Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 16:36
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

12 мая 2010, 21:20

Критерии оценки деятельности сотрудников и подразделений Следственного Комитета при Прокуратуре Российской Федерации

Фонд «Общественный вердикт»

В повседневной деятельности российских правоохранительных органов одним из важнейших ориентиров являются отчетные показатели. Так, следственные подразделения обязаны ежемесячно предоставлять отчеты по числу возбужденных, прекращенных и приостановленных уголовных дел, а также по числу дел, направленных в суд, возвращенных прокурором на дополнительное расследование или для устранения недостатков. Каждый из этих критериев занимает свое место в особой рейтинговой таблице, согласно которой и оценивается работа того или иного следственного подразделения. «Полит.ру» публикует статью сотрудника Красноярского краевого Общественного комитета по защите прав человека Александра Назарова, в которой автор подробно рассматривает систему оценки деятельности правоохранительных органов, а также рассуждает о ее достоинствах и недостатках.

Вопросы, связанные с оценкой деятельности сотрудников и подразделений Следственного Комитета при Прокуратуре Российской Федерации, и статистической отчетностью этих подразделений, урегулированы ведомственными нормативными актами. Эти нормативные акты имеются в открытом доступе, и они не являются секретными.

Понятия «статистическая отчетность следственного подразделения» и «оценка деятельности следственного подразделения» - разные, но в определенной степени они сильно взаимосвязаны. В практике управления следственными органами отчетность используется как источник для оценки работы подразделений.

Процедуры, связанные с организацией статистической отчетности следственных подразделений, урегулированы несколькими нормативными документами:

  • Приказом Федеральной Службы Государственной статистики (Росстата) Российской Федерации №34 от 26 февраля 2009 года «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания, рассмотрением заявлений и сообщений о преступлении».
  • Приказом Первого Заместителя Генерального Прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного Комитета при Прокуратуре Российской Федерации №6 от 19 марта 2009 года за №6 «Об утверждении и введении в действие формы статистической отчетности «Отчет о работе следственных органов Следственного Комитета при Прокуратуре РФ на досудебной стадии уголовного судопроизводства» в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации».
  • Приказом Первого Заместителя Генерального Прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного Комитета при Прокуратуре Российской Федерации №7 от 19 марта 2009 года «Об утверждении и введении в действие формы статистической отчетности «Сведения о противодействии коррупции при организации деятельности по выявлению, расследованию, раскрытию и предупреждению коррупционных преступлений следственными органами Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации».
  • Приказом Генерального Прокурора Российской Федерации №95 от 27 марта 2009 года «Об организации исполнения приказа Федеральной службы государственной статистики».
  • Приказом Первого Заместителя Генерального Прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного Комитета при Прокуратуре Российской Федерации №23 от 03 июля 2009 года «О статистической отчетности в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации».

Отчетные показатели являются важными ориентирами в повседневной деятельности следственных подразделений. Основываясь на этих показателях, выстраивается аналитическая работа, разрабатываются приоритеты, принимаются управленческих решения, в том числе такие, которые касаются поощрений и санкций в отношении конкретных сотрудников. То, за что надлежит отчитываться в соответствии с действующими показателями, является, по сути дела, оценкой деятельности подразделений.

В соответствии с Приказом №34 Росстата России следственные органы предоставляют в Росстат сведения об основных показателях работы следственный подразделений, а также сведения о рассмотренных сообщениях о преступлениях. В этом Приказе описываются основные виды статистической отчетности правоохранительных структур, в том числе, и Следственного комитета при прокуратуре.

В указанных выше нормативных документах зафиксированы количественные показатели следственной работы: количество возбужденных, прекращенных, приостановленных уголовных дел, а также количество дел, направленных в суд; количество дел, возвращенных прокурором на дополнительное расследование, а также возвращенных судом прокурору для устранения недостатков и др.

Ведомственные нормативные акты (приказы и распоряжения Председателя Следственного Комитета при Прокуратуре РФ) конкретизируют вопросы, связанные с организацией статистического учета и оформления данных. В соответствии с этими актами оценка деятельности следственных подразделений отражается в рейтинговых таблицах.

Рейтинговая таблица построена как перечень показателей следственной работы. Таблицы составляются в следственном ведомстве ежемесячно. Критерии оценки выстроены в зависимости от того, какое значение им придается внутри ведомства. Критерии, которые расположены вначале таблицы, являются более значимыми, чем критерии, замыкающие рейтинговую таблицу.

Структура рейтинговой таблицы:

1. Направлено в суд уголовных дел.

2. Предварительно расследованные преступления прошлых лет.

3. Приостановлено уголовных дел в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (без повторных).

4. Возвращено прокурором уголовных дел для пересоставления обвинительного заключения.

