Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 09:44
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

Шанин – наше знамя боевое

29 октября 2010 г. исполняется 80 лет известному социологу, крестьяноведу, профессору Манчестерского университета, основателю, а ныне президенту Московской высшей школы социальных и экономических наук Теодору Шанину. В этой связи публикуем  статью его друзей и коллег: профессора, д.философ.н., декана социологического факультета ГУГН Владимира Ядова и одного из основателей Европейского университета в Санкт-Петербурге, нынего его почетного ректора, д.философ.н. Бориса Фирсова Благодарим Александра Артамонова за присланные фотографии.

 

* * *

Шанин – наше знамя боевое.

Теодор Шанин – совершенно уникальная фигура и как личность и как человек, вклад которого в становление постсоветской социологии исключительно весом. Все знают, что Теодор создал  первую, не  зашореную указивками сверху школу подготовки  социологов как у нас говорят на мировом уровне.  В академическом сообществе диплом «Шанинки» очень и очень весом.

Уже в начале 90-х Теодор организовал при поддержке British Council  годичное обучение наших ребят в университете Манчестера. Многие из этой когорты стали сегодня видными учеными, заведуют кафедрами, одна из девушек обаяла Энтони Гидденса и стала спутницей его жизни. Если кто-то попробует подсчитать общую численность российских и социологов из бывших советских республик школы Шанина плюс тех, кто учился у его учеников, то в итоге получится внушительное число с двумя, а может, и тремя нулями.

Теодор  создал заново утраченное в советские годы крестьяноведение, и так поставил исследования в этой проблематике, что они могут служить эталоном  для других «отраслевых социологий»: опирающаяся на предшественников, но адекватная современности теория Теодора Шанина, блестяще выполненные этнографические исследования, непосредственно включенные в жизненную повседневность крестьян, интерпретация и анализ не схожих меж собой крестьянских сообществ в категориях ключевых социальных наук: истории, культурологии, экономики, социологии и политологии.

Ее Величество Королева удостоила Теодора высочайшей награды за вклад в поддержание достоинства и славы Великой Британии. Тот факт, что Российское государство не слишком жалует своим вниманием Теодора, его, естественно, ничуть не волнует.

Дорогой друг, ты сделал неимоверно много в перестройке нашей социологии и социологического образования. Уже сегодня твое имя вошло в историю ее тернистого пути. Мы тебе благодарны ever so much.

Как говорят студенты, – давай, жми дальше. Крепко обнимаю тебя.

Владимир Ядов

* * *

Теодор Шанин Blow Up: основатель рефлексивного крестьяноведения

К тому времени, когда читатель доберется до этих страниц юбилейной книги (Ред. Статья Б.М. Фирсова войдет в юбилейный сборник о Т. Шанине, который будет представлен на ежегодном симпозиуме "Пути России" в январе 2011 г.), он будет знать, что юбиляр отдал СССР и России едва ли не полвека упорного научного труда. Это было нелегким делом, если принять во внимание, что первый визит в нашу страну состоялся в 1961 году, когда иностранцев с трудом впускали в научные институты, не говоря уже о слежке, целью которой было установление «враждебных замыслов» в отношении первого в мире социалистического государства. И все-таки Теодор настойчиво преодолевал все трудности.

Уже в те годы его коллегами, а затем и пожизненными друзьями стали социолог Владимир Ядов, экономист Татьяна Заславская, географ и историк Лев Гумилев, историк Виктор Данилов. С Даниловым их прочно спаяла неизбывная страсть к познанию Великого Незнакомца – русского и советского крестьянина. Сейчас в это трудно поверить, но с Даниловым они общались, придумывая уловки. Разновременно выходили из Ленинки (где британец сидел вместе с академиками, а советский историк Данилов в общем зале), но затем встречались в условленном месте и ходили по улицам и говорили. Позднее Шанин «стал приезжать к нему домой, но никогда не предлагал этого первым, ибо лишь Богу было известно, к чему это приведет».

