Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
12 декабря 2017, вторник, 11:41
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

03 февраля 2011, 09:09

Кавказское наследие первого Президента

1 февраля 2011 года исполнилось 80 лет со дня рождения первого российского президента Бориса Ельцина. Надо отдать должное отечественному ТВ и действующей власти (поскольку в условиях «суверенной демократии» одно слишком сильно зависит от другого). Российские телеканалы уделили значительное внимание персоне первого главы государства под названием РФ. Правда, данное внимание выглядит как политически корректная «дань уважения», в которой нет места серьезному и содержательному анализу деятельности видного политика и государственного деятеля. В самом деле, всем, кто берется за «ельцинскую тему», трудно беспристрастно оценивать роль Бориса Николаевича в процессе «бегства от СССР». Равно, как и сам процесс такого «бегства».

Нельзя не признать, что период 1990-х гг. не был периодом одного лишь «хаоса и провалов» (как иной раз интерпретируют те события ловцы политической конъюнктуры). Это было время становления нового государства, которое к 1991 году еще не имело ни собственного управленческого класса (поскольку КПСС уже перестала быть релевантным механизмом госвласти), ни законодательной базы (хотя бы для противодействия национал-экстремистам в Чечено-Ингушетии), ни армии. Сама же российская власть начала 1990-х г. была эклектичным смешением различных институтов. Это было соединение Советов на всех уровнях (от Москвы до глубинки) и новой президентской власти (функционировавшей по другим, не советским принципам).

И все это в условиях «парада суверенитетов» не только вне, но и внутри России. В период обретения Россией своей политической субъектности «парад суверенитетов» использовался союзным руководством против ее лидеров. На специальном пленуме ЦК КПСС «О национальной политике партии в современных условиях» (19-20 сентября 1989 года) в качестве «инициативы с мест» была озвучена следующая идея: «Глубокие социально-экономические и культурные сдвиги произошли в автономных образованиях». А потому был предложен специальный союзный закон о преобразовании автономных республик в составе РСФСР в самостоятельные союзные республики. 26 апреля 1990 года был принят Закон СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации» (закон об автономиях), который, по сути, «выравнивал» статус союзных и автономных республик. В этих-то условиях во главе России и встал Борис Ельцин. По справедливому замечанию политолога Федора Лукьянова, «Ельцину выпал самый опасный отрезок, когда распрямившаяся пружина истории освободила мощные политические силы. То, что Россия устояла под их натиском, – заслуга Бориса Ельцина, сколько бы ошибок он при этом ни совершил. Считается, что при нем Россия утратила статус великой державы, проводила несамостоятельную политику, унижалась перед Западом. Однако оценивать тогдашнее поведение Кремля следует не в абсолютном, а в относительном измерении, соотнося успехи с вложениями и имевшимися резервами. При таком подходе восприятие меняется».

Это чрезвычайно важное замечание. Сегодня исследователи и журналисты, занимающиеся сравнением «путинской стабильности» и «ельцинской нестабильности», оперируют не столько фактами, сколько клише и стереотипами. Во многих публикациях, посвященных началу 1990-х гг., отсутствует анализ того «коридора возможностей», который был у первого президента России. В значительной степени оценки Ельцина даются, что называется, из сегодняшнего дня. Как будто у Ельцина в начале 1990-х гг. была отстроенная система «вертикали» (кстати, не праздный вопрос, кто ее строил и передал Путину?). Как будто ему сопутствовала благоприятная экономическая конъюнктура (выгодные цены на нефть). Российская армия (со всеми выводами войск из Восточной Европы и советских республик) была создана только в 1992 году, а к середине 1990-х стала напоминать что-то похожее на армию, а не на кочевой табор. Думается, что адекватная оценка исторической роли Ельцина будет возможна лишь тогда, когда деятельность первого президента будет анализироваться не с обобщающих позиций, а, что называется, «по пунктам». Что сделал Ельцин в отдельных направлениях внутренней и внешней политики? Ответ на этот вопрос поможет понять тот вклад, который первый президент России внес в создание новой государственности. Прекрасным полем для анализа особенностей ельцинской внутренней политики является Северный Кавказ. Именно он во многом остается регионом, от которого зависит и единство России, и состоятельность российской политической идентичности, и эффективность государственных и общественных институтов РФ.

