28 марта 2024, четверг, 21:37
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

23 марта 2010, 09:03

Кризис жанра

Страсти, бурлившие в этом году Мюнхене на конференции по безопасности, улеглись до следующего года. Девизом организаторы избрали «Никаких отговорок!», имея в виду, что пора от обсуждений переходить к решению реальных проблем. Причем программа вышла даже за пределы необъятной темы европейской (читай евроатлантической) архитектуры безопасности: Афганистан, Китай, Иран, и впервые как отдельный пункт повестки дня – снабжение энергетическими ресурсами и сырьем. Судя по программе, в сфере безопасности распространяется глобализация, а классическое понятие  безопасности как синонима обороны расширяется. Газеты отреагировали живо: НАТО видит отовсюду опасности.

Впрочем, обсуждение показало, что такой широкий охват проблем себя не оправдал. Прав был Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятное». Некоторые проблемы из повестки дня  прозвучали глухо, хотя и по разным причинам.

Министр иностранных дел Ян Цзечи, чьего выступления ждали с особенным нетерпением, был по-китайски вежлив и по-византийски дипломатичен. Китай стремится к не гегемонии, а к «мирному соседству» и «консультациям между равными», главное содержание его внешней политики – способствовать собственному экономическому развитию.  Министр не стал популяризировать цели космической программы, которая внушает беспокойство США, и никак не разъяснял, почему  расходы на вооружение за последнее десятилетие выросли в четыре раза. Несмотря на умиротворяющий тон выступления, комментаторы отметили реакцию зала:  удивление и растерянность, которые, может статься, маскируют страх перед спокойной решимостью Китая действовать в мировой политике, руководствуясь ни много ни мало, как  собственными интересами. Характер обсуждения подтвердил, что на Западе закрепляется определенный стереотип геополитического восприятия китайского феномена. Уже в 2007 г. в ФРГ один из ведущих специалистов по китайской проблематике Э. Зандшнайдер опубликовал книгу «Глобальные соперники» с выразительным подзаголовком «Зловещий подъем Китая и бессилие Запада»[1]. Эксперт констатировал, что экономическое развитие Китая сопровождается нарастанием внутриполитических проблем и формированием очень самоуверенной и все более разнонаправленной внешней политики. В прошлом году Китай обогнал Германию по объему экспорта, став мировым лидером по этому показателю. Уязвленные немцы решили, что настала пора прекратить выплаты Китаю по линии содействия развивающимся странам: до последнего времени эти выплаты составляли около 70 миллионов евро. Упомянутый выше Э. Зандшнайдер находит это решение прагматичным, ведь Китай не нуждается ни во всезнающих западных советниках, ни в подачках[2]. Стоит обратить внимание, что, признаваясь в страхе, который вызвала у нее скованность участников мюнхенской конференции во время выступления Я. Цзечи, комментатор новостного немецкого телеканала ARD Ева Корель не рискнула сознаться, что Китай готов не оглядываться и на мнение США: она упоминает лишь о равнодушии к европейским членам Совета Безопасности[3]. Впрочем, из выступления Ян Цзечи следует, что Китай предпочитает избегать конфликтных ситуаций с Вашингтоном.

Следующая тема, не оправдавшая ожиданий участников, – энергобезопасность. Организаторы конференции, впервые вынося эту проблему в качестве отдельного направления дискуссии, проявили в данном случае инерционность мышления. Например, на прошлогодней конференции эти вопросы остро звучали в выступлении главы американской делегации Джозефа Байдена. Вице-президент США, в частности, заявил,  что администрация Барака Обамы будет уделять повышенное внимание ослаблению зависимости своих союзников в Старом Свете от контролируемых Россией нефтегазовых поставок, а североатлантический альянс должен расширять свою деятельность в сфере энергетической безопасности. Однако по мере возрастания роли государства в макроэкономическом регулировании в период кризиса политики склонны меньше прислушиваться к бизнесу, так что проблема энергобезопасности оказалась на периферии обсуждения. По энергобезопасности выступили тогдашний министр иностранных дел Украины Петр Порошенко, президент Азербайджана Ильхам Алиев и заместитель председателя Госдумы Валерий Язев. По-видимому, существует прямая зависимость между ценой на нефть и западной озабоченностью вопросом энергобезопасности.  Впрочем, это не означает, что идея диверсификации  поставщиков забыта, причем одним из инструментов ее реализации стало антимонопольное законодательство. В первых числах февраля Европейская комиссия одобрила покупку компанией TenneT (Нидерланды) электрораспределительной сети у концерна E.ON (ФРГ)[4] – иначе говоря, Еврокомиссия вынудила самого крупного в ФРГ импортера российского газа продать свой актив голландцам. Под угрозой пятисотмиллионного штрафа E.ON придется также продать часть своих энергогенерирующих мощностей. Итальянская Eni, под угрозой аналогичного штрафа, согласилась продать свои доли в международных газопроводах TAG (транспортировка российского газа), TENP и Transitgas. Стоит ли удивляться, что руководство итальянской компании до сих пор не готово принять окончательных решений по финансовому участию в строительстве «Южного потока».

