Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
11 декабря 2017, понедельник, 20:19
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

10 ноября 2010, 17:53

"План Собянина" — победа пробок?

Опубликован план по борьбе с пробками в Москве и области. Мероприятий в нем много: одних лишь пунктов в документе целых 114. При всех его достоинствах — системности, многовекторности, стремлении учесть все факторы, у него имеется целый ряд как мелких, так и существенных недостатков. Например, непонятно в каком порядке и за счет какого финансирования будут бороться с пробками. Отчасти план может затронуть интересы самих москвичей, но более других - представителей малого, среднего и большого бизнеса разом. Что заставляет сильно сомневаться в его реализации в первозданном виде.

План развития транспортной сети Москвы и Московского региона в целом, опубликованный сегодня на сайте московского правительства, оставляет двоякое впечатление. План состоит из семи разделов, которые в свою очередь имеют от сорока до двух подпунктов. Ранее мэр Сергей Собянин заверил, что обсуждение с москвичами не ограничится простой "говорильней", мнения горожан учтут и в течение 3-4 недель план доработают и для начала приказал московским чиновникам приезжать на работу к 8.

Впрочем, уже идет обширная работа - сегодня Собянин поручил Комитету государственного строительного надзора Москвы возглавить комиссию по проверке объектов строительства, расположенных вблизи станций Московского метрополитена, крупных транспортно-пересадочных узлов, вдоль МКАД и основных магистралей города. «Проверка, начатая 10 ноября, проводится совместно со специалистами Объединения административно-технических инспекций Москвы, Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости столицы, префектур административных округов города и должна завершиться в течение 10 дней», - сказали в пресс-службе Мосгосстройнадзора в среду. Это - первоочередные меры по реализации "плана Собянина". Мы уже удивлялись настойчивости мэра в этой связи - ведь решение вряд ли окажется сильно популярным (См. материалы Мир сетям, война - ларькам, Он взял Москву и упразднил ларьки, Пролонгирование «крепкого хозяйственника»).

114 Собянинских ударов

Сначала о позитиве. Здраво: «Обустройство левоповоротных съездов накопительными «карманами» длиной до 200 м без уменьшения количества полос проезжей части в попутном направлении». Сейчас левые повороты обустраиваются обычно никак. Что, естественно, приводит к моментальному появлению пробок, вполне рукотворных.

«Строительство перехватывающих паркингов в районе конечных станций метрополитена и узловых станций наземного общественного транспорта, в том числе за пределами городской черты, а также отстойных площадок и грузовых терминалов на подходах к МКАД и Малому Московскому кольцу, на которых возможна перегрузка грузов с большегрузного на малотоннажный транспорт с дальнейшим следованием товаров к потребителям на этих автомобилях», - идея давно обсуждается московским правительством, но так и не реализована в должной мере.

«Проведение анализа строящихся объектов, проверка законности их возведения и влияния на дорожную обстановку», - об этом давным давно твердят буквально все специалисты по транспорту, даже и зависимые от правительства Москвы (см.  например, лекцию Михаила Блинкина "Транспорт в городе удобном для жизни", там имеется достаточный набор ссылок "для дальнейшего чтения"). То  же касается строительства хордовых магистралей и еще многих пунктов «плана Собянина».

«Запрещение органам власти субъектов Российской Федерации на предоставление земель и выдачу разрешений на строительство в придорожной полосе крупных торговых центров, складских объектов, накопителей, терминалов, рынков, торговых и др. центров в пределах большого бетонного кольца Московской области», - МКАД сегодня нельзя расширить, как и многие другие магистрали, без нарушения прав собственников, имеющих строения в непосредственной близости (а кому из собственников нужен не придорожный торговый центр?). Или же без переноса строений, выкупа земли и прочих затратных мероприятий. Дальнейшая застройка прилегающих территорий, предполагается, будет остановлена.

Предполагается, «реконструкция федеральных дорог (расширение проезжей части головных участков основных магистралей на территории Московской области до 4-х полос движения в каждом направлении), на участках от МКАД до Малого Московского кольца, с полной реконструкцией последнего (Минское, Волоколамское, Щелковское, Ярославское, Новорязанское, Ленинградское шоссе и ш. Энтузиастов)». Кто по ним ездил, уверен, будет рукоплескать плану стоя.

