Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 09:44
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

10 февраля 2011, 08:57

Финансовые тайны московского метрополитена

Обвинения в адрес руководства московского метрополитена и дальнейшая его смена заставляют и нас задуматься об оценке проделанной работы. Думать об этом на языке финансов тяжело, потому что финансовый результат эксплуатации Московского метрополитена является одной из многих тайн, которые плотно окутывают его хозяйственную деятельность. В открытых источниках не сообщается, какая прибыль (или убыток) получена в том или ином хозяйственном году и каков объем затрат на содержание и эксплуатацию подземного города. В то же время хорошо известно, сколько пассажиров перевезено московским метро, сколько при этом было задействовано вагонов и машинистов поездов, какое количество турникетов и эскалаторов находится в эксплуатации, какова длина рельсового пути, в скольких депо проводится техническая подготовка составов, и даже – какая часть поверхности станций вымощена гранитной, мраморной и прочей плиткой. Все это хорошо известно, однако неизвестно, какую прибыль получил метрополитен и какие у него затраты.

Формально руководство метрополитена имеет на это право, так как московское метро, так же как и метро в других городах России, является государственным унитарным предприятием (ГУП), и поэтому, в отличие от акционерных обществ, не обязано публиковать результаты своей финансово-хозяйственной деятельности. Однако хорошо понятно, что организация, от деятельности которой практически полностью зависит функционирование крупных городских агломераций, просто обязана сообщать об этом всем и каждому. Потому что если с метро что-нибудь случится, жизнь всех крупных российских городов, в том числе и Москвы, просто остановится. А убытки от такой остановки будут исчисляться десятками миллиардов рублей.

Финансовые результаты деятельности метрополитена скрываются от широкой общественности ничуть не хуже военных секретов. Поэтому нам не остается ничего иного, как попытаться вычислить их на основе той скудной информации, которая содержится в годовых отчетах московского метро.

Для начала, мы определим денежную выручку от продажи билетов на основе данных о проходах пассажиров через турникеты в метро по видам проездных билетов, и по тарифам на эти билеты, благо эти данные есть в открытом доступе.

Проходы пассажиров в метро и выручка от реализации проездных билетов

Виды проездных билетов

Проходы по видам билетов

Цена проездного билета

2010 год

2009 год

2008 год

1 поездка

95.207.569

26 руб.

22 руб.

19 руб.

2 поездки

175.070.040

52 руб.

44 руб.

38 руб.

5 поездок

152.819.775

125 руб.

105 руб.

84 руб.

10 поездок

236.487.684

240 руб.

200 руб.

155 руб.

20 поездок

289.693.702

460 руб.

380 руб.

280 руб.

60 поездок

357.506.855

1080 руб.

865 руб.

580 руб.

70 поездок (Ультралайт Единый)

133.276.956

2140 руб.

1700 руб.

1300 руб.

70 поездок (Ультралайт Метро)

25.260.262

1070 руб.

850 руб.

600 руб.

Багажно-пассажирский билет

135.258

52 руб.

44 руб.

38 руб.

БСК для студентов (месячный)

173.452.258

321 руб.

255 руб.

180 руб.

БСК для учащихся (месячный)

65.584.990

321 руб.

255 руб.

180 руб.

БСК на 30 дней

31.221.798

1480 руб.

1110 руб.

860 руб.

БСК на 90 дней

103.303.669

3020 руб.

2245 руб.

1780 руб.

БСК на 365 дней

34.837.020

9920 руб.

7400 руб.

6000 руб.

Итого

1.873.857.836

41.4 млрд. р.

34 млрд. р.

26 млрд.р.

К этой таблице необходимо дать несколько комментариев. Во-первых, надо учитывать, что количество проходов в метро через турникеты не равно количеству поездок в проданных билетах и не равно количеству всех проходов в метро. С одной стороны, можно не успеть использовать билет до окончания срока его действия или потерять его. С другой стороны, несмотря на турникеты, зайцев в метро хватает. Кроме того, в метро постоянно проходят его сотрудники и милиционеры, которых мы в расчет не принимаем.

Во-вторых, данные о количестве проходов по видам билетов в метро есть только за 2008 год. Мы предполагаем, что в 2009 году и 2010 году объем и структура проходов в метро по видам билетов такая же, как и в 2008 году, хотя вследствие кризиса их количество снизилось.

В-третьих, поскольку по ряду проездных билетов точно определить, сколько их было продано, достаточно сложно (карты для студентов и школьников, карты без лимита поездок), то мы условно принимаем, что учащиеся проходят в метро по карте 60 раз в месяц, а владельцы безлимитных карт – 100 раз в месяц.

И, в-четвертых, в этой таблице мы не приводим данных по проходам льготных пассажиров г. Москвы (548.096.521) и льготных пассажиров Московской области (121.806.944), так как сами они денег метрополитену за проезд не платят, и их проезд субсидируется бюджетами соответственно г. Москвы и Московской области.

