Адрес: https://polit.ru/article/2010/11/12/folk/


12 ноября 2010, 14:25

Главная проблема – с народом

1.     Введение

Что бы ни утверждали многочисленные исследователи, главная проблема России не с властью. Главная проблема нашей страны с ее народом. Не может быть случайностью, что в России при любой идеологии воспроизводится один и тот же тип власти и тип государства: это полная централизация и концентрация социально-экономической жизни; это всесилие государства, его безусловный приоритет перед человеком, пренебрежение реальными интересами граждан, даже тех, ради кого будто бы создавался «новый» мир; это бюрократический характер государства, отмеченный всевластием и безответственностью чиновничества.

Большевики в своем гимне пели: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…», однако весьма скоро выявилась удивительная похожесть многих черт этого «нового» мира на прежний, свергнутый. Глубинную преемственность советской России по отношению к Российской империи уже в 1920 году отметил известный монархист, один из лидеров фракции националистов в IV Государственной думе и один из создателей Добровольческой армии Василий Витальевич Шульгин. Как писал Шульгин, что бы ни думали и ни говорили большевики, они восстанавливают могущество, единство и границы России «до естественных пределов» и «подготавливают пришествие самодержца всероссийского.» Вслед за Шульгиным сходство старого и нового, выстроенного большевиками государства отметили многие, включая Бердяева. Социолог Александр Гофман в опубликованном в 2008 году обширном исследовании «Традиции и инновации в современной России» писал: «… несмотря на радикализм большевистского проекта, полную смену социокультурной и политической символики и море крови, пролитой в революции и гражданской войне, 25 октября 1917 г. система традиционных социальных институтов, существовавшая до февраля этого же года, себя восстановила. Произошел поворот на 360 градусов, и новые люди, большевики, самоотверженно и беспощадно боровшиеся с царским режимом, продолжили его же старую генеральную линию.»

Если обратиться ко дню сегодняшнему, то многие историки, социологи, публицисты отмечали схожесть современной России и СССР. Это в первую очередь ничтожность человека перед государством, упование значительной части граждан на государство, бюрократический характер государства, оборачивающийся всесилием и безответственностью чиновничества и незащищенностью граждан, неистовое чинопочитание. И все та же полная централизация и концентрация социально-экономической жизни. Можно сказать, что марксизм и либерализм дали в нашей стране сходный результат.

Но если мы с таким выдающимся упорством при любой идеологии и самых разных людях, пришедших к руководству страной, воспроизводим один и тот же тип государства и тип власти, дело в народе. Тут уместно вспомнить историю Китая средних веков. Там в течение нескольких столетий одно за другим побеждали крестьянские восстания. Их руководители сами становились новыми императорами и высшими чиновниками. В первое десятилетие после победоносного восстания жизнь крестьянства улучшалась. Но дальше все возвращалось на круги своя. В конце концов новое восстание сметало бывших защитников крестьян. Которые не были виноваты в том, что воспроизводили прежнюю власть. Ибо не знали ничего иного. Ибо такова была их культура.

Наша культура воспроизводит один и тот же тип государства. Николай Бердяев писал: «Русский народ по своей душевной структуре народ восточный.» Думается, что наша культура на самом деле не может быть отнесена в полной мере к европейской. Вместе с тем, она не представляет и восточную культуру. Располагаясь в Европе и в Азии, Россия почерпнула худшие черты других культур. Мы наплевательски относимся к закону, а законопослушность – опора западноевропейской цивилизации. Мы не ценим личную свободу, а для западноевропейской цивилизации она имеет ключевое значение. Мы не имеем прилежания и аккуратности, присущих восточным народам. Но восточное чинопочитание хорошо усвоили. Как и отношение к человеку – он всегда у нас жил и продолжает жить для государства. (Отсюда столь специфическое отношение к правам человека со стороны чиновников и правоохранительных органов).

