Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
18 декабря 2017, понедельник, 17:54
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

14 апреля 2011, 09:28

Молодежный вызов. Часть 2

Ведущий российский специалист в области социологии молодежи, директор Центра молодежных исследований ГУ-ВШЭ (СПб) и НИЦ «Регион» (УлГУ) Елена Омельченко подводит итоги изучения "молодежной культуры" 2000-х годов и рассказывает об уроках, которые наше общество, государственные структуры и экспертное сообщество может извлечь из этого изучения.

См. также

Урок четвертый. Интернет

О размахе кризиса и его влиянии можно судить по изменениям в потреблении. Акцент чаще всего делается на доступности продуктов питания и социальных услуг. Структура доходов у молодежи в этом смысле серьезно отличается от взрослого. У неё преобладают траты, связанные с проведением досуга, а также покупки, относящиеся к сфере демонстративного потребления. Причём последнее касается не только ребят из обеспеченных, но и из бедных семей, которые стремятся найти способы не отставать от остальных своих сверстников. Исследования обнаруживают противоречивую ситуацию. С одной стороны, рост цен волнует молодых не меньше, чем взрослых, с другой – утверждается, что они не намерены снижать свои потребительские запросы. Молодежь, за исключением выходцев из самых бедных слоёв, не очень заботит, насколько родителям бывает трудно обеспечить семью продуктами питания. Зато юношей и девушек тревожит то, сколько будет стоить сходить в ночной клуб и фитнес-центр, а также, не повысят ли расценки за Интернет и мобильный телефон. К тому же молодёжь оказывается изобретательна на разные альтернативные потребительские практики вроде вечеринок по обмену вещами, Интернет-барахолок, покупок вещей вскладчину и их дальнейшего использования по очереди. Юноши и девушки малосведущи в банковских делах и предпочитают откладывать наличные средства. Среди всех вкладчиков они являются одной из самых немногочисленных групп, возраст типичного вкладчика, по замерам потребления банковских и страховых услуг, начинается с 35 лет. Молодые, как показал один из последних наших проектов, не испытывают паники по поводу произошедшего кризиса. Они легче, чем их родители, относятся к потере работы, уменьшению зарплаты и необходимости платить по кредитам. Экономические соображения, особенно для тех, у кого пока нет собственной семьи, не являются основополагающими. Тем более что самостоятельность даже работающей молодёжи является весьма условной. Материальная помощь родителей продолжают служить для юношей и девушек главным подспорьем. К 25-30 годам молодые не перестают получать от родителей финансовые средства или другие блага, но их меньше заботит материальное положение самих родителей, о состоянии которого они часто бывают не в курсе. Сами родители стремятся обезопасить молодёжь от экономических трудностей, с которыми они столкнулись в нынешний кризис. Чем более тяжёлые последствия приходится переживать семье, тем меньше родители посвящают детей в свои планы и проблемы. В свою очередь это приводит к недооценке молодёжью той реальной ситуации, в которой оказалась их семья и возможностей родителей справиться с ней.

Урок пятый. Социальные сети

Герои социальных и культурных сетей конца первого десятилетия, контактные сообщества повлияли на формирование новых типов коммуникаций и потребительских практик. В этом пространстве зарождаются новые традиции, формируется новая структура потребления, занятости, системы профессий. Вхождение в те или иные сети начинает определять жизненные приоритеты. Самоопределение в отношении включения или невключения в ту или иную группу, принятия или непринятия кого-то в друзья, рассылки сетевой рекламы и вирусов – все эти практики коммуникации становятся все более значимыми. Информационная эпоха поменяла принципы разделения мира на пользователей сети и всех остальных. Марк Цукерберг, особенно благодаря успеху фильма «Социальные сети», – это новый культурный герой молодежи в глобальном измерении. Сети начинают диктовать свои правила коммуникации. На смену анонимности, характерной для начала века, приходят индивидуальность, необычность, популярность самопрезентаций, фото- и видеосессии и дневники. Сетевые разговоры отличаются замысловатостью, которая может компенсировать затрудненность или избегание разговора face to face. В сетевом пространстве все шире распространяются практики искренности, доверия и поддержки, гражданского участия, протестных и альтернативных рейтингов. Блогосфера, твиттер-коммуникации превращаются в самые мощные и оперативные каналы информации, опережая официальные СМИ не только по скорости, но качеству и достоверности информации. Мобильные телефоны все больше включаются в эти коммуникации, становясь частью сетевых сообществ. «Ты где?» - не столько вопрос географической локации собеседника, сколько сетевой, превращается в ключевой, судьбоносный вопрос. Телефон становится инструментом нового типа письма, а не только разговора. Внутри мобильника решаются жизненные вопросы; потеря связи, выпадение из мобильного графика может восприниматься как настоящая трагедия. Первая озабоченность при снижении доходов — возможность оплаты пользования Интернетом и мобильным. Отсюда и переход рекламных и PR-проектов в Интернет, появление горизонтальных сообществ в Интернете. Интернет перестает быть анонимным пространством, это доступный способ как можно более широко и открыто продвинуть себя, свои интересы и вкусы.

