Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 16:32
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

14 июля 2010, 13:25

Путевые заметки о Закавказье

Каждое лето я езжу отчасти с, отчасти к друзьям в Ялту. Непосвященным может показаться, что Крым после грехопадения лучше обходить стороной, на деле же поднимающийся с колен постсоветский курорт имеет свои неповторимые привлекательные стороны. В этом году я решил, что две недели дегустации крымских вин в прекрасной компании хоть и приятны, но не слишком познавательны и начал думать, как бы все совместить. «Нужно посетить какой-нибудь соседний регион, а потом приехать в Ялту», — подумал я и немного покрутив глобус выбрал Закавказье.

Не сказать чтоб я о Закавказье совсем ничего не знал, но побывать там все же хотелось. На первый раз я решил посетить собственно только столицы трех республик. В конце маршрут должен был привести меня к Крыму через Черное море, значит начинаться он будет наоборот, от Каспия. Проблема в том, что Армения с Азербайджаном после Карабахской войны так и не открыли границу, так что из Баку в Ереван можно попасть только через третью страну. Есть вопросы с авиасообщением между Россией и Грузией, зато в сезон регулярно ходит «комета» Сочи — Батуми. Маршрут в итоге был спланирован такой: Баку — Тбилиси — Ереван — Тбилиси — Батуми — Сочи — паромная переправа Порт-Кавказ — Крым.

Для посещения Грузии россиянину нужна виза, многоразовую можно получить только имея на руках отсутствующее у меня приглашение. С одной стороны, я знал, что визы выдают на границе, с другой, в Грузию я собирался въехать со стороны Азербайджана по железной дороге и был почему-то не уверен, что прямо вот в поезде грузинские пограничники вклеят мне в паспорт визу. Как честный россиянин я решил получить визу в грузинском консульстве. На Остоженке я столкнулся с огромной очередью грузин, которые хотели чего-нибудь получить от своей страны. Таких как я, то есть туристов, там было не больше 10 человек из 100. Потолкавшись в очереди, я узнал, что визы россиянам выдают везде, кроме перехода Верхний Ларс, который на Военно-грузинской дороге. Зачем консульство мариновало соотечественников у своих дверей, принимая документы лишь 3 часа в день, решительно непонятно. Тем более, что знающие люди в очереди (а таких там большинство) говорили, что бюрократия в самой Грузии, наконец, поставлена на службу человеку и делает свое дело на удивление хорошо. Я купил у мечтающей вновь стать монополистом на российском рынке авиакомпании неожиданно дешевый билет в Баку и улетел, имея в кармане из документов только загранпаспорт и, на всякий случай, медицинскую страховку.

Баку

Баку производит впечатление столицы ближневосточной монархии. Я, правда, не был в ближневосточных монархиях, но видел их по телевизору и на фотографиях. Повсюду висят портреты действующего президента или его предшественника-отца. На вокзале — тематическая сценка «президент и поезд». На полицейском участке — «президент и полиция» и т.д. Все это, само собой, сопровождается цитатами, смысл которых понятен и без знания языка. От аэропорта в центр города ведет новое шоссе, вокруг — большие белые дома немного приукрашенные национальным орнаментом (интересно, в советские времена у архитекторов был специальный альбом «орнаменты народов СССР»?). Около вокзала внезапно какой-то полуразрушенный район — тут когда-то жили армяне. «Президент издал закон, скоро вот эту развалюху снесут и построят большой красивый дом, а сейчас тут беженцы живут», — сообщает мне таксист. В ответ на вопрос о том, куда же денут беженцев, водитель махнул рукой в неопределенном направлении и сообщил, что им жить тут, в самом центре города, не положено. Надолго в Баку я решил не задерживаться — официальные гостиницы стоят каких-то запредельных на мой вкус денег, а предложений снять комнату мне не поступало. Вечером того же дня я купил купейное место до Тбилиси по относительно божеской цене примерно в 30 манат. Манат, в свою очередь, (очень удобно) почти равен евро.

Баку

Баку

Еще одна заметка о Баку: дежурившие на входе в метро милиционеры почему-то мной заинтересовались и исследовали ручным металлоискателем мою сумку. После характерного сигнала меня уже собрались обыскивать, но слова «фотоаппарат» хватило, чтобы стражи порядка отстали. А для того, чтобы войти в подземку, нужно иметь магнитную карточку ценой аж в два маната. Я уже хотел развернуться, но кассирша поймала парня, я ему вручил 20 копеек, тот с их помощью зарядил через автомат свою карточку на одну лишнюю поездку и пропустил меня через турникет. Баку, честно говоря, оставил смешанные впечатления. Впрочем, в столице Азербайджана я был только полдня и все время спешил что-то сделать.

