Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
18 декабря 2017, понедельник, 16:01
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

22 июля 2010, 01:42

Не вся власть советам

Референдум по новой Конституции Кыргызской Республики привлекал широкое внимание международной общественности. Причины прекрасно известны: применение силы 7 апреля в Бишкеке, шаткость положения нового Временного правительства, кровавые межэтнические столкновения на юге страны… Споры и критику вызывала процедура проведения референдума, особенно в условиях чрезвычайного положения, введенного в Ошской и Джалал-Абадской областях, где около 300 тысяч человек были вынуждены покинуть свои дома. Ряд недостатков референдума уже были освещены здесь[1]. Добавим, что на участках в Бишкеке и области не было никакой информации о проекте Конституции, а в дополнительные списки избиратели вносились даже по представлению документов, никак не указывающих гражданство (например, удостоверение с места работы). Временное правительство достаточно лицемерно отменило чрезвычайное положение за день до референдума[2], чтобы ввести его вновь еще до окончания подсчета голосов - и теперь уже на полтора месяца.

При этом как сторонники, так и критики референдума не придавали особого внимания самому проекту Конституции, подготовленному Конституционным Совещанием, созванным Временным правительством. СМИ, политические и общественные деятели как внутри Кыргызстана, так и за рубежом подхватили идею о том, что проект Конституции (теперь уже принятый и вступивший в силу) закрепляет парламентскую форму правления, обсуждали (а многие — и осуждали) ее уместность в условиях Центральной Азии. Высказывался о ней и Президент Российской Федерации, заявивший, что очень не очень себе представляет, «как будет модель парламентской республики работать в Киргизии»[3].

Удивительно, что ни один из советников главы российского государства (в том числе и Председатель ЦИК России, наблюдавший за ходом голосования в Бишкеке) не помог ему избежать совершенно ненужного анализа возможности или невозможности функционирования парламентской республики в Кыргызстане. Неангажированный юрист (у автора нет оснований сомневаться, что таковые есть среди советников российского Президента) при прочтении текста Конституции пришел бы к выводу о том, что оценивать шансы парламентаризма в Кыргызстане незачем: Конституция не предусматривает парламентской модели организации власти. Речь идет о смешанной форме правления, президентско-парламентской. И хотя по сравнению с редакцией Конституции 2007 г. полномочия Президента сокращены, а Жогорку Кенеша[4] — усилены, речь идет лишь о некотором перераспределении функций, а не о фундаментальных переменах.

* * *

По сравнению с редакцией Конституции Кыргызской Республики, принятой на референдуме в 2007 г., Президент не определен ни как гарант Конституции, ни как высшее должностное лицо страны (чч. 1 и 2 ст. 42 К07), хотя по-прежнему «олицетворяет единство народа и государственной власти» (ч. 2 ст. 60 К10). Он избирается на один шестилетний срок, а не на два пятилетних (ст. 43 К07), но новая Конституция предусматривает выборы Президента всеобщим голосованием (ч. 1 ст. 61 К10), а значит, что в случае конфликта с Жогорку Кенешем глава государства сможет, среди прочего, противопоставить депутатам не меньшую, чем у Парламента, легитимность.

Отличительной чертой парламентской республики является ответственность правительства перед парламентом (в президентской республике, классический пример которой — США, законодательный орган не может выразить недоверие исполнительному, а глава государства — распустить парламент). Так, по инициативе одной трети депутатов вотум недоверия может быть объявлен большинством голосов от общего состава Жогорку Кенеша (чч. 3 и 4 ст. 85 К10). Однако не обязательно приведет к отставке правительства: Президент может «не согласиться» с решением депутатов - и тогда правительство сможет продолжать исполнять свои полномочия, если только в течение трех месяцев Жогорку Кенеш снова не объявит о недоверии (ч. 7 ст. 85 К10). Первоначальный проект Конституции предусматривал и полномочие Президента распустить Парламент, если он повторно выразит недоверие правительству (такая же норма была и в ч. 7 ст. 71 К07, при ее сохранении вообще нельзя было бы говорить о каком-либо изменении в форме правления), но оно было изъято декретом временных властей Кыргызстана.