В основе нашей культуры всегда лежало пренебрежение к отдельной человеческой жизни. Поскольку сильной властью у нас до сих пор считается власть, которая «все держит в кулаке», европейское понятие того, что сильная власть должна обеспечить неукоснительное исполнение закона для всех и каждого, вне зависимости от наполненности кошелька или должностного положения, чуждо нам, противно нашей культуре. Поэтому когда под суд попадает высокий чиновник или его близкий родственник, мы думаем не о торжестве закона, а о победе одного клана над другим.

2.     Об основах западноевропейской культуры

На каких основах стоит западноевропейская культура? Есть ряд ее составляющих, которые прямым образом влияют на экономику. Это в первую очередь взаимоотношения собственности и власти, о чем давно, еще в 20-х годах прошлого века, писал Карл Витфогель. Но в этих взаимоотношениях наиболее важно, что приоритетно – власть или собственность? Именно когда в Западной Европе, прежде всего в Англии, частная собственность стала выше власти, началось развитие рыночных отношений и буржуазного общества. Взаимоотношения собственности и власти являются частью культуры, потому что они прежде всего не в законах, а в правоприменительной практике – в том, что в головах людей. (Современные российские законы вроде бы защищают частную собственность, однако в реальности нет препятствий для того, чтобы отнять ее).

Следующая важная составляющая культуры – законопослушность. Конечно, она связана с парой власть-собственность, ибо при наличие совершенных законов и законопослушности собственность будет защищена. Но законопослушность имеет и самостоятельное значение, ибо охватывает все стороны жизни, которые регулируются законом: от взаимоотношений государства и человека до взаимоотношений между людьми. Не менее важную роль играет правовая культура, которая предполагает знание гражданами законов и умение использовать их для защиты своих интересов. Еще одна важная для экономики составляющая – достижительская культура, то есть наличие нацеленности значительной части общества на достижение успеха за счет собственных усилий. Еще можно говорить о культуре деловых отношений, культуре производства, технологической культуре. Первая связана с умением строить партнерские отношения, вторая – с умением организовать работу предприятия, третья – с умением выполнять технологические операции. Но эти составляющие такого широкого феномена, как культура, имеют подчиненное для экономики значение. В условиях незащищенной собственности и отсутствия законопослушности, а значит отсутствия правового государства, невозможно рассчитывать на успешное экономическое развитие страны.

Если говорить о демократии, то она есть следствие других составляющих культуры. Прежде всего это взаимоотношения человека и государства. И вновь речь о том, что приоритетно в этой паре, человек или государство. Это определяет тип общества, его живую ткань. Только приоритет человека перед государством рождает демократические формы. А кроме того, важны политическая культура, наличие глубоко укорененного умения подавляющей части общества нести ответственность за себя, наличие традиций и умения самоорганизации, умение гармонично сочетать личные и коллективные интересы, наличие толерантности в обществе, высокая поведенческая культура.

Иное отношение жителей экономически развитых стран к государству – оно воспринимается как полезная для граждан структура, защищающая их права и безопасность, – плюс законопослушность приводят к тому, что, например, жители США или Великобритании считают своим долгом сообщать властям о соседях, которые живут не по средствам, жители Германии сообщают полиции о фактах нарушения отдельными водителями правил движения, а эмоциональные французы и испанцы принимаются дружно гудеть тем, кто нарушает правила движения. Так они помогают государству исполнять его функции, определенные Законом. Ибо наиболее полное исполнение функций государства – благо для его граждан.

Умение жителей Западной Европы и Северной Америки самоорганизовываться и высокая их правовая культура приводят к созданию большого числа общественных организаций, которые призваны защищать различные интересы граждан. Прежде всего это профсоюзы, защищающие интересы наемных работников. Это политические партии, представляющие самые широкие – политические интересы, которые увязывают идеологические предпочтения с решением основных проблем, стоящих перед страной. Это корпоративные общественные объединения (союзы учителей, адвокатов, производителей молочной продукции, автопроизводителей и т.д.), задача которых – защита интересов тех, кто работает в данной отрасли. Это экологические организации. Это многочисленные женские, молодежные, благотворительные организации. Причем все они работают исключительно благодаря взносам и пожертвованиям их членов, а значит эффективны и приносят реальную пользу гражданам, стране.

