Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
11 декабря 2017, понедельник, 23:54
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

09 марта 2011, 18:03

Уроки непонимания

«Документами этой новой истории
являются не другие слова, тексты или архивы,
но прозрачные пространства, где вещи совмещаются между собой:
гербарии, коллекции, сады»
Мишель Фуко «Слова и вещи»

«Что более всего бросилось бы нам в глаза в этом исчезнувшем светском декоративном искусстве, так это, без сомнения, его пышная, блестящая экстравагантность. Дошедшим до нас вещам черты экстравагантности присущи весьма в большей степени, но, поскольку мы именно это свойство тогдашнего искусства ценим меньше всего, мы меньше всего и уделяем ему внимания». Это Йохан Хейзинга, его классическая книга «Осень Средневековья», глава «Искусство в жизни». Речь идет о невообразимом искусстве, расцветшем на довольно небольшом участке Европы в ограниченных временных пределах: с последних лет XIV-го века до начала XVI-го, в основном в границах тогдашнего герцогства Бургундского (Фландрия, Нидерланды, нынешняя Бургундия) и в некоторых областях Французского королевства. Специалисты часто называют его «пламенеющей готикой», но этот термин и уже (искусствоведчески), и шире (географически) того, о чем писал Йохан Хейзинга. Братья ван Эйк и «Часослов герцога Беррийского» братьев Лимбург -- вот типичные плоды «осени Средневековья».

Удивительное время, когда жестокость войн, восстаний и опустошительных эпидемий умерялась столь же отчаянной пышностью одежд, украшений, декораций; Хейзинга говорит с интонацией, близкой к восхищению: «Такой преувеличенной роскоши, какую являл собою костюм в период с 1350 по 1480 г., мода последующих времен более никогда не знала, во всяком случае в столь всеобщей и столь устойчивой форме». Роскошь эта заключалась не в обычном в нашем представлении стремлении к самому блестящему, дорогому и помпезному; наоборот, «осень Средневековья» -- торжество детали, частности, тщательно прорисованной, выполненной, излишне прихотливой, слишком разросшейся, казалось бы, совершенно ненужной, самодостаточной, закрывающей собой общий, больший смысл («столь длинные носки башмаков, ”poulaines”, что, скажем, после битвы при Никополисе рыцари вынуждены были срезать их, чтобы иметь возможность бежать»). Взгляните на вымышленную замковую архитектуру в «Декабре» «Лимбургского часослова» -- и вы поймете, о чем идет речь.

В самом конце этой эпохи, ткань которой кажется нам сверхплотной, будто над ней работали тысячи пауков, в цехе нидерландских художников появляется еще один такой вот паук – Ян Госсарт, по кличке «Мабюз» (1479—1541). Он родился во французском Мобёже (отсюда и прозвище), умер в Антверпене, работал при дворе Филиппа Бургундского, Маргариты Австрийской, ездил в Италию, писал картины, рисовал графику (в частности, не дошедшую до нас эротическую серию по заказу своего патрона Филиппа, который был сначала адмиралом Нидерландов, потом – епископом Утрехта, не меняя своего, деликатно выражаясь, «ренессансного образа жизни»), резал по дереву. Картины Госсарта висят в Лондоне, Вене, Праге, Лиссабоне, поражая зрителей тончайше выполненными избыточными деталями, прежде всего, архитектурными и костюмными. В лондонской Национальной Галерее сейчас – его выставка.

Твой покорный слуга, читатель, вовсе не искусствовед и не историк живописи, оттого не стоит ждать от меня подробного описания картин и графики Мабюза. Наверное, он не столь велик, как Дюрер, Лукас Кранах Старший или Ганс Гольбейн Младший. В текстах, сопровождающих его работы на выставке, говорится о том, что Госсарт был проводником теплого итальянского влияния в холодноватые владения Северного Возрождения; пожалуй, это верно -- для жителя бывшей Бургундии у него многовато «ню» (причем не только по заказу жизнелюбивого епископа Филиппа). Более того, большинство картин и рисунков этого художника вряд ли выделишь на фоне тогдашнего искусства: их можно разглядывать, а можно и просто скользнуть по ним взором, невелика потеря. Но если начнешь разглядывать, то остановиться невозможно…