Но и по новой Конституции Президент может распустить Парламент. В соответствии с ч. 1 ст. 86 К10, премьер-министр может один раз в год поставить перед Жогорку Кенешем вопрос о доверии правительству. В случае отказа в доверии последнее слово остается за Президентом: он либо отправляет правительство в отставку, либо распускает Парламент (ч. 1 ст. 86 К10). Роспуск может грозить Жогорку Кенешу и в том случае, если он откажется утверждать программу вновь назначенного правительства (ч. 6 ст. 84 К10).

Помимо участия в назначении и отставке правительства Президент непосредственно назначает министра обороны и руководителя Государственной службы национальной безопасности (п. 2 ч. 4 ст. 64 К10, впрочем, он более не располагает непосредственно подчиненной ему национальной гвардией и государственной охраной, как это было предусмотрено в п. 8 ч. 1 ст. 46 К07), является Верховным главнокомандующим (ч. 8 ст. 64 К10). Именно Президент вносит в Парламент кандидатуры на должности Генерального прокурора, председателя Национального банка, одной трети состава ЦИК (чч. 3-5 ст. 64 К10), и это только часть назначений, осуществляемых им. В законодательном процессе он обладает правом вето, которое может быть преодолено только большинством в две трети Жогорку Кенеша (чч. 2-3 ст. 81 К10). Даже местные кенеши могут быть при определенных условиях распущены Президентом (п. 2 ч. 1 ст. 64 К10). Таким образом, Президент — далеко не «главный государственный нотариус», каким его хотели бы описать те, кто утверждает, что новая Конституция предусматривает парламентскую форму правления.

* * *

Три положения в главе о судебной власти также требуют внимания. Наиболее известное из них — ликвидация Конституционного Суда и передача функций конституционного контроля специализированной Конституционной палате Верховного Суда. Это лишь ретроактивное закрепление в основном законе декрета Временного правительства, одним росчерком пера распустившего не только парламент, но и КС (причем не конкретный состав, а орган как таковой)[5]. Действительно, конституционные судьи не раз демонстрировали свою верность как Аскару Акаеву (разрешив ему баллотироваться на третий срок в 2000 г., т.к. его избрание до принятия Конституции 1993 г. не было признано первым сроком полномочий[6]), так и Курмамбеку Бакиеву (признание недействительными поправок в Конституцию, принятых Жогорку Кенешем, для того, чтобы Президент внес на референдум 2007 г. проект новой редакции Конституции[7]). Венецианская комиссия высказала сожаление и критику такого решения вопроса о конституционном контроле в Кыргызстане и безуспешно потребовала его пересмотра[8]. Какими бы ни были достоинства и недостатки существования отдела по контролю за конституционностью законов в органе, задача которого - эти законы применять, а не оценивать, ликвидация КС плоха не сама по себе, а в совокупности со вторым интересным положением новой Конституции из главы про судебную власть. Ч. 5 ст. 97 основного закона допускает, на основании предложения Совета судей и по представлению Президента, возможность лишить судью Конституционной палаты ВС полномочий большинством в две трети голосов депутатов Жогорку Кенеша. Вот прекрасный инструмент скорой расправы с неугодными судьями!

Что же касается нижестоящих судов, то Конституция закрепляет испытательный срок в 5 лет для впервые назначенных на должности судей, и лишь потом возможность назначения пожизненно (до достижения пенсионного возраста). Такая норма (естественно, не она одна, а в совокупности с другими положениями законодательства и фактической ситуацией в каждой стране) прекрасно зарекомендовала себя в формировании зависимой судебной власти, например, в России и в Беларуси. Характерно ее закрепление на конституционном уровне: хотя ситуация в Кыргызстане непредсказуема, эта норма, скорее всего, приведет и к принятию законодательства, способствующего созданию зависимости судебной власти от исполнительной.

