Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
22 июня 2018, пятница, 20:32
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

10 февраля 2011, 08:57

Финансовые тайны московского метрополитена

Обвинения в адрес руководства московского метрополитена и дальнейшая его смена заставляют и нас задуматься об оценке проделанной работы. Думать об этом на языке финансов тяжело, потому что финансовый результат эксплуатации Московского метрополитена является одной из многих тайн, которые плотно окутывают его хозяйственную деятельность. В открытых источниках не сообщается, какая прибыль (или убыток) получена в том или ином хозяйственном году и каков объем затрат на содержание и эксплуатацию подземного города. В то же время хорошо известно, сколько пассажиров перевезено московским метро, сколько при этом было задействовано вагонов и машинистов поездов, какое количество турникетов и эскалаторов находится в эксплуатации, какова длина рельсового пути, в скольких депо проводится техническая подготовка составов, и даже – какая часть поверхности станций вымощена гранитной, мраморной и прочей плиткой. Все это хорошо известно, однако неизвестно, какую прибыль получил метрополитен и какие у него затраты.

Формально руководство метрополитена имеет на это право, так как московское метро, так же как и метро в других городах России, является государственным унитарным предприятием (ГУП), и поэтому, в отличие от акционерных обществ, не обязано публиковать результаты своей финансово-хозяйственной деятельности. Однако хорошо понятно, что организация, от деятельности которой практически полностью зависит функционирование крупных городских агломераций, просто обязана сообщать об этом всем и каждому. Потому что если с метро что-нибудь случится, жизнь всех крупных российских городов, в том числе и Москвы, просто остановится. А убытки от такой остановки будут исчисляться десятками миллиардов рублей.

Финансовые результаты деятельности метрополитена скрываются от широкой общественности ничуть не хуже военных секретов. Поэтому нам не остается ничего иного, как попытаться вычислить их на основе той скудной информации, которая содержится в годовых отчетах московского метро.

Для начала, мы определим денежную выручку от продажи билетов на основе данных о проходах пассажиров через турникеты в метро по видам проездных билетов, и по тарифам на эти билеты, благо эти данные есть в открытом доступе.

Проходы пассажиров в метро и выручка от реализации проездных билетов

Виды проездных билетов

Проходы по видам билетов

Цена проездного билета

2010 год

2009 год

2008 год

1 поездка

95.207.569

26 руб.

22 руб.

19 руб.

2 поездки

175.070.040

52 руб.

44 руб.

38 руб.

5 поездок

152.819.775

125 руб.

105 руб.

84 руб.

10 поездок

236.487.684

240 руб.

200 руб.

155 руб.

20 поездок

289.693.702

460 руб.

380 руб.

280 руб.

60 поездок

357.506.855

1080 руб.

865 руб.

580 руб.

70 поездок (Ультралайт Единый)

133.276.956

2140 руб.

1700 руб.

1300 руб.

70 поездок (Ультралайт Метро)

25.260.262

1070 руб.

850 руб.

600 руб.

Багажно-пассажирский билет

135.258

52 руб.

44 руб.

38 руб.

БСК для студентов (месячный)

173.452.258

321 руб.

255 руб.

180 руб.

БСК для учащихся (месячный)

65.584.990

321 руб.

255 руб.

180 руб.

БСК на 30 дней

31.221.798

1480 руб.

1110 руб.

860 руб.

БСК на 90 дней

103.303.669

3020 руб.

2245 руб.

1780 руб.

БСК на 365 дней

34.837.020

9920 руб.

7400 руб.

6000 руб.

Итого

1.873.857.836

41.4 млрд. р.

34 млрд. р.

26 млрд.р.

К этой таблице необходимо дать несколько комментариев. Во-первых, надо учитывать, что количество проходов в метро через турникеты не равно количеству поездок в проданных билетах и не равно количеству всех проходов в метро. С одной стороны, можно не успеть использовать билет до окончания срока его действия или потерять его. С другой стороны, несмотря на турникеты, зайцев в метро хватает. Кроме того, в метро постоянно проходят его сотрудники и милиционеры, которых мы в расчет не принимаем.

Во-вторых, данные о количестве проходов по видам билетов в метро есть только за 2008 год. Мы предполагаем, что в 2009 году и 2010 году объем и структура проходов в метро по видам билетов такая же, как и в 2008 году, хотя вследствие кризиса их количество снизилось.

В-третьих, поскольку по ряду проездных билетов точно определить, сколько их было продано, достаточно сложно (карты для студентов и школьников, карты без лимита поездок), то мы условно принимаем, что учащиеся проходят в метро по карте 60 раз в месяц, а владельцы безлимитных карт – 100 раз в месяц.

И, в-четвертых, в этой таблице мы не приводим данных по проходам льготных пассажиров г. Москвы (548.096.521) и льготных пассажиров Московской области (121.806.944), так как сами они денег метрополитену за проезд не платят, и их проезд субсидируется бюджетами соответственно г. Москвы и Московской области.

