Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 13:25
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

О языках, о скопусах, о слове

5 сентября 2009
С.Л.: О чём бы ты хотел поговорить?
Н.Б.: … Я бы хотел поговорить о речи.
С.Л.: Устной?
Н.Б.: О всякой. Речь употребляется на то, чтобы обратить внимание человека на какие-нибудь предметы. Самое главное в речи – её намерение. Этому в древности учили риторы. Главным понятием в риторике является скопус. Под этим подразумевается совокупность целей.
Намерений может быть много. Одна и та же речь может служить для собственного пиара и в то же время - для того, чтобы убедить в чём-то собеседника. Некоторые формы психических заболеваний сопровождаются безостановочным говорением. Но даже речь больного имеет скопус: достоверная передача информации. Эта цель может достигаться только для наиболее элементарных видов информации, то есть о физических фактах. Например, я говорю: «У меня болит рука». И пытаюсь объяснить, как именно она болит. Речь не способна такую информацию передать (во всей её полноте).
С.Л.: А помнишь обнаруженные тобой строки старого стихотворения (из книги «Равновесие разногласий»), довольно точно, по твоему мнению, описывающие это состояние? Хотя и никак не связанные с конкретным видом боли.
Н.Б.: Ах, да: «Вечной паузы зуд, пронзи мои кости». Это метафора, которую я сейчас нахожу очень подходящей к тому конкретному виду боли, что я сейчас испытываю.
Тем не менее, при помощи неё я не могу передать точную информацию об этой боли. Я могу какие-то вещи пытаться выражать при помощи метафор, но успех или неуспех этого выражения виден только мне. В поэтической речи при помощи метафор не происходит полноценной коммуникации: всё равно поэт чувствует одно, а читатель – другое. Не происходит точной передачи информации.
С.Л.: Это если иметь в виду информацию о физических фактах. Но ведь поэту удаётся передавать информацию, минуя бытовые логические конструкции. Происходит событие, которое предполагает ответную реакцию читателя, совершенно неожиданную для автора. Передача информации произошла, а поэт восклицает: меня не поняли!
Н.Б.: В любом случае, если я пользуюсь поэтической речью, меня не понимают или понимают по-своему. Для того чтобы точно передавать информацию, должна быть строгая, очень определённая система терминов и жёсткая грамматика, определяющая, как этими терминами манипулировать. Типа научного языка.
С.Л.: Разве не от тебя я слышала, что поэзия выражает не выразимое никаким другим способом?
Н.Б.: Основной смысл поэзии заключается в стремлении выразить невыразимое, в поиске способов выразить невыразимое. Выразить неуловимое или трудноуловимое речью. И в этой работе автор может достичь больших или меньших успехов. Но только он сам может оценить, насколько ему удалось выразить то, что он хотел. А реципиенту всё равно этот предмет остаётся недоступен, потому что поэт пользуется неконвенциональными средствами, т.е. такими средствами, относительно которых у него нет договорённости с реципиентом. Вот я и говорю: «вечной паузы зуд», а у нас нет с тобой договорённости, как этот термин понимать. Такой договорённости и быть не может, потому что метафора одноразова.
С.Л.: Бывают же затасканные метафоры.
Н.Б.: Затасканная метафора – это уже термин. То есть термины образуются из метафор при систематическом их употреблении. Существует информация, которая не существует вне терминов. Большую часть информации мы получаем через органы чувств: осязание, обоняние, зрение, слух, вкус. Из всей этой информации словами может быть передана только ничтожная доля, и то – в основном той информации, которую мы получаем через зрение и слух. И почти не существует конвенциональных средств для передачи вкусовой, обонятельной и осязательной информации. Из всех известных мне писателей запахи умел описывать только Бунин. Если только описания вкусов и запахов связывать с терминами из визуального предметного ряда, тогда мы имеем какой-то шанс вызвать соответствующий чувственный образ у реципиента. Например: вкус селёдки, запах скошенной травы или запах сероводорода (это уже химический термин). Вот, например, «запах говна» уже не точно передаёт сам запах, поскольку каждый может его представить по-разному. А вот запах сероводорода мы думаем, что представляем одинаково. Хотя это тоже условно. Вот мы указываем: это – сероводород, он пахнет сероводородом. А никто не знает, что чувствует другой, – может быть, совсем не то, что ты.
Это касается и визуальной конвенции. Красный цвет в моём восприятии разнится с красным цветом твоего восприятия. Тем более - у дальтоника. А может быть, у меня тоже искажённое восприятие?
А есть информация, которая связана только с языковой конвенцией. И в этом случае уже нет сомнения, что отправитель и получатель имеют в виду одно и то же.
С.Л.: Ой, я устала записывать. (потянулась) И копчик заболел. (встала)
Н.Б.: А я сильно захотел есть. Оказывается, говорение вызывает чувство голода. Наверное, поэтому люди любят беседовать за едой.