* * *

Информированному наблюдателю за конституционным процессом в Бишкеке требовался, как в советском анекдоте, врач-ухоглаз: невозможно было увидеть то, о чем говорилось (парламентская республика и независимая судебная власть), и услышать про то, что было ясно записано в проекте Конституции (смешанная республика и зависимый суд). Почему и для чего такой разрыв между риторикой и текстом проекта? Мало кто в Бишкеке мог дать вразумительный ответ на эти вопросы (уж точно не горячая линия по разъяснению проекта Конституции 90-11-12, организованная Конституционным совещанием). Для получения ответа нужно сложить многие кусочки киргизской мозаики. У автора нет уверенности, что в его распоряжении есть все они, но те, которые есть, позволяют сформулировать версию.

Единственный, кто ее открыто озвучил, — омбудсмен Кыргызстана Турсунбек Акун, сделавший это на совещании с неправительственными организациями. Сводится она к следующему. Конституция действительно предусматривает смешанную модель с достаточно сильным Президентом. Ее писал «для себя» Омурбек Текебаев (в начале 2000-х гг. - Торага Жогорку Кенеша, с апреля по 12 июля 2010 г. — заместитель Председателя Временного правительства), который собирается выдвинуть свою кандидатуру на выборах Президента и в случае победы (с его точки зрения — гарантированной) получить серьезные полномочия главы государства. Разговоры же о парламентской республике могут снизить интерес его конкурентов к посту Президента. Какие аргументы подтверждают эту версию?

Состав Конституционного Совещания, утвержденный Временным правительством[9], включал лишь одного «сильного вице-премьера» из четырех, претендующих на лидерство, - Омурбека Текебаева. В Совещание не вошел ни Азимбек Бекназаров, курирующий прокуратуру, минюст и суды, ни Темир Сариев, вице-премьер по экономике и финансам, ни Алмаз Атамбаев — первый вице-премьер.

Среди немногих и едва доступных материалов, разъясняющих новый основной закон, был опубликован «Комментарий к проекту Конституции», изданный общественным движением «Моя Конституция — мой талисман». Это движение было основано общественными деятелями, близкими к партии «Ата-Мекен», возглавляемой О. Текебаевым. Несмотря на явную политизированность движения, приравнивавшего призывы голосовать на референдуме с призывом голосовать за Конституцию, его публикации финансировались Европейским Союзом и Программой развития ООН. Комментарии носят пропагандистский характер и вместо доступного изложения конституционных норм призывают голосовать за проект основного закона («Президент — глава государства и арбитр», «ключевая роль в системе государственной власти возлагается на парламент», «Суды: реформа и очищение», «Местные кенеши: вся власть советам!», «проведение конституционной реформы в конечном итоге исключит возможность концентрации власти в одних руках и злоупотребление ею» и т.д.)

Эксперт по конституционному праву и один из основных авторов текста проекта Конституции Гульнара Искакова признает: «Сторонники сильного президента могут не переживать: у президента достаточно полномочий по данному проекту [Конституции]»[10]. В то же время  вице-премьер Временного Правительства А. Бекназаров по-прежнему говорит о парламентской республике и проблемах слабого Президента[11]. Значит ли это, что все идет так, как и планировалось?

Конституционные положения могут не стоить дороже бумаги, на которой они напечатаны. В октябре пройдут выборы в Жогорку Кенеш, и расклад сил в новом парламенте может предопределить дальнейшее развитие конституционных процессов в Кыргызстане. Доминирование одной партии или тесной коалиции приведет, несмотря на все конституционные ограничения[12], к очередному витку сильной личной власти нового Президента (выборы нужного абсолютному большинству депутатов кандидата можно считать обеспеченными). Разделенный парламент, где никто не обладает абсолютным большинством, а принятие решений потребует согласия многих сил, может быть непривлекателен риторически, поскольку неуправляем (что для одних — достоинство, а для других — недостаток), но позволит избежать усиления только одной партии с только одним лидером[13].

