Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
24 мая 2018, четверг, 17:08
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

Общество и экономика с точки зрения сферы потребления

Мы публикуем резюме открытого семинара «Полит.ру» и Свободной кафедры общественных наук на тему «Социальный эффект современной торговли и российское общество с точки сферы потребления». В этом проекте мы ставим цель увидеть структуру российского общества с точки зрения разных исследовательских подходов, отражающих разные стороны социальной реальности, в этот раз – с точки зрения сферы потребления. Основной докладчик этого семинара – один из ключевых специалистов в стране по экономической социологии и социологии торговли, профессор кафедры экономической социологии Государственного университета — Высшей школы экономики Вадим Радаев. Участники семинара – Дмитрий Ицкович, Борис Долгин, Руслан Хестанов, Павел Бурмистров, Виталий Лейбин.

 Волновая функция торговли: до дефолта

История российской торговли складывалась следующим образом – в определённый момент появилось то, что сейчас называется современный торговый формат. С этого началась собственно новая торговля. Этот современный формат имел массу специфических особенностей, но ключевые – это магазинная форма торговли и форма самообслуживания. Главная специфика его развития заключается в том, что рынок нового формата осваивался волнообразно. Эти волны шли сверху вниз, то есть от самого дорогого сегмента рынка к более дешевым. При этом наряду с первой волной должна начинаться и вторая, и идёт она также сверху вниз, но имеет несколько другие профили.

Первая волна началась в конце 80-ых – на рубеже 90-х годов. Это были элитные, западные и, как их называли тогда, валютные супермаркеты. Как пример – Irish House на Новом Арбате в Москве, в который тогда ходили как в музей. Дальше появилась целая цепь. Из иностранных супермаркетов выжил только «Калинка Стокманн», а все остальные ушли. В том числе «Джулиус Майнл» – мощная австрийская торговая сеть, которая, тем не менее, не выжила. Это была инновация в торговле, это было страшно красиво и дорого. По ценам товары, продававшиеся там, были для подавляющего большинства потребителей абсолютно недоступны, а по ассортименту – не обязательны. Это было то, что сегодня называется «премиальный сегмент». Так до сегодняшнего момента и непонятно, по какой причине эти представители первой волны не выжили на нашем рынке, заняв на нем определённые ниши. Но что пришло им на смену, – вполне понятно.

Начиная с 1992-94 годов пошла вторая волна – стали появляться сети супермаркетов, которые как раз дожили до наших дней как одна из базовых форм торговли. В продовольственном секторе и секторе бытовой техники и электроники все основные сети, которые мы сейчас знаем, возникают именно в этом небольшом временном отрезке. Известно, чем прежние сети отличались от современных – они были ориентированными на высший класс. Это не то, что мы сейчас называем массовым производством, а уже следующая ступень сверху вниз.

В то же самое время, параллельно развивались и рынки. Их целевой аудиторией были не только низшие с точки зрения покупательной способности слои населения, но и средние. Многие вполне небедные люди закупались на рынках, хотя супермаркеты уже и существовали.

В конце 90-ых супермаркеты начали развиваться – конечно, не так быстро, но всё же достаточно динамично. Соответственно они претендовали на расширение рыночной ниши. Вопрос – куда им было расширяться? Они расширялись и ориентировались уже не только на высший, но и на средний слой населения, т.е. становились более демократичными. Осваивая новую свободную нишу, им пришлось расширять и варьировать ассортимент, а также снижать цены.

После дефолта

Эта тенденция продолжала развиваться, но тут наступил 1998-й год – дефолт, финансовый кризис, падение доходов населения, сокращение потребительского спроса. Этот кризис, с одной стороны, усилил уже существовавшую тенденцию – сильно помог демократизации супермаркетов. А с другой, породил новую тенденцию – форму, которая выжила, живёт и благополучно развивается по сей день – возникли дискаунтеры или универсамы эконом класса. Это была третья нисходящая волна. Сегмент дискаунтеров уже начал конкурировать с розничными рынками. В России цена товара имеет большое значение, но отличительной чертой российского потребителя является то, что он всё ещё не может на 100% отказаться от сервиса в пользу цены.