А с Львом Гумилевым они встречались в курилке, обязательно в присутствии третьих лиц. Цитирую Теодора: «чтобы не оставаться одними, чтобы потом кто-то не сказал, что он передавал мне какие-то секреты, или не брал от меня какие-нибудь деньги. Была девушка, которая сидела рядом и видела, что он мне ничего не передавал. И я ему ничего не передавал. Так вот это и работало». Теодор, как мог, помогал своим советским коллегам, привозил книги сам, отправлял книги и письма с оказиями. За это бескорыстие, дружбу с советскими учеными и бесстрашную любовь к правде о нашей стране он был наказан советскими властями, несколько лет ему не выдавали визу на въезд в СССР.

С конца восьмидесятых годов Шанин принимает активное участие в перестройке общественных наук в России. В 1988 году на заседании ВАСХНИЛ Шанин разорвал могильную тишину вокруг имени профессора Александра Васильевича Чаянова, который погиб в тюрьме в 1937, вместо того, чтобы уже в те годы быть вознесенным на гребень мировой научной славы. Теодор прочел первый после шестидесятилетнего молчания доклад об огромном значении наследия Чаянова и традиции российской аграрной науки доколлективизационного периода не только для истории, но и для современности. Вместе с академиком Никоновым Шанин проводит первый международный съезд ученых-аграрников в Москве.

Особая тема – шанинские историко-социологические проекты 1990-х годов, целью которых стала реконструкция судеб российского (советского) крестьянства. На их основе Шанин и сотоварищи создал новую исследовательскую традицию – рефлексивное крестьяноведение. В семнадцати регионах бывшего СССР группы исследователей-социологов, участников шанинского проекта, по 8 месяцев проживали в крестьянских семьях, деля с ними кров и хлеб.

В итоге трех исследований был собран материал по сельской России. Первое из них – автобиографии 124 сельских семейств из 25 сел 8 регионов страны (Русский Север, Нечерноземье, Черноземье, Повольжье, Степной Юг, Сибирь, Калининградская область), которые охватывают время от начала коллективизации до наших дней. Вкупе с историческими описаниями сел эти биографии демонстрируют генетическую связь социальной истории и исторической социологии. Правильно выбранный человеческий масштаб, «взгляд снизу», голос сельского жителя в беседе на завалинке или за семейным столом, интерес исследователя к тому, что думают и говорят не спеша реальные люди, как они видят и себя и окружающую жизнь, позволил поставить под сомнение многое из того, что заявлялось как «взгляд сверху»[1].

Отбор семей был делом непростым – кто-либо из членов семьи должен был помнить начало коллективизации и к тому же из первых рук. Это означало, что к началу коллективизации им должно было исполниться 16-17 лет. Так появился верхний предел для даты рождения – 1913-1914 годы. 16 лет – немало, по деревенским меркам, в деревне взрослеют раньше, чем в городе. В 1990 году найти памятливых стариков 75 лет от роду было сравнительно нетрудно. Через 3-4 года задача была бы невыполнимой![2]. Важно было понять, что использовать память неискушенных, доверчивых людей нельзя для прагматических целей и только для них. Люди хотели выговориться и по отношению к исследователям выступали в роли «просветителей», «учителей», открывателей крестьянской повседневности[3].

В итоге семейные истории приобрели статус универсального первоисточника. Они дали возможность посмотреть не только на каждого из членов семьи, но и жизнь крестьян в целом. Версии одних и тех же событий позволяют преодолеть аберрации и услышать ранее «неслышимых» – свидетелей событий «снизу». Сознательный отказ от редактирования позволил преодолеть жесткость, неумеренный лаконизм и схематизм в изложении событий.

Читатель получает возможность прикоснуться к миру насилия и смерти, страданий и лишений, предательства и ненависти, бесчеловечности и коррупции, разбитых семей и потерянных поколений. Можно обнаружить силу простых чувств, человеческого тепла, тягу к выражению индивидуальности, стремление поделиться опытом, способность к шутке, иронии, надежду на лучшую жизнь, желание любить и быть понятым, готовность отдать последнее, мужество[4]. Исследователи по 8 месяцев жили в крестьянских семьях, деля со своими информантами кров и хлеб, ходили вместе с ними повсюду, помогали всяческим образом, рассказывали о последних новостях и т.д. В ответ на это крестьяне заплатили прямотой, честностью, открытостью, искренностью, они проявили мужество, излагая тяжелые стороны прожитой жизни.

