Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
12 декабря 2017, вторник, 17:29
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

03 ноября 2010, 09:30

Грузинские политики исподволь разрушают конституцию

Со времен Революции роз в конституцию Грузии дважды вносили поправки. В 2004 г. поправки отразили приоритеты президента: они наделили его практически неограниченными полномочиями в сфере законодательной инициативы; у него появилась возможность распускать парламент, назначать и смещать премьер-министра и членов правительства. В этом году в результате новых поправок, власть сосредоточилась в руках премьер-министра.

Теперь премьер-министр может ставить вторую подпись на президентских указах; возросли его полномочия в области международных отношений. У него появилось больше возможностей для отстранения членов правительства от должности, и он может представлять парламенту государственный бюджет без предварительного совещания с президентом. У президента больше нет права законодательной инициативы. Теперь его функция сводится к тому, что в случае кризиса он играет роли нейтрального посредника между парламентом и правительством.

Благодаря последним поправкам парламент теперь играет главную роль в формировании правительства. Таким образом, можно сказать, что Грузия склоняется к системе смешанного управления. Тенгиз Шарманашвили, секретарь государственной конституционной комиссии, сказал: «Мы устали уравновешивать законодательную, исполнительную и судебную ветви». «Парламент будет полностью контролировать правительство, а правительство будет подотчетно парламенту. Но если парламент не сможет надлежащим образом сформировать исполнительную власть, он будет распущен».

Но утверждение, что «парламент будет полностью контролировать правительство» спорно. Венецианская комиссия, консультативный орган Совета Европы по конституционным вопросам, считает, что модель отношений между парламентом и правительством, представленная в проекте конституции, нуждается в пересмотре. В итоге парламент попросили не устраивать голосования по поводу этого проекта до тех пор, пока комиссия не опубликует свое окончательное заключение (15-16 октября).

«Полномочия премьер-министра оправданны в том случае, если он подотчетен парламенту, а парламент может объявить вотум недоверия и выбрать нового премьер-министра», - сказал Томас Маркерт (Thomas Markert), секретарь Венецианской комиссии журналу “Resonance”. «В нынешнем проекте конституции эта процедура сильно усложнена. В случае, если президент возражает против отставки премьер-министра, для отставки требуется 60% депутатских голосов; эту статью следует пересмотреть».

Согласно проекту конституции в нынешнем виде, премьер-министр останется у власти, даже если 51% парламентариев объявят вотум недоверия благодаря вето президента, которое отменяется только 60% парламентских голосов. Говоря практически, члены парламента вообще не смогут объявить вотум недоверия премьер-министру. Даже если бы они сделали всё так, как предписано, президент всё равно сможет воспользоваться своим правом вето и предотвратить роспуск правительства. Он также сможет наложить вето на кандидатуру нового премьер-министра, даже если она будет одобрена большинством голосов. По словам Ираклия Кобахидзе, специалиста по конституционному праву, у такого положения «нет аналогов в конституционной практике западных стран».

Для вотума недоверия требуется гарантированная поддержка 60% парламентариев. В случае если объявление вотума недоверия не удастся, президент сможет распустить парламент, - отмечает общественная конституционная комиссия.

По мнению Томаса Маркерта, «если в проекте конституционной поправки изменить условия для вынесения вотума недоверия, контроль парламента над правительством возрастет. В этом и состоит наша главная рекомендация».

Второе предварительное заключение Венецианская комиссия подытожила следующим образом:

«Нет необходимости в проведении предварительного голосования, чтобы “запустить” процесс вынесения вотума недоверия; голосование должно быть только одно. 4 параграф статьи 81 (в соответствии с которым при повторном выдвижении одного и того же кандидата парламент должен набрать три пятых голосов в его поддержку) не соответствует общей схеме распределения власти. Нелогично утверждать, что депутатам достаточно поддержать премьер-министра двумя пятыми голосов, но при этом требовать от него трех пятых голосов, чтобы отменить президентское вето, наложенное на вотум недоверия. Таким образом, президент получает слишком много власти, власть парламента сокращается, а также уменьшается политическая ответственность премьер-министра, который должен быть краеугольным камнем в новой системе».

Главным демократическим нововведением проекта может показаться то, что парламент получит право формировать правительство. Но в действительности полномочия парламента будут ограничены. Дело даже не только в том, что в соответствии с предусмотренной процедурой формирования правительства большинство не уполномочено назначать премьер-министра. Проблема еще и в том, что по истечении месяца требуется второй вотум доверия правительству.

