Адрес: https://polit.ru/article/2011/03/05/al0410311/


05 марта 2011, 19:37

Ми-ми-ми, Сколково или культура — это замазка

На прошлой неделе были три события на одну тему: Сколково. Возможно, их было и больше, но здесь речь только о тех, которые были намеренно отправлены в культурную область.

Во-первых, появился анонс, согласно которому в Москве покажут оперу, посвященную "Сколково"". Спектакль "Сказание о храме науки Сколково" пройдет в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко 12 апреля. Мероприятие приурочено к 15-летию журнала "Эксперт". Сообщено, что"в спектакле обыгрывается создание и развитие инновационных технологий в России, а также строительство наукограда "Сколково". Постановку будет сопровождать симфонический оркестр, солистами выступят известные российские оперные певцы".

То есть, это капустник, между делом выставляющий определенные претензии "Эксперта" на "Сколково" как таковое. Судя по душераздирающему либретто, претензии обоснованы: "В государстве Москопотамия правят два брата — бог Денег и бог Науки, — рассказали организаторы о сюжете оперы. — У бога Денег есть свой храм, а у бога Науки храма нет". "Москопотамия" — это, конечно, cool. Ну и далее на тему краха сырьевой экономики и необходимости спасти страну от гибели через инновации: "Мудрый Визирь прилагает все усилия, чтобы принудить жрецов Денег к инновациям". Но, что характерно, инновации нужны не для чего-нибудь, а ровно чтобы "возвести величественный храм". Чем сырьевая экономика и будет побеждена.

Второе событие на ту же тему. Продюсер "Смешариков" Илья Попов заявил, что действие новой мультипликационной "Гостьи из будущего" будет происходить в Сколково. Коль скоро данный проект через продюсера коннотируется со "Смешариками", то, значит, тема Сколково сочтена существенной и для младшего возраста. Дети, понятно, не в теме, что Сколково еще нет. Также продюссер сообщил, что создатели анимашки "тесно сотрудничают с Фондом "Cколково"", но характер сотрудничества не раскрыл.

Так что в обоих случаях одно и то же: ничего по сути нет, зато уже будут опера (пусть и капустная) и мультфильм. Все это так устремлено в будущее, что оно как бы уже и тут. Причем, в мягкой и ласковой форме. Не вызывающей негативных эмоций даже у детей.

Третий факт уже не то, что реализует чисто российское грамматическое время future in the present, но, собственно, тоже это делает. В блоге "Сколково" сообщено: "Как вы знаете, на протяжении некоторого времени мы занимаемся проектированием технологического университета, который должен занять центральное место в экосистеме «Сколково». Это будет небольшой магистерско-аспирантский университет, образование и инновационная деятельность которого будет построена на междисциплинарных исследованиях. Университет будет международным, занятия будут вестись на английском".

Они хотят себе имя: "Сейчас мы хотим обратиться к вам — как к сообществу креативных людей — за помощью в выборе названия университета, отражающего его сущность и имеющего звучную аббревиатуру на английском". Так что они все-таки тоже future in the present, поскольку об университете говорится как о чем-то, уже имеющем сущность.

К чему все это? Во-первых , это красиво. Чисто муси-пуси или даже ми-ми-ми, — как сказали бы особо актуализированные девушки. Во вторых — как-никак, это же тут кампания. Вот в чем нюанс. Вокруг Сколково все время что-то происходит, пусть даже это действия риторически-демонстрационного характера. Скажем, конкурс на его архитектурную застройку, давший довольно странный результат. Г.Ревзин о победившем проекте: "Это не проект. Это разметка территории, произведенная в ожидании того, когда заказчик определится с тем, чего он хочет. Своего рода идеальный генплан российской модернизации. Тема заявлена, а что будет — никто не знает".

В целом же имеется отчасти политическая интрига. Кто там вообще главная движущая сила, в смысле, Сколково — оно, все же, чье? Путина или Медведева? С одной стороны активность развил Дворкович, с другой — Сурков ( например, большое интервью "Известиям"). Но кто именно какую логику реализует, понять трудно. А в вышеприведенных историях в сумме возникает вполне ответственное пиар-высказывание, которое строится в соответствии с этим самым future in the present, ми-ми-ми.

А это уже предполагает единственный креативный центр на тему осуществления будущего уже сегодня с минимальными затратами. Этот креатив производит кто-то один, не могут пиарщики двух групп солидарно продвигать один подход, пусть даже этот подход наивный.

Здесь речь не о конспирологических изысканиях, которые по сути имеют мало отношения даже к теме президент-2012. Речь лишь о некотором недоумении. Тема продвигается в отчетливом гуманитарном варианте, хотя само Сколково предназначено для другого. Возможно, тут шаманство в расчете на то, что представления, вошедшие в массы, станут для них конкретной реальностью, поэтому с исполнением упомянутых гуманитарных проектов Сколково станет существующим по факту. Вряд ли, да и не в этом дело.

А вот в чем именно — затрудняюсь сказать, честное слово. Поэтому закончу цитатой из упоминавшегося интервью В.Суркова (это будет точная цитата, без купюр): "Собственно, мы всех зовем в «Сколково». Мы говорим: приходите! Центр есть, уже действует, им уже можно пользоваться. Есть деньги. Деньги уже лежат. Уже лежит 4 миллиарда рублей. Для исследований совсем немало. Ну, забирайте! Приходите, пользуйтесь. Даже нет еще здания".

Тут один вопрос: а каких именно исследований? Ответ в этой же цитате: "Ну что, нас завалили предложениями? Нет".

Что до отсутствующего здания, то это, в общем, не беда: "Пока идет строительство, необязательно там даже физически находиться. Придете потом. А начинать работать при нашей поддержке можно хоть сейчас". Вопрос все тот же: о каких исследованиях идт речь? И ответ все тот же: "Ну что, нас завалили предложениями? Нет". Короче, понять подо что именно строится это здение, нельзя. Там что, будут офисы для математиков с досками и мелом? А отсюда и гуманитарный сдвиг в освещении всего проекта.

И вот тут-то я понял, к чему все это. Лет пять, а то и года три назад все то, что с разной степенью приблизительности называлось культурой, связывалось с отдельной от всего прочего областью. Не так, что маргинальной, но - замкнутой резервацией для проведения там свободного времени, а также для условного размещения там людей, которые ни на что иное не пригодны.

Но теперь все поменялось, учитывая количество проектов, которые политтехнологически мотаются между политикой, жизнью и еще чем-то,  но упакованы в культурные оболочки. Культура в таком варианте оказалась странноватой, но весьма востребованной замазкой. Нет, это не клей, который бы скрепил части разрозненной социально-государственной структуры. Это именно замазка, которая заполняет дыры между элементами структуры. В данном, сколковском, случае — утверждая несуществующее. Конечно, это отдельная культура, замазочная. Но актуальная, а то. И Пермь, и "Война", и премия "Русский Букер", и самодеятельная опера про Сколково — все та же замазка. Полагаю, установление данного факта поможет в деле различения культурных единиц.

А еще вот что любопытно. Культура, это всегда определенным образом устроенный хаос. А культура-замазка — всегда векторна, хоть она и аморфная масса. Конечно, это уже слишком узкоспециальная тема, чтобы возиться с ней здесь и сейчас.