Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
15 декабря 2017, пятница, 15:40
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

26 апреля 2010, 09:05

Попугайская история или Почему российские школьники не знают прошлого своей страны

Пока ученые спорят, на каких гносеологических основах стоит наука под названием история, методисты школьного образования решают государственную задачу – как с помощью прошлого обожествить настоящее. В побежденной большевиками России над этим ломали голову не один год, а потому историю в школах долгое время не преподавали вообще – как предмет она появилась лишь в 1934 году. С тех пор советских людей учили: история любого государства – это история классовой борьбы, венец которой – Великая Октябрьская Социалистическая Революция. Потом была борьба с контрреволюцией, капиталистами, кулаками, вредителями, космополитами, западной идеологией и т.д. – пока последний враг в виде низкой цены на нефть не развалил СССР. Вакханалия в экономике и политике перенеслась и на учебники истории. Внуки рассказывали удивленным бабушкам и дедушкам о том, что все в их жизни было неправильно, и революция – не революция, и война – не Великая, а лучше бы фашистская Германия победила, смеялись над героизмом и идеалами старших. А обнищавшие и брошенные на произвол судьбы старшие и сами уже не знали, что в жизни их страны было позитивным, а что – негативным.

Идеология сегодняшних учебников иная: Россия – великая страна. Нам действительно есть, чем гордиться. Но, читая параграф за параграфом, ловишь себя на мысли, что не ухватываешь чего-то самого главного. Нет, побед предостаточно. И факты, о которых раньше читали только в самиздате, или о которых узнавали из сообщений западных радиостанций, глушимых с завидным постоянством, – вот они: и об уничтожении крестьянства, и о репрессиях, и о недемократичности однопартийной системы. Появились имена, о которых раньше и говорить-то было не принято. Чего же не хватает? Выводов. Так что Россия – великая страна потому, что она просто великая.

В начале прошлого века известный французский историк Люсьен Февр сетовал: «…университеты не требуют от своих питомцев даже критического осмысления текста, а приучают их откупаться почти исключительно словами – датами, именами исторических деятелей и названиями местностей…» Он называл это попугайской историей. И призывал коллег «сражаться за историю». Учитель истории Алексей Семенович – из тех, кто сражается вот уже 31 год.

- Школьные учебники стали лучше, – считает он. – Но о какой глубине знаний можно вести речь, если на изучение истории отводится всего два часа в неделю, а учатся российские школьники всего восемь месяцев, если нет морозов, карантина по гриппу и т.д.?! Многое вещи даются однолинейно – герой либо хорош, либо плох, а многое как скрывали, так и скрывают, продолжая мифологизировать прошлое. Главная же беда – учебники не понуждают ни учеников, ни учителей думать. Почему Александра Невского, мывшего ноги Батыю, поработившему Русь, канонизировала православная церковь? Зачем Ивану Грозному потребовалась книгопечатание? Отчего Иосиф Сталин до сих пор настолько популярен в народе, что в телепроекте «Имя России» он, истребивший миллионы соотечественников, занял третье место, набрав всего на четыре с лишним тысячи голосов меньше, чем великий реформатор Петр Столыпин?

Начало и конец всякого исторического исследования – постановка проблемы. Где нет проблем – там нет и истории. Но наши учебники избегают этого, в них нет выводов, оценок. Детям предлагается делать это самостоятельно, либо выводы даются на откуп учителю, и здесь уже все зависит от персоны – учитель может придерживаться и коммунистических пристрастий, и либеральных взглядов, быть «сталинистом», «путинцем» или глобалистом. Стандарта нет. Результат – полная каша в головах и отсутствие причинно-следственных связей. А поэтому – что князь Святослав, что Александр II, что Хрущев или Горбачев – ненужное прошлое, которое зачем-то заставляют учить.

- Но учитель ведь может повернуть тему так, чтобы заинтересовать ребенка?

