Адрес: https://polit.ru/article/2010/11/12/ekobalans/


12 ноября 2010, 18:10

Хождение по МКАДу

Мэр Москвы Сергей Собянин проинспектирует МКАД во время субботнего объезда, сообщает пресс-служба мэрии Москвы. Известно, что градоначальник посетит 5 точек для выявления проблем магистрали. В ходе объезда будут проверены заезды и съезды с МКАД, а также транспортная ситуация и состояние улично-дорожной сети возле близлежащих торговых точек.

Как представляется, опасаться за свою судьбу могут не только «известные бренды» (типа «Метро», «Ашана» и «Икеи»), но и строительные и прочие рынки, в массе своей располагающиеся на МКАДе.

Новый мэр Москвы развернул поистине бурную деятельность, стремясь решить назревшие и перезревшие в Москве проблемы. В минувшее воскресенье столичным Департаментом транспорта совместно с префектурами, Мосгорстройнадзором, Москомархитектурой, ОАТИ, ГИБДД и представителями Московской области по поручению Сергей Собянина был проведен объезд МКАДа. Как отметили в Департаменте, в числе нарушителей немало "известных торговых брендов". По итогам объезда справка-заключение и предложения по улучшению ситуации направлены мэру Собянину.

После этого был опубликован "Перечень первоочередных мероприятий по решению транспортных проблем города Москвы по элементам транспортной системы" - план мэрии по борьбе с пробками. При всех его достоинствах - системности, многовекторности, стремлении учесть все факторы, у него имеется целый ряд как мелких, так и существенных недостатков. Например, непонятно в каком порядке и за счет какого финансирования будут бороться с пробками. Отчасти план может затронуть интересы самих москвичей, но более других - представителей малого, среднего и большого бизнеса разом. Что заставляет сильно сомневаться в его реализации в первозданном виде. Подробнее о проблемах собянинского плана читайте в тексте Михаила Захарова "План Собянина" - победа пробок?".

Строительство крупных торговых центров вдоль шоссе — заметный недостаток московской дорожной сети. Пробки образуются в том числе и из-за того, что новые магазины "нанизывались" на существующие дороги без их расширения.

Напомним, что на рассмотрение городского правительства внесен проект постановления об ограничении движения в дневное время по МКАДу большегрузных машин. Запрет не будет распространяться на грузовые транспортные средства оперативных и аварийно-спасательных служб, техпомощь, на спецавтомобили городских служб, задействованных на уборке территорий. Движение по МКАД в дневное время будет разрешено машинам, осуществляющим международные перевозки и следующим по адресу, указанному в перевозочных документах. Это уже не первая попытка московских властей ограничить в городе движение грузового транспорта. Два года назад был запрещен въезд в центр города грузовиков класса ниже "Евро-2". Данную меру мотивировали плачевной экологической ситуацией в городе.

Вообще же, судя по тому что начала творить собянинская администрация в социальной сфере - снос и прекращение сноса палаток, например, или эвакуация автомобилей с Тверской - все удары по социальной инфраструктуре, сложившейся более менее по естественным причинам, теперь ее откровенно ломают, предлагая взамен лишь висящие в воздухе инициативы. Чего стоит хотя бы требование к чиновникам быть на работе к 8 утра - критично относящиеся к решению наблюдатели полагают, что теперь в центре Москвы пробки начинаются уже в 7:30 утра. Во многих из инициатив можно усмотреть и коррупциогенные мотивы: например, план Собянина по борьбе с пробками может иметь следствием шантаж замкадовских торговых центров, к которым могут прикрыть подъезды, если те не согласятся на необходимые городской администрации условия.

Стремление разобраться в незаконным наследством, доставшимся команде Собянина от прежнего московского руководства можно было бы приветствовать, если не несколько простых законов жизни - а не государства. Отменить каковые администрации Собянина вряд ли по силам. Первое: если в решении имеется возможность получения денег агентом власти, найдется агент, который эти деньги получит. Причем, неважно, будет ли это чиновник мэрии, милиционер или бандит.  Второе: недостаток социальной инфраструктуры не только делает жизнь граждан неудобнее, но и порождает потребность у бизнеса заполнить неудовлетворенный спрос. Третье: при желании можно проконтролировать исполнение решений полицейскими методами, но в условиях весьма распространенного в России слияния силовиков и бизнеса проконтролировать будет непросто, если вообще возможно.