Так вошли в национальную память воспоминания обо всем – юности, мечтах, надеждах, страхах, радостях, страданиях, учебе, работе, отношениях с людьми. Так стали известными мирочувствие крестьян, взгляды на политику и религию и многое другое, остался сохраненным аромат народной речи. Как сказал один из шанинских помощников-интервьюеров: «Они говорят с нами, как будто бы ждали нас пятьдесят лет: тридцать лет боялись говорить, а далее двадцать лет их никто не слушает».

Лучший способ поздравить ученого мужа со знаменательной датой в прожитой жизни – выразить ему благодарность за безупречное служение Истине. Неопровержимые свидетельства этого служения я прилагаю в виде голосов крестьян – участников шанинского проекта.

*  *  *  

Жизнь в колхозе

Из главы 2. Нечерноземье. История семьи Грачевых (с.41-76). Вспоминает Сергей Леонтьевич Грачев – высокий, медлительный, слабого здоровья, ходит тяжело, опираясь на палку, лицо изуродовано шрамом. Родился он в 1916 году. Из-за ранения в челюсть говорит не очень разборчиво, сам стесняясь этого. Вдумчивый и наблюдательный собеседник, похож на человека, получившего хорошее образование, хотя кончил всего четыре класса. Смолоду не пьет и не курит, чем сильно отличается от большинства сельских мужиков. Склонен к философским размышлениям и рассуждениям о жизни и о судьбе страны. Так его характеризует интервьюер С. Ковалева. Запись относится к 1992 году.

Грачев: «И вот я однажды пришел из школы, залез на печку, слышу – они за столом примерный устав читают, как там все должно быть. «Работайте сообща, вам будут начислять трудодни. Что достанется – в конце года будут подсчитывать по трудодням…» Вот так у них получается в розовом свете. А дедушка лежал на кровати и говорит: «Захара», – он: «Чае?» – «А, говорят, все под одним одеялом спать будем?» – «Здесь не написано этого». Вот они этот устав читают и говорят: «Ты посмотри, как все хорошо будет». А я все слушаю. Но меня все это не тревожит, и я представляю, как это все хорошо будет, если коллективно. А потом вот и узнали, как хорошо».    

«А в колхозы загнали людей – урожаи сразу стали падать, начался падеж скота. Кто сопротивлялся – тех посадили, а кто поумнее – взял да и уехал. Вот и стали из деревни разъезжаться. В деревне рабочей силы не осталось. А тогда – вот будем 1929 год брать – техники-то еще никакой не было – лошадка. А план давали – у нас 24 дома деревня была, так план доводили 12 га льна. Кажется, это вроде немного. Но какой тяжелый труд, Боже мой. Теребили его руками, мяли его вручную, мялки деревянные наделаны были. Еще трепать его надо было. Женщины целую зиму руки морозили. Ни за что, совершенно ни за что. На трудодень стали давать очень мало зерна, 200 г зерна да 20 копеек в день. Это попробуй-ка прожить! А потом решили держать свою коровушку, так стали облагать налогом. Надо было сдать государству 380 л! 38 ведер! Кадку нужно было сдать государству молока. 45 кг мяса. Теленок-то уже не мне идет, а я его пою да в государство сдаю. Шерсть, яички, это все надо было государству сдавать. План доведен, надо его выполнять. А косить на корову, в основном перебивались, кто как мог. По кустам, да по лесу, да кто где найдет. Но накашивали. А корова – это все. Без нее уже и прожить было нельзя…».

