Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
9 декабря 2018, воскресенье, 22:17
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

17 июня 2010, 09:57

«…И прелести кнута»

В своей статье ««Новорусское» Средневековье» я стремилась показать, какую роль идеализация Средневековья способна сыграть в современном российском политическом дискурсе, а так же напомнить о том, на какие именно социальные, политические и культурные реалии такой образ Средневековья отбрасывает радужный отсвет. В этой статье я остановлюсь на давно интересовавшей меня способности старых понятий навязывать тем, кто их использует для осмысления современности, свою логику. Во-первых, на примере полемической реакции на мою статью историка М. Захарова, взявшего на себя труд встать как на защиту гильдии от дилетантов, тексты которых «обескураживают слишком вольным для историка обращением … с историографическими гипотезами, фактами, историософскими концепциями», так и на защиту средневекового общества, я продемонстрирую, как идеализация Средневековья самодержавно управляет логикой уважаемого оппонента. Во-вторых, на примере недавней телепередачи, посвященной пришествию «нового Средневековья», в которой я опрометчиво приняла участие, я представлю, какие именно политические цели преследует насаждение подслащенного образа Средневековья.

Мне не близки детерминистские учения. Но я убеждена в том, что понятия, нагруженные историей, обладают огромной властью. В особенности это касается понятий, полемически заряженных на протяжении веков политическими смыслами. Эти смыслы придают понятиям принудительную силу и чаще всего приводят тех, кто берется их использовать, к ожидаемым политическим выводам. Именно поэтому для понимания современности я считаю необходимым не просто добавлять к старым понятиям приставку «нео», «пост» или прилагательное «новый» , но найти новое понятие, о чем я подробно писала в своей книге «Готическое общество. Морфология кошмара» (М. НЛО, 2007):

«Отсутствие новых слов и идей заставляет использовать старые понятия – феодализм, корпоратизм - для объяснения сегодняшнего дня. Но эти попытки обречены: вместо того, чтобы помочь понять новую действительность, они подгоняют ее под себя, вкладывают в нее отжившие, чуждые ей смыслы.

Возьмем понятие феодализм или неофеодализм. Действительно, некоторые современные экономические и социальные практики – например, приватизация функций государственной власти, упадок публичного пространства, личные отношения как основа общественной жизни – обладают определенным сходством со средневековьем. Тем не менее, понятие феодализм, имеющее долгую традицию употребления для описания средневековья, отсылает к социально-политическому устройству общества, важнейшие черты которого не имеют ничего общего с современностью: например, связь между титулом и землей, особые формы зависимости крестьян от сеньоров, связанные в первую очередь с сельскохозяйственным трудом и натуральной формой хозяйства, доминирующая в культурной и общественной жизни роль религии, служившей основой морали, по сути, подменявшей собой мораль и т.д. Понятие феодализм неизбежно вызывает в нашем сознании – и не только у историков средних веков – представление о традиционном аграрном обществе, обладающем жесткой социальной иерархией, основанной на древности рода, передаваемых по наследству привилегиях и земельной собственности. Оно заставляет вспомнить – и не только благодаря учебникам истории, но и живописи, средневековой литературе, современным историческим романам, наконец, историческим фильмам, - о турнирах, королях, рыцарях, замках, монашеских орденах и об уровне технической неразвитости общества, которую трудно вообразить современному человеку. Старое понятие способно лишь заставить читателя иронически отнестись к тем тревожным тенденциям современности, к которым хочет привлечь внимание автор. Ибо всем понятно, что сейчас никакое не средневековье.

Термин, таким образом, компрометирует серьезность диагноза. Такие понятия, сколь бы они ни рождали иллюзии сходства, идут вразрез со здравым смыслом, а значит, не до конца принимаются всерьез. Главное сходство между зловещими чертами нашей действительности и некоторыми средневековыми практиками – не в социальной или экономической организации общества, которую обозначает феодализм, а в эстетических и моральных категориях, которые питаются готическими аллюзиями. Всякому, даже вовсе далекому от истории человеку, понятно, что идеи гражданского общества, профессионализма, правового государства не могли существовать в эпоху феодализма. Для того чтобы показать, что они исчезают из практик современного общества, которое мы по привычке продолжаем называть демократическим, нужны новые понятия.