Интересы граждан как жителей данного дома, улицы, квартала, города призваны защищать местное самоуправление и самоорганизация граждан по месту жительства. В многоэтажных зданиях существуют домовые советы, в районах коттеджей – советы квартала. Причем жители сами создают их, понимая, что сообща проще добиваться решения местных проблем. Через советы осуществляется контроль за местными органами власти. Причем соответствующая культура проявляется в открытости и доступности власти, в ее подотчетности жителям, в том, что все ключевые вопросы решаются непременно с участием жителей – через проведение местных референдумов.

Все перечисленные составляющие культуры неразрывно связаны с западноевропейской цивилизацией. Можно утверждать, что совокупность всех этих составляющих носит универсальный характер. Именно благодаря им возможно эффективное развитие экономики и общества. Один из ярких примеров – современная Япония. Благодаря американской оккупации Японии успешно удалось вестернизироваться. Были восприняты самые важные составляющие западноевропейской культуры: приоритет частной собственности по отношению к власти, законопослушность, несколько позже появились правовая культура, достижительская культура, культура деловых отношений, культура производства, технологическая культура, сформировался приоритет человека по отношению к государству. Благодаря введению институтов разделения властей и выборов возникли политическая культура, наличие глубоко укорененного умения подавляющей части общества нести ответственность за себя, культура самоорганизации. Но при этом японцы не перестали быть японцами, они сохранили свою национальную самобытность.

Вслед за Японией вестернизацию прошли Южная Корея, Тайвань, Сингапур. Теперь это процветающие экономики. Успешные реформы в Китае базируются на частичной вестернизации – введено все то, что необходимо для развития экономики: институт частной собственности, ее защищенность, всяческое поощрение экономической инициативы граждан.

3.     Об особенностях российской культуры

Если говорить о России, то в первую очередь следует отметить, что в ней никогда не было и до сих пор нет приоритета частной собственности по отношению к власти. Да и сама частная собственность появилась поздно, при Екатерине Второй, а после прихода к власти большевиков опять была отменена. Становление института частной собственности в постсоветской России не сопровождалось укреплением ее защищенности. ЮКОС, Волготанкер, Русснефть, АВИСМА, Евросеть – это лишь примеры, касающиеся крупных компаний, а сколько мелких и средних предприятий было отнято по всей стране за последние два десятилетия. Причем если в первой половине 90-х годов прошлого века успешные малые и средние предприятия в основном отнимали представители преступных группировок, то с начала двухтысячных этим стали заниматься преимущественно представители правоохранительных структур (милиции, прокуратуры, ФСБ) и местные чиновники. И, главное, все эти случаи не вызывают сколь-нибудь заметной реакции неприятия в обществе. Понимание роли частной собственности и необходимости ее полной защищенности практически отсутствует. (Согласно результатам исследования, проведенного ВЦИОМ в 2009 году, право владеть частной собственностью и заниматься предпринимательской деятельностью считает важным только 19% опрошенных).

Еще одна национальная особенность России – отсутствие законопослушности. То, что мы всегда плевали на закон, отразилось в таких сугубо русских поговорках, как: «Закон что дышло…» или более поздних: «Закон словно телеграфный столб – перешагнуть нельзя, а обойти можно.» Умение нарушать закон с выгодой для себя всегда считалось у нас доблестью. При этом неуважение к Закону проявлялось и продолжает проявляться не только в обществе, но и прежде всего на всех уровнях власти, задавая тон происходящему. Так было в Российской империи, так продолжалось в Советском Союзе, так остается в постсоветской России. Можно принимать какие угодно хорошие законы, а практика их применения, в общем-то, будет отрицательная. (Философ Адам Фергюсон, представитель плеяды шотландских мыслителей, в книге «Опыт истории гражданского общества» писал: «Гарантии справедливости заключены не только в законах, но и в тех силах, с помощью которых данные законы были приняты и без постоянной поддержки которых они перестанут соблюдаться.» Весьма актуально для нас, особенно если учесть, что книга написана в 1767 году).

