Адрес: https://polit.ru/article/2010/09/23/panic/


23 сентября 2010, 09:07

«Вторая волна» паники

Судя по тому, что время от времени в общественном обсуждении возникает тема второй волны кризиса (хотя первая волна была уже два года назад, и всем давно стоило бы успокоиться), понятно, что широкие массы еще далеки от спокойствия. Им, видимо, кажется, что нынешнее состояние российской экономики крайне неустойчиво, поэтому ее в любой момент может рвануть еще раз. Пока, правда, ничего сверхъестественного не происходит, однако каждое из ряда вон выходящее событие (например, дефолт в Греции или российский неурожай) выглядит, как начало очередной волны, и усиливает угнетенное состояние заметной части населения.

Тем не менее, эту часть наших сограждан можно успокоить – второй волны кризиса не будет: во время первой волны мировая экономика обрушилась так сильно, что второй волны ей уже не нужно. Как правило, повторные явления возникают в том случае, если в ходе основного кризиса что-то еще уцелело, и это уцелевшее требуется разнести окончательно. Но если и с первого раза все прошло удачно, то повторения не требуется. Мировая экономика, а вслед за ней и российская, очень долго будет выбираться из-под обломков первой волны кризиса, поэтому никаких серьезных предпосылок для еще одной просто не может возникнуть.

Более того, если прошлый мировой кризис, имевший место за десять лет до нынешнего, происходил «на периферии» мирового хозяйства – сначала в Юго-Восточной Азии, потом в России, потом – в Аргентине и Турции, то нынешний разразился прямо в центре «мирового империализма», и уже от центра круги кризиса разошлись по всему мировому хозяйству, методично уничтожая на своем пути все живое. Это уничтожение шло очень эффективно именно потому, что исходило из мирового хозяйственного центра.

Правда, здесь возможны некоторые трудности при осмыслении текущей ситуации, так как мировая экономика будет находиться в придавленном состоянии еще несколько лет – недаром нынешний кризис сравнивают с великой депрессией 1929-1933 годов, которая длилась четыре года; а в некотором смысле – до начала Второй мировой войны. Понятно, что за такой длительный период может возникнуть масса мелких неприятностей, которые всегда будут интерпретироваться как начало очередной волны кризиса. Но, повторяем, поскольку все плохое уже произошло, бояться мелких неприятностей не стоит.

Их тем более не стоит бояться российским гражданам, потому что российская экономика сама по себе не сможет выступить генератором этой очередной волны или очередного кризиса. Ее удельный вес в мировой экономике незначителен, и подавать мировому хозяйству импульсы – негативные или позитивные – она просто не в состоянии. Российская экономика может только воспринимать внешние импульсы, худо-бедно микшируя их негативные последствия, но сама повлиять на эти импульсы может слабо. Но поскольку, как мы уже говорили выше, от мировой экономики сейчас ничего ждать уже не приходится, ни хорошего, ни плохого, мы спокойно (или, наоборот, нервно) будем ждать, когда ситуация выправится. Но ждать придется еще очень долго.

Таким образом, все разговоры о «второй волне» надо отставить в сторону. Тем не менее, имеет смысл понять, откуда вообще появилась эта идея? Как нам представляется, в памяти некоторых аналитиков и журналистов хорошо запечатлелись события ноября 1997 – августа 1998 года. За этот период в мировой экономике произошло два кризиса: сначала в Юго-Восточной Азии, а потом в России. И именно тогда была запущена устойчивая словесная конструкция о двух волнах – о первой, после которой российская экономика устояла, и второй, после которой ее ждал крах. Видимо, произошла экстраполяция схемы десятилетней давности в наше время. Хотя структура и характер кризиса десятилетней давности и нынешнего не имеют между собой ничего общего.

Если десять лет назад кризисов действительно было несколько, они были относительно небольшими по размеру (и по разрушительному воздействию на всю мировую экономику), они происходили в разных странах, и их негативный эффект был рассредоточен по времени, то сейчас кризис был один, масштаб у него был гигантский, и он произошел в одном месте и в одно время. Поэтому тогда было несколько небольших волн, а теперь – одно большое разрушительное цунами. Настолько разрушительное, что ждать его повторения в ближайшее время не приходится.