Адрес: https://polit.ru/article/2010/05/01/gg010510/


01 мая 2010, 12:49

Иноземец в России: мужик или нет?

Каков сам, таким видишь других, это закон такой, общеизвестный, по-моему. Есть и другой взгляд на этот закон, менее известный, но, по-моему, не менее правдивый, а по конкретнее – каков сам, таковы и соседи. С этим, как бы, трудно смириться, мне особенно, потому что соседи попадались такие,  что как сказать. Уж очень тяжело признаться, но закон такой.

Был один такой хороший сосед – дворник. Из Азербайджана. Плохо говорил по-русски и думал, наверное, что я сам русский. Он мне очень нравился. Всегда здоровался, и всегда предупреждал, когда собирались бить лед с крыши. А то бывало, начинают бить, куски огромные падают, а другие говорят – нет, все хорошо, идите вперед, к чертовой матери, тупой иностранный гарсон.

Вот стук в дверь.

Отворяю и вижу – бабушка.

Говорит – помнишь, как мы тебе помогли ночью, разбили дверь потому что перебрал излишне и потерял свои ключи в пьяном виде? Ну, теперь твоя очередь разбить мне дверь.

Я сразу, хотя рад был, что со мной разговаривают, возразил, что это был не я. Но и вспомнил, что когда я только собирался переехать в эту квартиру, тот англичанин который раньше здесь жил то и дело рассказывал мне о том случае.

- Соседи здесь хорошие, - говорил, - разбили дверь ночью для меня, когда я потерял ключи в пьяном виде. Короче, соседи вери гуд.

Я с ней спустился на этаж ниже и пытался дверь сломать.

- Плечом! – кричит бабушка. – Сильнее! Сломай давай, курицын сын!

Тем временем, подкралась мысль такая коварная – вдруг я сломаю, и она станет требовать, чтобы я заплатил за ремонт? Мало ли? – И страшно стало от того, что я так начал мыслить коварно. Но все равно – не получилось у меня. Тогда я ей предложил позвонить куда-то с помощью моего домашнего телефона. Она согласилась, и мы поднялись обратно ко мне.

В моей квартире телефон стоял на кухне, и я ей сразу предложил туда идти. Но она, надо полагать - чисто случайно - отклонилась направо в комнату и там начала осматривать что к чему. С повторной просьбой она все-таки нашла кухню, присела в удобное мое кресло, и начала рассказать о том, как она так устала, только приехала с дачи, там копалась в земле, забыла ключи и так далее. Поэтому я ей предложил чашку чая, отчего она не стала отказываться, что, по-моему, вполне нормально. Мы немножко поболтали, она глазами гуляла по комнате. Берет она в руки книжки, которые читаю, спрашивает – ты их читаешь? Насмехается, и на глаза ее попадают свежие печения, которые испекла для меня на днях одна моя студентка. Бабушка попросила меня ей предложить печения, что, опять, по-моему, вполне входит в дело, поскольку русские не любят чай пить без сладостей. Я ей предложил и она не стала отказываться, а напротив, съела все. И на здоровье, я очень рад был, что ей у меня понравилось, может она расскажет остальным, что я не такой уж плохой иностранец.

-  Ой, какие вкусные – говорила она, - ты сам сделал!? Понятно почему ты не мог сломать дверь... ты не мужик.

С одной стороны вроде бы так, и можно гордиться, а с другой, все-таки обидно – почему не мужик? Мужик!

Тогда она встала и пошла в ванную комнату, якобы, наверное, мыться, хотя воду не включила, и слышно, что роется. Когда она вернулась я предложил ей совершить то, блин, для чего пришли, и позвонить, наконец, куда-то за помощью.

- Да нет, - говорит, - я как-то сама.

И ушла. Через полчаса слышно как дворник наш азербайджанский ломает дверь, и она говорит – сам печения печет. Не мужик. Дверь не мог сломать. А ты давай плечом, сильнее, хоть ты будь мужиком!  И слышно как дворник отвечает, что? что делать? Да, хочу печение. И не совсем понимает. Я начал еще позитивнее о нем думать, но и надо было мне на работу идти, только не хотелось ее еще раз видеть. Делать нечего, нельзя опаздывать на работу каждый день. Когда проходил мимо я на нее посмотрел так, чтобы она поняла, как я недоволен. Но она не правильно поняла, наверное, и только улыбалась, с усмешкой такой непередаваемой.

Через пол года я ее чисто случайно затопил. Старая стиральная машина дуба дала. Жду неделю, две – никто не приходит выяснить отношения. Размечтался и думал, может и не затопил? Через месяц дедушка стучит в дверь. На даче были, мол, и все ли в порядке с сантехникой в квартире? Я признался, и он сказал, сколько стоил ремонт. Очень маленькую сумму назвал. Даже хотелось больше дать, но он отказался брать. Короче, не пытались деньги вымогать.

Шесть месяцев и не видно и не слышно ничего. На даче наверно.

На следующий день - стук в дверь. Сын. На даче были. Потеряли ключ и можно через Ваш балкон спрыгнуть вниз на свой?

- Хорошо, - говорю - почему бы нет? Только вот - как это вам не страшно? Пятый же этаж.

- Страшно!? – недоумевает, - я мужик, мне не страшно.

- Ну ладно, мужик, прыгай, на здоровье.

И прыгнул. Только сначала себя обвязал веревкой, привязал другой конец к решетке балконной и попросил меня держать его за руку пока не упал. - Ммда, - думаю, - храбрый. И такой не мужик как я мог бы спрыгнуть так.

Открыли дверь и я их больше не видел. Но и вправду хорошие были соседи, самые хорошие из всех, кто у меня были.

См. также другие тексты автора: