Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
15 декабря 2018, суббота, 17:41
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

28 октября 2010, 09:33

Голубой крейсер

См. также часть 1

Боевая судьба корабля оказалась сравнительно короткой – всего 375 дней с 22 июня 1941 г. по 2 июля 1942 г., когда он был потоплен немецкой авиацией у причальной стенки в Новороссийске. Тем не менее, это были яркие 375 дней, подобными мог гордиться далеко не каждый из крупных кораблей Черноморского флота.

Начало войны застало лидер "Ташкент" в доках Николаевского судостроительного "Завода им. 61 коммунара", где проходил плановый ремонт, совмещенный с модернизацией вооружения – три одноорудийные башни главного калибра (130 мм), временно установленные на николаевском же "Заводе им. А. Марти", теперь меняли на штатные двухорудийные. Кроме того, производилась замена 45-мм зенитных пушек 37-мм автоматами, а в сентябре того же года на лидере появилась спаренная 76-мм установка, снятая с недостроенного эсминца “Огневой" – это уже было усиление, не предусмотренное первоначальным проектом корабля. Вообще же, оказалось, что война, в которой кораблю выпало участвовать, очень сильно отличалась от той, для которой он был спроектирован. Никаких атак миноносных групп на крупные корабли противника на Черном море не имело места – поскольку германское командование и не вводило свои крупные корабли на этот театр, ограничившись действиями кораблей малых классов да военно-морских сил своих союзников – Румынии и Италии, – также представленных в основном катерами. Зато скоростные и маневренные качества корабля оказались весьма полезны для противодействия авиации врага, а также для выполнения задач по транспортировке войск и военных грузов в осажденные Одессу и Севастополь. В итоге, единственный бой с надводным кораблем противника в истории "Ташкента" имел место против… торпедного катера итальянского ВМФ. Бой был, впрочем, успешен – а враг потоплен. Кроме этого катера, "Ташкент" или "Голубой крейсер", как прозвали его жители портовых городов за несвойственную советским военным кораблям (но типичную для итальянских) окраску корпуса, уничтожил девять и повредил пять вражеских самолетов, отконвоировал без потерь 17 транспортов, перевез 19 300 человек, 2 538 т боеприпасов, продовольствия и других грузов. Провел 100 боевых стрельб главным калибром, заставив замолчать 6 батарей и повредив 1 аэродром.

Боевое крещение "Ташкент" принял 9 июля 1941 г. на подходе к Севастополю, подвергшись атаке немецкой авиации. При этом корабль никак не мог развить полный ход – позднее была найдена причина: кусок картона, забитый кем-то (намеренно?) в масляную магистраль главного упорного подшипника кормовой машины. 22 августа корабль огнем главного калибра подавлял батареи противника под Одессой, 28 августа конвоировал из Севастополя в Одессу теплоход "Абхазия", 29 августа опять вел контрбатарейные стрельбы, а 30 августа, на пути в Одессу, подвергся исключительно сильной атаке авиации противника. Умело маневрируя, корабль избежал прямых попаданий авиабомб, однако гидравлические удары образовали в кормовой части серьезную пробоину. С ней, однако, корабль своим ходом вернулся в Одессу, откуда перешел в Севастополь, где встал в док Севморзавода. Предстоящий ремонт по всем нормативам требовал пяти месяцев, но был выполнен в два раза быстрее (тогда же установили и 76-мм зенитную башню). 1 ноября лидер перешел в новую базу Черноморского флота – Поти. В том же месяце корабль включается в оборону Севастополя – доставляет туда боезапас, вывозит раненых, одновременно с погрузочными работами ведет огонь по врагу главным калибром.

26 ноября под флагом командующего эскадрой Л. А. Владимирского (бывшего первого командира "Ташкента", принимавшего его в Италии) лидер конвоирует до Босфора переводимые на Дальний Восток танкеры "Туапсе", "Сахалин", "Варлаам Аванесов" и ледокол "Анастас Микоян". Вот как писал про этот поход А. К. Усыскин:

"Теперь испытание не на боевую живучесть, как было 30 августа 1941 г., а на мореходность... Десятибалльный шторм, крен до 50°, по палубе ходить запрещено, спасает штормовой коридор. Трудно маневрировать – связывает скорость буксируемых судов. Волны прокатываются по палубе. Спасибо мостику и ходовой рубке, вращающимся иллюминаторам... Командир не теряет обзор и может принять решение о маневре. Лучше, чем командир, никто качества ходовой рубки не знает... А вот как оценивает В.Н. Ерошенко (командир лидера – Л. У.) хо­довую рубку лидера "Ташкент"; "В такую погоду по-настоящему оценишь прекрасно устроенную рубку "Ташкента". Защищая от ветра, она обеспечивает в то же время хороший обзор. Вращающиеся иллю­минаторы сами сбрасывают со своих стекол водяные брызги. Надежно закрепленное кожаное кресло с высокой спинкой – такое же, как в кают-компании – оберегает силы, когда находишься здесь сутками".

Мостик и ходовая рубка в кораблестроительной практике часто являлись причиной или дружбы, или раздора между командиром и главным конструктором корабля. Почти все типы ходовых мостиков и рубки были компромиссом между командиром и кораблестроителями. Не обошелся без таких споров и мостик лидера "Ташкент", и потому оценка его качеств, проверенных в тяжелейших условиях моря и боя, которую дают люди, испытавшие предельное физическое напря­жение, предельную усталость в такой обстановке, является высшей похвальной оценкой. Нужно всегда помнить, что именно с ходовой рубки идут приказания командира, от которых зависит жизнь корабля.

А от полноты информации об обстановке и самочувствии командира зависит жизненная целесообразность этого приказания.

В машинных и котельных отделениях физическое напряжение в таких условиях на пределе... Но эти труженики, службой приученные верить в свое "заведование" и верить в корабль, счастливы тем, что на любую команду с мостика могут ответить; "Есть!" А лидер "Таш­кент" было, за что любить в эту трудную вахту... Он выдержал про­верку морем и благополучно вернулся в Батуми, где его ожидала задача – загрузив все помещения войсками и боеприпасами с пере­грузкой приблизительно в 1000 тонн, немедленно идти в Севастополь, несмотря на штормовую обстановку в море. Слой воды, перекатывавшийся через полубак, был настолько мощным, что нос зарывался в воду, а палуба полубака в районе волнолома прогнулась, потеряла водо­непроницаемость и вода начала поступать в носовой кубрик.

При такой недопустимой в нормальных эксплуатационных условиях перегрузке лидер "Ташкент" показал превосходную мореходность, что, в дополнение к своим маневренным и скоростным качествам, к боевой живучести механизмов, систем и устройств, подтверждало оценку Л.А. Владимирского и Н.В. Ерошенко о непобедимости лидера "Таш­кент" в море. <…> Все переходы лидера "Ташкент" в ноябре месяце 1941 г., как правило, проходили при штормовом состоянии моря".

В первые месяцы 1942 г. корабль продолжает осуществлять поддержку защитников Севастополя. Последний свой переход в Севастополь из Новороссийска и обратно "Ташкент" совершил 26-27 июня:

 26 июня 1942 г. оказался тяжелым днем для лидера "Ташкент" и последним днем в жизни эсминца "Безупречный". Лидер "Ташкент", приняв 1000 солдат, полевые орудия и продовольствия общим весом более 300 тонн и эсминец "Безупречный" с 400 солдатами на борту, получив приказание, 26-го июня взяли курс на Севастополь. Эсминец "Безупречный", учитывая меньшую скорость хода, вышедший на час раньше "Ташкента", под бомбовыми ударами большой группы самолетов противника, получив тяжелые повреждения, затонул со всеми солда­тами и экипажем. Подошедшему лидеру "Ташкент", отбиваясь от атак самолетов и торпедных катеров противника, ничего не остава­лось делать, как для спасения хотя бы части людей с "Безупречного" сбросить спасательные круги и плавучие предметы. С тяжелым чувст­вом, в силу жестокой военной целесообразности, лидер "Ташкент" был вынужден покинуть гибнущих и, отбиваясь от противника, манев­рируя на большой скорости, со своим бесценным грузом продолжить курс. Избежав прямых попаданий и торпедных атак противника, лидер благополучно достиг Севастополя. <…> Ночью 27 июня 1942 года лидер "Ташкент", <…> приняв в Севастополе на борт 3500 раненых и эвакуируемых, вышел в Новороссийск. В действии находились все четыре котла и обе главные машины. Все вспомогательные меха­низмы и системы были включены по-боевому. Корабль шел 33-34-узловым ходом. На траверзе Ялты "Ташкент" был обнаружен воздушной раз­ведкой противника. Вскоре появились бомбардировщики Ю-88. Несмотря на сильный зенитный огонь лидера, одному бомбардировщику удалось атаковать корабль и сбросить несколько бомб. Четыре авиабомбы весом по 250 кг разорвались с левого борта на расстоянии 5-6 м от кормы. Корабль сильно подбросило. Руль заклинило в положении 21 градус на правый борт. Ход уменьшился, началось движение корабля по цир­куляции. Для удержания корабля на курсе пришлось главными машинами работать "враздрай".

