Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
23 июня 2018, суббота, 07:27
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

10 ноября 2010, 17:53

"План Собянина" — победа пробок?

Опубликован план по борьбе с пробками в Москве и области. Мероприятий в нем много: одних лишь пунктов в документе целых 114. При всех его достоинствах — системности, многовекторности, стремлении учесть все факторы, у него имеется целый ряд как мелких, так и существенных недостатков. Например, непонятно в каком порядке и за счет какого финансирования будут бороться с пробками. Отчасти план может затронуть интересы самих москвичей, но более других - представителей малого, среднего и большого бизнеса разом. Что заставляет сильно сомневаться в его реализации в первозданном виде.

План развития транспортной сети Москвы и Московского региона в целом, опубликованный сегодня на сайте московского правительства, оставляет двоякое впечатление. План состоит из семи разделов, которые в свою очередь имеют от сорока до двух подпунктов. Ранее мэр Сергей Собянин заверил, что обсуждение с москвичами не ограничится простой "говорильней", мнения горожан учтут и в течение 3-4 недель план доработают и для начала приказал московским чиновникам приезжать на работу к 8.

Впрочем, уже идет обширная работа - сегодня Собянин поручил Комитету государственного строительного надзора Москвы возглавить комиссию по проверке объектов строительства, расположенных вблизи станций Московского метрополитена, крупных транспортно-пересадочных узлов, вдоль МКАД и основных магистралей города. «Проверка, начатая 10 ноября, проводится совместно со специалистами Объединения административно-технических инспекций Москвы, Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости столицы, префектур административных округов города и должна завершиться в течение 10 дней», - сказали в пресс-службе Мосгосстройнадзора в среду. Это - первоочередные меры по реализации "плана Собянина". Мы уже удивлялись настойчивости мэра в этой связи - ведь решение вряд ли окажется сильно популярным (См. материалы Мир сетям, война - ларькам, Он взял Москву и упразднил ларьки, Пролонгирование «крепкого хозяйственника»).

114 Собянинских ударов

Сначала о позитиве. Здраво: «Обустройство левоповоротных съездов накопительными «карманами» длиной до 200 м без уменьшения количества полос проезжей части в попутном направлении». Сейчас левые повороты обустраиваются обычно никак. Что, естественно, приводит к моментальному появлению пробок, вполне рукотворных.

«Строительство перехватывающих паркингов в районе конечных станций метрополитена и узловых станций наземного общественного транспорта, в том числе за пределами городской черты, а также отстойных площадок и грузовых терминалов на подходах к МКАД и Малому Московскому кольцу, на которых возможна перегрузка грузов с большегрузного на малотоннажный транспорт с дальнейшим следованием товаров к потребителям на этих автомобилях», - идея давно обсуждается московским правительством, но так и не реализована в должной мере.

«Проведение анализа строящихся объектов, проверка законности их возведения и влияния на дорожную обстановку», - об этом давным давно твердят буквально все специалисты по транспорту, даже и зависимые от правительства Москвы (см.  например, лекцию Михаила Блинкина "Транспорт в городе удобном для жизни", там имеется достаточный набор ссылок "для дальнейшего чтения"). То  же касается строительства хордовых магистралей и еще многих пунктов «плана Собянина».

«Запрещение органам власти субъектов Российской Федерации на предоставление земель и выдачу разрешений на строительство в придорожной полосе крупных торговых центров, складских объектов, накопителей, терминалов, рынков, торговых и др. центров в пределах большого бетонного кольца Московской области», - МКАД сегодня нельзя расширить, как и многие другие магистрали, без нарушения прав собственников, имеющих строения в непосредственной близости (а кому из собственников нужен не придорожный торговый центр?). Или же без переноса строений, выкупа земли и прочих затратных мероприятий. Дальнейшая застройка прилегающих территорий, предполагается, будет остановлена.

Предполагается, «реконструкция федеральных дорог (расширение проезжей части головных участков основных магистралей на территории Московской области до 4-х полос движения в каждом направлении), на участках от МКАД до Малого Московского кольца, с полной реконструкцией последнего (Минское, Волоколамское, Щелковское, Ярославское, Новорязанское, Ленинградское шоссе и ш. Энтузиастов)». Кто по ним ездил, уверен, будет рукоплескать плану стоя.

