Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
13 декабря 2018, четверг, 05:00
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

30 января 2011, 14:39

Предчувствие политики

Обесценивается ли золото, когда его слишком много? Куда исчезает искусство, когда оно становится слишком популярным? Климт, Шиле и другие герои венской жизни выглядят сегодня едва ли не девальвированными. Выставка в базельском фонде Бейелера «Вена 1900. Климт, Шиле и их эпоха» возвращает им былую ценность. Она собрала около 300 работ, посвященных Вене начала ХХ века. Из сегодняшней перспективы город кажется чем-то выдающимся, уникальным, местом, где соединилось столь многое, что впору его, а не Париж называть столицей мира. Но миф Вены как культурного мегаполиса появился не сразу, черты Gesamkunstwerk’a на портрете города стали проступать постепенно. Современники были готовы видеть в городе на Дунае столицу империи, и не готовы – город новых культурных горизонтов. Усталость Габсбургов откладывала отпечаток на все. Сам Фрейд страдал от удушающей венской атмосферы, и, после многолетних бесплодных попыток выстроить научную карьеру, находясь в депрессивном настроении, решил отказаться от академической судьбы и стать обычным практикующим врачом.

Gustav Klimt. Der Park, 1910 oder früher. Öl auf Leinwand, 110,4 x 110,4 cm. The Museum of Modern Art, New York. Gertrud A. Mellon Fund © 2010. Digital image, The Museum of Modern Art, New York/Scala, Florence

Портрет Фрейда – один из двух десятков, встречающих зрителя в фойе фонда Бейелера. Фотографии показывают тех, кто на рубеже определял художественную и интеллектуальную жизнь Вены. Коло Мозер и Оскар Кокошка, Отто Вагнер и Адольф Лоос, Густав Малер и неизбежные Густав Климт с Эгоном Шиле, те, кто так или иначе соотносил себя с девизом сецессионистов, сформулированным Людвигом Хезеви: «Времени – его искусство, искусству – его свободу». В выставочных залах – живопись и рисунки, текстиль и мебель, стекло и архитектурные планы, все, что овеществляет эфемерную культуру кафе и кабаре, главного, как казалось поначалу, содержания венской самобытности. Экспонаты собрали из крупнейших музеев мира, от Амстердама до Нью-Йорка, и многочисленных частных собраний, в том числе с Багамских островов. Но в первую очередь интерес вызывают австрийские коллекции, начиная с Альбертины. Главным же поставщиком прекрасного стал венский музей Леопольда (где сами базельцы как раз показывают the best собственной коллекции).

Что-то лишь обозначено – как знаменитый бетховенский фриз Климта, который представлен не оригиналом, но фотографией. Без фриза в разговоре о Вене никуда: с ним связана одна из главных утопий времени. Фриз делался для здания Сецессиона, в котором предполагалось разместить скульптуру Бетховена работы Макса Клингера. Так создавался священный круг почитания искусства: художники строят здание Сецессиона в честь произведения скульптора, восславляющего гениального музыканта. Карл-Эмиль Шорске называет это апогеем попыток «превращения искусства в заместителя религии, предлагающего убежище от современной жизни»[1].

 

Friedrich Strauss. Das Ausstellungsgebäude der Secession Wien vom Gemüsemarkt, 1899. 11 x 15,5 cm. Wien Museum

Эта эстетика провоцировала современников. Лучше всего ее противоречие устоявшейся традиции поняли 87 членов преподавательского совета венского университета, для которого Климт на рубеже веков делал три плафона. Они не смогли согласиться с правом искусства определять время, в котором оно очутилось, неуместной показалась им и та свобода, которую требовали для себя художники. Профессора подписали петицию с требованием отклонить работу Климта. Заказчиком выступало министерство по делам просвещения и религии, и оно не могло не прислушаться к мнению налогоплательщиков: империя империей, а выборы проходят регулярно.

Вскоре после создания бетховенского фриза и громкого скандала с плафоном «Юриспруденция», Климт фактически отказывается от работ по государственным заказам и переходит к портретированию венской элиты. В это же время создаются многочисленные рисунки, долгое время не выставлявшиеся в силу их порнографичности. Климт избежал публичных скандалов, в отличие от Шиле, который даже привлекался к суду – сперва за растление малолетних, затем, по недоказанности первого обвинения, за распространение порнографии. В итоге обошлось тремя неделями тюрьмы – срок для художника по нынешним временам едва ли не смехотворный.

Эротизм был свойственен символизму, который в чистом виде в Вене едва ли присутствовал, но повлиял на многое. В Сецессионе выставляли, например, работы бельгийца Фернана Кнопфа (1858 – 1921) и швейцарца Фердинанда Ходлера (1853 - 1918). Только влияние это шло скорее по линии отталкивания, нежели притяжения. Мистическое и потустороннее подчинилось в творчестве венцев подчеркнутому физиологизму, графической ясности рисунка. Они словно оказались по разные стороны баррикад с Фрейдом, оставаясь с ним потаенными единомышленниками.

