29 марта 2024, пятница, 02:27
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

09 сентября 2010, 08:56

Рискованный бизнес в дружественной стране

В конце лета российские студенты-археологи привезли из дружественной Абхазии уникальные артефакты – какую-то очень редкую вещицу II века нашей эры. Очень этому радовались. А до этого с краткосрочным визитом в Абхазии побывал Президент России Дмитрий Медведев.

- Мы будем развивать добрые отношения с Абхазией, будем развивать экономические отношения, будем развивать отношения в сфере безопасности, – уверял президента Абхазии Сергея Багапша российский Президент. Его коллега как «алаверды» обещал, что всё в абхазско-российских отношениях будет просто замечательно. Особенно в области экономики и безопасности инвестиций. Не берусь судить однозначно, но Багапш то ли не в курсе ситуации, то ли просто лукавит. В области экономической безопасности российских предпринимателей в Абхазии всё обстоит совсем не так безоблачно.

Для россиян бизнес в Абхазии после незавуалированного  политического покровительства «большого соседа» стал особо привлекательным. Самые серьезные перспективы – гостиничное дело, стройиндустрия и недвижимость. Недвижимость в Абхазии – лакомый и относительно недорогой кусочек. По крайней мере, по сравнению с ближайшей «Красной поляной» в Большом Сочи, куда в 2014 году съедется весь мир на зимнюю Олимпиаду. Расстояние совсем плёвое – какие-то сорок километров. Там земля и постройки стоят в разы больше, чем в обескровленной войной и её «послевкусием» – послевоенной неразберихой – приморской горной республике. Именно на эти направления и рискнул нацелиться житель одного из уральских городов Валерий Степанов (по соображениям безопасности фамилия изменена).

Друзья убедили Степанова вложиться в земельный участок на горной дороге, на кусок земли в Гаграх для строительства гостиницы – четыре гектара, еще на четыре объекта. Интересен был и рынок строительных материалов, в республике он почти что монополизирован. В горных селениях ждала помощь со стороны абхазского друга. Тот не просто братался с гостем с Урала, а ввел его в свой дом – по законам восточного гостеприимства. Как водится, познакомил с родителями и всей многочисленной семьей. Познакомил с «нужным человеком» из администрации – своим братом, занимающим кресло начальника имущественных отношений района. Оба пели о том, что маленькой, но гордой республике – ну никак не выжить без «большого российского брата». Клялись в дружбе на века и обещали помочь.

Некоторые странности в ходе длинных переговоров всё-таки были. Степанову вежливо объяснили, что российские граждане не могут покупать землю в Абхазии. В результате «партнеры» предложили два варианта – либо оформить покупку на жителя Абхазии, либо создать фирму с участием местных жителей. Ситуация довольно абсурдная – подавляющее большинство жителей республики имеют российские паспорта, а старики получают российскую пенсию. При этом приобретать землю им совсем не возбраняется.

Совместное предприятие было организовано. Деньги на решение земельных и имущественных вопросов под расписку были отгружены. Но Валерию не помогло даже знакомство с «нужным» человеком в администрации района. Хотя, казалось бы, проблем не было – не зря же задружились с «главным по имуществу». Но тот никак не мог посодействовать в приобретении земли – за пару месяцев решение не сдвинулось ни на миллиметр. Просто разводил руками. И деньги тоже не собирались возвращать – мол, подвели их.

Надо сказать, что в Абхазии больше работает то, что профессиональные юристы называют «обычным правом». В том смысле, что если прадедушка полтора века назад построил на клочке земли лачугу, земля по определению считается его собственностью, собственностью его внуков, правнуков, внучек и правнучек, хотя документально ничего не оформляется. Так что надо сначала выкупить землю у наследников аксакала, и только потом оформлять собственность. Со всеми положенными выплатами в бюджет. И двойная бухгалтерия, похоже, никого не смущает.