Само же распределение сил будет зависеть от способности или неспособности властей контролировать ситуацию на юге страны, обеспечить людей в регионах, затронутых насилием, необходимой помощью (например, провести быстрое и качественное восстановление жилья и инфраструктуры до наступления холодов), контролировать действия силовых структур, нередко выходящие за рамки закона, провести масштабное разоружение (после конфликта на юге оружие начинает распространяться по всей стране)… Это лишь часть длинного списка трудных задач. Но ведь можно и победить в борьбе за контроль над административным ресурсом - и обеспечить нужный результат на выборах. Искушение велико.

Автор - преподаватель и научный сотрудник Университета Страсбурга


[1] http://www.polit.ru/institutes/2010/07/08/kirgiz.html

[2] Положение о проведении референдума было также на всякий случай исправлено: вместо запрета проводить референдум в условиях ЧП была введена норма, согласно которой референдум считался бы состоявшимся и при введенном ЧП, если на территориях с «обычным» режимом проживало бы более половины избирателей (Декрет от 16 июня 2010 г. № 72, http://www.shailoo.gov.kg/dekrety-vremennogo-pravitelstva/o-vnesenii-izmeneniya-v-dekret-vremennogo-pravitelstva-kyrgyzskoj-respubliki-ot-21-aprelya-2010-goda-20o-vnesenii-izmeneniya-v-dekret-vremennogo-pravitelstva-kyrgyzskoj-respubliki-ot-21-aprelya-2010/). Проблема была в том, что списки избирателей подготовили только за неделю до голосования, а в южных областях из-за вооруженных столкновений и массовой миграции точных списков так и не было составлено.

[3] http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1391231

[4] Жогорку Кенеш — однопалатный парламент Кыргызской Республики, «верховный совет» в переводе с кыргызского.

[5] П. 10 ст. 1 Закона о введении в действие Конституции Кыргызской Республики, принятый на референдуме 27 июня 2010 г. вместе с Конституцией, предусматривает, что полномочия судей КС считаются прекращенными со дня издания декрета Временного правительства №2 от 12 апреля 2010 г. о расформировании КС. В здании КС сейчас находится Генеральная прокуратура (ее здание сгорело во время апрельских событий 2010 г.) На главной лестнице еще висит стенд «судьи Конституционного Суда», но в пустых рамках уже нет их портретов.

[6] Решение Конституционного Суда Кыргызской Республики от 13 июля 1998 г. (http://www.ks.kg/index.php?option=com_content&view=article&id=148%3Aresh13071998&catid=51%3Aresh1998&Itemid=66&lang=ru).

[7] Решение Конституционного Суда Кыргызской Республики от 14 сентября 2007 г. (http://www.ks.kg/index.php?option=com_content&view=article&id=284%3Aresh14092007&catid=60%3Aresh2007&Itemid=66&lang=ru).

[8] Заключение по проекту Конституции Кыргызской Республики, ред. 21 мая 2010 г., принято 4 июня 2010 г., пп. 59 и 69.

[9] Постановление №25 от 30 апреля 2010 года, http://www.kyrgyz-el.kg/index.php?option=com_content&task=view&id=117&Itemid=1

[10] http://www.bpc.kg/perspective/156-06-05-10

[11] http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=1412452

[12] Конституция ограничивает число депутатских мандатов одной партии 65-ю из 120-ти (абз. 2 ч. 2 ст. 70 К10). Но ничто не мешает создавать коалиции хоть из 120-ти депутатов или даже без официального объявления о коалиции идентично голосовать по всем вопросам, рассматривающимся Жогорку Кенешем.