Социальные сети существенно повлияли и продолжают влиять на изменение рыночных отношений. В молодежной среде растет значимость немассовых, отличающихся продуктов, широкий доступ к которым также стал возможным благодаря включению в солидарные сети. Модное и немодное, массовое и уникальное перемешиваются, принадлежность (и непринадлежность) формируется и завоевывается самыми разными, постоянно меняющимися путями. Мода оказывается слишком медленной, чтобы поспевать за социальными сетями. Массовые бренды изменили потребительские профили и стали делать эксклюзив, а экслюзив стал массовым.

Вторичный рынок становится первичным и наоборот. Растет популярность Фри-маркетов, распространяются практики «отдам даром». Модным становится переработка - перешивание, переделывания, трансформации секонд хенда - хенд мейд и винтаж, распространяются обменные практики и непрофессиональное, хобби-консультирование и экспертиза. Кризис усилил эти практики - так, например, в сетях шире стали распространяться обмен или продажа дорогих брендов. Раньше принадлежность определяла стиль, сегодня стиль поддерживается через сохранение адекватности, прочитываемой в контексте своих. Рыночным ответом этим новым тенденциям становится создание новых рынков молодежного производства, где соединяются практики производства и потребления — просьюмеризм. Сети помогают распространению DIY-практик[1]. Этот тренд можно назвать потребительски ориентированным антикапитализмом. Действующие лица и ключевые агенты новых рынков и коммуникаций - это постпанки. Несмотря на условность этого имени (и вряд ли кто-то из участников сам себя так называет), оно ухватывает важные смыслы, стоящие за подобными практиками: характерный для панк-идеологии анархизм, отказ от формально-официальных телесных дисциплинарных режимов и дисциплины, предписанных статусу социальным порядком – с одной стороны. И использование специфических, актуальных форм выражения этих протестов, адекватных реальной экономической ситуации – с другой. Время Интернета и сетевое время вторгается в обычный (привычный, традиционный) график жизни. Несколько пространств и несколько времен перемешиваются. Планирование жизни происходит в нескольких плоскостях. Компьютерная игра, сетевой контакт, общение по аське или скайпу включаются в дневной график и приобретают не меньшее значение для удовлетворения от прожитого дня, чем выполненное задание по работе или учебе. Новые статусы завоевываются через количество друзей в контакте и Facebook’е, поддержание которых столь же важно, как и получение морального поощрения от начальства. Трудовые дисциплина, контроль и ответственность начинают соотноситься с выполнением сетевых обязательств.