В 2001 году появлением в России сети «Метро» ознаменовалось начало четвертой волны освоения рынка. «Метро» – это cash & carry, но смысл в том, что это крупный экономичный формат. Его отличительные черты – это огромный ассортимент, приличное качество и низкие цены. Вслед за магазинами третьей волны – дискаунтерами, которые начали конкурировать с розничными рынками, это уже была прямая конкуренция с ними. Например, «Ашан» напрямую ориентировался на цену розничных рынков и переманивал к себе их клиентуру.

Последней точкой в этом волнообразном движении сверху вниз по сегментам рынка в России стала искусственно созданная волна. Речь о создании социальных магазинов – магазинов для малообеспеченных. Они стали появляться в начале 2000-х годов и создавались в двух формах. Первая – это отдельный магазин для малообеспеченных, который спонсируют власти с помощью снижения ставок аренды, за счёт платежей и другими средствами. Вторая форма – это программы в супермаркетах, как например, снижения цен в определённое время. Таких социальных магазинов появились сотни. За пять лет их появилось около 300. Но на самом деле это мало – учитывая размеры Москвы и возможность целевой аудитории этих магазинов добираться до них.

Вторая первая волна

Нисходящие волны, прокатившиеся по российскому рынку с начала 90-х, не были каким-то уникальным историческим явлением. Они имеют свойство повторяться, что и случилось в первой половине 2000-х годов. В это время, когда уже началось развитие крупного экономического формата и социальных магазинов, опять стали возникать премиальные магазины, т.е. возобновилось освоение верхнего сегмента рынка. Началось опять освоение сверху, но на этот раз волна была более специфическая, более «нишевая».

В это же время появляются этнические магазины: тайские, японские, индийские и другие. Их появилось немного – пять, десять или пятнадцать, но, тем не менее, они есть и продолжают возникать. Как и премиальный сегмент, это тоже весьма узкая ниша, хоть цены здесь и не такие высокие. Их клиенты – это в основном иностранцы, россияне, кто жил за границей, люди с нестандартными потребительскими запросами. Их круг и вне ограничений ценового сегмента достаточно узок.

Далее в 2008 году наступил кризис, и относительно равномерное волновое движение в освоении рынка нарушилось, поскольку, естественно, произошли искажения, начались упрощение и экономизация.

Кроме того, в 2000-е годы появляется такой новый торговый формат, как торговые центры. Торговый центр – это комбинация торговых объектов, работающих на разных рынках, комбинация разных форматов, а также комбинация крупных магазинов, которые работают в определённой категории. Всё это, конечно, заимствовано с Запада. Самые крупные торговые центры – это «Мега». И что бы после нее ни строилось, эти центры по-прежнему остаются некоей канонической формой. Например, здесь торговля товарами мощно дополняется торговлей услугами. Одна из основных форм – это кинотеатры. Кино и торговля – это вообще родственные формы. Кино, конечно, вышло не из торговли, у них разные источники, но общее в том, что эти формы предлагают свой мир иллюзий и именно за счёт этого они так хорошо сочетаются друг с другом.

Где потребителей застал кризис

Сейчас в стране современные торговые форматы занимают всего 27% от общего объема рынка продовольственных товаров, не больше. Доля рынков упала сильно – они теряли примерно по 1% в год. И перед кризисом их доля сжалась уже до 13%. Правда, из-за кризиса в 2009 году рынки отыграли 1%. Тем не менее, в долгосрочной перспективе они обречены. Им на смену придут торговые центры. Доля киосков сейчас составляет около 10%. А все остальное, т.е. половина рынка – это простые магазины. Центры ещё физически не дошли до массы людей, страна большая, логистические проблемы решаются плохо. Поэтому центры не получат 90% рынка никогда, хотя на данном этапе их развития в России у них ещё есть большие возможности для наращивания доли на рынке. Кроме того, закон о торговле может помешать их распространению.

