Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
23 сентября 2017, суббота, 23:16
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

13 января 2011, 09:19

«Мы-то с вас кормимся…»

В кадре трое малышей, перед ними черная и белая пирамидки. Взрослая тетя просит детей говорить, что они обе белые, и приглашает еще пяток детей по очереди. Лишь один из них верит глазам своим и определяет цвет правильно, остальные – повторяют сказанное: называют черное – белым.

Эти кадры психологического эксперимента на внушаемость из научно-популярного фильма «Я и другие» Феликса Соболева («Киевнаучфильм», 1971) стали хрестоматийными среди советской интеллигенции. Фильм рассказывал о достижениях науки в СССР. Но «читали» в нем гораздо большее: о готовности психики не только индивидуума, но социума зависеть от господствующего мнения. Понимая это, старались идентифицироваться с не поддающимся влиянию маленьким человечком, сознательно одергивали себя при каждом следующем давлении.

«Я и другие» – ни в коем случае не диссидентское кино. Так работали со своей аудиторией просто честные фильмы – научно-популярные в первую очередь: документальные и игровые укладывались на полку, а тут бдительной цензуре вроде и не к чему было придраться.

Теперь эти кадры цитирует Андрей Загданский в своей картине «Мой отец Евгений» (2010). Евгений Петрович Загданский (1919 – 1997) был замечательным сценаристом и главным редактором «Киевнаучфильма» с 1961-го по 1979-й – в годы расцвета этой студии.

Его сын, тридцати шести лет, один из лучших документалистов Украины и СССР эпохи расцвета застоя и перестроечной поры, эмигрировал в Америку в 1992-м.

Премьера картины «Мой отец Евгений» состоялась в Москве на фестивале «Артдокфест», который прошел в декабре в четвертый раз. Тогда же вручается премия «Лавровая ветвь» – авторам лучших документальных и просветительских киноработ. В том числе, телевизионных, но сделанных наперекор отупляющему ящику.

Нынче фестиваль (в его названии легко читается «арт» – то есть, приоритет искусства) состоялся в четвертый раз, а лучшие из лучших определяются уже десять лет. С такой дистанции общая картина неигрового кино в сегодняшней России выглядит печально. Самое главное: этот кинематограф почти полностью утерял свой собственный язык, на котором разговаривал с аудиторией (один из примеров «лексики» – в начале этих заметок). Утерял «речь», построенную на образах, взятых исключительно из реальной жизни, а потому особо сильных и убедительных. С другой стороны, и нынешняя публика уже не умеет воспринимать старую образную систему. А новая все никак не возникнет.

Разнообразие и сила тех «речей» (следовательно, и высказываний) были так велики, что в СССР сформировались четыре самостоятельных и авторитетных школы документалистики и научно-популярного кино – кроме упомянутой Киевской, еще Ленинградская, Рижская, Екатеринбургская. Плюс пара заметных центров – в Литве и в Киргизии. При этом, конечно, конформистский и коллаборационистский неигровой кинематограф прекрасно существовали, употребляя стилистические находки настоящего документального киноискусства.

С распадом СССР и технологической революцией случился системный кризис, поразивший этот вид кинематографа больше остальных. Мастера состарились и поумирали, не выучив молодых, амбиция которых во многом свелась к предельной физической близости к герою из-за возможностей цифровой камеры, да снижением моральных запретов, что породило иллюзию «новой правды». Игровое кино и анимация худо-бедно, но пытаются соотнестись с рынком – и рынок, сам уродливый, их тоже, хоть и мало, но замечает. Неигровое кино как факт ушло на обочину, в маргинальные слои культуры, ибо контакт аудитории с документом на экране целиком заменен идеологизированной и внехудожественной форматной телевизионной продукцией.

Причина, по которой российское телевидение, в отличие от всего культурного мира, не допускает документалистику на свои экраны, очень проста. Никто не хочет видеть правду о себе и о планете. Народ устал «по жизни» и желает развлекаться. Власти предержащие категорически не согласны омрачить – или даже просто изменить – сложившуюся ТВ-картинку жизни своих подданных. В итоге современность укладывается (тоже весьма специфическим образом) в новости и программы о криминале, прошлое – в сугубо заданные форматы псевдоисторических расследований и публицистики, едва-едва удалившихся от методологии «Краткого курса ВКП(б)», знание – в резервации передач о животных, путешествиях и царской семье.