Ярким примером того, как старое слово «корпоратизм» не дает увидеть черты нового в российской современности, является анализ, предложенный Андреем Илларионовым[i]. Причина – не в том, что у автора не хватает смелости или честности взглянуть этому новому в глаза, – напротив. Но Илларионову приходится активно редуцировать новое и подгонять действительность под понятие корпоратизм, которое накладывает на его размышления значительные ограничения. (…) Выбор старого слова мешает автору задуматься над вопросом о том, что породило уродство современности: ибо, если речь идет о корпоратизме, истоки которого понятны, то зачем задаваться ненужными вопросами? (…) «Избирательность, неравенство, дискриминация», о которых говорит Илларионов, действительно являются важнейшими качествами современного российского общества и принципами отбора кадров, но вовсе не обязательно типичны для корпорации и только для нее, а главное - они вписываются в совершенно другую, не корпоратистскую систему социальных и моральных отношений. Принцип субъективности, о котором говорит Илларионов, является неотъемлемой чертой готического общества, но его природа значительно превосходит локальный российский масштаб. «Лояльность», противопоставленная профессионализму, вовсе не обязательно является отличительным качеством, присущим только корпоратизму: в корпорации ценится и профессионализм, и опыт. «Лояльность» - исключительно важная категория для понимания организации социальной ткани российского общества, но его структурообразующим принципом является не корпорация, а зона. Все самое интересное и узнаваемое в тексте Илларионова касается морали и политики, но понятие корпоратизм мешает новым отношениям, возникающим в российском – но не только российском – обществе, найти их место в складывающейся системе.

Чтобы быть понятой – и оцененной в своих различных способах осуществления - новая эпоха нуждается в новых словах для своего выражения. Слово, которое я предлагаю, - Готическое общество».

Понятие Готическое общество, отсылая к средневековым аллюзиям в российской современности, является, прежде всего, моральным и эстетическим диагнозом, и позволяет не только распознавать в настоящем черты прошлого, но и видеть возникающее новое.

1.

Не могу сказать, что я была обескуражена реакцией Захарова на мою статью – со стороны коллег-историков я ожидала чего-то подобного. Что не значит, что я не обнаружила в тексте уважаемого оппонента немало изумительного и забавного. Чтобы развлечь читателя, приведу несколько примеров. Так, обвиняя меня в исторических неологизмах, Захаров считает возможным применять понятие тоталитаризма к позднему Средневековью, и, в частности, называет «тоталитарным»… протестантизм! Не могу отказать себе в удовольствии привести эту цитату полностью - как и всякому на моем месте, мне польстило оказаться в одном ряду с Чаадаевым:

«Иван Грозный — не самый большой гуманист в истории, это точно. Но надо понимать, что уважением к правам и свободам народонаселения не отличались ни Генрих Наваррский, ни Генрих Восьмой, ни Жан Кальвин. Особенно если воспринимать права и свободы в формулировках Хельсинкской декларации. Для властителей прошлого не существовало такой ценности. Нарождающийся протестантизм был «тоталитарен» не меньше, чем «кровавый режим Ивана Грозного». Задав ложный вопрос, мы не получаем ответов, но лишь публицистическое высказывание, сильно похожее на чаадаевское философическое письмо. И актуальное для российского политического дискурса (его «либеральной» части), а не для истории».

Что в моем тексте могло навести оппонента на мысль, что я решила опубликовать на «Полит. ру» проект своей монографии по Средним векам, – остается загадкой. У Захарова примером самобытности Средневековья оказывается борьба с волками, римское право объявляется достижением Средневековья, а «Скифский логос» Геродота, над которым смеялись древнегреческие географы, в частности, Эфор и Страбон, преподносится как доказательство интеллектуальной отсталости античных греков. Забавен и ассоциативный ряд, посредством которого оппонент приходит к обсуждению связи между средневековой Европой и Древней Русью, - путь к нему в его тексте лежит через чуму, занесенную из Европы на погибель Симеону Гордому. По мнению Захарова, «антитеза Средневековье - Возрождение применительно к сфере образования и науки вряд ли имеет практический смысл». Интересно было бы узнать, когда это она его утратила?

