29 марта 2024, пятница, 18:33
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

06 октября 2010, 09:34

«Я лечу в Смоленск плакать…»

Так сказала журналистам Эва Коморовская, вдова вице-министра обороны Станислава Коморовского, после встречи семей жертв авиакатастрофы 10 апреля в Президентском Дворце.

Эва Коморовская была инициатором, или точнее – автором идеи совместного паломничества родственников погибших к месту трагедии . Реализовать эту идею было непросто. Но теперь уже все решено. 10 октября, то есть ровно через полгода после катастрофы, 175 членов семей погибших (возможно, в оставшиеся дни их число увеличится) будут в Смоленске

Внимание СМИ, как польских, так и зарубежных, бесспорно, способствовало успеху организации этой поездки. Как неизвестно, что появилось раньше – курица или яйцо, так трудно сказать, подогревалось ли внимание журналистов тем, что эту поездку патронирует первая дама Польши, Анна Коморовская, или жена президента не только оказала содействие, но и сама решила поехать в Смоленск, потому что письмо с просьбой о помощи, которое направили ей паломники 9 сентября, было открытым и в тот же день было опубликовано «Газетой Выборчей».

Но это, конечно, не столь важно. Главное – обретенная возможность «прикоснуться к земле, которая приняла последнее дыхание близких людей, – как было сказано в открытом письме, – и вместе помолиться в том месте, где они умерли». Это желание понятно каждому, ведь и в России чтут места смерти близких – сколько таких мест, означенных букетиками цветов, на каждой трассе! Но когда это место так далеко, да еще и в чужой стране, многое превращается в проблему, которую трудно решить одному.

Духовной стороной подготовки и проведения паломничества занимается прелат Войцех Дроздович, который со дня на день должен стать президентским капелланом. Но паломничество будет экуменическим. Известно, что в президентском самолете 10 апреля было шесть священников – военных капелланов разных вероисповеданий. Теолог Корнелия Пилх – вдова одного из них, лютеранского пастыря Адама Пилха, – будет среди паломников. Вместе с ней – православный священник о. Дудич, давний друг погибшего капеллана Войска Польского архиепископа генерала Мирона Ходаковского.

«Всем сердцем и всей душой» поддержал инициативу паломничества и президент Бронислав Коморовский. Будем надеяться, что ни в душе, ни в сердце президента ничего не изменится, оттого, что жизнь внесла некоторые коррективы в первоначальный замысел поездки, и возможно, в наиболее чувствительном для президента пункте. Изначально предполагалось, что паломники заберут с собой в Смоленск крест, спор о котором вот уже несколько месяцев будоражит всю Польшу. Напомню: крест был установлен скаутами сразу же после трагедии у Президентского Дворца на Краковском Предместье. Под ним зажигались свечи, возлагались цветы. Потом крест решено было перенести в костел св. Анны. Многие поляки бурно протестовали, и ситуацию не удалось нормализовать по сей день. Так вот: в вопросе о том, где быть кресту, родственники погибших также не единодушны. Заберут ли они его с собой в Смоленск, будет решено только в самый канун отъезда, 9 октября, простым голосованием. Но даже если заберут, крест вместе с паломниками вернется в Варшаву.

Это не единственное изменение первоначальных замыслов.

«Может быть, это покажется слишком смелым, – писали в открытом письме инициаторы поездки, – но мы хотели бы полететь в Смоленск самолетом. Символически закончить тот неоконченный путь. Приземлиться там «за них» и « для них». Мы верим, что хоть это и проблемный аэропорт, обе стороны, и польская и российская, могут сделать и сделают все для того, чтобы полет был безопасным».

Полетят они, конечно, самолетом. Но – в Витебск. Думаю, что такое решение было принято не потому, что смоленский аэропорт был признан уж настолько безнадежным, а потому, что эти последние метры перед посадкой, которые не дотянул президентский Ту 10 апреля, дл многих были бы непереносимо тяжелы. Они пройдут этот путь – от места катастрофы до посадочной полосы – пешком, хоть может быть, это окажется не легче.

Активность подготовки смоленской администрации к встрече с паломниками после многих месяцев бездействия напоминала активность давно уснувшего вулкана – так же неожиданно, и так же бурно. Началось с того, что в пятницу задержали трех польских журналистов, которые, как сотни их коллег и тысячи прохожих до этого, снимали место катастрофы и останки самолета. За попытку съемки вблизи военного объекта.

Через семь часов, в течение которых, по словам задержанных, с ними обращались вежливо, почти по-европейски, журналистов отпустили. Но запрет на фото- и видеосъемку остался. А чтобы какой-нибудь фотограф-любитель не засел в кустах, в субботу кусты и деревья на территории, прилегающей к месту катастрофы, начали рубить. Эти меры сугубой предосторожности дают основания предполагать, что Светлана Медведева, получившая приглашение принять участие в траурных торжествах, все-таки будет в Смоленске, и встреча двух первых дам, жен польского и российского президентов состоится.

В понедельник, наконец, произошло то, о чем многократно просили поляки и что должно было произойти, исходя из логики вещей, в первые же дни после катастрофы, – началось строительство чего-то в виде навеса над останками самолета. Итак, ценнейший вещдок, если он таковым еще является после того, как его полгода омывали дожди, сушили ветра и «исследовали» любопытные местные жители, будет защищен.

Что до места катастрофы, то через неделю – самое время для полевых работ! – здесь начнут работу польские археологи. И это после клятвенных уверений российского правительства решить проблему еще в мае! По слухам, здесь по сей день находят личные вещи жертв и даже (!) фрагменты человеческих тел. Очень не хочется в это верить, но последним, кто обнаружил такую страшную находку всего несколько дней назад и, вернувшись в Польшу, отправился с ней в прокуратуру, был францисканец о. Марек Кедрович. Он был в Смоленске и Катыни вместе с участниками Х Международного рейда мотоциклистов, которые приезжают сюда ежегодно.

Смоленские власти предложили полякам установить на месте катастрофы памятник. Уже через полгода, то есть к годовщине трагедии. Поляки пока промолчали. Думаю потому, что для них тщательное исследование места гибели их соотечественников куда важнее очередного звона фанфар, застывшего в камне.

Пока на этом месте, как и полгода назад, горят свечи, лежат цветы. «Для нас крайне важно выразить признательность жителям Смоленска, которые, как мы знаем, приходят на место катастрофы, чтобы зажечь свечу и помолиться о наших умерших», – писали участники паломничества. Верю, что эта встреча состоится.

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.