Тбилиси

Чтобы попасть в Тбилиси, надо пересечь границу, а с этим у меня постоянно какие-то проблемы. Проводник раздал азербайджанские таможенные декларации, в которой я зачем-то решил честно указать 30 тысяч наличных рублей. Проверявший декларацию таможенник лет 60 долго крутил ее в руках и заявил, что такую сумму вообще-то из страны вывозить нельзя, но так как я в первый раз приехал, да еще и почти земляк, мне прощается. Я немного удивился: до поездки мои источники сообщили, что азербайджанские пограничники с удовольствием собирают взятки размером в 500 или 1000 российских рублей.

Над головами грузинских пограничников и таможенников я ожидал увидеть нимбы, а передвигаться эти полубоги, в моих представлениях, должны исключительно при помощи ангельских крыльев — они же не берут взяток! Таможенников я в поезде вообще не заметил, может они, правда, невидимы. Пограничники прошли по вагону, собрали паспорта и сообщили, что пригласят меня для получения визы минут через 10. Позвали и правда оперативно. Основное здание на границе сейчас ремонтируется, поэтому все службы находятся в своего рода строительных вагончиках. Меня почти было посадили заполнять анкету, как внезапно оказалось, что произошла ужасная поломка компьютеров, а без них никого через границу пропустить не могут. Впрочем офицер полиции не растерялся, взял ящичек с паспортами, печати и бланки, забросил все это в свою машину и укатил на соседний пограничный пункт заниматься своим делом. Заняло это, правда, около часа, но мне грех жаловаться: я все это время отдыхал на скамейке в тени винограда с кисловатыми пока ягодами. Как бы то ни было, визу я получил, деньги за нее заплатил (кстати, недурно иметь с собой 51,5 лари, около 900 рублей, чтобы не менять деньги у таксистов или в отделении банка тут же, на границе) и укатил в Тбилиси.

Первое впечатление от грузинской столицы — тархун. На привокзальной площади стоит тетенька с концентратами разных напитков в конусах, за монетку разбавляет их водой. Одного тархуна я выпил, не отходя от кассы, литр, а еще были несколько стаканчиков совершенно новых для меня напитков. Тбилиси, по крайней мере для приезжего, намного комфортней Баку. В здании мэрии — информационный центр для туристов, дружелюбнее обслуживание, много небольших и относительно недорогих гостиниц, много скамеек и тенистых улиц, в +35 это немаловажно.

Мне показалось, что в Тбилиси можно встретить ту атмосферу, которая в Москве, судя по литературе, уже почти совсем исчезла к 70-м годам: в центре огромное множество проходных дворов, между окнами натянуты веревки с бельем, сами дома хоть и не ремонтировались десятилетиями, однако создают впечатление того, что каждый их уголок обжит. По вечерам люди в ресторанчиках и вне их запросто поют песни — в Москве это, к сожалению, считается социально опасным занятием. При этом нельзя сказать, что город отстал от жизни или находится в разрухе: перебоев электро- и водоснабжения я не заметил, общественный транспорт ходит стабильно, дороги не сказать чтобы плохие, в каждом квартале множество магазинчиков по продаже чего угодно, в одном из наименее благоустроенных районов центра города почти достроили новый президентский дворец. Город замечательно подсвечивается, говорят это «фишка» Саакашвили. Тбилиси окружен холмами, на каждый из них вечером можно забраться и смотреть, как постепенно включается иллюминация. На больших улицах видны проблесковые маячки полицейских машин: они должны постоянно контролировать город и очень быстро реагировать на любые вызовы.

Тбилиси ночью

Тбилиси ночью

Говорят, первое, что должен сделать приехавший в Тбилиси человек — это пойти в серные бани. Правильно говорят, но я этим озаботился в последний день, о чем до сих пор жалею. Самое лучшее утро за всю поездку прошло именно так: ранний подъем, час-полтора в бане, еще час в кафе с чашкой горячего кофе и холодного Боржоми. На все про все ушло, кстати, около 20 лари — примерно 350 рублей. Вообще с едой на Кавказе хорошо. Я там ел один раз в сутки: утром кофе, может быть со свежевыпеченной булочкой, часов в 5 плотный обед, которого как раз хватает на сутки.

Ереван

Из Тбилиси что в Баку, что в Ереван поезд идет ночь. Но в Ереван по утрам еще ходят маршрутки, они доезжают часов за 5. Доехать до армянской столицы я решил именно на автомобильном транспорте. Тут границу я прошел без затруднений: грузинская пограничница с сожалением спросила, почему я так недолго был в ее стране, армянский пограничник и бровью не повел, ставя в паспорт печать по соседству с азербайджанской. Прямо на автовокзале в меня вцепился таксист с предложением поселиться у него в гостевом домике на два дня за 10 тысяч драм (около 900 рублей), я согласился и поэтому с предложением гостиниц в Ереване так и не познакомился. Хозяин напоил меня кофе, накормил абрикосами со своего дерева и я пошел в город.