Движение Сопротивления

Однако имеется и целый ряд вопросов к «плану Собянина» и его реализации. Прежде других — частных. Ряд положений — декларативны и реализуемы только в каком-то лучшем из миров. «Строгое исполнение графика движения общественного транспорта с информированием о нем в местах посадки и высадки пассажиров», - это как? Вернее — как в текущих условиях? Или же сроки (о них ниже) по этому пункту будут установлены где-то в области конца света? Пока предполагается 26 (!) выделенных полос для частного транспорта во всем городе Москве. На взгляд профана кажется, что это чрезвычайно мало.

Далее: уже в первом пункте плана обещается «организация, реконструкция или закрытие въезда-выезда с территории М.О.». Если кто вдруг не понял — это как раз о подъездах к торговым центрам и прочим съездам к складам, которые не понравились Сергею Собянину едва ли не при первом объезде. Кто будет платить за это? Вероятно, предполагается, что собственник строений, которым организованы съезды. Однако даже если найдутся иные источники финансирования, получается, что открывается огромное окно для чиновников в полном соответствии с представленным текстом «организовать, реконструировать или запретить». Широчайшее окно возможностей, не в последнюю очередь для мздоимцев. Возможно, они и будут рады такому повороту, но вот какова будет реакция акционеров сетей мегамоллов и прочих держателей строительных рынков - предугадать несложно.

Относительно лояльный по отношению к владельцам частного автотранспорта, план менее дружелюбен к грузовым перевозкам. О чем не преминули заявить перевозчики. Глава межрегионального профсоюза "Дальнобойщик" Валерий Войтко в письме, адресованном Собянину и опубликованном в «Новой газете», пригрозил, что попытка решить проблему московских пробок запретом на въезд большегрузных фур в город (предполагается запрет с 7 утра до 10 вечера) обернется еще худшими последствиями - в супермаркетах не будет продуктов, а на подъездах к Москве образуются многокилометровые пробки и горы мусора. Правда, в плане имеется пункт об организации перехватывающих парковок на МКАДе и специальных стоянок для фур «на въезде в Московский регион».

Нарушаются и интересы «мироедов-девелоперов». «Выделение дополнительных площадей, ориентированных на третье транспортное кольцо, для оперативного перемещения транспорта с возможным временным использованием обремененных участков территорий, длительное время не используемых под строительство», говорится. Правда, здесь стоит отметить, что такое будет возможно далеко не по всей протяженности Третьего кольца, а о каких именно участках идет речь — пока неясно. Самостоятельно грузовые перевозчики и даже девелоперы вряд ли смогут провалить реализацию плана. Но есть и иные интересанты. Например, РЖД, которым предлагается «вывод грузовых дворов за пределы Москвы», а также таможенники (им предлагается то же в отношении таможенных терминалов).

Множественность задетых интересов означает регулярные атаки на план реализации, с сильным увеличением вероятности провала. Они, как видно по письму Войко, уже начались. Внутри документа есть и еще интересные разнообразному бизнесу положения: вплоть до сноса палаток около общественного транспорта. В защиту палаток уже выступила «ОПОРА России» - организация, считающаяся коллективным лоббистом малого и среднего бизнеса. Удастся ли  преодолеть сопротивление?

Фигуры умолчания

Сомнительно, особенно если посмотреть чего в опубликованном документе пока нет в принципе. Первое и самое, пожалуй, главное — суммы и источников финансирования. Если стоимость мероприятия вроде бы обещают определить, то откуда возьмутся деньги на реализацию неясно в принципе. Существует базовый план развития транспортной сети Московского региона, который Минтранс разрабатывал еще до кризиса, там мероприятия в общей сложности потянули на 4,9 триллиона рублей (это 200 млрд долларов по тогдашнему курсу). Реализация его должна была начаться в нынешнем году, завершиться в 2015. Из них чуть более триллиона — из московского бюджета. Планы были глобальные. С учетом «плана Собянина» программу предлагается подкорректировать.

