мой, и с женою быша ми дети духовныя, изрядныя раби Христовы. Так-то господь гордым противится, смиренным же дает благодать.

В общем, все пошло по-старому, и вскоре Аввакум вторично покинул Лопатицы, вернувшись к своим московским единомышленикам. Те вновь приняли в нем участие, и соорудили ему новый приход – в Юрьевце-Повольском (ныне – Ивановская область). Однако и тут суровый протопоп продержался недолго – всего восемь недель:

Дьявол научил попов, и мужиков, и баб, - пришли к патриархову приказу, где я дела духовныя делал, и, вытаща меня из приказа собранием, - человек с тысящу и с полторы их было, - среди улицы били батожьем и топтали; и бабы были с рычагами. Грех ради моих, замертва убили и бросили под избной угол. Воевода с пушкарями прибежали и, ухватя меня, на лошеди умчали в мое дворишко; и пушкарей воевода около двора поставил. Людие же ко двору приступают, и по граду молва велика. Наипаче же попы и бабы, которых унимал от блудни, вопят: "убить вора, блядина сына, да и тело собакам в ров кинем!" Аз же, отдохня, в третей день ночью, покиня жену и дети, по Волге сам-третей ушел к Москве. На Кострому прибежал, - ано и тут протопопа ж Даниила (соратник Аввакума по кружку Неронова-Вонифатьева – Л.У.) изгнали. Ох, горе! везде от дьявола житья нет! Прибрел к Москве, духовнику Стефану показался; и он на меня учинился печален: на што-де церковь соборную покинул? Опять мне другое горе! Царь пришел к духовнику благословитца ночью; меня увидел тут; опять кручина: на што-де город покинул? - А жена, и дети, и домочадцы, человек с двадцеть, в Юрьевце остались: неведомо - живы, неведомо - прибиты!

С того момента деятельность Аввакума окончательно принимает, так сказать, общенациональный характер. Он поселяется в Москве и становится активнейшим деятелем кружка "боголюбцев", фактически, вторым в нем человеком после Неронова. Он по-прежнему ведет предельно активный, аскетический образ жизни, общается со своими духовными чадами, среди которых как простые люди с улицы, так и члены царского семейства. Вообще, диапазон контактов Аввакума не может не удивлять – ведь, скажем, фигура царского духовника в Московии была крайне значительна, и даже весьма влиятельные люди прикладывали порой незаурядные усилия, дабы получить к нему доступ. Скажем, духовник Василия III, благовещенский протопоп Василий Кузьмич составил целое состояние, получая значительные взятки от знатнейших людей государства, – и даже смог выдать свою дочь за князя Мезецкого (и взять последнего на свое содержание). Аввакум же сблизился с Вонифатьевым, что называется, с ходу…

Здесь стоит обратить внимание на эту ситуацию с некоторой общей стороны: в столице сам собой возник кружок влиятельных религиозных деятелей, настроенных, в общем, критически относительно текущих порядков церковной жизни страны. Суть их претензий, не вдаваясь в богословские частности, можно выразить следующим образом: церковь в России слишком удалена от верующих, непонятна им и неинтересна, авторитет ее недостаточен. В виду этого следует предпринять ряд усилий – причем, предпринять непосредственно, не дожидаясь действий от церковной иерархии: патриарха, епископов и т.д. Вообще, в фокусе интереса кружка протопопов был именно непосредственный контакт священника с верующими – и связанные с этим вопросы литургии, исправления церковных книг и пр. "Кружковцы" стали, например, активно внедрять проповедь – вещь совершенно маргинальную в практике тогдашней русской церкви, встретившую активнейшую критику традиционного клира, обвинившего протопопов в завышенном самомнении, а также в попытке разрушить мистическое начало церковной службы. Вообще, это выглядит весьма впечатляюще: несколько русских священников, в силу отсутствия школы, как и все, плохо различающих обрядность и догматику, интуитивно почувствовали, что для большинства населения православие сводится едва ли не к набору магических обрядов – и только. Почувствовали и решили как-то этому противостоять.

Что это нам напоминает? Разумеется, начало европейской Реформации, раннего Лютера, также не считавшего себя новатором, но лишь сторонником возвращения церкви к древним примерным образцам, приближения верующих к богу. Вообще, сравнение сочинений Лютера и Аввакума – вещь весьма плодотворная, обнаруживающая массу концептуальных и риторических совпадений. Оба мыслителя в своих сочинениях высказывали в зародыше то, что их последователи развили в идеи гражданской эмансипации и толерантности, восторжествовавшие в современном западном обществе. При том, что сами вожди русского и немецкого расколов вроде бы никакой толерантности не демонстрировали, считая, например, вполне нормальным физическое уничтожение своих оппонентов силами светской власти. (Оба, кстати говоря, были выдающимися писателями, новаторами жанра и стиля.)

