Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 13:25
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

30 января 2011, 14:39

Предчувствие политики

Обесценивается ли золото, когда его слишком много? Куда исчезает искусство, когда оно становится слишком популярным? Климт, Шиле и другие герои венской жизни выглядят сегодня едва ли не девальвированными. Выставка в базельском фонде Бейелера «Вена 1900. Климт, Шиле и их эпоха» возвращает им былую ценность. Она собрала около 300 работ, посвященных Вене начала ХХ века. Из сегодняшней перспективы город кажется чем-то выдающимся, уникальным, местом, где соединилось столь многое, что впору его, а не Париж называть столицей мира. Но миф Вены как культурного мегаполиса появился не сразу, черты Gesamkunstwerk’a на портрете города стали проступать постепенно. Современники были готовы видеть в городе на Дунае столицу империи, и не готовы – город новых культурных горизонтов. Усталость Габсбургов откладывала отпечаток на все. Сам Фрейд страдал от удушающей венской атмосферы, и, после многолетних бесплодных попыток выстроить научную карьеру, находясь в депрессивном настроении, решил отказаться от академической судьбы и стать обычным практикующим врачом.

Gustav Klimt. Der Park, 1910 oder früher. Öl auf Leinwand, 110,4 x 110,4 cm. The Museum of Modern Art, New York. Gertrud A. Mellon Fund © 2010. Digital image, The Museum of Modern Art, New York/Scala, Florence

Портрет Фрейда – один из двух десятков, встречающих зрителя в фойе фонда Бейелера. Фотографии показывают тех, кто на рубеже определял художественную и интеллектуальную жизнь Вены. Коло Мозер и Оскар Кокошка, Отто Вагнер и Адольф Лоос, Густав Малер и неизбежные Густав Климт с Эгоном Шиле, те, кто так или иначе соотносил себя с девизом сецессионистов, сформулированным Людвигом Хезеви: «Времени – его искусство, искусству – его свободу». В выставочных залах – живопись и рисунки, текстиль и мебель, стекло и архитектурные планы, все, что овеществляет эфемерную культуру кафе и кабаре, главного, как казалось поначалу, содержания венской самобытности. Экспонаты собрали из крупнейших музеев мира, от Амстердама до Нью-Йорка, и многочисленных частных собраний, в том числе с Багамских островов. Но в первую очередь интерес вызывают австрийские коллекции, начиная с Альбертины. Главным же поставщиком прекрасного стал венский музей Леопольда (где сами базельцы как раз показывают the best собственной коллекции).

Что-то лишь обозначено – как знаменитый бетховенский фриз Климта, который представлен не оригиналом, но фотографией. Без фриза в разговоре о Вене никуда: с ним связана одна из главных утопий времени. Фриз делался для здания Сецессиона, в котором предполагалось разместить скульптуру Бетховена работы Макса Клингера. Так создавался священный круг почитания искусства: художники строят здание Сецессиона в честь произведения скульптора, восславляющего гениального музыканта. Карл-Эмиль Шорске называет это апогеем попыток «превращения искусства в заместителя религии, предлагающего убежище от современной жизни»[1].

 

Friedrich Strauss. Das Ausstellungsgebäude der Secession Wien vom Gemüsemarkt, 1899. 11 x 15,5 cm. Wien Museum

Эта эстетика провоцировала современников. Лучше всего ее противоречие устоявшейся традиции поняли 87 членов преподавательского совета венского университета, для которого Климт на рубеже веков делал три плафона. Они не смогли согласиться с правом искусства определять время, в котором оно очутилось, неуместной показалась им и та свобода, которую требовали для себя художники. Профессора подписали петицию с требованием отклонить работу Климта. Заказчиком выступало министерство по делам просвещения и религии, и оно не могло не прислушаться к мнению налогоплательщиков: империя империей, а выборы проходят регулярно.

Вскоре после создания бетховенского фриза и громкого скандала с плафоном «Юриспруденция», Климт фактически отказывается от работ по государственным заказам и переходит к портретированию венской элиты. В это же время создаются многочисленные рисунки, долгое время не выставлявшиеся в силу их порнографичности. Климт избежал публичных скандалов, в отличие от Шиле, который даже привлекался к суду – сперва за растление малолетних, затем, по недоказанности первого обвинения, за распространение порнографии. В итоге обошлось тремя неделями тюрьмы – срок для художника по нынешним временам едва ли не смехотворный.

Эротизм был свойственен символизму, который в чистом виде в Вене едва ли присутствовал, но повлиял на многое. В Сецессионе выставляли, например, работы бельгийца Фернана Кнопфа (1858 – 1921) и швейцарца Фердинанда Ходлера (1853 - 1918). Только влияние это шло скорее по линии отталкивания, нежели притяжения. Мистическое и потустороннее подчинилось в творчестве венцев подчеркнутому физиологизму, графической ясности рисунка. Они словно оказались по разные стороны баррикад с Фрейдом, оставаясь с ним потаенными единомышленниками.