«А разрушали церковь коммунисты. Вот у нас в Лесном (поселок на севере Тверской области – Б.Ф.) председатель сельсовета был такой, Смирнов, коммунист, и был такой из ОсоАвиаХима, Поваров, так они забрались на церковь, колокол сбросить, а тут народ собрался, чуть их оттуда не сбросил. Две церкви рядом стояли – одна кирпичная, другая деревянная. Вот где кирпичная, сейчас сельхозтехника расположилась, построили постройки, церковь хотели разобрать на кирпич, воспользоваться кирпичом. И ничего не вышло. Кирпич не снять с раствора. Вот такой делали раствор. А рядом с церковью стояла…вроде часовенки, маленькая такая будочка, и начали ее ломать. И ничего, ни одной кирпичины, все идет на лом. Ее взять с раствора невозможно. Ну, церковь поломали и бросили, оставили ее в середине этих построек, это в Лесном. А такая красота-то была! Боже мой! И все это разрушили, да потом и граждане уже отступилися, потому что видят, что уже все. Начали раскулачивать и тех, кто в Бога верит, начали их прижимать, начали преследовать…».

* * *

Из главы 4. Поволжье. История семьи Семеновых (с. 135-193).

Рассказчица – Антонина Степановна Семенова. Бабушка Тоня, по словам В.Виноградского, ее интервьюера, обладала уникальной памятью на события, на людей, на разговоры, на происшествия, которые она слышала и видела давным-давно. На хуторе Суходолка (часть села Кудеяры Новобурасского района Саратовской области), где она прожила всю свою жизнь, с ней любили поговорить, посоветоваться, услышать ее суждения о событиях в деревне и за ее пределами… Несмотря на полную слепоту в течение более чем 50 последних лет ее жизни, она сама готовила пищу, стирала, мыла полы, чинила одежду, собирала яйца из куриных гнезд, запирала кур. Говорила с натуральным юмором, совершенно не стремилась понравиться кому бы то ни было. В суждениях была самостоятельной, судила обо всем резко и умно, хотя иногда в ее словах проглядывали наивная детскость и неискушенность. Время записи воспоминаний – 1990-1992 гг.

Семенова: «Да, много, много пропало: церковь, плотинки, мельницы, масленки, пруды. Вон в Ненароковке был пруд Сперанского, помещика или князя, не знаю. Сад какой у него был возле пруда! Дерево к дереву, трава шелковая, дорожки. И все это для дела было. Пруды, скажем. На них ведь мельницы работали! А на прудах мельники поскольку держали гусей, утков. А сейчас? Нет гусей. И прудов нет…Вот раньше у всех сады были на задах. И вишня росла, и смородина росла, и груша, и яблоки, и сливы…Жили, трудились, землю обрабатывали. И на все силы хватало, все успевали....Раньше-то по зимам мы не ходили в родник, потому что там заносило все снегом. Мы ходили на речку – с речки пили. Ну, такая же родниковая вода и в речке была. А сейчас, погляди! Все заросло и речки-то не видать. Да вон и Волгу-то, говорят, всю засрали». 

«А вот еще чего расскажу…Придем в колхоз, дадут нам наряд – поедем на станцию Бурасы…бочку машинного масла привезти…на быках, зимой. Это легко сказать! А у меня ни обуви, ни одевки как следоват не было. Коленки-то без штанов были. Иду вот эдак-то за быком, а его ведь надо все время погонять! Его хлыснешь, хлыснешь, а он задницу свою эдак повернет и опять идет по-своему…Он, чай, Бык, а не лошадь! И вот я иду за быком. Байковой одеялкой накрылась... А Варюшка за мной бежит, говорит: «Тонька, неужто ты без штанов?!» Я говорю: «Без штанов, да…» Она: «Да что же ты не надела штанишки-то?» Я ей: «Да где же это я их возьму-то – штаны?» Она опять: «Чай, Ленины бы какие-нибудь взяла бы». Говорю ей: «Да как же я с Лени стащу? Стащу я, а он будет без штанов на ремонте в МТСе работать?!»

Ну, поговорили и она говорит: «Садися.» Села я, и она мне коленки завязала. У нее тряпка была – лоб повязывать, так она ее пополам разорвала. Сижу, а из-под саней дует. Мне холодно. Опять я слезла, иду пешком за санями-то. А ведь это 50 км – взад вперед. Туда – 25 и оттоль 25... Это было в году 1935. Да и в 1936 и в 1937 годах мы эдак же на станцию на быках ездили. Зимой».

