Рассказ биолога, профессора МГУ Алексея Гилярова о молодом музыканте Марии Успенской, лауреате Первой премии на Баховском конкурсе в Лейпциге в номинации «клавесин».

Классическая музыка в современной нашей жизни занимает, к сожалению, всё меньшее место. Исчезло такое понятие как «публика Большого зала» (Большого зала Московской консерватории), та, про которую Марк Ильич Пекарский сказал: «беспортошная, но ведь на неё можно было молиться». Теперь в Большом зале совсем другая публика, богатая, к настоящей музыке не приученная, но считающая своим..." />

Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
19 июня 2018, вторник, 12:06
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

10 апреля 2011, 13:27

Легкое дыхание игры

Рассказ биолога, профессора МГУ Алексея Гилярова о молодом музыканте Марии Успенской, лауреате Первой премии на Баховском конкурсе в Лейпциге в номинации «клавесин».

Классическая музыка в современной нашей жизни занимает, к сожалению, всё меньшее место. Исчезло такое понятие как «публика Большого зала» (Большого зала Московской консерватории), та, про которую Марк Ильич Пекарский сказал: «беспортошная, но ведь на неё можно было молиться». Теперь в Большом зале совсем другая публика, богатая, к настоящей музыке не приученная, но считающая своим долгом «отметиться», пойти на концерт какой-нибудь «звезды».

Филармонию это устраивает и она всеми силами поддерживает культ «звёзд», взвинчивая цены на билеты и не стараясь найти менее «раскрученных» исполнителей. А «звёзды», хоть и профессионалы высокого класса, играют то, что нравится не слишком взыскательной публике, нового не осваивают, и как музыканты постепенно деградируют.

Но есть в московской музыкальной жизни островки настоящей культуры, есть примеры совершенно другого отношения к классической музыке, других концертов и другой публики. Одним из таких «островков» является Факультет исторического и современного исполнительского искусства (ФИСИИ) Московской консерватории, организованный в 1997 г. по инициативе выдающегося нашего музыканта Алексея Борисовича Любимова и более десяти лет им возглавлявшийся.

На этом необычном факультете, объединяющим студентов самых разных музыкальных специальностей – клавишников, струнников, духовиков, ударников, проходят музыку, по крайней мере, четырёх столетий – с начала XVII до начала XXI вв. Именно на этом факультете выросла целая плеяда блестящих молодых музыкантов, играющих старинную (барочную и более раннюю) музыку на аутентичных инструментах (оригиналах или их точных копиях).

Преподаватели ФИСИИ в основном очень молодые. Среди них есть ученики А.Б. Любимова и ученики его учеников. В этой заметке речь пойдет об одной из них – о Марии Успенской, ныне преподавателе, а недавно ещё выпускнице консерватории, ученице А.Б. Любимова и Ольги Викторовны Мартыновой. Минувшим летом Мария Успенская стала лауреатом Первой премии и приза публики на Баховском конкурсе в Лейпциге в номинации «клавесин».

Точно уже и не вспомню, когда впервые услышал Марию (тогда ещё для всех Машу) Успенскую. Очевидно, она участвовала в концерте клавесинного класса Ольги Викторовны Мартыновой, с которой я уже был немного знаком. Потом был концерт в Рахманиновском зале, где выступали преподаватель и ученица: Ольга Мартынова и Маша. Они играли и по отдельности, и вместе – в четыре руки. И вдруг сольный фортепианный вечер Маши Успенской в Музее Рериха.

В программе «Карнавал» Шумана. Привыкнув с ранней юности к «Карнавалу» в исполнении Софроницкого (пластинка с соответствующей записью – одна из самых моих любимых, прослушанная великое множество раз), я всегда настороженно относился и продолжаю так относиться к любым другим интерпретациям этого известного сочинения. Но здесь не мог оторваться. Музыка захватила и держала, и это несмотря на то, что гостиная особняка Лопухиных (ныне музея Рериха) – явно слишком маленькое помещение для концертного рояля. Слушая там фортепианную музыку, всегда приходится вносить некую поправку на чисто акустическую особенность зала. После того как смолкли аплодисменты, мы обменялись короткими восторженными репликами с организатором концертов Эдуардом Крампом: «Какая молодец  девочка! Да, какая молодец!». Но «девочка» куда-то убежала и никого не хотела видеть. Только Алексею Борисовичу Любимову удалось к ней пробиться.

