28 марта 2024, четверг, 12:29
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

15 октября 2010, 08:59

Добровольно бездетные или "свободные от детей"

Наверное, у всех есть знакомые, родственники или друзья, которые более или менее откровенно и твердо говорят о том, что не хотят становиться родителями «вообще никогда». А кто-то, может быть, и сам относится к этой группе. И это не удивительно — в наше время в больших российских городах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, такие люди уже не кажутся каким-то необычным явлением.

Хотя еще лет 20 или даже 15 назад могло сложиться впечатление, что уж где-где, а в России, НЕ хотеть детей невозможно, и материнство — это мечта каждой женщины. Впрочем, и сейчас, хотя и редко (за пределами центральных городов, возможно, чаще) встречается мнение, что материнство — «естественное предназначение» женщины, и «на самом деле» все хотят иметь детей.

Однако социальное явление добровольной бездетности в мире, и в России в том числе, безусловно, существует, причем появилось оно не вчера. Когда — вопрос отдельный, важно то, что сейчас его уже нельзя не заметить, особенно, если рассматривать добровольный отказ от детей с точки зрения науки. Уже несколько десятилетий социологи, демографы и другие ученые, работающие в рамках гендерного подхода и не только, внимательно присматриваются к добровольной бездетности, стремясь понять ее причины, масштабы, значение в жизни обычных людей, а также в отношении изменения общественных норм и перспектив будущего развития населения.

В этом году исполняется 30 лет со дня выхода книги канадского социолога Дж. Э. Виверс «Бездетные по собственному выбору». Виверс часто (начиная с 1973 года) писала на эту тему, но вот «подытоживающая» книга о чайлдфри у нее только одна. Она была первой — или одной из первых исследовательниц так называемых childfree. Ее книги рекомендуются для чтения до сих пор, несмотря на прекращение ее социологической карьеры в 2000-м году. Буквальный перевод слова childfree — «свободные от детей» — подразумевает людей, живущих активной сексуальной жизнью, возможно, состоящих в браке, но целенаправленно принимающих меры для того, чтобы избежать зачатия и рождения детей. Причем избежать этого не только в некий конкретный период жизни, а вообще навсегда (если мы говорим о так называемых «истинных чайлдфри»). Сейчас это весьма шумно и ярко заявляющее о себе сообщество и в интернете, и в «реальной жизни».

Табл. 1 Сообщества чайлдфри в Интернете; в России наиболее активна не указанная здесь группа ru_childfree в Живом Журнале

Такая «жизненная позиция», скорее всего, стала возможной и широко распространилась, только на основе «контрацептивной революции», с появлением надежной, но обратимой контрацепции, поскольку далеко не все чайлдфри прибегают к стерилизации (хотя сейчас существует и обратимый вариант этой операции, но в начале 1980-х это еще не было возможно).

Виверс спрашивала участников своего исследования о том, почему они в большинстве случаев все-таки предпочитают избегать не только зачатия, но и стерилизации, хотя и утверждают, что не захотят детей «никогда». Однозначного и ясного ответа она не получила. Возможно, они все же допускают отличную от нуля вероятность изменения своих предпочтений в будущем.

С другой стороны, даже и обсуждения, создаваемые самими чайлдфри на своих форумах, проникнуты мыслью, что это не такое уж «новомодное» явление — в некотором смысле, чайлдфри существовали всегда, только раньше, пока медицина была недостаточно развита, им, как правило, приходилось отказываться от рождения детей, а заодно и от секса. Затем появилась возможность необратимой стерилизации, которая достаточно широко использовалась в Западных странах как минимум с начала ХХ-го века. И, конечно, те пары, которые прибегали к ней по собственному обоюдному желанию в самом начале сексуальных отношений, тоже можно считать чайлдфри.

Однако до Виверс никто специально не изучал этот феномен с социологической точки зрения, и мы сейчас можем лишь косвенно и ретроспективно судить о том, зачем они это делали, и к чему этот жизненный выбор их приводил.

Мотивации чайлдфри

С точки зрения Виверс, «свободные от детей» делятся на два «класса» в отношении основных мотиваций бездетности.

  • Первый она назвала «реджекторами» (это те, кто испытывает отвращение к процессу рождения детей и к детям как таковым),
  • а второй «аффексьонадо» (те, кого привлекают прелести беззаботного бездетного образа жизни — путешествия, артистическая, богемная жизнь, развлечения и т.д.).