 

Egon Schiele. Edith Schiele in gestreiftem Kleid, sitzend, 1915. Bleistift und Gouache, 50,8 x 40,2 cm. Leopold Museum, Wien. Foto: Manfred Thumberger

Фрейд пытался проникнуть в тайны психики через сновидения и комплексы. Климт и Шиле стали рисовать тела так, будто перед ними географические ландшафты. Со временем этот ландшафт становился все более вздыбленным, словно он постоянно переживал землетрясения, по нему текла раскаленная лава и регулярно падали метеориты. В итоге он стал похож на карту, использовать которую трудно, но забыть уже невозможно.

Путешествия по маршрутам этих карт, проложенным сто лет назад, не закончились до сих пор. Человеческое тело стало главным героем искусства ХХ века, которое то абстрагирует его до геометрических линий, то буквализирует и фетишизирует под светом 500-ваттных ламп, как у Люсьена Фрейда.

Радикальный взгляд на тело уподобляет венских художников анатому с душой поэта и скальпелем в руке. Те же бельгийцы, например, в изображении смерти, одном из излюбленных сюжетов символизма и югендштиля, оставались крайне деликатны, если не сказать задумчивы, они обозначали атмосферу приближением к ней, но редко когда решались обнажить покровы. Австрийцы же не могли остановиться, кажется, уже ни перед чем. Мутации формы обернулись и мутациями цвета: революция, устроенная Оскаром Кокошкой, мало в чем уступает подвигам немецких экспрессионистов. Вровень с ними мог бы со временем стать и Арнольд Шенберг, но он решил профессионально заниматься не живописью, а музыкой. Его картины предоставил базельцам музей Леопольда – равно как и столовое серебро Йозефа Хофмана, и столы-стулья Адольфа Лооса для кафе Museum, и полотна Рихарда Герштля (их привезли еще и из музея швейцарского Цуга). Герштль учил Шенберга живописи, влюбился в его жену и из-за несчастливого романа кончил жизнь самоубийством. Кажется, чудом избежал подобный участи и Кокошка, чей трехлетний роман с Альмой Малер, вдовой композитора, мог бы занимать сегодняшних телезрителей в течении не одной сотни серий.

Oskar Kokoschka Selbstbildnis, 1917 Öl auf Leinwand, 79 x 63 cm Von der Heydt-Museum Wuppertal © Fondation Oskar Kokoschka/ 2010, ProLitteris, Zürich

Эпидемия самоубийств в начале века была не только австрийским феноменом. Но мало где еще они имели столько подтекстов, как в Вене, городе, пропитанном консерватизмом и одновременно мятущимся и страдающим от отсутствия нового. Радикальность поисков, от эстетических до сексуальных, во многом определила атмосфера монархии на закате, торжество бюрократии, негибкость церковных кругов и то, что в поздние советские времена назовут застоем, а в постсоветские – суверенной демократией. Вена словно жила в двух временах сразу – циферблат одного будильника еще отсчитывал часы классицизма, циферблат другого уже обгонял модерн. «Человек без свойств» Роберта Музиля точно описывает эту удушающую атмосферу, чья плотность провоцировала на сопротивление. Новый дизайн, предложенный Wiener Werkstaette, новые фасады, вычерчиваемые Адольфом Лоосом, новые сочетания звуков и красок – все предупреждало сограждан, что мир неустойчив,  ощущение покоя временно, а изменчивость грозит не только внешнему, но и основам. Граждане предпочитали судиться из-за неконвенциональности искусства, указывать на финансовый неуспех «Венских мастерских» и не думать в категориях истории.
 

Josef Hoffmann Sitzmaschine, ab 1906. Buchen- und Sperrholz, mahagonifarben gebeizt, mit Polsterung, Rückenlehne verstellbar, 110 x 68,5 x 82,5 cm. Ausführung: J. & J. Kohn, Modell 670. Kunsthaus Zug, Stiftung Sammlung Kamm. Ottiger Fotografie Zug

Нельзя сказать, что публика страдала глухотой. И Климта заваливали заказами, и Дягилев перед войной дважды привозил в Вену «Русские балеты»: успех был громкий. Max Graf (1873 – 1958), многолетний сотрудник Wiener Allgemeine Zeitung, в одной из рецензий писал, что зрителей не остановила высокая цена билетов. За билеты на балет, давно уже в Вене не модный, были готовы «платить словно за известнейшего оперного тенора или трели и арии колоратурной дивы. Русский балет стал знаменит как Карузо». Но мода – на этот раз пришедшая из Парижа и Лондона, - оказывалась не в силах побороть genius loci – довольно унылый дух места, которому только предстояло стать веселым и притягательным. Стоило 1918 году лишить жизни крупнейших мастеров венского – Климта, Шиле, Коломана Мозера, Отто Вагнера - как что-то неуловимо изменилось во всей атмосфере города, не только художественной. Да и вся страна, после поражения в первой мировой мучительно преобразовавшаяся из империи в республику, что-то потеряла в своем художественном сознании, порой легкомысленном, порой трагически серьезном.

