28 марта 2024, четверг, 20:09
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

15 марта 2011, 15:59

"Спартак" в шоколаде

Питерская Мариинка возродила "Спартак" в прочтении Леонида Якобсона и привезла балет в Москву на фестиваль "Золотая маска". Спектакль прошел в минувшее воскресенье на сцене театра им. Немировича-Данченко. Вот собственно и все, что можно отметить, если не вдаваться в подробности. Однако подробности не просто напрашиваются, они вопиют и, похоже, без них не обойтись.

Одна из отечественных критикесс, выкатившая восторженную рецензию в стиле римской оды времен императора Клавдия, вскользь заметила, что "с легендарным спектаклем 1956 года связано немало театральных преданий – например, о том, как, обсуждая будущую премьеру, прямо на Невском круто повздорили композитор Хачатурян и хореограф Якобсон". Вы знаете, уважаемая Лариса Барыкина, я готов понять Арама Ильича, - если то, что так дотошно восстановили гордые творческие умы Мариинского театра хотя бы отчасти соответствует изначальному замыслу Леонида Якобсона, то это не балет.

Что особенно печалит, так это явная смена творческих амплуа. Обычно в постановках такого размаха и статуса центральной фигурой, так сказать "по умолчанию", остается балетмейстер-постановщик. Здесь же все иначе. Леонид Якобсон почил в бозе, а так называемый "балетмейстер восстановления" господин Вячеслав Хомяков тихо уступил первенство декораторам и костюмерам. Примечательно, что даже в анонсе спектакля Валентина Ходосевич, отвечавшая за эту ключевую часть действа, стоит на первом месте.

Все богато. Эпические куски картонного псевдо-Рима и определили темп и смысл постановки. Не знаю как было у Якобсона, но нынешние мастера сцены явно не справлялись со свалившемся на них мишурно-помпезным великолепием, причем ясно это стало еще на стадии подготовки спектакля. Шутка ли, выкатить для каждой сцены новый комплект внушительных сооружений. Надо отдать должное авторам возобновления, но выход был найден, - каждая часть спектакля, так сказать без отрыва от музыки гениального Хачатуряна проложена живой барельефной композицией, украшающей закрытый занавес. В голове невольно рождается образ вспотевших монтировщиков, вытаскивающих в эти минуты очередной портик. Монтировщики молодцы. А вот с танцем все плохо.

Танец заменен хождением и манерным позированием. Красс не танцует вообще. Его партии, совершенно отчетливо выделенные в музыке Хачатуряна, заменены неотчетливым движением массовки. Знаменитая сцена боя гладиаторов ничего кроме смеха на вызывает. Посмотрите моими галазами - вот выходит группа красивых мальчиков в обтягивающих штанишках с блестящими мечиками в руках. И начинается схватка херувимов. Мечики стучат, периодически высекая искры. Это, видимо, одна из немногих творческих находок балетмейстера восстановления. Убитые мальчики картинно падают. И вот Спартак, сам, один, против четверых. Правда, вид противников будто бы сошедших с подиума клуба "Красная шапочка" красноречиво говорит, - не жильцы. Еще пять минут перестука искристых мечиков и зритель убеждается в справедливости своих предощущений. Мальчики падают, Спартак остается, и возможно следуя нынешней политической традиции твердит про себя спасительную мантру, я Спартак, я Спартак, я Спартак...

Не верю.

Очень жаль, но Мариинка выдавила из себя Спартака. Не по капле. Целиком.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.