Аналогичную классификацию приводит и Джиллеспи в работе 2003 года, а именно —

  • те, для кого важнее «привлекательность, притягательность бездетности» и
  • те, кому свойственно «отторжение, отвращение к детности».


Рис. 1 «Я не бездетный, я свободный от детей» — эмблема одного из чайлдфри-сообществ, подчеркивающая свободу и привлекательность их образа жизни (childfree — «свободный от детей», childless — «лишенный детей», первый вариант означает счастье, второй — несчастье от бездетности, соответственно, чайлдфри согласны применять к себе только первый вариант)

Однако эмблема подразумевает и некоторую стигматизацию недобровольно бездетных — мол, я не из этих «уродов». Возможно, поэтому чайдфри избегают и стерилизации — чтобы не стать «нездоровыми», читай — неполноценными людьми.

Рис. 2 Еще одна эмблема чайлдфри, в данном случае подчеркивающая негативное отношение к детям, соответственно, «реджекторская» (надпись «метро Денвера, кроме шуток (без детей)» (игра слов, «кроме шуток» и «без детей» можно выразить одними и теми же словами))

В недавних аналитических работах (Книл и Джоши, 2008, Морелл, 2000), выделили еще две категории тех, кто, в конце концов, оказывается бездетным по своей воле — это

  • «постоянные откладыватели» (с юности или с начала брака/партнерства применяют контрацепцию, но изначально не отказываются от идеи ребенка, однако их временное «потом» плавно переходит в постоянное «никогда», в момент, когда они уже более не хотят или не могут — или и то, и другое — иметь детей), а также

  • «волнообразные отказники» (у них бывают периоды, когда они хотят детей, иногда даже очень хотят, но другие соображения и стремления их жизни все же оказываются важнее даже и в эти периоды, и детей они в результате все-таки не имеют именно по собственному решению).

Чайлдфри: гендерные различия и этапы жизненного цикла

Некоторые социологические работы исследуют, что же происходит с чайлдфри в старости. С точки зрения здравого смысла, точнее, бытового сознания — бездетные в старости должны страдать — во-первых, от осознания своей чудовищной ошибки, во-вторых — из-за отсутствия молодых взрослых, которые бы о них заботились.

Что ж, в некоторых случаях все это оказывается правдой (Рубинштейн 1987, Жиранда, Лук и др. 1999). При этом бездетные мужчины чувствуют себя несколько лучше бездетных женщин — они богаче, и могут нанять тех, кто будет о них заботиться, кроме того, они дольше, чем женщины, сохраняют придающие их жизни смысл другие (неродительские) социальные роли (Хансен, Слагсволд и др. 2009).

Особенно «печальна» участь столь счастливых в молодости бездетных супружеских пар –уж не в качестве ли «наказания» за «зацикленность» друг на друге и отказ в свое время от остальных социальных связей. Холостяки и вообще одинокие чайлдфри чаще сохраняют дружеские отношения с более молодыми, чем они сами, людьми, что их впоследствии и поддерживает.

С другой стороны, Шредер-Баттерфилл и Кригер (2005) показали на примере Яванского традиционного общества, в этом отношении похожего на многие другие, что бездетность и детность могут вести к одним и тем же результатам с точки зрения «стакана воды» в старости: кому-то его не приносят и свои дети, а кому-то другому прекрасно приносят дети чужие. Правда, для этого чужие дети должны существовать, и их должно быть достаточно много — хуже всего тем бездетным старикам, которые живут в окружении таких же бездетных стариков, — но это слишком часто происходит не с теми, кто выбрал бездетность сознательно, а с теми, у кого просто так сложилась жизнь (вспомним, например, вымирающие русские деревни, где живут одни бабушки и, ну, может быть, один дедушка на десяток старушек, а дети, если они у кого и были, уехали в город или спились…).

У добровольной бездетности есть и очень интересные гендерные различия еще в молодом возрасте, в момент принятия решения или почти сразу после этого. Парк (2005) показал, что мужчины чаще воспринимают детей прежде всего как некий фактор, требующий финансовых жертв с их стороны.