Общественная конституционная комиссия также выражала опасение, что право крупнейшего политического собрания выдвигать кандидата на пост премьер-министра будет ограниченным. Комиссия утверждает, что если коалиция будет сформирована после выборов, то она не сможет выдвинуть одного из членов парламента в качестве кандидата на пост премьер-министра. Она не видит смысла в том, чтобы по истечении месяца выносить второй вотум доверия тому же самому правительству. Правительство утверждает, что это время необходимо для проведения консультаций и образования политического спектра. На это комиссия возражает, что семидневный срок, в течение которого нужно выдвинуть кандидата, можно увеличить до 14 дней. Венецианская комиссия также с подозрением отнеслась ко второму вотуму доверия к правительству и задалась вопросом, какие цели это может преследовать:

«Есть риск, что из-за опции повторного вотума (вероятно, к тому же составу правительства, что и раньше) по прошествии месячного срока будут неоправданно затягиваться переговоры, в том числе и закулисные – между разными политическими партиями».

Далее, существованию парламента в качестве независимого законодательного органа угрожают статьи 67 и 81 в проекте конституции. Согласно этим статьям, парламент обязан по требованию правительства рассматривать любой законопроект на особом заседании. Если парламент не принимает законопроект, правительство может предложить вотум доверия. Если парламент в течение 14 дней не одобрит законопроект в одном слушании, то можно считать, что процедура объявления недоверия правительству уже началась. По словам государственной конституционной комиссии, парламент, таким образом, оказывается перед дилеммой. С одной стороны, он может принять предложенный законопроект и исполнить желание правительства; с другой стороны, он может отвергнуть законопроект и тем самым открыть процесс, который, скорее всего, приведет к его роспуску.

Есть еще два повода для беспокойства о независимости парламента: 1) для внесения поправок в проект бюджета будет необходимо согласие правительства; 2) невозможно будет без согласия правительства принять такой закон, из-за которого бы возрастали правительственные расходы. Ассоциация молодых юристов Грузии (АМЮГ) высказала мнение, что оба эти положения посягают на законодательную функцию парламента. Общественная конституционная комиссия утверждает, что положение (1) отнимает у парламента издавна принадлежавшую ему роль в определении бюджета, так как парламент будет бояться вотума недоверия и роспуска, а правительство, таким образом, сможет навязывать свой бюджетный план.

Под угрозой оказалась и независимость судебной власти: поступило предложение ввести трехгодичный испытательный срок для судей. По мнению АМЮГ, это полностью уничтожит их независимость. С другой стороны, если бы их назначали пожизненно, их независимости бы ничто не угрожало. Пожалуй, следует обратить внимание на тот факт, что предложение ввести трехгодичный испытательный срок убрали из проекта, который грузинское правительство представило Венецианской комиссии.

Парламентское меньшинство имеет право учредить временную комиссию по расследованию; проект практически лишает его этой возможности. Для любого такого решения, пусть даже его поддерживают 20% депутатов парламента, будет необходимо согласие парламентского большинства. «Временные комиссии по расследованию – это эффективный инструмент, благодаря которому парламентское меньшинство получает парламентский контроль. Это право устранено в нынешнем проекте конституции», - говорит общественная конституционная комиссия.

Все упомянутые выше положения оставались без изменений и после первого, и после второго слушания. Срок, в течение которого можно выносить вотум недоверия, сократили на двадцать дней, но процедура неизменно остается сложной.

Второе предварительное заключение Венецианской комиссии по поводу проекта конституции, переработанного после первого и второго слушаний, гласит: «Хотя власти Грузии учли некоторые предварительные рекомендации Венецианской комиссии, парламент Грузии должен дождаться окончательного заключения Венецианской комиссии и тщательно его рассмотреть, прежде чем принять окончательно конституционные поправки». Жаль, что центральные информационные каналы Грузии решили сосредоточиться на тех рекомендациях, что были учтены, и проигнорировали те, которыми парламент пренебрег. «Прежде, чем утверждать, дождитесь итоговых рекомендаций»; «Желательно усилить влияние парламента»; «Срок для вынесения вотума недоверия сокращен недостаточно». Это только некоторые из тех ключевых фраз, содержащихся во втором предварительном заключении Венецианской комиссии, которые так и не были озвучены ведущими информационными каналами.