Проблема насущная: пока денег нет. На будущий год дефицит бюджета Москвы запланирован (был до прихода Собянина, пообещавшего все пересмотреть) на уровне 100 млрд рублей. В текущем году выйдет 190 млрд. Лужковское правительство, принимая бюджет на 2011 год, рассчитывало, что госдолг Москвы составит к концу будущего года 371 млрд рублей. Допустим, что в 2012 году Москва чудом выберется на бездефицитный бюджет. Все равно план развития дорог, как он мыслился в 2008 году даст городу утроенный долг. Как закрывать эти дыры? Резать бюджетные программы Собянину запретил президент. Никак, стало быть, или из федерального бюджета, который на бездефицитный уровень тоже пока не выходит. Наверно, плотное взаимодействие с федеральным центром, которое наблюдатели обещали Собянину, как раз и заключается в преимущественном праве залазить в госбюджет.

Заложены ли в планы тогда были выкупы земель — Бог весть. Есть основания полагать, что правительство Москвы столкнется с нелегким выбором — отнимать землю (то есть аннулировать договора на аренду) или распрощаться с прекраснодушными планами строительства хордовых магистралей, многоуровневых развязок и решения в общем виде транспортного вопроса. То же  касается собственников квартир в домах мешающих движению (им надо будет предоставить альтернативу, для этого откуда-то выкупить жилье с рынка) и собственников офисных зданий и складских помещений.

Это не учитывает и нынешнего состояния финансов Подмосковья. Власти области сбалансировали почти областной бюджет, в 2011 году обещают профицит в размере порядка 10 млрд рублей, который направят на погашение областных долго. Их размер составляет порядка 140 млрд. На реализацию программы развития транспорта предполагалось из подмосковного бюджета «всего» 145 млрд (горячий хозяйственник Лужков, видя такую несправедливость, предлагал всем — федералам, области и Москве разделить траты поровну). Вообще, непонятно, как область все эти инициативы воспримет. Могут возникнуть вполне конкретные межбюджетные трения, подогреваемые еще и лобби.

Источники финансирования неясны и самим авторам плана, в чем они спокойно признаются (пункт 5.10): «Подготовка предложений о внесении в состав федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)» первоочередных мероприятий по развитию транспортной системы Москвы и Московской области, в том числе по решению проблем дорожного движения и определению необходимых дополнительных объёмов и источников финансирования данных мероприятий». В условиях недофинансирования многого в условиях кризиса этот пункт потребует огромных усилий от московского чиновничества.

Второе:  пока не определены сроки, и стало быть «иерархия» мероприятий. Сначала строить перехватывающие парковки или сначала запретить въезд? Сначала сносить палатки и кошмарить торговые центры вплоть до закрытия или сначала делать карманы? Неправильно выстроенный план реализации (например, от более дешевых и быстрых мероприятий к более долгосрочным и дорогим, или реализация мероприятий, исходя из текущих возможностей бюджета) может смазать эффект от реализации плана и даже создать социально-экономическую напряженность.

Перечислять претензии можно долго,  лучше всем еще раз внимательно вчитаться в планируемую «транспортную революцию». Мы же закончить  попробуем чуть более позитивным соображением. Последние два пункта «плана Собянина» - «Разработка комплексной долгосрочной стратегии развития транспортной системы Московского транспортного узла до 2025 года» и «Создание единого органа управления развитием транспортной системы Московского транспортного узла» (еще там есть «Создание Координационного совета по приведению в соответствие полосности вылетных магистралей на границе Москвы и Московской области» и «Разработка комплексных транспортных схем крупных городов и межсубъектовых агломераций в составе документов территориального планирования» и т.д.) - это заявка на системность. Да и весь план — такая заявка. Все эти предложения озвучивались теми или иными специалистами.

Проблема пока заключается в том, что представленный документ несомненно является рамочным, программным. Здесь появляется и надежда, и скепсис. Ведь конкретные его положения будут подлежать усекновению или бесконечному расширению из логики бюджетного процесса, лоббистских возможностей тех или иных групп хозяйствующих субъектов. У «плана Собянина» есть шанс. У победы пробок пока шансов, как представляется, больше. Хотя бы потому, что пробки — уже реальность. На них еще и продавцы бензина и автомобилей зарабатывают.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