По емкому выражению одного современного русскоязычного Интернет-автора (medportal.ru/budzdorova/things/1463), «для женщин быть чайлдфри — это прежде всего свобода работать, а для мужчин — это свобода НЕ работать». С этим связано очень многое:

  • и то, что не стремящиеся иметь детей мужчины, например, в Америке, характеризуются в среднем более низкими уровнями дохода и образования, чем американские же чайлдфри-женщины (ДеАнна 2002);

  • и то, что в русскоязычном Интернет-сообществе childfree.ru НАМНОГО больше женщин, чем мужчин — ведь говорить о том, что «отказываешься» от детей ради того, чтобы посвятить себя карьере, которая так или иначе все же имеет некий шанс оказаться полезной для общества, все-таки несколько более социально приемлемо, чем «не размножаться» просто для того, чтобы тратить весь свой заработок на себя, при этом не напрягаясь в стремлении заработать как можно больше;

  • и то, с другой стороны, что, судя по количественным социологическим опросам в различных странах (Америка, Австралия, европейские страны), мужчин-чайлдфри, наоборот, всегда несколько больше, чем женщин, — ведь если они воспринимают детей с более рациональной точки зрения, эмоциональные «аттракторы» (мотивировки к деторождению) имеют для них меньшее значение. А если эмоции не включены, а влияние норм ослабело, то, действительно, что может мотивировать к родительству?

  • Среди мужчин всегда больше и окончательно бездетных по всей совокупности причин (табл. 2) — что связано, как считают некоторые исследователи, с тем, что женщины чаще, чем мужчины, осознанно стремятся иметь детей, а мужчины в этом отношении почти всегда «плывут по течению». Раньше, до контрацептивной революции, «плыть по течению» означало, что дети у тебя, скорее всего, появятся. Сейчас же все изменилось «до неузнаваемости» — ситуация стала практически противоположной…

  • При этом есть тенденция, что от некоторых мужчин рожает несколько женщин, в то время как от других не рожает никто. В частности, у мужчин с высоким доходом, в среднем, наоборот, больше детей, в то время как более высокий личный доход женщин обычно коррелирует с меньшим их количеством на одну женщину.
Бездетные 2001
Евробарометр 56.2
Всего Мужчины Женщины
Бельгия 14.5 17.6 11.7
Дания 13.1 14.3 12.3
Западная Германия 13.7 16.9 10.9
Греция 10.1 10.0 10.3
Италия 10.5 11.9 9.5
Испания 11.7 14.8 8.8
Франция 11.8 15.5 8.7
Ирландия 18.4 22.9 14.3
Люксембург 14.3 14.9 13.3
Нидерланды 13.7 15.2 12.4
Португалия 10.5 9.9 11.0
Великобритания 11.6 15.8 7.7
Восточная Германия 10.1 13.3 7.5
Финляндия 14.9 15.0 15.2
Швеция 10.5 9.6 11.4
Австрия 15.7 16.9 14.8
Евросоюз 15 12.1 14.7 9.8
Табл. 2 Данные об окончательно бездетных за 2001 год, возраст 40+, Евробарометр 56.2, расчеты Дж. МакИннеса, 2006

Добровольно бездетные: кто они?

Если говорить о признаках или свойствах чайлдфри, то есть о том, какие люди более вероятно «рекрутируются» в их ряды, то и тут существует интересная дискуссия. Начиная с Виверс, исследования показывали незначительную, но все же связь этого жизненного выбора с

  • более высоким уровнем дохода и образования,
  • атеизмом,
  • работой женщин и их ориентацией на карьеру,
  • отношением родителей «свободных от детей» к детям и их ценностями в отношении «производства потомства», а также
  • с составом родительской семьи — добровольно бездетные чаще происходят из семей с одним ребенком, или из многодетных семей, если они были там старшими братьями или сестрами.

С другой стороны, все то же исследование Виверс 1980-го года показало, что в паре, где один из ее членов — убежденный чайлдфри, а второй колеблется, побеждает чайлдфри и дети не рождаются. Этот факт говорит о возможности распространения «свободными от детей» своего влияния на других людей.

Недавние работы Лори Чанси и ее соавтора (например, 2009) поддерживают эту гипотезу. Чанси считает, что к настоящему времени добровольная бездетность в Соединенных Штатах распространилась на группы с меньшим доходом и образованием и с большей религиозностью, чем это было характерно еще 20 лет назад.

Таким образом, «свобода от детей» постепенно охватывает различные социальные слои и группы так же, как их обычно «завоевывает» любая мода. Сменится ли эта мода на противоположную, и до какой вообще степени это можно назвать «модой» — вопрос, конечно, дискуссионный.