С портрета на нас внимательно смотрит молодой мужчина в красном камзоле с черными отворотами, в белоснежной нательной рубахе, выглядывающей из-под открытого ворота еще одной (не знаю, право, названия), серо-коричневой, которая, в свою очередь выглядывает из-под низкого среза самой верхней, черной (это, скорее всего, нечто вроде жилета, так как рукава те же, серо-коричневые, а манжеты – белые, нательной рубахи). Странный редкий узор на красной ткани кафтана рифмуется с узором на второй рубашке, на левой руке молодого человека – два перстня (с красным камнем и печаткой), на правой – один (с зеленым камнем), в ней же – перо, которым изображенный выводит первое слово какой-то фразы в толстой тетради, сложенной из нескольких блоков. Кажется, он даже не пишет, а переписывает из нижнего тетрадного блока, тот открыт слева, и страница его покрыта письменами.

Слева и справа от его головы на странных веревках (или прищепках) висят скрепленные ворохи бумаг, каждый из них снабжен ярлыком, где при желании (и знании языка) можно прочесть, что же это такое. На столе, за которым сидит портретируемый, разложена тогдашняя купеческая параферналия: чернильница, песочница, перья, чистая бумага, весы для взвешивания монет, монеты, ножницы, загадочный металлический треугольник… Предметы, висящие над головой купца, даже и описать невозможно, ибо непонятно их предназначение. Что до самого молодого человека, изображенного на портрете, то, можно, конечно, гадать о его характере, делать выводы о некоем социальном, психологическом, религиозном или даже «гуманистическом, ренессансном» мессидже, но все это будут пустые разговоры. Истинный герой картины – не купец, а детали, вещи, которые не значат ничего, кроме самих себя. И это – совсем иной мессидж, с совсем иными выводами, если вдуматься. Попробуем осторожно нащупать эти выводы.

Настоящий интерес к вещам начинается (и кончается!) в обществе, которое «знает им цену» (во всех смыслах, от торгового до буддистского). Только при таком условии возможно незаинтересованное, точное и тонкое наблюдение вещей как «отдельных», не связанных ни между собой, ни с наблюдателем. Оттого мы обнаруживаем сегодня в артефактах «осени Средневековья» (и уже настоящей его зимы, учитывая даты жизни того же Госсарта) не изначальную интенцию, каковой бы она ни была – религиозной, социальной, политической, – а одни только детали, которые можно бесконечно разглядывать, не понимая, о чем это и для чего это. Такой опыт отстраненного непонимающего наблюдения не менее важен, чем проникновение в замысел художника (или писателя, или Бога), с помощью позитивистского знания, герменевтического погружения или мистического озарения… Вот о чем рассуждает наш воображаемый посетитель выставки Госсарта, переходя из Национальной Галереи в Британский музей (минут десять пешком), намереваясь попасть на еще одну выставку – древнеегипетской «Книги Мертвых»

Впрочем, желающих узнать, что приключится с ними, попади они после кончины в когти Амата, оказывается слишком много, и наш любитель изящного вынужден просто слоняться по залам этого самого удивительного в мире хранилища разного рода причудливостей. Так он оказывается в зале под названием «Век Просвещения» (точнее, конечно, «Просвещение», Enlightenment, но я использую устоявшуюся в русском языке формулу, чтобы не спутать со, скажем, «Министерством просвещения»).