Н.Б. (за чаем): А вот, например, если я говорю: «Я собираюсь завтра пойти в магазин», - то меня никак нельзя понять превратно. Вот сколько разных видов речений!
С.Л. (ехидно): Думаешь, этого ещё никто не описывал?
Н.Б.: Наверняка описывали.
С.Л. (дожёвывая бутерброд): Так я не пойму, к чему ты клонишь? Твой скопус…
Н.Б.: Я клоню к тому, что речь представляет собой реальную коммуникацию в очень небольшом количестве случаев. В более обширном множестве случаев речь представляет собой иллюзию коммуникации.
С.Л.: Некоторые люди сознательно практикуют пустословие как средство – для чего?
Н.Б.: Пустословие – это завеса, которую вешают между реципиентом и реальностью или между собой и реальностью. Многие люди, если бы не было этой завесы, при непосредственном соприкосновении с реальностью стали бы больными или вообще сошли бы с ума. И здесь мы можем начать говорить о другом важнейшем скопусе – терапевтическом.
Но … мы ещё о передаче информации не договорили. Там тоже много областей, в которых есть свои нюансы. Например, наиболее точная передача информации происходит при обращении с условными умозрительными конструкциями.
Пример.
Один учёный спросил другого:
– Ты измерил скорость света?
– Измерил.
– Чему она равна?
– 289 000 км/сек.
При этом нет никакого сомнения, что они совершенно одинаково понимают и употребляют слова: свет, скорость, километр, секунда, двойка, восьмёрка, девятка, тысяча. То есть, информация передана без всякого искажения. Но они не чувствуют того, о чём говорят. Они говорят о свете как об электромагнитной волне, которая в некотором диапазоне частот может вовсе не восприниматься человеческими чувствами и, тем более, не может восприниматься его скорость.
С.Л.: То есть мы не можем адекватно выражать свои чувства с помощью речи?
Н.Б.: Иногда мы можем их довольно точно выразить – для себя, – а другим это всё равно останется непонятно. …Я потом могу ещё очень долго говорить о различных скопусах поэтической речи. Н.Б. (деланно-тонким голоском): Н.Б., вот вы поэт, для вас работа со словом занимает центральное место. Скажите, пожалуйста, как вы вообще понимаете слово и его роль, а также роль речи? Н.Б. (с воодушевлением, своим обычным голосом): О! … Это для меня очень важная тема. Я могу говорить на эту тему очень долго. По сути дела, я только об этом и думаю всю жизнь.
С.Л.: Что это было?
Н.Б. (смеётся): Преамбула к интервью.
С.Л.: Так что ж, будем говорить о различных скопусах поэтической речи?
Н.Б.: Не-ет. Мы ещё о терапевтическом не договорили.
С.Л.: Я внимательно слушаю.

7 сентября
Н.Б.: Во-первых, у каждого человека есть внутренняя речь, которая ни к кому не обращена, она не может передавать информацию, не участвует ни в каких коммуникациях. Эта речь представляет собой непрерывное балансирование, поддержание себя в некотором устойчивом состоянии. Этот вид речи чаще всего имеет форму моделирования различных ситуаций в диалогах. Здесь слово ставится в позицию поступка. У человека создаётся иллюзия, что, найдя правильную реплику в диалоге, он находит правильный поступок.
С.Л.: А во-вторых?
Н.Б.: Скопус речи – привести собеседника в какое-то желательное состояние. Чаще всего, в этом случае терапевтическим эффектом обладает не сама речь, а та информация, которая с её помощью передаётся. Но в некоторых случаях терапевтическими свойствами обладает сама речь, которая бывает в таких случаях достаточно сильно формализована: молитвы, мантры, заговоры.