 

Egon Schiele. Edith Schiele in gestreiftem Kleid, sitzend, 1915. Bleistift und Gouache, 50,8 x 40,2 cm. Leopold Museum, Wien. Foto: Manfred Thumberger

Фрейд пытался проникнуть в тайны психики через сновидения и комплексы. Климт и Шиле стали рисовать тела так, будто перед ними географические ландшафты. Со временем этот ландшафт становился все более вздыбленным, словно он постоянно переживал землетрясения, по нему текла раскаленная лава и регулярно падали метеориты. В итоге он стал похож на карту, использовать которую трудно, но забыть уже невозможно.

Путешествия по маршрутам этих карт, проложенным сто лет назад, не закончились до сих пор. Человеческое тело стало главным героем искусства ХХ века, которое то абстрагирует его до геометрических линий, то буквализирует и фетишизирует под светом 500-ваттных ламп, как у Люсьена Фрейда.

Радикальный взгляд на тело уподобляет венских художников анатому с душой поэта и скальпелем в руке. Те же бельгийцы, например, в изображении смерти, одном из излюбленных сюжетов символизма и югендштиля, оставались крайне деликатны, если не сказать задумчивы, они обозначали атмосферу приближением к ней, но редко когда решались обнажить покровы. Австрийцы же не могли остановиться, кажется, уже ни перед чем. Мутации формы обернулись и мутациями цвета: революция, устроенная Оскаром Кокошкой, мало в чем уступает подвигам немецких экспрессионистов. Вровень с ними мог бы со временем стать и Арнольд Шенберг, но он решил профессионально заниматься не живописью, а музыкой. Его картины предоставил базельцам музей Леопольда – равно как и столовое серебро Йозефа Хофмана, и столы-стулья Адольфа Лооса для кафе Museum, и полотна Рихарда Герштля (их привезли еще и из музея швейцарского Цуга). Герштль учил Шенберга живописи, влюбился в его жену и из-за несчастливого романа кончил жизнь самоубийством. Кажется, чудом избежал подобный участи и Кокошка, чей трехлетний роман с Альмой Малер, вдовой композитора, мог бы занимать сегодняшних телезрителей в течении не одной сотни серий.

Oskar Kokoschka Selbstbildnis, 1917 Öl auf Leinwand, 79 x 63 cm Von der Heydt-Museum Wuppertal © Fondation Oskar Kokoschka/ 2010, ProLitteris, Zürich

Эпидемия самоубийств в начале века была не только австрийским феноменом. Но мало где еще они имели столько подтекстов, как в Вене, городе, пропитанном консерватизмом и одновременно мятущимся и страдающим от отсутствия нового. Радикальность поисков, от эстетических до сексуальных, во многом определила атмосфера монархии на закате, торжество бюрократии, негибкость церковных кругов и то, что в поздние советские времена назовут застоем, а в постсоветские – суверенной демократией. Вена словно жила в двух временах сразу – циферблат одного будильника еще отсчитывал часы классицизма, циферблат другого уже обгонял модерн. «Человек без свойств» Роберта Музиля точно описывает эту удушающую атмосферу, чья плотность провоцировала на сопротивление. Новый дизайн, предложенный Wiener Werkstaette, новые фасады, вычерчиваемые Адольфом Лоосом, новые сочетания звуков и красок – все предупреждало сограждан, что мир неустойчив,  ощущение покоя временно, а изменчивость грозит не только внешнему, но и основам. Граждане предпочитали судиться из-за неконвенциональности искусства, указывать на финансовый неуспех «Венских мастерских» и не думать в категориях истории.
 

Josef Hoffmann Sitzmaschine, ab 1906. Buchen- und Sperrholz, mahagonifarben gebeizt, mit Polsterung, Rückenlehne verstellbar, 110 x 68,5 x 82,5 cm. Ausführung: J. & J. Kohn, Modell 670. Kunsthaus Zug, Stiftung Sammlung Kamm. Ottiger Fotografie Zug

Нельзя сказать, что публика страдала глухотой. И Климта заваливали заказами, и Дягилев перед войной дважды привозил в Вену «Русские балеты»: успех был громкий. Max Graf (1873 – 1958), многолетний сотрудник Wiener Allgemeine Zeitung, в одной из рецензий писал, что зрителей не остановила высокая цена билетов. За билеты на балет, давно уже в Вене не модный, были готовы «платить словно за известнейшего оперного тенора или трели и арии колоратурной дивы. Русский балет стал знаменит как Карузо». Но мода – на этот раз пришедшая из Парижа и Лондона, - оказывалась не в силах побороть genius loci – довольно унылый дух места, которому только предстояло стать веселым и притягательным. Стоило 1918 году лишить жизни крупнейших мастеров венского – Климта, Шиле, Коломана Мозера, Отто Вагнера - как что-то неуловимо изменилось во всей атмосфере города, не только художественной. Да и вся страна, после поражения в первой мировой мучительно преобразовавшаяся из империи в республику, что-то потеряла в своем художественном сознании, порой легкомысленном, порой трагически серьезном.