Лори Чанси, кроме того, высказывает мысль, согласно которой в настоящее время эта мода распространяется все более широко, но существует некий «потолок», процент, выше которого количество добровольно бездетных в обществе вряд ли вырастет (с ее точки зрения, это 10% возрастной когорты). Почему именно 10%, откуда взялась именно такая «круглая» цифра, и насколько вообще справедливы подобные умозаключения — вероятно, покажет время. Как бы то ни было, Чанси приводит график, показывающий, что пока бездетность как таковая количественно растет:

Рис. 3 Процент американских бездетных женщин, в возрасте 40-44 года (источник Биддлком и Мартин 2006)

А все-таки, сколько в мире чайлдфри?

Говорить о точном количестве именно добровольно бездетных в мире сложно, поскольку переписи населения учитывают всех бездетных вне зависимости от причины их состояния, а вопрос о том, является ли эта бездетность запланированной или нежеланной, практически всегда задается только в выборочных исследованиях. При этом даже относительно числа просто окончательно бездетных существуют значительные расхождения между разными источниками данных, например, Евростатом и Евробарометром для Германии и Великобритании (ср. рис. 4 и табл. 2)


Рис. 4 Процент бездетных женщин по Евростату (источник: EUROSTAT — Cronos)

Как бы то ни было, считается, что выборочные исследования тоже производят репрезентативные данные, а, значит, дают некоторые основания судить о проценте чайдфри среди как бездетных, так и населения в целом. Для этого в анкете должны присутствовать как вопросы о желании/нежелании иметь детей, так и о наличии/отсутствии биологических к этому препятствий. Эти вопросы уже давно есть, например, в опросах Евробарометра, однако лишь недавно об этом стали спрашивать не только состоящих в браке/свободном союзе, но и одиноких.

По Евробарометру 56.2 (в обработке Джона МакИннеса), а также по некоторым другим исследованиям получается достаточно яркая картина, согласно которой большинство окончательно бездетных — это не чайлдфри, а также не больные и бесплодные (в настоящее время, по оценкам, медицина не в состоянии помочь лишь 2-3% людей иметь детей, хотя изначально процент тех, кому ставится диагноз «бесплодие», выше, иногда намного). Основная часть — те, у кого так или иначе «не сложилось» — или брачно-партнерская жизнь, или они не смогли договориться сами с собой и вовремя определиться со своими желаниями/нежеланиями (рис. 5).

Рис. 5 Количество и процентное соотношение окончательно бездетных по различным причинам, исследование Тантурри и Менкарини, Италия, 2008

Чайлдфри в России и других «незападных» странах

В Интернет-сообществе чайлдфри в русскоязычном Живом Журнале на вечер 15.06.2010 было 4057 участников и еще 3466 «читателей» — которыми, впрочем, могут быть как «сочувствующие делу», так и не-сочувствующие, в том числе настоящие «враги». Нравы у общества суровые (как, впрочем, и на многих других «тематических» форумах) — антиродительские и антидетские высказывания поощряются, в то время как любая агитация противоположной стороны безжалостно «модерируется». Обсуждаемые темы касаются мотиваций как чайлдфри, так и «детных», философии, демографии и эволюции, налогообложения, выгодного для чайлдфри, и, конечно, экологии. Размещены литературные произведения членов сообщества, в том числе фантастические.

Вообще, фантастического на сайте много. А вот что касается возможности чайлдфри «посчитать» — с этим пока плохо, количественных репрезентативных данных по России пока нет.

Рис. 6 Карта, на которой отмечены города, в которых есть потребность к организации групп чайлдфри. (источник: Stuart Basten, 2009)

Впрочем, как можно видеть из рис.6, добровольно бездетные уже есть не только в России, так или иначе давно характеризующейся низкой рождаемостью, но и в Индии и Объединенных Арабских Эмиратах, где пока рождаемость в целом все же обеспечивает воспроизводство населения. «Тема» распространяется в регионы с совершенно неевропейскими культурными традициями, что это — глобализация или, наоборот, возможно, уже необходимы новые теории добровольной бездетности, свободные от «евроцентризма», учитывающие культурное разнообразие ситуаций, в которых люди принимают такое решение? Ответа пока нет и быть не может.

Возможность изменения намерения иметь/не иметь детей во времени

Исследования показывают, что такие намерения, действительно, могут меняться, и меняются, причем в любую сторону.

То есть те чайлдфри, которые сегодня утверждают, что «никогда», могут не только через 9-10 лет оказаться родителями (это еще как-то могло произойти с ними как бы «насильно», вопреки их желанию — хотя это и маловероятно в условиях наличия надежной контрацепции и при допустимости аборта), но и пополнить ряды планирующих материнство или отцовство — а это уж в чистом виде именно изменение намерений.