«Вот завтра голосование будет. Не голосование, а какая-то «референда»… Я не пойду! Ко мне раз пришли – «На выборы», мол. Я говорю: «Меня стреляй, я не пойду». Спрашивают: «А за кого будешь голосовать?» Я говорю: «За всех кряду!» Так и дурят нас. Нет, надо к старому поворачивать! Чтобы обратно порядок был. Землю людям надо давать, чтобы самостоятельно трудились».

* * *

Из Главы 5. Юг. История семьи Калиновых (с.233-309).

Рассказчица – Ольга Семеновна Калинова. Выносливый, довольно крепкий для ее возраста человек (родилась в 1902 году). Живет в собственном доме, отдельно от дочерей, живущих тут же, рядом. За своей скотиной ухаживает сама, вплоть до того, что сама скотину поит водой, принесенной из глубокого степного колодца. Разговор ее, несмотря на возраст, по-своему умен, богат подробностями минувшей жизни. Воспоминания Калиновой способны внушить читателю мысль о закономерности, приемлемости и даже некоей фатальности крестьянского существования. Тяжелый труд, бедность, зависимость от начальства – все это уйдет в подтекст. А на поверхности – нормальная обыденность, привычные структуры повседневности. Так обрисовал свою собеседницу интервьюер В.Виноградский. Запись произведена в 1992 году.  

«Когда красные победили, они всему стали свои названия давать. «Красный Октябрь», «Солдат Революции»... Когда у нас участки давали после революции, один и говорит: «Я служил в революцию, и мой участок хочу, чтоб назвали «Солдат революции»! И вот, бывало, едут в степь косить и говорят: «Вот тут, недалеко – «солдат революции», а мы уж – за ним…».

«Когда колхозы уже начинались, у нас домик уже был сделанный. И рамы, и двери – все он, Павло (муж – Б.Ф.), поделал. А стекла не было… Так вот, раньше портреты [вождей] вешали на стену. Мы с этих самых портретов повытаскивали стекла да два окна кое-как застеклили. А остальные соломой заткнули».

«Как деньги нам трудом доставались!…Тыквенных семечек наберу и продаю стаканом. Стакан был в дому единственный, а дети разбили его…Так бумажкой его подвязала и ходила так на базар, семечки продавала».

«Я считаю, что, значит, кто богато жил, – счастливые люди. Но все равно, видишь, – на них грех пришел. Как революция застала, оно все у них прахом пошло, богатство-то. Я не завидовала на богатство. И не хочу быть богатой. Так, нормально надо жить, – и все. И чтоб своим трудом все это нажить. Вот это я люблю. А чтоб, это, таким – побочным, чужим, темным, – это нет. Нет… Наша семья, вся наша родня и я, - не любим мы этого. А свой труд – это главное!».

«Я крестьянство знаю и люблю, – больше ничего не люблю так. Я знаю, что там лодыри не работают. А если бы абы какую, то и лежебоки работают. Вот видите: в городе люди придут домой, им делать нечего там. Они и лежат. А в деревне это никогда нельзя! Тут не ляжешь, не бросишь – мол, Бог с тобой!.. Видишь, – и я люблю такую работу. Может поэтому я так долго и живу… А если бы я сидела, я б зажирела, что и жопу не подняла».

Примечания:

[1] Рефлексивное крестьяноведение: Десятилетие исследований сельской России / Под ред. Т.Шанина, А.Никулина. В.Данилова. М.: Московская высшая школа социальных и экономических наук, Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002. С. 22

[2] Там же. С.495

[3] Там же. С.495-496.