Хотя есть, конечно, и удачные находки – например, «условное Средневековье». Так и просится на язык формула - «Пять лет Средневековья условно»!

Но вернемся к вопросу о том, что делают исторические понятия с дискурсом Захарова. Не вдаваясь подробно во все казусы, к которым приводит Захарова использование понятия «корпорация», приведу лишь один пример. Рассуждая, что мы живем в мире «условного Средневековья», Захаров утверждает:

«Средневековая корпорация — штука хитрая.(…) Причем, довольно устойчивая во времени (время, впрочем, тогда текло медленнее). Из городских корпораций выросло муниципальное самоуправление, из университетских — свобода науки».

Надо ли понимать его слова как призыв - подождем еще веков десять до свободы науки и подъема муниципального самоуправления?

Но понятие корпорации для Захарова – проходное. Настоящие проблемы с его текстом начинаются, конечно, тогда, когда он встает на защиту позитивного взгляда на Средневековье и непосредственно применяет это понятие для рассуждений о современности. Первым делом, конечно, историк излагает заповедь немецкого историзма «не навязывать свою логику и систему ценностей людям, жившим 500 и более лет назад. Или даже 50 лет назад» (если бы не некоторые стилистические погрешности, Леопольд фон Ранке мог бы быть вполне удовлетворен). Но если такой подход еще мог бы показаться уместным в монографии, выполненной в духе исторического позитивизма, поклонникам этого историографического направления (к числу которых я, например, никак не принадлежу), то в публицистической статье он немедленно создает Захарову сложности. Ибо уж во всяком случае никак нельзя требовать, чтобы в своих рассуждениях о современности мы ориентировались на средневековые ценности и понятия!

Апология Средневековья в публицистических рассуждениях о российском настоящем насыщает текст Захарова такими антилиберальными высказываниями, которые иначе, наверное, навряд ли бы вырвались из-под его пера. Например, именно она подсказывает историку ответ на важный вопрос - о свободе личности: «Сложно сказать определено и то, насколько вопрос личной свободы был актуален для населения России 17 и 19 века». И со ссылкой на коллегу-историка (который точно не Марк Блок) оппонент продолжает: «В целом же «воля» в российской культурной традиции соотносится с разбоем, грехом, выключенностью из системы социальных связей».

Что хочет этим сказать оппонент, в особенности, если он пишет не для «Вопросов Истории», «Казуса» или «Одиссея»? Позволяет ли это ему нюансировать мой, как ему представляется, слишком прямолинейный, «очернительский» взгляд на Средневековье? Или он подразумевает – как и требует от него логика «золотой легенды» о Средневековье, - что наши предки преспокойно жили без свободы – и нам она не нужна? Предполагая, что такова наша отечественная «культурная традиция»?

Оставаясь в логике противопоставления, Захаров, сравнивая идеализируемое Средневековье с «современным гуманистическим обществом», называет это последнее агрессором:

«Если примитивизировать – средневековый мир пытался выжить, защищаясь, а современное гуманистическое общество – нападая».

Ну, а антидемократическому дискурсу, навеянному светлым образом Средневековья, как и колдовству, «стоит только начаться, а там уж его ничем не остановишь». Из дальнейшего обсуждения особенностей Средневековья выясняется, что, «как и мобильные телефоны», демократия - это «наносное».

«Видимые изменения (от представительской демократии — истоки которой, разумеется, не в античной Греции, а средневековой Англии - до мобильных телефонов) — суть наносное. Мы, таким образом, живем в мире вечно уходящего Средневековья».

Кстати, а почему, например, не «вечно уходящего первобытнообщинного строя»? Потому, что о нем не писал Бродель?