Нет заказа – ни снизу, ни сверху, – вот и нет авторов. Отдельные замечательные произведения, их награды на международных фестивалях дела не меняют. Новый стиль, маркируемый как «кино.dok» (отчасти та самая «новая искренность»), возник и вошел в моду среди самой продвинутой аудитории; старики-классики взревновали, стали называть его «одноглазым документализмом» – сердито, но истинно: стиль быстро приелся. Правда, успел зажечь в своих рядах звезду – режиссера Валерию Гай-Германику, шагнувшую из школьных курилок в сериал «Школа» на просторах Первого канала. Но все это не возбудило трусливое общество возжелать реальности на экране.

Искусство неигрового кино еще меньше востребовано аудиторией. Количество картин, выстраивающих художественный мир с помощью сугубо подлинных героев и «подсмотренных» образов, да еще с высоким качеством, неумолимо сокращается. На этом фоне инициатор и «топ-менеджер» как премии, так и фестиваля, сам известнейший в стране документалист – режиссер и продюсер Виталий Манский решил включить в число соискателей «Лавровой ветви» и призов фестиваля иностранные картины, снятые на русском языке.

Откуда они берутся? Во-первых, в странах бывшего СССР остались жить и документалисты, и потенциальные их герои – говорящие по-русски люди. Во-вторых, некоторые известные авторы-режиссеры бывшего СССР за последние два десятка лет переселились в Европу и Америку, но время от времени создают фильмы, связанные с советской и постсоветской действительностью и/или русской культурой.

В-третьих, есть российские режиссеры, которые не находят продюсера в своей стране, а обнаруживают поддержку в Европе, – их произведения не имеют статуса «национального фильма», но по сути они именно таковы. Ярчайший пример – «Революция, которой не было» Алены Полуниной – о ситуации накануне прошлых президентских выборов 2007 года, о противниках действующего режима во главе с Лимоновым-Каспаровым-Касьяновым. И гораздо больше – об извечных российских «проклятых вопросах» и «бесах», о философии, эстетике и быте борьбы, победы, проигрыша и реванша. Единственный в отечественной практике неигровой фильм об актуальной политической жизни сделан в эстонско-финляндской копродукции. Он не допущен к кино- или телепрокату, но получил несколько фестивальных призов и премий в стране. В том числе, «Лавровую ветвь»-2009 в номинации «Лучший арт-фильм» (вместе с «Глубинкой 35х45» Евгения Соломина).

Наконец, четвертая категория русскоязычных фильмов – картины, созданные иностранными режиссерами и продюсерами о России. Далеко не каждая хоть раз была показана на каком-либо российском кинофестивале, число таких произведений неизвестно даже знатокам процесса, но их за двадцать лет – с того момента, как страна стала более открытой – полагаю, создана не одна сотня.

Эти двадцать лет делятся на два периода. Острая мода на «новую Россию», всеобщий интерес к ней, надежды, связанные с «курсом Горбачева», – в прошлом. Нынешнее время парадоксально по отношению к нам: капитал уходит, интерес представляет собой затухающую синусоиду, а чемпионат мира по футболу – нате (получите, подавитесь – нужное подчеркнуть).

Первые перестроечные годы в документалистике характеризуются открытием – как для своих, так и для чужих – запретных прежде тем. Надежды засияли, архивы распахнулись, язвы обнажились. Мало что было серьезно осмыслено, пыл ушел в «страшилки» и «орнамент»; разруха в киноиндустрии заставила многих авторов поставлять за границу все более «горячие» – в газетном понимании слова – сюжеты. Надо признать: в 90-е годы, когда телевидение еще не выработало свои форматы – циклы и линейки программ, к которым «приковало» едва ли не всех действующих режиссеров неигрового кино, – жизнь немалого числа российских документалистов была спасена иностранными заказами. Прежде всего, «Восточным проектом» финского Yleisradio: три десятка фильмов о России было сделано с середины 80-х до того, как Финляндия вступила в Евросоюз (1995) и сильно переориентировалась на Запад.

Однако коммерция быстро пронизала когда-то энтузиастическое общество. Параллельно пришла новая цензура. В итоге архивы призахлопнулись, а главное – берут огромные деньги за историческую хронику, вот почему зарубежные документалисты в основном исследуют современность. А честные «чернушные» истории без анализа, обобщений и высокого искусства убедили весь мир, что Россия – вовсе не огромный сильный медведь с загадочной душой и серьезной культурой, а совершенно вульгарная страна.

Вульгарная – значит, обыкновенная. Интерес же западных документалистов (под «западными» мы понимаем не только европейцев и всех вообще англоязычных людей, но и японцев) ко всему обыкновенному миру, как известно, велик: снимают всюду. Такая любознательность, подкрепленная финансово, провоцирует у наших документалистов искреннее восхищение и подлинную зависть. Другой вопрос: сколько наших могли бы соответствовать европейским требованиям?..