Движение Сопротивления

Однако имеется и целый ряд вопросов к «плану Собянина» и его реализации. Прежде других — частных. Ряд положений — декларативны и реализуемы только в каком-то лучшем из миров. «Строгое исполнение графика движения общественного транспорта с информированием о нем в местах посадки и высадки пассажиров», - это как? Вернее — как в текущих условиях? Или же сроки (о них ниже) по этому пункту будут установлены где-то в области конца света? Пока предполагается 26 (!) выделенных полос для частного транспорта во всем городе Москве. На взгляд профана кажется, что это чрезвычайно мало.

Далее: уже в первом пункте плана обещается «организация, реконструкция или закрытие въезда-выезда с территории М.О.». Если кто вдруг не понял — это как раз о подъездах к торговым центрам и прочим съездам к складам, которые не понравились Сергею Собянину едва ли не при первом объезде. Кто будет платить за это? Вероятно, предполагается, что собственник строений, которым организованы съезды. Однако даже если найдутся иные источники финансирования, получается, что открывается огромное окно для чиновников в полном соответствии с представленным текстом «организовать, реконструировать или запретить». Широчайшее окно возможностей, не в последнюю очередь для мздоимцев. Возможно, они и будут рады такому повороту, но вот какова будет реакция акционеров сетей мегамоллов и прочих держателей строительных рынков - предугадать несложно.

Относительно лояльный по отношению к владельцам частного автотранспорта, план менее дружелюбен к грузовым перевозкам. О чем не преминули заявить перевозчики. Глава межрегионального профсоюза "Дальнобойщик" Валерий Войтко в письме, адресованном Собянину и опубликованном в «Новой газете», пригрозил, что попытка решить проблему московских пробок запретом на въезд большегрузных фур в город (предполагается запрет с 7 утра до 10 вечера) обернется еще худшими последствиями - в супермаркетах не будет продуктов, а на подъездах к Москве образуются многокилометровые пробки и горы мусора. Правда, в плане имеется пункт об организации перехватывающих парковок на МКАДе и специальных стоянок для фур «на въезде в Московский регион».

Нарушаются и интересы «мироедов-девелоперов». «Выделение дополнительных площадей, ориентированных на третье транспортное кольцо, для оперативного перемещения транспорта с возможным временным использованием обремененных участков территорий, длительное время не используемых под строительство», говорится. Правда, здесь стоит отметить, что такое будет возможно далеко не по всей протяженности Третьего кольца, а о каких именно участках идет речь — пока неясно. Самостоятельно грузовые перевозчики и даже девелоперы вряд ли смогут провалить реализацию плана. Но есть и иные интересанты. Например, РЖД, которым предлагается «вывод грузовых дворов за пределы Москвы», а также таможенники (им предлагается то же в отношении таможенных терминалов).

Множественность задетых интересов означает регулярные атаки на план реализации, с сильным увеличением вероятности провала. Они, как видно по письму Войко, уже начались. Внутри документа есть и еще интересные разнообразному бизнесу положения: вплоть до сноса палаток около общественного транспорта. В защиту палаток уже выступила «ОПОРА России» - организация, считающаяся коллективным лоббистом малого и среднего бизнеса. Удастся ли  преодолеть сопротивление?

Фигуры умолчания

Сомнительно, особенно если посмотреть чего в опубликованном документе пока нет в принципе. Первое и самое, пожалуй, главное — суммы и источников финансирования. Если стоимость мероприятия вроде бы обещают определить, то откуда возьмутся деньги на реализацию неясно в принципе. Существует базовый план развития транспортной сети Московского региона, который Минтранс разрабатывал еще до кризиса, там мероприятия в общей сложности потянули на 4,9 триллиона рублей (это 200 млрд долларов по тогдашнему курсу). Реализация его должна была начаться в нынешнем году, завершиться в 2015. Из них чуть более триллиона — из московского бюджета. Планы были глобальные. С учетом «плана Собянина» программу предлагается подкорректировать.