Как по волшебству, в тексте следом появляется и другое, уже вполне современное антидемократическое клише. 90-е гг. предстают в виде тотального зла, где разруха - наследие советского социализма - объявляется порождением демократических реформ, а критика российской современности, в соответствии с замыслом идеологов путинского режима, заслоняется осуждением 90-х.:

«Отсутствие правовых основ и преимущественное использование неправовых методов разрешения проблем, слабость государственных институтов, регионализация (распад формально единого правового, экономического и культурного пространства на целый ряд «княжеств»). Вполне бердяевское описание «Нового Средневековья». Стоит оговориться — советское общество тоже было во многом «средневековым», особенно в той части, что касалась натурального хозяйства, обмена социального капитала, обмена дарами, ритуалов. Однако советскому обществу до российского образца первой половины 90-х годов далеко».

Итак, если у Средневековья и есть отдельные отрицательные черты, то их присутствие в сегодняшней российской действительности представляется, с точки зрения «вечно уходящего средневековья», «недоказанным». И в результате делается вывод о том, что «самое «феодальное время» Россия преодолела и находится где-то на пути от самовластия Ивана Третьего в смысле политического режима и во вполне постиндустриальной эпохе в смысле мироощущения отдельных категорий граждан».

Именно потому, что исторические аналогии зачастую ведут к обобщениям такого рода, в профессии принято относится к ним с понятным подозрением. Да и не слишком ли лестно для Путина сравнение с Рюриковичами?

Дискуссия о «русском Ренессансе», на которую ссылается Захаров, еще раз указывает и на то, что понятия обладают своей собственной логикой, и что в силу этого они не могут быть растяжимы бесконечно. Действительно, один из выдающихся японистов, Н.И. Конрад утверждал, что в дорогой ему Японии тоже был Ренессанс. Следом ренессансы обнаружились и в Китае, и в России... Метафорическое расширение термина на схожие, но по сути различные явления, и главное – имеющие место в совершенно разных культурных и исторических контекстах, - привело к выхолащиванию, утрате его смысла и специфичности. Имелись еще и отечественные историки, утверждавшие, что в древней Руси были античные полисы...

Вообще, как выяснилось, у нас с оппонентом разные историографические пристрастия – хотя я вполне критически отношусь к исследовательской программе школы Анналов, но в том, что касается Средневековья, будь то отечественное или западное, я предпочитаю ориентироваться на исследования анналистов и их последователей, а не на советского аппаратчика от науки академика Рыбакова.

2.

В тексте Захарова для диагноза современности значимо утверждение, что Средневековье не только уже наступило, а просто и не кончалось. А раз так, то плохо ли это, хорошо ли, но с этим ничего не поделаешь. Как выразился Ю.Ю. Шевчук на внезапной встрече премьер-министра с интеллигенцией: «единственный выход, чтобы все были равны перед законом – и бояре, и тягловый народ». В этом же смысле высказывался и один участник телепередачи «Наступит ли новое средневековье», которому «новорусское Средневековье» тоже не нравилось: мол, хотим мы этого или нет, а Просвещение закончилось, и у молодежи на уме только экспансия и иерархия.

Но стоит ли так торопиться? Стоит ли, опережая события, спешить признать состоявшимся готический сценарий, чтобы он тем вероятнее «воплотился в жизнь»? Может быть, напротив, следует сделать все, чтобы Готическое общество не наступило?

В телепередаче восторгом по поводу того, что, по его мнению, Средневековье уже стало российской действительностью, поделился с телезрителями А. Дугин. Он убеждал, что ему нравится Средневековье, и что в Средневековье «все хорошо». Он сулил телезрителям религиозное государство, в котором православная церковь станет снова прямо влиять на политику, и, таким образом, «произойдет возврат к симфонии властей». Религия вместо светской культуры и вместо светской политики. Как в исламских эмиратах. Причем, уверял он телезрителей, возьмет верх религия элит, которая будет спокойно лелеять свое герметичное знание истины. Тогда как «одинокие толпы»,     – отнесся оратор отдельно к телезрителям, - будут по-прежнему верить в свои предрассудки – «чехи» и т.д. Ну, а поскольку люди делятся на властителей и подчиненных, - «мы должны это признать», настаивал он в экран, - то никого этот факт уже волновать не будет. Ибо, по мнению таких, как Дугин, «Просвещение и модерн закончились», чтобы дать дорогу сословному обществу. Где уже никто никого, понятно, просвещать не будет, а будут только учить беспрекословно повиноваться тому начальнику, которому подчиненные достались по наследству.