Человек, живущий в России, незащищен. Он может лишиться квартиры, малого предприятия, денег, может купить некачественные продукты питания и товары, получить некачественные услуги или, напротив, не получить вроде бы гарантированной медицинской помощи, может быть избит там, где его должны защитить – в милиции. Все это следствие отсутствия правового государства. Как показывает практика, отстоять свои права в российском суде частенько невозможно тому, кто не имеет больших денег или не работает на государственной службе и в правоохранительных органах. Но все это и есть следствие пренебрежения Законом. Так что отсутствие законопослушности ударяет прежде всего по гражданам России.

У граждан России низкая правовая культура, значительная часть из них не знает своих прав и не умеет их цивилизованно защищать. Этим частенько пользуются чиновники в местных органах власти и представители различных муниципальных служб, отвечающих за коммунальные услуги, облагая граждан излишними поборами, отнимая дворы и помещения. Государственные органы тоже нарушают права граждан (к примеру, Министерство обороны, которое не обеспечивает соблюдения прав солдат срочной службы, да и офицеров – тоже). И нельзя сказать, что за последние 20 лет общий уровень правовой культуры повысился.

Низкая культура самоорганизации приводит к тому, что в России нет важнейших для обеспечения нормальной жизни страны общественных организаций. Прежде всего, нет реально действующих массовых профсоюзов. Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), которая является преемницей советских профсоюзов не только по истории возникновения, но и по духу, по многих вопросам занимает сторону власти. По-настоящему независимые от власти профсоюзы, активно отстаивающие интересы шахтеров, докеров, авиадиспетчеров, летного состава гражданской авиации возникли в начале 90-х годов. Однако, стараниями власти им не дали превратиться в реальную силу. Нынешние их последователи малочисленны и не способны защищать интересы наемных работников какой-либо отрасли – их влияние распространяется на одно или несколько предприятий.

Не хватает корпоративных организаций. Многие отрасли экономики создали свои общественные структуры: действуют Ассоциация банков России, Российский союз строителей, Союз нефтегазопромышленников России, Союз машиностроителей России, Объединение автопроизводителей России и так далее. Но это специфические образования – их членами являются предприятия, фирмы. А вот организации с индивидуальным членством, защищающие интересы массовых профессии, например, Союз учителей, Союз врачей или Союз инженеров, не играют заметной роли в масштабах страны.

К немногим видам успешно действующих общественных объединений следует отнести правозащитные, экологические и благотворительные организации. Среди правозащитных организаций: движение «За права человека», общество Мемориал, Московская Хельсинская группа, Союз комитетов солдатских матерей России, Комитет Гражданское содействие, Центр Сова. Среди экологических – отделения международных организаций Гринпис, Всемирный фонд дикой природы, Международный фонд защиты животных. Благотворительные организации стараются помогать бездомным, малообеспеченным семьям. Деятельность всех этих организаций крайне полезна. Вместе с тем, число граждан, входящих в правозащитные, экологические и благотворительные организации, не столь уж и велико в масштабах России.

Да, наши граждане объединяются, когда возникает непосредственная угроза их интересам, например, в виде точечной застройки или уничтожения Химкинского леса, или загрязнения Байкала. Высокую активность проявляли обманутые дольщики. Но за рамками открыто попираемых прав граждан самоорганизации фактически нет. Угрозы более опосредованные, связанные с несовершенством политической и социальной системы, большей частью гражданами не воспринимаются. В общественных организациях участвует незначительная часть населения. Даже массовые выступления начала 2005 года, связанные с монетизацией льгот, не привели к самоорганизации, к возникновению устойчивых общественных структур. Основная часть общества атомизирована. Согласно результатам исследования ВЦИОМа, проведенного в 2009 году, наименее важной из свобод для россиян является свобода объединений и союзов – она значима только для 5% опрошенных. Эту ситуацию нельзя считать нормальной.