Проблема насущная: пока денег нет. На будущий год дефицит бюджета Москвы запланирован (был до прихода Собянина, пообещавшего все пересмотреть) на уровне 100 млрд рублей. В текущем году выйдет 190 млрд. Лужковское правительство, принимая бюджет на 2011 год, рассчитывало, что госдолг Москвы составит к концу будущего года 371 млрд рублей. Допустим, что в 2012 году Москва чудом выберется на бездефицитный бюджет. Все равно план развития дорог, как он мыслился в 2008 году даст городу утроенный долг. Как закрывать эти дыры? Резать бюджетные программы Собянину запретил президент. Никак, стало быть, или из федерального бюджета, который на бездефицитный уровень тоже пока не выходит. Наверно, плотное взаимодействие с федеральным центром, которое наблюдатели обещали Собянину, как раз и заключается в преимущественном праве залазить в госбюджет.

Заложены ли в планы тогда были выкупы земель — Бог весть. Есть основания полагать, что правительство Москвы столкнется с нелегким выбором — отнимать землю (то есть аннулировать договора на аренду) или распрощаться с прекраснодушными планами строительства хордовых магистралей, многоуровневых развязок и решения в общем виде транспортного вопроса. То же  касается собственников квартир в домах мешающих движению (им надо будет предоставить альтернативу, для этого откуда-то выкупить жилье с рынка) и собственников офисных зданий и складских помещений.

Это не учитывает и нынешнего состояния финансов Подмосковья. Власти области сбалансировали почти областной бюджет, в 2011 году обещают профицит в размере порядка 10 млрд рублей, который направят на погашение областных долго. Их размер составляет порядка 140 млрд. На реализацию программы развития транспорта предполагалось из подмосковного бюджета «всего» 145 млрд (горячий хозяйственник Лужков, видя такую несправедливость, предлагал всем — федералам, области и Москве разделить траты поровну). Вообще, непонятно, как область все эти инициативы воспримет. Могут возникнуть вполне конкретные межбюджетные трения, подогреваемые еще и лобби.

Источники финансирования неясны и самим авторам плана, в чем они спокойно признаются (пункт 5.10): «Подготовка предложений о внесении в состав федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)» первоочередных мероприятий по развитию транспортной системы Москвы и Московской области, в том числе по решению проблем дорожного движения и определению необходимых дополнительных объёмов и источников финансирования данных мероприятий». В условиях недофинансирования многого в условиях кризиса этот пункт потребует огромных усилий от московского чиновничества.

Второе:  пока не определены сроки, и стало быть «иерархия» мероприятий. Сначала строить перехватывающие парковки или сначала запретить въезд? Сначала сносить палатки и кошмарить торговые центры вплоть до закрытия или сначала делать карманы? Неправильно выстроенный план реализации (например, от более дешевых и быстрых мероприятий к более долгосрочным и дорогим, или реализация мероприятий, исходя из текущих возможностей бюджета) может смазать эффект от реализации плана и даже создать социально-экономическую напряженность.

Перечислять претензии можно долго,  лучше всем еще раз внимательно вчитаться в планируемую «транспортную революцию». Мы же закончить  попробуем чуть более позитивным соображением. Последние два пункта «плана Собянина» - «Разработка комплексной долгосрочной стратегии развития транспортной системы Московского транспортного узла до 2025 года» и «Создание единого органа управления развитием транспортной системы Московского транспортного узла» (еще там есть «Создание Координационного совета по приведению в соответствие полосности вылетных магистралей на границе Москвы и Московской области» и «Разработка комплексных транспортных схем крупных городов и межсубъектовых агломераций в составе документов территориального планирования» и т.д.) - это заявка на системность. Да и весь план — такая заявка. Все эти предложения озвучивались теми или иными специалистами.