Таким образом, как видно из таблицы, выручка от продажи билетов в 2010 году составила 41 млрд. руб., в 2009 году – 34 млрд. руб., и в 2008 году – 26 млрд.р. Однако это еще не все доходы московского метро, так как значительную часть доходов оно получает от бюджетов Москвы и области и от коммерческой деятельности. В годовом отчете за 2008 и 2009 годы структура общих доходов метро выглядела так:

Структура доходов от эксплуатации Московского метро (процентов)

Статьи доходов/годы

2010

2009

2008

Доходы от перевозки пассажиров

63%

63%

64%

Субсидии льготным категориям пассажиров

33%

33%

32%

Подсобно-вспомогательная, коммерческая и прочая деятельность

4%

4%

4%

Итого, процентов

100%

100%

100%

(структура за 2010 год принята такой же, как и в 2009 году)

В денежном выражении, с учетом сделанных нами расчетов о выручке от продажи проездных билетов, общие доходы московского метро выглядят так:

Доходы от эксплуатации московского метро (млрд. руб.)

Статьи доходов/годы

2010

2009

2008

Доходы от перевозки пассажиров

41

34

26

Субсидии льготным категориям пассажиров

21

18

13

Подсобно-вспомогательная, коммерческая и прочая деятельность

3

2

2

Итого доходов, млрд. руб.

65

54

41

В общем, как можно заключить из этих данных, общий оборот московского метро не Бог весть какой, около $2 млрд., хотя доходы от коммерческой деятельности кажутся уж совсем мизерными и при желании их наверняка можно увеличить.

Теперь мы можем перейти к рассмотрению расходов, учитывая то обстоятельство, что абсолютных данных по расходам в отчете московского метрополитена не приводится, и есть только данные по их структуре и данные о затратах на перевозку одного пассажира – 14 руб. 88 коп. в 2008 году. Поскольку в этом году метрополитен перевез 2 млрд. 573 млн. человек, то его расходы составили 38.3 млрд. руб.

Если сравнить эти расходы с доходами за тот же год, то становится понятно, что судить о том, убыточно или прибыльно московское метрохозяйство, очень трудно. Если сравнивать расходы на перевозку пассажиров с доходами от их перевозки и коммерческими доходами, то тогда у метро будет убыток (28 млрд. руб. – 38.3 млрд. руб. = -10.3 млрд. руб.). Если же в состав доходов включать субсидии, то тогда положительный финансовый результат обеспечен – прибыль почти в 3 млрд. руб. Это, конечно, немного, но зато есть возможность с чувством глубоко удовлетворения говорить, что и общественный транспорт может быть рентабельным.

В связи с такой структурой доходов так же трудно говорить о каком-либо снижении издержек на эксплуатацию. Понятно, что если 33% дохода – это субсидии, то для того, чтобы от них отказаться, надо снизить расходы тоже на 33%. Но это практически невозможно, и в первую очередь – из-за существующей структуры расходов.

Структура расходов московского метро (процентов)

Статьи расходов/годы

2010

2009

2008

Заработная плата и социальное страхование

44%

44%

42.6%

Электроэнергия и тепловая энергия

11.9%

11.9%

11.2%

Амортизация

13.7%

13.7%

14.3%

Материалы

14.2%

14.2%

15.3%

Капитальный ремонт, коммунальные услуги и прочие

16.2%

16.2%

16.6%

Итого, процентов

100%

100%

100%

Хорошо понятно, что если в структуре расходов почти 45% составляют заработная плата и социальные платежи, то говорить о существенном снижении себестоимости транспортных услуг не приходится. На электроэнергии тоже особенно не сэкономишь, на капитальном ремонте подвижного состава, железнодорожных путей и эскалаторов – тоже. Но даже если бы и удалось где-то ужаться и снизить себестоимость, то эта экономия все равно была бы копеечной, и ее никак не хватило бы для нормального развития метрополитена.

Поскольку под развитием понимается строительство новых линий метро, то надо сразу сказать, что даже если метрополитен будет реально прибыльным, без всяких субсидий, то и тогда средств на развитие ему хватать не будет. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на цифры финансирования ежегодных капиталовложений в новое строительство. В 2009 году они составили 28.6 млрд. руб., в 2008 году – 44.8 млрд. руб., в 2007 году – 40.9 млрд. руб., 2006 год – 14.5 млрд. руб., и в 2005 и 2004 годах – около 7.5 млрд. руб. ежегодно. То есть сразу видно, что нехватка финансирования, имевшая место несколько лет тому назад, привела к нынешним трудностям метро. И для того, чтобы эти трудности ликвидировать и больше их не создавать, финансирование надо держать на уровне 2007/08 годов. Но эти суммы как раз равны и даже превышают все расходы по перевозкам пассажиров, и поэтому само метро, за счет снижения своих эксплуатационных расходов, их покрыть не сможет.

То есть единственным реальным источником финансирования капитальных вложений в строительство новых линий являются средства государственного бюджета. Собственно говоря, так было всегда, и так будет еще длительный промежуток времени. Вопрос состоит только в том, за счет какого именно бюджета (или бюджетов) будет вестись это финансирование?

