Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
26 мая 2018, суббота, 03:38
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

26 апреля 2010, 18:40

Снова о гениях и злодействах

Никита Сергеевич Михалков 17 апреля вышел на большой экран со своим новым фильмом — «Утомленные солнцем 2. Предстояние». Кажется, утомленные ожиданием, торопливые «румяные критики» занесли свои электронные перья еще до того, как хоть что-то увидели.

По крайней мере, когда они разразились гневными статьями, первое впечатление от них сложилось такое: 1. Подключив всех возможных исследователей во всех областях, они поставили задачу отыскать хоть какие-то детали, чтобы охаять фильм. 2. Само произведение они как будто посмотреть поленились.

И в самом деле, удивляет степень подготовленности журналистов, которые точно знают, например, когда было основано такое-то секретное подразделение секретных частей секретных служб — как будто журналисты либо в этих подразделениях служили, либо годами просиживали в архивах. Это с одной стороны. С другой — они ругают фильм, к примеру, за то, что Михалков не симпатизирует своим героям-русским и почти прославляет симпатичных немцев. Такое можно сказать, только если не видел фильм — там все ровно наоборот!
Было бы обидно за такие рецензии, да выручает юмор. Вспоминается пассаж Фаины Раневской о Моне Лизе: эта дама уже стольким понравилась, что может выбирать, кому нравиться, а кому нет. Режиссер Михалков — тоже. Выбирая, кому он хочет нравиться, Михалков сам формирует круг единомышленников. Каждый раз, когда выходило что-то значительное, громкое, зрители начинали делиться на «партии»: тот, например, кому нравился «Тарас Бульба», не мог оказаться вместе с поклонниками «Царя». С Михалковым как всегда сложнее: в его «партию» вступают даже те, кто не только не знает его, но и не любит. Может, сочувствуют его грандиозной по замыслу затее — придать эпохе стиль и неповторимый язык. Придать произведению стилистическую завершенность и профессиональную отточенность. Придать герою защитное поле любви и сострадания. Казалось почти удивительным, что хозяйственные споры на внеочередном съезде Союза кинематографистов год назад вылились в разговор о судьбах нации…

В «проклятые коммунистические» мы страшно себя любили и хвалили буквально за все. В «лихие 90-е» мы оказались чуть ли не самыми плохими на свете. Но ни с теми, ни с другими не было правды — потому что и те, и другие отрабатывали свой заказ. Окрепшие 2000-е произнесли свое слово: только когда мы поймем самих себя, мы будем двигаться дальше. Только когда мы перестанем впадать в те самые два тяжелейших греха — чрезмерного отчаяния и чрезмерного упования, мы очистимся.

Существуют художники, которые ставят перед собой противоположную цель: они ощущают себя пророками в отечестве, а всех остальных воспринимают как подопытных уродцев, которых то ли чему-то там надо научить, то ли за что-то там надо проучить. Таковы поделки Серебренникова — «Юрьев день», или Лунгина — «Свадьба». Это все ни о чем, и, самое главное, ни для чего. Лунгин ничего не понимает в сознании простого нашего соотечественника, для которого часто идеальное важнее реального. Вот о чем мог быть фильм! Серебренников ничего не понимает в провинции: сценарий о том, что женщина, потеряв сына, становится матерью мира, превратился в фильм о том, что все вокруг уроды. Значит, забыли о том, что единственное условие познания — любовь, по слову Достоевского!
В последние годы в наше искусство возвращается именно живая человеческая речь, в которой снова обретают смысл слова «мать», «отец», «ребенок», «Родина», «правда». А также — «враг», «неправда», «нехорошо». То, что мой отец непохож на богатого соседа — это неважно; но то, что он пьет — нехорошо. То, что мою мать, или Родину, пытаются обижать, или охаивать — это нехорошо. Мы жадно хватаем человеческий голос, а не теорию. А за голосом в наше время, перестав верить журналистам, мы либо обращаемся к книгам, либо идем в кино. Кино — один из способов снова обрести себя. Михалков — из тех русских художников, которые это не только понимают, но и воплощают в своем искусстве.

«Утомленные солнцем 2. Предстояние» — это часть огромной эпопеи. Фильм заканчивается анонсом ее продолжения; режиссер как бы говорит: «Я только начал с вами разговор на эту тему. Мы прошли еще не весь путь». По отношению к эпопее вопрос «о чем это?» не совсем уместен. Мы можем сказать, о чем «Бедная Лиза» Карамзина, или даже «Воскресение» Толстого. Но о чем «Война и мир», или «Илиада»? О том, что идет война, но в мире тоже люди, и они как-то там живут? Ради этого не стоит затеваться на столь хлопотную писанину — и так понятно. В отличие от любого другого произведения, которое призвано выразить законченную мысль, эпопея предполагает создание портрета эпохи, энциклопедии событий, которые происходят и в мире, и в душах тех людей. Тут не может быть краткого лог-лайна, как требуют от студентов во ВГИКе.