Кризис, начавшийся в России в 2008 году, как и любой кризис, деформирует сложившуюся динамику развития рынка. С другой стороны, он демонстрирует, что социальный организм обладает некой «упругостью». На него постоянно оказываются воздействия кризисного типа, и в выявлении того, как он устроен, большую роль играет и реакция этого организма на такие воздействия. Что показал кризис, кроме очевидного? Если явления подаются как глобальные, то они в той или иной степени одинаково воздействуют на все группы населения. Как только где-то начинают говорить, что наступил кризис, люди начинают это осознавать, даже если происходящее не влияет на их финансовую ситуацию, т.е. их доход, работа и прочее не менялись. Пиком стал март 2009 года, когда правительство говорило населению, что мы находимся в самой низшей точке кризиса, и вот-вот экономика пойдёт в гору, хотя, объективно говоря, все показатели продолжали ухудшаться. И в этот момент все начали экономить. Но при этом, не меняя своего образа жизни. То есть потребитель берет что-то попроще и подешевле, не отказываясь от этого продукта в принципе. Хотя в сфере бытовой техники и электроники ситуация складывалась хуже, поскольку многие люди стали отказываться от приобретения товаров длительного пользования или их обновления.

География российской торговли

В географическом разрезе развитие торговли в современной России имеет два тренда – основной и вспомогательный. Основной тренд состоит в том, что всё основное возникает в Москве и Санкт-Петербурге. А затем, начиная с 2000-ых годов, все оттуда начинает распространяться по стране. Этот тренд состоит из двух векторов движения. Первый – это движение на восток страны. Второй – это движение из столиц в города-миллионники Поволжья и Урала, затем Западной Сибири и так далее, и одновременно в мелкие города, которые находятся недалеко от центров (например, Калуга или Ярославль). Причем движение на восток пока не достигло своего предела – до Иркутска и тем более до Магадана оно пока не очень дошло.

Вспомогательный тренд – это, наоборот, движение из регионов в столицы. Например, крупнейшая в России сеть универсамов эконом класса «Магнит» (первый магазин был открыт в Краснодаре) и крупнейшая российская торговая сеть по продаже бытовой электроники «Эльдорадо» (первый магазин – в Самаре). Эти магазины начинали с маленьких площадей и по мере развития начали увеличиваться и становиться гипермаркетами. Их владельцы ездили за границу и наблюдали иностранный опыт, а затем всё привозили в Россию. В 2000-е, заработав достаточно денег, они стали всё больше и больше приглашать иностранцев. В логистику, в качестве коммерческих директоров, для развития сетей – брали тех людей, которые имели определённый опыт и знали подводные камни.

На вопрос о том, сколько в городах-полумиллионниках может поместиться гипермаркетов с кинотеатрами, нет однозначного ответа, то есть какой-то четкой модели. Потому что это зависит от расположения конкретного города. У нас есть много городов, которые, например, вытянуты вдоль реки. Тот же Волгоград. В таком городе при равном населении можно разместить больше таких торговых центров, чем в городе, чьи основные жилые районы относительно равноудалены от центра. На этот счет, прежде чем строить, проводятся специальные исследования.

На микроуровне один из главных географических трендов – приход мега-моллов в типичные «советские» кварталы. Это оказывает огромное влияние на потребителей и их поведение. Они фактически резко меняют потребительскую ориентацию, несмотря на привычки. Люди очень быстро привыкают к новому. Больше страдают от изменений пожилые люди. Если закрылась дешёвая булочная, то до супермаркета им дойти сложно. Но если вместо булочной рядом открылась «Копейка» или «Пятёрочка», то претензий у них нет.

Торговля как коммуникация

Торговля – это тип коммуникации, обмен сигналами. И понятно, почему торговля в нашей стране так развивалась. В советское время продавец находился в очень сильной хозяйственной и очень низкой культурной позиции по отношению к покупателю и был человеком, с которым тяжело иметь дело. Поэтому стремление убрать его как посредника – это было естественное направление развития.

На следующем этапе, когда начали появляться люди, которые знали, как продавать, то премиальный сегмент стал чётко связан с продавцом. Чем сложнее покупки, тем выше должны быть экспертные качества продавца. На этой позиции человек действительно очень хорошо зарабатывает. Например, булочные, такие как «Волконский», которые сейчас переживают бум, – их стало очень много.

Сейчас наличие консультантов в зале является достаточно дорогой услугой, дополнительным сервисом, который зачастую необходим и достаточно высоко ценится. Как сказал владелец одной крупной сети, работник в зале должен уметь хорошо делать только две вещи: расставлять товар и улыбаться. Кроме того, что это сервис, ты также получаешь консультацию. Когда разнообразие товаров становится столь велико, покупателю начинает хотеться какого-то общения. Начала возникать потребительская культура. Человеческая коммуникация, пусть даже и минимальная, нужна. Эти люди – консультанты в зале – тебе помогают, отвечают на твои вопросы. Речь даже не об «Азбуке вкуса», а о таких магазинах, как «Перекрёсток». Это стало революционным элементом в отношениях людей.