Урок шестой. География

Глобальные измерения молодежных культур специфическим образом поменяли локальные ландшафты молодежных сцен и площадок. С одной стороны, Интернет и включение в социальные сети позволяет преодолевать ограничения, предписанные территориальной «пропиской», с другой стороны, режим оффлайн-жизни работает, и кризис только усиливает различия и углубляет противоречия. Молодежь конца десятилетия, пожалуй, не менее остро, чем в его начале, понимает, что «Москва не Россия, Россия не Москва». Региональное расслоение стало еще заметнее, несмотря на то, что везде можно найти все и всех, общий культурный фон по-прежнему определяет - какая молодежь, чьи настроения преобладают, какие виды активностей доминирует, какие слоганы чаще всего встречаются на бетонных стенах, какого цвета молодежная толпа на фестивалях Дня города. И дело не только в том, что скорость включения в модные тренды различна в столице и на периферии, но и в том, что значимо различается классовая расстановка. Так, например, именно столичная молодежь среднего класса, которая до кризиса была и все еще остается основным потребителем дорогой брендовой одежды, машин, поездок, сегодня, после кризиса, практикует даун-шифтинг, представители именно этой группы чаще говорят о своем желании уехать из страны, стремятся использовать освободившееся (от работы) время для обучения, отдыха, вызова карьере и биографии.

Кризис усилил расслоение молодежного потребительского рынка на видимых и невидимых участников. Условно их можно разделить на вынужденных и добровольных невидимок. Вынужденные по-прежнему остаются вне зоны интереса и внимания. Это - молодые квалифицированные рабочие, молодые мамы, вынужденные сидеть дома с детьми и терять квалификацию, малоресурсные и исключенные группы – сельская молодежь, дети из семей с мигрантской историей, молодежь трижды НЕ: НЕ работающая, НЕ учащаяся и НЕ включенная в социальные программы. Среди добровольных невидимок, которых в результате кризиса стало заметно больше, - геймеры и сетеманы, участники домашних тусовок (домашние вечеринки стали преобладать над посещением кафе, баров и клубов), аудитории домашних кино- и видеопросмотров, а также квартирников, популярность которых возросла с кризисом.

Урок шестой. Антикапитализм

Дискурсивные представления о молодежи, циркулирующие в российском обществе, отражают структуру власти, определяются правом на приписывание той или иной роли молодежи в социальной структуре. Дискурсивные номинирования молодежи использовались самыми разными агентами в различных целях, в том числе они были вновь артикулированы в контексте экономического кризиса.

Дискурс угрозы. Это моральные паники, возникавшие в отношении молодежи по разным поводам. В связи с кризисом, дискурс угрозы производился через доказательства того, что потеря экономических возможностей и шансов на доступ к значимым ресурсам приведет к моральному и нравственному разложению молодежи, а именно - духовной пустоте, социальному цинизму, отказу от ценностей гуманизма, к еще большему распространению потребительских зависимостей и коммерциализации близости - наркомании, алкоголизму, проституции[2]. Угроза присутствовала и как ожидание особых форм насилия со стороны молодежи (протеста), и как отказ от участия в публичной политике, электоральная пассивность (отказ от лояльности). Более мягкий вариант – депривирующий дискурс: молодежь ленивая, не хочет работать и чего-то добиваться в жизни.

Дискурс жертвы (виктимизация). Этот дискурс производится через объяснения особого типа влияния кризиса на молодежь, что именно ей суждено стать жертвой кризиса на много лет. Взросление этого «потерянного» поколения будет сопровождаться особыми социальными симптомами: социальными фобиями, уходом в виртуал, социальным инфантилизмом.

Героизирующий дискурс. Молодежь, следуя этому конструкту, обладает всеми необходимыми качествами, чтобы отстаивать себя и свое будущее, чтобы стать настоящими героями современности и уберечь себя и близких от последствий кризиса. Просоветский вариант - дискурс надежды: только молодежь в силах спасти страну от социальных катаклизмов.

Не менее значимым по последствиям является активное производство дискурсов вокруг дискурса и, в том числе, вокруг темы влияния кризиса на молодежь. Иногда молодежь становится инструментом мифологизации кризиса в государственном и публичном дискурсе, иногда кризис становится инструментом мифологизации молодежи. Доминируют два взаимоисключающих дискурса: (1) молодежь как оптимистичный субъект, не переживающий по поводу кризиса; (2) молодежь как возможный источник деструктивного поведения (радикализации, падения нравственности, ксенофобных акций, ухода в агрессивные субкультуры или деструктивные религии и т.п.).