Сейчас в России нет настоящих политических партий, хотя бурный процесс образования российских партий начался в 1990 году. Тогда возникли Демократическая партия России, Социал-демократическая партия России, Консервативная партия России, Конституционно-демократическая партия – Партия народной свободы, Партия конституционных демократов, Свободная демократическая партия России, Народная партия России, Республиканская партия Российской Федерации (создана на базе «Демократической платформы в КПСС»), Российское Христианское демократическое движение, а также широкое политическое движение «Демократическая Россия», в которое в качестве коллективных членов вошли практически все перечисленные выше партии и которое с осени 1990-го по лето 1991-го собирало на Манежной площади по несколько сотен тысяч манифестантов, а в августе 91-го организовало оборону Белого дома. Либерально-демократическая партия Советского Союза была зарегистрирована весной 1991 года, и лишь к концу 1992-го она официально превратилась в Либерально-демократическую партию России.

В середине 90-х число политических организаций превышало две сотни, из них около пятидесяти были партиями, хотя политические движения и партии мало чем отличались друг от друга. Наиболее заметными политическими организациями рыночной ориентации являлись партии «Демократический выбор России» (была создана в 1994 году), Российская партия социальной демократии (1995), Партия российского единства и согласия (1993), движения «Яблоко» (1995), «Вперед, Россия!» (1995), а также проправительственное движение «Наш дом – Россия» (1995). За редким исключением, продолжали свою деятельность все демократические партии, созданные в 1990 году. К наиболее массовым партиям левой ориентации относились Коммунистическая партия Российской Федерации (восстановительный съезд прошел в 1993-ем), Аграрная партия России (1993), Социалистическая партия трудящихся (1991), а также лево-радикальная «Трудовая Россия» (1993).

Серьезные изменения в политической системе России начались после принятия летом 2001 года Закона «О политических партиях», который запретил непосредственное участие в выборах любым общественным объединениям, кроме политических партий. За короткий срок стараниями властей число официально зарегистрированных политических партий снизилось с 38 до 14, а потом до 7.

Из зарегистрированных ныне организаций наиболее подходит под определение партии КПРФ, которая соединяет массовость с четкой идеологической основой. Наиболее массовая партия «Единая Россия» выстроена исключительно вокруг властной вертикали и не представляет какой-то конкретной идеологии. Запасной партией власти воспринимается «Справедливая Россия». В то же время умеренно либеральное «Правое дело» и тяготеющее к социал-демократии «Яблоко» не пользуются заметной поддержкой в обществе и, как следствие, не представлены в Государственной Думе и в большинстве представительных органов субъектов Федерации.

Надо признать, что к политическим партиям у граждан России нет доверия. Главную партию страны «Единую Россию» поддерживает примерно третья часть граждан – преимущественно жители небольших городов и сельской местности. Однако, это скорее поддержка близкой к властной вертикали организации, чем политической партии. При этом, как показывают недавние опросы «Левада-центра», однопартийную систему выбирают те же 32% россиян. 21% считает, что политической оппозиции в России вообще быть не должно, а 17% не имеют определенного мнения в данном вопросе. Сложно подобные предпочтения выдавать за высокую политическую культуру.

Серьезную проблему для развития страны представляет неумение подавляющей части общества нести ответственность за себя. Упование на государство распространено в основном в небольших городах и сельской местности, а там проживает почти 2/3 населения. Это благодатная почва для роста бюрократизма и чиновного произвола. Причем степень социального инфантилизма не уменьшилась за последние годы.

В современной России нет культуры гармоничного сочетания личных и коллективных интересов. После долгих лет советского коллективизма наше население качнулось в сторону заскорузлого индивидуализма. Атомизация российского общества, во многом направленная против коллективизма, происходила главным образом в крупных городах. Не только неготовность к совместным действиям, отсутствие культуры самоорганизации, но и нежелание каких-либо совместных действий привели к отсутствию в XXI столетии по-настоящему массовых профсоюзов, корпоративных организаций. Так называемый «офисный планктон» вообще представляет из себя аморфную массу, не видящую смысла в каких-нибудь совместных действиях. Там действует принцип «Каждый за себя».