Едва только справившись с «путчем трясущихся рук», российское государство столкнулось с вызовом иного порядка. Речь идет об этнонационализме и региональном партикуляризме. Во многом Россия была сама устроена по образу и подобию Советского Союза: 36 ее субъектов были построены по национально-территориальному принципу. У каждого из них был свой исторический счет к Москве – в любом обличии, советском или демократическом. Если говорить о кавказском регионе, то в шести из семи существующих сегодня субъектов федерации до сих пор существуют такие проблемы, как память о депортации и требование восстановления исторической справедливости. С началом политической либерализации на Кавказе призывы к свободе означали не столько защиту прав человека, сколько претензии на доминирование своего этноса и его «коллективных прав». В 1990-1991 гг. кавказский регион стал рекордсменом по количеству самопровозглашенных государства. В одной только Карачаево-Черкесии были провозглашены Республика Карачай, Черкесская Республика, две казачьи республики (Баталпашинская и Урупско-Зеленчукская), Республика Абаза. В Дагестане были заявлены претензии на разделение единой республики по этническому принципу. В Кабардино-Балкарии шла борьба за «размежевание» между представителями двух «титульных этносов». В 1992 году в Пригородном районе Северной Осетии прошел вооруженный конфликт между осетинами и ингушами, стоивший жизни 478 людям. Учитывая, что конфликт продолжался 5 дней, можно себе составить представления о среднем количестве убитых за один день противоборства, а также о том, каким было бы количество жертв, если бы это противостояние не было остановлено. И, наконец, Чечня. В 1991-1994 гг. на ее территории существовало фактически самостоятельное квазигосударство, проводившее свою внутреннюю и внешнюю политику. Добавим сюда также и влияние этнополитических конфликтов на Южном Кавказе (осетино-грузинский и грузино-абхазский) на ситуацию в Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Адыгее и Карачаево-Черкесии (КЧР). 4 декабря 1994 организация, называвшая себя Парламентом Конгресса Народов Кавказа, приняла решение «об оказании народами Северного Кавказа коллективной помощи Чечне в случае вторжения российских войск». В 1996 году были предприняты попытки создания самостоятельной Республики Балкария (даже был избран ее глава, отставной генерал-полковник Суфьян Беппаев). В середине 1990-х гг. активно дебатировался вопрос о создании Черкесской Республики вне состава КЧР. В декабре 1998 года так называемый Маджлис «Конгресса народов Ичкерии и Дагестана» призвал к джихаду против неверных и даже учредил «Иностранный легион».

Именно в таких условиях приходилось действовать первому президенту России на Северном Кавказе. Требовались постоянная реакция на поступающие вызовы, умение находить компромиссы (там, где это было возможно), готовность при необходимости использовать силу. Так, например, после совместных жестких действий федеральной и республиканской власти в Кабардино-Балкарии (осень 1992 года), когда был распущен митинг Конфедерации горских народов Кавказа (КГНК) в Нальчике, Москва пошла на предоставление определенных преференций тогдашнему президенту республики Валерию Кокову. Именно КБР стала второй после Татарстана республикой, с которой был заключен Договор о разграничении полномочий (1 июля 1994 года). В КЧР Москва решила до поры до времени не проводить выборы президента (первый раз они состоялись только в 1999 году). Этот подход позволил держать ситуацию под контролем, а также ввести в систему целый ряд радикалов начала 1990-х гг. Сложные механизмы согласования интересов помогли избежать и полномасштабного карачаево-черкесского конфликта в 1999 году.

В Дагестане в 1994 году была создана не имеющая в России аналогов система этнического квотирования, позволившая сбить накал конфликтов в республике (новая их волна связана как раз с переходом к персонифицированной системе власти). И даже пресловутая «система паритета» в Адыгее (когда этническому меньшинству – адыгейцам – было гарантировано 50% мест в региональном парламенте) на определенном этапе помогла сдержать полномасштабное противоборство между русскими и адыгейцами. В целом же российская власть в 1990-е гг. стремилась не обострять ситуацию на Кавказе. Лишь выстроив систему государственных институтов и решив «основной вопрос всякой революции» – вопрос о власти, – Москва могла себе позволить жесткость, как в Чечне. Таким образом, ельцинская Россия периода «хаоса и провала» смогла предотвратить целый ряд конфликтов (между кабардинцами и балкарцами, карачаевцами и черкесами, русскими и адыгейцами, дагестанские конфликты между чеченцами-аккинцами и аварцами, лакцами и кумыками, неоказаками и ногайцами с одной стороны и аварцами – с другой). В отличие от той же Грузии или Таджикистана в России осетино-ингушский конфликт в его «горячей фазе» продолжался всего 5 дней. И хотя жертвам и беженцам от этого легче не стало, следует отдать должное российской власти, сумевшей (несмотря на отсутствие «вертикали») перевести вооруженное противоборство в формат переговоров.