[4] Голоса крестьян: сельская Россия ХХ века в крестьянских мемуарах / Сост. Е.М.Ковалев. М.: Аспект-Пресс, 1996. С.4.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

09:40 В США заявили о неподходящем времени для переговоров с КНДР
09:31 Защитники Telegram попросили ООН защитить его от ФСБ
09:15 Опрошенные политтехнологи ждут протестов после выборов президента РФ
08:52 Робби Уильямс объяснил отмену тура в России патологией мозга
08:48 Трамп анонсировал самое масштабное сокращение налогов
08:30 Генпрокурор Украины отверг подозрения в подготовке госпереворота Саакашвили
08:25 В Канаде упал самолет с 22 пассажирами на борту
08:08 Израиль на неопределенный срок закрыл границу с сектором Газа
08:04 СМИ узнали о формировании инициативной группы по выдвижению Путина
07:39 Песков не нашел достойных соперников Путину
07:36 ФРС повысила базовую ставку‍
13.12 21:02 Герман Стерлигов начал продавать розги
13.12 20:44 Порошенко призвал к примирению с Польшей
13.12 20:13 ФСИН начала проверку после публикации о VIP-камерах в «Матросской тишине»
13.12 19:50 Канада разрешила поставку летального оружия Украине
13.12 19:30 У полковника Захарченко обнаружили замок в Лондоне
13.12 19:10 Совфед назначит президентские выборы на заседании 15 декабря
13.12 18:53 Лидеры исламских стран объявили Восточный Иерусалим столицей Палестины
13.12 18:35 Роскомнадзор пригрозил блокировкой за публикацию материалов нежелательных организаций
13.12 18:19 Bon Jovi и Dire Straits войдут в Зал славы рок-н-ролла
13.12 18:06 МВД предложило выплачивать деньги сообщившим о преступлении
13.12 17:40 Верховный суд Греции решил отправить российского совладельца криптобиржи в США
13.12 17:23 Навальный представил предвыборную программу
13.12 17:17 «Победа» отказалась от взимания платы за ручную кладь
13.12 17:05 «Титаник» и «Крепкий орешек» стали национальным достоянием США
13.12 16:59 Переселение по программе реновации начнется в первом квартале 2018 года
13.12 16:57 МИД рассказал о предложении РФ обменяться с США письмами о невмешательстве
13.12 16:41 В Красноярске отыскали прах Хворостовского
13.12 16:31 Ямальский депутат объяснила появление в ее запросе «города Бундестага»
13.12 16:17 Эрдоган призвал признать Иерусалим «оккупированной» столицей Палестины
13.12 16:05 Лидер Палестины призвал отменить признание Израиля
13.12 15:46 Google назвал самые массовые запросы россиян в 2017 году
13.12 15:22 Дума ввела штрафы до 1 млн рублей за анонимность в мессенджерах
13.12 15:14 Матвиенко подтвердила личное руководство Путиным операцией в Сирии
13.12 14:54 Усманов решил избавиться от доли в «Муз ТВ» и СТС
13.12 14:38 Дума ужесточила наказание для живодеров
13.12 14:31 ГП проверит снятый с «Артдокфеста» фильм
13.12 14:21 СМИ сообщили об утерянном в Красноярске прахе Хворостовского
13.12 14:07 Московский суд отказался принять иск Кашина к ФСБ по поводу Telegram
13.12 13:42 Роскомнадзор пригрозил «Открытой России» закрытием доступа к Twitter
13.12 13:40 В янтаре найден клещ и перо динозавра
13.12 13:16 Кремль ответил на заявление Трампа о победе над ИГ
13.12 13:01 Путин внес в Думу соглашение о расширении российской базы ВМФ в Сирии
13.12 12:47 Дума приняла закон об использовании герба России в быту
13.12 12:27 Дума одобрила закон о выплатах семьям за первого ребенка
13.12 12:09 «Яндекс» и Сбербанк подписали соглашение по новому «Яндекс.Маркету»
13.12 11:51 Полпреду Николаю Цуканову предложили стать помощником президента
13.12 11:34 ФСБ не нашла никаких призывов в речи Собчак о статусе Крыма
13.12 11:31 В России установят обязательные квоты для российских вин
13.12 11:07 Два участника теракта в Буденновске получили 13 и 15 лет колонии
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.