В свою очередь молодежь начинает производить ответные дискурсы. Один из наиболее популярных и устойчивых, обнаруженных в проекте, посвященном влиянию кризиса но российскую молодежь, – это дискурс антикапитализма. Эта идея, проявлявшаяся по-разному и артикулируемая достаточно сходным образом, подчас противоположными молодежными группами, может стать консолидирующим ядром для солидарности молодежи из самых разных слоев, субкультурных и политикоориентированных союзов и групп. Кроме этого, могут актуализироваться темы заброшенности молодежи, особенно на фоне не очень убедительных результатов Года молодежи, провозглашенного на всей территории России в 2009 году.

 

Урок седьмой. Солидарности

В последних исследовательских проектах мы начали использовать термин «солидарность», который считаем на сегодняшний день вполне подходящим для обозначения новых идей и ценностей, циркулирующих в молодежной среде[3]. Это понятие помогает найти основы молодежных формирований, для которых значимы не столько стилевые различия и культурные предпочтения, сколько общие ценности и идеи, которые признаются, разделяются своим кругом (реальным, виртуальным/воображаемым), и те идеи, которые характерны для оппозиционных солидарностей (врагов), активно отвергаемых своими. Это понятие, в отличие, например, от субкультуры, обращено к особому типу коммуникации, осуществляемой вокруг и посредством разделяемых идей, сопряженной отчасти с интуитивным, не всегда артикулируемым доверием индивидов к группе, с которой их связывает нечто большее, чем возраст, стиль или общие практики досуга. Здесь внимание смещается с внутри групповых коммуникаций различных субкультурных и стилевых молодежных групп (потребительские и культурные предпочтения, характер телесного перфоманса, политические ориентации) – на межгрупповое взаимодействие в контексте городской жизни. Этот поворот отражает изменения, происшедшие с субкультурами и другими стилевыми группами за 10 лет. Основные их них - прозрачность субкультурных границ, миксовые практики, особенность субкультурных карьер, для которых все более характерны смены идентичностей. Новые типы молодежных формирований отражают подвижные коммуникации между культурным меньшинством и большинством (продвинутой и нормальной молодежью), различия в отношении молодежного мейнстрима к отдельным группам, «культурный разговор» различных молодежных групп друг с другом, симпатию и вражду внутри молодежного пространства. Интенсивность притяжений и отталкиваний (напряжений внутри межгрупповых коммуникаций) позволяет судить о ключевых ценностях и идеях, вокруг которых разворачивается символическая борьба. В этой борьбе отражаются как собственные поиски групповой и индивидуальной аутентичности, так и степень (мера) влияния дискурсивных практик (государственных, политических, медиа) на отдельных индивидов и группы в целом. И если еще в середине первого десятилетия самым важным было отстаивание субкультурной принадлежности и символическая борьба за «правильных/настоящих» и «неправильных/ненастоящих» приверженцев стиля внутри различных культурных молодежных сцен (содержание стилевого /субкультурного капитала), то сегодня более значима борьба за аутентичность и адекватность проигрывания тех или иных культурных ролей во взаимодействии с другими, альтернативными группами.

Несмотря на серьезные различия между молодежными группами и солидарностями конца десятилетия, можно обнаружить общие, сквозные тренды практик и активностей, характерные для городской молодежи:

Экстремальность как стремление к рисковым практикам вплоть до нарушений границ социальных норм и предписаний: от ориентации на здоровый образ жизни – до эпатажных публичных перформансов, нарушений закона и порядка, вызова общественному мнению. Способы проявления могут быть различны - целенаправленный поиск рисковых ситуаций на грани фола, например распространение Бойцовских клубов (не институциализированных, самодеятельных и аутентичных встреч для драк), популярность «Дозоров», стрит-трейсеров.

На молодежных сценах разворачивается настоящая борьба за аутентичность, что связано напрямую с кризисом доверия. Стремление быть адекватным, соответствовать внутренним, контекстуальным смыслам «настоящего», быть в теме, в актуальном разделяемом «своими» знании, разоблачать и преодолевать подделки и имитации – вдоль этого тренда выстраиваются сегодня многие практики.