5. Возвращено прокурором уголовных дел для дополнительного расследования.

6. Возвращено уголовных дел судом в порядке ст.237 УПК РФ (дела Следственного Комитета).

7. Расследовано уголовных дел в сроки, свыше установленных УПК РФ.

8. Число реабилитированных лиц на стадии следствия и в суде.

9. Из указанных в п.8 лиц – количество содержавшихся под стражей.

10. Количество уголовных дел, по которым внесены следователями представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления.

11. Количество уголовных дел, по которым даны письменные указания руководителя следственного органа.

12. Отменено постановлений о возбуждении уголовных дел (всего).

13. Отменено постановлений о возбуждении уголовного дела прокурором.

14. Отменено постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела (всего).

15. Отменено постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела по требованию прокурора.

16. Отменено постановлений о прекращении уголовного дела (всего).

17. Отменено постановлений о прекращении уголовного дела по требованию прокурора.

18. Отменено постановлений о приостановлении уголовного дела (всего).

19. Отменено постановлений о приостановлении уголовного дела по требованию прокурора.

20. Нагрузка по рассмотренным сообщениям о преступлении (кстати, она достаточно высокая, доходит подчас до 30 материалов на одного следователя).

21. Нагрузка по находившимся в производстве делам (в среднем – от 1 до 5 уголовных дел).

22. Нагрузка по оконченным делам

Как видно из рейтинговой таблицы, основным показателем деятельности следственных подразделений является количество уголовных дел, направленных в суд с обвинительным заключением. Он стоит на первом месте, иначе говоря, у этого показателя высокий рейтинг, он имеет «положительный» вес и значимость.

Из таблицы видно, что прекращение уголовных дел («работа на корзину») не приветствуется, особенно – по реабилитирующим основаниям (например, за отсутствием события или состава преступления, недоказанностью).

Практика работы следственных подразделений такова, что им невыгодно прекращать уголовные дела в связи с примирением обвиняемого с потерпевшим, в связи с деятельным раскаянием обвиняемого, с направлением уголовного дела в суд для применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетнему обвиняемому и т.п., так как основным показателем их следственной деятельности является количество уголовных дел, направленный в суд с обвинительным заключением.

К сожалению, как и в прежние времена, при отсутствии «судебной перспективы» уголовного дела (слабой доказательственной базе, наличии различных нарушений при расследовании уголовного дела и т.п.) следователи, при согласии своего руководства, предпочитают прекратить уголовное дело по различным не реабилитирующим основаниям, приемлемым в данной ситуации. Дело в том, что в соответствии c рейтинговой таблицей и принятой практикой оценки, реабилитация обвиняемого – это не приветствуемая деятельность, получающая низкий балл.

Следователи меньше всего задумываются «об экономии уголовной репрессии». Это принцип, который говорит о том, что предпочтительнее не направлять уголовное дело в суд в случае, когда есть легальный выбор – направить дело в суд или на стадии предварительного расследования прекратить уголовное дело по не реабилитирующим основаниям.

По каждому случаю прекращения уголовных дел, прежде всего - по реабилитирующим основаниям, - проводится служебная проверка, которая, как правило, заканчивается для следователя дисциплинарным взысканием и материальными лишениями.

С одной стороны, проведение такой проверки оправдано, так как незаконное возбуждение уголовных дел посягает подчас на охраняемые Конституцией России права и свободы человека и гражданина. С другой стороны, именно не доследственная, а следственная проверка с ее возможностями проведения широкого комплекса следственных действий позволяет достоверно установить все обстоятельства произошедшего и принять законное и обоснованное финальное решение, в том числе – и о прекращении уголовного дела.

Кроме того, рейтинговая таблица имеет свои несовершенства, которые не позволяют ей быть до конца эффективным инструментом для оценки работы сотрудников следственных подразделений.

Во-первых, это проблемы, связанные с тем, что принятая в практике рейтинговая таблица одинаково подходит к оценке работы следственных органов в разных по своей «следственной» загруженности территориях. Например, в более выигрышном положении по всем показателям оказываются малочисленные по штату следственные подразделения, работающие, как правило, в провинциальных территориях, где количество совершаемых преступлений минимально.

Для решения указанных выше несоответствий в нагрузке на следователей руководство следственного ведомства перераспределяет штаты следователей, направляет в командировки менее загруженных следователей для оказания практической помощи тем, кто более загружен. Все это в конечном итоге позволяет в какой – то степени выравнивать качество расследования уголовных дел.

Во-вторых, персональная оценка работы следователя не заложена в рейтинговые таблицы. Как правило, необходимость персонально оценить работу следователя возникает при решении вопроса о его поощрении (по итогам работы за квартал, год и т.п., к знаменательной дате); при аттестации; при присвоении классного чина; при решении вопроса о повышении в должности; при принятии решения по результатам служебной проверки в случае упущений в работе и др.