Вопреки  обширности комментариев российской прессы, трудно избавиться от впечатления, что обсуждение российского предложения о новом договоре безопасности не получило на конференции того резонанса, на который рассчитывали организаторы. По мнению председателя конференции Вольфганга Ишингера, российское предложение заслуживает искреннего ответа, поскольку оно является выражением недовольства России существующей в Европе архитектурой безопасности. В течение длительного времени Россия ощущает себя вне Европы, поскольку существующие совместные институты безопасности (ОБСЕ и Совет Россия-НАТО) утратили оперативное значение.[5] Думается, что момент принятия новой военной стратегии России был выбран не случайно:  документ утвержден указом Президента РФ 5 февраля, в день открытия конференции в Мюнхене. Это символический шаг демонстрирует стремление России привлечь внимание участников конференции к волнующей ее проблеме архитектуры европейской безопасности. Но и американцы сделали  ход: в мюнхенской Süddeutsche Zeitung появилась статья Хилари Клинтон, в которой госсекретарь недвусмысленно отвергла предложения России: «Мы видим наилучшее решение для европейской безопасности в том, чтобы укреплять уже существующие структуры, вместо того чтобы заключать новые договоры». Таким образом, единственное безусловное достижение конференции в том, что касается перспектив заключения нового договора, можно считать четкое разграничение позиций сторон. Россия настаивает на договоре, США отвергают это предложение[6], а ряд европейских стран (прежде всего, Германия) соглашаются обсуждать российское недовольство существующим положением вещей. Приходится учитывать также, что многие политики и эксперты, готовые к обсуждению российского предложения, одновременно высказывают идеи, небесспорные с точки зрения современной внешнеполитической стратегии России. Например, Вольфганг Ишингер (как и ряд известнейших в прошлом политиков – Гельмут Шмидт, Эгон Бар) является одним из участников международного движения «Глобал зеро» («Абсолютный ноль»), провозгласившего идею полной ликвидации ядерного оружия. Но в новой военной стратегии РФ подобная цель не формулируется. Едва ли отвечает российским интересам и предложение, высказанное министром иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле о создании европейской армии; впрочем, эта успевшая покрыться пылью идея едва ли жизнеспособна в силу позиции американской стороны, которая желает законсервировать существующую систему безопасности.   

Афганская тематика оказалась на отшибе сразу по двум причинам. С одной стороны, незадолго до мюнхенской закончилась лондонская конференция, где все свежие идеи о стратегии НАТО, которые только могли представить союзники, уже были обсуждены. Но не только усталость политиков, но и недовольство общества способствовали тому, чтобы сами организаторы постарались задвинуть афганскую проблематику в тень. В этом году именно афганская миссия бундесвера была главной мишенью демонстрантов, которых в Мюнхене собралось не менее двух тысяч. Протесты шли под лозунгом «Бундесвер – прочь из Афганистана!» По последним опросам, в успехе операции сомневаются 76% немцев, а 65% не хотят увеличивать контингент[7].

Наиболее динамичным, отчасти в силу непредсказуемости, оказался на конференции иранский сюжет. Само согласие иранского министра иностранных дел Манучера Моттаки выступить на конференции поступило поздно и, судя по реакции организаторов конференции, стало для них сюрпризом. Выступление проходило ночью и сопровождалось яркими картинами. Собственно, министр не сказал ничего неожиданного. Прописные истины иранской дипломатии. «Я надеюсь, что в ближайшее время мы достигнем единства» - такого рода пустые обещания звучат уже не первый год. «Иранский народ не требует многого… Иран имеет право на мирный атом» – никто и не спорит, но нет доказательств, что руководство Исламской республики намерено ограничиться строительством АЭС и исследованиями для медицинских целей. Тем более что дальше в своей речи иранский дипломат обвиняет Запад в том, что он ничего не предпринимает против единственной страны, обладающей на Ближнем Востоке ядерным оружием. Упреки западной демократии, которые высказал М. Моттаки, просто пахнут нафталином: 85% иранцев участвуют в выборах, а на Западе – только 25%. Некоторые пикировки – словно эхо давно прошедших конференций, только ответы на фарси: на вопрос лидера немецких Зеленых Клаудии Рот об арестах демонстрантов после президентских выборов, иранский министр галантно ответил, что протесты инспирированы из-за рубежа, а демонстранты «такие же иранцы и иранки, как Вы, мадам». Выступление прервано не было, но, по наблюдениям журналистов, модератор, министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, не знал, куда глаза девать, а Мадлен Олбрайт и Генри Киссинджер с нескрываемым недовольством качали головой. Тон дальнейшему обсуждению задал председатель сенатского комитета Дж. Либерман, заявивший о том, что западные страны выбирают между жесткими экономическими санкциями или военной кампанией – оговорившись, что последняя возможность нежелательна. «Как можно разговаривать с правительством, посылающим сюда министра, который на нас клевещет?» Диалог с Ираном «может быть продолжен, только если показать зубы». Невольно в памяти всплыло ленинское: «Только та революция чего-нибудь стоит, которая умеет себя защитить». Итак, демократия показывает зубы: «Ядерное вооружение Ирана категорически неприемлемо». Какую же цену готов заплатить Запад? Пока речь идет о возможном ужесточении экономических санкций. Министр Г. Вестервелле уже встречался с представителями деловых кругов, резонно поинтересовавшихся, известно ли ему о том, сколько это будет стоить. Да, решительно сказал министр, но ядерное оружие Ирана обойдется миру намного дороже[8].

Напомним, что западные страны пришли к выводу о необходимости ужесточения экономических санкций против Ирана еще до начала обсуждения в Мюнхене. На переговорах Ангелы Меркель и Шимона Переса (январь 2010 года) немецкий канцлер заявила о готовности к более жестким экономическим санкциям, если за это решение проголосует большинство Совета Безопасности ООН. Тем самым, Берлин солидаризировался с Брюсселем и Вашингтоном, ранее объявившими о своей готовности к ужесточению санкций без мандата ООН. Между тем даже действующие санкции охватывают сферы экономического сотрудничества, напрямую не связанные с ядерной программой. Например, одна из крупных немецких логистических фирм Hafen und Logistik AG отказалась от заказа, связанного с расширением и дальнейшей эксплуатацией контейнерного причала в порту Бандар Аббас[9] после того, как Центральный Совет евреев Германии критически высказался об этой сделке. Под давлением США свой бизнес сворачивает Siemens. Чтобы обойти запреты, некоторые западные, в том числе американские компании идут на риск и пользуются услугами посреднических фирм из Объединенных Арабских Эмиратов или Китая. Противники санкций указывают, что обрыв экономических связей лишает западные страны рычагов влияния на иранскую политику, однако к их мнению сегодня не прислушиваются.

Можно ли винить в провале мюнхенской конференции организаторов, как это поспешили сделать некоторые журналисты? Думается, такой приговор неправомерен. Причина – не в неспособности организаторов выработать верную повестку дня и провести конструктивную полемику. На самом деле, в современных условиях происходит кризис жанра. Конференция, задуманная в начале 60-х годов прошлого века как НАТОвское совещание по военным вопросам, в 90-е годы превратилось в форум, куда стали приглашать бывших врагов. Сегодня, когда перезагрузка российско-американских отношений буксует, а Китай становится все более внушительной силой на мировой арене, конференция уже не является форумом единомышленников. Дискуссия как самоцель не привлекательна для тех, кто принимает решения, что наглядно выразилось в снижении уровня участников. Потребовались большие усилия, чтобы получить согласие на участие в конференции Кэтрин Эштон, а генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун мотивировал свой отказ, сославшись на необходимость находиться на Гаити. Этот предлог тем менее убедителен, что за два дня до открытия конференции Пан Ги Мун обратился к Биллу Клинтону с просьбой стать координатором международных усилий по оказанию помощи гаитянцам. Генеральный секретарь ООН направил видеообращение участникам мюнхенской конференции, и, объявляя его, председатель В. Ишингер оговорился, назвав Пан Ги Муна Генеральным секретарем США. Но такая оговорка, наверное, простится бывшему послу Германии в Соединенных Штатах.


[1]              Eberhard Sandschneider. Globale Rivalen – Chinas unheimlicher Aufstieg und die Ohnmacht des Westens. München, 2007.

[2]           Julia Amalia Heyer. Bedürftig oder bedrohlich. Sueddeutsche Zeitung, 30.01.2010.

[3]              Eva Corell. Eine vertane Chance // Tagesschau, 07.02.2010.

[4]              Постановление ЕК IP/10/ 127. Fusionskontrolle: Kommission genehmigt Übernahme des E.ON-Übertragungsnetzbetreibers durch TenneT// europa.eu/rapid/pressReleasesAction.

[5]              Wolfgang Ischinger.  Keine Angst vor Medwedew!//Tagesspiegel, 03.12.2009.

[6]              Clinton sagt njet – und umwirbt die Russen // Süddeutsche Zeitung, 05.02.2010 («Клинтон говорит   njet – и домогается расположения русских).

[7]              Данные опроса общественного мнения, проведенного 29 января 2010 года // dpa.de.

[8]              Welt am Sonntag, 07.02.2010. 

[9]              www.finanzen.net, 17.01. 2010.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.