Россию никогда не отличала толерантностью, терпимость к чужому мнению. Качество, которое с точки зрения европейской цивилизации является серьезным изъяном – отсутствие терпимости у подавляющей части граждан России. Наша нетерпимость к чужому мнению, неумение находить компромиссы в сложных ситуациях общеизвестны. Это прежде всего наследие советского тоталитарного периода, преследовавшего несогласных, подавлявшего даже намек на возможность другой точки зрения. Но истоки этого явления уходят в более далекое прошлое, к общинному сознанию. Община осуждала и отторгала тех, кто отличался от некого «усредненного значения», в том числе наиболее трудолюбивых, работящих. И дома им поджигали сто лет назад точно так же, как сейчас наиболее успешным фермерам. Российскому обществу крайне важно понять истинное значение таких несущественных, на первый взгляд, факторов, как толерантность, компромисс, диалог.

Хамство по-прежнему является важной составляющей нашей жизни. Люди сталкиваются с ним на работе, на улице, на дороге, дома. Хамство глубоко укоренилось в государственных и муниципальных учреждениях по отношению к посетителям. Широко распространено хамство со стороны милиционеров по отношению к гражданам, прежде всего к задержанным по каким-то причинам. Хамство процветает во многих семьях, отличает наши взаимоотношения с соседями, выплескивается на улицы. Частенько мы недоброжелательны друг к другу. В общественном транспорте вызывают удивление те, кто уступает место пожилым, инвалидам, беременным женщинам. Необязательность, нечестность, неаккуратность, надежда на авось тоже непременные спутники российской действительности. Все это следствие низкой культуры поведения, которая поддерживается фактической безответственностью чиновников и представителей правоохранительных органов перед населением.

Низкая поведенческая культура проявляется и в поведении богатых людей. Такой «гонки тщеславия» в Западной Европе давно уже нет. Однако, нашим состоятельным людям крайне хочется подчеркнуть свое богатство. Отсюда сверхдорогие машины, огромные коттеджи, предметы роскоши стоимостью миллионы и десятки миллионов долларов. И при этом нарочитое пренебрежение по отношению к тем, чей достаток ниже.

4.     Актуальность темы культуры

Понимание того, что с нашей культурой не все в порядке, приходит в нашу жизнь. Прежде всего в связи с неудачными попытками модернизации российской экономики. Как заявил на конференции "Социальное измерение модернизации" первый заместитель главы администрации президента Владислав Сурков, отсутствие или слабое влияние социальных групп, заинтересованных в модернизации страны – главная проблема современной России. «Государство не сможет включить процесс социальных изменений, как бы он ни назывался, если не найти практическую мотивацию. Люди должны чувствовать выгоду», – отметил Сурков. Думается, что чувства выгоды недостаточно. Фактически модернизации экономики должна предшествовать модернизация общества. В нашем случае это утверждение в подавляющей части общества демократических ценностей.

Серьезность проблемы с российским обществом хорошо демонстрирует пример «восточных немцев». Даже через 20 лет после объединения Германии между ее восточной и западной частями сохраняются различия в уровне и качестве жизни. Сейчас на территории бывшей Германской демократической республики мужчины живут на 1 год меньше мужчин из западных областей. Уровень доходов значительно различается в пользу «западных немцев», уровень безработицы на Востоке составлял в 2009 году 12.6%, а на Западе – 6.4%. При этом в течение всех 20 лет правительство Германии тратило значительные финансовых средства на то, чтобы «подтянуть» бывшую ГДР до уровня западных частей Германии. Причина может быть только в культурных различиях, а ведь «восточные немцы» жили при социализме заметно меньше, чем россияне.

Тему культуры затронули сразу два стоящих на очень разных позициях человека: Президент Фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров и глава Института современного развития Игорь Юргенс.