В какой мере настроение города зависит от настроения живущих в нем художников? От их решения покинуть родину или остаться, от их ощущения себя если не кумиром, то хотя бы гражданином - или себя как парии? Кажется, политики не только преувеличивают свои возможности влиять на пути искусства, но и недооценивают возможность искусства предугадывать социальные катаклизмы. Политикам мерещится, будто законы искусства замкнуты на себя. Но они действуют и вовне. В итоге эстетическая революция оказывается связана с революцией политической, иногда ей наследуя, но чаще ее предвосхищая.

Выставка открыта до 6 февраля. 


[1] Карл-Эмиль Шорске. Вена на рубеже веков. Спб.: Изд. им. Н.И.Новикова, 2001. С. 332.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

13:25 Путин рассказал о подготовке к ЧМ-2018
13:23 Биологи ищут устойчивые к опасному вредителю растения
13:22 Путин опроверг готовое решение вопроса о повышении пенсионного возраста
13:20 Путин связал допинговый скандал с грядущими выборами в РФ
13:15 Прокуратура проверит cведения о VIP-камерах в «Матросской тишине»
13:11 В ЦИК назвали самовыдвижение знаком доверия к избирателям
13:05 Путин отказался признавать военные расходы страны избыточными
13:04 Путин предложил расширить налоговые льготы собственникам имущества
12:58 Президент РФ рассказал о выполнении майских указов
12:58 Американские СМИ обвинили Россию в подготовке к ядерной войне
12:54 Путин рассказал о развитии Арктики
12:48 ЕР пообещала поддержку самовыдвиженцу Путину
12:46 Путин предложил сфере контроля за бизнесом ротацию кадров по типу военной системы
12:45 Путин рассказал о росте экономики без приписок
12:41 В Германии оценили убытки от антироссийских санкций
12:32 ЛДПР потребовала от Пескова не унижать народ заявлениями о конкурентах Путина
12:28 Путин объяснил отсутствие в стране конкурентоспособной оппозиции
12:26 Путин рассказал о своем выдвижении
12:26 Московский арбитраж отказал Siemens в возврате крымских турбин
12:16 «Билайн» начал выполнять требования по отмене роуминга с Крыма
12:16 Путин назвал цель своего участия в выборах
12:08 Владимир Путин начал большую пресс-конференцию
12:00 Бомбардировщики Су-34 вернулись из Сирии в РФ
11:59 Капитализация всех криптовалют перевалила за 500 млрд долларов
11:48 Экипаж МКС благополучно вернулся на Землю
11:40 Саакашвили признался в желании вернуться в Одессу мэром
11:39 На Гайдаровском форуме в РАНХиГС выступят ведущие мировые историки и россиеведы
11:37 Собчак анонсировала приготовленные для Путина вопросы
11:28 МВД отказалось принимать экзамены на права на российских компьютерах
11:24 СМИ анонсировали отказ Сергея Миронова баллотироваться в президенты
11:21 Дума приняла закон о пожизненном наказании за вербовку террористов
11:04 Минтранс назвал день подписания меморандума о возобновлении полетов в Египет
10:47 В России впервые за десять лет упал объем снятия денег с карт
10:44 В Госдуме предложили ввести 12-летнее обучение в школе
10:20 СМИ узнали о работе Путина каскадером в кино в 70-е годы
10:13 Астрономы сфотографировали «звездные ясли»
10:13 Песков объяснил невыгодность снятия санкций для «наших селян»
10:00 Песков объяснил информационную войну против России
09:54 Промсвязьбанк опроверг требование ЦБ найти 100 млрд рублей резервов
09:40 В США заявили о неподходящем времени для переговоров с КНДР
09:31 Защитники Telegram попросили ООН защитить его от ФСБ
09:15 Опрошенные политтехнологи ждут протестов после выборов президента РФ
08:52 Робби Уильямс объяснил отмену тура в России патологией мозга
08:48 Трамп анонсировал самое масштабное сокращение налогов
08:30 Генпрокурор Украины отверг подозрения в подготовке госпереворота Саакашвили
08:25 В Канаде упал самолет с 22 пассажирами на борту
08:08 Израиль на неопределенный срок закрыл границу с сектором Газа
08:04 СМИ узнали о формировании инициативной группы по выдвижению Путина
07:39 Песков не нашел достойных соперников Путину
07:36 ФРС повысила базовую ставку‍
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.