Недавно проведенное глобальное исследование на тему, в какой стране в торговле улыбаются чаще, выяснило, что Россия оказалась на 8-м месте в мире. Это неожиданно, поскольку у нас в культуре нет так называемой «дежурной улыбки» в бытовом общении – и, следовательно, откуда она может появиться в сервисе?! Более того, мы не очень требовательны в этом вопросе. Когда мы входим в магазин и видим продавца, которой широко улыбается, у нас, наоборот, возникает подозрение. У нас улыбку воспринимают серьёзно. Если вы улыбнулись – это значит: что-то уже не так. Но когда к тебе подходят вежливо, внимательно и не очень назойливо, то это позитивно.

Новации потребительского рынка: чего стоит ждать

Сейчас развивается тенденция следующего характера: разработка и внедрение в торговые сети программного обеспечения, позволяющего создавать базы данных о самых разных параметрах и динамике потребления по этим сетям на основании информации о клиентах и их покупках. На товарах существуют штрих-коды, они считываются и попадают в кассовый аппарат, и, следовательно, попадают в единую базу. Одновременно покупателю выдают (бесплатно, например) карту с индивидуальным номером, которая одновременно побуждает ходить именно в этот магазин. И с покупателя считывается вся информация, причём детально – его пол, возраст, социальное положение, место жительства, товары, которые он приобретает, частота совершения покупок, сумма, которую он регулярно тратит, потребительские предпочтения и их изменения. Такая система дает возможность накопить колоссальное количество индивидуализированной информации.

Если готовится открытие магазина в том или ином месте, то здесь место в физическом значении играет очень важную роль. Проводится множество различных исследований, вплоть до того, какие люди живут в данном районе, какие магазины находятся поблизости и многое другое.

На Западе продавцы давно очень подробно изучили своего потребителя и постоянно держат под прицелом текущие и потенциальные изменения в его предпочтениях. В России продавцы начинают перенимать этот опыт. Тем же самым занимаются российские покупатели – перенимают потребительские моды с Запада. Там сейчас существует множество различных движений в сфере потребления, как, например, этического потребления. Это борьба за определённый тип потребления. Борьба за чистые продуты, где не используются ГМО (генетически измененные организмы) и ряд других. В нашей стране это пока почти не развито, но всё еще впереди.

Чего ждать не стоит

Впрочем, некоторые давно устоявшиеся и привычные на Западе параметры потребительского рынка имеют слабые шансы в скором времени распространиться на Россию. На Западе, например, в Испании существуют сети крупных супермаркетов, в которых работает взаимозаменяемый персонал. Т.е. сейчас человек может подметать торговый зал, а через десять минут уже сидеть за кассой, общаться с посетителями, решать какие-то другие вопросы. Цель этой концепции – создание более домашней обстановки в магазине. У нас в стране этот опыт пока не используется. В сетевой торговле в России существует жёсткая дифференциация на группы, которые между собой никак не пересекаются. Для описанной в примере концепции требуется другая мотивационная система, которая для нас пока ещё в новинку. К тому же, у нас в магазинах работники, которые подметают полы, как правило, очень плохо знают русский язык. Поэтому они не смогут заменить кассира, так как на этой должности нужно общаться с клиентами, понимать их, понимать цифры.

Другой пример – формат круглосуточного маленького магазина, распространенный на Западе, в нашей стране не распространён, поскольку у нас эту функцию выполняют универсамы эконом класса. Это комбинированный формат, нечто среднее между супермаркетами и магазинами у дома. Часть дискаунтеров должна позиционироваться как магазин у дома. Но кризис сейчас эту тенденцию, как минимум, приостановил. Магазины у дома со временем тоже станут сетевыми.

