Адрес: https://polit.ru/article/2011/03/28/doklad/


28 марта 2011, 14:33

Экспертные расклады

Мода сезона — экспертные доклады, предлагающие разные варианты демонтажа «путинской вертикали». Вослед докладу «Инсора» последовали версии Института развития регионов и Центра стратегических разработок. Месседжи докладов похожи как близнецы, но политический смысл сильно разнится.

Очередной доклад о необходимости демократизации системы представлен в России — в этот раз авторами выступили эксперты Центра стратегических разработок (в раннепутинский период готовил так называемую «программу Грефа» - программу либеральных реформ первого путинского срока). Как пишет «Газета.ру», экспертов беспокоит падение рейтингов представителей властного тандема. Россияне, отмечается в докладе, устали от риторики властей и все чаще хотят видеть президентом кого-то третьего. Эксперты советуют отказаться от практики получения парламентского большинства «Единой Россией» «любой ценой».

Таким образом констатируется частичная делегитимизация власти и необходимость обновления, увеличения политической конкуренции etc.

Доклад в главном пойнте пересекается с аналогичным произведением Института современного развития «Россия:XXI века: образ желаемого завтра». В докладе «Инсора» также указаны основные сдерживающие факторы развития современной России в политической сфере. Проблемными ценностными установками политической системы авторы доклада называют персонификацию власти и свертывание конкурентных демократических процедур.

Имеет место и еще один преданный гласности экспертный доклад — его разработчиком выступил Институтом развития регионов во главе с Виктором Глазычевым. Здесь экспертов заботит не столько демократия как вещь-в-себе или необходимое условие для развития, но отношение центра и регионов. Встроенность регионов в жесткую вертикаль власти ведет, по мнению авторов доклада, к деградации элит, а отсутствие политической конкуренции — к росту протестных настроений, в том числе 

При всей полезности экспертной дискуссии по любому вопросу стоит задаться вопросом — к кому обращены экспертные воззвания и почему мозговые центры так волнует публичность их трудов. В случае с вышеупомянутыми докладами получается довольно тонкая штука: эксперты уповают на то, что власти захотят реформировать себя, опасаясь внешних по отношению к политической системе вызовов. На первый взгляд, адресатом перечисленных докладов являются верховная власть, явно или неявно ассоциируемая с президентом Медведевым. Как более либеральный — по образу — товарищ из властного дуумвирата именно он, как кажется, должен демонтировать систему, созданную при Владимире Путине.

Эксперты надеются, что «где надо» с их мнениями ознакомятся и сделают далеко идущие выводы. Множественность докладов и очевидность поставленных там диагнозов при неоднозначности рецептов заставляет усомниться, что восприятие властью обращенных к ней экспертных откликов будет буквальной.

Заимствования, несомненно, будут, но в виде заимствования риторики и использования ее в процессе изменения аппаратных раскладов.

И здесь как раз важную роль играет публичность. Зачем вдруг замглавы ЦИК «Единой России» Юрию Шувалову понадобилось обсуждать на собственной площадке крамольный (таковым его посчитали бы в ЕР буквально пару-тройку месяцев назад) доклад о демонтаже путинской вертикали? Зачем вообще выпускать один за другим три документа, основной месседж которых заключается в тезисе «перемены в политической сфере назрели»?

Затем, что политический сезон давно стартовал и настало время экспертному сообществу и политикам второго-третьего ряда присягать на верность тем или иным политикам первого ряда.

Дабы сохранить (если ставка будет сделана правильно и оммаж будет воспринят благожелательно) свое влияние и связанные с ним материальные блага на следующий политический цикл. Или — как минимум — на период транзита власти, каковой сопряжен с повышенными рисками «выпасть из обоймы» или же «впасть в немилость».

Доклад Глазычева представлен первому вице-премьеру Игорю Шувалову, который с легкой руки, как говорят, премьера Путина может повести «Правое дело на выборы» и даже стать новым премьером в 2012 году (по крайней мере, именно так полагают источники газеты «Московские новости»). Доклад «Инсора» предназначается (это особо и не скрывается) для президента Медведева и его окружения. Доклад ЦСР в центре обещают не направлять специально в органы власти, ограничившись публикацией на сайте, но месседж «ни Медведеву, ни Путину не стоит идти на выборы» несомненно обращен представителям властного тандема. Опосредованно через доклады, таким образом, происходит процесс встраивания экспертных институций в актуальную политическую повестку.

Повестка предвыборного сезона формулируется в докладах де-факто одинаково — необходимость перемен при сохранении стабильности. Это, несомненно, преимущественно политическая повестка. Содержательного в ней не очень много, ибо механизмы демонтажа жесткой вертикали, предлагемые в разных докладах в основном неприемлимы для власти или даже неосуществимы в российских условиях. Однако доклады множатся, и повестка конституируется, к вящему удовольствию (или неудовольствию) разных групп аппаратчиков. Это и называется «предвыборный год».