Конечно, по сложившейся традиции самым желаемым и положительным результатом при такой оценке является количество уголовных дел, направленных следователем в суд с обвинительным заключением, особенно, если это уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях – многоэпизодные, групповые, дела о коррупции, серийных убийствах, заказных («громких») убийствах, по маньякам и т.п. Внушительная цифра по этому показателю должна свидетельствовать о высокой работоспособности следователя, его профессионализме (способностях раскрыть преступление, провести быстрое и качественной расследование с направлением уголовного дела в суд с обвинительным заключением).

Когда же в деятельности следователя появляются отрицательные результаты работы – те, которых надо избегать (реабилитация обвиняемых, особенно тех, которые содержались под стражей; оправдательный приговор, особенно по уголовным делам, где обвиняемые содержались под стражей; возвращение уголовного дела судом прокурору в порядке ст.237 УПК РФ для устранения недостатков предварительного расследования, препятствующих рассмотрению уголовного дела в судебном заседании или возвращение уголовного дела прокурором для производства дополнительного расследования; прекращение уголовного дела, особенно - по реабилитирующим основаниям и др.), отделы процессуального контроля следственных подразделений проводят служебные проверки, которые в подавляющем большинстве случаев заканчиваются наложением на следователей дисциплинарных наказаний и лишением каких – либо стимулирующих материальных вознаграждений. А подчас – освобождением от должности, понижением в должности и др. Причина, как представляется, в том, что в практике работы следственных подразделений презюмируется, что уголовное дело было возбуждено необоснованно, если в результате обвиняемый был реабилитирован или дело было прекращено по реабилитирующим основаниям и пр.

По мнению руководства следственных ведомств, такой жесткий подход в настоящий момент оправдан, так как в следственных подразделениях, особенно – на низовом уровне, работает очень много молодежи, не имеющей ни жизненного, ни профессионального опыта, а подчас – и необходимых познаний в области права, криминалистики, психологии и др.

Существенным недостатком рейтинговых таблиц является то, что в ней нет отдельных показателей по оценке деятельности следственных подразделений, которые связаны с соблюдением прав потерпевших и лиц, обратившихся с заявлением о преступлении. Тем более, нет никаких показателей, привязанных к оценке деятельности следственных подразделений населением, независимыми мониторами и т.п. Кроме того, в таблице, к сожалению, не учитываются судебные постановления, вынесенные в порядке ст.125 УПК РФ (обжалование в суд незаконных и необоснованных постановлений, действий или бездействий, в том числе – следователей) не в пользу следствия. Негативное судебное постановление является признанием от имени суда нарушения закона, допущенного следователем. Причины, почему отсутствует такой критерий, который и несложен в учете, и убедителен в силу того, что является результатом судебного разбирательства, - неизвестны. При всех упомянутых серьезных недостатках, тем не менее, в целом рейтинговые таблицы как способ оценки направлены на повышение качества расследования уголовных дел, профилактику преступлений.

Расследование следователями Следственного Комитета при Прокуратуре России уголовных дел о превышении власти со стороны сотрудников милиции, госнаркоконтроля, по мнению представителей следственного ведомства, не имеет какой – либо «особости», хотя признается, что такие дела являются наиболее сложными в доказывании (исходя и из особого юридического и криминалистического профессионализма сотрудников «силовых» структур, и из-за несовершенства юридической конструкции статьи 286 УК РФ, по которой привлекаются к ответственности сотрудники милиции, превысившие свои полномочия).

Вместе с тем, на наш взгляд, следователям Следственного Комитета при Прокуратуре России, особенно – работающим на низовом уровне, исходя из обычных человеческих соображений, сложно расследовать такие уголовные дела. Еще вчера следователь прокуратуры или СК работал в составе одной следственно – оперативной группы с оперативным сотрудником милиции или госнаркоконтроля, который оперативным путем помогал ему раскрывать преступление, а сегодня он должен по этому сотруднику проводить доследственную проверку, возбуждать и расследовать уголовное дело по ст.286 УК РФ.

На наш взгляд, было бы оправданным, чтобы такие уголовные дела в Следственном Комитета при Прокуратуре Российской Федерации расследовали специальные следственные подразделения.

Если вести речь о Красноярском крае, то весной 2009 года приказом Руководителя Следственного Управления Следственного Комитета при Прокуратуре Российской Федерации по Красноярскому краю при данном следственном ведомстве создан Научно – консультативный совет[1], возглавил который лично Руководитель следственного ведомства, а в состав Совета вошли опытные и авторитетные руководящие работники ведомства, а также 11 преподавателей – ученых Юридического института Сибирского Федерального Университета: доктора, кандидаты юридических наук, в том числе – весь руководящий состав Красноярского краевого Общественного комитета по защите прав человека – председатель Комитета Н.Г.Стойко, его заместители – А.Д.Назаров и А.С.Барабаш (последний возглавляет в Комитете подразделение по борьбе с пытками и иным произволом в милиции и в других правоохранительных органах).