11 сентября
С.Л.: А в чём смысл этой классификации?
Н.Б.: Смысл в том, чтобы выделить этот скопус, понять его. Потому что человек, когда говорит, зачастую не знает, зачем он это делает. И его адресат не знает, зачем ему это говорят. Часто эти скопусы перемешаны в различных сложных комбинациях.
С.Л.: Какие ещё виды скопусов ты хотел бы выделить?
Н.Б.: Например: произвести то или иное впечатление.
С.Л.: А ведь бывает неудачное применение скопуса? Человек имеет намерение расположить к себе слушателей, а результатом речи может стать их агрессия.
Н.Б.: Да, бывает. Способы речи в очень сильной степени должны зависеть от адресата высказывания. Кому-то можно сказать что-то, а кому-то – нельзя.
С.Л.: То есть поэзия как способ речи должна зависеть от читателя?
Н.Б.: Конечно! Она и зависит. Одно и то же стихотворение оказывает разное воздействие на читателей.
С.Л.: Стало быть, поэт должен об этом задумываться?
Н.Б.: Я никогда об этом не задумываюсь. Я не представляю себе адресата. Единственно, что я стараюсь сделать, – это правильно выразить тему. А по-другому и быть не может, ибо кроме меня эту тему никто не чувствует. В моей поэзии один единственный скопус: дать вербальное выражение некоторым невербализуемым темам, которые являются мне в виде каких-то туманных областей, трудно ощупываемых при помощи мысли. Эти области даются в виде каких-то таких слабых намёков в сфере не чувств даже, а не знаю чего. А я при помощи поэзии эти намёки стараюсь проявить. На самом деле, это, конечно, не единственный скопус. Ещё есть скопус подтверждения своей жизненной состоятельности. Тоже – некоторый терапевтический эффект. Снимается тревога по поводу своей никчемности, возникает удовлетворение решением трудных задач. А какие ещё есть скопусы, я не знаю. В своей поэзии я вижу только два. Но, на самом деле, в поэзии существуют и другие скопусы. Хотя бы – воздействие на общество при помощи поэзии как риторики.
С.Л.: А ещё?
Н.Б.: Новационный проект. Специальный поиск новых поэтических средств выражения.
С.Л.: Можешь привести пример из современной поэзии?
Н.Б.: Хотя бы Родионов.
С.Л.: Но ведь это лирика, стилизованная с помощью далеко не новой формы рэпа.
Н.Б.: Да, он использует язык рэпа. У него тоже присутствует комбинация различных проектов. Один из них – освоить новую форму выражения. А у меня такой цели нет. У меня если появляются какие-то новые средства выражения, они имеют окказиональный характер. Они подбираются под конкретную тему, как наиболее к ней подходящие. А не как новый поэтический язык вообще, претендующий на универсальность.
С.Л.: Понимаю. Теперь касательно особенностей твоего поэтического проекта… Как оказалось, тобою написано изрядное количество поэм. Скажи, пожалуйста: всё, о чём ты говорил выше, относится и ко всем твоим поэмам (достаточно разным)?
Н.Б.: Всё, что я сказал, относится к ним по преимуществу. Потому что в небольших стихах, как правило, у меня редко проявляется какая-то новая тема. Небольшие стихи написаны в основном по однообразным поводам, связанным с однообразными переживаниями и мыслями, в которых я постоянно кручусь. Поэтому стихи часто получаются похожими друг на друга. А поэмы не похожи.
С.Л.: Сколько их у тебя?
Н.Б.: Они писались в разные периоды моей жизни. Периодов было три.
Поэмы, написанные до 29 лет, все мною отброшены. Их для меня не существует. Кажется, их было четыре, а, может, больше.
Некоторые из поэм, написанные во втором периоде жизни: с 29 до 42 лет, тоже отброшены. Оставлено: «Мария Египетская», «Обновленцы», «Испытатель», «Пустыня», «Ваганьково», «Пасха в декабре», «Прогулка с зажжёнными фитилями», «Возвращение с нумерацией пятен», «Дым и сырость».
С.Л.: Они не опубликованы?
Н.Б.: Три последние поэмы вошли в мою первую книжку стихотворений «Равновесия разногласий».
С.Л.: Другие не пытался публиковать?
Н.Б.: Я пытался публиковать поэму «Обновленцы» в журнале «Знамя», но её не опубликовали. Возможно, потому что она слишком большая, громоздкая такая эпическая вещь.
С.Л.: Сколько строк примерно?
Н.Б.: Пожалуй, более тысячи строк, минимум – 1200 строк.
С.Л.: Итак, о третьем периоде…
Н.Б.: С 1993 по 2006, скажем, год. По порядку: «Три года», «О моём шурине», «Что касается», «Нескончаемые сетования», «39 комнат», «В море слов», «Матрица поэтической энтропии», «Лодья».
В этот период все поэмы сохраняются. Ни одна не отброшена. Все они опубликованы, кроме «В море слов», которая, впрочем, существует в виде бук-арта.
С.Л.: Поговорим о разнице между этими периодами?
Н.Б.: Разница небольшая. И в тот, и в другой период я писал поэмы, используя примерно одинаковый механизм. Просто последний период можно характеризовать неким более ясным литературным сознанием и самосознанием. Впрочем, это можно объяснить тем, что на него падает основная доля моих публикаций. А предыдущий период прошёл без обратной связи с читателем, такой – более герметичный. Возможно, и поэмы этого периода более герметичны и, за счёт этого, более интересно звучат, как например, «Пасха в декабре» и «Прогулка с зажжёнными фитилями».
С.Л.: А твоей поэме «Матрица поэтической энтропии» разве не присущ новационный скопус?
Н.Б.: Нет. Я не ставил такой задачи.
С.Л.: А какую?
Н.Б.: Посмотреть, как влияет хаотическая составляющая на развитие темы.
С.Л.: Ну и как она влияет?
Н.Б.: Вот так, как это там получилось.