Помню еще классный вечер Ольги Мартыновой в крошечном конференц-зале консерватории. Мария Успенская выступает уже в самом конце, как старшая и опытная ученица, лауреат какого-то известного европейского конкурса старинной музыки. Звучит пьеса французского композитора Жана-Филиппа Рамо «Беседа муз» (L’entretien des Muses). Я хорошо знаю эту пьесу в записи выдающегося голландского клавесиниста Густава Леонхарда. Но у Маши она получается гораздо теплее, трепетнее. Слушаю дома снова запись Леонхарда и понимаю, что его исполнение отстранённое, холодное. От него дыхание не перехватывает, а вот от Машиного – перехватывает.

Конечно, здесь можно пуститься в рассуждения об аутентичности и утверждать, что чем холоднее и беспристрастнее, тем «аутентичнее». Но, во-первых, мы не знаем, как сами играли свои произведения Рамо, И.С. Бах или Ф. Куперен. Во-вторых, произведение, записанное нотными знаками, уже по определению начинает жить своей самостоятельной жизнью. Композиторы XVII и XVIII веков наверняка это прекрасно понимали. А кроме того, надо подчеркнуть, что эмоциональная окраска, присущая игре Успенской, вовсе не означает, что она переиначивает барочную музыку на романтический лад. Музыка первой половины XVIII века в её исполнении вовсе не становится музыкой XIX века.

Впечатления от исполнения Успенской  некоторых произведений буквально врезались в память. Так, очень хорошо помню одну из фантазий Карла Филиппа Эммануила Баха, сыгранную Машей (на хаммерклавире, конечно) в конференц-зале, в ходе очередного классного вечера. Или пьесы Франсуа Куперена (в том числе самая моя любимая – «Счастливые идеи», Les Idées heureuses), исполненные ею позапрошлым летом, в жару, в том же самом конференц-зале. Вспоминаю также 17-ую сонату Бетховена, сыгранную на старинном французском рояле «Эрар» в Рахманиновском зале, и сонаты Гайдна, прозвучавшие в Тургеневской библиотеке (в ходе юбилейного гайдновского проекта, осуществлённого Успенской совместно со Станиславом Гресом).

И конечно, незабываем в её исполнении Иоганн Себастьян Бах – концерт для клавесина соль минор (сделанное Бахом переложение концерта А. Вивальди), Итальянский концерт, сюита до-минор («лютневая») и многое другое.

Век двадцатый также не был обойден вниманием Марии Успенской. Знаю, что многих просто сразил «Континуум» венгерского композитора Лигети (1923 – 2006), который Маша блестяще «вмонтировала» (а по-другому и не скажешь) между фрагментами одного из самых старых дошедших до нас произведений для клавира «My Lady Carey's Dompe», сочиненного неизвестным английским автором, кажется, в начале XVI века. И получилась своеобразная трёхчастная пьеса, в которой перекликается музыка, разделённая четырьмя столетиями. Блестяще исполняет Мария Успенская и сольную партию в концерте для клавесина и струнных польского композитора Хенрика Гурецкого. Последний раз это было уже в этом, 2011 году, в концерте, посвященном памяти Гурецкого.

Хотя Мария Успенская играет на всех клавишных (помню ее сольный концерт, в ходе которого использовались пять инструментов: клавесин, клавикорд, тангентклавир, хаммерклавир и небольшой переносной орган), всё же на первое место я бы поставил клавесин. Это её инструмент. С ним Маша вступает в какие-то совершенно особые отношения. Как их характеризовать, не знаю (отношения явно интимные, для посторонних остающиеся тайной), но это что-то напоминающее всепоглощающую взаимную любовь. Она подходит к инструменту, садится, начинает играть, и при этом ни малейшего напряжения, волнения, обеспокоенности. Во всяком случае, так кажется нам, находящимся в зале.

Маша смотрит на ноты и по выражению лица (а наблюдать за выражением ее лица в ходе концерта очень интересно) видно, что радуется. Звуки возникают как бы сами собой, без каких-либо затруднений. Абсолютно нет чего-то надуманного, какой-то там «концепции», или игры «с выражением» (знаете, как артисты читают стихи, ломая ритм и напирая на «смысл»). Всё очень просто и удивительно естественно. Её проникновение в самую суть музыкального материала, восхищение красотой исполняемого произведения не может не передаваться и тем, кто находится в зале. Сознаю, что говорю штампами, но она и вправду играет как дышит.