- Может. Я этим занимался и занимаюсь всю жизнь. Но в последнее время стал осторожничать – с тех пор, как появилась комиссия при президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Одна из провозглашенных задач этой комиссии – обобщение и анализ информации о фальсификации исторических фактов и событий, направленных на умаление международного престижа Российской Федерации. Сообщение детям на уроке истории о том, что при нападении Гитлера на нашу страну мы, проигравшие начало войны подчистую, имели пятикратное превосходство – это умаление престижа РФ или просто правда, о которой предпочитают не говорить, но над которой стоит задуматься? А рассказ о том, что русские покидали прибалтийские страны после победы над ними Петра I, так как не хотели жить в условиях несвободы, – это плюс РФ или минус?

Я уже не молод, видел всякое и могу предположить, какие могут быть последствия в нашей стране за слова, которые кто-то посчитает фальсификацией. Сегодня лучше повторять учебник. Да и с точки зрения экзамена, который детям придется сдавать по окончании школы, им лучше, как ни парадоксально это прозвучит, знать меньше.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ), навязываемый Минобразования вместо традиционной формы сдачи экзамена по билетам в форме собеседования, предполагает проверку знаний истории по тестовой системе. Посмотреть бы в глаза тому, кто эти вопросы придумал… И вот представьте: перед ребенком лежат ответы на вопросы по началу войны Германии и СССР. И в них – совершенно упрощенный взгляд на событие. Как ребенку сориентироваться? Какой ответ назвать правильным, если он знает больше, чем в учебнике, и понимает, что предложенные ему варианты ответов по сути неверны, либо верны в некой совокупности? Вот и приходится, чтобы не навредить, не углубленно изучать предмет, а натаскивать на даты, имена, периоды и проч. И с ностальгией вспоминать горбачевские времена, когда я чуть не развелся с женой из-за того, что вместе с учениками пропадал чуть не каждый день до 12 ночи – мы находили какое-нибудь местечко и спорили до хрипоты о целесообразности освоения целины в Казахстане, ошибках операции по взятию Берлина в 1945-ом, плюсах и минусах брежневской эпохи…

А сегодня дети даже на уроках вопросов не задают. Никаких. Государство растит поколение недумающих. Им достаточно того, что им скажут. Им говорят: великая страна. Великий народ. Вывод: значит, и они – великие. Даже если никчемные. Иногда мне от этого становится страшно.

 Неожиданно тишину кафе, где мы беседуем, взрывает криками группа подвыпивших молодых людей лет девятнадцати. Им хочется веселиться, и они с удовольствием делают это под песни, которые им предлагает на выбор музыкальный автомат. Из всего многообразия они выбирают сначала тюремную лирику – «я всю долю свою оставляю в общак, мне не надо ни много, ни мало…», а потом… «День Победы» – совершенно не молодежную песню, посвященную победе в Великой Отечественной войне: « Этот День Победы порохом пропах, это – праздник с сединою на висках, это – радость со слезами на глазах. День Победы! День Победы! День Победы!» Подумалось: странный симбиоз. Наверное, ошиблись. Но нет – вновь «День Победы». «День победы, день победы, – то ли поют, то ли требуют они, остервенело вырывая из горла слова. И становится очевидно, что и выбор песен не случаен, и поют мальчишки не просто так. Чувство обреченности и горячее желание дня победы. Над всем и над всеми… Словно живая иллюстрация к нашему разговору.

На следующий день отправляюсь в школу-гимназию №19, где учится мой сын-девятиклассник – хочу сама послушать, как преподают там историю, как реагируют дети. Наивная. Учительница истории Ирина Озеранская тут же указывает мне на дверь, заявив, что мое присутствие будет просто «безнравственным по отношению к детям». А директор школы – тоже историк Александр Быковский – рекомендует обратиться в Институт усовершенствования учителей – дескать, там лучше объяснят, что к чему.

Придя домой из школы, сын рассказывает, что учительница объясняла им успехи первых пятилеток в СССР. О том, чего же я не должна была увидеть или услышать на том уроке, можно только догадываться.

Преподаватель Орловского Государственного института искусств и культуры профессор Олег Федоров на школьных уроках не бывает, но знает проблему досконально, так как вынужден учить выпускников самых разных школ. По его оценке, уровень их образования с каждым годом все ниже.