Ереван, в отличие от Тбилиси, производит впечатление намного более «нового» города. Каковым он, собственно, и является. С одной стороны, рассказать про Ереван особо нечего, с другой — город очень приятный, а люди в нем просто-таки отличные. Отдельное впечатление производит конечно Арарат — он виден отовсюду и иногда кажется, что до него можно дотронуться. Стоит отдать должное туркам: при всей любви вывешивать везде и всюду свои флаги гигантского размера, именно на Арарате они этого не сделали, может быть людям все-таки стыдно.

Арарат из Еревана

Арарат из Еревана

Уехать из Еревана обратно в Тбилиси я решил на поезде. Вокзал оказался вылизан буквально до состояния операционной. Когда я начал искать работающее окошко, ко мне подбежал представительный мужчина с вопросом, чего я желаю. Я сначала, грешным делом, подумал что это знаменитый спекулянт билетами, раньше я таких не встречал. Но все оказалось куда более удивительно: узнав что мне нужен билет до Тбилиси, он куда-то убежал и привел с собой кассиршу, которая мне билет и выписала. Мужчина потом подошел ко мне, спросил все ли в порядке, извинился за неудобства. Оказалось, что на следующий день в Армению приезжает сам Владимир Якунин по поводу открытия сезонного сообщения Ереван — Батуми, я только тогда вспомнил, что армянские железные дороги принадлежат РЖД. Вторым напоминанием стал локомотив моего поезда, производства 70-х годов и с довольно свежей маркировкой Октябрьской железной дороги. Этот локомотив с превеликим трудом, но все же завез нас сначала в горы, а потом спустил в Тбилиси.

Внезапно Трабзон

Из Тбилиси я в тот же день на вечернем поезде отправился в Батуми. Этот поезд оказался в Закавказье единственным, где я не плавился от жары, а в итоге даже немного замерз. Это, по нашим меркам, просто-таки супер-модернизированный вагон, который прошел реконструкцию пару лет назад на Украине. Можно упомянуть хотя бы вот что: как в самолете проводник в нем вызывается нажатием кнопки.

В Батуми я отправился на морской вокзал и обнаружил, что билеты на ближайший рейс до Сочи раскуплены, есть только через 2 дня. Так что мой план приплыть в Сочи за пять часов и 3,5 тысячи рублей провалился. Есть еще паром до Одессы, но он идет несколько дней, стоит запредельных денег и отправляется тоже не скоро. Остался один вариант: ехать в ближайший турецкий порт Трабзон, оттуда тоже должны ходить ночные паромы в Сочи. Правда, стоит он примерно столько же, а ходит нерегулярно. Но выбора не оставалось, на автовокзале сел на ближайший транспорт и уехал в Турцию. В Трабзоне мне сообщили, что паром отходит только завтра, так что пришлось переночевать. Где-то на этом моменте ездить туда-сюда мне надоело и захотелось срочно оказаться в Ялте.

В порту Трабзона

В порту Трабзона

Ровно в 16 часов следующего дня, как и было указано, я явился в пассажирский терминал морского порта. Часов в 18 началась посадка, а я разговорился с матерью и сыном из Дагестана, они ехали из Сирии с каким-то товаром. В первый раз в Россию их не пустили неизвестно почему, они вернулись в Турцию, послали большую часть товара в Баку неизвестным мне способом под названием «карго» (судя по описанию — сдаешь товар, платишь доллар за килограмм и через два-три дня получаешь в Баку, почему так не было сделано изначально для меня осталось загадкой) и теперь садились на паром всего лишь с несколькими сумками. Еще я познакомился с узбеком, торговцем одеждой, из Нижнего Новгорода, он ездил в Стамбул отдыхать от жены и заодно разведывать новых поставщиков. В Трабзоне он купил каждому из девяти своих друзей в подарок огромные золотые наручные часы D&G по сто рублей за штуку. Всей этой веселой компанией мы наблюдали за тем, как до полуночи в чрево парома заезжали фуры с разнообразными фруктами. За это время я успел услышать о том, какие регионы страны снабжал одеждой Черкизовский рынок (всю европейскую часть), о том, что в Кизляре есть самая красивая церковь в Дагестане, а русских совсем не осталось — церковь и кладбище содержат на деньги города, о том, как киргизских проституток не впускают в Турцию, и они собираются въехать через Стамбул, о том, какие классные автобусы ездят из Стамбула в Трабзон и еще многое многое другое.