Наравне с какой-нибудь Африкой (ничего уничижительного не имею в виду), Россия привлекает режиссеров и продюсеров, стремящихся удовлетворить интерес своей аудитории хоть к бытовым историям на экзотической почве, хоть к экзотическим обстоятельствам жизни народа, хоть к историческим, культурным, гуманистическим еtc особенностям такой большой части суши. Отдельным набатом звучит тема экологической угрозы, явно ощущаемой миром со стороны России. Бывает и актуальный интерес: сейчас вот, как услыхала на фестивале, японцы будут делать фильм к двадцатилетию распада СССР…

Возможно, увидим эту картину на следующем «Артдокфесте». А какие же новые иностранные фильмы попали в программу нынче? В конкурсе из 21 картины таковых шесть: уже названная «Мой отец Евгений» (США/Украина), а также «Водочный завод» Ежи Сладковского (Швеция), «Мама умерла в субботу на кухне…» Максима Васяновича (Украина), «Розовое такси» Ули Гаульке (Германия), «Танкоград» Бориса Бертрама (Дания), «Цирк» Дэвида Роундсфелла Кэйранса (Великобритания). Еще три – в других программах: «Хьюзоффка» Виолы Штефан (Германия), «На краю России» Михала Марчака (Польша), «Мисс Робинзон» Алены Суржиковой (Эстония).

При этом немецкое «Розовое такси» номинировалось на «Лавровую ветвь» в категории «Лучший кинофильм», где награду взял Загданский. Украинская работа «Мама умерла…» удостоена «Лавровой ветви» в категории «Лучший дебют в неигровом кино».

Что же интересует нынче у нас иностранных авторов? Жизнь тружениц водочной фабрики в городке между Москвой и Челябинском: своими руками женщины делают то, от чего деградируют их мужчины и они сами; правда, у некоторых есть надежда заработать на учебу и уйти. А одна молодуха рвется отсюда «в артистки», в столицу, – да только таланта у нее ноль, да только при побеге она бросает собственного ребенка…

Жизнь женщин в самой Москве – три главные героини картины служат в одной маленькой таксомоторной компании: возят только пассажирок, выслушивают их истории, рассказывают свои.

Жизнь в самом Челябинске – единственном в мире зараженном радиацией месте, где «ничего не изменилось». Молодые герои картины танцуют в самодеятельной труппе (современная хореография красноречиво и образно изламывает тела), влюбляются, женятся, рожают… разговаривают с нами. Параллельно зритель узнает страшную правду о тринадцати авариях, случившихся здесь начиная с 1949 года, о хронической лучевой болезни и тому подобных вещах.

Жизнь одной маленькой пограничной заставы на далеком российском севере… Впрочем, этот фильм попал в неигровые по недоразумению: молодой автор признается, что и герои не военнослужащие, и домик – подставной, однако ему так хотелось показать настоящих русских мужиков в заполярных снегах...

Конечно, судить о достоинствах арт-док-фильма только по тому, ЧТО показано, неверно. Важно – КАК показано. Ничто не ново под Луной, кроме манеры каждого художника. Оценка же тут всегда субъективна. Я более всех иных увиденных картин «Артдокфеста» полюбила работу Загданского. Это еще одно «прощание с СССР» (таких фильмов немало; особый, уникальный жанр выработали бывшие советские документалисты) – в очень точной пропорции соединившее общее, внешнее, социально-политическое, и глубоко личное, семейное, сыновнее. Поэтичное.

Фильм сына об отце, по сути, мемуар. Воспоминание о XX-м, отнюдь не золотом, веке представителя уходящего класса – интеллигенции, воспитанной классической русской литературой и ее моральными заповедями, а также противостоянием советской идеологии. (Надо бы написать здесь «представителя уходящего класса – русской интеллигенции», да Загданские жили в Киеве, а семья была русско-еврейской. Боюсь, иностранный читатель не поймет нюансов.)

Воспоминание вдвойне ценно «добавленным» авторским опытом восприятия России новейшего времени. Многие люди – «обломки империи» – в новых странах еще долго ассоциировали (и продолжают?) себя с моей страной; отец Загданского сильно переживал, в частности, «наш позор в Чечне».

И в квадрате ценен опыт эмиграции режиссера. Андрею Загданскому открыт весь мир (отец мог бы позавидовать, но сам не уехал); он в картине размещает себя и родных не в пространстве, а во времени: «Здесь мне пять лет… а здесь – четырнадцать…», хотя вполне ожидаемо услышать: «тогда». И поднимает кинокамеру на высоченном кране, стараясь посмотреть на оставленную им Родину издалека: мелкое все из поля зрения уходит, остается… остаются, увы, крупные руины.