В статье «Родина в опасности!», опубликованной в «Ежедневном журнале», Сатаров отмечает, что российское население покорно терпит невероятную коррупцию и безразлично к тому, что у него полностью отобраны фундаментальные права формировать и контролировать власть; что в нашей стране исчезли разделение властей, федерализм, независимость бизнеса и СМИ, а сейчас исчезает независимость муниципального управления; что в России нет органа власти, способного защитить безопасность каждого из нас. Что Конституция превратилась в пустую бумажку.

Игорь Юргенс на пресс-конференции по теме «Что мешает модернизации России» заявил, что основными помехами для модернизации являются незаинтересованность в ней большинства элиты, а также архаичность российского народа. Безразличие населения к инновациям и низкую гражданскую активность Юргенс объясняет патернализмом, а кроме того, «слабой распространенностью городской урбанистической культуры». Жизненные установки большинства россиян приводят к массовому уклонению от исполнения гражданского участия. Вывод Юргенса: «Мы не граждане, а какое-то племя.»

Какие пути выхода из нынешней ситуации видят? Георгий Сатаров призывает будить общество, что требует действия всех общественно активных людей. Действовать всегда предпочтительнее, чем сидеть, сложа руки. Только не хотелось бы повторить опыт 1991 года, приведший нас к нынешнему состоянию. В свою очередь, Игорь Юргенс полагает, что архаичность российского народа исчезнет к 2025 году, и наш народ окажется «ментально совместим в восприятии демократии со среднестатистическим прогрессивным европейцем.» При этом для Юргенса очевидна тенденция деградации человеческого капитала в России. Какие же образом через 15 лет наша культура вберет в себя важнейшие составляющие западноевропейской культуры? Непонятно.

И уж точно не спасут нас рецепты Никиты Михалкова, недавно высказанные в «Манифесте просвещенного консерватизма». Он отрицает вестернизацию, которая всего лишь предполагает использование закономерностей, открытых западноевропейской цивилизацией. Опять мы будем пробираться в будущее собственным окольным путем, опираясь на «национальную культурную традицию»? Что касается права и правды, это наш старый спор, еще с XIX века. Но в цивилизованном мире можно жить только по праву, потому что правда у каждого своя, и на поверку оказывается, что мы частенько живем по правде того, кто занимает начальственное кресло. Насчет «лояльности к власти, умении достойно подчиняться авторитетной силе» вообще говорить не хочется.

5.     О необходимости широкой просветительской деятельности

Что делать? Заниматься широкой просветительской деятельностью. Между прочим, Комитет грамотности, образованный в 1861 году при Вольном экономическом обществе, полагал, что российское сельское хозяйство не улучшить, пока его основной элемент – получивший свободу крестьянин-земледелец – не станет грамотным фермером. К чему и прилагались реальные усилия. Прежде всего была создана широкая сеть публичных библиотек, изданы необходимые книги, крестьян учили грамоте. Западных немцев и японцев после Второй мировой войны благодаря широким просветительским программам, осуществляемым оккупационными властями, обучали тому, зачем необходимы разделение властей, независимая судебная система, политические партии, парламент, система выборов.

Конечно, предложение заниматься просветительством не может вызвать энтузиазма. Во-первых, этот путь не дает быстрого результата. Во-вторых, в наш век широкую и эффективную просветительскую деятельность можно организовать только с помощью телевидения и на государственные деньги. А государство на это денег не даст – нынешней власти выгоден тот народ, который есть сейчас. И все-таки, поскольку ни вариант Японии, Западной Германии, где положительную роль сыграла оккупация, ни вариант Южной Кореи, Сингапура или Китая, где у властей хватило решимости и таланта на коренные преобразования, для России не возможны, помимо широкой просветительской деятельности иного выхода для нас нет. И заниматься ею в той или иной форме могут все, кто переживает за будущее России. Кто-то непосредственно, а кто-то – помогая этой деятельности.