Для многих молодежных сцен характерно стремление к самоконструированию через создание перформативной идентичности (воображаемой, фантазийной, реальной), отказ от стилевых обязательств, приписанных статусу, игровые практики, популярность групповых околоинтеллектуальных игр, разыгрываемых публично, например, «мафии». Вместе с все большим включением в социальные сети и значимостью правил, особенностей и смыслов формирования сетевой идентичности формируется пространство новой искренности, где системами доказательства открытости и «настоящего» становятся различные версии самопрезентаций через демонстрации круга друзей, культурных симпатий, ссылок, визуальной хро/бионографии повседневной жизни.

К концу десятилетия более заметным стало стремление практически всех молодежных групп к приватным и публичным формам эстетизации и театрализации повседневности через усвоение и использование различных творческих техник и профессиональных навыков. Происходит активная профессионализация хобби, развитие ниш «настоящего» и эстетически точного внутри субкультурных сегментов. Все эти тренды характерны для самых разных форм групповых коммуникаций, различия кроются в способах. Так, например, эти черты могут присутствовать и в компаниях новых молодых интеллектуалов, и в праздновании победы своей команды футбольных фанатов.

Урок восьмой. Города и молодежь

Во второй половине десятилетия все активней развиваются практики переформатирования городского функционала, привычных социальных норм, стереотипов публичного показа, в целом. Современная молодежь, как и везде в продвинутом мире, начинает завоевывать новые городские пространства, не ориентированные на них, именно с целью их переопределения (трейсеры, скейтбордисты). Вопрос удобности города для молодежи становится сегодня все более актуальным, комфортное пространство будет способствовать гармонии различных социальных групп. Тем более, если учесть, что именно молодежь становится все более мощным городским субъектом потребления, от включенности в городские практики которого напрямую зависит городской профиль сегодня и его будущее завтра.

Достаточно интересный момент – это формирование новой «современной» патриархальности, что проявляется – как основная идея или отдельная черта солидарностей, которые могут объединять молодежь различных культурных групп. Это может продвигаться как часть новой «протестной», реформаторской, индивидуально-приватной религиозности, как рост популярности идей социального и потребительского аскетизма, как обязательства помощи депривированным и отверженным группам, или как составляющая нового русского/российского патриотизма. Отдельный интерес представляют новые религиозные сообщества молодежи, которые могут развиваться в направлении приверженности новым формам фундаментализма и агрессивно-националистическим ответвлениям неоязычества.

Использование солидарного подхода помогает увидеть новый тип взаимоотношений между мозаичным, но при этом вполне однородным большинством (мейнстримом) и независимым (либеральным) меньшинством. Эти коммуникации отличается большими стилистическими заимствованиями друг у друга, большей, чем прежде, подвижностью границ между разными типами групповых идентичностей (например, субкультуризация гопничества, и гламуризация панков). Отходит в прошлое привычное противопоставление гопников и неформалов. Сегодня на всех городских сценах мы можем наблюдать самые разные интеракции: от соединения и солидарностей стилевых и мейнстримных групп, до отвержения и вражды. Во многом это связано с теми ролями, которые играет городское пространство – будь оно периферийное или центральное. Причем Центр и Периферия - это транслируемые категории, не всегда, а часто вовсе не связанные с приписанными городским локальностям значениями. Свои периферии существуют для молодежи внутри самого центра (например, на Невском проспекте в Питере), точно так же свои центры существуют и в перифериях – в отдаленных районах или пригородах. И эти символические границы непостоянны, могут меняться в зависимости от практик, на них разворачивающихся, и тех смыслов, которые приписывают местам те группы, которые их оккупируют в данный момент. С одной стороны, мы можем говорить о гопотизации провинций и креативизации столиц, но при этом иметь в виду, что это не значит, что в провинциальных городах нет креативных молодежных групп, а в столицах нет гопнической молодежи. Все возрастающую роль в характере коммуникации (солидарности или противостоянии) различных групп играют сегодня гендерные режимы различных молодежных сцен, практики презентации гендерной идентичности и сексуальности. Здесь также происходит активное экспериментирование и игра с полом (аниме), продвижение новых сценариев сексуальной свободы (хипстеры) или пропаганда аскезы (стрейтэйджеры), борьба за отстаивание «правильной/нормативной» маскулинности и фемининности (готы, эмо, скинхеды, панки).