Думаю, из этого и еще нескольких настоящих фильмов мир мог бы действительно узнать настроения и самочувствие немалого числа людей в России и Украине. Если бы захотел. Но миру тяжело такое видеть и трудно понимать. Гораздо легче командировать своего режиссера, иной раз даже не говорящего по-русски, в далекую страну за кадрами «как у всех».

Парадокс в том, что многие из засланных влюбляются в Россию, вопреки всему, и возвращаются сюда снова и снова. На «Ардокфесте» Ежи Сладковский, швед польского происхождения, искренне сочувствуя бедственному положению российских документалистов, сказал так: «Мы-то с вас кормимся… сами снимаем, сами у себя и показываем…».

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

20:51 Турецкий парламент продлил разрешение на использование войск в Сирии и Ираке
20:23 В Праге на военном празднике парашютист приземлился на зрителей
20:01 Минтранс предложит скидки по «Платону»
19:42 Путин предсказал рекордный урожай в этом году
19:13 Водителей обяжут надевать светоотражающие жилеты
18:38 В Швеции село на мель судно РФ с пьяным экипажем
18:07 Лидер «Христианского государства» арестован на два месяца
17:33 Пранкер Лексус признался в розыгрыше представителя Госдепа по Украине
17:08 Собчак обвинила Навального в вождизме
16:34 «ВИМ-Авиа» начала задерживать рейсы из-за долгов за топливо
16:13 Россиян предупредили об извержении вулкана на Бали
15:35 Теффт назвал сроки своего отъезда из России
15:05 «ВИМ-Авиа» объяснила задержки своих рейсов
14:00 Удальцов задержан в центре Москвы
13:37 Посол США заявил о сохранении визовых программ для россиян
13:10 КНДР заподозрили в новом ядерном испытании
12:35 В Домодедово задержаны свыше 10 рейсов «ВИМ-Авиа»
12:11 Клип «Ленинграда» номинирован на премию UK Music Video Awards
11:38 Лидер «Христианского государства» стал фигурантом уголовного дела из-за «Матильды»
11:20 На Рязанской ГРЭС мог произойти взрыв
10:55 Источник сообщил о покушении на министра доходов ДНР
10:38 Более сотни стран поддержали ограничение права вето в СБ ООН
10:20 Иран провел испытания баллистической ракеты
10:00 При ДТП с маршруткой под Калининградом погибли девять человек
09:43 Трамп назвал вмешательство РФ в выборы в США мистификацией
09:26 Полиция задержала снявших схему автомата с памятника Калашникову рабочих
09:09 Премьер Канады допустил поставки летального оружия Киеву
22.09 21:15 С «Мисс Турции-2017» сняли корону за твит про военный переворот
22.09 21:05 Проблемы с часами за неделю лишили Apple 43 млрд долларов
22.09 20:22 ФАС обнаружила «коллективное доминирование» общепита в Шереметьево
22.09 20:20 Премьер Молдавии в ООН потребовал вывода российских военных
22.09 19:58 ФАС обещала не придираться к содержанию фильма «Оно»
22.09 19:39 Бабкину и Сигала объявили угрозой нацбезопасности Украины
22.09 19:31 В Ростове задержали подозреваемого в акте «телефонного терроризма»
22.09 19:24 На складе боеприпасов в Донецкой области прогремел взрыв
22.09 18:37 Российская подлодка нанесла удар ракетами «Калибр» по объектам в Сирии
22.09 18:23 Путин рассказал о непреодолимой убыточности общественного транспорта
22.09 17:41 СМИ сообщили об украденном из полпредства СЗФО сейфе с драгоценностями
22.09 17:15 Учитель пригласил королевскую семью Британии на премьеру «Матильды»
22.09 16:54 У посла Украины в Индии украли смартфон во время селфи
22.09 16:36 Мединский наградил Лепса «За заслуги перед Отечеством»
22.09 16:11 Саакашвили оправдал свою неявку в суд любовью к народу
22.09 16:04 Власти Лондона лишили Uber права на перевозку пассажиров
22.09 15:56 МВД начало задержания за торговлю наркотиками в даркнете
22.09 15:21 В могиле XIV века были найдены кости морской свиньи
22.09 15:17 ФАС назвала алкоголь драйвером интернет-торговли продуктами
22.09 15:15 Трамп раскритиковал Facebook за обвинения в адрес России
22.09 15:01 Греф заявил об уходе Сбербанка из ряда стран Европы из-за санкций
22.09 14:27 Жириновский заявил об отсутствии больных во фракции его партии
22.09 14:21 В мэрии назвали «уткой» новость о краже растений из парка «Зарядье»
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.