После разрыва авиабомб кормовая аварийная группа установила, что румпельное отделение через пробоину затоплено водой, и масло­провод к румпельному отделению перебит. В воздухе снова появились бомбардировщики. На этот раз 86 самолетов противника через каждые 5-10 минут атаковали корабль и сбрасывали на него бомбы. Интен­сивность зенитного огня 37-мм автоматов лидера была настолько ве­лика, что пришлось раскаленные стволы поливать водой. Дня постановки руля в прямое положение личным составом были приняты все возможные меры. Однако выяснение причин заклинивания руля усложнялось наличием воды в румпельном отделении, уровень которой был выше настила на I м. Наконец, случайно было обнаружено, что заклинивание руля произошло вследствие того, что между голов­кой поперечины баллера руля и палубой румпельного отделения попал гаечный ключ, висевший обычно на кормовой переборке. При взрыве он был сорван со своего крепления. Через 20-25 минут ключ был извле­чен и руль поставлен на нуль.

Взрыв авиабомбы вывел из строя двигатели рулевого устройства и их станции. Через некоторое время станция и левый электродвига­тель были введены в строй.

Примерно через 40 минут после первого взрыва с правого борта в районе I котельного отделения разорвалась еще одна аивабомба. Давление в котле № 1 быстро упало до нуля, а через 5 минут упало давление и в котле № 2. Через пробоину в наружной обшивке было затоплено I котельное отделение, а через поврежденную переборку – и II котельное отделение. Одновременно с этим были затоплены центральный артиллерийский пост и III кубрик. Корабль уменьшил ход до 20 узл. Благодаря быстрому переключению магистралей в I машинном отделении корабль продолжал идти под двумя машинами, работающими от котлов № 3 и 4.

Через непродолжительное время на корабль было сброшено еще несколько бомб. Одна из них разорвалась с правого борта в районе носовых артиллерийских погребов. Через новые пробоины были затоп­лены оба погреба. Личный состав, покидая I артиллерийский погреб, не успел задраить люки. Вследствие этого был затоплен и I кубрик. Дифферент корабля на нос дошел до 2,6°, но корабль продолжал идти, отражая атаки самолетов. Для уменьшения дифферента были затоплены V кубрик, III артиллерийский погреб и погреба мелкокалиберной артил­лерии и торпедных головок. Одновременно с этим все раненые и эвакуированные были перемещены в корму, а тяжелые предметы были выброшены за борт. В помещения носовой части корабля вода поступа­ла через все забортные отверстия, так как к этому моменту носовая оконечность ушла под воду на 1,5 м.

Пожарная магистраль носового отсека вышла из строя, и за­пустить водоотливные средства не было возможности. На все отверс­тия, через которые поступала вода внутрь помещений, ставились деревянные пробки. Из помещения носовой холодильной машины и из форпика вода отливалась ведрами.

Для восстановления вышедшего из строя освещения в носовом отсеке были отключены поврежденные провода, а в помещении судо­вой мастерской и в коридоре офицерских кают – переброшены сростки из коробок силовой сети на осветительные. Это обеспечило подачу тока в носовые помещения. То же было сделано и в I машинном отделении для подачи тока на правый борт машинно-котельных отде­лений.