Таким образом, как видно из таблицы, выручка от продажи билетов в 2010 году составила 41 млрд. руб., в 2009 году – 34 млрд. руб., и в 2008 году – 26 млрд.р. Однако это еще не все доходы московского метро, так как значительную часть доходов оно получает от бюджетов Москвы и области и от коммерческой деятельности. В годовом отчете за 2008 и 2009 годы структура общих доходов метро выглядела так:

Структура доходов от эксплуатации Московского метро (процентов)

Статьи доходов/годы

2010

2009

2008

Доходы от перевозки пассажиров

63%

63%

64%

Субсидии льготным категориям пассажиров

33%

33%

32%

Подсобно-вспомогательная, коммерческая и прочая деятельность

4%

4%

4%

Итого, процентов

100%

100%

100%

(структура за 2010 год принята такой же, как и в 2009 году)

В денежном выражении, с учетом сделанных нами расчетов о выручке от продажи проездных билетов, общие доходы московского метро выглядят так:

Доходы от эксплуатации московского метро (млрд. руб.)

Статьи доходов/годы

2010

2009

2008

Доходы от перевозки пассажиров

41

34

26

Субсидии льготным категориям пассажиров

21

18

13

Подсобно-вспомогательная, коммерческая и прочая деятельность

3

2

2

Итого доходов, млрд. руб.

65

54

41

В общем, как можно заключить из этих данных, общий оборот московского метро не Бог весть какой, около $2 млрд., хотя доходы от коммерческой деятельности кажутся уж совсем мизерными и при желании их наверняка можно увеличить.

Теперь мы можем перейти к рассмотрению расходов, учитывая то обстоятельство, что абсолютных данных по расходам в отчете московского метрополитена не приводится, и есть только данные по их структуре и данные о затратах на перевозку одного пассажира – 14 руб. 88 коп. в 2008 году. Поскольку в этом году метрополитен перевез 2 млрд. 573 млн. человек, то его расходы составили 38.3 млрд. руб.

Если сравнить эти расходы с доходами за тот же год, то становится понятно, что судить о том, убыточно или прибыльно московское метрохозяйство, очень трудно. Если сравнивать расходы на перевозку пассажиров с доходами от их перевозки и коммерческими доходами, то тогда у метро будет убыток (28 млрд. руб. – 38.3 млрд. руб. = -10.3 млрд. руб.). Если же в состав доходов включать субсидии, то тогда положительный финансовый результат обеспечен – прибыль почти в 3 млрд. руб. Это, конечно, немного, но зато есть возможность с чувством глубоко удовлетворения говорить, что и общественный транспорт может быть рентабельным.

В связи с такой структурой доходов так же трудно говорить о каком-либо снижении издержек на эксплуатацию. Понятно, что если 33% дохода – это субсидии, то для того, чтобы от них отказаться, надо снизить расходы тоже на 33%. Но это практически невозможно, и в первую очередь – из-за существующей структуры расходов.

Структура расходов московского метро (процентов)

Статьи расходов/годы

2010

2009

2008

Заработная плата и социальное страхование

44%

44%

42.6%

Электроэнергия и тепловая энергия

11.9%

11.9%

11.2%

Амортизация

13.7%

13.7%

14.3%

Материалы

14.2%

14.2%

15.3%

Капитальный ремонт, коммунальные услуги и прочие

16.2%

16.2%

16.6%

Итого, процентов

100%

100%

100%

Хорошо понятно, что если в структуре расходов почти 45% составляют заработная плата и социальные платежи, то говорить о существенном снижении себестоимости транспортных услуг не приходится. На электроэнергии тоже особенно не сэкономишь, на капитальном ремонте подвижного состава, железнодорожных путей и эскалаторов – тоже. Но даже если бы и удалось где-то ужаться и снизить себестоимость, то эта экономия все равно была бы копеечной, и ее никак не хватило бы для нормального развития метрополитена.

Поскольку под развитием понимается строительство новых линий метро, то надо сразу сказать, что даже если метрополитен будет реально прибыльным, без всяких субсидий, то и тогда средств на развитие ему хватать не будет. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на цифры финансирования ежегодных капиталовложений в новое строительство. В 2009 году они составили 28.6 млрд. руб., в 2008 году – 44.8 млрд. руб., в 2007 году – 40.9 млрд. руб., 2006 год – 14.5 млрд. руб., и в 2005 и 2004 годах – около 7.5 млрд. руб. ежегодно. То есть сразу видно, что нехватка финансирования, имевшая место несколько лет тому назад, привела к нынешним трудностям метро. И для того, чтобы эти трудности ликвидировать и больше их не создавать, финансирование надо держать на уровне 2007/08 годов. Но эти суммы как раз равны и даже превышают все расходы по перевозкам пассажиров, и поэтому само метро, за счет снижения своих эксплуатационных расходов, их покрыть не сможет.

То есть единственным реальным источником финансирования капитальных вложений в строительство новых линий являются средства государственного бюджета. Собственно говоря, так было всегда, и так будет еще длительный промежуток времени. Вопрос состоит только в том, за счет какого именно бюджета (или бюджетов) будет вестись это финансирование?