Наконец, «друг» выдал свои истинные намерения. Он потребовал поделиться с ним и его братом. Требование вызвало совершенно резонное недоумение – все расчеты к тому моменту были закончены. В итоге Валерию предложили всё продать и уехать из Абхазии. Конфликт, развернувшийся в доме, где Степанова встречали по законам восточного гостеприимства, закончился временным перемирием. Мама друга предложила на кухне хлебнуть своего вина и забыть обиду. Вина гость с Урала выпил, но на требования братьев ответил отказом. 

Отказ вызвал тихое бешенство. Через несколько дней Валерию вновь предложили «поделиться», и вновь получили отказ. Тогда тихое бешенство приняло другие формы. В течение трех часов три человека избивали Степанова и принуждали передать всю недвижимость и земельные участки местным жителям. При этом благородно семью обещали не трогать. Но благородства хватило ненадолго – машину с тремя детьми Валерия, женой, её подружкой с двухлетним ребенком тормознули на горной дороге. «Мерс» отобрали, а пассажиров оставили на обочине.

Кто-то из местных жителей называл ситуацию беспределом. Но «кто-то» совсем не означает «все». Мать Валерия написала заявление в милицию, но ее заставили отозвать жалобу. Судьба земельных участков и недвижимости – как в тумане. Да и как может быть по-другому, когда в руках у «друга» печать и право подписи документов, касающихся имущественных отношений… Даже заместитель российского консула Евгений Заболотный толком помочь не смог. Устроил только безопасный выезд семье Степанова из Абхазии – через три дня после инцидента – в сопровождении сотрудников уголовного розыска. Если бы не его помощь и не помощь другой абхазской семьи, которая посодействовала в возвращении машины и в принципе была с Валерием в хороших отношениях, выбраться из дружественной республики ему было бы проблематично.

Между тем, Степанов и его партнеры вели работу практически по «госзаказу» – Абхазия кровно заинтересована в оживлении строительства и гостиничного бизнеса. Это понимают все. Кроме отдельных личностей, которые интересуются только наполнением собственного кармана. Пост начальника имущественных отношений одного из центральных районов Абхазии – не синекура. В условиях практически полного отсутствия в республике риэлторских фирм он – царь и бог. Он не только подписывает документы, но имеет, как утверждают злые языки, процент с каждой сделки. А еще он помогает составлять документы. Вполне респектабельный господин днем – в белой рубашке и справном костюме – по окончанию рабочего дня преображается. И не дай Бог встать у него на пути.

Говорить о том, что уральскому предпринимателю просто «не повезло», так же нелепо, как говорить, что мыши не повезло в когтях кошки. Похоже, у него изначально не было шансов. Ситуация со Степановым – не единичная. Конечно, не у всех российских предпринимателей в Абхазии возникают проблемы. Вполне допускаю, что у Валерия просто бойцовый вес оказался не так уж и велик. Вряд ли кто-нибудь встанет на пути у тяжеловеса калибра Лужкова. Ему-то помощь российского консульства точно не понадобится. Но кроме Лужкова в республике работают и другие россияне. Они оказываются не защищены.

Можно было бы махнуть рукой. Но недавно в Южной Осетии поднялись голоса – мол, деньги из российского бюджета, выделенные на восстановление экономики, уходят невесть куда. Аналогичные вопросы время от времени возникают и в Абхазии. Суммы в масштабах бюджета России – не самые большие. Но есть еще одна закавыка.  Президент Медведев на встрече с Багапшем заявил, что Россия будет оказывать содействие Абхазии в восстановлении аэропорта и авиасообщения. Благотворительность? Отнюдь. Россия кровно заинтересована в их восстановлении. Сажать самолеты с участниками и болельщиками Олимпиады-2014 придется и на территории Абхазии – в Сухуми. Адлер, исходя из особенностей взлетно-посадочных полос и других обстоятельств, вряд ли справится. А, значит, гостям и участникам Олимпиады придется путешествовать на автобусах по территории Абхазии, которая не всегда оказывается дружественной по отношению к россиянам. Интересно, как-то отнесутся там к другим иностранцам?

Кстати, в абхазские проекты Степанов вместе с партнерами инвестировал около 3 миллионов долларов. Судьба их пока неизвестна.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.