Урок девятый. Субкультурные рынки

С субкультурными рынками за десятилетие произошли серьезные изменения. Среди них:

Молодежная спортизация городов, массовое развитие спортивных культур как таковых, соединение рисковых практик и городского пространства. Наблюдается более активное противостояние внутри традиционных спортивных культур между коммерческим, профессионализирующемся и альтернативным направлениями (натуральными, природными, аутентичными крыльями). Понятие постспорта как раз и фиксирует важные изменения внутри этих субкультурных сцен, спровоцированные широким использованием особой рисковой экзотики этой молодежи для практик культурного корпоратива.

Все более активно проявляется также формирование новой идентичности – «горожанства», когда городской функционал переартикулируется, переформатируется в сторону «новой» власти – самих жителей, в нашем случае – молодежи. Город осваивается и присваивается разными способами – через открытые перфомансы, флеш-мобы, новые гражданские проекты. Отдельной и часто агрессивной формой завоевания города становятся протестные выступления. По большому счету это публичная коммуникация по поводу того, кому все-таки принадлежит город. Все более популярными становятся «взрослые» городские игры – стриттрейсеры, присваивающие себе ночные трассы городов, бойцовские клубы, встраивающие свои практики в контексты городских парков и зоны отдыха, дневные и ночные дозоры, устраивающие поиски «кладов» по городским картам, переартикулируя назначения городских строений и площадок, городские путешественники, устраивающие соревнования по типу пионерских зарниц, превращая улицы в пересеченные местности.

Динамика субкультурных рынков сказалась и на изменении предложений для тех или других групп. Все более обособляются в качестве потребителей эксклюзивных, не массовых товаров современные готы, утонченно замысловатыми становятся потребительские пристрастия поклонников аниме (специфическая одежда, куклы, фильмы, практики кросспола). Хипстеры, пожалуй одна из первых постгламурных субкультур, формируют спрос на эксклюзивные и при этом как бы вторичные товары (секонд хенд, богемный винтаж, стеб-гламур), становятся одними из самых активных пользователей фото- и видеотехники.

Урок десятый. Начало нового десятилетия

Одним из основных вопросов, с которыми взрослые обращаются мысленно или вживую к детям – это вопрос мотива. Чего они, молодые, хотят на самом деле? Как в этом разобраться и как помочь им хотеть правильно и правильного? Как замотивировать молодежь: убирать квартиру, идти на выборы, хорошо учиться, поддерживать дисциплину и заботиться о родителях? Эти вопросы, однако, остаются вопросами взрослого контекста и взрослого поколеннческого пространства. Мне кажется, что поколению адекватных «Я+» сложно ответить на них, потому что в их словаре может и не быть понятия мотива. Зато есть другие координаты – желание настоящего (правды, искренности) и удовольствия (своего и понимаемого в контексте своих). Молодежь рубежа десятилетий отказывается учиться двоемыслию, она хочет перемен и правды.

Примечания


[1] Do It Yourself самодеятельность (не только в узко художественном смысле) - это, конечно же, не обязательно молодежная практика. Однако именно в молодежной среде она наделяется чертами знаковости и принадлежности к специфически современному направлению активности. Смысл ее - в выходе из под рыночного контроля, управляющего потребительскими потребностями и формирующего массовые вкусы.

[2] В качестве характерного примера сошлюсь на следующее высказывание: "С нынешним молодым поколением уже ничего нельзя сделать — оно пропало. Это дети ограбленных в 90-е родителей, и теперь из них выходят скинхеды и нацболы. Надо спасать тех, кому сейчас два года, и тех, кто еще не родился» (Депутат Госдумы, кинорежиссер Станислав Говорухин на парламентских слушаниях 16 законопроектов, касающихся нравственного воспитания детей) . «Новые известия» от 3 июня 2008 года

[3] В 2011 году творческий коллектив Центра молодежных исследований ГУ-ВШЭ (СПб) продолжает исследование городских пространств в контексте формирования новых молодежных солидарностей в рамках проекта: «Молодежные солидарности в локальном и глобальном контексте: экономика, политика, культура» (При поддержке ЦФИ ГУ-ВШЭ, 2011)

Автор — доктор социологических наук, директор Центра молодежных исследований ГУ-ВШЭ (СПб) и НИЦ «Регион» (УлГУ).