Дело в том, что все последние годы, когда метро, после перерыва в строительстве во второй половине 90-х годов, снова начало строится, львиная доля расходов оплачивалась за счет бюджета города. Федеральный бюджет, хотя метрополитен является организацией федерального значения, в его финансировании практически не участвовал. Его доля в 2007-2009 годах колебалась между 6.5% и 7% от общего объема капитальных вложений (это в районе 2 млрд. руб. в год), ну а остальные десятки миллиардов выделял городской бюджет.

Соответственно, если новое московское руководство, как оно это продекларировало, действительно хочет увеличить объем строительства метро в несколько раз, то для этого ему будет нужно очень сильно потрясти федеральный бюджет и лично министра финансов г-на Кудрина. В противном случае эти декларации так декларациями и останутся, так как выделять из московского бюджета 80-100 млрд. руб. ежегодно вместо 40 млрд. руб. у нового мэра вряд ли получится. В связи с этим интересно, хватит ли у г-на Собянина административного ресурса, чтобы получить из федерального бюджета дополнительное финансирование метро.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

09:40 В США заявили о неподходящем времени для переговоров с КНДР
09:31 Защитники Telegram попросили ООН защитить его от ФСБ
09:15 Опрошенные политтехнологи ждут протестов после выборов президента РФ
08:52 Робби Уильямс объяснил отмену тура в России патологией мозга
08:48 Трамп анонсировал самое масштабное сокращение налогов
08:30 Генпрокурор Украины отверг подозрения в подготовке госпереворота Саакашвили
08:25 В Канаде упал самолет с 22 пассажирами на борту
08:08 Израиль на неопределенный срок закрыл границу с сектором Газа
08:04 СМИ узнали о формировании инициативной группы по выдвижению Путина
07:39 Песков не нашел достойных соперников Путину
07:36 ФРС повысила базовую ставку‍
13.12 21:02 Герман Стерлигов начал продавать розги
13.12 20:44 Порошенко призвал к примирению с Польшей
13.12 20:13 ФСИН начала проверку после публикации о VIP-камерах в «Матросской тишине»
13.12 19:50 Канада разрешила поставку летального оружия Украине
13.12 19:30 У полковника Захарченко обнаружили замок в Лондоне
13.12 19:10 Совфед назначит президентские выборы на заседании 15 декабря
13.12 18:53 Лидеры исламских стран объявили Восточный Иерусалим столицей Палестины
13.12 18:35 Роскомнадзор пригрозил блокировкой за публикацию материалов нежелательных организаций
13.12 18:19 Bon Jovi и Dire Straits войдут в Зал славы рок-н-ролла
13.12 18:06 МВД предложило выплачивать деньги сообщившим о преступлении
13.12 17:40 Верховный суд Греции решил отправить российского совладельца криптобиржи в США
13.12 17:23 Навальный представил предвыборную программу
13.12 17:17 «Победа» отказалась от взимания платы за ручную кладь
13.12 17:05 «Титаник» и «Крепкий орешек» стали национальным достоянием США
13.12 16:59 Переселение по программе реновации начнется в первом квартале 2018 года
13.12 16:57 МИД рассказал о предложении РФ обменяться с США письмами о невмешательстве
13.12 16:41 В Красноярске отыскали прах Хворостовского
13.12 16:31 Ямальский депутат объяснила появление в ее запросе «города Бундестага»
13.12 16:17 Эрдоган призвал признать Иерусалим «оккупированной» столицей Палестины
13.12 16:05 Лидер Палестины призвал отменить признание Израиля
13.12 15:46 Google назвал самые массовые запросы россиян в 2017 году
13.12 15:22 Дума ввела штрафы до 1 млн рублей за анонимность в мессенджерах
13.12 15:14 Матвиенко подтвердила личное руководство Путиным операцией в Сирии
13.12 14:54 Усманов решил избавиться от доли в «Муз ТВ» и СТС
13.12 14:38 Дума ужесточила наказание для живодеров
13.12 14:31 ГП проверит снятый с «Артдокфеста» фильм
13.12 14:21 СМИ сообщили об утерянном в Красноярске прахе Хворостовского
13.12 14:07 Московский суд отказался принять иск Кашина к ФСБ по поводу Telegram
13.12 13:42 Роскомнадзор пригрозил «Открытой России» закрытием доступа к Twitter
13.12 13:40 В янтаре найден клещ и перо динозавра
13.12 13:16 Кремль ответил на заявление Трампа о победе над ИГ
13.12 13:01 Путин внес в Думу соглашение о расширении российской базы ВМФ в Сирии
13.12 12:47 Дума приняла закон об использовании герба России в быту
13.12 12:27 Дума одобрила закон о выплатах семьям за первого ребенка
13.12 12:09 «Яндекс» и Сбербанк подписали соглашение по новому «Яндекс.Маркету»
13.12 11:51 Полпреду Николаю Цуканову предложили стать помощником президента
13.12 11:34 ФСБ не нашла никаких призывов в речи Собчак о статусе Крыма
13.12 11:31 В России установят обязательные квоты для российских вин
13.12 11:07 Два участника теракта в Буденновске получили 13 и 15 лет колонии
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.