Одно из преимуществ Совета в том, что он может от имени научной общественности позитивно влиять на формирование более адекватной оценки деятельности следственного ведомства. Кроме того, деятельность Совета направлена на то, что российская правоприменительная практика приближалась к европейским стандартам справедливого расследования.


[1] На заседании Совета рассмотрены подготовленные сотрудниками Комитета Методические рекомендации по проведению доследственной проверки по обращениям граждан на применение к ним пыток и иного насилия со стороны сотрудников милиции и госнаркоконтроля. Данные рекомендации признаны важными и уже используются в работе следователями краевого следственного ведомства. На очередном заседании преподавателями СФУ будут предложены Методические рекомендации по соблюдению при расследовании уголовных дел международных, в том числе – европейских, стандартов справедливого правосудия.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

16:27 Саакашвили отреагировал на критику Путина
16:17 Госдума отказалась сокращать новогодние каникулы
15:58 Тараканы меняют аллюр в зависимости от скорости движения
15:58 Греф признал наличие двух преемников
15:40 В употреблении допинга заподозрили 300 российских спортсменов
15:39 Суд в Бельгии закрыл дело об экстрадиции Пучдемона
15:37 Путин высказался о проблеме абортов
15:23 Сатурн обзавелся кольцами сравнительно недавно
15:16 Суд приговорил вербовщика террористов в Петербурге
15:15 Путин ответил Собчак на вопрос о страхе перед оппозицией
15:13 Рособрнадзор нашел нарушения на сайтах 95% вузов
15:03 Президент России назвал способ победить мировой терроризм
15:00 Британский суд признал WikiLeaks средством массовой информации
14:51 Парламент Британии получил право наложить вето на решение о Brexit
14:41 Путин обвинил Польшу в провокации конфликта из-за крушения самолета Качиньского
14:39 Путин отказался отвечать на вопрос о новом составе правительства
14:34 Путин назвал Китай основным стратегическим партнером
14:33 Роскомнадзор пригрозил YouTube блокировкой из-за «Открытой России»
14:26 Президент РФ назвал ЕАЭС выгодным для всех участников
14:17 В Думе обвинили Канаду в нежелании мира на Украине
14:11 Путин призвал к обмену заключенными и пленными с Украиной
14:08 Путин обвинил США в провокации по отношению к КНДР
14:00 Дума приняла закон о наказании за воровство на гособоронзаказе
13:53 Путин предложил ограничить кредиты коммерческих банков для регионов
13:42 Путин ответил на вопрос о Трампе и «российском следе» в президентских выборах в США
13:41 В Пхеньяне впервые собралась российско-корейская военная комиссия
13:34 СМИ назвали неполадки причиной взрыва на газовом хабе в Австрии
13:25 Путин рассказал о подготовке к ЧМ-2018
13:23 Биологи ищут устойчивые к опасному вредителю растения
13:22 Путин опроверг готовое решение вопроса о повышении пенсионного возраста
13:20 Путин связал допинговый скандал с грядущими выборами в РФ
13:15 Прокуратура проверит cведения о VIP-камерах в «Матросской тишине»
13:11 В ЦИК назвали самовыдвижение знаком доверия к избирателям
13:05 Путин отказался признавать военные расходы страны избыточными
13:04 Путин предложил расширить налоговые льготы собственникам имущества
12:58 Президент РФ рассказал о выполнении майских указов
12:58 Американские СМИ обвинили Россию в подготовке к ядерной войне
12:54 Путин рассказал о развитии Арктики
12:48 ЕР пообещала поддержку самовыдвиженцу Путину
12:46 Путин предложил сфере контроля за бизнесом ротацию кадров по типу военной системы
12:45 Путин рассказал о росте экономики без приписок
12:41 В Германии оценили убытки от антироссийских санкций
12:32 ЛДПР потребовала от Пескова не унижать народ заявлениями о конкурентах Путина
12:28 Путин объяснил отсутствие в стране конкурентоспособной оппозиции
12:26 Путин рассказал о своем выдвижении
12:26 Московский арбитраж отказал Siemens в возврате крымских турбин
12:16 «Билайн» начал выполнять требования по отмене роуминга с Крыма
12:16 Путин назвал цель своего участия в выборах
12:08 Владимир Путин начал большую пресс-конференцию
12:00 Бомбардировщики Су-34 вернулись из Сирии в РФ
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.