22.06 21:13 Акции АФК «Система» упали в цене после предложений из США ввести санкции
22.06 20:50 Генассамблея ООН призвала Россию вывести войска из Приднестровья
22.06 20:45 Наума Коржавина похоронят в России
22.06 20:30 Нигерия победила Исландию со счетом 2:0
22.06 20:24 Пострадавший от взрыва газа в Татарстане умер в больнице
22.06 20:16 Юмашев рассказал о работе на Путина последние 18 лет
22.06 20:09 Запрет Уткину работать на Первом мог быть местью за его уход с «Матч ТВ»
22.06 19:53 Трамп продлил санкции против КНДР еще на год
22.06 19:30 Семь человек попали в больницу после взрыва газа в Татарстане
22.06 19:25 Россельхознадзор отменил запрет на ввоз белорусского молока в большой таре
22.06 18:59 Поэт Наум Коржавин скончался в 92 года
22.06 18:56 Сенцов отказался писать прошение Путину о помиловании
22.06 18:32 Абрамович продаст акции Первого канала из-за гражданства Израиля
22.06 18:22 Россия договорилась с Ираном и Казахстаном о разделе Каспийского моря
22.06 18:00 При падении вертолета в Югре погиб пилот
22.06 17:54 Каталония разорвала отношения с королевским двором Испании
22.06 17:33 Россия оказалась ниже Венесуэлы в мировом репутационном рейтинге
22.06 17:13 Бразилия одержала первую победу на ЧМ
22.06 17:04 Иран заявил о готовности выйти из ядерной сделки в течение нескольких недель
22.06 16:49 Ученые сумели ослабить защиту опухолевых клеток
22.06 16:48 Пензенская прокуратура проведет проверку из-за птичьего гриппа в регионе
22.06 16:17 Кальянная смесь попадет под акциз
22.06 16:07 Меркель покидала мяч с сирийскими беженцами
22.06 15:40 Бывший вице-премьер Крыма получил 11,5 лет за взятку
22.06 15:19 Венедиктов стал главой штаба наблюдателей за выборами мэра Москвы
22.06 15:07 Исследование подтвердило эффективность диеты 16/8 в борьбе с ожирением
22.06 15:00 Французское консульство в Москве предупредило об увеличении срока выдачи виз
22.06 14:39 Владельцы каналов на YouTube смогут брать с подписчиков по 5 долларов
22.06 14:37 Беспилотник «Яндекс.Такси» доехал от Москвы до Казани
22.06 14:28 Власти Москвы заплатят 24 млн за мониторинг протестов на публичных слушаниях
22.06 13:52 Президент переназначил Патрушева и сделал Юмашева своим советником
22.06 13:49 В освобожденных районах Сирии российские военные нашли 40 тонн отравляющих веществ
22.06 13:32 ВЦИОМ зафиксировал снижение доверия к Путину и Медведеву
22.06 13:23 Россия и Саудовская Аравия могут создать обновленный ОПЕК
22.06 13:12 В гробнице бабушки императора Цинь Шихуанди нашли череп вымершего вида обезьян
22.06 13:05 Мосгорсуд рассмотрел жалобу участника убийства Немцова
22.06 12:54 Мелания Трамп направилась на встречу с детьми мигрантов в куртке «Мне плевать»
22.06 12:26 Саратовец осужден за побег и убийство матери восьми детей
22.06 12:15 Мединский отказался менять систему отчетности театров из-за «дела Серебренникова»
22.06 11:42 Рэпера Face призвали в армию
22.06 11:38 Экс-глава «Пятерочки» стала во главе «Магнита»
22.06 11:25 Партия Навального подала документы на регистрацию
22.06 11:22 Tesla сократит бизнес по установке солнечных батарей
22.06 11:22 Генетики стремятся вырастить миниатюрные подобия мозга неандертальцев
22.06 11:02 Первый канал объяснил решение не показывать интервью Познера с Лимоновым
22.06 10:49 В Госдуму внесли поправки о налоговом маневре в нефтегазовой отрасли
22.06 10:34 Шанинку могли лишить аккредитации из-за внимания ФСБ
22.06 10:17 Роспотребнадзор оштрафовал гостиницы на 10 млн рублей за завышение цен перед ЧМ
22.06 10:13 В Тюмени во время вылета загорелось шасси пассажирского самолета
22.06 09:59 После разгрома от Хорватии на ЧМ-2018 аргентинцы решили сменить тренера
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.