Чечня – особая статья в кавказской политике Ельцина. Сегодня многие (в основном – на обывательском уровне, не владея эмпирикой) обвиняют первого президента России в его неготовности к диалогу с Дудаевым. Однако подобного рода выводы не соответствуют действительности. Уже в декабре 1991 года со стороны Верховного Совета России в Чечню была направлена группа экспертов, однако лидер сепаратистов отказался обсуждать проблемы взаимоотношений между Россией и Чечней. В марте 1992 г. в Дагомысе прошла встреча российских и чеченских экспертов, на которой были обсуждены основы урегулирования российско-чеченских отношений. В марте же 1992 года Чечня отказалась от подписания Федеративного договора (31 марта). Таким образом, руководители непризнанной Чечни продемонстрировали, что возглавляемая ими республика находится вне российского правового поля. Активизация переговорного процесса между федеральным центром и мятежной кавказской «окраиной» началась в ноябре 1992 г. Этот процесс был обусловлен вовлечением Москвы в урегулирование осетино-ингушского конфликта. Была достигнута договоренность о разведении российских сил и дудаевских формирований по линии их соприкосновения (административные границы Чечни и Ингушетии).

В конце 1992 года руководством сепаратистов были сформулированы основные принципы урегулирования российско-чеченских отношений. От России требовалось признание Чечни независимым государством, субъектом международного права. При этом Чечня должна была сохранить экономическое единство с Россией, а также делегировать полномочия по обеспечению безопасности. Таким образом, сепаратистская Чечня продемонстрировала своеобразное «потребительское» понимание национального суверенитета. Личная встреча с главой России стала для Джохара Дудаева главным политическим требованием. Накануне проведения апрельского референдума о доверии Президенту и Верховному Совету России Дудаев собственноручно обратился к Ельцину с предложением аналитических услуг по выработке «постреферендумной стратегии действий». В своем обращении лидер сепаратистов назвал победу президентской власти над Верховным Советом России «наименьшим злом» и даже обозначил себя в качестве противника дезинтеграции РФ. Однако, по справедливому замечанию этнополитологов Эмиля Паина и Аркадия Попова, «слишком липкая настойчивость, с какой Дудаев домогался встречи с Борисом Ельциным, подсказывала, что доверяться ему просто опасно. Если б такая встреча состоялась, она бы лишь укрепила Дудаева, придав ему недостающую легитимность и тем самым окончательно деморализовав лояльную к России и рассчитывающую на ее помощь чеченскую оппозицию. В то же время никакие предварительные договоренности об условиях, на которых Ельцин мог бы согласиться на эту встречу, не имели бы никакого значения...»

После октябрьских событий 1993 года стремление Ельцина пойти на уступки Чечне блокировалось, главным образом, самой чеченской стороной. Лидеры непризнанного государства оказались не готовы принять так называемый «татарстанский вариант» (Договор между РФ и Республикой Татарстан, по которому регион получал значительные полномочия и прежде всего признание республиканского суверенитета).

Российский президент дал поручение Правительству РФ 14 апреля 1994 года подготовить проект Договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между РФ и Чечней (по татарстанскому образцу). 21 апреля 1994 года глава российской президентской администрации Сергей Филатов заявил, что «чеченская сторона, к сожалению, так и не определилась по двум ключевым пунктам: признание руководством республики статуса субъекта Российской Федерации и заключение двустороннего соглашения по аналогии соглашения с Татарстаном».

29 ноября 1994 г. было оглашено Обращение Президента Б.Н. Ельцина «К участникам вооруженного конфликта в Чеченской Республике». В нем уже с первых строк была обозначена позиция российской власти по статусу Чечни: «На древней кавказской земле – неотъемлемой части нашего Отечества – льется кровь». Российский Президент выдвинул политический ультиматум – в течение 48 часов с момента обращения сложить оружие, прекратить огонь, освободить всех незаконно удерживаемых граждан и распустить незаконные вооруженные формирования. Таким образом, до президентского обращения в ноябре 1994 года российское руководство не единожды декларировало приверженность политическим средствам урегулирования "чеченского кризиса". За время переговоров между российской и чеченской сторонами в 1991-1993 гг. Дудаеву было сделано 11 предложений по выбору модели разграничения полномочий между Москвой и Грозным, но все они были отвергнуты лидером сепаратистов. Через день после предъявления ультиматума участникам вооруженного конфликта в Чечне вышел Указ Президента РФ № 2137с «О мерах по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики».