…Михалковская эпопея — о самой страшной войне в истории человечества. Все сдвинулось с места, все всколыхнулось: машины, повозки, мосты, катера, самолеты, судьбы людей, городов, всей русской цивилизации.

Комдив Котов выживает в нечеловеческих условиях: теперь он в штрафбате, и почему-то, несмотря на заслуги, из него не переводится. Нам объясняют, что он такой человек — чем хуже, тем лучше. Мол, в простые солдаты не пошел бы — если уж унижение, то до самого края! Чего же он хочет? С одной стороны, мы должны точно понимать, что его образ еще не завершен — эпопея не закончилась. С другой стороны, Михалков-режиссер через персонажа-Котова явно обращается к нам с посланием. О чем кричит нам Котов? О невыносимости бытия как такового? Вполне возможно. О том, что даже когда все вокруг в одночасье рухнуло — человек может оставаться гигантом? А может быть о том, что, оставаясь гигантом, лучше всего понимаешь, что именно этого-то и не хочется? Туда, на лодку к маленькой Наде... Оставьте меня все — фашисты, кинематографисты, друзья, враги, исторические факты...
Человека кругом обступила смерть — ее в фильме действительно много. Местами кровь показана тактично — мы почти догадываемся, что произошло с командиром курсантов, с командиром штрафбата. Бывает, что в кадр попадают фрагменты человеческих тел — это и есть ужасы войны! Не очень понятно, что сам Котов чувствует от всего этого: почти врачебная привычка воина к крови? Или сосредоточенность на собственном спасении? Равнодушие, отчаяние? Перед смертью даже командир штрафбата, в исполнении Е.Миронова, произносит большой монолог, а Котов, хоть и вытаскивает героя Смольянинова из-под танка, но сам как будто все более отстраняется от происходящего…

Может быть, герой постепенно обретает мифологические очертания? Его пробег за «языком» по огромному пустому полю выглядит как метафора человека вообще, собирательно-героического персонажа. Их прыжок через забор — как «прыжок лосося» из какой-нибудь саги. Если в начале мы наблюдали за самим героем, то постепенно мы начинаем воспринимать его через рассказчика. И рассказчика (в исполнении Маковецкого), и слушающего — Арсентьева (в исполнении Меньшикова) — становится все больше и больше. То есть Котов как будто постепенно превращается в героя легенды, или в героя-легенду…

Надо сказать, современные критики слишком часто стали сбиваться на обсуждение сюжета вместо произведения, элемента вместо целого. Мы как будто перестаем видеть художественное произведение — его стилистику, его профессиональный уровень, его психологизм. «Маша обидела Петю, должно было быть наоборот, а я — критик». Вот уровень наших рассуждений. А ведь творчество Михалкова — это увлекательнейшее путешествие по миру метафор, настоящих творческих открытий. Каждый ключевой кадр у него продуман — так что дух захватывает! Как в хороших стихах — ни слова, ни строчки не выкинешь, — так и здесь: впечатление, что ракурс мог быть только такой, что проезд камеры — только в эту сторону и с такой скоростью… Кажется, технические моменты — но любой кинематографист знает, что состояние передается не только через игру актеров, но и через движение камеры, через свет, композицию, цвет. Михалкову в этом смысле подвластно все. Режиссер не хлопочет камерой, не заигрывает со зрителем, не картинничает…

Михалков с легкостью справляется с теми задачами, на которые другие не решаются. Например, красивый классический прием — долгий показ статичного плана, когда все действия происходят там, где их не видно. Режиссер сначала долго набирает состояние: негодяй-фриц медленно, по-садистски преследует Надю, заходит за ней в глубь амбара, камера застывает. За первым фрицем заходит второй. Долгая неподвижная картинка, мы слышим только какой-то звук, но оторваться от картинки не можем. Там же внутри что-то происходит! Что там происходит?

Или сцена с цыганами. Как другой режиссер решил бы эпизод, когда фашиста обступают цыгане и начинают петь, кружась вокруг него? Юбки, трясущиеся плечи, привет Эмилю Лотяну. А здесь? Чисто режиссерским путем, без лишних слов и танцевальных жестов, камера затягивает нас в водоворот танца цыган, которых мы даже не можем разглядеть! Мы как будто сами испытываем головокружение фашиста — и почти вместе с ним начинаем бессмысленно палить! А дальше — как резко меняется ритм картины, когда все цыгане расстреляны, и на фашиста смотрит испуганными глазами цыганская девочка! Ее глаза, особенно на первом крупном плане, выражают весь ужас от войны!

А как замечательно передан страх наблюдающего эту сцену со стороны! В кадре — просто крупное яблоко. Явно кто-то — мы пока не понимаем, кто — вместе со зрителем вроде и пытается смотреть за происходящим, но одновременно прячет свой взгляд в яблоко. Такая деталь дорогого стоит!