Таков результат лонгитюдного исследования Ку с соавторами в Австралии (2000). В этом исследовании было две волны, опрашивались одни и те же респонденты. Результат в табл. 3. Можно видеть, что и планирующие родительство тоже могут поменять свои планы и пополнить ряды добровольно бездетных. А поскольку тех, кто хочет когда-либо иметь детей, все-таки изначально больше, в результате среди добровольно бездетных во второй волне исследования парадоксальным образом оказывается больше тех, кто изначально был ориентирован на родительство.

Результат к 1990-му году Планы рождаемости в 1981 году
Хотели иметь детей Не хотели иметь детей Не знали Всего
Имеют детей 398 12 10 420
Нет детей+хотят 200 8 11 219
Нет детей+не хотят 44 25 13 82
Нет детей+не знают 54 3 5 62
Всего 696 48 39 783
Табл. 3 Распределение участников австралийского исследования по репродуктивным намерениям и их осуществлению (две волны, 1981 и 1990 годы)

В то же время, только один из семи желающих иметь потомство изменил свои взгляды на противоположные через 9 лет, в то время как половина не желающих их иметь теперь родители или хотят ими быть.

Впрочем, чтобы делать выводы о том, кто «упрямее» или «сильнее духом» — добровольно бездетные или «стремящиеся к размножению», а также о том, что такое чайлдфри — скоропреходящая мода или долговременная тенденция, которая будет развиваться (и до какого предела?) необходимо, конечно, больше исследований в разных странах. Для нас, безусловно, наиболее интересно было бы получить количественное «подкрепление» различным возможным гипотезам для России — ведь до сих пор многие думают, что уж где-где, а в «России-матушке» не может большого числа быть женщин, добровольно отказывающихся от своего «естественного предназначения»…

 

Литература

Basten, S., Voluntary Childlessness and being Childfree, The future of human reproduction: Working paper # 5, Oxford-Vienna, 2009

Biddlecom, A. and S. Martin (2006). “Childless in America.” Contexts 5(4): 54.

Chancey, L. and S.A. Dumais (2009). “Voluntary childlessness in marriage and family textbooks, 1950-2000.” Journal of Family History 34(2): 206-223.

DeAnna L. Gore, I Don’t Want Any Children… Ever: Gender Differences in Voluntary Childlessness in the US , 2002, Florida State University, PhD thesis

Gillespie, R. (2003). “Childfree and feminine: Understanding the gender identity of voluntarily childless women.” Gender and Society 17(1): 122-136.

Giranda, M., J.E. Luk, et al. (1999). “Social Networks of Elders without Children.” Journal of Gerontological Social Work 31(1-2): 63-84.

Hansen, T., B. Slagsvold, et al. (2009). “Childlessness and Psychological Well-Being in Midlife and Old Age: An Examination of Parental Status Effects Across a Range of Outcomes.” Social indicators research: 1-20. 21

Kneale, D. and H. Joshi (2008). “Postponement and childlessness: Evidence from two British cohorts.” Demographic Research 19: 1935-1964.

MacInnes, J., Voluntary childlessness, fertility “plans” and the “demand” for children: evidence from Eurobarometer surveys, Centre of Demografic studies, Barcelona, 2006

Morell, C. (2000). “Saying No: Women's Experiences with Reproductive Refusal.” Feminism and Psychology 10(3): 313-322.

Park, K. (2005). “Choosing childlessness: Weber's typology of action and motives of the voluntarily childless.” Sociological Inquiry 75(3): 372-402.

QU, L., R. WESTON, et al. (2000). “Effects of changing personal relationships on decisions about having children.” Family Matters, nº57.

Rubinstein, R. L. (1987). “Childless elderly: Theoretical perspectives and practical concerns.” Journal of Cross-Cultural Gerontology 2(1): 1-14. 23

Schroder-Butterfill, E. and P. Kreager (2005). “Actual and de facto childlessness in old age: Evidence and implications from East Java, Indonesia.” Population and development review 31(1): 19-55.

Tanturri, M. L. and L. Mencarini (2008). “Childless or childfree? Paths to voluntary childlessness in Italy.” Population and development review 34(1): 51-77.

Veevers, J. E. (1980). “Childless by choice” Toronto, Toronto : Butterworth, Canada

Автор — ст. науч. сотрудник Института демографии ГУ-ВШЭ. Текст подготовлен при помощи Фонда Генриха Белля.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.