Силовое решение проблемы Чечни стояло в политике Ельцина особняком, хотя сегодня именно «чеченский вопрос» затмевает все другие гораздо более позитивные дела первого президента. И не только на Северном Кавказе.

Проблемы Северного Кавказа начала девяностых годов были отложенным платежом по советским долгам. Первое пробуждение региона было вызвано не российской федеральной властью, а региональными политическими сообществами. И эти сообщества представляли главным образом перекрасившиеся национал-коммунисты, конвертировавшие «дружбу народов» в махровый этноцентризм. Не везде им удалось сохранить свою власть. В той же Чечне местные национал-коммунисты, разбудившие этнонационалистического зверя, были им же и съедены. Но в целом «парад суверенитетов» был верхушечным делом, в котором населению отводилась роль митинговой пехоты. Именно эти элиты заставляли российскую власть замирять Кавказ методом проб и ошибок – договорами и уступками, полицейскими операциями и военными кампаниями, «хасавюртами», договорами о разграничении полномочий, покупкой региональных элит. В результате волну межэтнической конфликтности (за исключением Чечни) удалось существенно снизить.

Ельцин (не имея дееспособных государственных институтов, создавая их по «ходу пьесы») сумел не допустить разделения двусубъектных республик по этническому принципу, смог «заморозить» (хотя и не разрешить) осетино-ингушский конфликт, не дать подняться «русскому реваншу» на Кубани и в Ставрополье.

Впрочем, ключевые вопросы развития Кавказского региона остались тогда не просто без разрешения, но и без должной постановки.

Среди них:

·         перенаселенность республик, как следствие – высокая безработица и острота земельных отношений;

·         урбанизация по-горски, то есть переселенческий процесс с гор на равнину;

·         архаизация социально-политической жизни;

·         «окукленнность» этнических и конфессиональных групп;

·         полиюридизм, сильное влияние обычного права.

Сегодняшние же проблемы российской власти в регионе во многом вызваны ошибками и просчетами самой власти, ее нежеланием решать существующие проблемы. Нынешние кризисные явления на Кавказе уже не спишешь на Ельцина. Они порождены уже самой «вертикалью». Казалось бы, у Путина, в отличие от Б.Н., были: отстроенное государство, лояльный парламент, поддержка населения. Однако вся государственная политика путинской России на Кавказе свелась к «застойному сценарию». Фактически государство действовало ситуативно, увеличивая контингенты внутренних войск, проводя бессистемные рейды и зачистки, не устраняя предпосылок кавказского терроризма и экстремизма. Начиная с 2000 года, укрепление вертикали в Северо-Кавказском регионе свелось к заключению нового пакта федерального центра с региональными элитами. Последние отказываются от националистического дискурса (публично, но не в сфере «повседневности») и демонстрируют лояльность и преданность Кремлю. За это Кремль закрывает глаза на маленькие слабости региональных режимов.

Таким образом, российская власть 2000-х взяла все худшее из наследия ельцинской эпохи. Разница только в том, что Ельцин делал это, занимаясь возведением фундамента российского государства.

На наш взгляд, сегодня главная задача федеральной власти на Северном Кавказе – продолжение стратегического курса автора фразы «Дорогие россияне». «Россиизацию» жителей, слабо «воображающих себя» гражданами одной страны – Российской Федерации, – нельзя более откладывать. Население региона в большинстве своем на первое место ставит этническую, конфессиональную, родовую, но не общегражданскую российскую идентичность. Для того чтобы преодолеть эту ситуацию, необходимы преодоление внутрирегионального апартеида, оптимизация внутренней миграции. Для этого российской власти требуется принципиально иная кадровая политика. Проводниками «российской идеи» на Кавказе должны стать не лично преданные бюрократы и не коррумпированные чиновники, а политически мотивированные люди (как представители Москвы, так и слой так называемых «еврокавказцев», то есть выходцев из республик Кавказа, нацеленных на реализацию модернизационного, а не трайбалистско-традиционалистского проекта). Реализация этого проекта была бы самой лучшей памятью об отце-основателе современной Российской Федерации.