В этом смысле, у инициатив московской мэрии естественные ограничители. Новый мэр, похоже, попадает в некоторую ловушку, пытаясь решить сильно разноплановые задачи одновременно: изменить управленческую культуру (целый спектр решений от кадровых до упомянутого наказа работать с 8 утра), цивилизовать и легализовать социальную инфраструктуру, решить транспортную проблему. Решение всех проблем одновременно, скорее всего, обречено на неудачу. Легализация социальной инфраструктуры без замены ее аналогами — к удорожанию как продукции для граждан, так и к росту коррупционной ренты. Попытки переделать чиновничество — в рамках борьбы с коррупцией, усиливающейся своими же собственными решениями - приведут к тихому саботажу решений мэра или тотальной депрофессионализации и демотивации чиновничества. Транспортную проблему без мобилизации чиновников решить невозможно.

Антропоэкосистемы (или по терминологии наших соотечественников В. Казначееева и В.Алексеева — антропогеоценоз или антропобиогеоценоз) теоретически вполне описаны. Ограничимся  определением (доктора географиечских наук, завкафедрой экологии человека МНЭПУ Б.Б.Прохорова): «изучение антропосистемы преследует определенные цели, которые на основе теории систем можно сформулировать следующим образом: 1) выделение конкретной системы из множества других объектов; 2) изучение структуры системы; 3) изучение поведения системы; 4) прогнозирование поведения системы; 5) управление системой. Знания, получаемые о А. путем анализа и оценки процессов, происходящих в ней и в отдельных ее блоках, позволяют достичь большинства поставленных целей. По крайней мере, они делают реальным прогноз поведения системы. Прогноз, в свою очередь, намечает пути управления, если не всей системой, то отдельными ее блоками, что приводит к частичной (а иногда и к тотальной) оптимизации всей системы». Переводя в практическую плоскость: надо понимать, как это работает. В сфере транспорта у Собянина наработки имеются, а в остальных сферах?

В центре подобного моделирования, утверждают специалисты, лежит общность людей. Город сложным образом формирует многие стороны жизнедеятельности человека. Еще цитата: «при оценке степени антропоэкологической комфортности города имеются в виду такие, в частности, стороны жизнедеятельности горожан, как: уровень социального благополучия (бюджеты семей, обеспеченность жильем, использование сферы услуг, учеба детей, состояние здоровья, качество медицинского обслуживания и социального обеспечения и т.п.); степень экологической безопасности; правовая защищенность; занятость и удовлетворенность своей работой (характером и сферой занятости, взаимоотношениями на работе, транспортной или пешеходной доступностью места работы и т.п.); наличие условий для полноценного отдыха и восстановления сил; степень полноты информационного обеспечения и существование условий для преемственности культурных традиций, и многое другое».

Кавалерийские атаки эвакуаторов пока привели к перераспределению пробок — стоит там, где раньше не стояло. Нечто похожее, может статься, произойдет с палатками, незаконными постройками, не должным образом зарегистрированной собственностью. Сработает закон сохранения  социальной энергии. А мэр так и будет ездить по МКАДу — у него нет конца. Только все станет еще чуть-чуть дороже.

«Освоение месторождений углеводородного сырья в Западной Сибири изменили границы территорий традиционного природопользования коренного населения — сократились площади оленьих пастбищ, охотничьих и рыболовных угодий, мест сбора ягод, лекарственных растений. В результате появились новые антропоэкосистема, изменилась жизнь коренного населения и не всегда к лучшему», - еще процитируем Б.Б.Прохорова. Кому как не выходцу из ХМАО Собянину не понимать последствий.

Петр Попов, Михаил Захаров