12 сентября
С.Л.: Всё-таки: что ты понимаешь под новационным скопусом? Мне не совсем ясно. Как по-твоему: каков скопус поэзии Германа Лукомникова?
Н.Б.: Это надо подумать. Здесь соединено много скопусов. Игровая составляющая сильная, смакование слова – довольно редкое свойство - и, конечно, лианозовская составляющая – скопус прямого выхода.
С.Л.: А как насчёт новационного?
Н.Б.: Нет, тут совсем другое.
С.Л.: Тогда, если я всё правильно поняла насчёт новационного скопуса, – это проект Альчук.
Н.Б.: Пожалуй!
С.Л.: Искренко?
Н.Б.: Конечно.
С.Л.: Иртеньев?
Н.Б.: Нет.
С.Л.: Нугатов?
Н.Б.: Да!
С.Л.: Но он же концептуалист.
Н.Б.: Да, он повторяет концептуалистскую стратегию.
С.Л.: М.Нилин?
Н.Б.: Ну, это мы всех начнём перечислять!
С.Л.: Но насколько новационны эти перечисленные новации?
Н.Б.: Да… Похоже, что большая часть новаций всё же производится людьми, которые не ставят новационный скопус в свой проект. Как, например, Н.А.Некрасов.
С.Л.: Ка…
Н.Б.: Есть ещё один очень важный скопус – концептуальный: создание картины мира. Для того чтобы создать картину мира, одних только актов передачи информации недостаточно. Информация должна быть обобщена и организована в единое целое, желательно, непротиворечивое. Всё это тоже делается при помощи речи. И делается именно намеренно.
С.Л.: Например?
Н.Б.: Например, при помощи идеологии. Идеологические высказывания делаются с единственной целью: для поддержания картины мира, соответствующей этой идеологии.
С.Л.: Каждый поэт, наверное, тоже создаёт свою картину мира и навязывает её читателю как свою идеологию?
Н.Б.: Неправда. Поэт может не заниматься сообщениями той информации, с которой он имеет дело. И он редко этим занимается. Данте этим занимался. Гёте, может быть.
С.Л.: Это происходит в любом случае помимо специальных намерений.
Н.Б.: Но мы говорим о скопусах, то есть о намерениях. К сожалению, мир устроен так, что он не может быть правильно описан вербальным образом. Ил,и наоборот, человеческий язык устроен так, что он не конгениален устройству мира. В физике это выражено в принципе дополнительности Бора. Для каждого явления квантовой механики необходимо, по крайней мере, два описания на разных языках, одно другое исключающее.
Поэзия не является вербальным описанием мира, потому что она стремится к большему, чем описание. Она стремится к целостному прикосновению к предлежащему ей предмету. Но прикосновение это делается посредством языка – лижет.
/плотоядно усмехнулся/
Поэзия, в моём представлении, делает вещи, сходные с философией, то есть не сходные, а вообще одно и то же. Она преодолевает языковой барьер между человеком и реальностью. Из философов, например, Хайдеггер понял, что языковой барьер мешает философу приблизиться к сущностям, которые он хочет уловить. Поэтому Хайдеггер стал прибегать к поэтическим средствам. Он понял, что систематическое философствование недостаточно, потому что, как сказано выше, устройство человеческого языка не конгениально устройству мира.
С.Л.: Но поэзия тоже пользуется языком.
Н.Б.: Она преодолевает язык.
Мой собственный поэтический проект, в своей основе, сходен с философским проектом в том смысле, как его понимал Хайдеггер. А Хайдеггер мог бы сказать симметричную вещь: что его философский проект сходен с поэтическим проектом.