Автор – приглашенный научный сотрудник (Visiting Fellow) Центра международных и стратегических исследований (Вашингтон, США), кандидат исторических наук

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

11:25 Счетная палата решила взяться за хозяев «старой» недвижимости
11:18 В Москве арестован подозреваемый в шпионаже в пользу ЦРУ
11:11 Ведущие мировые политологи и руководители банков – среди участников Гайдаровского форума в РАНХиГС
10:54 ФСБ объявила о срыве готовившихся на Новый год терактов в Москве
10:47 Союз биатлонистов России поблагодарил понизивший его статус IBU
10:40 Дуров заработал на биткоинах больше 30 млн долларов
10:34 Киты и дельфины регулируют чувствительность своего слуха
10:30 Экс-поставщику формы олимпийской сборной РФ поручили одевать МОК
10:23 В России появятся новые дорожные знаки‍
10:17 В Совбезе предложили наказывать за неповиновение дружинникам
10:05 СКР завел на владельца «Вим-Авиа» новое уголовное дело
10:01 Словарь Merriam-Webster выбрал слово года
09:47 СМИ узнали о решении кабмина отказаться от налоговой реформы
09:44 СМИ рассказали о выводе из Сирии лишь двух третей группировки РФ
09:29 Медведев выделил 40 регионам 20 млрд рублей за быстрое развитие
09:27 ЦБ попросил банки наладить сбор монет у населения
09:19 Яценюк рассказал о приказе Турчинова применять оружие «для защиты Крыма»
09:12 «Роскосмос» назвал причину провального пуска с Восточного
08:54 Трамп дал старт новой американской лунной программе
08:35 Цена нефти Brent превысила 65 долларов впервые за 2,5 года
08:24 Трамп вновь призвал ввести смертную казнь за терроризм
08:03 КНДР провозгласила победу в противостоянии с США
07:41 СМИ рассказали о согласии США оставить Асада президентом Сирии
07:23 Роскомнадзор заблокировал сайт «Открытой России»
06:58 Суд в Киеве освободил Саакашвили
11.12 21:13 Тысячи пользователей скачали поддельный криптокошелек для iOS
11.12 20:45 Подрывник из Нью-Йорка рассказал о мотивах своего поступка
11.12 20:23 Участники беспорядков на Хованском кладбище получили по три года колонии
11.12 20:06 Роспотребнадзор нашел причину вони в Москве
11.12 19:48 Родченкова заочно обвинили в незаконном обороте сильнодействующих веществ
11.12 19:27 Комиссия Роскосмоса нашла причины аварии запущенной с Восточного ракеты
11.12 19:02 Власти Нью-Йорка признали взрыв в переходе попыткой теракта
11.12 18:41 Минтранс России допустил возможность полетов в Каир с февраля
11.12 18:23 «Нелюбовь» Звягинцева поборется за «Золотой глобус»
11.12 18:06 Взрыв в Нью-Йорке мог совершить сторонник ИГ
11.12 17:45 «Дочка» сколковского резидента привлекла $ 6 млн на лекарство от лейкоза
11.12 17:40 Путин не поддержал решение Трампа по Иерусалиму
11.12 17:20 Путин заявил о готовности возобновить полеты в Египет
11.12 17:14 Растения в первую очередь защищают от вредителей свои цветки
11.12 17:05 Полиция задержала подозреваемого во взрыве бомбы на Манхеттене
11.12 16:56 Собчак рассказала на Первом канале о фабрикации дел Навального для его отстранения от выборов
11.12 16:38 Запуск военного спутника с Плесецка перенесли на 2018 год
11.12 16:21 Михалков переизбран главой Союза кинематографистов России
11.12 16:07 Михаил Саакашвили назвал себя военнопленным
11.12 15:58 В Манхэттене прогремел взрыв
11.12 15:53 60 млн рублей выделены на развитие технологии трекинга для виртуальной реальности
11.12 15:46 ЦБ стал единоличным владельцем «Открытия»
11.12 15:30 Хакер из Екатеринбурга заявил о взломе Демпартии США по заказу ФСБ
11.12 15:14 МГУ попал в топ российского рейтинга мировых вузов
11.12 15:04 Лавров не увидел признаков достижения Трампом «сделки века» по Палестине
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.