 «Во-первых, дети не владеют исторической терминологией. А не понял термина – не понял предложения. Не понял предложения – не понял абзаца, а там – и всей темы. Очень низка общегуманитарная база. Выпускники школ не знают карты. Отличают только Север и Юг. Запад и Восток может показать лишь каждый третий. А без карты историю невозможно ни понять, ни выучить. Я проводил эксперимент: разрешал на уроках пользоваться атласами – это не помогло сформулировать правильный ответ практически никому. Последний раз я разрешил на экзамене пользоваться учебником и даже списывать из него ответ, но с условием, что рассказывать студенты будут с закрытым листком. Не поверите – это нисколько не улучшило результат! Дети не имеют навыка выделять главное, логично пересказывать. Более или менее успешно они воспроизводят лишь даты и имена. Беда школьного преподавания в том, что нет четкого выделения проблемы, нет обобщений, умозаключений, а без этого даже великолепный набор фактов, имен, цифр и дат невозможно ни осмыслить, ни запомнить. Когда не знаешь, чего ищешь, не понимаешь, что находишь».

Может показаться, что профессор сгущает краски, но вот передо мной лежат письменные работы студентов-первокурсников другого вуза. Это ответы на тему «Движение декабристов, их конституционные проекты». Напомню, что восстание декабристов было попыткой государственного переворота. Событие произошло в Санкт-Петербурге 14 декабря 1825 года и было совершено группой дворян-единомышленников при поддержке военных частей. Цель – недопущение вступления на трон Николая I и либерализация российского общественно-политического строя.

Ну а вот что, к примеру, написала студентка экономического факультета Дарья С. (орфографию и пунктуацию сохраняю):

«Восстание декабристов состоялось 14 декабря, 1825 года. Этому предшествовало преобразования нового императора, хотя нет, точнее смерть и престол должен к Николаю I. В это время формируются различные оппозиционные партии… Поэтому в ночь на 14 декабря 1825 года на Красную площадь перед зданием Кремля под руководством Трубецкого выходит армия, причем сложа оружие. Но правительство во главе с Николаем I , рассматривало это как бунт. Декабристы без помощи одного батальона были окружены.

Почти половина расстреляна. Большее число было отправлено в ссылку в Сибирь. А предводители декабристского восстания: Бестужев-Рюмин, Пестель, Муравьев-Апостол, и двое других, фамилии которых я, к сожалению, не помню, возможно не важно, хотя… Знание истории необходимо, т.к. если ты «ЛУЗЕР» в Отечественной Истории России – ты позоришь не только себя, хотя в принципе совести, ну хотя бы капельки совести не осталось ни у кого!!! Настоящий гражданин РФ должен знать свои права и обязанности, должен иметь свою точку зрения и мнение, а незнание, причем замечу, позорное, истории – это «пятно» на будущую репутацию…В общем, если человек не знает даже когда было крещение Руси, ему позор! А если бы в России была разрешена смертная казнь, то я бы назначела расстрел….. Итак, семьи декабристов были в гонении, многие жены декабристов, по многим произведениям мы знаем, следовали за мужьями в Сибирь, к любимым, ради того, чтобы увидеть, посмотреть на любимого… Слышать, чувствовать его дыхание. Хотя бы знать, что он жив, и, возможно, провести рядом с ним остаток жизни, рядом, …мысленно… Любимый, родной… Страдать рядом с ним, думаю, об этом мечтает каждая женщина. Совершить такой безумный поступок, хотя мужчины в нашей стране, да и вообще в мире не достойны этого, как декабристы… Сейчас не мужчины, а козлы! Настоящих мужчин единицы. И где их найти?»

Что к этому можно добавить? Только одно: к сожалению, такого рода ответы – не редкость.