Не удивительно поэтому, что кружок "боголюбцев" пользовался благорасположением властей – как и германо-скандинавские коллеги, царь Алексей был, в принципе, заинтересован до некоторой степени в возможной реформации, ибо таковая с неизбежностью несла в себе исполнение вековой мечты российских монархов – секуляризацию церковных земельных угодий.

Однако же – развязка приближалась. 15 апреля 1652 г. скончался нелюбимый царем и непопулярный в церкви патриарх Иосиф, прославившийся каким-то запредельным корыстолюбием. На его место, как и ожидалось, царь поставил своего любимца – Новгородского митрополита Никона. Этот человек был в то время, в общем, близок "боголюбцам" – и идейно, и темпераментно. Соответственно, Неронов и компания обоснованно ожидали, что теперь настанет их время, – однако, просчитались решительным образом. Меньше чем через год по смерти Иосифа Никон начал реализацию своей собственной программы реформ – ничего общего не имевшей с мечтаниями "боголюбцев". Опирался Никон на альтернативный "боголюбцам" полюс московской учености – появившихся в москве греческих ученых монахов и выпускников Киево-Могилянской Академии – православного высшего учебного заведения, основанного в 1634 г. киевским митрополитом Петром Могилой. Эти люди, поддержанные такими влиятельными светскими "западниками" той поры, как Федор Ртищев, имели перед доморощенными начетниками-"боголюбцами" серьезное интеллектуальное преимущество - знание иностранных языков, дающее возможность читать религиозную литературу в греческих оригиналах, а также опыт правильного университетского образования, причем не только в Киеве, но и в Италии – в Падуанском университете либо в римской коллегии св. Афанасия. Признавая, как и "боголюбцы" необходимость "ремонта" русской церкви, эти люди имели в виду в первую очередь формальную сторону – унификацию обрядности с остальным православным миром, никак не собираясь затрагивать суть взаимоотношений священника с прихожанином.

Великим Постом 1653 года Никон разослал циркуляр, в котором объявлял об изменении нескольких элементов православного обряда. Эти изменения обосновывались как восстановление соответствия с изначальной обрядовой практикой греческой церкви, соблюдаемой также в остальном православном мире – на Балканах, в Валахии и в православной части Речи Посполитой, т. е. в Белоруссии и на Украине. Надо сказать, что перемены ничем не затрагивали догматические основания православной конфессии – речь шла именно об элементах обряда, хоть и весьма заметных, как вводимое трехперстное крестное знамение взамен двуперстному. В строгом смысле, оба варианта были в Греции опционными вариантами канона – однако административный раж Никона понятия варианта не допускал. Все отклонения от предписанного циркуляром объявлялись крамольными и подлежали жесточайшим санкциям.

Реакция же группы Неронова-Аввакума на никоновский циркуляр была предельно жесткой:

В памети Никон пишет: "Год и число. По преданию святых апостол и святых отец, не подобает во церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны, еще же и трема персты бы есте крестились". Мы же задумалися, сошедшеся между собою; видим, яко зима хощет быти; сердце озябло, и ноги задрожали. Неронов мне приказал церковь, а сам един скрылся в Чюдов, - седмицу в полатке молился. И там ему от образа глас бысть во время молитвы: "время приспе страдания, подобает вам неослабно страдати!" Он же мне плачючи сказал; таже коломенскому епископу Павлу, его же Никон напоследок огнем сжег в новгороцких пределех; потом - Данилу, костромскому протопопу; таже сказал и всей братье. Мы же с Данилом, написав из книг выписки о сложении перст и о поклонех, и подали государю; много писано было; он же, не вем где, скрыл их; мнитмися, Никону отдал.

После тово вскоре схватав Никон Даниила в монастыре за Тверскими вороты, при царе остриг голову и, содрав однарядку, ругая, отвел в Чюдов в хлебню и, муча много, сослал в Астрахань. Венец тернов на главу ему там возложили в земляной тюрьме и уморили. После Данилова стрижения взяли другова, темниковскаго Даниила ж протопопа, и посадили в монастыре у Спаса на Новом. Таже протопопа Неронова Ивана - в церкве скуфью снял и посадил в Симанове монастыре, опосле сослал на Вологду, в Спасов Каменной монастырь, потом в Колской острог. А напоследок, по многом страдании, изнемог бедной, - принял три перста, да так и умер. Ох, горе!