Это относительно недавний проект Британского музея. Затея превосходная: создать живую, материальную иллюстрацию того, как было устроено сознание образованного человека XVIII века, его представления о Природе и Истории, его структура мышления, говоря языком Фуко, эпистема. Задача дерзкая и совершенно невыполнимая; но, как это иногда бывает, вялое поражение оборачивается блистательной победой – но только совсем в ином виде спорта. «Век Просвещения» поделен на семь разделов – «Мир Природы», «Рождение Археологии», «Искусство и Цивилизация», «Классифицируя Мир», «Древние Тексты», «Религия и Ритуалы», «Торговля и Открытия». По периметру огромного зала, выполненного в псевдогреческом духе, стоят гигантские книжные шкафы, забитые самыми разнообразными собраниями сочинений, немаленького формата, в прекрасных кожаных переплетах, в основном, впрочем, XIX-го, а не XVIII века. Тут и история Уганды, и ПСС Бальзака и Наполеона Первого, и отчеты о путешествиях по Южной Америке. Хронологическая нестыковка с заявленной эпохой никого не смущает – и из-за полнейшего невежества большинства зевак, и, что еще интереснее, оттого, что в данном случае это не так уж и важно.

Перед нами – Знание с большой буквы; Знание, овеществленное в надежных старых томах. Рядом с книгами в шкафах выставлен – уже выстроенный в соответствии с темами разделов -- пестрый культурный, палеонтологический, ботанический, геологический и прочий коллаж: скульптуры, орудия древних людей, образцы пород, чучела, карты и так далее, и тому подобное. То же самое, но с более подробным описанием, лежит под стеклом в специальных витринах в центре зала; там же – некоторые сведения о людях, которые в XVIII веке стали первопроходцами в изучении того, что можно выкопать из недр земли, или привести из дальнего путешествия: тут и чудаковатые антикварии, и отважные путешественники, и любопытствующие аристократы. Все это ужасно красиво и ужасно интересно, но, как было сказано, совсем по иной причине, нежели та, которую имели в виду кураторы «Века Просвещения» в Британском музее.

Перед нами, конечно же, не иллюстрация к соответствующей главе книги Мишеля Фуко «Слова и вещи». Несмотря на попытку выстроить фуколдианскую (что за нелепое слово) парадигму просвещенческого соотношения «слов» и «вещей», этот зал есть ни что иное, как отлично организованный, эстетически совершенный склад вещей (отчасти и потому, что «слов», то есть, объяснений, здесь – по типично английскому музейному обычаю – маловато). Но дело даже не в том, что идеология Века Разума как таковая не прочитывается случайно забредшим сюда туристом. Он, турист, видит (и справедливо видит!) только отдельные вещи: ракушки, рисунки, наконечники копий, осколки ваз. Ничего больше. И эти вещи в его глазах не имеют никакого отношения друг к другу, к зрителю, они сами по себе. Их дискретность, их (буддически выражаясь) «дхармовость» больше всего и завораживает. Ничто не мешает любоваться ими, игнорировать их, фотографироваться на их фоне; воистину, максимальное остранение. Тем более, что гениальный дизайн зала и удивительное эстетическое чутье кураторов сделали это пространство Британского музея истинным произведением искусства. Смысл всей затеи потерян, он исчез в самом процессе создания его – но это совершенно не важно. И вот здесь наш воображаемый любитель музеев обнаружит сходство с картинами Госсарта, которые он разглядывал час тому назад.

Мы не понимаем, не видим, не чувствуем ни аллегорий, ни символики, ничего – и с тем большим удовольствием и наслаждением любуемся этими вещами. У нас есть великое право на непонимание как источник эстетического переживания; дискретность вещей, деталей даровала нам это право.

Собственно, то же самое происходит и с книгами. Мы решительно не понимаем, что написано в «Илиаде», «Божественной комедии», «Дон Кихоте» (да уже, собственно, и в «Идиоте»), от чего эти книги не становятся хуже для нас; более того, уверен, что, пойми мы истинные намерения, скажем, Шекспира, разочарование неизбежно. Непонимание предоставляет нам возможность думать, фантазировать, воображать незнамо что. И это более продуктивное для человечества занятие, чем, к примеру, понять роль родовых связей в «гомеровской Греции» (последнее – занятие важное и почтенное, но только в определенных рамках). Дискретность, самодостаточность объектов нашего наблюдения, невовлеченность в паутину понимания дает нам возможность использовать собственное невежество в качестве главного орудия создания новых смыслов, а, значит, и прогресса человечества – если, конечно, таковой существует.