Когда я слушаю игру Марии Успенской, то порой ловлю себя на странной мысли. А вот, думаю, если бы сейчас, осторожно приоткрыв дверь, в зал вошел автор, сам Иоганн Себастьян Бах. Он сел бы где-то в задних рядах и внимательно слушал. Мне кажется, что он был бы счастлив, а после концерта расцеловал бы Машу. Впрочем, знатоки меня поправят – возможно ли это в рамках этикета того времени.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

12:00 Биометрический загранпаспорт подорожал до 5 тысяч рублей
11:55 Госдума приняла во втором чтении поправки в бюджет
11:32 Губернаторы и мэры обошли футболистов в публикациях о ЧМ-2018
11:25 СМИ узнали о задержании брата экс-главы Дагестана
11:13 Рособрнадзор забраковал российские детские сады
11:05 Росстат улучшил промышленные показатели России по «новым данным»
10:55 Опрошенные россияне начали экономить на повседневных расходах
10:39 США назвали условие выполнения договора о ликвидации ракет
10:37 Кабмин предложил изменить распределение топливных акцизов
10:29 Шелуху овса ученые превратят в бактериальную наноцеллюлозу
10:17 Митрохина задержали за пикет против повышения пенсионного возраста
10:03 Половина опрошенных россиян захотели продолжения президентства Путина
09:59 Аналитики назвали пороговую зарплату среднего класса в России
09:43 Трамп и Китай пригрозили друг другу новыми пошлинами
09:36 СМИ узнали о новой схеме повышения пошлин на зарубежные интернет-покупки
09:30 Росавиация объяснила пламя в двигателе самолета с саудовской сборной
09:09 Матч открытия ЧМ-2018 стал самым рейтинговым телесобытием года
08:53 Госдеп потребовал от России освободить политзаключенных
18.06 21:05 iPhone будет автоматически передавать координаты в службу спасения
18.06 20:47 Трамп поручил создать космические войска
18.06 20:40 Сборная Бельгии с большим отрывом победила Панаму в матче ЧМ-2018
18.06 20:34 На Украине вновь арестован отказавшийся возвращаться из Дебальцево россиянин
18.06 20:08 Стало известно имя третьего фигуранта «дала Бабченко»
18.06 19:59 В Киргизии задержан второй экс-премьер по делу о коррупции
18.06 19:53 Песков прокомментировал сбор подписей против повышения пенсионного возраста
18.06 19:42 Уволенного из Сбербанка аналитика назвали лучшим в России
18.06 19:30 Паром с 80 пассажирами затонул на озере в Индонезии
18.06 19:12 Саратовский автоугонщик откусил полицейскому часть уха
18.06 19:03 Трое мексиканцев и иранец оказались в СИЗО Москвы из-за краж
18.06 18:52 Германия отложила решение проблемы беженцев до саммита ЕС
18.06 18:25 Совет Федерации покинут 17 сенаторов
18.06 18:15 Проблемы у банка «Открытие» могли возникнуть из-за вложений в акции ВТБ
18.06 17:34 Рост цен на топливо в России замедлился до 0,1%
18.06 17:24 Сбивший людей в центре Москвы таксист полностью признал вину
18.06 17:05 Гудков подал документы на выборы мэра Москвы
18.06 16:59 Шведы обыграли команду Южной Кореи на ЧМ-2018
18.06 16:47 Власти Москвы предложили отменить общественные обсуждения для новых свалок
18.06 16:15 Типография подала в суд на издателя Forbes и L'Officiel из-за долгов
18.06 16:11 Telegram подал жалобу в суд по правам человека из-за блокировки
18.06 16:02 Суд не позволил Навальному участвовать в деле Дерипаски и Насти Рыбки
18.06 15:25 В Германии задержан гендиректор Audi
18.06 15:04 Основатель Мособлбанка умер в больнице при колонии
18.06 14:46 Землетрясение в Японии вызвало транспортный коллапс
18.06 14:27 Дистанционные бульдозеры заменят машинистов
18.06 14:13 Бывший министр строительства Михаил Мень станет аудитором Счетной палаты
18.06 13:48 Минтруд пообещал рост пенсий быстрее роста инфляции при пенсионной реформе
18.06 13:21 ВОЗ включила игровое расстройство в перечень заболеваний
18.06 13:05 Европа продлила санкции в отношении Крыма и Севастополя
18.06 12:58 Камчатский художник бежал во Францию из-за карикатуры на Поклонскую
18.06 12:48 В России подсчитали долю отечественных автомобилей
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014