Прекрасным примером была Школа публичной политики – проект, осуществляемый во многих городах нашей страны созданной Михаилом Ходорковским общественной организации «Открытая Россия». Благодаря этому проекту удалось приобщить к западноевропейской культуре значительное число молодых людей, пока власти не ополчились на «Открытую Россию». (Почему бы не попытаться возобновить его общими усилиями?) Достоин всяческих похвал известный экономист Евгений Ясин, который на «Эхе Москвы» каждый понедельник рассказывает о роли культуры. Интересные просветительские передачи и фильмы в сфере культуры показывает телеканал «Культура» (например, документальный сериал Александра Архангельского «Рождение свободной мысли»). Но большинство ученых, общественных деятелей ограничиваются важными дискуссиями о путях к демократии, к нормальной рыночной экономике в узком кругу. Чтобы сделать эти дискуссии достоянием широкой общественности, мало выпускать сборники – при недоступности центральных телеканалов необходимо ездить по регионам. И если бы живущие за пределами Москвы ученые, общественные деятели или журналисты использовали любые имеющиеся возможности для просветительства на местном телевидении, радио, эффект мультипликации был бы значительным.

Надо заниматься просветительством, используя любые возможности. Это – работа на будущее.

6.     Путь в европейскую культуру

Путь в европейскую культуру каждый может начать сам. Если вы пешеход, никогда не идите на красный свет. Если водитель, соблюдайте правила дорожного движения. И сигнальте тем, кто их нарушает. Старайтесь не давать взятки гаишникам и чиновникам, хотя это и доставит лишние хлопоты. Проявляйте уважение к чужому мнению. Не считайте компромисс проигрышем. Избегайте чинопочитания. Старайтесь всегда отстаивать позицию, что государство для человека, а не наоборот.

Человек, умеющий нести за себя ответственность, понимающий, что налоги, которые он платит, не дань кому бы то ни было, а «складчина» для оплаты деятельности государства, такой человек понимает, что он имеет право требовать от государства исполнения своих функций. И одна из основных функций – обеспечение неукоснительного исполнения законов всеми гражданами страны, включая тех, кто занимает высокие государственные посты. Главная сейчас проблема, которая мешает экономическому и социальному развитию России – ужасающий уровень коррупции.

Граждане вправе требовать от государства обеспечения исполнения законов и реальной борьбы с коррупцией. Но хорошо, когда кроме требований предлагаются и пути решения существующих проблем. Государство надо подталкивать к конкретным действиям. Залог успешной борьбы с коррупцией – независимый суд. Сейчас наши суды зависимы от исполнительной власти, от правоохранительных органов. Продолжает действовать «телефонное право». Вмешательство в деятельность судов осуществляется во многом через их председателей. Частенько нужное судебное решение обеспечивается взяткой. Получается, что нынешние суды включены в систему коррупции. Поэтому важнейшая задача – вырвать из нее судебную систему, сделав ее опорой в борьбе с коррупцией.

Следует добиваться полной независимости судов от исполнительной власти в плане получения квартир, строительства и ремонта зданий судов. Следует требовать ограничения срока председательствования и ротации председателей судов. Еще одно перспективное требование – транслировать все судебные заседания в интернете. Выносить неправедные решения на глазах народа судьям будет гораздо труднее. А еще надо требовать, чтобы велась обязательная аудиозапись судебного процесса, и чтобы протоколы судебных заседаний выдавались на руки участникам процесса сразу же после судебного заседания, как во всех цивилизованных странах. (Сейчас их выдают уже подправленными лишь вместе с решением суда, оставив только то, что оправдывает решение судьи. Но если нет честных протоколов, значит нет и правосудия).

Большую помощь чиновникам в деле вымогательства взяток оказывают коррупциогенные законы и нормативные акты, выстраивающие разные препоны, требующие ненужных согласований. Необходим конституционный закон по выявлению коррупциогенных норм. Тогда активные граждане России в строгом соответствии с Конституцией будут вправе оспаривать коррупциогенные законы и нормативные акты в суде. И депутатам придется исправлять законы, а руководителям министерств – переписывать инструкции.

Государство – это не механическое устройство, бесстрастно выполняющее свои функции, это люди, занимающие государственные должности. И мы вправе требовать от этих людей осуществления мер, направленных на улучшение нашей жизни. Важно только делать это сообща, чтобы заставить считаться с нашими требованиями.