Итак, произошел раскол, и власть обрушилась на оппонентов репрессиями. Произошел раскол, и непосредственными следствиями этого раскола вскоре станут такие вещи, как массовое бегство населения за пределы Русского государства, столь же массовые само- и несамосожжения раскольников или, скажем, восьмилетняя осада и последующий разгром Соловецкого монастыря правительственными войсками… 

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

20:04 Полиция Парижа задержала 148 «желтых жилетов»
19:44 Сборная России разбила сборную Чехии на Кубке Первого канала
19:29 Участников собора в Киеве из УПЦ МП объявили раскольниками
19:06 В Брюсселе задержаны 50 «желтых жилетов»
18:47 Порошенко объявил о создании УПАПЦ
18:27 УПЦ МП сравнила с предательством участие двух архиереев в объединительном соборе
18:06 Мальчик поделился с Путиным впечатлением от прогулки на вертолете
17:49 Путин рассмотрит учебные программы и целевой набор для творческих вузов
17:26 Украинский С-27 разбился при заходе на посадку
17:15 ВС России получили 35 новых образцов вооружения
16:56 Instagram выявил самое счастливое место на планете
16:29 Путин призвал быть осторожными с запретами в сфере культуры
15:50 РКН уличил сайты по продаже билетов на елки в сборе данных
15:26 Путин выпил чаю с мальчиком после обещания полетать на вертолете
14:50 Последний рейс с застрявшими в Китае туристами вылетел в Москву
14:27 IBU пока не будет наказывать российских биатлонистов
13:55 В Киеве начался объединительный собор церквей
13:36 В центре Парижа снова возникли беспорядки
13:07 СМИ сообщили об отсутствии у объединенной украинской церкви патриарха
12:55 Австралия признала Иерусалим столицей Израиля
12:37 Организаторы форума в Давосе пустят подсанкционных россиян
12:18 Трамп назначил нового главу аппарата Белого дома
12:00 Суд в США отменил главное президентское достижение Барака Обамы
11:41 Импортеры алкоголя предупредили россиян об угрозе дефицита
11:28 США потратили 10 млн долларов на расследование «российского дела»
10:59 Россию позвали на трехсторонние переговоры по газу в Брюсселе
10:37 Силуанов отверг компенсацию Белоруссии за налоговый маневр
10:12 Британское правительство раскололось из-за Brexit
09:42 Хакеры Anonymous обвинили Британию в планах заминировать Севастополь
09:20 СМИ узнали о попытке США получить показания Бутиной по другому делу
09:00 Россия внесла в Генассамблею ООН резолюцию по ДРСМД
14.12 20:08 Трамп допустил торговое соглашение с Китаем
14.12 19:24 Фотографии пользователей Facebook оказались во всеобщем доступе из-за сбоя
14.12 18:38 Прокуратура попросила год условного срока для поднявшего росгвардейца в метро мужчины
14.12 17:57 ФСБ задержала вице-губернатора Пскова
14.12 17:40 В ГД внесен законопроект об автономном российском интернете
14.12 16:26 «Победа» может ввести плату за стаканы из экономии
14.12 16:13 Помет пингвинов Адели можно изучать из космоса
14.12 15:50 Сергей Мохнаткин вышел на свободу
14.12 15:24 Лукашенко поведал об извинениях Путина на саммите ЕАЭС
14.12 14:51 Главу Свердловской железной дороги задержали по делу о взятке
14.12 14:37 Связанный с болезнью Альцгеймера белок может передаваться при нейрохирургических операциях
14.12 14:26 Университет Ганы снес памятник Махатме Ганди из-за обвинений его в расизме
14.12 14:06 ЦБ снова повысил ключевую ставку
14.12 13:56 Минздрав подготовил законопроект о повышении возраста продажи алкоголя
14.12 13:15 Косовский парламент утвердил создание армии
14.12 12:56 Горевший завод «Электроцинк» во Владикавказе решили законсервировать
14.12 12:23 Лавров заявил о «своеобразных пытках» по отношению к Бутиной
14.12 12:13 Куриные кости станут руководящими ископаемыми для антропоцена
14.12 11:50 Лидер «Шалтай-Балтая» будет бороться с хакерами
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром авторское право администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВПК ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция информационные технологии ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Кабардино-Балкария Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание компьютерная безопасность Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия морской транспорт Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж патриарх Кирилл ПДД педофилия пенсионная реформа пенсия Пентагон Первый канал Петр Порошенко пиратство пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Приморье Продовольствие происшествия публичные лекции ракета Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саратовская область Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция Шереметьево школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Элла Памфилова Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.