См. также другие тексты автора:

 

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

21:13 Тысячи пользователей скачали поддельный криптокошелек для iOS
20:45 Подрывник из Нью-Йорка рассказал о мотивах своего поступка
20:23 Участники беспорядков на Хованском кладбище получили по три года колонии
20:06 Роспотребнадзор нашел причину вони в Москве
19:48 Родченкова заочно обвинили в незаконном обороте сильнодействующих веществ
19:27 Комиссия Роскосмоса нашла причины аварии запущенной с Восточного ракеты
19:02 Власти Нью-Йорка признали взрыв в переходе попыткой теракта
18:41 Минтранс России допустил возможность полетов в Каир с февраля
18:23 «Нелюбовь» Звягинцева поборется за «Золотой глобус»
18:06 Взрыв в Нью-Йорке мог совершить сторонник ИГ
17:45 «Дочка» сколковского резидента привлекла $ 6 млн на лекарство от лейкоза
17:40 Путин не поддержал решение Трампа по Иерусалиму
17:20 Путин заявил о готовности возобновить полеты в Египет
17:14 Растения в первую очередь защищают от вредителей свои цветки
17:05 Полиция задержала подозреваемого во взрыве бомбы на Манхеттене
16:56 Собчак рассказала на Первом канале о фабрикации дел Навального для его отстранения от выборов
16:38 Запуск военного спутника с Плесецка перенесли на 2018 год
16:21 Михалков переизбран главой Союза кинематографистов России
16:07 Михаил Саакашвили назвал себя военнопленным
15:58 В Манхэттене прогремел взрыв
15:53 60 млн рублей выделены на развитие технологии трекинга для виртуальной реальности
15:46 ЦБ стал единоличным владельцем «Открытия»
15:30 Хакер из Екатеринбурга заявил о взломе Демпартии США по заказу ФСБ
15:14 МГУ попал в топ российского рейтинга мировых вузов
15:04 Лавров не увидел признаков достижения Трампом «сделки века» по Палестине
14:53 Изучен «бактериальный экипаж» Международной космической станции
14:37 Эстонский бизнесмен получил в России 12 лет за шпионаж
14:11 Экологи объяснили неприятный запах в Москве выбросом воды
13:51 Саудовская Аравия снимет 30-летний запрет на кинотеатры
13:20 Большинство российских спортсменов заявили о желании участвовать в зимних Играх
13:06 Путин прибыл в Сирию и приказал начать вывод войск
13:03 В Совфеде предложат наказание за привлечение детей к несогласованным акциям
12:38 Родителям двойняшек выплатят пособие сверх маткапитала только на одного ребенка
12:18 В Египте нашли две гробницы времен XVIII династии
12:14 «Дочка» «Ростеха» оспорила санкции из-за турбин Siemens в суде ЕС
12:01 Лидер SERB потребовал наказать организаторов показа фильма о Донбассе
11:51 В «Ленкоме» началось прощание с Леонидом Броневым
11:39 Матвиенко предложила оставлять больше денег в регионах
11:38 СК завел дело после смерти избитой в Красноярске школьницы
11:20 Мадуро отстранил главные оппозиционные партии от участия в президентских выборах
11:16 Биржа CBOE приостанавливала торги из-за спроса на биткоин
10:59 Путин наградил госпремией Людмилу Алексееву
10:50 Зарплату чиновников повысили впервые за 4 года
10:46 Вернувшийся с Маврикия президент ДС-Банка арестован по делу о растрате
10:43 Петроглифы Венесуэлы впервые нанесены на карты
10:24 Потраченные на санацию «Открытия» миллиарды вернутся в бюджет из ЦБ
10:23 Роспотребнадзор предложил маркировать вредные продукты
10:04 Осужденным за взрывы домов в Москве и Волгодонске предъявили новые обвинения
09:59 Выборы президента для повышения явки сделают праздником
09:44 Danske Bank предсказал укрепление рубля в 2018 году
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.