Вскоре носовая переборка I машинного отделения начала деформироваться и пропускать воду. Кроме того, стала выливаться вода из теплого ящика, переполненного и спрессованнного забортной водой через поврежденный участок приемной питательной магистрали в I котельном отделении. Аварийные группы подкрепили носовую переборку I машинного отделения и запустили местный эжектор. Однако вода все прибывала и стала затапливать вспомогательные механизмы, продол­жавшие работать в воде. В связи с угрозой полного затопления I машинного отделения скорость лидера была уменьшена до 14 узл. Вместо вышедшего из строя турбодинамо № I были запущены дизель-динамо № I и 2. На них были переключены электропожарные насосы.

К этому времени интенсивность атак неприятельских самолетов несколько ослабела, так как появились наши истребители. Спустя еще некоторое время к "Ташкенту" подошли эскадренные миноносцы "Бди­тельный", "Сообразительный" и катера МО. В течение 3 часов корабль был атакован 96 самолетами Ю-88, которые сбросили на него около 360 авиабомб.

После подхода миноносцев "Ташкент" застопорил одну машину, так как были затоплены вспомогательные механизмы. "Бдительный" взял лидер на буксир. Из-за большого дифферента на нос "Ташкент" сильно рыскал, буксировка его носом стала невозможна. Пришлось буксировку лидера вести кормой, скорость ее равнялась 8-10 узл.

Раненые и эвакуированные были переданы на эскадренный мино­носец "Сообразительный" и катера. Подошедшие к этому времени два буксира отшвартовались по бортам лидера и помогали буксировке, одновременно на ходу откачивая воду. С буксира "Юпитер" на лидер "Ташкент" было передано две мотопомпы производительностью по 50 т/час. Попытки откачать воду из I и III кубриков и II котельного отделения успехом не увенчались, и лидер в полузатопленном состоянии был приведен в Новороссийск.

За проявленный в походе героизм капитану В. Ерошенко и комиссару Г. Коновалову вручили ордена Ленина. А 2 июля 1942 года в 11 часов 20 минут Новороссийск атаковали 64 пикирующих бомбардировщика в сопровождении 14 Bf 109. В ходе пятнадцатиминутного налета было сброшено 170 бомб весом 250-1000 кг. В результате были потоплены лидер «Ташкент», эсминец «Бдительный», санитарный транспорт «Украина», спасательный буксир «Черномор», три рыболовных катера, одна баржа, недостроенный корпус траспорта «Пролетарий». Повреждения разной степени получили крейсер «Коминтерн», эсминцы «Сообразительный» и «Незаможник», сторожевые корабли «Шторм» и «Шквал», ПЛ «Л-24», ТК № 41, транспорт «Курск» и плавучий док с транспортом «Ворошилов». Одна из первых бомб разорвалась на пирсе и осыпала лидер осколками. Две следующие 250 кг бомбы взорвались прямо в носовом машинном отделении, а еще две – в кормовой части «Ташкента». Через 3 минуты лидер затонул у стенки причала № 3. Глубина в месте гибели «Ташкента» составляла 10 метров и корабль лег на грунт с креном 19 градусов на левый борт в носовой части и 21 градус в кормовой. 76 человек из 344 членов экипажа погибло, 77 человек было ранено…

Решением Военного совета ЧФ от 19 июля 1942 года было приказано демонтировать с «Ташкента» вооружение, а сам лидер поднять и отвести для восстановления в Поти. Работы начались тотчас же – фактически, под непрерывным огнем противника. Увы, результата получить не удалось – при том, что в ходе работ вражеской авиацией было потоплено три водолазных бота и две водолазные станции. Потом, после захвата Новороссийска, корабль пытались поднять немцы, но также безуспешно. И лишь в конце августа 1944 года корабль был поднят на поверхность. Восстанавливать его не имело смысла. "Ташкент" отбуксировали в Николаев и порезали на металл. 