Следует заметить, что передача имела прямо-таки дидактический смысл. В ней телезрителю была дана возможность наблюдать практическое занятие по усвоению иерархии. Вот декан Третьяков говорит своему подчиненному, молодому, но подающему большие средневековые надежды зав. кафедрой: «Хочу, – говорит, - услышать про иерархию!» И молодой подчиненный, захлебываясь сложными словами «иерархичность, идеократичность», – подхватывает и продолжает, глядя в глаза своему начальнику: «Вы совершенно правы, когда говорите про иерархию, иерархия – это ключевое слово». Это раньше, продолжает подчиненный, были иллюзии – «мы привыкли считать, что люди равны, расы равны, равны сословия», но нет, спешит заверить он телезрителей, не все равны – «и люди не равны, и нации не равны, и сословия не равны»! Иерархия, растолковывает подчиненный, «вопрос внутренний» – по его мнению, человек себя «чувствует комфортно», когда знает свое место. Ну и вообще не высовывается. Без предварительного согласования с начальством.

И, конечно, поклонники российского средневекового будущего тоже читали труды историков. Как и их американские коллеги, о которых я писала со ссылкой на Габриель Шпигель в предшествующей статье, они поминают о «переосмыслении Средневековья историками как единого духовного пространства, как единого интегрированного человека». Зритель с интересом дожидается – интегрированного во что? И это скоро выясняется – интегрированного в ТВ! «ТВ – это церковь сегодня, объединяющая людей!»

Читатель уже догадался, что ждало впереди телезрителя. Оказывается, что это так все хорошо у нас, в нашем уютном отечественном Средневековье. А вот на Западе, к примеру, в иностранных корпорациях, в западном бизнесе можно «и плохо работать, ничего не понимать в своем деле», «не справляться со своими обязанностями, ничему не соответствовать, лишь бы быть преданным своему боссу, своему ближайшему боссу».

Отсюда проторенным путем до «мировой закулисы» уже рукой подать. Телезрителя пугают «мировой глобальной элитой», которая хочет разделить мир на управляемые и манипулируемые народы, «новым миропорядком», устанавливаемым ЕС, где есть, оказывается, «народы, которые пойдут на мясо» - для недалеких телезрителей прямо поясняют, что это - Россия. Конечно, тут оратора горячо поддерживают и другие собеседники, и ведущий – мол, часть стран ЕС – это вассальные государства.

Хорошо, что пока еще сохраняются другие средства информации, хотя и куда менее «массовые». Ведь эфир, как известно, летуч, а в особенности он летуч, когда непрямой. Из него при желании многое может испариться – например, сравнение социальных отношений, складывающихся в российском готическом обществе с зоной, и взаимосвязь такого положения дел и с исторической амнезией россиян, и с современной политикой памяти на просторах государства – правопреемника СССР.

Россия, безусловно, - «страна возможностей». Да причем таких, какие другим странам и не снились. Например, здесь, в нашей демократической республике, можно на государственном телеканале обсуждать вопрос о том, как сделать телезрителей лично зависимыми, и убеждать их в том, что переход к сословному обществу – их неизбежное будущее, с наступлением которого им придется смириться. Хоть, может быть, и не этим летом.