Россия

Сочи

Сочи

Днем я наконец оказался в Сочи, через границу нас пропустили всего-то через 1,5 часа после причаливания. От Сочи, признаться, я ожидал меньшего. А это оказывается чистый город, водители меня везде и всюду пропускали, а у продавщиц кваса на беджике было написано имя латиницей. Автобусов на Порт-Кавказ, место паромной переправы с Крымом, конечно же уже не было и я решил поехать хотя бы в Новороссийск на поезде. За 30 рублей справочная подсказала мне хороший маршрут и уже утром я изучал расписание новороссийского автовокзала, где и обнаружил автобус до Симферополя. Это оказался древний «Икарус», не в пример тому космическому кораблю Стамбул — Трабзон, о котором мне рассказывали на пароме. Если честно, я уже было думал спокойно доехать до столицы Крыма, но за Анапой автобус сломался. Водитель сказал что-то про пальцы у гитары, я отошел от автобуса на 300 метров и стал ловить попутки, на коих собственно и преодолел последние 70 километров до переправы. Последний раз на моих нервах поиграла российская граница, спросив что это за литературу я везу с собой (читал в дороге книжку основателя российской «Икеи» и в Тбилиси на развале купил «Золотого телёнка» за 2 лари 40 тетри) и что это я делал в Грузии — работал или отдыхал. Близость массандровских портвейнов не дала мне выйти из себя: последние испытания я выдержал и благополучно добрался до конечной цели путешествия — Крыма.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

16:27 Саакашвили отреагировал на критику Путина
16:17 Госдума отказалась сокращать новогодние каникулы
15:58 Тараканы меняют аллюр в зависимости от скорости движения
15:58 Греф признал наличие двух преемников
15:40 В употреблении допинга заподозрили 300 российских спортсменов
15:39 Суд в Бельгии закрыл дело об экстрадиции Пучдемона
15:37 Путин высказался о проблеме абортов
15:23 Сатурн обзавелся кольцами сравнительно недавно
15:16 Суд приговорил вербовщика террористов в Петербурге
15:15 Путин ответил Собчак на вопрос о страхе перед оппозицией
15:13 Рособрнадзор нашел нарушения на сайтах 95% вузов
15:03 Президент России назвал способ победить мировой терроризм
15:00 Британский суд признал WikiLeaks средством массовой информации
14:51 Парламент Британии получил право наложить вето на решение о Brexit
14:41 Путин обвинил Польшу в провокации конфликта из-за крушения самолета Качиньского
14:39 Путин отказался отвечать на вопрос о новом составе правительства
14:34 Путин назвал Китай основным стратегическим партнером
14:33 Роскомнадзор пригрозил YouTube блокировкой из-за «Открытой России»
14:26 Президент РФ назвал ЕАЭС выгодным для всех участников
14:17 В Думе обвинили Канаду в нежелании мира на Украине
14:11 Путин призвал к обмену заключенными и пленными с Украиной
14:08 Путин обвинил США в провокации по отношению к КНДР
14:00 Дума приняла закон о наказании за воровство на гособоронзаказе
13:53 Путин предложил ограничить кредиты коммерческих банков для регионов
13:42 Путин ответил на вопрос о Трампе и «российском следе» в президентских выборах в США
13:41 В Пхеньяне впервые собралась российско-корейская военная комиссия
13:34 СМИ назвали неполадки причиной взрыва на газовом хабе в Австрии
13:25 Путин рассказал о подготовке к ЧМ-2018
13:23 Биологи ищут устойчивые к опасному вредителю растения
13:22 Путин опроверг готовое решение вопроса о повышении пенсионного возраста
13:20 Путин связал допинговый скандал с грядущими выборами в РФ
13:15 Прокуратура проверит cведения о VIP-камерах в «Матросской тишине»
13:11 В ЦИК назвали самовыдвижение знаком доверия к избирателям
13:05 Путин отказался признавать военные расходы страны избыточными
13:04 Путин предложил расширить налоговые льготы собственникам имущества
12:58 Президент РФ рассказал о выполнении майских указов
12:58 Американские СМИ обвинили Россию в подготовке к ядерной войне
12:54 Путин рассказал о развитии Арктики
12:48 ЕР пообещала поддержку самовыдвиженцу Путину
12:46 Путин предложил сфере контроля за бизнесом ротацию кадров по типу военной системы
12:45 Путин рассказал о росте экономики без приписок
12:41 В Германии оценили убытки от антироссийских санкций
12:32 ЛДПР потребовала от Пескова не унижать народ заявлениями о конкурентах Путина
12:28 Путин объяснил отсутствие в стране конкурентоспособной оппозиции
12:26 Путин рассказал о своем выдвижении
12:26 Московский арбитраж отказал Siemens в возврате крымских турбин
12:16 «Билайн» начал выполнять требования по отмене роуминга с Крыма
12:16 Путин назвал цель своего участия в выборах
12:08 Владимир Путин начал большую пресс-конференцию
12:00 Бомбардировщики Су-34 вернулись из Сирии в РФ
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.