Адрес: https://polit.ru/article/2010/06/16/drugs/


16 июня 2010, 09:48

Героин уступил место маку

Пик распространения наркотиков и мода среди молодежи на героин пришлись в Орле на конец 90-х. Наркотики тогда можно было купить прямо на улицах города, в школах и вузах, в клубах и на дискотеках. Причем местные организованные преступные группы не занимались наркоторговлей, некоторые лидеры ОПГ даже курировали определенные районы, самостоятельно уничтожая точки по продаже зелья. Крупные партии наркотовара, в основном, шли через цыган и азербайджанцев. Местные газеты писали о том, что наркотизация молодежи происходит не без участия милиции.

Ситуацию тогда изменило кадровое обновление отдела по борьбе с наркотиками УВД Орловской области. Отдел практически работал в круглосуточном режиме, и ему удалось перекрыть основные каналы доставки в область героина. За решетку были отправлены сотни наркодельцов разного уровня. Суды ужесточили меры наказания за наркоторговлю. Как следствие – резкое уменьшение точек продаж и снижение потребления героина. А также снижение числа уличных преступлений.

Сегодня Орловщина считается относительно благополучным российским регионом по уровню распространения наркотиков. Главная проблема – сбыт производных от мака и марихуаны, а также фактически открытая продажа сорного мака, содержащего большой процент маковой соломки и реализуемого на рынках города Орла под видом пищевого продукта.

Наркосодержащий мак в точках по продаже сухофруктов появился около трех лет назад. Продавцы имели должным образом оформленные сертификаты качества, и им сложно было предъявить претензии, так как в Госстандарте РФ не был прописан допустимый процент содержания примесей в маке. Просто мак – для пирожков и булочек – стоил 300-400 рублей за килограмм, сорный мак – вчетверо дороже. Лишь в 2008 году законодатель внес четкость в ГОСТ: мак должен быть чистым. Тотчас был арестован сначала один торговец сухофруктами, затем второй. В декабре прошлого года первый за распространение наркосодержащего мака и организацию ОПГ был осужден на 10 лет, второй маковый делец пока имеет статус подозреваемого. Наркополицейские изъяли у него около 1,5 тонн сорного мака, из которого высеяли 50 кг маковой соломки. Оба продавца – азербайджанцы с российскими паспортами. Теперь в Орле осталось только две точки продажи такого мака, но уже очевидно, что в скором времени и они закроются.

Официальное число наркоманов в Орловской области – около 800 человек. Они могут получить медицинскую помощь в государственном учреждении – областном наркодиспансере – и в негосударственном реабилитационном центре «Преображение». В наркодиспансере есть и палата интенсивной терапии, где спасают от передозировок и ломок, и просто лечебная палата, предусматривающая плановую госпитализацию, а также поликлиника. Центр реабилитации «Преображение» в Орле – один из 300 в России. Им руководят не врачи, а люди, которые смогли преодолеть наркозависимость. Это два частных двухэтажных дома, где оказывается психологическая помощь и активно применяется трудотерапия. Здесь наркозависимые люди сами определяют, сколько им находиться в центре: кто-то планирует остаться здесь на всю жизнь, кто-то – на две недели. На сегодня в обоих домах проживает 27 человек.

Несмотря на возможность лечения и реабилитации, в прошлом году от передозировки наркотиков погибли 9 человек, в позапрошлом – трое. До этого статистика, правда, три года вовсе показывала нули. Но очевидно, что цифры не отражают реального положения дел. У областного наркодиспансера свои показатели, у судмедэкспертов, службы Скорой помощи, областного Центра по борьбе и профилактике СПИДа – свои. Борцы с наркоманией сетуют, что в области нет единого центра, куда бы стекалась вся информация по пострадавшим от наркотиков. А пока нет реальной картины, сложно всерьез планировать какие-либо мероприятия по борьбе с наркоманией. И сложно ожидать от местной власти действенной помощи. Вот уже несколько лет в областном законодательном собрании пылится проект местного закона о профилактике наркопреступности, предложенный Управлением по борьбе с наркотиками. Три года власть не может решить вопрос по уничтожению поля, где произрастают непонятно откуда появившиеся в центре России галлюциногенные грибы. За это время споры необычного для Орла растения распространились на окраине областного центра уже на пяти гектарах. И милиция, и полиция задержала здесь не один десяток наркоманов, проблему постоянно поднимают средства массовой информации, тем более, что рядом с этим полем находится общеобразовательная школа. Однако никто не принимает никаких мер. Официальная причина – никто не может разобраться, кому принадлежит эта земля; о неофициальной можно только догадываться.

Что касается социального положения большей части орловских наркоманов, то это, в основном, безработные молодые люди. К миру иллюзий их толкает безысходность и отсутствие перспектив – в Орле колоссальный спад промышленного производства (в прошлом году оно сократилось более чем на треть), не развито предпринимательство, уровень жизни – один из самых низких в стране.