В Америке или, например, в Японии эти сети равномерно существуют во всех городах вне зависимости он количества проживающего там населения. У нас в стране так тоже будет, но со временем – существуют географические препятствия. Огромная территория – это очень серьезная проблема. Продукты (по крайней мере, их основная часть) доставляются автотранспортом, и это вряд ли изменится в ближайшее время. Но это, в общем, объективное ограничение. В целом же, за 15 лет российская торговля прошла путь, который в других странах проходили за 50 лет. Поэтому есть основания полагать, что все или почти все, что есть там, у нас появится, только позже.

См. также:

Резюме обсуждений “Открытого семинара “Полит.ру”


Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

17:02 В ГИБДД решили обсудить ужесточение экзамена на права
16:57 Минобороны РФ не согласилось с выводами международных следователей по MH17
16:54 Трамп отменил встречу с Ким Чен Ыном
16:49 Lexus отозвал в России 3,3 тысячи автомобилей
16:28 Google приостановил выдачу IP-адресов мессенджеру Telegram
16:28 Ученые построили самый маленький домик
16:26 В Скотланд-Ярде сообщили о нежелании Юлии Скрипаль давать новые интервью
16:07 Ограничения на американские товары вступят в силу в ближайшие месяцы
16:05 ФИФА объявила девизы 32 сборных — участниц ЧМ-2018
15:43 Подозреваемый в убийстве Дениса Вороненкова объявлен в международный розыск
15:34 В России появится служба финансового уполномоченного
15:27 Путин предложил Дмитрию Рогозину возглавить «Роскосмос»
15:06 Министр финансов РФ заявил о создании нового инвестиционного фонда
15:06 Обнаружена авторская партитура раннего произведения Дебюсси
15:04 Путин предложил Шувалову возглавить ВЭБ
14:42 Еврокомиссия закрыла антимонопольное дело «Газпрома»
14:16 В Москве задержали юриста ФБК Ивана Жданова
14:13 КНДР закончила демонтаж ядерного полигона
13:57 Лидеру «Шалтая-Болтая» отказали в досрочном освобождении
13:56 Глава Роскомнадзора заявил о деградации Telegram
13:34 Оздоровление Промсвязьбанка завершено
13:22 Следователи из Нидерландов «нашли» место принадлежности сбившего MH17 «Бука»
13:12 Греф предсказал уход иностранных инвесторов из-за наказания за соблюдение санкций
13:08 Киев заблокирует сайты МИА «Россия сегодня» и РИА Новости Украина
12:49 Любимыми занятиями опрошенных россиян остались телевизор и деньги
12:44 Глава Минздрава анонсировала отмену разделения медицины на государственную и частную
12:29 Два десятилетия во Франции гигантские плоские черви избегали внимания ученых
12:15 Поисковики Mail.ru и «Спутник» исключили Telegram из выдачи
12:14 Для российских школ разработали курс о семейном укладе
11:49 СМИ сообщили о переезде Романа Абрамовича в Израиль
11:41 Минобороны РФ запретило проносить гаджеты на режимные объекты
11:38 Александр Овечкин впервые попал в финал Кубка Стэнли
11:19 В Кремле прокомментировали возможную отмену саммита США и КНДР
11:10 ВТБ продал почти половину своих акций «Магнита»
10:53 ПФР сообщил о пяти работающих 100-летних пенсионерах
10:37 Илон Маск решил бороться с фейками с помощью Pravda‍
10:35 В России представили единую национальную систему маркировки товаров
10:25 Силуанов пообещал не повышать налоги в ближайшие шесть лет
10:18 В Кремле потребовали проверить видеообращение Юлии Скрипаль
10:10 Forbes составил рейтинг наследников российских миллиардеров
10:05 СМИ анонсировали указ о назначении Рогозина главой «Роскосмоса»
09:42 Дипломаты РФ обвинили США в навязывании «неконкурентоспособного» газа Европе
09:34 Песков пообещал «прямую линию» с Путиным до ЧМ-2018
09:14 СМИ узнали о новом ударе коалиции США по позициям армии Асада
08:52 Трамп повысит до 25% пошлину на импорт автомобилей
08:41 Четырехдоменные ионные каналы впервые обнаружены у одноклеточных
08:40 Иран предъявил Европе ультиматум из шести пунктов
08:23 В больницах Перми остались трое пострадавших от взрыва
08:07 Топ-менеджеры «Русала» подали в отставку
23.05 20:59 Мария Захарова прокомментировала заявление Юлии Скрипаль
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.