Интервью брала Света Литвак

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

13:23 Биологи ищут устойчивые к опасному вредителю растения
13:22 Путин опроверг готовое решение вопроса о повышении пенсионного возраста
13:20 Путин связал допинговый скандал с грядущими выборами в РФ
13:15 Прокуратура проверит cведения о VIP-камерах в «Матросской тишине»
13:11 В ЦИК назвали самовыдвижение знаком доверия к избирателям
13:05 Путин отказался признавать военные расходы страны избыточными
13:04 Путин предложил расширить налоговые льготы собственникам имущества
12:58 Президент РФ рассказал о выполнении майских указов
12:58 Американские СМИ обвинили Россию в подготовке к ядерной войне
12:54 Путин рассказал о развитии Арктики
12:48 ЕР пообещала поддержку самовыдвиженцу Путину
12:46 Путин предложил сфере контроля за бизнесом ротацию кадров по типу военной системы
12:45 Путин рассказал о росте экономики без приписок
12:41 В Германии оценили убытки от антироссийских санкций
12:32 ЛДПР потребовала от Пескова не унижать народ заявлениями о конкурентах Путина
12:28 Путин объяснил отсутствие в стране конкурентоспособной оппозиции
12:26 Путин рассказал о своем выдвижении
12:26 Московский арбитраж отказал Siemens в возврате крымских турбин
12:16 «Билайн» начал выполнять требования по отмене роуминга с Крыма
12:16 Путин назвал цель своего участия в выборах
12:08 Владимир Путин начал большую пресс-конференцию
12:00 Бомбардировщики Су-34 вернулись из Сирии в РФ
11:59 Капитализация всех криптовалют перевалила за 500 млрд долларов
11:48 Экипаж МКС благополучно вернулся на Землю
11:40 Саакашвили признался в желании вернуться в Одессу мэром
11:39 На Гайдаровском форуме в РАНХиГС выступят ведущие мировые историки и россиеведы
11:37 Собчак анонсировала приготовленные для Путина вопросы
11:28 МВД отказалось принимать экзамены на права на российских компьютерах
11:24 СМИ анонсировали отказ Сергея Миронова баллотироваться в президенты
11:21 Дума приняла закон о пожизненном наказании за вербовку террористов
11:04 Минтранс назвал день подписания меморандума о возобновлении полетов в Египет
10:47 В России впервые за десять лет упал объем снятия денег с карт
10:44 В Госдуме предложили ввести 12-летнее обучение в школе
10:20 СМИ узнали о работе Путина каскадером в кино в 70-е годы
10:13 Астрономы сфотографировали «звездные ясли»
10:13 Песков объяснил невыгодность снятия санкций для «наших селян»
10:00 Песков объяснил информационную войну против России
09:54 Промсвязьбанк опроверг требование ЦБ найти 100 млрд рублей резервов
09:40 В США заявили о неподходящем времени для переговоров с КНДР
09:31 Защитники Telegram попросили ООН защитить его от ФСБ
09:15 Опрошенные политтехнологи ждут протестов после выборов президента РФ
08:52 Робби Уильямс объяснил отмену тура в России патологией мозга
08:48 Трамп анонсировал самое масштабное сокращение налогов
08:30 Генпрокурор Украины отверг подозрения в подготовке госпереворота Саакашвили
08:25 В Канаде упал самолет с 22 пассажирами на борту
08:08 Израиль на неопределенный срок закрыл границу с сектором Газа
08:04 СМИ узнали о формировании инициативной группы по выдвижению Путина
07:39 Песков не нашел достойных соперников Путину
07:36 ФРС повысила базовую ставку‍
13.12 21:02 Герман Стерлигов начал продавать розги
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.