О фильме интересно спорить — он вызывает массу горячих суждений, будоражит. Иначе обстоит дело у критиков, как будто выступивших против фильма объединенным фронтом. Представьте — к вам приходит человек и часами говорит с вами о чем-то очень важном. Потом ваш друг спрашивает: «Что ты делал?» «Да так, — отвечаете, — с каким-то человеком говорил, а у него волосинка на ухе». «И все?» «И все». Наши критики как будто выискивают эту волосинку, стремясь смело разоблачить все равно кого, лишь бы поважнее фигура.

А ведь главное в другом. На экраны вышел фильм-вызов — вызов зажиревшему столичному обществу, фильм-предупреждение — предупреждение всем тем, кто забыл или не знал, как это было.

Автор – Михаил Ермолаев, вице-президент Евразийской академии телевидения и радио. Статья опубликована в газете "Российские вести"

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

25.05 20:56 Полиция и Росгвардия опробовали щит с электрошоком
25.05 20:08 Умерла вторая из трех выживших при крушении Boeing 737 на Кубе
25.05 19:57 Путин отказался от третьего срока
25.05 19:49 Глава МВФ призвала «переосмыслить» антироссийские санкции
25.05 19:33 Минобороны отчиталось об увольнении «Ориона»
25.05 19:11 Минфин США разрешил получать доход по приобретенным до санкций обязательствам
25.05 18:51 Минфин пообещал закон об офшорных зонах в ближайшее время
25.05 18:21 Вайнштейна отпустили под залог в 1 млн долларов
25.05 18:02 Сергей Шнуров объявил о разводе с женой
25.05 17:48 Посольство РФ потребовало от Британии извинений за Скрипалей
25.05 17:30 Путин вступился за Иран
25.05 17:09 Вайнштейна официально обвинили в изнасиловании
25.05 17:07 Мужчина взял заложников в McDonald's в Великобритании
25.05 16:46 Путин проведет первую встречу с новым правительством РФ
25.05 16:40 Трамп объявил о возобновлении обсуждения встречи с Ким Чен Ыном
25.05 16:25 Путин предупредил об угрозе невиданного мирового кризиса
25.05 16:21 Facebook и Google получили иски на миллионы евро из-за новых правил ЕС
25.05 16:03 Путин сообщил о подготовке изменений в налоговую систему
25.05 15:41 Силуанов предупредил министров о личной ответственности за реформы
25.05 15:41 Кинопроизводители пригрозили «Яндекс» и Google исками за пиратство
25.05 15:35 Крупное здание греко-римской эпохи найдено к северу от Каира
25.05 15:14 Глава Минтруда поддержал предложение о корпоративных пенсиях
25.05 15:13 Путин раскрыл интимную тайну мировой экономики
25.05 14:56 Харви Вайнштейн арестован
25.05 14:34 Почти все опрошенные россияне рады Крымскому мосту
25.05 13:53 Исследователи вычислили офицера «Ориона» из дела о гибели MH17
25.05 13:47 Кости жертв неизвестной битвы I века найдены в торфяном болоте в Дании
25.05 13:20 В Москве появится «альпийский» общественный транспорт
25.05 12:56 Минобороны РФ объяснило замалчивание Нидерландами данных по MH17
25.05 12:34 Нидерланды и Австралия обвинили Россию в крушении MH17
25.05 12:30 ОКР и Минспорта признались WADA в манипуляциях с допинг-тестами
25.05 12:03 Силуанов пообещал не возвращать в Россию налог с продаж
25.05 11:56 Жаров рассказал о координации недавних терактов через Telegram
25.05 11:46 Моносилицид кобальта оказался ранее неизвестным типом полуметаллов
25.05 11:38 Палата представителей приняла запрошенный Трампом бюджет Пентагона
25.05 11:27 На Кубе нашли второй черный ящик разбившегося «Боинга»
25.05 11:09 Apple отсудила у Samsung 539 млн долларов за нарушение авторских прав‍
25.05 10:44 ЦБ отозвал лицензию у двух банков из третьей сотни
25.05 10:36 Голикова назвала примерный срок повышения пенсионного возраста
25.05 10:28 СМИ узнали о «закруглении» нефтяного налогового маневра
25.05 09:57 Начальника кемеровского МЧС задержали из-за пожара в «Зимней вишне»
25.05 09:44 Андрей Белоусов отказался «смещаться» с должности
25.05 09:35 Киносети передали Минкульту список «системообразующих» импортных фильмов
25.05 09:20 Канадская полиция ищет взорвавших бомбу в ресторане мужчин
25.05 09:17 Введение продуктовых карточек в России отложили на неопределенный срок
25.05 09:01 Губернатор Подмосковья пойдет на праймериз ЕР
25.05 08:47 Дума Екатеринбурга приняла отставку Ройзмана
25.05 08:33 Дерипаска покинул совет директоров «Русала»
25.05 08:12 КНДР подтвердила готовность к переговорам с США
25.05 07:55 Путин назвал условие признания выводов следствия по MH17
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.