[13] Впрочем в избирательной системе, видимо, сохранится «двойной барьер»: для получения депутатских мандатов партии будет недостаточно набрать определенный процент на общегосударственном уровне, но также и определенный результат в каждом из регионов. На выборах 2007 г. этот «двойной барьер» исключил из состава Жогорку Кенеша партию О. Текебаева «Ата-Мекен»: несмотря на крупный результат по стране в целом, она не пользовалась поддержкой на юге Кыргызстана.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

15:35 Россию и Китай в США назвали странами-ревизионистами
14:54 Москва обвинила Киев в своем уходе из центра по контролю минских соглашений
14:37 Поджигателя кинотеатра перед показом «Матильды» отправили на принудительное лечение
14:23 У озера Лох-Несс найдена могила бронзового века
14:04 Илья Яшин подаст в суд на мэра Москвы Сергея Собянина
14:03 Песков отказался обсуждать наказание Улюкаева
14:00 Навальный подаст документы на регистрацию в ЦИК
13:55 Песков призвал к сотрудничеству ЦРУ и ФСБ
13:07 Генпрокуратура затребовала на Украине предполагаемого убийцу Пола Хлебникова
13:05 ЦИК запустил обратный отсчет до выборов президента РФ
12:50 На островном «дальневосточном гектаре» устроят площадку для квестов
12:41 Apple закроет музыкальный магазин iTunes
12:39 Число гимназистов «Сколково» удвоится к 2021 году
12:34 «Сколково» представил целевые показатели на 2020 год
12:25 Спустя 130 лет редкая бабочка вновь встретилась энтомологам
12:13 Каддафи-младший решил возглавить Ливию и призвать на помощь ООН
12:02 Россельхознадзор разрешил поставки шпрот из Латвии и Эстонии
11:41 Минфин простит долги предпринимателям
11:21 Саакашвили отказался отвечать на вопросы украинских прокуроров
11:20 Новым «Звездным войнам» не хватило шага до кассового рекорда
10:54 СМИ узнали о возможном выделении 19 трлн рублей на перевооружение армии
10:31 Саакашвили изложил свою версию истории письма к Порошенко
10:29 Власти Рима отменили указ об изгнании Овидия
10:28 США потратят 200 млн долларов на сдерживание России
10:06 Три НПФ продали акции Промсвязьбанка до объявления о его санации
10:02 В Израиле умерла любимая учительница Путина
09:45 Полиция обыскала дом написавшей о слежке за Россией журналистки
09:41 Правозащитники рассказали о просьбах Улюкаева в СИЗО
09:26 Еще одна биржа в США начала торговать фьючерсами на биткоины
09:15 На Дальнем Востоке появится новая армия
09:05 Депутаты ГД предложили штрафовать стритрейсеров на миллион рублей
08:45 Посол РФ в США в Вашингтоне встретится с замгоссекретаря
08:22 60 нацгвардейцев пострадали при столкновении со сторонниками Саакашвили
08:07 В ЦРУ отказались обсуждать помощь в предотвращении теракта в Петербурге
07:50 18 декабря официально началась президентская кампания
17.12 21:00 Президент Финляндии ответил на информацию о слежке за военными РФ
17.12 20:27 Компания Ковальчука претендует на крымский завод шампанского «Новый свет»
17.12 20:04 Сборная РФ по хоккею выиграла Кубок Первого канала
17.12 19:44 ЦРУ передало Москве данные о подготовке теракта в Петербурге
17.12 19:16 При столкновениях со сторонниками Саакашвили пострадали десятки полицейских
17.12 18:35 СМИ назвали место содержания главаря ИГ
17.12 18:08 Опубликовано видео ликвидации боевиков в Дагестане
17.12 17:25 Между сторонниками Саакашвили и полицией произошли столкновения
17.12 16:47 Прокуратура впервые запросила пожизненный срок для торговца наркотиками
17.12 16:24 Курс биткоина превысил 20 тысяч долларов
17.12 16:16 Спортсменам РФ разрешили использовать два цвета флага на Олимпиаде
17.12 15:13 В Госдуме назвали неожиданностью слежку Финляндии за Россией
17.12 14:54 Скончался Георгий Натансон
17.12 14:15 В Крыму работы на трассе «Таврида» привели к перебоям с интернетом
17.12 13:44 В Москве снова побит температурный рекорд
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.