Как известно, исторический анализ ставит диагноз. В том числе тому, что происходят в стране сегодня. Приведенный мною ответ первокурсницы экономического факультета – тоже диагноз. Нет, не ребенка – образования и мировосприятия современной России. Вот только вряд ли он беспокоит власть. Ведь наивными, неграмотными, не умеющими выражать свои мысли, не понявшими исторических уроков прошлого легче управлять. Жаль, что школьникам этого не объясняют.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

15:36 Гафт перенес операцию из-за проблем с рукой
15:21 В Кремле посчитали недоказанными обвинения в адрес Керимова во Франции
14:55 ФСБ задержала в Петербурге планировавших теракты исламистов
14:33 Сенаторы одобрили закон о штрафах за анонимность в мессенджерах
14:15 В Кремле признали нежелание Путина упоминать фамилию Навального
14:02 Дума отказалась ограничить доступ к сведениям о закупках госкомпаний
13:59 Минфин пообещал не допустить «эффект домино» из-за Промсвязьбанка
13:52 Алексей Улюкаев приговорен к восьми годам строгого режима
13:39 Госдума разрешила внеплановые проверки бизнеса по жалобам сотрудников или СМИ
13:36 ЦБ снизил ключевую ставку
13:24 Ученые заглянули в глаз трилобита
13:23 Власти Москвы отказали Илье Яшину в проведении акции 24 декабря
13:19 Индекс потребительских настроений по всей России вышел в «зеленую зону»
13:08 Прокуратура назвала самое коррумпированное подразделение силовиков
13:00 Лавров заявил о вмешательстве США в выборы в России
12:47 Совет Федерации подключился к поиску источника вони в Москве
12:40 Минтранс анонсировал возобновление рейсов в Каир в феврале
12:25 Дед Мороз заявил об отказе от пенсии
12:20 Дума приняла закон об индексации пенсий в 2018 году
12:07 Антитела к вирусу лихорадки Эбола вырабатываются через сорок лет после болезни
12:01 ЦИК снова пересчитал желающих баллотироваться в президенты
11:41 Улюкаев признан виновным в получении взятки
11:40 Совладельцы Промсвязьбанка списали проблемы на конкурентов и информатаки
11:24 Дума подняла МРОТ до прожиточного минимума
11:14 В Совфеде предложили заменить флаг России на ОИ-2018 флагами регионов
11:07 Министерство образования отказалось вводить 12-й класс в школах
10:54 Власти предложили схему отказа от долевого строительства
10:54 Управление «клеточной смертью» поможет победить опасное заболевание
10:46 Гендиректором «Яндекса» назначена Елена Бунина‍
10:33 Трамп предлагал продать изъятую у России дипсобственность
10:17 Совет Федерации дал официальный старт президентской кампании
10:06 В США отменили введенный при Обаме сетевой нейтралитет
10:05 Правительство отказалось запретить курение у подъездов‍
09:45 «Нелюбовь» Звягинцева вошла в короткий список претендентов на «Оскар»‍
09:42 ЦБ ввел в Бинбанк и Промсвязьбанк временную администрацию‍
09:32 Задержан отец подозреваемых в организации теракта в Петербурге
09:25 Вонь в Москве дошла до Собянина
09:13 ЦБ отозвал лицензию у банка «Солидарность» из второй сотни
09:10 WADA ответило на обвинения Путина в запугивании
08:52 Суд арестовал замглавы Росимущества по подозрению в хищении‍
08:36 Путин обсудил с Трампом Северную Корею
08:19 Лидеры ЕС договорились продлить антироссийские санкции
08:00 СМИ рассказали об отказе Медведева уволить главу Росавиации
14.12 23:20 В Москве пройдет обсуждение книги Павла Уварова о Франции XVI в.
14.12 22:53 Минобороны РФ изложило свою версию «перехвата» Су-25 над Сирией
14.12 22:43 Россияне обыграли шведов на домашнем этапе Еврохоккейтура
14.12 21:35 «Современник» отложил спектакль из-за госпитализации Гафта
14.12 21:26 Захарова назвала ответственных за гибель людей в Донбассе
14.12 21:16 CNN сообщил о перехвате российских истребителей над Сирией
14.12 21:07 Четверо детей погибли при столкновении автобуса с поездом во Франции
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.