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

17:45 МЧС предупредило москвичей о надвигающейся непогоде
17:27 Посол Молдавии отозван из России в Кишинев
17:02 В Белом доме признали прогресс в отношениях с Россией
16:54 Лидеру SERB не дали засудить Навального за испорченный День России
16:47 Рогозин встретился в Сирии с Асадом
16:37 Горячий чай связан с понижением риска глаукомы
16:24 Умер глава международного «Мемориала» Арсений Рогинский
16:09 Обаму обвинили в развале дела о причастности «Хизбаллы» к торговле наркотиками
15:35 Россию и Китай в США назвали странами-ревизионистами
14:54 Москва обвинила Киев в своем уходе из центра по контролю минских соглашений
14:37 Поджигателя кинотеатра перед показом «Матильды» отправили на принудительное лечение
14:23 У озера Лох-Несс найдена могила бронзового века
14:04 Илья Яшин подаст в суд на мэра Москвы Сергея Собянина
14:03 Песков отказался обсуждать наказание Улюкаева
14:00 Навальный подаст документы на регистрацию в ЦИК
13:55 Песков призвал к сотрудничеству ЦРУ и ФСБ
13:07 Генпрокуратура затребовала на Украине предполагаемого убийцу Пола Хлебникова
13:05 ЦИК запустил обратный отсчет до выборов президента РФ
12:50 На островном «дальневосточном гектаре» устроят площадку для квестов
12:41 Apple закроет музыкальный магазин iTunes
12:39 Число гимназистов «Сколково» удвоится к 2021 году
12:34 «Сколково» представил целевые показатели на 2020 год
12:25 Спустя 130 лет редкая бабочка вновь встретилась энтомологам
12:13 Каддафи-младший решил возглавить Ливию и призвать на помощь ООН
12:02 Россельхознадзор разрешил поставки шпрот из Латвии и Эстонии
11:41 Минфин простит долги предпринимателям
11:21 Саакашвили отказался отвечать на вопросы украинских прокуроров
11:20 Новым «Звездным войнам» не хватило шага до кассового рекорда
10:54 СМИ узнали о возможном выделении 19 трлн рублей на перевооружение армии
10:31 Саакашвили изложил свою версию истории письма к Порошенко
10:29 Власти Рима отменили указ об изгнании Овидия
10:28 США потратят 200 млн долларов на сдерживание России
10:06 Три НПФ продали акции Промсвязьбанка до объявления о его санации
10:02 В Израиле умерла любимая учительница Путина
09:45 Полиция обыскала дом написавшей о слежке за Россией журналистки
09:41 Правозащитники рассказали о просьбах Улюкаева в СИЗО
09:26 Еще одна биржа в США начала торговать фьючерсами на биткоины
09:15 На Дальнем Востоке появится новая армия
09:05 Депутаты ГД предложили штрафовать стритрейсеров на миллион рублей
08:45 Посол РФ в США в Вашингтоне встретится с замгоссекретаря
08:22 60 нацгвардейцев пострадали при столкновении со сторонниками Саакашвили
08:07 В ЦРУ отказались обсуждать помощь в предотвращении теракта в Петербурге
07:50 18 декабря официально началась президентская кампания
17.12 21:00 Президент Финляндии ответил на информацию о слежке за военными РФ
17.12 20:27 Компания Ковальчука претендует на крымский завод шампанского «Новый свет»
17.12 20:04 Сборная РФ по хоккею выиграла Кубок Первого канала
17.12 19:44 ЦРУ передало Москве данные о подготовке теракта в Петербурге
17.12 19:16 При столкновениях со сторонниками Саакашвили пострадали десятки полицейских
17.12 18:35 СМИ назвали место содержания главаря ИГ
17.12 18:08 Опубликовано видео ликвидации боевиков в Дагестане
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.