[i]               Илларионов А. Другая страна // Коммерсантъ. 2006. 23 января. С 2.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

19:50 Устройство на участке не опознало экс-президента на выборах в Армении
19:03 Людмилу Алексееву похоронят на Троекуровском кладбище
18:25 Дисциплинарная комиссия РПЦ накажет священника за любовь к брендам
17:29 Главу МВД обвинили в нарушении закона из-за участия в съезде ЕР
15:38 Полторы тысячи российских туристов застряли в китайском Хайнане
11:52 Загитова стала второй в финале Гран-при по фигурному катанию
11:24 Британская полиция заподозрила Россию в отравлении свидетеля по делу Магнитского
10:52 МОК отказался включать киберспорт в состав Олимпийских игр
10:21 Экс-глава ФБР рассказал о расследовании против Хиллари Клинтон
10:00 Трамп отправил в отставку главу своей администрации
09:43 СБУ заподозрила Россию в организации протестов в Париже
09:30 В Москве экстренно госпитализировали Льва Лещенко
09:19 Генпрокуратура заявила о росте взяточничества
08.12 20:41 Умерла правозащитница Людмила Алексеева
08.12 20:02 В ходе протестов во Франции пострадали 55 человек
08.12 19:46 Министр культуры РФ призвал не вмешиваться в культурные процессы
08.12 19:31 СМИ назвали нового куратора ЕР по идеологии
08.12 19:11 ЕР обновила Высший и Генеральный советы
08.12 18:47 В США раскрыли новые детали «российского дела»
08.12 18:28 «Мисс Мира — 2018» стала представительница Мексики
08.12 18:18 Dragon пристыковался к МКС
08.12 17:58 Путин призвал не ходить во власть без четкой программы
08.12 17:38 Глава Минцифры обвинил Google и Facebook в цифровом тоталитаризме
08.12 17:16 Медведев предложил ЕР запомнить три урока уходящего года
08.12 16:55 Путин попросил ЕР обойтись без хамства и пренебрежения к людям
08.12 16:29 Путин обсудил с Нетаньяху военное взаимодействие РФ и Израиля
08.12 16:05 Во Франции число задержанных демонстрантов приблизилось к 600
08.12 15:41 Терешкова возглавит комиссию ЕР по этике
08.12 15:16 ФСБ обвинила задержанных украинских моряков в провокации
08.12 14:48 Глава МЭР назвал цену на нефть в 2019 году
08.12 14:29 Во Львове обнаружен тайник с десятками кошельков
08.12 14:16 СМИ сообщили о проверке комедии «Праздник» о блокадном Ленинграде прокуратурой
08.12 13:45 Трамп назвал экс-госсекретаря США Тиллерсона тупым
08.12 13:29 В Париже на акциях протеста задержаны сотни демонстрантов
08.12 12:57 Силуанов заявил о зарегулированности регионов
08.12 12:41 Дончанин сообщил о пытках одним из арестованных украинцев
08.12 12:24 Кудрин предложил оценивать экономику по уровню счастья
08.12 12:11 Мэй утвердила черный список российских бизнесменов
08.12 11:34 Эрнст пообещал пригласить рэперов на новогодние огоньки
08.12 11:20 Лидер группы приморских мошенников доставлен из Таиланда в Россию
08.12 11:03 Слушание дела финдиректора Huawei отложено
08.12 10:46 Цена на красную икру упала вдвое
08.12 10:29 Госдеп США призвал отменить арест Льва Пономарева
08.12 10:16 МО РФ обвинило США во вмешательстве в расследование химатаки в Алеппо
08.12 09:50 Шестеро человек погибли в давке в итальянском клубе
08.12 09:25 Минфин США снова продлил срок сделок с компаниями Дерипаски
08.12 09:06 Правительство РФ снизило потребность в иностранных рабочих в 2019 году
07.12 19:02 Трамп решил вернуть генпрокурора времен Буша-старшего
07.12 18:51 Срок ареста Льва Пономарева сократили до 16 суток
07.12 18:39 Глава подразделения «Росатома» возглавил Сахалинскую область
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром авторское право администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВПК ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция информационные технологии ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Кабардино-Балкария Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание компьютерная безопасность Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия морской транспорт Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж патриарх Кирилл ПДД педофилия пенсионная реформа пенсия Пентагон Первый канал Петр Порошенко пиратство пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Приморье Продовольствие происшествия публичные лекции ракета Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саратовская область Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Элла Памфилова Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.