Дело в том, что все последние годы, когда метро, после перерыва в строительстве во второй половине 90-х годов, снова начало строится, львиная доля расходов оплачивалась за счет бюджета города. Федеральный бюджет, хотя метрополитен является организацией федерального значения, в его финансировании практически не участвовал. Его доля в 2007-2009 годах колебалась между 6.5% и 7% от общего объема капитальных вложений (это в районе 2 млрд. руб. в год), ну а остальные десятки миллиардов выделял городской бюджет.

Соответственно, если новое московское руководство, как оно это продекларировало, действительно хочет увеличить объем строительства метро в несколько раз, то для этого ему будет нужно очень сильно потрясти федеральный бюджет и лично министра финансов г-на Кудрина. В противном случае эти декларации так декларациями и останутся, так как выделять из московского бюджета 80-100 млрд. руб. ежегодно вместо 40 млрд. руб. у нового мэра вряд ли получится. В связи с этим интересно, хватит ли у г-на Собянина административного ресурса, чтобы получить из федерального бюджета дополнительное финансирование метро.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

20:30 Нигерия победила Исландию со счетом 2:0
20:24 Пострадавший от взрыва газа в Татарстане умер в больнице
20:16 Юмашев рассказал о работе на Путина последние 18 лет
20:09 Запрет Уткину работать на Первом мог быть местью за его уход с «Матч ТВ»
19:53 Трамп продлил санкции против КНДР еще на год
19:30 Семь человек попали в больницу после взрыва газа в Татарстане
19:25 Россельхознадзор отменил запрет на ввоз белорусского молока в большой таре
18:59 Поэт Наум Коржавин скончался в 92 года
18:56 Сенцов отказался писать прошение Путину о помиловании
18:32 Абрамович продаст акции Первого канала из-за гражданства Израиля
18:22 Россия договорилась с Ираном и Казахстаном о разделе Каспийского моря
18:00 При падении вертолета в Югре погиб пилот
17:54 Каталония разорвала отношения с королевским двором Испании
17:33 Россия оказалась ниже Венесуэлы в мировом репутационном рейтинге
17:13 Бразилия одержала первую победу на ЧМ
17:04 Иран заявил о готовности выйти из ядерной сделки в течение нескольких недель
16:49 Ученые сумели ослабить защиту опухолевых клеток
16:48 Пензенская прокуратура проведет проверку из-за птичьего гриппа в регионе
16:17 Кальянная смесь попадет под акциз
16:07 Меркель покидала мяч с сирийскими беженцами
15:40 Бывший вице-премьер Крыма получил 11,5 лет за взятку
15:19 Венедиктов стал главой штаба наблюдателей за выборами мэра Москвы
15:07 Исследование подтвердило эффективность диеты 16/8 в борьбе с ожирением
15:00 Французское консульство в Москве предупредило об увеличении срока выдачи виз
14:39 Владельцы каналов на YouTube смогут брать с подписчиков по 5 долларов
14:37 Беспилотник «Яндекс.Такси» доехал от Москвы до Казани
14:28 Власти Москвы заплатят 24 млн за мониторинг протестов на публичных слушаниях
13:52 Президент переназначил Патрушева и сделал Юмашева своим советником
13:49 В освобожденных районах Сирии российские военные нашли 40 тонн отравляющих веществ
13:32 ВЦИОМ зафиксировал снижение доверия к Путину и Медведеву
13:23 Россия и Саудовская Аравия могут создать обновленный ОПЕК
13:12 В гробнице бабушки императора Цинь Шихуанди нашли череп вымершего вида обезьян
13:05 Мосгорсуд рассмотрел жалобу участника убийства Немцова
12:54 Мелания Трамп направилась на встречу с детьми мигрантов в куртке «Мне плевать»
12:26 Саратовец осужден за побег и убийство матери восьми детей
12:15 Мединский отказался менять систему отчетности театров из-за «дела Серебренникова»
11:42 Рэпера Face призвали в армию
11:38 Экс-глава «Пятерочки» стала во главе «Магнита»
11:25 Партия Навального подала документы на регистрацию
11:22 Tesla сократит бизнес по установке солнечных батарей
11:22 Генетики стремятся вырастить миниатюрные подобия мозга неандертальцев
11:02 Первый канал объяснил решение не показывать интервью Познера с Лимоновым
10:49 В Госдуму внесли поправки о налоговом маневре в нефтегазовой отрасли
10:34 Шанинку могли лишить аккредитации из-за внимания ФСБ
10:17 Роспотребнадзор оштрафовал гостиницы на 10 млн рублей за завышение цен перед ЧМ
10:13 В Тюмени во время вылета загорелось шасси пассажирского самолета
09:59 После разгрома от Хорватии на ЧМ-2018 аргентинцы решили сменить тренера
09:54 Минобороны обнародовало документы о первых днях войны
09:38 Египет обжалует судейство на матче с Россией
09:32 Россия и ОПЕК договорились увеличить нефтедобычу
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Первый канал Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.