Проект конституции, конечно, не устанавливает равновесия между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. На самом деле правительство вновь приспособило верховный суд под свои цели. Но конституция нужна не для этого. У грузинского правительства была возможность сделать исторического значения шаг к демократическому управлению, но вместо этого оно встало на путь деградации:

  • Оно предпочло остановиться на понятии непостоянного парламента – такого, который остается у власти лишь до тех пор, пока он идет на уступки.
  • Усиливая правительственный контроль над парламентом, грузины рискуют оказаться во власти правительства, которое никто не контролирует и которое ни перед кем не несет ответственности.
  • Нет никаких конституционных гарантий, подкрепляющих независимость судебной власти.
  • Парламентское меньшинство лишено права парламентского контроля.

Грузинское правительство вновь оказалось не в состоянии пойти по пути демократической ответственности.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

17:23 СМИ сообщили о намерении ЕС продлить санкции против России
16:50 Бомбившие боевиков в Сирии самолеты ВКС прибыли в Россию
16:38 «Первый канал» решил частично транслировать Олимпиаду
16:25 Киев пригрозил осудить Поклонскую за военные преступления
16:18 Пчелы сибирских старообрядцев помогут в исследованиях опасной болезни
15:55 Суд заочно арестовал владельца «Вим-Авиа»
15:42 Варвара Караулова решила просить Путина о помиловании
15:29 Глазьев поддержал создание крипторубля ради обхода санкций
15:22 ЕСПЧ присудил россиянам 104 тысячи евро за пытки в полиции
15:04 СМИ рассказали об инструктаже Кремля по сбору подписей за Путина
14:43 «Яндекс» назвал самые популярные запросы за 2017 год
14:28 Европа осталась без российского газа из-за взрыва на газопроводе
14:22 Прочитан полный геном вымершего сумчатого волка
14:14 Песков подтвердил включение твитов Трампа в доклады для Путина
14:00 Минобрнауки РФ поддержало обучение школьников «Семьеведению»
13:55 «Сколково» и «Янссен» поддержат проекты по диагностике и терапии социально-значимых заболеваний
13:51 ФБР признало право генпрокурора не сообщать о встречах с Кисляком
13:44 Песков признал «большое волнение» Кремля из-за Саакашвили
13:37 Новый препарат замедляет развитие болезни Хантингтона
13:26 Минспорта финансово поддержит решивших не ехать на ОИ-2018
13:25 Помощник Путина раскритиковал «Роскосмос» за неумение делать деньги
13:11 Украинское Минобрнауки разработало отдельную модель для русскоязычных школьников
13:06 CardsMobile и Bitfury Group объединяют рынок программ лояльности
13:00 ОКР попросит МОК пересмотреть решение о российском флаге
12:41 ОКР одобрил участие российских спортсменов в ОИ-2018 под нейтральным флагом
12:39 По делу о хищении денег из разорившихся банков арестованы топ-менеджеры
12:35 ГП потребовала заблокировать сайты «нежелательных» организаций
12:18 При взрыве на газопроводе в Австрии пострадали десятки человек
12:03 Разоблаченная в Москве группа террористов оказалась ячейкой ИГ
11:55 Трамп «узаконил» удары коалиции по сирийской армии
11:42 Сотрудники российской военной полиции вернулись из Сирии
11:25 Счетная палата решила взяться за хозяев «старой» недвижимости
11:18 В Москве арестован подозреваемый в шпионаже в пользу ЦРУ
11:11 Ведущие мировые политологи и руководители банков – среди участников Гайдаровского форума в РАНХиГС
10:54 ФСБ объявила о срыве готовившихся на Новый год терактов в Москве
10:47 Союз биатлонистов России поблагодарил понизивший его статус IBU
10:40 Дуров заработал на биткоинах больше 30 млн долларов
10:34 Киты и дельфины регулируют чувствительность своего слуха
10:30 Экс-поставщику формы олимпийской сборной РФ поручили одевать МОК
10:23 В России появятся новые дорожные знаки‍
10:17 В Совбезе предложили наказывать за неповиновение дружинникам
10:05 СКР завел на владельца «Вим-Авиа» новое уголовное дело
10:01 Словарь Merriam-Webster выбрал слово года
09:47 СМИ узнали о решении кабмина отказаться от налоговой реформы
09:44 СМИ рассказали о выводе из Сирии лишь двух третей группировки РФ
09:29 Медведев выделил 40 регионам 20 млрд рублей за быстрое развитие
09:27 ЦБ попросил банки наладить сбор монет у населения
09:19 Яценюк рассказал о приказе Турчинова применять оружие «для защиты Крыма»
09:12 «Роскосмос» назвал причину провального пуска с Восточного
08:54 Трамп дал старт новой американской лунной программе
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.