Адрес: https://polit.ru/article/2010/06/02/valuev1/


02 июня 2010, 19:01

Сериал «Дума-2»

Питерские «медведи» начали сильно загодя готовиться к выборам в местный парламент. И зовут присоединиться губернатора Валентину Матвиенко и боксера Николая Валуева. Кастинг, по всей видимости, призван помочь единороссам избежать политической кампании — обсуждения строительства «Газпром-сити»и прочих городских проблем. Использование телеперсон в качестве кандидатов на выборные должности, как представляется, приводит к деградации политического процесса и замещению представительской демократии телевизионно-бюрократической симуляцией.

Неоднократный чемпион мира по боксу Николай Валуев собирается принять участие в петербургских парламентских выборах, которые должны состояться в декабре 2011 года. Валуев войдет в состав политсовета петербургского отделения «Единой России», получив тем самым возможность пройти в законодательный орган по партийным спискам.

По словам секретаря регионального политсовета «Единой России» Вадима Тюльпанова, Валуев займется развитием партийного проекта по созданию общедоступных детских школ бокса во всех районах Петербурга. Сегодня же стало известно, что ЕдРо попросит губернатора северной столицы Валентину Матвиенко возглавить список кандидатов в депутаты.

У привлечения Валуева и Матвиенко есть два важных аспекта. Первый — региональный политический. Питерские единороссы начали если не готовиться, то по крайней мере предложили заявку на выборы. Имиджево ход ожидаемый: включение в списки известного спортсмена и губернатора должно превратить выборы в выбор лиц, а не программ. Во время кампании будут обсуждаться, прежде всего персоналии, а не проблемы города (условно - «вы за Матвиенко и Путина?»). Серьезные проблемы, вредящие имиджу единороссов отойдут на второй план. А их хватает — одно только строительство «Охта-центра» значит для горожан немало. Между тем инициативу по проведению городского референдума по «башне «Газпрома» депутаты ЗакСа силами ЕР провалили уже 6 раз, вероятно, не раз еще провалят. С федерального уровня проект ругают все — до министра культуры и кажется даже президента — но региональные власти решительно настроены изувечить, как считают многим петербуржцы, облик города.

Смена повестки с обсуждения проблем на обсуждение персон на прошлых выборах принесла локальный успех именно «партии власти». Обсуждался развод Евгения Плющенко («Справедливая Россия»), а не городская повестка.

Кроме политического выборного имеется еще и проблема привлечения известных лиц в «партию власти». Много сказано, что это такой способ прорекламировать себя спортсменам, актерам, певцам, с одной стороны, и партии, с другой. Все довольны: у режиссеров легче идут переговоры по фанд-райзингу для важных проектов, партийцы получают «телерожи», за которыми идут сонмы малоизвестных широкой публике бизнесменов.

Так принято было и во времена СССР, когда на «выборах» в Верховный совет определенная квота была отведена академикам, писателям и т. д. В новой России был изобретен даже своебразный символ успеха на выборах — в тройку списка должны  входить в каких-то пропорциях женское, силовое и бюджетно-интеллигентское начала. В зависимости от профиля партийного проекта «по вкусу» добавлялись также националисты, чиновники топ-уровня, «народники» типа Шандыбина. Тот же принцип квотирования, только на иной, «рыночный» манер.

С превращением телезрителя в политически инертного потребителя развлекательных медиа в 2000-е привело к отбору по квоте от «общества и народа» телеперсон, известных всей стране. Депутаты Хоркина, Кабаева, Расторгуев, Коммисаров, детский омбудсмен Астахов — самые явные примеры, в целом список довольно длинный.

Чревато как формальное квотирование, так и казуальное деградацией политического процесса. Ибо отсутствие содержательной повестки означает отсутствие содержательной политики. Политика отдается на откуп нерушимому блоку медиа-деятелей и бюрократов. Вторые же составляют достаточно замкнутую и редко пополняемую группу, которая собственно функции представительства не выполняет. Зато хорошо ориентируется в элитаристских разборках — входах в кабинеты, бизнес-конфликтах (тем более, что у многих свой неплохой бизнес). Буде даже представители первой группы медиа-деятелей осваиваются в политическом процессе и жаждут сделать для избирателей, сфера их профессиональных компетенций (спорт, PR или шоу-бизнес) оставляет узкое поле для нормальной работы. Мораль, нравственность, «Россия должна встать с колен». Остальное ( же ложится на плечи госаппарата и лоббистов.

Как будет работать Валуев, помимо сомнительного проекта по организации тысяч кружков по боксу? Неясно. Вроде бы в Петербурге он давно не живет, постоянно пребывая в Германии.И с городскими проблемами непосредственно не связан. Зато у него будет Валентина Матвиенко.

Отметим, что приятные исключения из мало что делающих в политическом плане и мало что понимающих представителей «медиа-элиты» имеются. Можно вспомнить, например, Светлану Журову, которая активно включилась в парламентскую работу. В свою очередь и полупрофессиональные бюрократы зачастую демонстрируют невысокий уровень компетентности — начиная от вопросов макроэкономики и законодательства и заканчивая туманными представлениями в области истории естествознания (как сложилась судьба Коперника и Джордано Бруно?).

Процесс замещения представительских должностей телезнаменитостями — не уникально российское явление, в США даже был президент Рейган. Как и проблема эффективности представительской демократии. Однако вектор в сторону деполитизацию политики и подмены представительства телесимулякром (каковые дают желаемые тактические успехи) чреват многими неприятностями в перспективе. Самоочевиден риск, когда в политической среде происходит ухудшающий отбор: вакантные позиции занимаются все больше содержательно беспомощными и неспособными на серьезную деятельность младокомсомольцами и шоуменами. В российского Рейгана пока не очень верится, следует ожидать российского Джорджа Буша младшего, только без папиной команды.