В какой мере настроение города зависит от настроения живущих в нем художников? От их решения покинуть родину или остаться, от их ощущения себя если не кумиром, то хотя бы гражданином - или себя как парии? Кажется, политики не только преувеличивают свои возможности влиять на пути искусства, но и недооценивают возможность искусства предугадывать социальные катаклизмы. Политикам мерещится, будто законы искусства замкнуты на себя. Но они действуют и вовне. В итоге эстетическая революция оказывается связана с революцией политической, иногда ей наследуя, но чаще ее предвосхищая.

Выставка открыта до 6 февраля. 


[1] Карл-Эмиль Шорске. Вена на рубеже веков. Спб.: Изд. им. Н.И.Новикова, 2001. С. 332.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

12.12 19:52 США призвали Совбез ООН восстановить санкции против Ирана
12.12 19:26 Разрабатывается первая в мире вакцина для пчел
12.12 19:25 Путин назвал Конституцию развивающимся организмом
12.12 18:49 Мединский предложил Хабенскому снять фильм о Нюрнбергском процессе
12.12 18:26 В Германии на улице разлили тонну жидкого шоколада
12.12 17:53 В Домодедово сотрудников аэропорта будут проверять на алкорамках
12.12 17:30 Российский Forbes превратят в коммуникационную платформу
12.12 17:01 В СПЧ назвали законопроект о штрафах за неуважение к власти нелепым
12.12 16:55 Резиденты «Сколково» стали победителями в двух номинациях конкурса «Цифровые вершины 2018»
12.12 16:32 Германия поддержала продление санкций против РФ
12.12 16:12 Госдума приняла закон о свободной рыбалке
12.12 15:28 В ГД внесен законопроект о запрете недостоверных новостей
12.12 14:51 10 000 лет назад людей и дрозофил объединила любовь к фруктам
12.12 14:47 Эрдоган предупредил о наступлении турков в Сирии
12.12 14:19 РКН пригрозил заблокировать Google при нарушении закона
12.12 13:55 Палата представителей США признала Голодомор геноцидом
12.12 13:30 Путин попросил установить причины отмены концертов рэперов
12.12 13:16 Кремль отреагировал на сбор подписей против онкобольных детей в Москве
12.12 12:50 Петр Порошенко расценил инцидент в Керченском проливе как войну
12.12 12:42 Чиновник Ространснадзора лишился работы из-за покупки его женой 66 машин
12.12 12:12 Новый вид тропических бабочек назван в честь художницы XVII века
12.12 12:10 В Конгрессе США потребовали ввести санкции против газопровода «Северный поток-2»
12.12 11:33 Губернаторы пойдут на выборы без помощи «Единой России»
12.12 11:14 В России введут контроль за платежными агрегаторами в интернете
12.12 10:47 Сбербанк предсказал ослабление рубля
12.12 10:42 Хищные растения и пауки делятся добычей друг с другом
12.12 10:32 Трамп отверг свой импичмент из-за опасности восстания
12.12 10:26 Медведев назвал Конституцию вечной
12.12 10:06 СК заявил о задержании еще одного участника банды Басаева
12.12 09:43 СМИ сообщили о краже данных 500 млн клиентов отелей Marriott китайской разведкой
12.12 09:34 Ольга Глацких вернулась к обязанностям чиновника
12.12 09:13 В Страсбурге при стрельбе на рождественской ярмарке погибли три человека
11.12 19:54 Путин прокомментировал арест Бутиной
11.12 19:37 Генпрокуратура перепроверит арест Льва Пономарева
11.12 19:24 ВС РФ отказал «Победе» по жалобе на решение о ручной клади
11.12 19:06 Путин допустил изменение закона о митингах
11.12 18:43 Прах Людмилы Алексеевой захоронят в Вашингтоне
11.12 18:36 Древние обитатели Скандинавии жевали деготь и оставили в нем свою ДНК
11.12 18:31 Сбербанк подключил в системе переводов другие банки
11.12 18:19 Производители и Росстат сравнили цены на оливье
11.12 17:47 Путин рассказал о работе по сохранения наследия Солженицына
11.12 17:03 СМИ сообщили об отставке главы Центра «Э»
11.12 16:30 «Человеком года» Time стали журналисты
11.12 16:27 Для синтеза привлекающего кошек вещества растению требуется два фермента
11.12 15:51 Глава КС РФ сравнил российскую Конституцию с новейшим Мерседесом
11.12 15:19 Российский военный задержан по делу об убийстве в Армении
11.12 15:04 Отец Бутиной подтвердил планы по сделке со следствием
11.12 14:45 Правительство обсудит введение электронных виз для Москвы и Петербурга
11.12 14:16 Госдума приняла закон о повышении МРОТ
11.12 14:04 Совет Федерации одобрил запрет на уличные табло с курсами валют
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром авторское право администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВПК ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция информационные технологии ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Кабардино-Балкария Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание компьютерная безопасность Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия морской транспорт Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж патриарх Кирилл ПДД педофилия пенсионная реформа пенсия Пентагон Первый канал Петр Порошенко пиратство пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Приморье Продовольствие происшествия публичные лекции ракета Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саратовская область Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Элла Памфилова Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.