Проблема пока заключается в том, что представленный документ несомненно является рамочным, программным. Здесь появляется и надежда, и скепсис. Ведь конкретные его положения будут подлежать усекновению или бесконечному расширению из логики бюджетного процесса, лоббистских возможностей тех или иных групп хозяйствующих субъектов. У «плана Собянина» есть шанс. У победы пробок пока шансов, как представляется, больше. Хотя бы потому, что пробки — уже реальность. На них еще и продавцы бензина и автомобилей зарабатывают.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

20:06 Роспотребнадзор нашел причину вони в Москве
19:48 Родченкова заочно обвинили в незаконном обороте сильнодействующих веществ
19:27 Комиссия Роскосмоса нашла причины аварии запущенной с Восточного ракеты
19:02 Власти Нью-Йорка признали взрыв в переходе попыткой теракта
18:41 Минтранс России допустил возможность полетов в Каир с февраля
18:23 «Нелюбовь» Звягинцева поборется за «Золотой глобус»
18:06 Взрыв в Нью-Йорке мог совершить сторонник ИГ
17:45 «Дочка» сколковского резидента привлекла $ 6 млн на лекарство от лейкоза
17:40 Путин не поддержал решение Трампа по Иерусалиму
17:20 Путин заявил о готовности возобновить полеты в Египет
17:14 Растения в первую очередь защищают от вредителей свои цветки
17:05 Полиция задержала подозреваемого во взрыве бомбы на Манхеттене
16:56 Собчак рассказала на Первом канале о фабрикации дел Навального для его отстранения от выборов
16:38 Запуск военного спутника с Плесецка перенесли на 2018 год
16:21 Михалков переизбран главой Союза кинематографистов России
16:07 Михаил Саакашвили назвал себя военнопленным
15:58 В Манхэттене прогремел взрыв
15:53 60 млн рублей выделены на развитие технологии трекинга для виртуальной реальности
15:46 ЦБ стал единоличным владельцем «Открытия»
15:30 Хакер из Екатеринбурга заявил о взломе Демпартии США по заказу ФСБ
15:14 МГУ попал в топ российского рейтинга мировых вузов
15:04 Лавров не увидел признаков достижения Трампом «сделки века» по Палестине
14:53 Изучен «бактериальный экипаж» Международной космической станции
14:37 Эстонский бизнесмен получил в России 12 лет за шпионаж
14:11 Экологи объяснили неприятный запах в Москве выбросом воды
13:51 Саудовская Аравия снимет 30-летний запрет на кинотеатры
13:20 Большинство российских спортсменов заявили о желании участвовать в зимних Играх
13:06 Путин прибыл в Сирию и приказал начать вывод войск
13:03 В Совфеде предложат наказание за привлечение детей к несогласованным акциям
12:38 Родителям двойняшек выплатят пособие сверх маткапитала только на одного ребенка
12:18 В Египте нашли две гробницы времен XVIII династии
12:14 «Дочка» «Ростеха» оспорила санкции из-за турбин Siemens в суде ЕС
12:01 Лидер SERB потребовал наказать организаторов показа фильма о Донбассе
11:51 В «Ленкоме» началось прощание с Леонидом Броневым
11:39 Матвиенко предложила оставлять больше денег в регионах
11:38 СК завел дело после смерти избитой в Красноярске школьницы
11:20 Мадуро отстранил главные оппозиционные партии от участия в президентских выборах
11:16 Биржа CBOE приостанавливала торги из-за спроса на биткоин
10:59 Путин наградил госпремией Людмилу Алексееву
10:50 Зарплату чиновников повысили впервые за 4 года
10:46 Вернувшийся с Маврикия президент ДС-Банка арестован по делу о растрате
10:43 Петроглифы Венесуэлы впервые нанесены на карты
10:24 Потраченные на санацию «Открытия» миллиарды вернутся в бюджет из ЦБ
10:23 Роспотребнадзор предложил маркировать вредные продукты
10:04 Осужденным за взрывы домов в Москве и Волгодонске предъявили новые обвинения
09:59 Выборы президента для повышения явки сделают праздником
09:44 Danske Bank предсказал укрепление рубля в 2018 году
09:25 Правительству РФ предложили удвоить сбор за утилизацию машин
09:17 РЖД перевели все поезда южного направления в обход Украины
08:58 Роструд вывел из «теневой экономики» 6 млн россиян
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.