Адрес: https://polit.ru/article/2011/01/19/tabak/


19 января 2011, 18:24

Давай не будем, товарищ, по одной!

Президент РЖД Владимир Якунин в своем блоге высказался за полный запрет курения в поездах. Такой запрет действует на Украине и там... в поездах курят. Потому что против дурных законов, как известно.... Конечно, Россия подписала антитабачную конвенцию ВОЗ, но зачем же истязать пассажиров на наших бескрайних просторах? В целом, не вполне понятно, зачем России борьба с курением. Ну не население же правительство спасает от этой «чумы»?

Президент РЖД Владимир Якунин в своем блоге высказался за полный запрет курения в поездах. Глава компании попросил читателей своего блога делать конструктивные предложения по этому вопросу.

Якунин подчеркивает, что для борьбы с курением в России вообще нужны более жесткие законы и более суровая ответственность за их нарушение. «Моя позиция по поводу запрета курения в поездах однозначна», — уточнил глава РЖД. Вместе с тем, по его словам, сотрудники компании — «это не правоохранительные органы, которые могут привлечь гражданина к административной ответственности за курение в неположенном месте». Якунин подчеркнул, что своими силами справиться с этой проблемой РЖД пока не в состоянии.

Президент РЖД рассказал о положительном опыте борьбы с курением в «Сапсанах» . «Сама конструкция этих поездов не предполагает возможности курения — у них нет тамбуров», — подчеркнул он. Курение в «Сапсанах»  удалось запретить полностью.

Недавно и традиционно глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко выступал за полный запрет на курение в общественных местах. «Всхлипывания рестораторов, что погибнет их бизнес, если в ресторанах запретят курение, не имеют под собой никакой почвы. Надо запретить курение во всех общественных местах», — заявил Онищенко. Кроме того, Онищенко смутило и количество курящих Россиян — число взрослых курящих россиян достигло 39,1 процента, около 35 процентов подвергаются пассивному курению, что, как заметил глава Роспотребнадзора, «еще опаснее». «В возрасте от 19 до 44 лет курят 7 из 10 мужчин и 4 из 10 женщин», — сообщил Онищенко. По данным майского опроса ВЦИОМ, половина наших никогда не курили (51%). Курильщиками  являются 41% россиян: 21% выкуривают одну пачку в день и даже больше, 16% - несколько сигарет в день, 4% - несколько сигарет в неделю или месяц.  Остальные бросают.

Подключение России к борьбе с курением обусловлено подписанием рамочных антитабачных документов Всемирной организации здравоохранения. Запрет на курение в определенных местах — одно из требований рамочной конвенции по борьбе против табака. Подписав эту конвенцию в 2008 году, Россия автоматически подтвердила свое согласие с мерами, изложенными и предусмотренными в рамках этой конвенции, которые должны принимать государства-участники.

Аргументы «за» и «против» запрета курения в поездах понятны. Сторонники запрета напирают на то, что в поезде (и другом транспорте) некурящим гражданам некуда деться от вредного для их здоровья дыма. Правда, табачные компании некогда довольно много исследовали пассивное курение и пришли к выводу — или «выводу», - что это миф. Противники упирают особо на то, что при российских пространствах и ценах на никотиносодержащие пластыри и жвачки курильщики в поезде «Владивосток-Чита»  начнут отравлять жизнь окружающим и без всяких сигарет. Кроме того, это дополнительный стимул не соблюдать запретов. Кое-где на капиталистическом Западе, правда, придумали курящие вагоны, но это так, лирика...

Запреты хороши, когда они являются следствием консенсуса, а не волюнтаризма (призыв обсудить в блоге — даже не симуляция поиска консенсуса). В случае, когда запретительные меры неадекватны с точки зрения статистически значимой части социума исполняться они не будут. Что, кстати, снимает табу и с остальных запретов — делегитимузирет их. Это надо помнить, что при введении очередного лицензирования, что при повышении налогов, что при разгоне массовых протестных акций. Так уже было на Украине — там запрет на курение в поездах уже действует и не соблюдается. Хотя штрафы называются высокие.

Правда, «формалисты» из числа наших чиновников и законодателей этого принципа знать не хотят. Отсюда и берутся результаты борьбы с коррупцией, которые недавно озвучил президент, прекрасная законодательная база создана, а в остальном — плохо.

Про коррупцию тоже очевидное рассуждение. Взяткоемкость поездов увеличится, доходы проводников и милиции — возрастут. РЖД от этого формально — только вред.

С самолетами или общественным транспортом ситуация в принципе иная — там некурящему пассажиру некуда деться от дыма. И то — еще в начале 2000-х на транс-атлантических рейсах можно было курить, а гендиректор «Аэрофлота» даже после запрета на курение ряда авиакомпаний высказывался в духе «мы запрещать ничего не будем». Однако запретили.

Наконец, вообще непонятно одно: зачем России борьба с курением. Борьба правительства за здоровье собственных граждан — это даже не наивно звучит, это звучит безумно. Скорее уж можно было бы поверить в личную неприязнь к табачному дыму кого-то из высокопоставленных чиновников. Президент Медведев и многие в его окуржении не курят, не курит и премьер-министр Путин. А экс-глава администрации президента Александр Волошин — вполне дымит.

В мире борьба с курением началась со сверхприбылей табачных компаний, которую решили «оприходовать» фармацевтические корпорации. По крайней мере, такова версия конспирологов (не исключено, что придумана она в табачных компаниях). В России соответствующая фармацевтика, ровно как и табачная промышленность принадлежат иностранцам. Зачем российскому правительству и контролируемым им госокпаниям вступать в эту борьбу — неясно. Опять-таки, разве предположить, что к тому же одни табачники борются с другими,

Вообще же в чисто этической плоскости проблема решения почти не имеет. Споры лоббистов о степени вреда табака на Западе продолжаются. «Поборники справедливости скажут, что стигматизация курильщиков, как и любой другой социальной группы, чудовищна, так как рождает дискриминацию. Им могут возразить, что публичное клеймение курильщиков защищает некурящих людей от физической и психологической заразы. Действительно, меры, направленные против пассивного курения, которое может стать причиной разных болезней, необходимы. Таким образом, стигматизацию можно считать правомерной, если она выполняет функцию защиты. Но ситуация меняется, когда возникает боязнь психологического заражения. Людей, избегающих общения с курильщиками только из-за предрассудков (у курильщиков нет силы воли, они играют со своими жизнями), можно поставить в один ряд с теми, кто относится с предубеждением к чернокожим или другим стигматизированным группам. В этом случае стигматизация приводит к дискриминации и является неприемлемой», - пишет Патрик У. Корриган в статье «Ковбой Мальборо и стигматизация курения». Вот и у наших дискриминируемых индейцев-курильщиков Якунин хочет забрать тамбуры-резервации.