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

17:26 Украинский С-27 разбился при заходе на посадку
17:15 ВС России получили 35 новых образцов вооружения
16:56 Instagram выявил самое счастливое место на планете
16:29 Путин призвал быть осторожными с запретами в сфере культуры
15:50 РКН уличил сайты по продаже билетов на елки в сборе данных
15:26 Путин выпил чаю с мальчиком после обещания полетать на вертолете
14:50 Последний рейс с застрявшими в Китае туристами вылетел в Москву
14:27 IBU пока не будет наказывать российских биатлонистов
13:55 В Киеве начался объединительный собор церквей
13:36 В центре Парижа снова возникли беспорядки
13:07 СМИ сообщили об отсутствии у объединенной украинской церкви патриарха
12:55 Австралия признала Иерусалим столицей Израиля
12:37 Организаторы форума в Давосе пустят подсанкционных россиян
12:18 Трамп назначил нового главу аппарата Белого дома
12:00 Суд в США отменил главное президентское достижение Барака Обамы
11:41 Импортеры алкоголя предупредили россиян об угрозе дефицита
11:28 США потратили 10 млн долларов на расследование «российского дела»
10:59 Россию позвали на трехсторонние переговоры по газу в Брюсселе
10:37 Силуанов отверг компенсацию Белоруссии за налоговый маневр
10:12 Британское правительство раскололось из-за Brexit
09:42 Хакеры Anonymous обвинили Британию в планах заминировать Севастополь
09:20 СМИ узнали о попытке США получить показания Бутиной по другому делу
09:00 Россия внесла в Генассамблею ООН резолюцию по ДРСМД
14.12 20:08 Трамп допустил торговое соглашение с Китаем
14.12 19:24 Фотографии пользователей Facebook оказались во всеобщем доступе из-за сбоя
14.12 18:38 Прокуратура попросила год условного срока для поднявшего росгвардейца в метро мужчины
14.12 17:57 ФСБ задержала вице-губернатора Пскова
14.12 17:40 В ГД внесен законопроект об автономном российском интернете
14.12 16:26 «Победа» может ввести плату за стаканы из экономии
14.12 16:13 Помет пингвинов Адели можно изучать из космоса
14.12 15:50 Сергей Мохнаткин вышел на свободу
14.12 15:24 Лукашенко поведал об извинениях Путина на саммите ЕАЭС
14.12 14:51 Главу Свердловской железной дороги задержали по делу о взятке
14.12 14:37 Связанный с болезнью Альцгеймера белок может передаваться при нейрохирургических операциях
14.12 14:26 Университет Ганы снес памятник Махатме Ганди из-за обвинений его в расизме
14.12 14:06 ЦБ снова повысил ключевую ставку
14.12 13:56 Минздрав подготовил законопроект о повышении возраста продажи алкоголя
14.12 13:15 Косовский парламент утвердил создание армии
14.12 12:56 Горевший завод «Электроцинк» во Владикавказе решили законсервировать
14.12 12:23 Лавров заявил о «своеобразных пытках» по отношению к Бутиной
14.12 12:13 Куриные кости станут руководящими ископаемыми для антропоцена
14.12 11:50 Лидер «Шалтай-Балтая» будет бороться с хакерами
14.12 11:33 В Уфе самолет ударился хвостом о ВПП
14.12 11:12 В 2019 году шампанское в России подорожает на четверть
14.12 10:56 Для мониторинга вулканической активности будут использовать молнии
14.12 10:54 «Ростех» начал искать турбины для ТЭС в Тамани на вторичном рынке из-за санкций
14.12 10:44 Сенат США обвинил в убийстве Хашогги саудовского принца
14.12 10:02 ФСИН заявил об историческом минимуме заключенных в РФ
14.12 09:51 ЕС продлил санкции против России на полгода
14.12 09:37 ЕС решил не возобновлять переговоры по Brexit
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром авторское право администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВПК ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция информационные технологии ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Кабардино-Балкария Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание компьютерная безопасность Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия морской транспорт Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж патриарх Кирилл ПДД педофилия пенсионная реформа пенсия Пентагон Первый канал Петр Порошенко пиратство пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Приморье Продовольствие происшествия публичные лекции ракета Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саратовская область Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция Шереметьево школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Элла Памфилова Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.